1.
Нормативно-правовая основа формирования учебного плана
Учебный план МОУ-СОШ № 2 для индивидуального, дифференцированного
обучения детей с ОВЗ в 2025-2026 учебном году разработан на основе следующих
нормативных документов:
- Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (п. 6 ст. 41);
- Письма Министерства здравоохранения РФ от 30.06.2016 г. № 436н «Об
утверждении перечня заболеваний, наличие которых даѐт право на обучение по основным
общеобразовательным программам на дому»;
- ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ, утверждѐнного
приказом Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования, утверждѐнный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован Минюстом
России 2 февраля 2016 г., регистрационный № 40936);
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования, утверждѐнный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (зарегистрирован Минюстом
России 2 февраля 2016 г., регистрационный № 40937);
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении САНПИН 2.4.2.3286-15
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»;
- Приказа Минобрнауки России от 31 марта 2014 года № 235 (в редакции от
26.01.2016) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования»;
- «Положения о порядке организации индивидуального обучения детей с ОВЗ в
МАОУ-СОШ № 2»;
- Адаптированной основной образовательной программы НОО для ЗПР
МАОУ-СОШ № 2;
- Устава МАОУ-СОШ № 2
Общая характеристика учебного плана
Индивидуальное обучение – это форма образования, которую ребенок получает
какиндивидуально, так и дифференцированно в классе, сам процесс обучения
осуществляется по индивидуальному учебному плану. Рекомендуется детям, которые по
медицинским показаниям не могут полноценно обучаться в классе. Задачей
индивидуального обучения является освоение обучающимися образовательных программ
начального общего, основного общего образования. Нормативная база индивидуального
обучения определяет общие положения организации процесса обучения, права и
обязанности участников образовательного процесса.
Учебный план индивидуального обучения для обучающихся с ОВЗ МАОУ-СОШ
№ 2 подготовлен с учетом:
•
требований федерального базисного учебного плана, утвержденного
приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312;
•
федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, утверждѐнного приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 с учетом изменений, внесенных в ФГОС НОО
(приказ Минобрнауки от 31.12.2015 №1576);
•
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской
Федерации от 17.12.2010 № 189, с учетом изменений, внесенных в ФГОС ООО (приказ
Минобрнауки от31.12.2015 №1577);
•
санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации
обучения в образовательных организациях, а также методических рекомендаций
Министерства образования и науки Российской Федерации по организации обучения на
дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий от
10.12.2012 № 07-832.
Учебный план обучающихся с ОВЗ НОО на 2024-2025 учебный год состоит:
- учебный план для обучающихся с ЗПР (2-4 классы) варианты: 7.1; 7.2.
Образование детей с задержкой психического развития предполагает цензовое
образование в среде нормально развивающихся сверстников и в общие с ними
календарные сроки. Учебные планы образования детей с ОВЗ состоят из двух частей: 1
часть-это часы, выделенные на индивидуальные занятия, 2 часть – это часы
дифференцированного обучения классе, при этом организуется психолого-педагогическое
сопровождение непосредственно школе.
Учебные планы для учащихся, имеющих статус детей с ОВЗ, учитывают их
психофизические и индивидуальные особенности, позволяющие вести обучение по
запросу родителей дифференцированно в классе или в индивидуальном порядке в
классно-урочной форме (часть предметов). Распределение количества учебных часов по
предметам осуществляется по согласованию с родителями (законными представителями).
Занятия могут проводиться комбинировано: часть занятий индивидуально, часть - в
классе. Индивидуальный учебный план позволяет рационально и оптимально
организовать целостный процесс обучения ребенка с ОВЗ с учетом его актуального и
ближайшего развития и соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать
учебную нагрузку к индивидуальным возможностям больного ребенка.
При организации обучения основная цель - социальная адаптация ребѐнка.
Продолжительность учебной недели в рамках классно-урочной системы обучения для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: 2-4 классы - 5 дней;
продолжительность учебного года: 2-4 классы-34 недели.
Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах не более:
классы
2-4
часы (для детей с ОВЗ)
23
Аттестация обучающихся (текущая и промежуточная) организуется в соответствии
с положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся.
