ФОС руский язык 1-4 класс

ФОНД
ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
по учебному предмету _______РУССКИЙ ЯЗЫК_________
Классы:_______1-4______

г. Богданович

Паспорт
фонда оценочных средств
по учебному предмету: русский язык
Класс: 1
№
Наименование
Контролируемые разделы (темы) предмета*
п/п
оценочного средства
1
Букварный период
Списывание
Послебукварный период

Диктант.
Списывание

Звуки и буквы

Диктант.
Списывание

2

3

Наименование темы (раздела) или тем (разделов) берется из рабочей программы предмета.
Класс: 2
№
Наименование
Контролируемые разделы (темы) предмета*
п/п
оценочного средства
1
Входной диктант.
Предложение
Списывание
2
Слова, слова, слова

3
Звуки и буквы

4
Правописание
буквосочетаний
шипящими звуками
5
Части речи.
Повторение.

Контрольный
диктант
грамматическим задание
четверть.
Контрольное списывание
четверть.
Контрольный
диктант
грамматическим задание
четверть.
Контрольное списывание
четверть.
Контрольный
диктант
грамматическим задание
с
четверть.
Контрольное списывание
четверть.
Контрольный
диктант
грамматическим задание
четверть.
Контрольное списывание
четверть.

с
за 1
за 1
с
за 2
за 2
с
за 3
за 3
с
за 4
за 4

Наименование темы (раздела) или тем (разделов) берется из рабочей программы предмета.
Класс: 3
№
Наименование
Контролируемые разделы (темы) предмета*
п/п
оценочного средства

1
Текст. Предложение. Словосочетание

Входной диктант.
Списывание

Контрольный
диктант
грамматическим задание за
Состав слова.
четверть.
Правописание частей слова
Контрольное списывание за
четверть.
3
Контрольный
диктант
грамматическим задание за
Части речи
четверть.
Контрольное списывание за
четверть.
4
Контрольный
диктант
грамматическим задание за
Имя прилагательное
четверть.
Контрольное списывание за
четверть.
5
Контрольный
диктант
грамматическим задание за
Глагол. Повторение
четверть.
Контрольное списывание за
четверть.
Наименование темы (раздела) или тем (разделов) берется из рабочей программы предмета.
Класс: 4
2

с
1
1
с
2
2
с
3
3
с
4
4

№
Наименование
Контролируемые разделы (темы) предмета*
п/п
оценочного средства
1
Входной диктант.
Повторение изученного
Списывание
2
Слово в языке и речи

3
Имя существительное

4
Имя прилагательное

5
Повторение

Контрольный
диктант
грамматическим задание
четверть.
Контрольное списывание
четверть.
Контрольный
диктант
грамматическим задание
четверть.
Контрольное списывание
четверть.
Контрольный
диктант
грамматическим задание
четверть.
Контрольное списывание
четверть.
Контрольный
диктант
грамматическим задание
четверть.
Контрольное списывание
четверть.

с
за 1
за 1
с
за 2
за 2
с
за 3
за 3
с
за 4
за 4

Наименование темы (раздела) или тем (разделов) берется из рабочей программы предмета.

Кодификатор
распределѐнных по классам проверяемых требований к результатам
освоения основной образовательной программы начального общего
образования и элементов содержания
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Кодификатор распределѐнных по классам проверяемых требований
к результатам освоения основной образовательной программы начального
общего образования и элементов содержания (далее – кодификатор)
предназначен для разработки измерительных материалов и анализа
результатов федеральных и региональных процедур оценки качества
образования. Кодификатор является систематизированным перечнем
проверяемых элементов содержания и операционализированных требований
к результатам освоения основной образовательной программы начального
общего образования, в котором каждому объекту соответствует
определѐнный код.
Кодификатор составлен на основе федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (приказ
Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373) и Примерной основной
образовательной программы начального общего образования (одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 08.04.2015 г. № 1/15)).
Кодификатор состоит из двух разделов:
 раздел 1. «Перечень распределѐнных по классам проверяемых
требований к результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования по русскому языку»;
 раздел 2. «Перечень распределѐнных по классам проверяемых
элементов содержания по русскому языку».

Раздел 1. Перечень распределѐнных по классам проверяемых
требований к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования по русскому языку
Требования ФГОС к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования операционализированы
и распределены по классам.
1 класс
МетаКод
предпровеПроверяемые предметные требования к результатам
метный ряемого
обучения
резуль- требоватат
ния
1
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, искать средства еѐ осуществления
1.1
Различать слово и предложение
1.2
Вычленять слова из предложений
1.3
Правильно оформлять предложение на письме, выбирать
знак конца предложения
1.4
Писать аккуратным разборчивым почерком
1.5
Писать без искажений прописные и строчные буквы,
соединения, слова
1.6
Правильно списывать (без пропусков и искажений букв)
слова и предложения, тексты объѐмом не более 25 слов
1.7
Писать под диктовку (без пропусков и искажений букв)
слова, предложения из 3–5 слов, тексты объѐмом
не более 20 слов, правописание которых не расходится
с произношением
2
Освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии
2.1
Находить и исправлять ошибки, описки
3

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных
стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
осознанное построение речевого высказывания в соответствии
с задачами коммуникации и составление текстов в устной
и письменной формах
3.1
Читать вслух и про себя (с пониманием) короткие
тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии
со знаками препинания в конце предложения
3.2
Понимать прослушанный текст
3.3
Находить в тексте слова, значение которых требует
уточнения
3.4
Составлять предложение из набора форм слов

Устно составлять текст из 3–5 предложений по
сюжетным картинкам и наблюдениям
Овладение логическими действиями сравнения, анализа,
синтеза, обобщения,
классификации
по
родовидовым
признакам, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям
4.1
Различать понятия «звук» и «буква»
4.2
Вычленять звуки из слова, правильно их произносить
4.3
Различать гласные и согласные звуки
4.4
Различать ударные и безударные гласные звуки
3.5

4

Различать мягкие и твѐрдые согласные звуки, обозначать
на письме мягкость согласных звуков буквами е, ѐ, ю, я
и буквой ь в конце слова
4.6
Различать звонкие и глухие согласные звуки (вне слова
и в слове)
Определять количество слогов в слове; определять
4.7
в слове ударный слог; делить слово на слоги (простые
случаи); переносить слово по слогам (простые случаи:
слова из слогов типа «согласный + гласный»)
Овладение базовыми предметными и межпредметными
понятиями, отражающими существенные связи и отношения
между объектами и процессами
5.1
Знать последовательность букв в русском алфавите,
правильно называть буквы; использовать алфавит для
упорядочения небольшого списка слов
5.2
Использовать изученные понятия
4.5

5

2 класс
МетаКод
предм провеетряемого Проверяемые предметные требования к результатам
ный требова- обучения
резул
ния
ьтат
1
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, искать средства еѐ осуществления
1.1
Правильно оформлять предложение на письме, выбирая
необходимые знаки конца предложения
1.2
Находить место орфограммы в слове
1.3
Находить место орфограммы между словами
1.4
Применять изученные правила правописания
1.5.
Правильно списывать (без пропусков и искажений букв)
слова и предложения, тексты объѐмом не более 50 слов
1.6
Писать под диктовку (без пропусков и искажений букв)
слова, предложения, тексты объѐмом не более 45 слов
с учѐтом изученных правил правописания
2
Освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии
2.1
Находить и исправлять ошибки, описки
2.2
Наблюдать за многозначными словами в речи, понимать их
значения
2.3
Наблюдать за употреблением синонимов в речи (без
называния термина)
2.4.
Наблюдать за употреблением антонимов в речи (без
называния термина)
3
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных
стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное
построение речевого высказывания в соответствии с задачами
коммуникации и составление текстов в устной и письменной
формах
3.1
Составлять предложения из слов, устанавливая между
ними смысловую связь по вопросам
3.2
Определять тему текста и озаглавливать текст с опорой
на тему
3.3
Составлять текст из разрозненных предложений, частей
текста
3.4
Писать
подробное
изложение
(по
вопросам)
повествовательного текста (30–45 слов)
3.5
Формулировать устно и письменно простые выводы на
основе прочитанной (услышанной) информации

