МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 2 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа школьная театральная студия «Дебют» (10-11 класс) г. Богданович, 2023 г. СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка Раздел 1. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Раздел 2. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы с указанием форм организации и видов деятельности Раздел 3. Тематическое планирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Приложение № 1 Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Литература Пояснительная записка Нормативно-правовая основа: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196«; 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ». 12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 13. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству. Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественноречевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника, сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона обучающихся, повышению культуры поведения. Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающеэстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами. Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру. Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат. На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства. Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на формирование личностных и метапредметных результатов, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников. Актуальность программы В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений. Новизна образовательной программы состоит в том, что учебновоспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения. Программа способствует формированию духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним. В программе выделено два типа задач. Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра. Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре. Целью программы является эстетическое, интеллектуальное, нравственное развитие воспитанников, воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности. Задачи, решаемые в рамках данной программы: - знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии); - поэтапное освоение детьми различных видов творчества; - совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях; - развитие речевой культуры; - развитие эстетического вкуса; - воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других. Программа рассчитана для учащихся 10-11 классов, на 1 год обучения. На реализацию программы «Школьная театральная студия» в 10-11 классах отводится 1 час в неделю. Занятия проводятся по 40 минут. 70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся. Это: репетиции, показ спектаклей, подготовка костюмов, посещение театров. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов, репетиции. Для успешной реализации программы будут использованы интернетресурсы, посещение спектаклей. Программа включает следующие разделы: 1. Роль театра в культуре. 2. Театрально-исполнительская деятельность. 3. Занятия сценическим искусством. 4. Основы терминов. 5. Просмотр профессионального театрального представления. 6. Основы пантомимы. Программа строится на следующих концептуальных принципах: Принцип успеха. Каждый участник студии должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Принцип динамики. Предоставить воспитаннику возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться. Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год. Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков и юношей, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок. Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видео и аудио записи. Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов. Занятия театральной студии состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства. Формы работы: Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены. Основными формами проведения занятий являются: - театральные игры, - конкурсы, - викторины, - беседы, - экскурсии в театр и музеи, - спектакли, - праздники. Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству. Методы работы: Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности. Важной формой занятий данного кружка являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов; устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения. Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей. Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме. 1. Раздел. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: обучающиеся научатся: - правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля; - виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма, комедия, трагедия; - чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок; - наизусть стихотворения русских авторов. обучающиеся будут уметь - владеть комплексом артикуляционной гимнастики; - действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему; - произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах; - произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие; - произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями; - читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения; - строить диалог с партнером на заданную тему; - подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями. Предполагаемые результаты реализации программы В результате реализации программы у учащихся будут сформированы УУД. Личностные результаты: - потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; - целостность взгляда на мир средствами литературных произведений; - этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы; - осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития. Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: - понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; - планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой; - осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; - анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». Познавательные УУД: - пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя; - понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; - проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценирование. Коммуникативные УУД: - включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность - работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; - обращаться за помощью; - формулировать свои затруднения; - предлагать помощь и сотрудничество; - слушать собеседника; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; - формулировать собственное мнение и позицию; - осуществлять взаимный контроль; - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Раздел 2. Содержание дополнительной общеразвивающей программы (34 часа) общеобразовательной Занятия в студии ведутся по программе, включающей несколько разделов. 