муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа
социально – гуманитарной направленности
«Школа вожатского мастерства»
Возраст обучающихся: 13-17 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
учитель биологии
Соболева Анна Дмитриевна
г. Богданович, 2025
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Раздел 1. Планируемые результаты освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Раздел 2. Содержание дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы с указанием форм организации и видов
деятельности
Раздел 3. Тематическое планирование дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Приложение № 1
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
Приложение № 2
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ПРОГРАММЕ
Основная литература
Дополнительная литература
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовые основы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее — ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции
2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-p.
5. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до
2030 года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению
традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил CП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее
- СанПиН).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 №
1678
«Об
утверждении
Правил
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
10.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
11.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27
июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (далее — Порядок).
12.Приказ Министерства
просвещения
Российской
Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей».
13.Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности при
сетевой форме реализации образовательных программ».
14.Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
15.Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 №
AK-2563/05 «О
методических
рекомендациях»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями по организации образовательной деятельности с
использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
16.Письмо Министерства
просвещения Российской
Федерации от
30.12.2022 № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций»
(вместе с «Методическими рекомендациями «Создание современного
инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации»).
17.Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
07.05.2020 № ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной
деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных
общеобразовательных программ с применением дистанционных
образовательных технологий».
18.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
19.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям
и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация
дополнительных
образовательных
программ
в
соответствии с социальным сертификатом».
В последние года наблюдается повсеместное возрождение культуры детского
летнего отдыха. Поднимающаяся экономика нашей страны наконец-то стала
позволять делать вложения в эту, уже почти забытую, сферу социальной
деятельности. Проблема культуры и здоровья подрастающего поколения
вновь заняла приоритетное место в социальной политике Российской
Федерации. В данных условиях вкладывать деньги в детский отдых
становиться
престижным. Повсеместно
стали
восстанавливаться,
приводиться в порядок и открываться новые площадки детских
оздоровительных лагерей. Но в современных условиях мало предоставить
ребѐнку просто отдых. Главной задачей летнего лагеря (отдыха) вновь
становиться неразрывная программа воспитания в ребѐнке лучших
человеческих,
культурных,
творческих,
патриотических
качеств.
Выполнению этой задачи повсеместно способствуют профильные
программы, направленные на развитие различных видов детской
деятельности в соответствии с их потребностью и интересами.
Для претворения таких программ в жизнь нужны грамотные специалисты.
Многие вузы нашего города за последние годы сформировали многие
студенческие педагогические отряды. В последнее время только
педагогические вузы занимаются подготовкой вожатых к лету. Однако для
растущих объѐмов детского отдыха такого количества специалистов мало, и
не каждый вожатый может называть себя специалистом, профи в этом деле.
На наш взгляд специалистов в этом направлении необходимо взращивать
еще в школьном возрасте. Начиная с 7-го класса возраст 13 лет и необходимо
давать им возможность закреплять свои знания, навыки и умения на
практике в пришкольных лагерях.
Программа «Школа вожатского мастерства» ставит своей целью:
обеспечение образовательной и практической подготовки обучающихся для
работы в качестве помощника вожатого, вожатого.
Для реализации программы выделены следующие задачи:
сформировать и систематизировать у обучающихся знания психологопедагогических основ работы с детьми, особенностей детского развития;
ознакомить с основными методами организации детского отдыха в детском
оздоровительном лагере, выработать
мотивацию на участие в
педагогической работе с детьми с учетом усвоения ими личностноориентированного
подхода
и
усвоения
принципов,
педагогики
сотрудничества;
выработать основные навыки и умения практической деятельности
помощника вожатого, вожатого в детском оздоровительном лагере.
Отличием программы «Школа вожатского мастерства» является тот факт, что
мы стремимся дать первое профессиональное образование подготовить
хороших специалистов, качественно выполняющих работу помощника
вожатого, вожатого, работу с детьми и подростками. Ещѐ одной
особенностью программы «Школа вожатского мастерства» является то, что
возраст еѐ участников охватывает молодых людей от 13 до 17 лет. Поэтому
каждый обучающийся, работающий в нашем лагере является полноправным
членом программы.
Программа «Школа вожатского мастерства» разработана для людей,
желающих освоить теоретические и методические основы работы вожатого в
детском оздоровительном лагере (ЛОЛ) и так же в течение всего учебного
года в школе.
Срок обучения на отделении – 1 год.
Обучение на отделении ведется в несколько этапов:
1 этап – прослушивание программы «Теоретические и методические основы
работы вожатого в летнем оздоровительном лагере», включающим
практические занятия с детьми начального звена школы.
2 этап – составление вожатской копилки.
3 этап – стажировка в каникулярные периоды в пришкольном
оздоровительном лагере и в школе.