4

5

6

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам,
установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
4.1
Характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по
заданным параметрам (согласный парный/непарный по
твѐрдости/мягкости)
4.2
Характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по
заданным параметрам (согласный парный/непарный по
звонкости/глухости)
4.3
Делить слово на слоги (в том числе при стечении
согласных)
4.4
Различать в слове согласный звук [й] и гласный звук [и]
4.5
Устанавливать соотношение звукового и буквенного
состава, в том числе с учѐтом двойной роли букв е, ѐ, ю, я
4.6
Обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой
мягкий знак (ь) в середине слова
4.7
Находить однокоренные слова, выделять окончание
в слове
4.8
Распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?»,
«что?»
4.9
Распознавать слова, отвечающие на вопросы «что
делать?», «что сделать?» и др.
4.10
Распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?»,
«какая?», «какое?», «какие?»
4.11
Определять вид предложений по цели высказывания
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
признавать возможность существования различных точек зрения
и права каждого иметь свою; излагать своѐ мнение
и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
5.1
Строить устное диалогическое высказывание (на
определѐнную тему, по наблюдениям) с соблюдением
орфоэпических норм, правильной интонации
5.2
Строить устное монологическое высказывание (на
определѐнную тему, по наблюдениям) с соблюдением
орфоэпических норм, правильной интонации
Овладение
базовыми
предметными
и
межпредметными
понятиями, отражающими существенные связи и отношения
между объектами и процессами
6.1
Осознавать язык как основное средство общения
6.2
Объяснять своими словами значение изученных понятий
6.3
Использовать изученные понятия

3 класс
МетаКод
предмет провеПроверяемые предметные требования к результатам
ный
ряемого
обучения
резуль- требоватат
ния
1
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, искать средства еѐ осуществления
1.1
Находить место орфограммы в слове
1.2
Находить место орфограммы между словами
1.3
Применять изученные правила правописания
1.4
Правильно списывать слова, предложения, тексты
объѐмом не более 70 слов
1.5.
Писать под диктовку тексты объѐмом не более 65 слов
с учѐтом изученных правил правописания
2
Освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии
2.1
Находить и исправлять ошибки, описки
2.2
Наблюдать за многозначными словами в речи, понимать
их значения
2.3
Наблюдать за употреблением синонимов в речи (без
называния термина)
2.4.
Наблюдать за употреблением антонимов в речи (без
называния термина)
2.5
Подбирать синонимы к словам разных частей речи
Подбирать антонимы к словам разных частей речи
Распознавать слова, употреблѐнные в прямом
и переносном значении (простые случаи)
2.8
Определять значение слова в тексте
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных
стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
осознанное построение речевого высказывания в соответствии
с задачами коммуникации и составление текстов в устной
и письменной формах
3.1
Выявлять части текста
3.2
Озаглавливать части текста
3.3
Определять тему текста и определять основную мысль
текста
3.4
Составлять план текста, создавать по нему текст
и корректировать текст
3.5
Определять связь предложений в тексте (с помощью
личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но)
3.6
Определять ключевые слова в тексте
2.6
2.7

3

Писать
подробное
изложение
по
заданному,
коллективно или самостоятельно составленному плану
3.8
Понимать тексты разных типов
3.9
Находить в тексте заданную информацию, используя
виды чтения
3.10
Формулировать устно и письменно простые выводы на
основе прочитанной (услышанной) информации
Овладение логическими действиями сравнения, анализа,
синтеза, обобщения, классификации по
родовидовым
признакам, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям
4.1
Характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки
вне слова и в слове по заданным параметрам
4.2
Производить звуко-буквенный анализ слова (в словах
с орфограммами; без транскрибирования)
4.3
Определять функцию разделительных мягкого (ь)
и твѐрдого (ъ) знаков в словах
4.4
Устанавливать соотношение звукового и буквенного
состава, в том числе с учѐтом двойной роли букв е, ѐ,
ю, я, в словах с разделительными ь, ъ, в словах
с непроизносимыми согласными
4.5
Различать однокоренные слова и формы одного и того
же слова
4.6
Различать однокоренные слова и слова с омонимичными
корнями (без называния термина)
4.7
Различать однокоренные слова и синонимы
4.8
Находить в словах с однозначно выделяемыми
морфемами окончание
4.9
Находить в словах с однозначно выделяемыми
морфемами корень
4.10
Находить в словах с однозначно выделяемыми
морфемами приставку
4.11
Находить в словах с однозначно выделяемыми
морфемами суффикс
4.12
Распознавать имена существительные
4.13
Определять
грамматические
признаки
имѐн
существительных: одушевлѐнные/неодушевлѐнные
4.14
Определять
грамматические
признаки
имѐн
существительных: род
4.15
Определять
грамматические
признаки
имѐн
существительных: число
4.16
Определять
грамматические
признаки
имѐн
существительных: падеж
3.7

4

Склонять в единственном числе имена существительные
с ударными окончаниями
4.18
Распознавать имена прилагательные
4.19
Определять
грамматические
признаки
имѐн
прилагательных: род
4.20
Определять
грамматические
признаки
имѐн
прилагательных: число
4.21
Определять
грамматические
признаки
имѐн
прилагательных: падеж
4.22
Изменять имена прилагательные по падежам, числам,
родам (в единственном числе) в соответствии с падежом,
числом и родом имѐн существительных
4.23
Распознавать глаголы
4.24
Различать глаголы, отвечающие на вопросы «что
делать» и «что сделать?»
4.25
Определять грамматические признаки глаголов: форму
времени
4.26
Определять грамматические признаки глаголов: число
4.27
Определять грамматические признаки глаголов: род
(в прошедшем времени)
4.28
Изменять глагол по временам (простые случаи),
в прошедшем времени – по родам
4.29
Распознавать личные местоимения (в начальной форме)
4.30
Использовать личные местоимения для устранения
неоправданных повторов в тексте
4.31
Различать предлоги и приставки
4.32
Определять вид предложений по цели высказывания
4.33
Определять вид предложений по интонации
4.34
Находить главные члены предложения
4.35
Находить второстепенные (без деления на виды) члены
предложения
4.36
Распознавать распространѐнные предложения
4.37
Распознавать нераспространѐнные предложения
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою; излагать своѐ мнение
и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
5.1
Строить устное диалогическое высказывание (на
определѐнную тему, по наблюдениям) с соблюдением
орфоэпических норм, правильной интонации
5.2
Строить устное
монологическое
высказывание
(на определѐнную
тему,
по
наблюдениям)
с соблюдением орфоэпических норм, правильной
интонации
4.17

5

6

7

Овладение базовыми предметными и межпредметными
понятиями, отражающими существенные связи и отношения
между объектами и процессами
6.1
Объяснять
значение
русского
языка
как
государственного языка Российской Федерации
6.2
Объяснять своими словами значение изученных понятий
6.3
Использовать изученные понятия
Умение работать в материальной и информационной среде
начального общего образования (в том числе с учебными
моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного
предмета; формирование начального уровня культуры
пользования словарями в системе универсальных учебных
действий
7.1
Уточнять значение слова с помощью толкового словаря
4 класс

МетаКод
предмет провеПроверяемые предметные требования к результатам
ный
ряемого
обучения
резуль- требоватат
ния
1
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, искать средства еѐ осуществления
1.1
Находить место орфограммы в слове
1.2
Находить место орфограммы между словами
1.3
Применять изученные правила правописания
1.4
Правильно списывать тексты объѐмом не более 85 слов
1.5.
Писать под диктовку тексты объѐмом не более 80 слов
с учѐтом изученных правил правописания
2
Освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии
2.1
Находить
и
исправлять
орфографические
и пунктуационные ошибки, описки
2.2
Подбирать к предложенным словам синонимы
2.3
Подбирать к предложенным словам антонимы
2.4.
Выявлять в речи слова, значение которых требует
уточнения, определять значение слова по контексту
2.5
Составлять предложения с однородными членами
2.6
Использовать предложения с однородными членами
в речи

Осознанно использовать в речевом общении простые
распространѐнные и сложные предложения, состоящие
из двух простых (сложносочинѐнные с союзами и, а, но
и бессоюзные – без называния терминов)
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных
стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
осознанное построение речевого высказывания в соответствии
с задачами коммуникации и составление текстов в устной
и письменной формах
3.1
Определять тему и основную мысль текста
3.2
Самостоятельно озаглавливать текст с опорой на тему
или основную мысль
3.3
Выделять части текста (корректировать порядок
предложений и частей текста)
3.4
Составлять план к заданным текстам
3.5
Осуществлять подробный пересказ текста (устно)
3.6
Осуществлять подробный пересказ текста (письменно)
3.7
Осуществлять выборочный пересказ текста (устно)
3.8
Писать (после предварительной подготовки) сочинения
по заданным темам (заглавиям)
3.9
Осуществлять ознакомительное, изучающее чтение,
поиск информации
3.10
Создавать небольшие устные и письменные тексты для
конкретной ситуации письменного общения (письма,
поздравительные открытки, объявления и др.)
3.11
Формулировать устно и письменно простые выводы на
основе прочитанной (услышанной) информации
3.12
Интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте
информацию
Овладение логическими действиями сравнения, анализа,
синтеза, обобщения, классификации по
родовидовым
признакам, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям
4.1
Производить звуко-буквенный разбор слов (проводится
систематически в целях формирования орфографического
навыка и развития орфоэпических умений)
4.2
Соотносить состав слова с представленной схемой его
строения
4.3
Составлять схему строения слова
4.4
Производить разбор слова по составу
4.5
Устанавливать принадлежность слова к определѐнной
части речи (в объѐме изученного) по комплексу
освоенных грамматических признаков
2.7