1 раздел. (1 час) Вводное занятие. На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный ком». Руководитель знакомит студийцев с программой, правилами поведения на занятиях в студии, с инструкциями по охране труда. В конце занятия - игра «Театр – экспромт»: «Колобок», «Маска, я тебя знаю» и др. 2 раздел. (2 часа) Различные виды театров. Ведущие театры России и мира. Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств. Знакомство с театрами России, Екатеринбурга. Ведущие театры мира. (Виртуальная экскурсия или презентация) 3 раздел. (3 часа) Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Задачи учителя. Учить студийцев ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственноэстетические качества. 4 раздел. (2 часа) Этюды. Задачи учителя: показать правила постановки этюда. Учить сочинять этюды по сказкам, басням, отрывкам из литературных произведений. Научить составлять этюды на заданную тему; «Выиграли спортивные соревнования!», «Решил трудную задачку», «Осень. В парке» и др. 5 раздел. (2 часа) Миниатюра. Задачи учителя: показать правила постановки миниатюры. Чем отличается миниатюра от этюда. Научить составлять миниатюры на заданную тему. 6 раздел. (4 часа) Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Задачи учителя: Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы, эссе и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас. 7 раздел.(2 часа) Основы сценического движения. Игры и упражнения, направленные на развитие движения на сцене. Задачи учителя. Развивать умение двигаться по сцене, соблюдая «геометрию сцены», движение с партнером, движение с группой лиц. Основы хореографии. 8 раздел.(2 часа) Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей воспитанников, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма». Задачи учителя. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных, людей с помощью выразительных пластических движений. 9 раздел. (1 час) Основы театральной культуры. Воспитанников знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура актера и культура зрителя). Задачи учителя. Познакомить студийцев с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре. 10 раздел. (2 часа) Основы грима. Задачи учителя. Познакомить студийцев с гримировальными принадлежностями, правила гигиены при нанесении грима. Особенности гримировки различных сценических образов: характерный грим, национальный грим и т.д. 11 раздел. (3 часа) Декорация. Изготовление декораций. Задачи учителя: Познакомить студийцев с техникой исполнения разных видов декораций (виртуальная экскурсия в цех изготовления декорация одного из театров). Подготовить декорации для спектакля. 12 раздел. (2 часа) Музыкальное оформление спектакля. Роль музыки в оформлении спектакля и сопровождении игры актеров. Задачи учителя: Познакомить студийцев с музыкальным сопровождением спектакля, подбор музыки к спектаклю. Роль музыкального режиссера в театре. 13 раздел. (2 часа) Сценический костюм. История сценического костюма. Техника изготовления костюма. Задачи учителя: Познакомить студийцев с историей возникновения и развития сценического костюма. Обсуждение и изготовление костюмов к спектаклю. 14 раздел. (5 часов) Работа над спектаклем (пьесой, сказкой) Базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Репетиционный период. Показ спектакля. Задачи учителя. Учить сочинять этюды по сказкам, басням, отрывкам из литературных произведений; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи. 15 раздел. (1 час) Заключительное занятие. Подведение итогов занятий в студии. Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок. Раздел 3. Календарно-тематическое планирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы школьная театральная студия «Дебют» Учебно-тематический план на 2023-2024 учебный год № п/п Содержание программы Всего часов 1. Вводные занятия 1 2. Различные виды театров. Ведущие театры России и мира. 2 3. Театральная игра 3 4. Этюды 2 5. Миниатюра. 2 6. Культура и техника речи 4 7. Основы сценического движения 2 8. Ритмопластика 2 9. Основы театральной культуры 1 10. Основы грима. 2 11. Декорация. Изготовление декораций. 3 12. Музыкальное оформление спектакля. 2 13. Сценический костюм. 2 14. Работа над спектаклем, показ спектакля 5 15. Заключительное занятие. Подведение итогов работы студии. 1 Итого: 34 Календарно-тематическое планирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы школьная театральная студия «Дебют» № п/п Тема Основное содержание занятия Колво часов Формы и методы работы Вид деятельности Виды контроля Примечание Задачи и особенности занятий в театральном объединении, коллективе. Игра «Театр – экспромт»: «Колобок». 2-3 Здравствуй Дать студийцам , театр! возможность Различные окунуться в мир виды фантазии и театров. воображения. Ведущие Беседа о театре. театры Значение театра, России и его отличие от мира. других видов искусств. Знакомство с театрами России, Екатеринбурга. Ведущие театры мира. (Виртуальная экскурсия или презентация) 4-6 Театральн Как вести себя на сцене. Учить ая игра школьников ориентироваться в пространстве равномерно размещаться на площадке. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему. Учимся сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Викторина по сказкам 7-8 Этюды Правила постановки этюда. Учить сочинять этюды по сказкам, басням, отрывкам из литературных произведений. Научить составлять этюды на заданную тему; «Выиграли спортивные соревнования!», «Решил трудную задачку», «Осень. В парке» и др. 9 Миниатюр Показать правила постановки а миниатюры. Чем 1 Вводное занятие. 1 беседа Решение организационных вопросов. текущий Понятие «экспромт» 2 Фронтальна я работа Просмотр презентаций текущий Возможно использован ие Интернетресурсов 3 Коллективн ая работа Знакомство с правилами поведения на сцене предварите льный Понятие «рифма» 2 Групповая работа Основы сценического движения по заданной теме. Текущий Понятие «этюд» 2 Групповая работа Основы сценического движения по Текущий Понятие «миниатюра» отличается миниатюра от этюда. Научить составлять миниатюры на заданную тему. 1013. Культура и техника речи. Театральна я азбука. