Дополнительная ОО программа технической направленности 3D моделирование 7-8 класс Васильев С.В. 2023-2024 уч. г

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 2

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Технической направленности
«3D моделирование»
(7-8 класс)

г. Богданович, 2023 г.

Содержание
Пояснительная записка
Раздел 1. Планируемые результаты освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Раздел 2. Содержание дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Раздел 3. Тематическое планирование дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Приложение № 1
Материально-техническое обеспечение.
Критерии оценки результатов итоговой аттестации обучающихся
Приложение № 2
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Список литературы для учащихся
Список литературы для учителя
Электронные ресурсы
Технические средства обучения

Пояснительная записка
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее — ФЗ);
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N. 996-p);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил CП 2.4.3648-20
«Санитарно—эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее — СанПиН);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 3я 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г.
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее — Порядок);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября
2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 N.
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»; Письмо Минобрнауки России от
18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № AK—2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ».
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № BK-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ, способствующих социально-психологической реабилитации,
профессиональному
самоопределению
детей
с
ограниченными

возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 1б2-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
Направленность программы: техническая.
Актуальность программы: заключается в преемственности развития
творческой активности учащихся в процессе технологической подготовки в
школе. Вызвана постоянно растущей ролью информации в жизни человека на
современном этапе, сталкиваясь с которой неподготовленный человек не в
состоянии правильно ее обработать и использовать в своей
профессиональной деятельности. Огромный поток научной, технической и
другой информации требует от современного человека высокой
мыслительной культуры; навыков точной и быстрой ориентации в научных
теориях, экономических и технических проектах; умений грамотно
вычленить и рационально решить любую теоретическую или практическую
проблему.
Отличительные особенности - В основу данной программы заложено
духовно-нравственное,
художественно-эстетическое
и
техническое
воспитание обучающихся среднего школьного возраста через знакомство с
современными способами обработки конструкционных материалов.
Образовательная программа актуальна, поскольку современная ситуация в
стране предъявляет системе дополнительного образования детей социальный
заказ на формирование творческой, целостной самодостаточной личности,
обладающей широким кругозором, запасом необходимых ценностных
ориентиров, без которых невозможно органичное существование человека в
окружающем мире.
Адресат программы: Данная программа рассчитана на 1 год обучения
обучающихся 7-8 классов в возрасте 13-14 лет и ориентирована на
обеспечение условий для конкретного творческого труда, изучение основ
компьютерного моделирования и изготовления изделий с применением 3Dпринтера.
Объем и сроки освоения: Занятия проводятся один раз в неделю по 1
академическому часу в объеме 34 часов в год.
Форма обучения: очная
Особенности организации образовательного процесса: рекомендуемое
количество учащихся в объединении до 20 человек возрастной категории 1314 лет. Учитывая индивидуальные особенности развития детей, местные
условия, интересы обучающихся, в программе возможны изменения в
продолжительности и порядке прохождения тем.
Режим занятий – 1 раз в неделю, продолжительностью 1 академический час.
Общий объем – 34 часа в год.
Цели и задачи программы

Цель программы: знакомство с технологиями трехмерного моделирования и
приобретение знаний и навыков, необходимых для решения конкретных
практических задач.
Реализация намеченной цели осуществляется путѐм решения
следующих задач:
Обучающих:
•Ознакомиться с современными технологиями проектирования и
производства изделий, основанными на использовании компьютерной
техники;
•Освоить методы решения простейших конструкторских и технологических
задач;
•Изучить основы 3D печати;
•Изучить устройство и принцип работы 3D принтера;
•Приобрести навыки компьютерного трѐхмерного геометрического
моделирования изделий;
•Получить
основные
знания
по
документированию
процессов
проектирования и технологической подготовки производства изделий.
Развивающих:
•Развивать художественно - творческие способности учащихся;
•Развивать фантазию, память, эмоционально - эстетическое отношение к
предметам и явлениям действительности;
•Формировать творческую индивидуальность в различных направлениях
технического и декоративно - прикладного творчества;
•Формировать представление о мастере как о творческой личности;
Воспитывающих:
•Прививать любовь к техническому творчеству;
•Пробуждать интерес к обработке материалов и к еѐ новым, современным
направлениям;
•Развивать терпение, настойчивость, трудолюбие;
•Формировать навыки работы в коллективе.
•Приобрести знания основ технологической культуры.
•Развивать у обучающихся навыки познавательной, творческой деятельности;
Раздел 1. Планируемые результаты освоения
общеобразовательной общеразвивающей программы