3

4

4.6
4.7
4.8
4.9
4.10
4.11
4.12
4.13

4.14
4.15
4.16
4.17
4.18
4.19
4.20
4.21
4.22
4.23
4.24
4.25
4.26

4.27
4.28
4.29

Определять
грамматические
признаки
имѐн
существительных: род
Определять
грамматические
признаки
имѐн
существительных: число
Определять
грамматические
признаки
имѐн
существительных: падеж
Склонять в единственном числе имена существительные
с ударными окончаниями
Определять
грамматические
признаки
имѐн
прилагательных: род (в единственном числе)
Определять
грамматические
признаки
имѐн
прилагательных: число
Определять
грамматические
признаки
имѐн
прилагательных: падеж
Изменять имена прилагательные по падежам, числам,
родам (в единственном числе) в соответствии с падежом,
числом и родом имен существительных
Устанавливать начальную форму глагола
Определять
грамматические
признаки
глаголов:
спряжение
Определять грамматические признаки глаголов: время
Определять грамматические признаки глаголов: лицо
(в настоящем и будущем времени)
Определять грамматические признаки глаголов: число
Определять грамматические признаки глаголов: род
(в прошедшем времени в единственном числе)
Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по
лицам и числам (спрягать)
Производить разбор имени существительного слова как
части речи
Производить разбор имени прилагательного как части
речи
Производить разбор глагола как части речи
Определять
грамматические
признаки
личного
местоимения в начальной форме: лицо
Определять
грамматические
признаки
личного
местоимения в начальной форме: число
Определять
грамматические
признаки
личного
местоимения в начальной форме: род (у местоимений
3-го лица в единственном числе)
Использовать личные местоимения для устранения
неоправданных повторов в тексте
Различать предложение, словосочетание и слово
Классифицировать предложения по цели высказывания

Классифицировать предложения по эмоциональной
окраске (по интонации)
4.31
Различать распространѐнные и нераспространѐнные
предложения
4.32
Распознавать предложения с однородными членами
Разграничивать простые распространѐнные и сложные
4.33
предложения,
состоящие
из
двух
простых
(сложносочинѐнные с союзами и, а, но и бессоюзные –
без называния терминов)
4.34
Распознавать предложения с прямой речью после слов
автора
4.35
Производить
синтаксический
разбор
простого
предложения
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою; излагать своѐ мнение
и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
5.1
Осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем,
где происходит общение)
5.2
Выбирать адекватные языковые средства в ситуации
общения
5.3
Строить устное диалогическое высказывание, соблюдая
орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы
речевого взаимодействия
5.4
Строить
устное
монологическое
высказывание,
соблюдая
орфоэпические
нормы,
правильную
интонацию, нормы речевого взаимодействия
Овладение базовыми предметными и межпредметными
понятиями, отражающими существенные связи и отношения
между объектами и процессами
6.1
Объяснять
роль
русского
языка
как
языка
межнационального общения
6.2
Объяснять своими словами значение изученных понятий
6.3
Использовать изученные понятия
Умение работать в материальной и информационной среде
начального общего образования (в том числе с учебными
моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного
предмета; формирование начального уровня культуры
пользования словарями в системе универсальных учебных
действий
7.1
Уточнять значение слова с помощью толкового словаря,
Интернета
4.30

5

6

7

Раздел 2. Перечень распределѐнных по классам проверяемых
элементов содержания по русскому языку
Перечень распределѐнных по классам элементов содержания составлен
на основе Примерной основной образовательной программы начального
общего образования (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от
08.04.2015 г. № 1/15)).
1 класс
Код
раздела
1

2

3

Код
провеПроверяемые элементы содержания
ряемого
элемента
Фонетика, орфоэпия (элементарные сведения)
1.1
Звуки речи; гласные и согласные звуки
1.2
Ударение в слове; гласные ударные и безударные
1.3
Твѐрдые и мягкие согласные звуки
1.4
Звонкие и глухие согласные звуки
1.5
Слог; ударный слог; слогораздел (простые случаи, без
стечения согласных)
1.6
Произношение звуков и сочетаний звуков в словах
в соответствии с нормами современного русского
литературного языка
Графика и орфография
2.1
Звук и буква
2.2
Обозначение на письме мягкости согласных звуков
буквами е, ѐ, ю, я, и
2.3
Мягкий
знак
(ь)
как
показатель
мягкости
предшествующего согласного в конце слова
2.4
Русский алфавит: правильное называние букв, знание их
последовательности; значение алфавита для упорядочения
списка слов
2.5
Раздельное написание слов в предложении
2.6
Употребление прописной буквы в начале предложения
и в именах собственных (в именах и фамилиях людей,
кличках животных)
2.7
Правописание слов с непроверяемыми гласными
и согласными (перечень слов – в орфографическом
словаре учебника)
2.8
Перенос слов
Лексика (элементарные сведения)
3.1
Слово как единица языка и речи (ознакомление)
3.2
Выявление слов, значение которых требует уточнения

Синтаксис. Пунктуация (элементарные сведения)
4.1
Слово, предложение; слово как название предмета,
признака предмета, действия предмета (ознакомление)
4.2
Связь слов в предложении
4.3
Восстановление деформированных предложений
4.4
Знаки
препинания
конца
предложения:
точка,
вопросительный и восклицательный знаки
Развитие речи
5.1
Назначение речи; слово, предложение, текст как единицы
речи (ознакомление)
5.2
Ситуации устного общения (чтение диалогов по ролям,
просмотр видеоматериалов, прослушивание аудиозаписей)

4

5

2 класс
Код
раздела
1.

Код
провеПроверяемые элементы содержания
ряемого
элемента
Фонетика, графика, орфоэпия
1.1
Роль звуков в различении смысла слов
1.2
Отличия звуков и букв
1.3
Звуки гласные и согласные, их признаки
1.4
Согласный звук [й] и гласный звук [и]
1.5
Обозначение на письме твѐрдости согласных звуков
буквами а, о, у, ы, э; слова с буквой э
1.6
Обозначение на письме мягкости согласных звуков
1.7
Двойная роль букв е, ѐ, ю, я
1.8
Мягкий знак (ь) знак как показатель мягкости
предшествующего согласного звука в конце и в середине
слова
1.9
Парные и непарные по твѐрдости/мягкости согласные звуки
1.10
Парные и непарные по звонкости/глухости согласные
звуки
1.11
Шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч], [щ]
1.12
Звуковой и буквенный состав в словах с буквами е, ѐ, ю, я
и мягким знаком (ь) как показателем мягкости
предшествующего согласного звука
1.13
Слогораздел (в том числе при стечении согласных)
1.14
Значение алфавита для работы со словарями
1.15
Использование небуквенных графических средств:
пробела между словами, знака переноса, красной строки
(абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного)

1.16

1.17
2

3

4

5

6

Лексика
2.1
2.2

Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение
в словах в соответствии с нормами современного русского
литературного языка (круг слов определѐн орфоэпическим
словарѐм учебника)
Использование орфоэпического словаря для решения
практических задач

Слово и его лексическое значение (общее представление)
Однозначные и многозначные слова (простые случаи,
наблюдение)
2.3
Роль синонимов в речи (без называния терминов)
2.4
Роль антонимов в речи (без называния терминов)
Состав слова (морфемика)
3.1
Корень как главная часть слова
3.2
Однокоренные слова, группы однокоренных слов
3.3
Выделение в словах корня (простые случаи)
3.4
Окончание как изменяемая часть слова
Морфология
4.1
Имя существительное (ознакомление), общее значение
(вопросы: «кто?», «что?»); роль в речи
4.2
Глагол (ознакомление), общее значение (вопросы «что
делать?», «что сделать?» и др.); роль в речи
4.3
Имя прилагательное (ознакомление), общее значение
(вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»), роль
в речи
4.4
Предлог; наиболее распространѐнные предлоги: в на, из,
без, над, до, у, о, об и др.
Синтаксис
5.1
Роль предложений в общении
5.2
Порядок слов в предложении
5.3
Связь слов в предложении
5.4
Интонация предложения
5.5
Логическое ударение в предложении
5.6
Виды предложений по цели высказывания (без терминов)
5.7
Знаки конца предложения (повторение)
Орфография
6.1
Понятие орфограммы
6.2
Правила переноса слов со строки на строку (без учѐта
морфемного членения слова)
6.3
Написание сочетаний жи, ши
6.4
Написание сочетаний ча, ща
6.5
Написание сочетаний чу, щу
6.6
Написание сочетаний чк, чн, чт

Написание проверяемых безударных гласных в корне
слова
6.8
Написание парных звонких и глухих согласных в корне
слова (конец слова)
6.9
Написание непроверяемых гласных и согласных в корне
слова (перечень слов в орфографическом словаре
учебника)
6.10
Раздельное
написание
предлогов
с
именами
существительными
6.11
Значение орфографического словаря учебника для
определения (уточнения) написания слова
Развитие речи
7.1
Язык как основное средство общения
7.2
Построение предложений для решения определѐнной
речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для
выражения собственного мнения)
7.3
Подробное изложение повествовательного текста по
вопросам (30–45 слов)
7.4
Смысловое единство предложений в тексте, тема текста
7.5
Заглавие текста; подбор заголовков к предложенным
текстам
7.6
Выражение
в
тексте
законченной
мысли.
Последовательность предложений в тексте
7.7
Части текста (абзацные отступы); последовательность
частей текста
7.8
Выразительное чтение текста вслух с соблюдением
правильной интонации; понимание текста
6.7

7

3 класс
Код
раздела
1.

