Пояснительная записка
Учебный план МАОУ-СОШ № 2, реализующий адаптированную образовательную
программу основного общего образования для обучающихся с задержкой психического
развития, обеспечивает достижение обучающимися планируемых результатов освоения
основной
общеобразовательной
программы
основного
общего
образования,
установленных федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования (далее –ФГОС ООО).
Учебный план является частью АОП ЗПР.
Учебный план является частью образовательной программы муниципального
автономного общеобразовательного учреждения- средней общеобразовательной школы
№2, разработанной в соответствии:
-Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
-Приказом Министерства просвещения Российской Федерации ―Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования‖ от 22.03.2021 №115;
– Приказом Министерства просвещения Российской Федерации «Об
утверждениифедеральной адаптированной образовательной программы основного
общегообразования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от
24.11.2022 № 1025 (зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2023 № 72653).
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации
«Об
утверждении
санитарных правил
СП 2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыхаи
оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020 № 28 (далее СП 2.4.3648-20);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации
«Об утверждении Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания» от 28.01.2021 №2 (далее СанПиН
1.2.3685-21);
Учебный план АОП ООО ЗПР
-фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся с ЗПР;
-определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время,
отводимое на их освоение и организацию;
-распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и учебным годам.
Учебный план АОП ООО ЗПР обеспечивает выполнение гигиенических
требований к режиму образовательного процесса, установленных СП 2.4.3648-20 и
предусматривает нормативный срок освоения АОП ООО ЗПР 5 лет (5-9 классы).
Учебный год в МАОУ-СОШ№2 начинается 01.09.2025 и заканчивается 26.05.2026
г.
Продолжительность учебного года основного общего образования составляет 34
недели.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана,
состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений, не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную
СП 2.4.3648-20.
Учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую
смену.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной
недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:
для обучающихся 5 - 6 классов - не более 6 уроков, для обучающихся 7 - 9 классов
– не более 7 уроков. Начало занятий в 08 часов 30 минут.
Продолжительность урока составляет 40 минут.
Продолжительность перемен между уроками составляет от 10 до 20 минут.
Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью
составляет 30 минут.
Расписание уроков в школе составляется с учетом кривой умственной
работоспособности обучающихся в течение учебного дня и учебной недели с
соблюдением режима ранжирования предметов по баллам. В течение учебного дня
проводятся трудные и более легкие уроки для восприятия, что снижает утомляемость
обучающихся и их перегрузку.
Для устранения перегрузки обучающихся во время урока в каждом классе
проводятся физкультурные паузы и гимнастика для глаз, предусмотренная СП 2.4.364820.
Продолжительность выполнения домашних заданий составляет в 5 классах - 2 ч., в
6-8 классах - до 2,5 ч., в 9 классах – 3,5 часа.
С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике
предусматривается чередование периодов учебного времени, сессий и каникул.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных
дней, летом — не менее 8 недель.
Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и
индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и
психокоррекционными), направленными на коррекцию недостатков психофизического
развития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях, а также групповыми занятиями
по ритмике, направленными на коррекцию отклонений в развитии моторной деятельности
обучающихся, развитие пространственных представлений, координации движений и
улучшения осанки обучающихся. Количество часов в неделю указывается на одного
учащегося. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во
внеурочное время. На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 минут, на
групповые занятия - до 40 минут.
Таким образом, удается обеспечить достаточный отдых обучающихся, равномерно
распределить в течение дня все необходимые учебные нагрузки.
Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества
освоения обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или всего объема
учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание).
Формы промежуточной аттестации
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация в школе проводятся
в соответствии с «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МАОУ-СОШ№2».
Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся
являются объектом внутренней системы оценки качества образования в школе и
отражают динамику достижения обучающимися планируемых результатов освоения
адаптированных основных общеобразовательных программ основного общего
образования.
Промежуточная аттестация проводится по итогам учебного года.
Фиксация результатов промежуточной аттестации обучающихся осуществляется по
пятибалльной системе (минимальный балл - 2, максимальный балл - 5).
Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету, курсу,
предусмотренному учебным планом.
Фиксация результатов промежуточной аттестации осуществляется в электронном
журнале.
Отметка обучающемуся за четверть выставляется на основе результатов текущего
контроля (не менее трех отметок в четверти). В случае, если рекомендуемая отметка
составляет 2.5, 3.5, 4.5 обучающемуся выставляется отметка с учетом правил
математического округления (в пользу обучающегося).
Отметка обучающемуся за учебный год выставляется на основе результатов
промежуточной аттестации по итогам всех учебных четвертей с учетом применения
правила нахождения среднего арифметического: отметки по итогам учебных четвертей
складываются и делятся на количество учебных периодов. В случае, если результат
расчета составляет 2.5, 3.5, 4.5, обучающемуся выставляется отметка с учетом правил
математического округления (в пользу обучающегося).
Учебный план может быть реализован с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий в порядке, установленном федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере образования
(Статья 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№ 273-ФЗ).
Реализация учебного плана с использованием электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий может осуществляться с применением
информационно- коммуникационной платформы «Сферум» и цифровой образовательной
среды ФГИС «Моя школа».
