Лист анализа урока (в соответствии с ФГОС ООО)

Лист анализа урока в соответствии с ФГОС основного общего образования*
Класс_____________________________ Дата______________________________________
Учитель
Эксперт _________________________________________________________________________
Тема
Цели урока:
№

ПАРАМЕТРЫ

1. Целеполагание
1.1
Преобразование педагогической цели в проблемную ситуацию,
ведущую к целеобразованию
1.2
Групповое обсуждение значения темы и цели урока для решения
жизненных задач обучающегося
1.3
Групповое интервью о значении темы и цели урока для изучения
предмета
1.4
Организация сопоставления индивидуальных целей с вариантом,
предложенным педагогом (учебником)
1.5
Групповое обсуждение того, что знают учащиеся и что хотели бы
узнать о теме урока
1.6
Определение учителем значения темы и цели урока для усвоения
знаний по предмету
2. Обеспечение самостоятельности учеников
2.1
Формулировка целей, учебных задач
2.2
Выбор целей, учебных задач
2.3
Выбор количества и уровня трудности заданий
2.4
Выбор способа выполнения и формы организации деятельности
(индивидуальной, групповой, фронтальной)
2.5
Рассмотрение разных вариантов ответов
2.6
Оценка учащимися своей работы и анализ ответов одноклассников
Максимальный балл:
3. Формирование поисковой активности учащихся
3.1
Выделение учащимися проблем, постановка задач
3.2
Построение гипотез и планов их проверки
3.3
Выполнение обучающимися заданий, имеющих множество
решений
3.4
Поиск информации, дающей представление о происхождении
явления (понятия)
3.5
Поиск способа решения (он не может быть задан)
3.6
Участие обучающихся в дискуссии
Максимальный балл:
4. Реакция учителя на ошибки учащихся
4.1
Использование ошибки, допущенной учащимся, для углубления
знаний
4.2
Предоставление возможности ученику самому исправить ошибку
4.3
Провокация ошибки учителем
4.4
Предупреждение ошибки учителем
4.5
Исправление ошибки другими учащимися
4.6
Исправление ошибки учителем
Максимальный балл:
5. Индивидуальный стиль педагога
5.1
Помощь в прояснении, конкретизации мнения учащегося
5.2
Выражение своего отношение к ситуации взаимодействия на уроке

Баллы

УУД

3

П, К, Л

2,5

Р

2

П, К, Л

1,5

П, К

1,5

П, Р

0,5

П, Р

0,5
0,5
0,5
0,5

Р, П, Л
Р, Л
Р, Л
П, Р, Л

0,5
0,5

Р, Л
Р, Л

3
0,5
0,5
0,5

П, Р
П, Р
П, Р

0,5

П, Р

0,5
0,5
3

П, Р
П, Р

0,5

П, Л

0,5

П, Л

0,5
0,5
0,5
0,5
3

Р
Р, К
Р, К
Р, К

0,5
0,5

П, Л, Р, К
Л, К

Соответствие
предметному
содержанию
урока

Уважительное отношение к дополнениям, предложениям, идеям
обучающихся
5.4
Подбадривание неактивных учащихся, привлечение их к работе
5.5
Инструктаж, советы
5.6
Использование внушений, убеждений учащихся
Максимальный балл:
6. Оценочная деятельность
6.1
Побуждение к самооценке в форме описания продвижения,
переформулирование "недостатков" в позитивные цели
6.2
Организация обсуждения критериев выполнения задания

0,5

Л, К

0,5
0,5
0,5
3

П, К, Л
Л, К, П
Р, Л, К

0,5

Л, Р, П

0,5

Л, Р, П

Отметка продвижения, переформулирование "недостатков" в
позитивные цели
6.4
Ознакомление обучающихся с листом критериального оценивания
до выполнения задания
6.5
Приведение собственного варианта оценки по листу
критериального оценивания, обсуждение вариантов сходства или
различия с данными обучающегося
6.6
Организация оценивания в обобщенном виде: правильно или
неправильно
Максимальный балл:
7. Формирование рефлексии
7.1
Осмысление продвижения в направлении поставленных целей и
задач
7.2
Выявление учащимися причин ошибок, допущенных в работе
7.3
Выполнение заданий, в которых не срабатывает известный способ
решения
7.4
Выполнение заданий "как научить другого решать такие задачи"
7.5
Прогностическая оценка учащимися своих возможностей
7.6
Работа с картой знаний (составление карты, определение своего
места в процессе изучения учебного материала, итоговая
рефлексия)
Максимальный балл:
8. Организация групповой работы учителем
8.1
Предложение учебной задачи, для решения которой необходима
коллективно-распределенная деятельность
8.2
Предложения по оптимизации работы группы (распределение
ролей, структурирование времени и т. д.)
8.3
Контроль соблюдения групповых норм
8.4
Помощь группе (по запросу учащихся)
8.5
Периодическое прояснение ситуации решения
8.6
Прояснение, конкретизация удовлетворенности учащихся
результатом и участием в групповой работе