По окончании обучения слушателям выдается диплом с присвоением звания
«Помощник вожатого. Вожатый»
Раздел 1. Планируемые
результаты освоения
общеобразовательной общеразвивающей программы
дополнительной
Обучающийся должен знать определение понятия:
«Детский оздоровительный лагерь», (ЛОЛ)
Виды ЛОЛ,
Должностные инструкции педагогического коллектива ЛОЛ,
Характеристику комплексной организации смены,
Принципы планирования работы в ЛОЛ,
Особенности работы вожатого в отрядах младшего, среднего, старшего
возраста и разновозрастных отрядах,
Особенности формирования детского временного коллектива,
Возможные конфликтные ситуации в детской среде,
Методику и основные принципы написания программ отдыха детей и
подростков;
Обучающийся должен уметь проводить отрядные коллективные творческие
дела, спортивные мероприятия и игры на местности, оформлять отрядные
уголки, проводить отрядные «огоньки», игры всех видов;
Обучающийся должен приобрести навыки организации режимных моментов,
планирования работы в ЛОЛ, проведения отрядных коллективных
творческих дел, спортивных мероприятий и игр на местности, организации
работы кружков прикладного и технологического творчества в ЛОЛ,
создания детского самоуправления, разработки сценарного плана
творческого мероприятия, навыки работы с отрядом в условиях плохой
погоды; действий вожатого в экстремальных ситуациях, навыки написания
программ летнего отдыха детей и подростков.
Проверка полученных знаний, навыков и умений проходит в 2-а этапа:
1.Этап – теоретический.
Проверка знаний в виде деловой игры, где проверяются теоретические
знания тем программы.
2.Этап – практический.
Работа помощником вожатого, вожатым в детском пришкольном лагере в
каникулярные периоды времени.
№ п/п
Наименование раздела, тема
лекции
Всего
Бюджет учебного времени
в том числе
1.
1.1.
1.2.
1.3.
Всего:
2.
2.1.
2.2.
2.3.
Всего:
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
3.7.
3.8.
3.9.
3.10
3.11
лекции
практические
Раздел 1. Теоретико-методологический блок
Летний оздоровительный лагерь
1
1
0
в современных условиях
Личность вожатого.
1
1
0
Должностные инструкции
1
1
0
начальника лагеря, старшего
вожатого, инструктора по спорту,
вожатого, помощника вожатого.
3
3
0
Раздел 2. Психолого-педагогический блок.
Детский коллектив в условиях
2
2
0
ЛОЛ. Особенности
формирования временного
коллектива.
Конфликты в детской среде и
3
1
2
стратегии выхода из них.
Экстремальные ситуации в ЛОЛ
2
2
0
и действия вожатого в них.
7
5
2
Раздел 3. Методический и организационный блок.
Характеристика комплексной
3
2
1
организации смены ЛОЛ.
Организация режимных
моментов в ЛОЛ.
Принципы и методические
3
1
2
основы планирования работы в
ЛОЛ.
Методика разработки
4
1
3
сценарного плана творческого
мероприятия
Методика организации и
3
1
2
проведения отрядных
коллективных дел.
Особенности работы вожатого в
1
1
0
отрядах младшего, среднего,
старшего возраста и
разновозрастных отрядах.
Игра как вид деятельности и
3
1
2
метод воспитания личности.
Методика организации и
3
1
2
проведения спортивных
мероприятий и игр на
местности.
Работа вожатого с отрядом в
3
1
2
условиях плохой погоды.
Методика оформления
3
1
2
отрядных уголков.
Оформительский практикум.
Методика организации работы
2
1
1
кружков прикладного и
технологического творчества в
ЛОЛ.
Методика проведения отрядных
2
1
1
«огоньков».
3.12
3.13
Всего:
4.
4.1.
Организация детского
самоуправления в ЛОЛ.
Формы вечернего сбора отряда.
Игровой практикум:
- игры на знакомство
- игры – творческие задания
- коллективно-творческие дела
- игры-состязания для
болельщиков
- подвижные
- игры на снятие
психологического барьера
- игры на понимание и
сплочение
- игры с залом
Стажировка.
Экзамен.
Раздел
2.
Содержание
общеразвивающей программы
деятельности
2
1
2
1
27
11
Раздел 4. Практический блок.
3
1
4.2.
4.3.
Всего:
Общее количество часов:
№
п/п
1.
1
0
1
16
2
2
4
2
1
1
1
1
3
1
3
3
1
1
2
2
3
1
2
2
8
1
31
68
1
0
0
8
27
1
8
1
23
41
дополнительной
общеобразовательной
с указанием форм организации и видов
Раздел, темы программы, краткое содержание лекции
Теоретические и методические основы работы вожатого в детском
оздоровительном лагере.
Тема 1.1. Детский лагерь в современных условиях.