Своеобразный характер первичного нарушения у детей с ЗПР (развитие
эмоционально- личностной сферы, развитие познавательной деятельности) и его
последствий (задержки психического развития церебрально-органического генеза,
своеобразие мыслительной деятельности и другие нарушения психофизического
развития) определяет наличие особых образовательных потребностей, реализация
которых осуществляется не только в ходе общеобразовательной подготовки, но и в
процессе коррекционной работы. В соответствии с ч.2 ст.79 и ч.3 ст.79 Федерального
закона №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия для получения
образования, включающие в себя проведение групповых и индивидуальных
коррекционных занятий.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет
состав учебных предметов обязательных предметных областей.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных для всех имеющих по данной программе государственную аккредитацию
образовательных организаций, реализующих АООП ООО, и учебное время, отводимое на
их изучение по классам (годам) обучения. Допускаются интегрированные учебные
предметы (курсы) как в рамках одной предметной области в целом, так и на определенном
этапе обучения.
Учебный план обеспечивает преподавание и изучение государственного языка
Российской Федерации, а также возможность преподавания и изучения родного языка из
числа языков народов Российской Федерации, из числа государственных языков
республик Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка.
В МАОУ-СОШ№2 языком обучения является русский язык, и в соответствии с п.
33.1. ФГОС ООО изучение родного языка (русского) и родной литературы на русском
языке осуществляется при наличии возможностей в школе и по заявлению обучающихся,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, оформленных
до 01 сентября нового учебного года. Изучение ряда предметов обязательных предметных
областей учебного плана организуется по выбору участников образовательных отношений
– заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Выбор участников образовательных отношений по изучению ряда учебных предметов и
учебных курсов, модулей учебного плана МАОУ-СОШ№2 осуществляется посредством
сбора заявлений от родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся в срок до 01 сентября нового учебного года.
В соответствии с п. 20 ФГОС ООО «Организация образовательной деятельности
по программе основного общего образования, в том числе адаптированной, может быть
основана на делении обучающихся на группы и различное построение учебного процесса
в выделенных группах с учетом их успеваемости, образовательных потребностей и
интересов, психического и физического здоровья, пола, общественных и
профессиональных целей, в том числе обеспечивающей углубленное изучение отдельных
предметных областей, учебных предметов (далее - дифференциация обучения»
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
определяет время, отводимое на изучение учебных предметов, учебных курсов, учебных
модулей
по
выбору
обучающихся,
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних обучающихся, с целью удовлетворения различных интересов,
потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие
этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР на
уровне основного общего образования.
Время, отводимое на данную часть федерального учебного плана использовано на:
-увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части. Учебный предмет «Физическая культура (Адаптивная
физическая культура)» предметной области «Физическая культура» изучается 2 часа в
неделю (68 часов в год). В целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся с
задержкой психического развития на изучение учебного предмета «Адаптивная
физическая культура» в 5,6,7,8 классе предусмотрен 1 час в неделю из части учебного
плана, формируемой участниками образовательных отношений. Третий час реализуется за
счѐт части, формируемой участниками образовательных отношений в 5- 8 классах. В 9
классе третий час реализован образовательной организацией за счет часов внеурочной
деятельности и (или) за счет посещения обучающимися спортивных секций.
-введение специально разработанных учебных курсов, дополнительных
коррекционно- развивающих занятий, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и необходимую коррекцию
недостатков в развитии.
Психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в процессе
освоения АООП ООО с ЗПР реализуется в урочное и внеурочное время и осуществляется
специалистами службы психолого-медико-педагогического сопровождения: педагогамипсихологами, учителями–логопедами, учителями- дефектологами, медицинскими
работниками. Учебный план сохраняет преемственность изучаемых учебных предметов
на каждом уровне общего образования.
При реализации АООП ООО ЗПР созданы специальные условия, обеспечивающие
освоение обучающимися содержания образовательной программы в полном объеме с
учетом их особых образовательных потребностей и особенностей здоровья.
Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов
освоения АООП ООО с учѐтом выбора участниками образовательных отношений
учебных курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого школой. Во
внеурочную область учебного плана включаются коррекционно- развивающие занятия по
программе коррекционной работы в объеме
5 часов в неделю на одного обучающегося (пункт 3.4.16. Санитарно
эпидемиологических требований).
Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения
индивидуальных потребностей обучающихся с ЗПР и в сумме составляет до 10 часов в
неделю на одного обучающегося, из которых не менее 5 часов предусматривается на
реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, остальные - на
развивающую область с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических
потребностей.
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной
деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП ООО.
Коррекционно-развивающая работа направлена на обеспечение развития
эмоционально- личностной сферы и коррекцию ее недостатков; познавательной
деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
формирования произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекцию нарушений
устной и письменной речи, психолого-педагогическую поддержку в освоении АООП
ООО.
Выбор коррекционно-развивающих занятий, их количественное соотношение,
содержание самостоятельно определяется образовательной организацией, исходя из
психофизических особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся с
ЗПР на основе рекомендаций ПМПК и ИПРА обучающихся.