2

3

4

Код
провеПроверяемые элементы содержания
ряемого
элемента
Фонетика и графика
1.1
Повторение: звуки русского языка: гласный/согласный,
гласный ударный/безударный, согласный твѐрдый/мягкий,
парный/непарный, согласный глухой/звонкий, парный/
непарный (в объѐме изученного)
1.2
Функции разделительных мягкого (ь) и твѐрдого (ъ) знаков
1.3
Обозначение на письме твѐрдости и мягкости согласных
звуков
1.4
Условия использования на письме разделительных
мягкого (ь) и твѐрдого (ъ) знаков
1.5
Соотношение звукового и буквенного состава в словах
с разделительными знаками ь и ъ, в словах
с непроизносимыми согласными
1.6
Значение использования алфавита при работе со
словарями, справочниками, каталогами
Орфоэпия
Нормы произношения звуков и сочетаний звуков;
2.1
ударение в словах в соответствии с нормами современного
русского литературного языка (перечень слов определѐн
орфоэпическим словарѐм в учебнике)
2.2
Ударение в словах в соответствии с нормами
современного русского литературного языка (перечень
слов определѐн орфоэпическим словарѐм в учебнике).
2.3
Значение использования орфоэпического словаря для
решения практических задач
Лексика
3.1
Лексическое значение слова (общее понятие)
3.2
Прямое и переносное значение слова (ознакомление)
3.3
Устаревшие слова (ознакомление)
Состав слова (морфемика)
4.1
Признаки однокоренных слов
4.2
Однокоренные слова и формы одного и того же слова
4.3
Однокоренные слова и слова с омонимичными корнями
(без называния термина)
4.4
Однокоренные слова и синонимы (без называния термина)
4.5
Корень, приставка, суффикс – значимые части слова
4.6
Окончание как изменяемая часть слова, нулевое
окончание (ознакомление)

5

6

7

Морфология. Части речи
5.1
Имя существительное: общее значение, вопросы,
употребление в речи
5.2
Имена существительные одушевлѐнные и неодушевлѐнные
5.3
Имена существительные мужского, женского и среднего
рода
5.4
Падежи; изменение имѐн существительных по падежам
и числам (склонение)
5.5
Имя прилагательное: общее значение, вопросы,
употребление в речи
5.6
Изменение имѐн прилагательных по родам, числам
и падежам, кроме имѐн прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин
5.7
Склонение имѐн прилагательных в мужском, женском,
среднем роде в единственном числе
5.8
Личные местоимения (общее представление)
5.9
Употребление личных местоимений в речи, использование
личных местоимений для устранения неоправданных
повторов в тексте
5.10
Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи
5.11
Начальная форма глагола
5.12
Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов
5.13
Изменение глаголов по временам, числам
5.14
Род глаголов в прошедшем времени
Синтаксис
6.1
Виды
предложений
по
эмоциональной
окраске
(восклицательное, невосклицательное)
6.2
Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое
6.3
Второстепенные члены предложения (без деления на
виды)
6.4
Предложения распространѐнные и нераспространѐнные
Орфография
6.1
Орфограммы и орфографические правила: написание
непроверяемых гласных и согласных в корне слова
(перечень слов в орфографическом словаре учебника)
6.2
Написание парных звонких и глухих согласных в корне
слова (в середине слова)
6.3
Написание непроизносимых согласных в корне слова
6.4
Употребление
разделительного
мягкого
(ь)
и разделительного твѐрдого (ъ) знаков
6.5
Написание мягкого знака (ь) после шипящих на конце
имѐн существительных женского рода
6.6
Раздельное написание частицы не с глаголами
6.7
Раздельное написание предлогов со словами

Значение использования орфографического словаря для
определения (уточнения) написания слова
Развитие речи
8.1
Русский язык как государственный язык Российской
Федерации
8.2
Нормы речевого этикета
8.3
Устное и письменное приглашение, просьба, извинение,
благодарность, отказ и др.
8.4
Тема текста
8.5
Основная мысль текста
8.6
Заголовок
8.7
План текста
8.8
Связь предложений в тексте с помощью личных
местоимений, синонимов, союзов и, а, но
8.9
Ключевые слова в тексте
8.10
Общее понятие о типах текста (повествование, описание,
рассуждение)
8.11
Изложение текста по коллективно или самостоятельно
составленному плану
8.12
Изучающее, ознакомительное чтение
6.8

8

4 класс
Код
раздела
1.
2

Код
проверяемого
элемента
Фонетика
1.1
Орфоэпия
2.1
2.2
2.3

2.4

3

4

5

Лексика
3.1

Проверяемые элементы содержания

Звуко-буквенный разбор слова
Правильная интонация в процессе говорения и чтения
Нормы произношения звуков и сочетаний звуков
Ударение в словах в соответствии с нормами
современного русского литературного языка (перечень
слов определен орфоэпическим словарем в учебнике)
Значение
использования
орфоэпического
словаря
учебника, других орфоэпических словарей русского языка
при определении правильного произношения слов

Наблюдение за использованием в речи синонимов
(простые случаи)
3.2
Наблюдение за использованием в речи антонимов
(простые случаи)
3.3
Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов
(простые случаи)
3.4
Наблюдение за использованием в речи устаревших слов
(простые случаи)
Состав слова (морфемика)
4.1
Состав изменяемых слов (ознакомление)
4.2
Состав неизменяемых слов (ознакомление)
4.3
Наиболее употребляемые суффиксы изученных частей
речи (ознакомление)
Морфология. Части речи самостоятельные и служебные
5.1
Склонение имен существительных
5.2
Имена существительные I склонения
5.3
Имена существительные II склонения
5.4
Имена существительные III склонения
5.5
Несклоняемые имена существительные (ознакомление)
5.6
Имя прилагательное; зависимость формы имени
прилагательного от формы имени существительного
5.7
Склонение имен прилагательных во множественном числе
5.8
Личные
местоимения
1-го
лица
единственного
и множественного числа
5.9
Личные
местоимения
3-го
лица
единственного
и множественного числа

5.10
5.11
5.12
5.13
5.14
5.15
5.16

6

7

Личные
местоимения
3-го
лица
единственного
и множественного числа
Склонение личных местоимений с предлогами и без
предлогов
Глагол; изменение глаголов по лицам и числам
в настоящем и будущем времени (спряжение)
І и ІІ спряжение глаголов
Изменение глаголов прошедшего времени по родам
и числам
Наречие (общее представление)
Общее значение, вопросы, употребление в речи;
наблюдения в процессе речевого общения
Предлог; отличие предлогов от приставок
Союз; союзы и, а, но, их роль в речи
Частица; частица не, еѐ значение

5.17
5.18
5.19
Синтаксис
6.1
Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение.
Осознание их сходства и различий
6.2
Виды
предложений
по
цели
высказывания
(повествовательные, вопросительные и побудительные)
6.3
Виды
предложений
по
эмоциональной
окраске
(восклицательные и невосклицательные)
6.4
Связь между словами в словосочетании и предложении
(при помощи смысловых вопросов)
6.5
Распространѐнные и нераспространѐнные предложения
6.6
Предложения с однородными членами: без союзов,
с союзами а, но, с одиночным союзом и
6.7
Простое и сложное предложение (ознакомление)
Орфография
6.1
Орфограммы и орфографические правила: написание
непроверяемых гласных и согласных в корне слова
(перечень слов в орфографическом словаре учебника)
Написание безударных падежных окончаний имѐн
6.2
существительных (кроме существительных на -мя, -ий,
-ье, -ия, -ов, -ин)
6.3
Написание безударных падежных окончаний имѐн
прилагательных
6.4
Раздельное написание частицы не с глаголами
6.5
Написание мягкого знака (ь) после шипящих на конце
глаголов в форме 2-го лица единственного числа
6.6
Наличие или отсутствие мягкого знака (ь) в глаголах на
-ться и -тся
6.7
Написание безударных личных окончаний глаголов

