ФОС литературное чтение 1-4 класс

ФОНД
ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по учебному предмету ______ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ_________
Классы:_______1-4______

г. Богданович

Паспорт
фонда оценочных средств
по учебному предмету: литературное чтение
Класс: 1
№
Наименование
Контролируемые разделы (темы) предмета*
п/п
оценочного средства
1
Я и мои друзья
Техника чтения

Наименование темы (раздела) или тем (разделов) берется из рабочей программы предмета.
Класс: 2
№
Наименование
Контролируемые разделы (темы) предмета*
п/п
оценочного средства
1
Сказки
Техника чтения
Техника чтения

2
Писатели - детям

Техника чтения

3
Литература зарубежных стран

Наименование темы (раздела) или тем (разделов) берется из рабочей программы предмета.
Класс: 3
№
Наименование
Контролируемые разделы (темы) предмета*
п/п
оценочного средства
1
Устное народное творчество
Техника чтения
2

3

Великие русские писатели
Зарубежная литература

Техника чтения
Техника чтения

Наименование темы (раздела) или тем (разделов) берется из рабочей программы предмета.
Класс: 4
№
Наименование
Контролируемые разделы (темы) предмета*
п/п
оценочного средства

1
Чудесный мир классики
2

3

Природа и мы
Зарубежная литература

Техника чтения
Техника чтения
Техника чтения

Наименование темы (раздела) или тем (разделов) берется из рабочей программы предмета.

Кодификатор
распределѐнных по классам проверяемых требований к результатам
освоения основной образовательной программы начального общего
образования и элементов содержания
по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Кодификатор распределѐнных по классам проверяемых требований
к результатам освоения основной образовательной программы начального
общего образования и элементов содержания (далее – кодификатор)
предназначен для разработки измерительных материалов и анализа
результатов федеральных и региональных процедур оценки качества
образования. Кодификатор является систематизированным перечнем
проверяемых элементов содержания и операционализированных требований
к результатам освоения основной образовательной программы начального
общего образования, в котором каждому объекту соответствует
определѐнный код.
Кодификатор составлен на основе федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (приказ
Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373) и Примерной основной
образовательной программы начального общего образования (одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 08.04.2015 г. № 1/15)).
Кодификатор состоит из двух разделов:
 раздел 1. «Перечень распределѐнных по классам проверяемых
требований к результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования по литературному чтению»;
 раздел 2. «Перечень распределѐнных по классам проверяемых
элементов содержания по литературному чтению».

Раздел 1. Перечень распределѐнных по классам проверяемых
требований к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования по литературному чтению
Требования ФГОС к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования операционализированы
и распределены по классам.
1 класс
МетаКод
Проверяемые предметные требования
предмет- провек результатам обучения
ный
ряемого
результребоватат
ния
1
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, искать средства еѐ осуществления
1.1
Подтверждать ответ примерами из текста
1.2
Пересказывать (устно) содержание произведения
с соблюдением последовательности событий с опорой
на ключевые слова
1.3
Пересказывать (устно) содержание произведения
с соблюдением последовательности событий с опорой
на вопросы
1.4
Пересказывать (устно) содержание произведения
с соблюдением последовательности событий с опорой
на рисунки
1.5
Пересказывать (устно) содержание произведения
с соблюдением последовательности событий с опорой
на предложенный план
2
Освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии
2.1
Задавать вопросы по фактическому содержанию
произведения
2.2
Характеризовать героя произведения
2.3
Давать
элементарную
положительную
или
отрицательную оценку поступкам героя
1.4
Отвечать на вопрос о важности чтения для развития
3
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных
стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
осознанное построение речевого высказывания в соответствии
с задачами коммуникации и составление текстов в устной
и письменной формах
3.1
Владеть техникой слогового плавного чтения с
переходом на чтение целыми словами

Соблюдать нормы произношения, расстановки
ударений при чтении вслух (в том числе при чтении
наизусть)
3.3
Читать вслух в темпе не менее 30 слов в мин.
с пониманием смысла прочитанного
3.4
Читать по ролям
3.5
Составлять
высказывания
по
содержанию
произведения (не менее 3 предложений)
3.6
Рассказывать о прочитанной книге
3.7
Сочинять небольшие тексты по предложенному
началу и др. (не менее 3 предложений)
Овладение логическими действиями сравнения, анализа,
синтеза, обобщения, классификации по родовидовым
признакам, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям
4.1
Различать прозаическую и стихотворную речь
4.2
Различать и называть отдельные жанры фольклора
(потешки, пословицы, загадки, народные сказки)
4.3
Различать
и
называть
отдельные
жанры
художественной литературы (литературные сказки,
рассказы, стихотворения)
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою; излагать своѐ мнение
и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
5.1
Понимать фактическое содержание прослушанного
текста
5.2
Отвечать на вопрос о впечатлении от произведения
5.3
Обсуждать
прослушанный/прочитанный
текст
с соблюдением правил речевого этикета
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях
объектов, процессов и явлений действительности (природных,
социальных, культурных, технических и др.) в соответствии
с содержанием конкретного учебного предмета
6.1
Находить в фольклоре и литературных произведениях
отражение нравственных ценностей, традиций, быта,
культуры разных народов
Овладение базовыми предметными и межпредметными
понятиями, отражающими существенные связи и отношения
между объектами и процессами
7.1
Использовать
изученные
понятия
в
беседе
о произведении
3.2

4

5

6

7

Объяснять своими словами значение изученных
понятий
Умение работать в материальной и информационной среде
начального общего образования (в том числе с учебными
моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного
предмета; формирование начального уровня культуры
пользования словарями в системе универсальных учебных
действий
8.1
Выбирать книги для самостоятельного чтения по
совету взрослого или с учѐтом рекомендательного
списка
8.2
Ориентироваться в книге/учебнике по обложке,
оглавлению, иллюстрациям
8.3
Обращаться к справочной литературе (по рекомендации
взрослого) для получения дополнительной информации
в соответствии с учебной задачей
7.2

8

2 класс
МетаКод
предмет- проверяПроверяемые предметные требования
ный
емого
к результатам обучения
результребоватат
ния
1
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, искать средства еѐ осуществления
1.1
Подтверждать ответ примерами из текста
1.2
Пересказывать (устно) содержание произведения
подробно
1.3
Пересказывать (устно) содержание произведения
выборочно
1.4
Пересказывать (устно) содержание произведения от
третьего лица
1.5.
Пересказывать (устно) содержание произведения от
лица героя
1.6.
Составлять план текста (вопросный) с выделением
эпизодов, смысловых частей
1.7.
Составлять план текста (номинативный) с выделением
эпизодов, смысловых частей
2
Освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии
2.1
Задавать вопросы по фактическому содержанию
произведения
2.2
Определять главную мысль произведения

Определять
последовательность
событий
в произведении
2.4
Находить в тексте портрет героя
2.5
Устанавливать взаимосвязь между характером героя
и его поступками
2.6
Оценивать поступки героев произведения
2.7
Характеризовать отношение автора к героям,
поступкам, описанной картине
2.8
Описывать характер героя
2.9
Находить в тексте средства изображения героев
и выражения их чувств
2.10
Сравнивать
героев
одного
произведения
по
предложенным критериям
2.11
Объяснять важность чтения для обучения и развития
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных
стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
осознанное построение речевого высказывания в соответствии
с задачами коммуникации и составление текстов в устной
и письменной формах
3.1
Владеть техникой чтения вслух целыми словами без
пропусков и перестановок букв и слогов
3.2
Соблюдать орфоэпические и интонационные нормы
при чтении вслух (в том числе при чтении наизусть);
3.3
Уметь переходить от чтения вслух к чтению про себя
3.4
Читать вслух в темпе не менее 40 слов в мин.
с пониманием смысла прочитанного
3.5
Читать по ролям
3.6
Инсценировать небольшие эпизоды
3.7
Составлять высказывания на заданную тему по
содержанию произведения (не менее 5 предложений)
3.8
Рассказывать о прочитанной книге
3.9
Сочинять по аналогии с прочитанным (загадки,
небольшие сказки, рассказы и др.)
3.10
Формулировать устно и письменно простые выводы
на основе прочитанной (услышанной) информации
3.11
При устном высказывании соблюдать орфоэпические
нормы, правильную интонацию
Овладение логическими действиями сравнения, анализа,
синтеза, обобщения, классификации по родовидовым
признакам, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям
4.1
Различать прозаическую и стихотворную речь
4.2
Находить в тексте примеры использования слов
в прямом и переносном значении
2.3