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы, эссе и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас 4 Групповая индивидуал ьная, коллективн ая. заданной теме. Работа над темпом, громкостью, мимикой на основе игр: «Репортаж с соревнований по гребле», «Шайба в воротах», «Разбилась любимая мамина чашка». Разучивание скороговорок, считалок, потешек и их обыгрывание Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Игра «Сказка теремок». Знакомство с содержанием сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ Разучиваем пословицы. Инсценировка пословиц. Играминиатюра с пословицами «Объяснялки» Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя). Упражнения на развитие артикуляционног о аппарата. 1.Упражнения «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)», «Надуваем щёки». 2.Упражнения для языка. Упражнения для губ. Радиотеатр; озвучиваем Промежут очный контроль. Показ сказки. Зачетная работа по выразительн ому чтению стихотворен ий (по выбору) Соревновани е чтецов. Показ презентации «Пословицы в картинках» сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка и т. п.). 1415. Основы сценическ ого движения. Развивать умение двигаться по сцене, соблюдая «геометрию сцены», движение с партнером, движение с группой лиц. Основы хореографии. Создание образов с помощью жестов, мимики. Учимся создавать образы животных, людей с помощью выразительных пластических движений. 2 Основы Театр - искусство театрально коллективное, й спектакль культуры результат 16- Ритмоплас 17. тика 18. Игры и упражнения направленные на развитие движения на сцене. Индивидуа льная работа Наглядные методы Основы сценического движения по заданной теме. Предварит ельный Работа над созданием образов животных, людей с помощью жестов и мимики текущий 1 Групповая работа, поисковые методы Познакомить с правилами поведения в театре. Как вести себя на сцене. Учить ориентироватьс яв пространстве, равномерно размещаться на площадке. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему. текущий Видеосюжет ы по театральному этикету. 2 творческого труда многих людей различных профессий Правила «геометрии сцены» 1920. Основы грима 2 Познакомить студийцев с гримировальным и принадлежностя ми, правила гигиены при нанесении грима. Особенности гримировки различных сценических образов: характерный грим, национальный грим и т.д. Групповая работа, поисковые методы Побор иллюстраций литературных героев и особенности выразительности образов. текущий Видеосюжет ы 2123. Декорация . Изготовле Познакомить студийцев с техникой Групповая работа, коллективн Подготовить декорации для текущий Понятие «Художник – 3 ние декораций. 2425. 2627. 2833 исполнения разных видов декораций (виртуальная экскурсия в цех изготовления декорация одного из театров). Музыкаль Познакомить ное студийцев с оформлени музыкальным е сопровождением спектакля. спектакля, подбор Роль музыки к музыки в спектаклю. Роль оформлени музыкального и режиссера в спектакля театре. и Музыкальные сопровожд пластические игры ении игры и упражнения актеров. Сценическ Познакомить ий костюм. студийцев с История историей сценическ возникновения и ого развития костюма. сценического Техника костюма. изготовлен ия костюма. Работа над Учить сочинять спектакле этюды по сказкам, м (пьесой, басням, отрывкам сказкой) из литературных Базируется произведений; на развивать навыки авторских действий с пьесах и воображаемыми включает в предметами; учить себя находить знакомств ключевые слова в о с пьесой, отдельных фразах сказкой, и предложениях и работу над выделять их спектакле голосом; м – от развивать умение этюдов к пользоваться рождению интонациями, спектакля. выражающими Репетицио разнообразные нный эмоциональные период. состояния Показ (грустно, спектакля. радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять ый творческий поиск. спектакля. декоратор» 2 Групповая работа, коллективн ый творческий поиск. Подборка музыкальных произведений к спектаклю. текущий Понятие «Звукорежис сер» театра 2 коллективн ый творческий поиск Обсуждение и изготовление костюмов к спектаклю. Промежут очный Понятия «костюмер», «художник по костюму» 5 Индивидуа льный, групповой коллективн ый творческий поиск Разработка этюдов, мизансцен, репетиции диалогов, коллективных сцен. Генеральная репетиция. Итоговый. Съемка спектакля. 33 Заключите льное занятие. Итого: словарный запас, образный строй речи. Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок. 1 Фронтальна я работа. Словесные методы «Капустник» показ любимых инсценировок Заключите льный Просмотр фото и видеозаписи выступлений студийцев в течении года 34 Приложение № 1 Материально-техническое обеспечение образовательного процесса мультимедийное оборудование; аудио и видео записи из коллекции. костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок; элементы костюмов для создания образов сценический грим; видеокамера для съёмок и анализа выступлений. электронные презентации. сценарии сказок, пьес, литературные произведения. Список литературы Алянский, Ю.Л. Азбука театра / Ю.Л. Алянский. – М.: АРКТИ, 1998. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М. 1987 Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2006. Газета: «Начальная школа», №30, 1999 г; Генералова И.А. Театр (Методические рекомендации для учителя). – М., 2005. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. – М. 1967. Григорьев Д.В. Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. М.2010 г. Дж. Родари. Грамматика фантазии. – М. 1978 Доронова, Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности / Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 1998. Журнал: «Начальная школа» №7, 1999 г.; Запорожец Т.И. Логика сценической речи. – М. 1974. Зарубина, В.Е. Куклы / В.Е. Зарубина. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. И.А. Генералова «Театр» (пособие для дополнительного образования) М: «Баллас» 2010 Казанский О.А. Игры в самих себя. – М. 1995. Макарова Л.П. Театрализованные праздники для детей. – Воронеж. 2003. Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. – М. 1875. Т.Н. Караманенко. Кукольный театр. М. 2001; Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой / Л.Б. Фесюкова. – М.: Фолио, 2000. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М. 2003. Ястребова, А.В. Хочу в школу / А.В. Ястребова, О.И. Лазоренко. – М.: АРКТИ, 1999.