Значение использования орфографического словаря для
определения (уточнения) написания слова
Пунктуация
8.1
Знаки препинания в предложениях с однородными
членами, соединѐнными союзами и, а, но, и без союзов
8.2
Интонация перечисления
8.3
Сложные предложения (сложносочинѐнные с союзами и,
а, но – без называния терминов)
8.4
Сложные предложения (сложносочинѐнные бессоюзные –
без называния терминов)
8.5
Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из
двух простых (наблюдение)
8.6
Предложения с прямой речью после слов автора, знаки
препинания (наблюдение)
Развитие речи
9.1
Русский язык как язык межнационального общения
9.2
Ситуации устного и письменного общения (письмо,
поздравительная открытка, объявление и др.)
9.3
Диалог
9.4
Монолог
9.5
Отражение темы текста или основной мысли в заголовке
9.6
Корректирование текстов (заданных и собственных)
с учѐтом правильности, богатства и выразительности
письменной речи
9.7
Изложение (подробный устный и письменный пересказ
текста)
9.8
Сочинение как вид письменной работы
9.9
Изучающее, ознакомительное чтение
9.10
Поиск информации, заданной в тексте в явном виде
9.11
Формулирование
простых
выводов
на
основе
информации, содержащейся в тексте
6.8

8

9

Спецификатор входной контрольной работы
Предмет: Русский язык
Уровень образования: Начальное общее образование
УМК «Школа России»
Назначение работы: работа составлена для проведения мониторинга
образовательных достижений обучающихся начальной школы по русскому
языку после летних каникул.
Контрольная работа составлена в соответствии с программным материалом
ООП НОО. Для составления контрольных работ использовались задания по
русскому языку КИМ ФГОС «Контрольно-измерительные материалы»
О.Н.Крылова.
На выполнение работы отводится 40 минут с учетом организационного
момента.
Критерии оценивания контрольных работ по русскому языку
Диктант.
«5» – ставится. Если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в
соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно
исправление графического характера).
«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа
выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.
«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.
«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа
написана неряшливо.
Ошибкой в диктанте следует считать:
- нарушение правил орфографии при написании слов;
- пропуск и искажение букв в словах;
- замену слов;
- отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
- неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки
таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку не считаются:
- ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном
классе, ни в предшествующих классах не изучались;
- единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово
следующего предложения написано с заглавной буквы;
- единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
 два исправления;

две пунктуационные ошибки;
 повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи»
дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в
другом слове, она считается за ошибку.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
- повторение одной и той же буквы в слове;
- недописанное слово;
- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая
опущена;
- дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Грамматическое задание.
«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик
обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение
самостоятельно применять знания при выполнении работы;
«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет
применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно
выполнил не менее 3/4 заданий;
«3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определѐнной части из
изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
«2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного
материала, не справляется с большинством грамматических заданий;
Списывание текста.
«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы;
«4» – ставится, если в работе 1 ошибка и 1-2 исправленя (2 и 3 кл.);
«3» – ставится, если в работе допущены 2 ошибки и 1 исправление (2 и 3 кл.);
«2» – ставится, если в работе допущены 3 ошибки (2 и 3 кл.);


Русский язык. 2 класс.
Диктант.
Гроза.
Тѐмная туча закрыла всѐ небо. Крупные капли упали на землю.
Стайка ворон скрылась в саду. С липы упал сухой лист. Хлынул дождь.
Алѐша и Яша спрятались от дождя на крыльце.

1.
2.
3.
4.

Грамматические задания:
1 вариант
Выпиши второе предложение из текста диктанта.
Поставь ударение в словах второго предложения.
Раздели слова на слоги: упали, крупные, Алѐша.
Выполни анализ слова по образцу:
Туча - ….слогов, ….букв, ….. звуков.
Дождь - ….слогов, ….букв, ….. звуков.
2 вариант
1. Выпиши третье предложение из текста диктанта.
2. Поставь ударение в словах третьего предложения.
3. Разделите слова на слоги: тѐмная, закрыла, Яша.
4. Выполни анализ слова по образцу: .
Небо - ….слогов, ….букв, ….. звуков.
Яша -…слогов, ….букв, …звуков.

Русский язык. 3 класс.
Диктант.
Друзья.
Юра Щукин и Алѐша Морозов – большие друзья. Они живут в
селе Ильинка. Кругом раскинулись широкие поля. Под горой речушка
Белая. Летом ребята работали в поле. Они ходили на прополку свѐклы.
Потом бежали в ближайший лесок. Там много грибов и ягод.
Мальчики знают грибные места.

1.

2.

3.

4.

Грамматические задания:
В тексте диктанта найти и выписать:
I вариант: 3 существительных
II вариант: 3 глагола
Разделить слова на слоги:
I вариант: широкие, Алѐша
II вариант: большие, Юра
Выполнить анализ слова по образцу:
I вариант: ель… слогов, … букв, … звуков.
II вариант: яма - … слогов, … букв, … звуков.
Подчеркнуть грамматическую основу в предложении:
I вариант: Кругом раскинулись широкие поля.
II вариант: Летом ребята работали в поле.

Русский язык. 4 класс.
Диктант.
Птицы прощаются.
Наступил конец сентября. Для птиц это месяц прощания. Они
улетают в тѐплые края. Сильно поредела листва на берѐзках. Ветер
тихонько качает старый скворечник. Жильцы покидают свой дворец.
Вдруг пара скворцов вернулась. Скворчиха быстро скользнула в
оконце родной квартиры. Скворец сел на ветку, поглядел по сторонам и
затянул грустную песенку.
Замолчал певец. Подруга вылетела из жилища. Скорей в стаю!
Пора в далѐкий путь! Впереди тяжѐлый перелѐт.
Грамматические задания:
1. Подчеркнуть грамматическую основу в предложении:
I вариант: Вдруг пара скворцов вернулась.
II вариант: Сильно поредела листва на берѐзках
2. Разобрать по составу слова:
I вариант: старый, перелѐт
II вариант: подруга, берѐзках
3. Указать род, склонение, число, падеж имени существительного:
I вариант: на берѐзках
II вариант: на ветку
4. Выполнить фонетический разбор слова:
I вариант: путь
II вариант: свой

2 класс
Контрольное списывание.
Русские луга.
Русские луга украшают наш родной край. Пройди по лугу в тѐплый
день. Полюбуйся чудесными цветами, бабочками. Послушай гудение шмеля
и пчелы. Важно оберегать красоту лугов и охранять жизнь его обитателей.
3 класс
Контрольное списывание.
В ноябре.
На улице стоит слабый мороз. Солнце посылает на землю яркие лучи.
Под ногами хрустит снег. Дорога укатана санями. Небо над землѐй стоит
чистое и высокое. Днѐм можно увидеть на небе молодой месяц серпом. В
лесных ручьях течѐт светлая и прозрачная вода. На дне ручьѐв видны сухие
листочки и травинки.
4 класс
Контрольное списывание.
Зелѐный друг.
У нас есть чудесный зелѐный друг – лес. Он защищает реки, пруды и
озѐра от горячих лучей солнца и высыхания. Народ выращивает леса там,
где наши обширные поля надо спасать от ветра и песка. Мы сажаем лес
там, где овраги жадно гложут края пашен. Зелѐный друг – лес своими
могучими корнями укрепит почву, остановит овраги.
Лесничества выращивают молодые деревца в специальных
питомниках. Рассаду сажают ранней весной или поздней осенью. В
питомнике часто работают студенты лесотехнического института.

Спецификатор контрольной работы за первую четверть
Предмет: Русский язык
Уровень образования: Начальное общее образование
УМК «Школа России»
Назначение работы: работа составлена для проведения мониторинга
образовательных достижений обучающихся начальной школы по русскому
языку за первую четверть.
Контрольная работа составлена в соответствии с программным материалом
ООП НОО. Для составления контрольных работ использовались задания по
русскому языку КИМ ФГОС «Контрольно-измерительные материалы»
О.Н.Крылова. На выполнение работы отводится 40 минут с учетом
организационного момента.
2 класс
Контрольный диктант с грамматическим заданием за 1 четверть.
В лесу
Хорошо в лесу! Дует тѐплый ветерок. Поют дрозды. На лугу цветы. В
траве ягоды. Под берѐзой вырос гриб. У сосны нора крота. Жѐлтый лист упал
с осины. Скоро наступит осень. (30 слов)
Грамматическое задание:
Вариант 1
1. Выпиши из текста второе предложение. Подчеркни главные члены
предложения.
2. Подбери и запиши антонимы к словам.
Тихий, новый.
3. Спиши слова, подчеркни многозначное слово.
Осень, лист, дождь.
Вариант 2
1. Выпиши из текста шестое предложение. Подчеркни главные члены
предложения.
2. Подбери и запиши антонимы к словам.
Добрый, горячий.
4. Спиши слова, подчеркни многозначное слово.
Небо, звезда, снег.