Понятие «детский оздоровительный лагерь». Типы детских
оздоровительных учреждений, структура, особенности их
формирования. Воспитательная система ЛОЛ и специфика ее
формирования.
Тема 1.2. Личность вожатого.
Что означает слово «вожатый». Слагаемые педагогического
мастерства вожатого. Типы вожатых.
Тема 1.3. Должностные инструкции
Должностные инструкции начальника лагеря, старшего вожатого,
инструктора по спорту, кружкового работника, вожатого.
Психолого-педагогические деятельности вожатого в ЛОЛ
Тема 2.1. Детский коллектив в условиях ЛОЛ. Особенности
формирования временного коллектива.
Понятие «коллектив», «группа», «временный коллектив».
Особенности формирования временного детского коллектива.
Основные концепции развития детского коллектива. Закономерности
развития группы. Особенности каждого этапа и действия вожатого.
Стадии развития коллектива. Управление коллективом на различных
стадиях его развития.
Кол-во
часов
3
1
1
1
7
2
3
Тема 2.2. Конфликты в условиях ЛОЛ и стратегии выхода из них.
Понятие конфликта. Структура конфликта и его динамика. Стратегии
и методы разрешения конфликта. Конфликты и педагогические
ситуации, встречающиеся в детском и педагогическом коллективе
ЛОЛ и действия вожатого в них.
Изучение следующих видов психологического влияния: убеждение,
самопродвижение, внушение, заражение, пробуждение импульса к
подражанию, формирование благосклонности, просьба, принуждение,
деструктивная критика, игнорирование, манипуляция.
Тема 2.3. Экстремальные ситуации в ЛОЛ и особенности действия
вожатого в них.
Понятие «экстремальная ситуация». Экстремальные ситуации в ЛОЛ и
действия вожатого в них: пожар, ДТП, гроза, ураган, потеря ребенка во
время прогулки, в отряде, ЧП во время купания, самовольный выход
детей за пределы лагеря, конфликт с местной молодежью.
Первая помощь при отравлении, при попадании инородного тела в
дыхательные пути, во время эпилептического припадка, при укусе
собаки, при переломе конечностей, при болях в области сердца, при
болях в области живота.
Методические и организационные основы работы вожатого в ЛОЛ.
Тема 3.1. Характеристика комплексной организации смены ЛОЛ.
Организация режимных моментов в детских оздоровительных лагерях.
Логика, формы и содержание лагерной смены. Особенности
организационного, основного и заключительных этапов смены.
Основные задачи отрядного вожатого. Характеристика кризисов
лагерной смены. Первое знакомство с детьми и родителями,
проведение анкетирования. Организация регистрации детей. Действия
вожатого в первый день пребывания в ЛОЛ. Понятие «режим
оздоровительного лагеря». Санитарно-гигиенические требования к
организации режима дня детей в ЛОЛ. Правила внутреннего
распорядка детского оздоровительного лагеря и основные требования
к поведению вожатого. Роль вожатого в организации режима дня. Учет
возрастных особенностей при организации режимных моментов в
лагере. Понятие «запретительной» педагогики и преодоление
заорганизованности. Составление анкеты для родителей. Разработка
сценария родительского дня.
Тема 3.2. Принципы и методические основы планирования работы с
детьми.
Понятие «план». Основные принципы планирования. Виды планов,
используемые в работе вожатого:1) отрядный план-сетка. Основные
ограничения в его составлении, формы и приемы составления. 2)
личный план вожатого. Схема личного плана вожатого, необходимость
его разработки. Алгоритм анализа прожитого дня и проблемных
ситуаций. Деловая игра по составлению плана-сетки в отрядах
младшего, среднего и старшего возраста.
Составление план-сетки оздоровительного лагеря на 1 смену.
Тема 3.3. Методика разработки сценарного плана творческого
мероприятия.
3
2
27
3
3
4
Понятие «сценарный план». Форма сценарного плана. Структура
сценария: завязка, развитие действия, кульминация, финал. Режиссура
творческих мероприятий. Организационный план проведения
мероприятий. Разработка сценарных планов творческих мероприятий.
Разработать сценарный план следующих мероприятий:
- встреча детей в лагере
- День рекордов Гиннеса
- День аномальных явлений
- Академия веселых наук
- Театральный понедельник
Тема 3.4. Методика организации и проведения отрядных
коллективных творческих дел.
Понятие «коллективно творческое дело». Цели коллективнотворческих дел. Виды КТД и особенности его организации. Основные
этапы подготовки КТД: планирование, пропаганда идеи, повышение
интереса, подведение итогов, обратная связь. Разработка и проведение
отрядного КТД.