Кроме специальных коррекционных занятий и уроков, коррекционная работа
осуществляется в ходе всей образовательной деятельности.
Коррекционные мероприятия могут реализовываться как во время внеурочной
деятельности, так и во время урочной деятельности. Часы внеурочной деятельности могут
быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул. В учебных
планах количество часов в неделю на коррекционные курсы указано наодного
обучающегося.
Часы, отведенные на внеурочную деятельность, могут быть использованы для:
проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации
образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев
Учебный план основного общего образования обучающихся с ЗПР для 5-дневной
учебной недели
(минимальный в расчете на не менее 5058 часов за весь уровень образования)
Срок обучения – 5 лет
Предметные
Учебные
Количество часов в неделю
области
предметы
Классы
VI
VII
VIII
Обязательная часть
Русский язык и
Русский язык
литература
Литература
5
6
4
3
3
21
3
3
2
2
3
13
Иностранные языки
Иностранный язык
3
3
3
3
3
15
Математика и
информатика
Математика
5
5
Алгебра
Геометрия
Вероятность и статистика
Информатика
Общественнонаучные предметы
Естественнонаучные предметы
Искусство
Технология
Основы
безопасности и
защиты Родины
История
Обществознание
География
Физика
Химия
Биология
Музыка
Изобразительное
искусство
Труд (технология)
Основы безопасности и
защиты Родины
IX
Всего
V
10
3
2
1
1
3
2
1
1
3
2
1
1
9
6
3
3
2
1
2
2
2
2
1
2
1
2
3
2
2
13
2
8
7
4
7
4
3
3
3
2
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
3
1
1
8
1
1
2
Физическая
Адаптивная физическая
культура
культура
Итого
Часть,
формируемая
участниками
образовательных отношений
2
2
3
3
3
13
28
28
31
32
33
152
1
2
1
Информатика
Спортивные игры
1
1
Максимально допустимая недельная нагрузка
Внеурочная деятельность (включая
коррекционно-развивающую область)
Коррекционный курс: «Коррекционноразвивающие занятия: психокоррекционные
(психологические и дефектологические)»
Коррекционный курс: «Логопедические
29
1
1
30
1
1
32
33
33
4
1
157
10
10
10
10
10
50
3
3
3
3
3
15
2
2
2
2
2
10
5
занятия»
Другие направления внеурочной деятельности
5
5
5
5
5
25
Учебный план основного общего образования обучающихся с ЗПР
для 5-дневной учебной недели (годовой)
(минимальный в расчете на не менее 5058 часов за весь уровень образования)
Срок обучения – 5 лет
Предметные
Учебные
Количество часов в неделю
области
предметы
Классы
V
VI
VII
VIII
IX
Всего
Обязательная часть
Русский язык и
Русский язык
литература
Литература
170
204
136
102
102
714
102
102
68
68
102
442
Иностранные языки
Иностранный язык
102
102
102
102
102
510
Математика и
информатика
Математика
170
170
Алгебра
Геометрия
Вероятность
статистика
Информатика
Общественнонаучные предметы
и
История
340
102
68
102
68
102
68
306
204
34
34
34
102
34
34
34
102
68
34
68
68
68
68
34
68
34
68
68
68
68
442
68
306
204
136
238
136
102
102
102
68
34
68
68
34
34
34
34
34
34
34
34
34
Технология
68
Основы
безопасности и
защиты Родины
Физическая
Адаптивная физическая
68
культура
культура
Итого
952
Часть,
формируемая
участниками
34
образовательных отношений
68
68
Естественнонаучные предметы
Искусство
Обществознание
География
Физика
Химия
Биология
Музыка
Изобразительное
искусство
Труд (технология)
Основы безопасности и
защиты Родины
Информатика
Спортивные игры
Максимально допустимая недельная нагрузка
Внеурочная деятельность (включая
коррекционно-развивающую область)
Коррекционный курс: «Коррекционно-
102
34
34
272
34
34
68
68
102
102
102
442
952
1054
1088 1122
5168
68
34
34
170
34
34
34
34
34
986 1020
1088
1122 1122
136
34
5338
340
340
340
340
340
1700
102
102
102
102
102
510
развивающие занятия: психокоррекционные
(психологические и дефектологические)»
Коррекционный курс: «Логопедические
занятия»
Другие направления внеурочной деятельности
68
68
68
68
68
340
170
170
170
170
170
850
Формы промежуточной аттестации
Русский язык
Литература
Диктант с грамматическим заданием
Контрольная работа
Иностранный язык
Контрольная работа
Математика
Контрольная работа
Алгебра
Контрольная работа
Геометрия
Вероятность и статистика
Информатика
Контрольная работа
Контрольная работа
Практическая работа
История
Контрольная работа
Обществознание
География
Физика
Химия
Биология
Музыка
Изобразительное искусство
Технология
Основы
безопасности
жизнедеятельности
Адаптивная физическая культура
Контрольная работа
Практическая работа
Практическая работа
Контрольная работа
Тематическое тестирование
Контрольная работа
Практическая работа
Защита проекта
Практическая работа
Спортивные игры
Безотметочная система оценивания
Контрольная работа, сдача нормативов