3 класс
Контрольный диктант с грамматическим заданием за 1 четверть.
Прощание с осенью
В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний
ветер. Шумят в саду деревья.
Ночью перестал идти дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всѐ
вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берѐзу. Посыпался пушистый
снежок. Дорога подмѐрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома. (49 слов)
Слова для справок: идти, стало, подмѐрзла.
Грамматическое задание:
Вариант 1
1. Подчеркни главные члены предложения. Выпиши словосочетания.
На опушке леса растут рыжие лисички.
2. Подбери к словам синонимы.
Большой, думать, доктор.
3. Подбери к словам антонимы.
Лень, жаркий, спрашивать.

Вариант 2
1. Подчеркни главные члены предложения. Выпиши словосочетания.
Осенью деревья надели яркий наряд.
2. Подбери к словам синонимы.
Говорить, метель, прекрасный.
3. Подбери к словам антонимы.
Тихий, правда, приехать.

4 класс
Контрольный диктант с грамматическим заданием за 1 четверть.
Конец сентября
Лес украсился в желтые, красные, золотистые краски осени. Лучи
солнца освещали поляну перед сторожкой. Дед Семѐн поднялся на зорьке,
взял корзину и вышел из дома. Тропинка вела в редкий лес. По сторонам
толпились редкие березки. У дороги попадались подберѐзовики,
подосиновики. Вдруг над головой раздался протяжный крик. Высоко в небе
летел косяк журавлей. Птицы держали путь на юг. Их печальный крик звучал
как прощальный привет родине. (67 слов)
Грамматическое задание:
1. Однородные члены предложения.
I вариант. Найдите в тексте и запишите предложение с однородными
подлежащими.
II вариант. Найдите в тексте и запишите предложение с однородными
сказуемыми.
2. Подчеркните грамматическую основу предложения. Выпишите
словосочетания.
I вариант. Мягкий слой опавших листьев надѐжно укрыл землю.
II вариант. Лучи закатного солнца легко прорезали березовую рощу.
3. Подберите синонимы к словам.
I вариант. Охранять, смелость.
II вариант. Размышлять, увлекательный.
4. Подберите антонимы к словам.
I вариант. Длинный, пасмурный.
II вариант. Полезный, близкий.

2 класс
Контрольное списывание
Новый дом.
Ирина Петровна Соловьѐва работает на заводе. Она собирает часы.
Семья Соловьѐвых получает новую квартиру. Квартира находится на шестом
этаже. Из еѐ окон очень красивый вид. Около дома жильцы посадили цветы и
деревья. Есть во дворе и детская площадка. Друзья и родные поздравили
семью с новосельем.
3 класс
Контрольное списывание
Осень в лесу
Как красив осенний лес! Берѐзки надели золотые платья. Густая листва
дуба стала как медь. Сосны и ели остались зелѐными. Пѐстрый ковѐр из
листьев шуршал под ногами. А сколько грибов в лесу! Душистые рыжики и
жѐлтые опята ждут грибников.
Дрозды кружились над рябиной. В дубках кричали сойки. Над елью
пискнула синичка. Рябчики пролетели в лесную чащу. Хорошо в лесу
осенью!
4 класс
Контрольное списывание
После случая с Говорящим Сверчком в каморке под лестницей стало
скучно. День тянулся, и в животе у Буратино было скучновато.
Он закрыл глаза и вдруг увидел жареную курицу на тарелке. Живо
открыл глаза – курица исчезла. Потом он опять закрыл глаза и увидел
тарелку манной каши пополам с малиновым вареньем.
Буратино пошѐл шарить по углам в поисках корочки хлебца или
куриной косточки. Вдруг он увидел в корзинке со стружками куриное яйцо.
Схватил его, поставил на подоконник и носом разбил скорлупу.
(По А.Н.Толстому)

Спецификатор контрольной работы за вторую четверть
Предмет: Русский язык
Уровень образования: Начальное общее образование
УМК «Школа России»
Назначение работы: работа составлена для проведения мониторинга
образовательных достижений обучающихся начальной школы по русскому
языку за вторую четверть.
Контрольная работа составлена в соответствии с программным материалом
ООП НОО. Для составления контрольных работ использовались задания по
русскому языку КИМ ФГОС «Контрольно-измерительные материалы»
О.Н.Крылова. На выполнение работы отводится 40 минут с учетом
организационного момента.
Контрольный диктант с грамматическим заданием
2 четверть
4 класс
Диктант.
Зимой.
Чудесный был вид зимней природы. Лучи солнца осыпали холодным
блеском всю местность. На снегу видны следы зверей и птиц. Склонив
тяжѐлые головы, застыли вековые ели. От ѐлки к ѐлке прыгала шустрая
белочка. С деревьев падали огромные шапки снега. В лесу пахло смолой и
хвоей.
Но вот пухлая туча медленно затянула горизонт. Начал падать хлопьями
снег. Мы подъезжали к деревне. В окнах мелькали тусклые огни. Быстро
наступали длинные зимние сумерки.
Грамматические задания:
I вариант.
1. Пятое предложение разобрать по членам предложения, указать части
речи, выписать словосочетания.
2. Выпишите три имени существительных в единственном числе, укажите
род, склонение и падеж.
3. Разобрать слова по составу: выбежал, говорливый, расспросила,
соломенная, подоконник.
4. Выполнить звуко-буквенный разбор слова: зимние.

II вариант.
1. Шестое предложение разобрать по членам предложения , указать части
речи, выписать словосочетания.
2. Выпишите три имени существительных в единственном числе, укажите
род, склонение и падеж.
3. Разобрать слова по составу: сделал, смешливый, разобрали, синеватый,
подберѐзовик.
4. Выполнить звуко-буквенный разбор слова: тяжѐлые.
Контрольный диктант с грамматическим заданием
1 полугодие
3 класс
Диктант.
Кормушка.
Зима. Стоит чудесный денѐк. Ребята сделали для птиц кормушку и
повесили ее на берѐзу. Дети насыпали в кормушку хлебных крошек. Для
синиц
они
привязали
на
дерево
жирные
кусочки
сала.
К кормушке подлетели снегири, воробьи, голуби. На ветку берѐзки сели
прелестные птички. На голове чѐрная шапочка. Это синицы.
Ребята, помогайте птицам зимой!
Грамматические задания:
1 вариант.
1. В четвѐртом предложении подчеркнуть главные члены предложения,
указать части речи, выписать словосочетания.
2. Разобрать по составу слова: кормушка, хлебные, соломинка, лесник .
3. Вставить нужную букву и рядом записать проверочное слово.
К...рмушка - .......; д...ревья - ..........; в…здушный - ......;
ст...рожить - .........; ш...лестеть - ........ .
2 вариант.
1. В седьмом предложении подчеркнуть главные члены предложения,
указать части речи, выписать словосочетания.
2. Разобрать по составу слова: берѐзки , жирные, сторожка, старушка .
3. Вставить нужную букву и рядом записать проверочное слово.
Ш...рстяной - ...........; ж...стянка - ......, м...рской - ........;
т...пло - ........, ж...мчужина - ....... .

Контрольный диктант с грамматическим заданием
1 полугодие 2 класс
Диктант.
Друзья.
Зима. Толя и Миша идут в лес. Кругом пушистый снег. На снегу следы
птиц и зверей. Мальчики положили на пень кусочки соли. Скоро из кустов
вышли лоси. Они стали есть соль. Лоси были рады гостинцу.
Слова для справок: положили, гостинец, соли.
Грамматические задания:
1 вариант.
1. Подчеркни слова, в которых ударение падает на второй слог.
Сосны, окно, гости, весна, пчела.
2. Определи количество букв, звуков, слогов:
Якорь - __б., __зв., __сл.
Веселые - __б., __зв., __сл.
Коньки - __б., __зв., __сл.
3. Спиши раскрывая скобки, рядом напиши проверочные слова.
Ст(е,и)на - __________, в(а,о)лна - ______________,
б(и,е)жать- ___________ , к(а,о)льцо -_____________,
зв(е,и)рѐк-___________ .
2 вариант.
1. Подчеркни слова, в которых ударение падает на первый слог.
Облако, сапоги, лето, роза, ботинки.
2. Определи количество букв, звуков, слогов:
Красивая - __б., __зв., __сл.
Учитель - __б., __зв., __сл.
Ель - __б., __зв., __сл.
3. Спиши раскрывая скобки, рядом напиши проверочные слова
Д(о,а)жди -_________, сн(и,е)га -____________, стр(е,и)ла - ________,
л(и,е)цо - __________, ч(е, и) сло - ______.