Учебный план для обучающихся с задержкой психического развития.
Учебный план для обучающихся с ЗПР 2-4 классов состоит из двух частей обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса,
включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана
общеобразовательного учреждения совокупности не превышает величину допустимой
недельной образовательной нагрузки. Обязательная часть учебного плана определяет
состав обязательных учебных предметов для реализации основной образовательной
программы начального общего образования, отражает содержание образования, которое
обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:
формирование гражданской идентичности
школьников, их приобщение к
общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям, готовность
к продолжению образования в основной школе, формирование здорового образа жизни,
элементарных знаний поведения в экстремальных ситуациях, личностного развития
обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Учебный план индивидуального обучения МАОУ-СОШ № 2 обеспечивает
достаточный уровень подготовки учащихся по базовым предметам.
Учебный план для обучающихся на индивидуальном обучении 2 – 4 -ые классы)
составлен на основе ФГОС ОВЗ начального общего образования, определяет общий объем
нагрузки и максимальный объем недельной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных областей по классам.
Учебный план индивидуального обучения для детей с ОВЗ МАОУ-СОШ № 2
разработан для осуществления образовательной деятельности по адаптированным
основным общеобразовательным программам начального общего образования для детей с
ЗПР с учетом особенностей обучающихся и включает в себя 2 варианта:
Вариант 7.1 – для образования обучающихся с ЗПР, достигших к
моментупоступления в школу уровня психофизического развития, близкого возрастной
норме, позволяющего получить НОО, полностью соответствующее по итоговым
достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих
ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки. (2-4 классы). Одним из
важнейших условий является устойчивость форм адаптивного поведения.
Достижения планируемых результатов освоения АООП НОО определяются по
завершению обучения в начальной школе.
Вариант
7.2
-для
образования
обучающихся
с
ЗПР,
которые
характеризуютсяуровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может
проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп или
неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения
внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной
работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени
затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом.
Достижения планируемых результатов освоения АООП НОО определяются по
завершению обучения в начальной школе.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет для
вариантов 7.1; 7.2- 20% от общего объема.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО для
вариантов 7.1; 7.2 является достижение предметных и метапредметных результатов и
достижение результатов, освоения программы коррекционной работы.
Вариант
7.1.
предполагает,
что
обучающийся
с
ЗПР
получает
образование,полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту
завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по
возможностям здоровья, в те же сроки обучения (2 - 4 классы). Обязательные предметные
области учебного плана, учебные предметы и основные задачи реализации содержания
предметных областей соответствуют ФГОС НОО. Неспособность учащегося с ЗПР
полноценно освоить отдельный предмет в структуре АООП НОО не должна служить
препятствием для выбора или продолжения еѐ освоения, поскольку у данной категории
обучающихся может быть специфическое расстройство школьных навыков (дислексия,
дисграфия, дискалькулия), а также выраженные нарушения внимания и
работоспособности, нарушения со стороны двигательной сферы, препятствующие ее
освоению в полном объеме.
Обязательная часть примерного учебного плана начального общего образования
для варианта 7.1. составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательных
отношений – 20% от максимального общего объема нагрузки учащихся.
Обязательная часть учебного плана включает обязательные предметные области:
«Русский язык и литературное чтение» (предметы: русский язык - 4 часа во 2-4 классах ,
литературное чтение по 3,5 часа во 2-3-х классах, по 2,5 часа в 4 классах); «Родной язык и
литературное чтение на родном языке» (предметы: родной язык (русский язык) по 1 часу
во 2-4 классах, литературное чтение на родном языке по 0,5 часа во 2-4 классах),
«Иностранный язык» (предметы: иностранный язык-английский со 2 класса по 2 часа);
«Математика и информатика» (предмет математика по 4 часа в0 2-4-х классах; предмет «в
мире информатики» по 1 часу во 2-4 классах), «Обществознание и естествознание»
(предмет окружающий мир – 2 часа во 2-4 классах); «Основы религиозных культур и
светской этики» (один из модулей по выбору родителей вводится в 4 классе 1 час);
«Искусство» (предмет музыка по 1 часу во 2-4 классах, изобразительное искусство по 1
часу во 2-4 классах). Труд «Технология» (предмет технология по 1 часу во 2-4 классах),
«Физическая культура» (предмет физическая культура» по 2 часа во 2-4 классах).
