Пояснительная записка
Нормативные документы
Учебный план разработан на основе следующих нормативных документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
Приказ Министерства просвещения РФ «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования» от
31.05.2021 г. № 286
Приказ Министерства просвещения РФ «О внесении изменений в
федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 г. №
286» от 18.07.2022 №569
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.10.2024 №
704 «О внесении изменений
в некоторые приказы Министерства просвещения
Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального
общего образования, основного общего образования и среднего общего образования»
(Зарегистрировано в Минюсте России 11.02.2025 № 81220)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №
372 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования"
Приказ Минпросвещения России 22.01.2024 № 31 «О внесении изменений в
некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего образования и
основного общего образования»
Постановлению Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СП 2.4.3648-20)
Постановлению Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания» (далее - СанПиН 1.2.3685-21)
Методическим рекомендациям МР 2.4.0331-23 по обеспечению оптимизации
учебной нагрузки в общеобразовательных организациях, утвержденным Федеральной
службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 10
ноября 2023 г. (далее - МР 2.4.0331-23)
Письму Минпросвещения России от 1 июля 2025 г. № 03-1326 «О
направлении информации» (вместе с методическими рекомендациями по организации
процесса обучения в первом классе в адаптационный период) (далее – письмо
Минпросвещения России от 1 июля 2025 г. № 03-1326)
Приказ Минпросвещения России от 05 ноября 2024 г. № 769 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, и установлении предельного срока
использования исключенных учебников и разработанных в комплекте с ними учебных
пособий»
Приказ Минпросвещения России от 18.07.2024 № 499 «Об утверждении
федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования»
Устав
Основной образовательной программы начального общего образования
Программы развития на 2025 – 2030 годы
Учебный план начального
общего образования обеспечивает реализацию
требований Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, определяет общий объѐм нагрузки и максимальный объѐм
аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных
областей по классам.
Учебный план разработан для общеобразовательных классов.
Учебный план
начального общего образования
обеспечен необходимой
методической базой.
Недельная нагрузка учащихся не превышает предельно
допустимую, определѐнную СанПиН.
Для 1 - 4 классов учебный план ориентирован на 4-летний срок освоения
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования;
Продолжительность учебного времени:
- 1 классы – 33 учебные 5-дневные недели;
- 2, 3, 4 классы - 34 учебных 5 -дневных недель;
Продолжительность одного урока во 2-4 классах составляет 40 минут.
Обучение учащихся 1-ых классов проводится с соблюдением следующих
требований:
учебные занятия проводятся в первую смену;
5-дневная учебная неделя;
«ступенчатый» режим обучения в 1 полугодии (сентябрь- октябрь – 3 урока
в день, ноябрь – декабрь - 4 урока в день);
обучение без домашних заданий и балльного оценивания знаний
обучающихся;
дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
Учебные занятия проводятся в 1 смену.
Адаптация единых расписаний к условиям общеобразовательной организации
проводится с учетом требований к составлению расписания уроков (СП 2.4.3648-20),
шкалы трудности учебных предметов (СанПиН 1.2.3685-21) и рекомендаций по
составлению расписания уроков (МР 2.4.0331-23).
С целью учета особенностей организации учебного процесса для обучающихся 1-х
классов в первые месяцы их обучения в расписании уроков предусмотрен адаптационный
период (сентябрь-октябрь) (письмо Минпросвещения России от 1 июля 2025 г. № 031326).
В течение сентября и октября учебная нагрузка первоклассников не должна
превышать 15 часов в неделю. то означает, что в день допускается не более 3 уроков
продолжительностью по 35 минут каждый. Важно предусмотреть облегченный учебный
день – предпочтительно в среду или четверг – с меньшей интеллектуальной нагрузкой,
чтобы предупредить переутомление и способствовать мягкой адаптации детей к школьной
среде.