3

4

Различать и называть отдельные жанры фольклора
(пословицы, загадки, считалки, небылицы, сказки
о животных, бытовые и волшебные сказки)
4.4
Различать
и
называть
отдельные
жанры
художественной литературы (литературные сказки,
рассказы, басни, стихотворения)
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою; излагать своѐ мнение
и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
5.1
Участвовать в диалоге, связанном с обсуждением
произведения
5.2
Понимать фактическое содержание прослушанного
текста, его смысл
5.3
Понимать жанровую принадлежность прослушанного
текста
5.4
Отвечать на вопрос по содержанию произведения
5.5
Обсуждать
прослушанный/прочитанный
текст
с соблюдением правил речевого этикета
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях
объектов, процессов и явлений действительности (природных,
социальных, культурных, технических и др.) в соответствии
с содержанием конкретного учебного предмета
6.1
Находить отражение в фольклоре и литературных
произведениях нравственных ценностей, традиций,
быта, культуры разных народов
6.2
Ориентироваться в нравственно-этических понятиях
Овладение базовыми предметными и межпредметными
понятиями, отражающими существенные связи и отношения
между объектами и процессами
7.1
Осознанно использовать при анализе и интерпретации
текста изученные литературные понятия
7.2
Объяснять своими словами значение изученных
понятий
7.3
Находить в
тексте средства художественной
выразительности (сравнение, эпитет)
7.4
Отличать прозаическую речь от стихотворной речи
4.3

5

6

7

8

Умение работать в материальной и информационной среде
начального общего образования (в том числе с учебными
моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного
предмета; формирование начального уровня культуры
пользования словарями в системе универсальных учебных
действий
8.1
Выбирать книги для самостоятельного чтения с учѐтом
рекомендательного списка, используя картотеки,
открытый доступ к детским книгам в библиотеке
8.2
Ориентироваться в содержании книги/учебника по
оглавлению, аннотации, предисловию, условным
обозначениям
8.3
Использовать справочную литературу для получения
дополнительной информации в соответствии с учебной
задачей
3 класс

МетаКод
Проверяемые предметные требования
предмет- проверяный
емого
к результатам обучения
результребтат
ования
1
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, поиска средств ее осуществления
1.1
Подтверждать ответ примерами из текста
1.2
Пересказывать (устно) содержание произведения
подробно
1.3
Пересказывать (устно) содержание произведения
выборочно
1.4
Пересказывать (устно) содержание произведения от
третьего лица
1.5.
Пересказывать (устно) содержание произведения от
лица героя с изменением лица рассказчика
1.6
Пересказывать (устно) содержание произведения,
используя разные типы речи (повествование, описание,
рассуждение) с учѐтом специфики учебного
и художественного текстов
1.7
Письменно излагать прочитанный/прослушанный текст
подробно и выборочно, используя разные типы речи
(повествование, описание, рассуждение)
1.8
Составлять вопросный план текста с выделением
эпизодов, смысловых частей
1.9
Составлять номинативный план текста с выделением
эпизодов, смысловых частей

Составлять цитатный план текста с выделением
эпизодов, смысловых частей
1.11
Строить устное диалогическое и монологическое
высказывание с соблюдением орфоэпических норм,
правильной интонации
Освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии
2.1
Задавать вопросы к учебным и художественным
текстам
2.2
Определять главную мысль произведения
2.3
Определять
последовательность
событий
в произведении
2.4
Устанавливать
взаимосвязь
между
событиями,
эпизодами текста
2.5
Отличать автора произведения от героя и рассказчика
2.6
Находить в тексте портрет героя
2.7
Устанавливать взаимосвязь между поступками,
мыслями, чувствами героев
2.8
Давать оценку поступкам героев
2.9
Характеризовать отношение автора к героям,
поступкам, описанной картине
2.10
Характеризовать героев
2.11
Составлять портретные характеристики персонажей
2.12
Находить в тексте средства изображения героев
и выражения их чувств
2.13
Находить в тексте описание пейзажа
2.14
Находить в тексте описание интерьера
2.15
Сравнивать
героев
одного
произведения
по
предложенным критериям
2.16
Самостоятельно выбирать аспект сопоставления
героев, их поступков – по аналогии или по контрасту
2.17
Интерпретировать фактический материал, содержание
текста
2.18
Отвечать на вопрос о культурной значимости
художественной литературы и фольклора
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных
стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
осознанное построение речевого высказывания в соответствии
с задачами коммуникации и составление текстов в устной
и письменной формах
3.1
Владеть техникой чтения вслух словами с переходом на
чтение группами слов без пропусков и перестановок
букв и слогов; владеть техникой молчаливого чтения
3.2
Соблюдать орфоэпические и интонационные нормы
при чтении вслух (в том числе при чтении наизусть)
1.10

2

3

Читать вслух в темпе не менее 60 слов в мин.
с пониманием смысла прочитанного
3.4
Читать по ролям
3.5
Инсценировать небольшие эпизоды
3.6
Составлять устные и письменные высказывания на
основе
прочитанного/прослушанного
текста
на
заданную тему по содержанию произведения (не менее
8 предложений)
3.7
Составлять устно и письменно краткий отзыв
о прочитанном произведении по заданному образцу
3.8
Составлять рассказ по иллюстрациям
3.9
Составлять рассказ от имени одного из героев
3.10
Придумывать
продолжение
прочитанного
произведения
3.11
Сочинять по аналогии с прочитанным (сказки, рассказы
и др.)
3.12
Использовать
выразительные
средства
языка
в собственном высказывании для передачи чувств,
мыслей, оценки прочитанного
3.14
Формулировать устно и письменно простые выводы на
основе прочитанного/прослушанного текста
3.15
Корректировать собственный письменный текст
Овладение логическими действиями сравнения, анализа,
синтеза, обобщения, классификации по родовидовым
признакам, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям
4.1
Различать прозаическую и стихотворную речь
4.2
Находить в тексте примеры использования слов
в прямом и переносном значении
4.3
Соотносить произведения с изученными жанрами;
приводить примеры произведений фольклора разных
народов России
4.4
Различать и называть отдельные жанры фольклора
(пословицы, народные песни, сказки о животных,
бытовые и волшебные сказки)
4.5
Различать
и
называть
отдельные
жанры
художественной литературы (литературные сказки,
рассказы, басни, стихотворения)
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою; излагать своѐ мнение
и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
5.1
Участвовать в диалоге, связанном с обсуждением
произведения
3.3

4

5

Понимать фактическое содержание прослушанного
текста, его смысл
5.3
Понимать жанровую принадлежность прослушанного
текста
5.4
Отвечать на вопросы по содержанию произведения
5.5
Обсуждать
прослушанный/прочитанный
текст
с соблюдением правил речевого этикета
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях
объектов, процессов и явлений действительности (природных,
социальных, культурных, технических и др.) в соответствии
с содержанием конкретного учебного предмета
6.1
Находить отражение в фольклоре и литературных
произведениях нравственных ценностей, традиций,
быта, культуры разных народов
6.2
Ориентироваться в нравственно-этических понятиях
Овладение базовыми предметными и межпредметными
понятиями, отражающими существенные связи и отношения
между объектами и процессами
7.1
Осознанно использовать при анализе и интерпретации
текста изученные литературные понятия
7.2
Объяснять своими словами значение изученных
понятий
7.3
Находить в
тексте средства художественной
выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение)
7.4
Отличать прозаическую речь от стихотворной речи
7.5
Выявлять особенности стихотворного произведения
(ритм, рифма, строфа)
7.6.
Отличать лирическое произведение от эпического
Умение работать в материальной и информационной среде
начального общего образования (в том числе с учебными
моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного
предмета; формирование начального уровня культуры
пользования словарями в системе универсальных учебных
действий
8.1
Выбирать книги для самостоятельного чтения с учѐтом
рекомендательного списка, используя картотеки,
открытый доступ к детским книгам в библиотеке
8.2
Уметь использовать аппарат издания (обложку,
оглавление, аннотацию, предисловие, иллюстрации,
приложения, сноски, примечания)
8.3
Использовать справочную литературу для получения
дополнительной информации в соответствии с учебной
задачей
5.2