Проверочная работа по русскому языку
1 полугодие 1 класс
Списывание с печатного текста.
Осина.
Росла осина. Она высока. У осины красивый лист. Дети были у осины.
Грамматические задания:
1. Раздели слова чѐрточкой на слоги.
Коза, горка, часы, кусты.
2. Поставь ударение в словах.
Сорока, зима, дети, школа.
3. Составь и запиши из данных букв слова.
У, н, и, а, о, с, л, к, н, т, с, и.

Контрольное списывание
2 класс
На даче.
Стояли тѐплые деньки. Наша дача была на берегу озера. Дул лѐгкий
ветерок. Утром мы пришли в сад. Там цвели розы, астры, георгины,
бархатцы. В цветах блестели капельки росы. На кустах зрели ирга,
смородина, крыжовник, рябина.
У крыльца спал кот Мурзик. Рядом с будкой сидел пѐс Ральф.
Контрольное списывание 3 класс
Обозначь границы предложений, спиши текст.
Ёлка.
Было ясное морозное утро окна покрылись густым слоем снежных
листьев и цветов в комнату внесли большую ѐлку от ѐлки потянуло холодком
но вот веточки ее оттаяли, распушились в доме запахло хвоей ребята стали
наряжать ѐлку на лесной красавице появились хлопушки, бусы, длинные
бумажные цепи от веточки к веточке потянулись золотые паутинки на самой
верхушке ѐлки мальчики Кирилл и Геннадий укрепили звезду ѐлка ожила,
засветилась огнями.

Контрольное списывание
4 класс
Списать текст, вставить, где необходимо, пропущенные буквы.
Лесная ст...ловая
Морозное утро выд...лось тихим. Из ельника выл...тел ря...чик и сел на
п...ньке, подставил спинку со...нцу. На высокой берѐ...ке пристроилась
стайка в…робьѐв, сн…гирей, с...ниц. Позаботились люди о л...сных
ж...телях. Для оленей и косуль они зап...сли душ...стого сена, а для зайцев
подрубили несколько ...синок и развесили веники. Для белок ребята
пом...стили на деревьях к...рмушки с орехами и желудями. Не забыли
школьники и о птицах. Они приготовили для них любимые лакомства: крупу,
хлебные крошки и кусочки сала. Целый день в л...сной ст..ловой раздаѐтся
шум, потому что стаи птиц прил...тают сюда. Только под вечер пустеет
л...сная ст...ловая.
Пернатые друзья человека. О них надо заботиться. Бер...гите их
ребята! советуют биологи.

Спецификатор контрольной работы за третью четверть
Предмет: Русский язык
Уровень образования: Начальное общее образование
УМК «Школа России»
Назначение работы: работа составлена для проведения мониторинга
образовательных достижений обучающихся начальной школы по русскому
языку за третью четверть.
Контрольная работа составлена в соответствии с программным материалом
ООП НОО. Для составления контрольных работ использовались задания по
русскому языку КИМ ФГОС «Контрольно-измерительные материалы»
О.Н.Крылова. На выполнение работы отводится 40 минут с учетом
организационного момента.
Диктант с грамматическим заданием
1 класс
Все дети любят рисовать. Юра принѐс краски. Лѐня взял кисти. Он
налил в банку воду. Папа дал бумагу. Мальчики стали красить флаги. Какие
яркие флаги! (25 слов)
Трудные слова: рисовать, принѐс, какие.
Грамматические задания:
1. Посчитай и напиши количество предложений в тексте.
2. Подчеркни предложение, состоящее из пяти слов.
3. Начерти схему последнего предложения.
Контрольный диктант с грамматическим заданием
2 класс
Синицы.
На лесопилке появились синицы. Это были ловкие и смелые птички.
Они не боялись шума и визга пилы. Синицы осматривали каждое бревно.
Они засовывали свои клювики в щели и вытаскивали вредителей. С утра до
вечера работали птицы. Мороз крепчал. Синицы слетались греться на тѐплую
покрышку трактора.(46 слов) (По А.Мусатову)
Трудные слова: лесопилка, осматривали, вытаскивали, греться.
Грамматические задания:
Вариант 1

1. Выпиши из текста два имени существительных в единственном
числе.
2. Выпиши из группы слов одушевлѐнные имена существительные.
Простыня, дятел, тетрадочка, лесник, земляника, воробышек,
писатель, открытка, школьник, праздник.
3. Поставь над словами четвѐртого предложения ударение.
Вариант 2
1. Выпиши из текста два имени существительных во множественном
числе.
2. Выпиши из группы слов неодушевлѐнные имена существительные.
Простыня, дятел, тетрадочка, лесник, земляника, воробышек,
писатель, открытка, школьник, праздник.
3. Поставь над словами шестого предложения ударение.
Контрольный диктант с грамматическим заданием
3 класс
Серебряное копытце.
Была ясная ночь. У избушки стоял козѐл. Он ножку поднял, а на ней
серебряное копытце блестит. Прыгнул козѐл на крышу и стал серебряным
копытцем бить. Из-под ног камешки дорогие посыпались. Камни горели,
переливались разными огнями. К утру выпал большой снег. Все камни
засыпало. Где козѐл скакал, люди камешки дорогие находить стали.
(53 слова) (По П.П.Бажову)
Грамматические задания:
Вариант 1
1. Выпиши второе предложение. Подчеркни в нѐм главные члены. Над
каждым словом напиши, какой частью речи оно является.
2. На
крышу.
Укажи
род,
число,
падеж,
определи
одушевленное/неодушевленное, собственное/нарицательное имя
существительное.
3. Спиши, вставь, где нужно, мягкий знак.
Ландыш…., карандаш…, мыш…, малыш…, тиш…., шалаш…, глуш…,
доч…, реч…, плач….
Вариант 2
1. Выпиши седьмое предложение. Подчеркни в нѐм главные члены.
Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

2. К
утру.
Укажи
род,
число,
падеж,
определи
одушевленное/неодушевленное, собственное/нарицательное имя
существительное.
3. Спиши, вставь, где нужно, мягкий знак.
Ключ…, печ…, калач…, луч…, плащ…, вещ…, борщ…, помощ…,
товарищ…, ноч….
Контрольный диктант с грамматическим заданием
4 класс
Летняя прогулка.
Ранним утром иду я в соседнюю рощу. Стоят ряды белых берѐз. Сквозь
листочки на траве играют золотые лучи утреннего солнца. В чаще кустов и
деревьев распевают птицы. Звуки их песен разносятся по всей окрестности.
На опушке леса поспевает первая земляника. В конце рощи есть пруд.
В глубоком овраге журчит ручей. Я сяду на пенѐк у ключа, достану кружку и
кусок мягкого свежего хлеба. Как приятно выпить в жару холодной воды!
Хорошо летом в роще, в лесу, в поле! (80 слов)
Грамматические задания:
Вариант 1
1. Выпиши первое предложение. Подчеркни в нѐм главные члены. Над
каждым словом напиши, какой частью речи оно является.
2. Выпиши из четвѐртого предложения все имена существительные в
той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род,
склонение, число, падеж одной из форм имени существительного
(на выбор)
3. Выпиши из текста по одному имени существительному,
прилагательному и глаголу. Разбери слова по составу.
4. Выполни звуко-буквенный разбор: первая.
Вариант 2
1. Выпиши четвѐртое предложение. Подчеркни в нѐм главные члены.
Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.
2. Выпиши из третьего предложения все имена существительные в той
форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род,
склонение, число, падеж одной из форм имени существительного
(на выбор)
3. Выпиши из текста по одному имени существительному,
прилагательному и глаголу. Разбери слова по составу.