Расписание уроков должно быть организовано ступенчато: с меньшим числом
уроков в сентябре – октябре и последующим увеличением нагрузки в ноябре – декабре,
когда возможно проведение 4-х уроков в день. В адаптационный период распределение
учебных предметов осуществляется с учетом их сложности и степени воспринимаемости
детьми младшего школьного возраста.
Примерное распределение учебных часов по федеральному учебному плану
предусматривает, что в первую и третью недели обучающиеся проходят: 4 часа русского
языка, 4 часа литературного чтения, 3 часа математики, 1 час окружающего мира, по 0,5
часа музыки и изобразительного искусства, 2 часа физической культуры. Уроки по труду
(технологии) в эти недели не проводятся. Во вторую и четвертую недели количество часов
по русскому языку остается прежним – 4, по литературному чтению – 3, по математике –
3, по окружающему миру – 1. Также по 0,5 часа отводится на музыку и изобразительное
искусство, 1 час – на труд (технологию) и 2 часа – на физическую культуру. Общая
недельная нагрузка при этом не превышает 15 часов (письмо Минпросвещения России от
1 июля 2025 г. № 03-1326).
При необходимости сокращения часов в адаптационный период в первую очередь
уменьшается количество занятий по наиболее трудным учебным предметам – русскому
языку, математике, литературному чтению и окружающему миру. Однако допустимо
снижение не более чем на 1 час в неделю по каждому из этих учебных предметов. Также
допускается сокращение количества уроков труда (технологии) до 1 урока в 2 недели.
Важной составляющей расписания уроков в этот период является обеспечение
физической активности. После второго и третьего уроков рекомендуется проводить по две
перемены длительностью 20 минут. В середине учебного дня должна быть организована
динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут, предпочтительно на свежем
воздухе. На каждом уроке проводятся обязательные физкультминутки.
Учебные занятия первой смены начинаются в 8-30 часов, без проведения нулевых
уроков.
Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных
занятий. Факультативные занятия планируются на дни с наименьшим количеством
обязательных уроков.
При проведении занятий по иностранному языку во 2-4 классах осуществляется
деление классов на две группы в зависимости от наполняемости класса.
Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в
следующих пределах: во 2-м классе - до 1,5 часов, в 3 - 4-м - до 2 часов.
В расписании уроков для обучающихся
1-4 классов основные предметы
проводятся на 2-3-х уроках.
В структуру учебного плана входят:
1.
Обязательная часть, в которой обозначены образовательные области и
обязательные для изучения предметы;
2.
часть,
формируемая
участниками
образовательных
отношений,
обеспечивающая специфику школы, включающая образовательные предметы,
отвечающие интересам обучающихся, их родителей (законных представителей).
Предметная область «Русский язык и литературное чтение» реализуется через
предметы: «Русский язык» 1-4 классы по 5 часов , «Литературное чтение» (1-4 классы)
по 4 часа,
предметная область «Иностранные
языки»
представлена предметом
«Иностранный язык (английский)» (2-4 классы). Иностранные языки изучаются со 2
класса по 2 часа в неделю.
Предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке»
выбор осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся
(заявление).
В предметную область «Математика и информатика» входит предмет
«Математика» (1-4кл.) по 4 часа в неделю.
Предметная область «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)»
представлена предметом «Окружающий мир» (1-4классы) по 2 часа в неделю.
В 4 классах вводится предмет «Основы религиозных культур и светской
этики» в соответствии с выбором модуля обучающимися 4 классов и родителями
(законными представителями). В учебный план 4 классов включен 1 час в неделю (34
часа в год) на изучение учебного предмета «Основы религиозных культур и светской
этики» (далее – ОРКС ). Выбор модуля, изучаемого в рамках учебного предмета
ОРКС , осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся. На
основании произведенного выбора в текущем учебном году сформированы учебные
группы по модулю: «Основы светской этики»
Во всех классах предмет «Физическая культура» предполагает в 1 классе – 3
часа в неделю, 2-4 классах – 2 часа в неделю.
Предметная область «Искусство» включает по 1 часу в неделю в 1-4 классах на
предметы «Музыка», «Изобразительное искусство».