6

7

8

4 класс
МетаКод
Проверяемые предметные требования
предмет- провек результатам обучения
ный
ряемого
результребоватат
ния
1
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, искать средства еѐ осуществления
1.1
Подтверждать ответ примерами из текста
1.2
Подробно (устно и письменно) пересказывать
содержание прочитанного/прослушанного произведения
1.3
Выборочно
(устно)
пересказывать
содержание
прочитанного/прослушанного произведения
1.4
Пересказывать (устно) содержание произведения от
третьего лица
1.5.
Пересказывать (устно) содержание произведения от
лица героя, с изменением лица рассказчика
1.6
Пересказывать (устно) содержание произведения,
используя разные типы речи (повествование, описание,
рассуждение)
с
учѐтом
специфики
учебного
и художественного текстов
1.7
Письменно излагать прочитанный/прослушанный текст
подробно и выборочно, используя разные типы речи
(повествование, описание, рассуждение)
1.8
Составлять вопросный план текста с выделением
эпизодов, смысловых частей
1.9
Составлять номинативный план текста с выделением
эпизодов, смысловых частей
1.10
Составлять цитатный план текста с выделением
эпизодов, смысловых частей
1.11
Строить устное диалогическое и монологическое
высказывание, соблюдая (в объѐме изученного) нормы
русского литературного языка (орфоэпические нормы,
правильную интонацию, нормы речевого
взаимодействия)
2
Освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии
2.1
Задавать вопросы (в том числе проблемные) к текстам
разных стилей
2.2
Определять тему и главную мысль произведения
2.3
Определять
последовательность
событий
в произведении
2.4
Устанавливать
взаимосвязь
между
событиями,
эпизодами текста

2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
2.10
2.11
2.12

Сравнивать
героев
одного
произведения
по
предложенным критериям
2.16
Самостоятельно выбирать аспект сопоставления
героев, их поступков – по аналогии или по контрасту
2.17
Интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте
информацию
2.18
Объяснять культурную значимость художественной
литературы и фольклора
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных
стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
осознанное построение речевого высказывания в соответствии
с задачами коммуникации и составление текстов в устной
и письменной формах
3.1
Владеть техникой чтения вслух группами слов без
пропусков и перестановок букв и слогов; владеть
техникой автоматизированного чтения про себя
3.2
Соблюдать орфоэпические и интонационные нормы
при чтении вслух (в том числе при чтении наизусть)
3.3
Читать вслух в темпе не менее 80 слов в мин.
с пониманием смысла прочитанного
3.4
Читать по ролям
3.5
Инсценировать
3.6
Составлять устные и письменные высказывания на
основе
прочитанного/прослушанного
текста
на
заданную тему по содержанию произведения (не менее
10 предложений)
Писать (после предварительной подготовки) сочинения
на заданную тему (не менее 10 предложений)
3.7
Составлять устно и письменно краткий отзыв
о прочитанном произведении по заданному образцу
3.8
Составлять рассказ по иллюстрациям
3.9
Составлять рассказ от имени одного из героев
2.15

3

Отличать автора произведения от героя и рассказчика
Характеризовать героев
Устанавливать взаимосвязь между поступками,
мыслями, чувствами героев
Давать оценку поступкам героев
Характеризовать отношение автора к героям,
поступкам, описанной картине
Находить в тексте портрет героя
Составлять портретные характеристики персонажей
Находить в тексте средства изображения героев
и выражения их чувств

Придумывать
продолжение
прочитанного
произведения
3.11
Сочинять по аналогии с прочитанным (сказки, рассказы
и др.)
3.12
Использовать
выразительные
средства
языка
в собственном высказывании для передачи чувств,
мыслей, оценки прочитанного
3.14
Формулировать устно и письменно простые выводы на
основе прочитанного/прослушанного текста
3.15
Корректировать собственные тексты с учѐтом
правильности,
богатства
и
выразительности
письменной речи
Овладение логическими действиями сравнения, анализа,
синтеза, обобщения, классификации по родовидовым
признакам, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям
4.1
Различать прозаическую и стихотворную речь
4.2
Находить в тексте примеры использования слов
в прямом и переносном значении
4.3
Соотносить произведения с изученными жанрами;
приводить примеры произведений фольклора разных
народов России
4.4
Различать и называть отдельные жанры фольклора
(пословицы, народные песни, сказки о животных,
бытовые и волшебные сказки)
4.5
Различать
и
называть
отдельные
жанры
художественной литературы (литературные сказки,
рассказы, басни, стихотворения)
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою; излагать своѐ мнение
и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
5.1
Участвовать в диалоге, связанном с обсуждением
произведения
5.2
Понимать фактическое содержание прослушанного
текста, его смысл
5.3
Определять жанровую принадлежность произведений
фольклора и литературы
5.4
Отвечать на вопросы по содержанию произведения
5.5
Обсуждать
прослушанный/прочитанный
текст
с соблюдением правил речевого этикета
3.10

4

5

Оценивать соблюдение норм русского литературного
языка в речи собеседников (нормы произношения,
словоупотребления, грамматики)
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях
объектов, процессов и явлений действительности (природных,
социальных, культурных, технических и др.) в соответствии
с содержанием конкретного учебного предмета
6.1
Находить в произведениях фольклора и художественной
литературы отражение нравственных ценностей, факты
бытовой и духовной культуры
6.2
Ориентироваться в нравственно-этических понятиях
Овладение базовыми предметными и межпредметными
понятиями, отражающими существенные связи и отношения
между объектами и процессами
7.1
Осознанно использовать при анализе и интерпретации
текста изученные литературные понятия
7.2
Объяснять своими словами значение изученных
понятий
7.3
Находить
в
тексте
средства художественной
выразительности (сравнение, эпитет, метафора,
олицетворение)
7.4
Находить в тексте описание пейзажа
7.5
Находить в тексте описание интерьера
7.6
Отличать прозаическую речь от стихотворной речи
7.7
Выявлять особенности стихотворного произведения
(ритм, рифма, строфа)
7.8
Отличать лирическое произведение от эпического
Умение работать в материальной и информационной среде
начального общего образования (в том числе с учебными
моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного
предмета; формирование начального уровня культуры
пользования словарями в системе универсальных учебных
действий
8.1
Уметь пользоваться систематическим каталогом для
выбора книги
8.2
Уметь использовать аппарат издания (обложку,
оглавление, аннотацию, предисловие, иллюстрации,
приложения, сноски, примечания) при выборе книги
8.3
Использовать справочную литературу для получения
дополнительной информации в соответствии с учебной
задачей
8.4
Формировать собственный круг чтения
5.6

6

7

8

Раздел 2. Перечень распределѐнных по классам проверяемых
элементов содержания по литературному чтению
Перечень распределѐнных по классам элементов содержания составлен
на основе Примерной основной образовательной программы начального
общего образования (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от
08.04.2015 г. № 1/15)).
1 класс
Код
раздела
1

2

Код
провеПроверяемые элементы содержания
ряемого
элемента
Детская литература, вошедшая в круг детского чтения
Произведения
устного
народного
творчества,
художественные
произведения
выдающихся
представителей отечественной литературы (А.С. Пушкина,
В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева,
А.А. Фета, И.А. Крылова, Л.Н. Толстого, С.А. Есенина и
др.), произведения отечественной литературы XX–XXI вв.
(с учѐтом многонационального характера России), а также
зарубежной литературы, доступные для восприятия
младшими школьниками.
Основными критериями отбора произведений для
изучения в начальной школе являются их высокая
художественная
ценность,
гуманистическая
направленность, позитивное влияние на личность
обучающегося, соответствие задачам его развития
и возрастным особенностям, а также культурноисторические традиции и богатый опыт отечественного
образования
Сведения по теории и истории литературы
2.1
Фольклор
2.2
Фольклорная сказка
2.3
Литературная сказка
2.4
Рассказ
2.5
Автор
2.6
Литературный герой
2.7
Тема
2.8
Идея
2.9
Заголовок
2.10
Содержание произведения

2 класс
Код
раздела
1

2

Код
провеПроверяемые элементы содержания
ряемого
элемента
Детская литература, вошедшая в круг детского чтения
Произведения
устного
народного
творчества,
художественные
произведения
выдающихся
представителей отечественной литературы (А.С. Пушкина,
В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева,
А.А. Фета, И.А. Крылова, Л.Н. Толстого, С.А. Есенина
и др.), произведения отечественной литературы XX–XXI
вв. (с учѐтом многонационального характера России),
а также зарубежной литературы, доступные для восприятия
младшими школьниками.
Основными критериями отбора произведений для
изучения в начальной школе являются их высокая
художественная
ценность,
гуманистическая
направленность, позитивное влияние на личность
обучающегося, соответствие задачам его развития
и возрастным особенностям, а также культурноисторические традиции и богатый опыт отечественного
образования
Сведения по теории и истории литературы
2.1
Фольклор
2.2
Малые жанры фольклора (потешки, считалки, небылицы,
пословицы, загадки и др.)
2.3
Фольклорная сказка
2.4
Литературная сказка
2.5
Рассказ
2.6
Автор
2.7
Литературный герой
2.8
Тема
2.9
Идея
2.10
Заголовок
2.11
Содержание произведения
2.12
Сравнение
2.13
Эпитет