0,5

Л, Р, П

0,5

Л, Р, П

0,5

Л, Р, П

0,5

Л, Р, П

Максимальный балл:
9. Обучение понятиям
9.1
Соотношение вводимых понятий с опытом учащихся
9.2
Объяснение терминов, непонятных слов и выражений
9.3
Введение задач, содержащих существенные и несущественные
признаки, и объектов, не относящихся к усваиваемым понятиям
9.4
Выделение существенных, необходимых и достаточных признаков
и понятий
9.5
Выяснение места нового понятия в системе других понятий
9.6
Поощрение учащихся к объяснению понятий своими словами
Максимальный балл:

3

5.3

6.3

* Примечания.
1. В таблице используются сокращения.
1.1. В столбце "УУД" (универсальные учебные действия):
• Л – личностные;

3
0,5

Р, П, Л

0,5
0,5

К
П

0,5
0,5
0,5

П, К
П, Р
П, Р

3
0,5

К, П, Р

0,5

К, Р, П

0,5
0,5
0,5
0,5

К, Р
К, Р, П
П
К, П, Р

0,5
0,5
0,5

П, Л
П
П

0,5

П

0,5
0,5
3

П
П

• Р – регулятивные;
• К – коммуникативные;
• П – познавательные.
1.2. В столбце "Соответствие предметному содержанию урока" напротив наблюдаемого
показателя эксперт ставит один из трех знаков:
• "+" – соответствует логике предметного содержания;
• "+,–" – частично соответствует логике предметного содержания;
• "–" – не соответствует логике предметного содержания.
В случае отрицательных значений по данному столбцу – показатель в оценочном столбце
аннулируется. Если выбирается показатель "+, " – показатель уменьшается вдвое. Например,
выбирается показатель "Участие обучающихся в разработке критериев оценки результатов учебной
деятельности", однако процесс формирования критериев отходит от значимой для данной темы
предметной задачи. В этом случае показатель может быть отмечен (обведен в кружок) и перечеркнут,
педагог в итоге не получает балла по данному показателю.
2. Обработка результатов.
Необходимо сложить все выставленные баллы, а потом полученную цифру (К) сравнить с
ключом методики:
• если 18 ≤ К ≤ 27, то на уроке полностью реализован системно-деятельностный подход (высокий
уровень соответствия урока требованиям ФГОС);
• если 9 ≤ К ≤ 17, то на уроке не в полном объеме реализован системно-деятельностный подход
(средний уровень соответствия урока требованиям ФГОС);
• если 0 ≤ К ≤ 8, то на уроке не реализован системно-деятельностный подход (низкий уровень
соответствия урока требованиям ФГОС).
3. Организация экспертизы.
3.1. При организации работы с листом анализа урока необходимо обратить внимание на то, что
учитель еще до урока должен быть ознакомлен экспертом с параметрами наблюдения. В полной мере
педагог может подготовить урок и работать на уроке, ориентируясь на формирование УУД, только при
сознательной ориентации на принципы системно-деятельностного подхода.
Процедура экспертной оценки происходит непосредственно на самом уроке. Экспертная оценка
может быть представлена учителю после ознакомления эксперта с данными самооценки.
Педагог при помощи листа наблюдений оценивает свои варианты работы с ошибками учащихся
на уроке. Присутствующие на занятии специалисты (педагоги-психологи и коллеги – администрация
ОО, педагоги) заполняют свой лист наблюдений. Результаты сопоставляются, обсуждаются, являются
основанием для оценки эффективности учебно-воспитательного процесса и позволяют судить об уровне
профессиональной рефлексии педагога. Накапливающиеся листы наблюдения очерчивают динамику
образовательного процесса в направлении развивающих задач урока, выявляют проблемные зоны,
задачи, которые пока трудны для реализации. А это может быть востребовано при определении
содержания и видов методической работы, педагогического самообразования и просвещения.
3.2. В листе анализа урока представлен избыточный перечень показателей. Максимальный
результат, равный 27 баллам, достигается при анализе урока по девяти направлениям. Эксперту во
время работы с листом анализа урока рекомендуется выбирать для оценивания семь параметров, т. к.
наблюдение оказывается затруднительным при возрастании числа объектов анализа. Поэтому
оценивание семи любых (по выбору эксперта) показателей и достижение результата, равному 21 баллу,
является достаточным для вывода о высоком соответствии урока требованиями ФГОС.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».