4. Выполни звуко-буквенный разбор: играют.
1 класс
Списывание
Пришла Настя из школы. Мама была дома. Настя села у стола и взяла
детскую книгу. Она стала читать сказку. Мама была рада.
2 класс
Контрольное списывание
На лугу.
Лиля и Владик гнали корову Василиску на луг. На лугу летом хорошо!
За селом они прошли чудесную рощу. Лучи солнышка дарили земле свет и
тепло. Луговая трава была высокая. Бабочка перелетала с цветка на цветок.
На васильках грозно гудел шмель. Кого он пугал? Корову Василиску?
3 класс
Контрольное списывание
Озаглавь текст, спиши.
Обрядила зима сосны и ели в тяжѐлые снеговые тучи. До самых бровей
натянула она им белоснежные шапки. Свесили лесные богатыри громадные
лапы и стоят чинно, спокойно. А берѐзки словно хрустальные! И на рябинку
зима белое покрывало накинула.
Как хорошо в лесу в зимнюю пору! Как тихо! Только слышно, как
дятел стучит.
4 класс
Контрольное списывание
Письмо космонавта
Чтобы стать человеком сильной воли, надо воспитывать свою волю.
Одним людям это даѐтся легче, другим - труднее, но каждому она в жизни
необходима.
Воспитывать в себе волевые качества на всякий случай - дело
бесполезное. Нужна цель, которая и поможет воспитанию этой хорошей
черты характера человека.
Перед вами цель - успешно окончить школу. Значит, необходимо
хорошо готовиться к каждому уроку, ничего не делать наспех. Сумейте
отказаться от того, что отвлекает от дела. Сделайте это - и воля ваша
укрепится.
Всего наилучшего вам, ребята! (Ю. Гагарин)

Спецификатор контрольной работы за четвертую четверть
Предмет: Русский язык
Уровень образования: Начальное общее образование
УМК «Школа России»
Назначение работы: работа составлена для проведения мониторинга
образовательных достижений обучающихся начальной школы по русскому
языку за четвертую четверть.
Контрольная работа составлена в соответствии с программным материалом
ООП НОО. Для составления контрольных работ использовались задания по
русскому языку КИМ ФГОС «Контрольно-измерительные материалы»
О.Н.Крылова. На выполнение работы отводится 40 минут с учетом
организационного момента.
1 класс
Диктант
Рыбалка.
Утро. Мы идѐм на рыбалку. Вот река Волга. Ребята стали удить рыбу.
Ваня поймал щуку и леща. Глеб поймал двух окуней. Хороша будет уха!
Объѐм слов: 24
Грамматические задания:
1. Подчеркни гласные в четвѐртом предложении.
2. Определи количество слогов, букв, звуков в слове.
Волга - … слога, … букв, …звуков.
Уха -… слога, … буквы, …звука.
3. Вставь пропущенные буквы, запиши слова.
Маш..на, ч..до, ч..йник, пруж…на, щ..ка.

2 класс
Итоговый диктант
За малиной.
Наступил июль. Стоит сильная жара. Ребята идут в лес. Рядом бежит
собака Ласточка. Вот кусты малины. На кустах висят душистые ягоды.
Маленькая Оленька любит малину. Вот и полная корзина ягод. Брат
Никита несѐт плетѐную корзину. Сильная жара спала. Надвинулась большая
тѐмная туча. Пошѐл дождь. Ребята быстро бегут к дому.
Объѐм слов: 49
Грамматические задания:
1. Подчеркнуть грамматическую основу предложения.
I вариант – 6 предложение.
II вариант – 7 предложение.
2. Выписать три словосочетания из текста: имя прилагательное + имя
существительное.
3. Выполнить звуко-буквенный разбор слова.
I вариант – дождь .
II вариант – туча.

3 класс
Контрольный диктант
Май.
Стоит чудесный майский день. Как хорошо в эту весеннюю пору!
Горячее солнце осветило всю окрестность. После тѐплого дождя появилась
зелѐная травка. Синие, жѐлтые, красные цветы подняли головки. С каждым
днѐм земля надевает новый пѐстрый наряд. Вот уже появились душистые
кисти на черѐмухе и на сирени.
Лѐгкий ветерок играет в зелени деревьев. С раннего утра до позднего
вечера на разные голоса поют свои песни птицы. Среди них ты легко
узнаешь голос соловья. Как красиво он поѐт! Пришла настоящая весна.
Грамматическое задание:
Вариант 1.
1. Выпиши четвѐртое предложение. Подчеркни грамматическую основу
предложения . Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.
2. Разбери слово, как часть речи (на выбор).
После дождя3 или зелѐная3 .
3. Выполни звуко-буквенный разбор слова. Сирень1.
4. Разбери слова по составу. Летняя, зацветает, ветерок.
Вариант 2.
1. Выпиши восьмое предложение. Подчеркни грамматическую основу
предложения. Над каждым словом напиши, какой частью речи оно
является.
2. Разбери слово, как часть речи (на выбор).
Лѐгкий3 или в зелени3.
3. Выполни звуко-буквенный разбор слова. Поѐт1
4. Разбери слова по составу. Розовый, прибегают, шмели.

4 класс
Контрольный диктант
Майское чудо.
Ласковое солнце согревает землю своим теплом. Ранним утром ты
бежишь в ближнюю рощу. В тенистой прохладе ты видишь редкое чудо. В
зелени высокой травы белеет прелестный цветок. На тонкой ножке висят
жемчужины. Внизу они похожи на крошечные колокольчики. В верхней
части ещѐ закрытые цветы напоминают бубенчики. Широкие листья, словно
ладони, охраняют хрупкий стебелѐк. Слышишь, как звенят колокольчики
весны? Ты вдыхаешь тонкий запах нежного цветка. Прекрасный подарок
русского леса!
Догадались, о каком растении идѐт речь? Ландыш подарила нам весна.
Не губи дивную красоту лесной полянки!
Объѐм слов: 84
Грамматические задания:
Вариант 1.
1. Разобрать третье предложение по членам предложения, указать части
речи.
2. Выписать из третьего предложения все формы имѐн прилагательных с
именами существительными, к которым они относятся. Указать число,
род (если есть), падеж одной из форм имени прилагательного (на
выбор).
3. В тексте диктанта найти глагол в форме 2 лица, выполнить звукобуквенный разбор слова.
4. Разобрать по составу слова. Согревает, тенистой, подарок.
Вариант 2
1. Разобрать четвѐртое предложение по членам предложения, указать
части речи.
2. Выписать из четвертого предложения все формы имѐн
прилагательных с именами существительными, к которым они
относятся. Указать число, род (если есть), падеж одной из форм имени
прилагательного (на выбор).
3. В тексте диктанта найти глагол в форме 2 лица, выполнить звукобуквенный разбор слова.
4. Разобрать по составу слова. Подарила, широкие, стебелѐк.

Контрольное списывание. 1 класс.
На лугу.
На лугу зелѐная трава. Гуси щиплют травку. Петя и Денис играют в
мяч. Пѐс Боб греется на солнышке. Вдруг набежала туча. Пошѐл дождь.
Мальчики гонят гусей домой.
Контрольное списывание. 2 класс.
Грузди.
На нашей улице жил дед Иван Петрович. Он любил охоту и рыбалку.
Из грибов признавал только белый груздь.
Стояла осень. От реки тянулась дымка тумана. Дед повѐл нас по своим
грибным местам. К полудню наши корзины были полны. В плетѐнке деда
красовались только молоденькие грузди.
Контрольное списывание. 3 класс.
Лесной голосок
Самое начало лета. Солнце ярко освещает поле и реку. Я брожу в
березовом перелеске. Всѐ кругом будто купается в золотых волнах тепла. А
под берѐзкой в траве и по дорожке бегут лѐгкие тени.
И вдруг совсем близко: «Ку-ку, ку-ку!». Гляжу: через поляну летит
птица. Хвост длинный, сама серая. Наверное, ястребѐнок. Такой у нас во
дворе за воробьями охотится. Подлетел к соседнему дереву, сел на ветку да
как закричит: «Ку-ку, ку-ку!». Кукушка! Значит, она на ястребѐнка похожа.
Контрольное списывание. 3 класс.
Лесной голосок
Самое начало лета. Солнце ярко освещает поле и реку. Я брожу в
березовом перелеске. Всѐ кругом будто купается в золотых волнах тепла. А
под берѐзкой в траве и по дорожке бегут лѐгкие тени.
И вдруг совсем близко: «Ку-ку, ку-ку!». Гляжу: через поляну летит
птица. Хвост длинный, сама серая. Наверное, ястребѐнок. Такой у нас во
дворе за воробьями охотится. Подлетел к соседнему дереву, сел на ветку да
как закричит: «Ку-ку, ку-ку!». Кукушка! Значит, она на ястребѐнка похожа.
Контрольное списывание. 4 класс.
Вставь, где нужно, пропущенные буквы. Раскрой скобки. Спиши
внимательно текст.
Голубика
(В)далѐком северном л.су на мшистом б.лоте рос мал.нький кустик.
Люди его не зам.ч.ли. Кустик радовался в.сне, т.нулся к ласковому со?нцу.

Однажды ранним утром он зацвѐл. Зажужжала пч.ла (над)ним. Она опустила
свой х.боток в мал.нькую цв.точ?ную ч.шеч?ку.
Шло время. Нежные лепестки один за другим стали падать (на)землю.
Ветер (п.д)хватил их и разнѐс (по)лесу. Грус?но было кустику. Но вот
(на)нѐм (п.).вились з.лѐные шарики. Кустик (п.)в.с.лел. Наступила осень.
Д.рев?я (с,з)брасывали з.л.тую л.ству. А наш кустик д.рил людям
ч.дес?ную голубику.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».