дополнительной

Личностные результаты:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики;
развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
при работе с графической информацией;

формирование
коммуникативной
компетентности
в
процессе
образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности.
Метапредметные результаты:
умение ставить учебные цели;
умение использовать внешний план для решения поставленной задачи;
умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации;
умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения учебного
задания по переходу информационной обучающей среды из начального
состояния в конечное;
умение сличать результат действий с эталоном (целью);
умение вносить коррективы в действия в случае расхождения результата
решения задачи с ранее поставленной целью;
умение оценивать результат своей работы с помощью тестовых
компьютерных программ, а также самостоятельно определять пробелы в
усвоении материала курса.
Предметные результаты:
умение использовать терминологию моделирования;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: модель,
эскиз, сборка, чертеж;
повышение уровня развития пространственного мышления и, как следствие,
уровня развития творческих способностей;
обобщение имеющихся представлений о геометрических фигурах, выделение
связи и отношений в геометрических объектах;
формирование навыков, необходимых для создания моделей широкого
профиля и изучения их свойств;
документирование результатов труда и проектной деятельности;
проектирование виртуальных и реальных объектов и процессов,
использование системы автоматизированного проектирования;
моделирование с использованием средств программирования;
выполнение в 3D масштабе и правильное оформление технических рисунков
и эскизов разрабатываемых объектов;
грамотное пользование графической документацией и техникотехнологической информацией, которые применяются при разработке,
создании и эксплуатации различных технических объектов;
осуществление технологические процессов создания материальных объектов,
имеющих инновационные элементы.
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать графические объекты для
решения учебных и творческих задач;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации;
поиск и выделение необходимой информации в справочном разделе
учебников;
владение устной и письменной речью.
Раздел
2.
Содержание
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы
Раздел 1. Введение
1.1 Модели и моделирование. Принципы и особенности моделирования
Теория: Обзор программы курса. Инструктаж по ТБ. Виды и свойства
моделей, методы моделирования.
Практика: Ознакомление с практическими приемами соблюдения ТБ
1.2 Рабочее место и комплекс программного обеспечения
Теория: Интерфейс программного обеспечения. Включение и выключение
устройства. Основные функции меню. Режимы открытия и сохранения
файлов.
Практика: Работа на ПК в программе 3D моделирования.
1.3 Экскизирование и макетирование в 3D моделировании
Теория: Этапы моделирования: эскиз-макет-прототип-модель.
Практика: разработка эскиза и макета объекта из доступных материалов.
1.4 Знакомство с принципами трехмерного моделирования
Теория: Интерфейс программного обеспечения. Масштабирование, поворот,
дублирование.
Практика: Работа на ПК в программе 3D моделирования.
1.5 Творческая и зачетная творческая работа в Lego Digital Designer
Теория: Особенности творческого моделирования. Различные подходы к
творческому моделированию.
Практика: Создание 3D модели в Lego Digital Designer.
1.6 Принципы моделирования из готовых объектов
Теория: Интерфейс программного обеспечения. Включение и выключение
устройства. Основные функции меню. Режимы открытия и сохранения
файлов.
Практика: Работа на ПК в программе 3D моделирования.
1.7 Знакомство с программой Google Sweet Home. Изменение размеров
объектов
Теория: Интерфейс программного обеспечения. Масштабирование, поворот,
дублирование.