3 класс
Код
раздела
1

2

Код
провеПроверяемые элементы содержания
ряемого
элемента
Детская литература, вошедшая в круг детского чтения
Произведения
устного
народного
творчества,
художественные
произведения
выдающихся
представителей отечественной литературы (А.С. Пушкина,
В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева,
А.А. Фета, И.А. Крылова, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого,
А.П. Чехова, С.А. Есенина, В.В. Маяковского и др.),
произведения отечественной литературы XX–XXI вв.
(с учѐтом многонационального характера России), а также
зарубежной литературы, доступные для восприятия
младшими школьниками.
Основными критериями отбора произведений для
изучения в начальной школе являются их высокая
художественная
ценность,
гуманистическая
направленность, позитивное влияние на личность
обучающегося, соответствие задачам его развития
и возрастным особенностям, а также культурноисторические традиции и богатый опыт отечественного
образования
Сведения по теории и истории литературы
2.1
Фольклор
2.2
Малые жанры фольклора (потешки, считалки, небылицы,
пословицы, загадки, народные песни и др.)
2.3
Фольклорная сказка (сказка о животных, бытовая,
волшебная)
2.4
Литературная сказка
2.5
Рассказ
2.6
Басня (мораль, идея, персонажи)
2.7
Автор
2.8
Литературный герой, персонаж, характер
2.9
Тема
2.10
Идея
2.11
Заголовок
2.12
Содержание произведения
2.13
Эпизод, смысловые части
2.14
Композиция
2.15
Ритм
2.16
Рифма
2.17
Строфа

2.18
2.19
2.20

Сравнение
Эпитет
Олицетворение
4 класс

Код
раздела
1

2

Код
провеПроверяемые элементы содержания
ряемого
элемента
Детская литература, вошедшая в круг детского чтения
Произведения
устного
народного
творчества,
художественные
произведения
выдающихся
представителей отечественной литературы (А.С. Пушкина,
В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева,
А.А. Фета, И.А. Крылова, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого,
А.П. Чехова, С.А. Есенина, В.В. Маяковского и др.),
произведения отечественной литературы XX–XXI вв.
(с учѐтом многонационального характера России), а также
зарубежной литературы, доступные для восприятия
младшими школьниками.
Основными критериями отбора произведений для
изучения в начальной школе являются их высокая
художественная
ценность,
гуманистическая
направленность, позитивное влияние на личность
обучающегося, соответствие задачам его развития
и возрастным особенностям, а также культурноисторические традиции и богатый опыт отечественного
образования
Сведения по теории и истории литературы
2.1
Фольклор
2.2
Малые жанры фольклора (потешки, считалки, небылицы,
пословицы, загадки, народные песни и др.)
2.3
Фольклорная сказка (сказка о животных, бытовая,
волшебная)
2.4
Литературная сказка
2.5
Рассказ
2.6
Басня
2.7
Автор
2.8
Литературный герой, персонаж, характер
2.9
Тема
2.10
Идея
2.11
Заголовок
2.12
Содержание произведения

2.13
2.14
2.15
2.16
2.17
2.18
2.19
2.20
2.21
2.22
2.23
2.24

Эпизод, смысловые части
Композиция
Ритм
Рифма
Строфа
Сравнение
Эпитет
Метафора
Олицетворение
Лирика
Эпос
Образ

Спецификатор контрольной работы
Предмет: Литературное чтение
Уровень образования: Начальное общее образование
УМК «Школа России»
Назначение работы: работа составлена для проведения мониторинга
читательской деятельности обучающихся начальной школы .
Контрольная работа составлена в соответствии с программным материалом
ООП НОО.
Особенности контроля и оценки по чтению
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с
читательской деятельностью:
навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и "про себя");
умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть
стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание
уделяется правильности передачи основного содержания текста,
последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при
характеристике образов.
Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую
деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание
литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских
писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о
природе и т.п.).
Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы
имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает
объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над
пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во
вторых - четвертых классах чтение постепенно становится обще учебным
умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения
чтения "про себя" и вслух. Кроме этого, в первом классе основное учебное
время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками
быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения "про себя" (от 1015% в первом классе и до 80-85% в четвертом классе).
Учитывая особенности уровня сформированности
школьников, учитель ставит конкретные задачи
деятельности:

навыка чтения
контролирующей

в первом классах проверяется сформированность слогового способа чтения;
осознание общего смысла читаемого текста при темпе чтения не менее 25-30
слов в минуту (на конец года); понимания значения отдельных слов и
предложений;

во втором классе проверяется сформированность умения читать целыми
словами и словосочетаниями; осознание общего смысла и содержания
прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 45-50 слов в минуту
(на конец года); умение использовать паузы, соответствующие знакам
препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;
в третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать
целыми словами основными задачами контроля являются достижение
осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 65-70 слов в
минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту ("про себя"); проверка
выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений
и стихотворений, использование основных средств выразительности: пауз,
логических
Нормы скорости чтения
класс
1

на конец I полугодия
не менее 10 — 15 (20 — 25)
слов в минуту

2

на 2 -> менее 25 (40) слов
в минуту
на 3 -> 25-29 (40-48) слов
на 4 -> 30-34 (49-54)
слова
на 5 -> от 35 (55) слов
на 2 -> менее 40 (55) слов в на 2 -> менее 65 (70) слов в
минуту
минуту
на 3 -> 40-49 (55-64) слов
на 3 -> 65-69 (70-79) слов
на 4 -> 50-59 (65-69) слов
на 4 -> 70-74 (80-84) слова
на 5 -> от 60 (70) слов
на 5 -> от 75 (85) слов
на 2 -> менее 65 (85) слов в на 2 -> менее 70 (100) слов в минуту
минуту
на 3 -> 70-88 (100-115) слов
на 3 -> 65-74 (85-99)
на 4 -> 89-94 (116-124) слова
слова
на 5 -> от 95 (125) слов
на 4 -> 75-84 (100-114)
слова
на 5 -> от 85 (115) слов

3

4

на конец II полугодия
на 2 -> менее 15 (25) слов в
минуту
на 3 -> 15-19 (25-34) слов
на 4 -> 20-24 (35-40) слова
на 5 -> от 25 (41) слов
на 2 -> менее 40 (50) слов в
минуту
на 3 -> 40-44 (50-58) слова
на 4 -> 45-49 (59-64) слов
на 5 -> от 50 (65) слов

1 класс.
Одуванчики.
Одуванчик похож на солнышко с золотыми лучами. А рядом белеет
пушистый шарик.
Таня дунула на шарик. Полетели пушинки. Потому и называется одуванчик.
Танюша пришла домой с золотым веночком на голове.
Вечером уснула девочка. И одуванчики закрыли свои цветочки до утра. (38
слов.)
1. Из каких цветов сплела Танюша венок?
2. Почему венок назван золотым?
3. С чем сравнивается цветок одуванчика?
4. Когда одуванчик становится белым?
5. Почему эти цветы зовут одуванчиками?
(По К. Соколову-Микитову.)
Галка.
Галку и ворону различить совсем не трудно. Галка вдвое меньше вороны и
вся черная, только вокруг шеи серые перышки, будто она серым платочком
повязана. А у вороны наоборот: все туловище серое, черные только голова,
шея, крылья да хвост. (38 слов.)
(Г Скребицкому.)
1. О каких птицах вы прочитали?
2. Сопоставьте галку и ворону по величине, окраске перьев.
3. С чем у галки сравниваются серые перышки вокруг шеи?
4. С чем можно сравнить серое туловище вороны? (С жилетом.)
Лесной оркестр.
Звонкими, чистыми голосами поют зяблики, соловьи, певчие дрозды.
Скрипят жуки и кузнечики. Барабанят дятлы. Свистят флейтой иволги. Лают
лисицы и белые куропатки. Воет волк. Ухает филин. Жужжат шмели и
пчелы.
Все лесные жители поют и играют, кто на чем и как умеет. (42 слова.)
(По В. Бианки.)
1. Каких птиц можно отнести к певчим?
2. Как поют певчие птицы?
3. Какие звуки издают жуки, кузнечики, дятлы, куропатки, филины?
4, Какой вывод можно сделать о пении лесных жителей?
5. Почему у рассказа такое название?
б. Почему о жуках и кузнечиках сказано, что они «скрипят», дятлы
«барабанят», иволги «свистят флейтой», филин «ухает»?