Предметная область «Технология» представлена в 1 - 4 классах предметом
«Труд (технология)», в соответствии с авторскими программами 1 час в неделю.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью определения
качества освоения обучающимися содержания учебных программ (полнота, прочность,
осознанность, системность) по завершении определенного временного промежутка
(четверти, года) в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
Четвертная
промежуточная
аттестация
устанавливается
как
среднее
арифметическое текущих отметок по предмету,
курсу, дисциплине. Годовая
промежуточная аттестация проводится на основе результатов четвертных промежуточных
аттестаций, и представляет собой среднее арифметическое результатов четвертных
аттестаций. При переводе в следующий класс академической задолженностью
обучающегося признаются его неудовлетворительные результаты промежуточной
аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, модулям
образовательной программы или непрохождение им промежуточной аттестации при
отсутствии уважительных причин. Процедура ликвидации академической задолженности
осуществляется в соответствии с «Положением о ликвидации академической
задолженности». Учащиеся, не освоившие основную образовательную программу
начального общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях
общего образования.
Приказ Минпросвещения России от 09.10.2024 г № 704, подпункт 168.3.1.14
Общее число часов рекомендованных для изучения физической культуры по
варианту № 1Федерального учебного плана – 303 часа: в 1 классе 99 часов (3 часа в
неделю), во 2 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 3 классе – 68 часок (2 часа в неделю), в
4 классе – 68 часов (2 часа в неделю)
Годовой учебный план для 1-4 классов на 2025/2026 уч. год
(пятидневная учебная неделя)
Предметные области
Русский язык и
литературное чтение
Иностранный язык
Математика
и информатика
Обществознание
и естествознание
(Окружающий мир)
Основы религиозных
культур и светской
этики
Учебные предметы
Количество часов в год
I
II
III
IV
Обязательная часть
Русский язык
165
170
170
170
Литературное чтение
132
136
136
136
Иностранный язык
68
68
68
(английский)
Математика
132
136
136
136
Окружающий мир
66
68
68
Всего
675
540
204
540
68
270
34
34
Музыка
33
34
34
34
Изобразительное
33
34
34
34
искусство
Труд (Технология)
Труд (технология)
33
34
34
34
Физическая культура Физическая культура
66
68
68
68
Итого:
660
748
748
782
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Спортивные игры
33
–
–
–
135
135
Основы религиозных
культур и светской
этики
Искусство
Информатика
Максимально допустимая нагрузка ( в
соответствии с действующими санитарными
правилами и гигиеническими нормами
(при 5-дневной учебной неделе)
135
270
2938
33
–
34
34
–
68
693
782
782
782
3039
Годовой учебный план начального общего образования
на 2025 – 2026 учебный год
Федеральный учебный план начального общего образования
(5-дневная учебная неделя)
Предметные области
Учебные
предметы/классы
Количество часов в неделю
I
II
III
IV
Всего
Обязательная часть
Русский язык и
литературное чтение
Русский язык
165
170
170
170
675
Литературное чтение
132
136
136
136
540
Иностранный язык
Иностранный язык
-
68
68
68
204
Математика и
информатика
Математика
132
136
136
136
540
Обществознание и
естествознание
(Окружающий мир)
Окружающий мир
66
68
68
68
270
Основы религиозных
культур и светской
этики
Основы религиозных
культур и светской
этики
-
-
-
34
34
Искусство
Изобразительное
искусство
33
34
34
34
135
Музыка
33
34
34
34
135
Технология
Технология
33
34
34
34
135
Физическая культура
Физическая культура
99
68
68
68
303
693
22
22
23
88
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
0
34
34
0
68
Учебные недели
33
34
34
34
Итого:
Всего часов
653
(с учетом
16 часов
в
782
сентябре
октябре)
782
782
2999
(с учетом 16
часов в
сентябре октябре)
Максимально допустимая недельная
нагрузка, предусмотренная санитарными
правилами и гигиеническими нормативами
21
(16 часов
в
сентябре
октябре)
782
782
90
782