Практика: Работа на ПК в программе 3D моделирования.
1.8 Разработка эскиза интерьера помещения. Принципы зонирования
помещений.
Теория: Этапы моделирования: эскиз-макет-прототип-модель.
Практика: разработка эскиза объекта.
1.9 Изменение цвета объектов. Наложение текстуры.
Теория: Режим редактирования. Экструдирование объекта. Работа с разными
видами модели. Текстурирование.
Практика: Работа на ПК в программе 3D моделирования.
1.10 Рендеринг моделей.
Теория: Интерфейс и настройки рендера, выбор освещения и сцены.
Практика: Рендер модели.
1.11 Творческая работа в Google Sweet Home.
Теория: Особенности творческого моделирования. Различные подходы к
творческому моделированию.
Практика: Разработка 3D модели в Google Sweet Home.
Раздел 2. Работа с 3D моделями
2.1 Знакомство с программой Tinkercad.
Теория: Режим редактирования. Экструдирование объекта. Работа с разными
видами модели. Текстурирование.
Практика: Работа на ПК в программе 3D моделирования.
2.2 Методы создания 3D объектов (4 часа)
Теория: Режим редактирования. Методы построения объекта –
выдавливание, вырезание, вращение. Работа с разными видами модели.
Текстурирование.
Практика: Работа на ПК в программе 3D моделирования
2.5 Рендеринг моделей
Теория: Интерфейс и настройки рендера, выбор освещения и сцены.
Практика: Рендер модели.
2.6 Творческая работа в Tinkercad
Теория: Особенности творческого моделирования. Различные подходы к
творческому моделированию.
Практика: Разработка 3D модели в Tinkercad
Раздел 3. 3D печать
3.1 Знакомство с принципами 3D печати и работы 3D принтера
Теория: Строение и принцип работы принтера, его основные настройки.
Виды пластиков для печати. Подготовка принтера к печати, температурные
режимы, настройка скорости печати и заполнения модели.
Практика: настроечные работы с принтеров.
3.2 Виды и свойства пластиков для печати. Работа с программой-слайсером.
Теория: Понятие слайсинг модели, параметры слайсинга. Знакомство с
программой-слайсером. Слайсинг модели. Температурные режимы для
разных видов пластика.
Практика: Конвертирование модели в слайс-файл. Печать пластиками
3.3 Подготовка 3D принтера к печати. Печать модели

Практика: Подготовка принтера к печати, выбор и установка температурного
режима, настройка скорости печати и заполнения модели.
Практика: Контроль печати, расхода пластика и температурного режима.
Раздел 4. Кейс: Итоговая работа.
4.1 Вводное занятие.
Теория: Выбор и обоснование темы проекта. Подходы к выполнению
проектной деятельности. Анализ выбранного направления работы ТРИС –
методиками.
4.2 Предпроектное исследование
Теория: Этапы выполнения проекта.
Практика: Поиск информации в сети Интернет.
4.3 Дизайн-проектирование
Практика: Разработка эскиз-проекта.
4.4 Макетирование
Практика: Разработка макета. Анализ недостатков макет-модели.
4.5 Освоение методов работы в программе 3D моделирования Tinkercad
Практика: Разработка 3D модели на основе макета с учетом выявленных
недостатков.
4.6 Разработка прототипа (3 часа)
Практика: Разработка 3D модели на основе макета, наложение текстуры.
Подбор параметров будущей печати.
4.7 Приобретение навыков работы с 3D-печатью
Практика: Настройка принтера. Печать модели.
4.8 Подготовка к презентации продукта. Представление и защита проекта.
Теория: Способы презентации, цели презентации продукта.
Практика: подготовка презентационных материалов. Презентация продукта.
Ответы на вопросы. Самоанализ проекта. Рефлексия.
Раздел
3.
Тематическое
планирование
общеобразовательной общеразвивающей программы
№

дополнительной

Тема занятия

1 Модели и моделирование. Принципы и особенности моделирования.
2 Рабочее место и комплекс программного обеспечения
3 Экскизирование и макетирование в 3D моделировании
4 Знакомство с принципами трехмерного моделирования
5 Творческая работа в Lego Digital Designer
6 Зачетная творческая работа в Lego Digital Designer
7 Знакомство с программой Tinkercad.
8 Методы создание простейших 3D объектов
9 Методы создание 3D объектов сложной формы
10 Создание 3D объектов методом вращения