2 КЛАСС
ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ (входной контроль)
Летучая мышь.
О ней рассказывают много небылиц. Ведь летучая мышь очень необычна. Не
то зверь, не то птица.
Этот зверек очень полезен. Летучая мышь поедает вредных насекомых.
Днем она спит в дупле. Широкие крылья, как плащ, закрывают мышь.
Настает ночь. Летучая мышь летит на охоту. Ночью птицы спят, а мыши их
заменяют.
(55 слов.)
( По Ю.Дмитриеву).
1. Чем необычна летучая мышь?
2. В начале рассказа сказано, что летучая мышь «не то зверь, не то птица».
Так кто же она?
З. Чем полезна летучая мышь?
4. Когда она охотится?
5. Как летучая мышь проводит день?
6. Объясните значение слова «небылицы».
Клесты.
Весной и летом у пернатых много забот. Они вьют гнезда и выкармливают
птенцов.
Только клесты без забот прыгают по деревьям.
Но вот начались морозы. А в гнезде у клестов голенькие птенчики. Мать не
слетает с гнезда, греет птенцов.
Почему клесты выводят птенцов осенью и зимой? Пища клестов — это
еловые шишки. Они созревают только к концу года.
(56 слов.)
(По Ю. Дмитриеву)
1. Когда клесты выводят птенчиков?
2. Почему мать не слетает с гнезда?
3. Почему только поздней осенью и зимой клесты выводят птенчиков?
4. Почему другие пернатые выводят птенцов летом?
5. Объясните значение слова «пернатые». Почему птиц так зовут?
ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ (1 полугодие)
2 КЛАСС
Живая шляпа.
Шляпа лежала на комоде. Котенок Васька сидел на полу. Вовка и Вадик
раскрашивали картинки.
Вдруг позади них что-то плюхнулось на пол. Мальчики обернулись и
увидели на полу шляпу.

Неожиданно шляпа поползла. Она выползла на середину комнаты и
остановилась.
Мальчики испугались и побежали в кухню. Они набрали картошки и стали
швырять ее в шляпу. Шляпа как подпрыгнет кверху! Из нее выскочил
котенок.
(63 слова.)
(По Н.Носову).
1. Почему рассказ назван «Живая шляпа»?
2. Почему мальчики испугались?
3. Как удалось обнаружить котенка?
4. Почему о шляпе сказано, что она «плюхнулась», а не «упала».
Русская смекалка.
Давно это было. Чистили дорогу в горах. В узком месте лежал огромный
камень. Как его убрать?
Не знали тогда подъемных кранов. Не было могучих машин. Только сотня
лошадей могла увезти камень.
Но простой крестьянин взялся один убрать камень. Подкопал он лопатой яму
под самый камень. Камень и рухнул в яму.
Подровнял мужик землю— и дорога готова- Вот так просто русский человек
трудное дело сделал.
(67 слов.)
(По В.Далю).
1. Из чего видно, что дело было трудное?
2. Как справился крестьянин с этим делом?
3. Объясните смысл названия рассказа.
ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ (2 полугодие)
2 КЛАСС
Утята и стрекоза.
Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она
ставила тарелку возле куста, а сама уходила. Как только утята подбегали к
тарелке, из сада вылетала большая стрекоза. Она страшно стрекотала. Утята
убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает. А
злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. После
этого утята уже целый день не подходили к тарелке.
(68 слов.)
(По Е Житкову.)
1. Чем кормила утят хозяйка?
2. Кто пугал утят?
3. Действительно ли стрекоза была злой?
4. Почему утята ее боялись?
5. Как вы понимаете значение слова «перекусает»?

Каникулы.
«У нас каникулы!» — радуются школьники. Это слово означает перерыв в
учебной работе.
Такое привычное земное слово родилось... на небе. Есть на небе яркая звезда
Сириус. В древности ее называли Каникулой.
Появляется Каникула в ночном небе 26 июля. Это самое жаркое время года.
Тогда-то школьникам давали передышку, отпуск.
В честь звезды эти дни прозвали каникулами. Сначала так называли только
летний отдых. Теперь всякий перерыв в учебных занятиях зовут каникулами.
(70 слов.)
(По Г. Ганейзер.)
1. Почему можно пошутить, что слово «каникулы» родилось на небе?
2. Когда появляется на небе Каникула - Сириус?
3. Почему именно в это время давали отпуск школьникам?
4. Что теперь мы зовем каникулами?
Муравьиная тропа.
Был у муравьев мостик через ручей - дерево упало, они по нему и бегали.
Люди ходили тут и каждый день давили муравьев. Однако насекомых не
остановишь, если они выбрали себе тропу. Что придумать?
Кто-то сделал очень просто; взял да и положил рядом другое бревно.
Муравьи ползают по своему мостику, а человек делает свои шаги по новому
бревну. Муравьи, конечно, не узнали, кто о них позаботился. Но точно
можно сказать: сделал это хороший человек.
(72 слова.)
(Из журнала Юный натуралист.)
1. Какой мостик был у муравьѐв?
2. Кто, кроме муравьев, пользовался им?
3. Как позаботились о муравьях?
4. Что можно сказать о человеке, который это сделал?
5. Объясните смысл заголовка.

ТЕКСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ
В 3 КЛАССЕ (входной контроль)
Волшебные краски.
В ночь под Новый год дед Мороз подарил одному очень доброму мальчику
краски.
- Только это, мой друг, простые краски. Но они могут стать волшебными,
если ты этого очень захочешь.
добрый мальчик достал кисть и принялся рисовать.
Прошло много лет. Мальчик стал настоящим художником.
Люди смотрели на его картины, радовались и восхищались.
— Какие чудесные картины. Какие волшебные краски! — говорили они, хотя
краски были самые обыкновенные. Просто к ним прикоснулись руки
трудолюбивого, настойчивого человека.
(72 слова.)
(По Е. Пермяку.)
1 Что подарил дед Мороз доброму мальчику? Что он сказал при этом?
2. Как рисовал мальчик? Кем он стал?
3. Почему краски оказались волшебными?
4. Что помогло мальчику стать настоящим художником?
Сказка в лесу.
Великий сказочник Андерсен гулял по лесу. На поляне он увидел много
грибов.
Вечером он вернулся на поляну. Под каждый гриб он спрятал конфету или
ленточку. Под одним восковой цветок, под другим — наперсток. Здесь —
пряник, там — яблоко.
Утром сказочник привел на поляну дочку лесника. Ей было семь лет. Под
каждым грибком она находила подарок. Не было только пряника. Его,
наверное, унесла ворона.
Глаза девочки горели восторгом. А сказочник сказал ей, что эти подарки
спрятали гномы.
(78 слов.)
(По К. Паустовскому.)
1 Кого привел в лес сказочник Андерсен?
2. Сколько лет было девочке?
3. Что находила девочка на поляне?
4. Как сказано про радость девочки?
5. Чему поверила малютка?
6. Где вы читали о добрых человечках-гномах?
7. Что писал для детей Андерсен?

ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ (1 полугодие)
3 КЛАСС
Какие бывают дупла?
Каждое дупло в лесу — загадка. Умелый следопыт по следам разгадает
дупляного жителя.
Бывают дупла-ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в
дупле, а ночью летит на охоту.
Бывают дупла-кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про
запас лесную мышь.
Бывают дупла-спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит
зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму ничего не ест и не пьет.
Сколько дупел, столько загадок.
(74 слова.)
(По Н Сладкову.)
1. Почему дупло названо загадкой?
2. Как можно узнать, кому и для чего служит дупло, которое ты найдешь?
3. Какие следы оставляет лесной житель в дупле или возле дерева?
4. Для кого дупла бывают ночлежками?
5. Почему про сыча сказано, что он «днюет» в дупле?
6. Чьи кладовые бывают в дупле?
7. Как зимует в дупле летучая мышь?
Лебедь.
Лебедь по красоте и силе назван царем всей водяной птицы. Белый, как снег,
с гибкой и красивой шеей, он прекрасен, когда спокойно плывет между
зеленых камышей.
Про силу лебедя рассказывают чудеса. Он ударом крыла может убить собаку,
если она бросится на его детей.
Лебеди легко делаются ручными. Ручные лебеди летом плавают в пруду.
Зимой их переводят в теплое место. Едят лебеди рыбу, хлеб, зерно.
Много песен сложил русский народ о лебедях. Их называют ласковыми
словами: лебедушка, лебедка.
(79 слов.)
(По С. Аксакову)
1. Почему лебедя называют царем водяной птицы?
2. Когда лебедь может убить собаку?
З. Что вы узнали о ручных лебедях?
4. Опишите лебедя.
5. Почему запрещена охота на лебедей?