В часть, формируемую участниками образовательных отношений включены
коррекционные занятия по развитию речи (по 1/3 часу во 2 - 4 - ых классах), и занятия с
логопедом (по 1 часу во 2-4-ых классах).
Максимально допустимая недельная нагрузка учащегося по индивидуальному
учебному графику во 2-4-х классах – по 23 часа в неделю.
Недельный учебный план начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.1, срок обучения 4 года)
Количество часов в неделю
Предметные
области
Обязательная часть
Русский язык и
литературное чтение
Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
Основы религиозных
культур и светской
этики
Искусство
Классы
Учебные предметы
Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык
(английский язык)
Математика
Информатика
Окружающий мир
1 инд
Другие
формы
учеб.деят.
2 инд
Другие
формы
учеб.деят.
3 инд
Другие
формы
учеб.деят.
3
2
2
3
2
3
2
3
2
20
2
2
2
2
2
2
2
16
1
1
1
1
1
1
6
3
-
1
-
3
-
1
-
3
-
1
-
16
-
2
8
1
1
1
1
1
2
13
4
4
4
12
90
3
-
1
-
1
1
2
Другие
4 инд
формы
учеб.деят.
2
Основы религиозных
культур и светской этики
Музыка
Изобразительное искусство
Технология
Технология
Физическая культура Физическая культура
Итого
Максимально допустимая недельная нагрузка
(при 5- дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающие занятия:
Логопедические занятия
Психокоррекционные занятия
Дефектологичские занятия
Направления внеурочной деятельности
Всего к финансированию
1
1
1
2
11
1
10
1
1
1
2
13
1
10
1
1
1
2
13
1
10
1
10
Всего
21
23
23
23
90
5
2
2
1
3
27
5
2
2
1
3
29
5
2
2
1
3
29
5
2
2
1
3
29
20
8
8
4
12
122
Примечание: другие формы организации учебной деятельности включают индивидуальное консультирование
со специалистами, обучение в составе общеобразовательного класса, в том числе частично
с использованием дистанционных технологий.
Недельный учебный план начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.2, срок обучения 5 лет)
Количество часов в неделю
Предметные
области
Классы
Учебные
предметы
Обязательная часть
Русский язык и
Русский язык
литературное
Литературное
чтение
чтение
Иностранный
Иностранный
язык
язык
(английский
язык)
Математика и
Математика
информатика
Информатика
Обществознание Окружающий
и естествознание мир
Основы
Основы
религиозных
религиозных
культур и
культур и
светской этики
светской этики
Искусство
Музыка
Изобразительн
ое искусство
Технология
Технология
Физическая
Физическая
1 инд
Другие
Другие
формы
*
1 инд
формы
учеб.дея
учеб.деят.*
т.
2 инд
Другие
формы
учеб.деят.
3 инд
Другие
формы
учеб.деят.
Другие
4 инд
формы
учеб.деят.
Всего
3
2
3
2
3
2
3
2
3
2
25
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
19
1
1
1
1
1
1
6
3
-
1
-
3
-
1
-
3
-
1
-
20
-
2
10
1
1
3
-
1
-
3
-
1
-
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
5
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
5
15
1
1
1
1
культура
культура
Итого
Максимально допустимая
недельная нагрузка (при 5дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающие
занятия:
Логопедические занятия
Психокоррекционные занятия
Дефектологичские занятия
Адаптивная физкультура
Направления внеурочной
деятельности
Всего к финансированию
10
11
10
11
10
13
10
13
10
13
111
21
21
23
23
23
111
6
6
6
6
6
30
2
2
1
1
2
2
1
1
2
2
1
1
2
2
1
1
2
2
1
1
10
10
5
5
3
3
3
3
3
12
30
30
32
32
32
153
Примечание: другие формы организации учебной деятельности включают индивидуальное консультирование
со специалистами, обучение в составе общеобразовательного класса, в том числе частично
с использованием дистанционных технологий.
* введение первого дополнительного класса