11 Текстурирование в 3D моделировании
12 Рендеринг моделей
13 Творческая работа в Tinkercad
14 Творческая работа в Tinkercad
15 Знакомство с принципами 3D печати
16 Принцип работы 3D принтера
17 Виды и свойства пластиков для печати
18 Работа с программой-слайсером
19 Подготовка 3D принтера к печати
20 Подготовка 3D принтера к печати
21 Печать модели
22 Кейс 1. Вводное занятие
23 Кейс 1. Предпроектное исследование
24 Кейс 1. Дизайн-проектирование
25 Кейс 1. Макетирование
26 Кейс 1. Освоение методов работы в программе 3D моделирования Tinkercad
27 Кейс 1. Освоение методов работы в программе 3D моделирования Tinkercad
28 Кейс 1. Освоение методов работы в программе 3D моделирования Tinkercad
29 Кейс 1. Разработка прототипа
30 Кейс 1. Разработка прототипа
31 Кейс 1. Разработка прототипа
32 Кейс 1. приобретение навыков работы с 3D-печатью
33 Кейс 1. Подготовка к презентации продукта
34 Кейс 1. Представление и защита проекта

Приложение № 1
Материально-техническое обеспечение.
Для реализации содержания программы педагогу необходимо иметь:
1. Компьютер с установленным ПО-10 шт.
2. 3D принтер - 1 шт.
3. Расходные материалы (пластик PLA)
Критерии оценки результатов итоговой аттестации обучающихся
Для оценки качества знаний, умений и навыков обучающихся используется
уровненная система оценки. Определение уровней исходит из степени
усвоения программного материала обучающимися:
1. Высокий уровень:

обучающийся знает:
-современные технологии проектирования и производства изделий,
основанные на использовании компьютерной техники;
-методы решения простейших конструкторских и технологических задач;
-основы трехмерной печати различными методами;
-основы настройки 3D принтера;
-способы компьютерного трѐхмерного геометрического моделирования
изделий в различных программах;
-основные приѐмы по документированию процессов проектирования и
технологической подготовки производства изделий.
2. Средний уровень:
Обучающийся знает:
-современные технологии проектирования и производства изделий,
основанные на использовании компьютерной техники;
-методы решения простейших конструкторских и технологических задач;
-основы трехмерной печати;
-способы компьютерного трѐхмерного геометрического моделирования
изделий;
3. Низкий уровень:
-обучающийся постоянно обращается за помощью к педагогу при работе с
программным обеспечением, изготовлении изделий; в работе допускает
небрежность, невнимателен, начатое дело не всегда доводит до конца.
Приложение № 2
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Список литературы для учащихся:
А.А. Богуславский, Т.М. Третьяк, А.А. Фарафонов. КОМПАС-3D Практикум
для начинающих–М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2006 г. (серия «Элективный курс
Профильное обучение»)
Азбука КОМПАС 3D V15. ЗАО АСКОН. 2014 год. 492 с.
Анатолий Герасимов. Самоучитель. КОМПАС 3D V12. - БХВ-Петербург.
2011 год. 464с.
Потемкин А. Твердотельное моделирование в системе КОМПАС-3D. – С-П:
БХВ-Петербург 2014г.
Список литературы для учителя:
КОМПАС-3D LT. Трехмерное моделирование. Практическое руководство.
КОМПАС-3D LT: учимся моделировать и проектировать на компьютере.
Разработчик
А.А.
Богуславский,
И.Ю.
Щеглова,
Коломенский
государственный педагогический институт.

Электронные ресурсы:
http://www.kompasvideo.ru/lessons/ - Видео уроки КОМПАС 3D
http://kompas-edu.ru - Методические материалы размещены на сайте
«КОМПАС в образовании»
http://www.ascon.ru – сайт фирмы АСКОН.
http://kursak.net/prakticheskie-raboty-v-sapr-kompas-3d/ - Практические работы
в САПР «Компас-3D»
Технические средства обучения
демонстрационное оборудование, предназначенное для демонстрации
изучаемых объектов;
вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для
обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения
наглядных средств обучения, эффективной организации проектной
деятельности, в т. ч. принтер, сканер.
дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы,
интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные
презентации, тематически связанные с содержанием курса;
Программное обеспечение: КОМПАС-3D LT


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».