Антарктида.
Антарктида лежит на крайнем юге. Огромная шапка льда толщиной более
километра покрывает Антарктиду. Только кое-где среди льдов выступают
черные и коричневые сопки, покрытые редкими пятнами мхов.
Беден животный мир Антарктиды. Лучше всех смогли приспособиться к
суровому климату пингвины. Они населяют берега антарктических морей. В
прибрежных водах плавают киты, кашалоты, дельфины.
Много тайн хранит Антарктида. Уже сейчас ученые нанесли На карту
огромные горные цепи. В Антарктиде много ценных минералов. Но все это
скрыто подо льдом.
Ученые всего мира исследуют этот край.
(80 слов.)
(Из журнала «Мурзилка».)
1. Где лежит Антарктида?
2. Почему беден животный мир этого края?
3. Как чувствуют себя в Антарктиде пингвины?
4. Кто еще обитает у ее берегов?
5. Какие тайны Антарктиды раскрыты учеными?
6. Объясните выражение «шапка льда». Как сказать иначе?
(Толща льда, слой льда.)
Убедительная просьба книги.
Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками. Мне будет стыдно, когда
меня возьмут потом другие читатели. Не ставьте на меня локти, когда
читаете. Не кладите раскрытой на стол лицом вниз. Ведь вам самим не
понравилось бы, если бы с вами так обращались. Не вкладывайте также в
меня карандаш. А то мой корешок разорвется. Лучше вложите в меня
закладку, чтобы я смогла спокойно и удобно отдохнуть.
Помогите мне остаться чистой и свежей, а я помогу вам узнать очень много
интересного.
(78 слов.)
(По И. Лавринович.)
1. О чем просит книга своих читателей?
2. Как вы обращаетесь с книгами?
З. Почему нельзя вкладывать в книгу карандаш?
4. Объясните название текста. (Убедительная просьба — настоятельная,
настойчивая)
5. Что означает выражение «Не кладите книгу раскрытой на стол лицом
вниз»? О каком лице идет речь?
ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ (2 полугодие)
3 КЛАСС

Кто сажает лес?
За рекой росли одни елки. Но потом среди елок появились маленькие дубки.
Откуда они здесь? Дубы отсюда далеко растут. Тяжелые желуди не могли с
ветром прилететь. Их кто-то здесь сажает. А кто?
Однажды осенью шел я с охоты. Мимо меня низко пролетела сойка. Она чтото спрятала под трухлявый пень. И улетела.
Я подошел к пню. Между корнями в ямке лежат два желудя. Сойка спрятала
их на зиму.
Так вот откуда молодые дубки появились среди елок! Сойка спрячет желудь
и забудет, где спрятала. Он и прорастает.
(85 слов.)
(По Г. Снегиреву.)
1. Почему охотников заинтересовало появление дубков за рекой?
2. Что было необыкновенного в поведении сойки?
З. Кто же сажает дубки?
4. Объясните смысл выражения «росли одни елки» (Больше ничего не росло.
Помощник.
Алеша слыхал, что есть люди с золотыми руками. А вот Алешины руки папа
называл деревянными. Почему?
Алеша всем хотел помочь. Понес он поднос с чашками - полетели на пол
осколки. Взялся мальчик сменить в люстре лампочку. Табуретка выскочила,
и Алеша повис, как воздушный гимнаст.
Стал Алеша картину на стену вешать. Первый же удар молотка пришелся по
стеклу.
Мама назвала Алешины руки каменными. Они бьют все, к чему прикасаются.
Но вот папа принес большой сверток. Там лежали стамеска, напильник,
сверло, долото.
— Эти инструменты обязательно вылечат твои руки — сказал отец.
(87 слов.)
(По Н. Елинсону)
1. Про кого говорят, что у него золотые руки?
2. Как называли Алешины руки папа и мама?
З. Почему мама называла руки сына каменными?
4. Что же разбил Алеша?
5. Почему он не помогал, а только портил все, за что брался?
6. Что надо сделать, чтобы руки стали ловкими и умелыми?
Улетают журавли.
В золотые, осенние дни собрались к отлету журавли. Покружили они над
рекою, над родным болотом. Собрались в стройные косяки, потянулись в
дальние теплые страны. Через леса, через поля, через шумные города высоко
в небе летели журавли. В глухом лесу, на краю болота, остановились на
отдых.

Еще до рассвета проснулись чуткие журавли. Чуть розовеет над ясными
черными макушками ранняя зорька. Один за другим журавли поднимаются с
болота.
Скоро взойдет над рекой и лесом солнце. Высоко поднимутся журавли. С
ясного неба услышим их прощальные голоса.
До свидания журавли! До радостной встречи Весной!
(90 слов.)
(По И Соколову-Микитову.)
1. Как собирались журавли к отлету?
2. Где они остановились на отдых?
3. Когда птицы снова отправились в путь?
4. Подумайте, как можно озаглавить рассказ.
5. Почему в рассказе осенние дни названы «золотыми»?
6. Почему макушки деревьев кажутся черными?
Первый снег.
Падает мягкий снег. Он сыплется крупными хлопьями, ложится на землю, на
крыши домов, одевает в пушистые рукавицы ветви деревьев и кустов.
Если выйти в сумерки и снегопад за околицу — такая кругом тишина,
кажется, все живое замерло, спит непробудным сном.
А наутро все бело кругом. Хорошо в такой тихий денек в лесу. Вы идете по
узкой лесной тропинке. С обеих сторон над ней нависают мохнатые белые
ветви деревьев.
Где-то невдалеке стучит дятел, выколачивая из шишки крылатые семена, да
попискивают, перелетая с дерева на дерево, хлопотливые синицы.
(85 слов.)
(По Т. Скребицкому)
1. Как падает на землю первый снег?
2. Каким становится лес после снегопада?
З. Почему синицы названы «хлопотливыми»?
4. Почему о ветвях деревьев сказано, что они мохнатые, о семенах—
крылатые? Какая разница в значении этих слов?
5. Что значит «выколачивать семена»?
Журавль.
Радостно слышать весною крики журавлей в небе. Прилет журавлей обещает
близкое тепло. Любит этих птиц наш народ. Много сказок и песен сложил он
о журавлях.
Журавль очень высок на ногах. У него большие крылья и длинные перья.
Клюв журавля крепкий и острый.
Гнездо журавль вьет прямо в ямке на поле. На сухую траву журавлиха кладет
два крупных яйца. Молодых журавлят родители уводят в кусты или в
камыши.
Раненый журавль бросается на спину и бьет собаку ногами и клювом. Один
охотник потерял глаз, когда хотел схватить раненого журавля.

Теперь охота на журавлей в нашей стране запрещена.
(95 слов.)
(По С. Аксакову.)
1. Почему запрещена охота на журавлей?
2. Каков внешний вид журавля?
З. Где гнездятся журавли?
4. Чем опасен ранний журавль?

ТЕКСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ
В 4 КЛАССЕ (входной контроль)
Два товарища.
(басня)
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один влез на дерево
и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было нечего — он упал
наземь и притворился мертвым.
Медведь подошел к нему и стал нюхать. Человек и дышать перестал.
Медведь понюхал ему лицо и отошел. Медведи ведь мертвых не трогают.
Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется над товарищем:
— Что тебе медведь на ухо говорил?
Поднялся человек с дороги и отвечает:
— Он сказал, что плохие люди те, которые в опасности от товарища убегают.
(89 слов.)
(По Л. Толстому.)
1. Шептал ли что-нибудь медведь?
2. Кто же назван в басне плохим человеком?
З. За что писатель осуждает человека сидевшего на дереве?
4. Можно ли смеяться над товарищем, пережившим сильную опасность?
5. Объясните значение слов «выскочил» «наземь», «притворился».
Серая звездочка.
Серая звездочка— это жаба, которая жила у нас в огороде. А назвали ее так
потому, что спереди у нее было пятнышко, Как звездочка, а сама она была
серая. Много поедала слизняков с клубники.
Но вот однажды мы ее увидели побитой. Жаба еле-еле передвигалась. Мы
стали ее выхаживать, кормить дождевыми червями. Через некоторое время
она поправилась и ушла. Но как только мы всей семьей садились в саду
ужинать, жаба появлялась на дорожке. В Жаркие дни она тоже приходила, и
мы поливали ее водой из лейки. Ей это очень нравилось.
(88 слов.)
(Из журнала «Юный натуралист»)
1. Почему жабу прозвали Серой звездочкой?
2. Что с ней произошло однажды?
3. Как люди выходили свою помощницу?
4. Когда появлялась жаба на дорожке?
5. Что особенно нравилось Серой звездочке?
Осень с неба.
Если взглянуть осенью на бескрайнюю нашу страну с неба, конца-края
нашей земли все равно не увидишь. И покажется с такой высоты, что вся
наша земля в движении. Что-то двигается над лесами, степями, горами,
морями... Это бесчисленные птичьи стаи. Наши перелетные птицы покидают

родину — летят на зимовку. Некоторые, конечно, остаются: воробьи, голуби,
галки, снегири, чижи, синицы, дятлы.
Отлет начинается с конца лета и длится всю осень, — пока вода не покроется
льдом. Первыми улетают те птицы, что прилетели весной последними.
Последними отлетают от нас те, что первыми появились весной: грачи,
жаворонки, скворцы, утки, чайки.
(91 слово.)
(По В. Бианки.)
1. Какие птицы остаются на зимовку?
2. Когда начинается отлет птиц?
3. Какие птицы улетают первыми, какие последними?
4. Что обозначает выражение «конца-края не увидишь»?
ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ (1 полугодие)
4 КЛАСС
Страшный мостик.
Бежала через лесную дорожку речка. А через речку перекинут мостик.
Хороший мостик, с перилами. Только прошла по нему девочка Таня и чуть
не упала. У мостика доска оторвалась. Если на один конец этой доски
наступить, другой приподнимется и ударит по коленке.
«Ишь, какая плохая доска!» — подумала Таня и, когда обратно по мостику
шла, другой стороны держалась.
Прошли по мостику и два дружка — Николка с Петей. Тоже чуть не упали.
— Вот противный мостик, — рассердились мальчики.— Придется теперь
речку вброд переходить.
Пришли Таня, Николка и Петя к себе в поселок и всех своих друзей,
знакомых предупредили:
— Не ходите по мостику, что в лесу через речку перекинут, ушибиться
можно. Там одна доска оторвалась.
Хорошо сделали, что предупредили. Только нам кажется...
(116 слов.)
(По Ю. Ермолаеву.)
1. Какой был на речке мостик?
2. Почему Таня чуть не упала?
3. Что она подумала о мостике?
4. Почему рассердились мальчики?
5. О чем рассказали дети в поселке?
6. Как должны были поступить ребята?
7. А как бы вы поступили на их месте?
8. Что значит «вброд перейти»? (Брод — мелкое место реки илы озеро,
удобное для перехода.)
9. Закончите последнее предложение рассказа.
Разноцветные кораблики.

Сколько разноцветных корабликов на нашем пруду сегодня:
желтые, красные, оранжевые — целая флотилия! Все они прилетели сюда по
воздуху. Красиво покачиваясь, они опустились на воду тихо и плавно, И все
еще продолжают прилетать новые. Прилетит кораблик, опустится на воду и
тотчас поплывет с поднятыми парусами. Много еще прилетит их сегодня,
завтра, послезавтра... Большой еще запас таких корабликов на деревьях,
окружающих наш красивый пруд. Пока летят все больше кленовые. Они
раньше других пускаются в путь. Это самые парусистые кораблики.
Остроконечные их лопасти загнуты кверху. Ветерок на них напирает, как на
паруса. А какие между ними есть нарядные, просто прелесть! Вот плывет
целый отряд совсем пунцовых. Так и горят на солнце! Это все с того
пышного клена который красуется на берегу.
(118 слов.)
(По Д. Кайгородову)
1. О каких корабликах рассказал автор?
2. Почему кораблики прилетели по воздуху?
3. Как вы понимаете выражение «целая флотилия»? (Флотилия — отряд
кораблей.)
4. Почему сказано, что кленовые кораблики раньше других пускаются в свое
первое и последнее путешествие?
5. Почему это путешествие названо первым и последним?
6. Объясните, почему кленовые кораблики названы самыми парусистыми. От
какого слова образовано «парусистыми»?
7. Что обозначает слово «пунцовые»? (пунцовый — ярко-красный,
багровый.)
Цветок ила волчья пасть?
Шли из школы домой два мальчика — Сергейка и Миколка.
Сергейке было весело. Сегодня его три раза спрашивала учительница. Он
получил пятерку.
А Миколка был грустный. Два раза вызывали его к доске. Миколка отвечал
плохо, учительница поставила ему в дневник двойку и обещала рассказать
маме о его плохой учебе.
Был теплый весенний день. Сияло солнце. В небесной голубизне плыло
белое облачко. Сергейка загляделся на облачко и сказал:
— Смотри, Микола, какое красивое облако. Оно похоже на белую розу.
Смотри, раскрылись лепестки — нежные, тоненькие. Так и трепещут на
ветру.
Микола посмотрел на облако и не увидел ни лепестков, ни цветка. Облако
показалось ему похожим на волка. Зверь раскрыл пасть — злой, готовый на
кого-то броситься.
Мальчики долго смотрели на облако и каждый видел свое.
(120 слов.)
(По В. Сухомлинскому.)

1. Почему Сергейке было весело?
2. О чем грустил Миколка?
3. Какой был день?
4. Почему Сергейке показалось, что облачко похоже на розу?
5. Почему Миколка увидел не розу, а злого волка с раскрытой пастью?
6. Что обозначает слово «загляделся»?
Весна красна.
Вот и зиме пришел конец. За один день все изменилось. Ветер подул с
южной стороны, пригнал низкие лиловые тучи. Укрыли они все небо, и вдруг
на землю полился первый весенний дождь. А потом тучи разошлись,
показалось на голубом небе солнце и пригрело землю.
Раньше других обитателей леса отметили начало весны синицы. Они бойко
перелетали с ветки на ветку, искали в складках коры жучков, червяков. Они
весело распевали.
Обрадовались теплу и зайцы. В эти весенние дни они даже про свой страх
забыли. Зимой они бегали и кормились только по ночам, а весь день спали в
снегу. Теперь зайцы и днем бегали по лесным вырубкам и опушкам.
Белка тоже оживилась с приходом весны. Она покинула свой домик и
отправилась в лесную чащу. Там устроила она себе гнездо. Скоро у нее будут
бельчата.
(130 слов.)
(По Г. Скребицкому)
1. Что изменилось в природе за один день?
2. Кто раньше всех отмечает начало весны?
3. Как стали вести себя зайцы?
4. Почему белка покинула свой зимний домик?
На дне снежного моря.
Хуже нет для полевых и лесных зверьков, чем малоснежное начало зимы!
Голая земля промерзает все глубже и глубже, становится твердой, как
камень. Холодно стало в норках.
Но вот повалил снег. Валит и валит и уже больше не тает. Сухое снежное
море покрывает землю. Рябчики, тетерева, даже глухари ныряют в него с
головой. Мышки-полевки выходят из своих подземных жилищ, бегают по
дну снежного моря. Без устали ныряет в нем хищная ласка, невидимкой
подкрадывается к мышкам и птицам под снегом.
На дне снежного моря куда теплее, чем на его поверхности. Сюда не
попадает леденящий ветер. Толстый слой сухой воды не пропускает к земле
большого мороза. Многие мыши строят себе зимние гнезда прямо на земле
под снегом — вроде как выезжают зимой на дачу.
(120 слов.)
(По В. Бианки.)
1. Чем плохо для зверьков малоснежное начало Зимы?
2. Как ведут себя разные зверьки под Снежным покровом?

Как защищает зверей и птиц от холода снежный покров?
4. Почему снежный покров назван «снежным морем»? Что общего между
морем и заснеженным полем?
5. Как вы понимаете выражение «ныряют с головой»?
6. Почему гнезда мышей под снегом сравнивают с дачами?
ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ (1 полугодие)
4 КЛАСС
Жалейкин.
Жалейкин — мальчуган добрый. Когда видит рядом зло, очень страдает. И
хочется ему вмешаться, все исправить и сделать доброе дело.
Прибежал однажды Жалейкин на пруд и ахнул: туристы на берегу свой
костер не залили, бумажки и тряпки не собрали, банки и склянки не
закопали.
— Вот неряхи! — вскричал Жалейкии— Как им не жалко портить такой
бережок! Придется навести порядок. Соберу весь мусор и брошу в пруд.
Снова стал бережок чистеньким и красивым. И пруд красивый: мусора на дне
никому не видно.
Но прибежали на пруд купальщики и порезали о склянки ноги. Рыболовы
порвали об острые склянки лески и поломали о банки крючки.
А рыбы в пруду от грязного хлама и ржавчины стали болеть и задыхаться.
Хотел Жалейкан как лучше, а вышло — хуже. Столько сразу стало вокруг
недовольных!
Всякое дело с умом делать надо, но уж если одно делаешь, то другое не
порть!
(139 слов.)
(Н. Сладков.)
1. Как относился Жалейкин к злу?
2. Что возмутило Жалейкина в поведении туристов?
З. Как он навел порядок на берегу?
4. К чему это привело?
5. Какова главная мысль рассказа и какими словами она выражена?
6. В каких пословицах заключен тот же смысл? (Всякая работа мастера
хвалит. За все берется, да не все удается. Уменье везде найдет примененье.)
7. Как вы думаете, почему у мальчика такая фамилия?
8. Какое чувство мальчика выражено словом «ахнул»? Подберите к нему
слова, близкие по значению. (Остолбенел, обомлел, поразился.)
Лисья школа.
В самой чаще леса поселилась лиса. У нее было пятеро лисят. Они жали в
темной норе. Дети были слепые и без зубов. Мать кормила их своим
молоком.

Открылись у малышей глаза. Мать стала выгонять их из норы. Бегают
шалуны, играют. Катаются братья и сестры по траве. А мать сторожит их.
Услышит шорох, гонит детей в нору.
Подросли лисята. Мать учит их ловить добычу. Пустит живую мышку между
лисятами, а они ловят. Учительница строго следит за учениками. Чуть зевака
упустит мышку, лиса цап его зубами.
Потом мать научила лисят ловить бабочек, жучков. Маленькие охотники
смело бросаются на все, что движется. Теперь они и сами ищут пищу.
Помогла им лисья школа.
Пришла зима. Звери стали большие. Шерсть у них рыжая, пушистая. Теперь
они учатся лисьим хитростям. Умеют лисята слышать охотника. Молодые
животные учатся пугать след и убегать от собак.
Скоро лисята станут взрослыми лисами. Разбегутся они от матери в разные
стороны. Станут сами ходить на охоту. По следу найдут лисы зайчика. Будет
хищникам в добычу и мышка, и птичка.
(144 слова.)
(По А. Бостром.)
1. Почему рассказ назван «Лисья школа»?
2. В какое время года лиса учила лисят?
З. Чему мать-лиса научила своих детенышей?
4. Как названа лиса в разных частях рассказа?
5. Как в разных частях рассказа названы лисята?
У кого домик лучше всех.
Наступила пора выводить птенцов. В лесу каждый построил себе дом.
Оказывается, весь лес сверху донизу занят сейчас под жилье. Не так просто
решить, какой дом лучше всех.
Самое большое гнездо у орла. Оно сделано из толстых сучьев и помещается
на громадной толстой сосне.
Самое маленькое гнездо у желтоголового королька. У него весь дом с
кулачок, да и сам-то он ростом меньше стрекозы.
Самый хитрый дом у крота. У него столько запасных ходов и выходов, что
никак его не накроешь в его норе.
Самый красивый домик у пеночки. Она свила себе гнездо на березовой ветке,
убрала его лишайником и легкой березовой кожурой и вплела для украшения
кусочки разноцветной бумаги, что валялись в саду какой-то дачи.
Самое, уютное гнездышко у долгохвостой синицы. Ее гнездо свито изнутри
из пуха, перьев и шерстинок, а снаружи из мха и лишайников. Оно все
круглое, как тыквочка, и вход у него круглый, маленький, в самой середке
гнезда.
(150 слов.)
(По В. Бианки.)
1. Что представляет собой лес в летнюю пору?
2. Какие гнезда у орла, королька?
3. Почему дом крота самый хитрый?

4. Как пеночка сделала свой домик самым красивым?
5. Почему гнездышко долгохвостой синицы можно назвать самым уютным?
6. У кого же дом лучше всех?
7. Объясни смысл слова «накроешь». (Накрыть — поймать, застать
неожиданно).
8. Опишите (по выбору) домик одного из лесных жителей.
Пчелки на разведках.
Настала весна. Солнце согнало снег с полей. В пожелтевшей, прошлогодней
травке проглядывали свежие, ярко-зеленые стебельки. Почки на деревьях
раскрывались и выпускали молоденькие листочки.
Проснулась и пчелка от своего зимнего сна, прочистила глаза мохнатыми
лапками, разбудила подруг.
Видят пчелки, что солнышко светит ярко, что везде светло и тепло; они из
улья и полетели к яблоньке:
— Нет ли у тебя, яблонька, чего-нибудь для бедных пчел? Мы целую зиму
голодали.
— Нет, — говорит им яблонька, — вы прилетели слишком рано; мои цветы
еще спрятаны в почках.
Полетели пчелки к вишне:
— Милая вишенка! Нет ли у тебя цветочка для голодных пчелок?
— Наведайтесь завтра,— отвечает им вишня, - сегодня еще нет на мне ни
одного открытого цветочка, а когда откроются, я буду рада гостям.
Полетели пчелки к тюльпану: заглянули в его пеструю головку, но не было в
ней ни запаху, ни меду.
Печальные и голодные пчелки хотели уже домой лететь, как увидели под
кустиком скромный темно-синий цветочек: это была фиалочка. Она открыла
пчелкам свою чашечку, полную аромата и сладкого сока. Наелись, напились
пчелки и полетели домой веселешеньки.
(169 слов.)
(К. Ушинский.)
1. Какие приметы весны описаны в рассказе?
2. Что ответила пчелкам яблонька?
3. Почему пчелы не воспользовались тюльпаном?
4. Какой цветок помог им?
5. С какими словами обратились пчелы к яблоньке, вишне?
6. Почему цветок фиалки назван скромным?
7. Объясните выражение «полный аромата». Как можно сказать иначе?
(Полный приятного запаха, сильно и приятно пахнущий.)
8. Объясните смысл заголовка.
Прошлую ночь Беляк провел на заснеженной лесной поляне. Светила луна,
снег искрился. Беляк разгребал снежок, искал под ним траву. И вдруг рядом
увидел молоденького Русака. Тут они начали носиться друг за другом.
Набегавшись вдоволь, они принялись щипать траву. А потом опять играли.

На рассвете разошлись по своим местам — Русак в поле, а Беляк — в
перелесок.
И только улеглись, как пошел дождь. Он лил и лил, согнал весь снег, и опять
показалась черная земля... Беляк плотнее припал к кучке опавших листьев.
Но только он поднял свои длинные уши, как услышал неподалеку треск. И в
это же время увидел своего приятеля Русака. За ним гналась лиса. Она уже
догоняла его. Тут надо бы Беляку выскочить, отвлечь ее внимание на себя.
Тогда лиса погналась за ними обоими и, наверное, ни одного не поймала бы.
Но Беляк не побежал, только плотнее прижал уши. Он даже готов был влезть
в землю, лишь бы лиса его не заметила.
Прошло немало времени, пока Беляк осмелился приподняться. Все было
тихо. Дождь перестал. Успокоился ветер. Пошел снег, и к ночи земля снова
побелела.
Беляк выскочил из-под елки и побежал к лесной поляне, где вчера так весело
играл с Русаком. Беляк оглядывался по сторонам, не покажется ли где
приятель? Но Русака не было видно. До самого рассвета он его ждал, но так и
не дождался..
Не пришел Русак на поляну и на другую ночь. Не было его и на третью.
Больше его Беляк никогда не видел.
(236 слов.)
(По С. Воронину.)
1. Кого встретил Беляк на лесной поляне?
2. Как изменилась погода?
3. Как вел себя Беляк, когда его приятель оказался в опасности?
4. Почему Беляк больше никогда не видел Русака?
5. Чему учит этот рассказ?
6. Какие пословицы и поговорки подходят по содержанию к этому рассказу?
(Сам погибай а товарища выручай. Друзья познаются в беде. За двумя
зайцами погонишься — ни одного не поймаешь). В какие эпизоды рассказа
их можно включить?
7. Почему зайцев зовут Беляк и Русак?
8. Как вы понимаете выражения: «набегавшись вдоволь», «дождь согнал весь
снег»?
9. Подберите заголовок к рассказу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».