Разработка КТД на тему:
- Вечер знакомств
- Поиски зарытого клада
- Беседа «Взаимоотношения мальчиков и девочек в отряде»
Тема 3.5. Особенности работы вожатого в отрядах младшего, среднего,
старшего возраста и разновозрастных отрядах.
Учет особенностей физиологического и психологического развития
детей в организации режимных моментов, в организации и проведении
культурно-массовых и творческих мероприятий. Особенности
воспитательного воздействия на детей в отрядах младшего, среднего и
старшего возраста. Специфика работы вожатого в разновозрастном
отряде.
Тема 3.6. Игра как вид деятельности и метод воспитания личности
ребенка. Игровой практикум.
Понятие «игра». Роль игры в развитии личности ребенка. Правила
организации игр. Виды игр и особенности их проведения: Массовые
игры (игры на знакомство, игры в автобусе, «кричалки», игры на
внимание и координацию, игры воздействующие на эмоциональный
настрой, спортивные игры), интеллектуальные игры, творческие игры,
игры на местности, имитационные игры, ролевые игры. Советы
ведущему.
Тема 3.7. Методика организации и проведения спортивных
мероприятий и игр на местности.
Требования к организации спортивных мероприятий. Виды и правила
проведения спортивных мероприятий. Организация работы с
болельщиками во время игры. Ритуалы открытия и закрытия
спортивных мероприятий. Подведение итогов и награждение
победителей. Виды и правила проведения игр на местности.
Специфика действий вожатого во время игр на местности.
Обеспечение безопасности во время проведения спортивных
мероприятий и игр на местности.
3
1
3
3
4
4.1.
Разработка общелагерного мероприятия «Открытие олимпийских игр»
Тема 3.8. Работа вожатого с отрядом в условиях плохой погоды.
Климатические условия Северных регионов и средней полосы России.
Требования к экипировке детей в неблагоприятных погодных
условиях. Организация досуга в закрытом помещении. Виды форм
досуговой работы с детьми в плохую погоду.
Подбор интеллектуальных игр с отрядов для разных возрастных
категорий.
Тема 3.9. Методика оформления отрядных уголков. Оформительский
практикум.
Отрядный уголок. Основные требования к содержанию отрядного
уголка. Виды, принципы и порядок его оформления. Понятие
«эмблема», «девиз» отряда. Отрядные средства массовой информации
(стенгазета, листовки, информационные сообщения)
Тема 3.10. Методика организации работы кружков прикладного и
технологического творчества в ЛОЛ.
Программа работы кружков прикладного и технологического
творчества. Виды кружковых форм работы. Особенности и специфика
работы кружков в ЛОЛ. Планирование кружковой работы. Режим
работы кружков. Прикладное и технологическое творчество в работе
кружков «Оригами», «Театр мод», «Декоративно-прикладное
творчество с использованием природных материалов» и др.
Тема 3.11. Методика проведения отрядных «огоньков».
«Огонек» - традиционная форма отрядной работы. Современное
понимание предназначения «огоньков» в детском лагере, описание
опыта организации и проведения «огоньков» в ЛОЛ «Орленок». Виды
«огоньков», ЛОЛ «Ребячья республика»
Тема 3.12. Организация детского самоуправления в ЛОЛ.
Понятие «самоуправление», типы и основные функции
самоуправления. Структура самоуправления в отряде. Методика
проведения отрядного сбора-планирования.
Тема 3.13. Формы вечернего сбора отряда.
Основная цель вечернего сбора отряда; варианты проведения:
- вопросы с коллективным обсуждением;
- метод анализа «Пять пальцев»;
- метод оценки;
- «Я хочу сказать»;
- метод коллективного рассказа;
- метод фотосъемки;
- «Выставка картин» и т.д.
Игровой практикум. Составление и отработка вожатской копилки игр
разных видов. Экзамен.
4.1.1. Игры на знакомство
4.1.2. игры – творческие задания
4.1.3. коллективно-творческие дела
4.1.4. игры- состязания для болельщиков
4.1.5. подвижные
4.1.6. игры на снятие психологического барьера
3
3
2
2
1
2
31
3
2
4
2
3
3
4.1.7. игры на понимание и сплочение
4.1.8. игры с залом
Стажировка.
Экзамен.
ИТОГО:
4.2.
4.3.
3
2
8
1
68
Раздел 3. Тематическое планирование дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
№
п/п
Наименование раздела, тема лекции
4.
Раздел 1. Теоретико-методологический блок
Вводное занятие Знакомство с целью и кратким содержанием программы
Детский оздоровительный лагерь в современных условиях.
Личность вожатого.
Должностные инструкции начальника лагеря, старшего вожатого, инструктора по
спорту, кружкового работника, вожатого, помощника вожатого.
Раздел 2. Психолого-педагогический блок.
Детский коллектив в условиях ЛОЛ. Особенности формирования временного
коллектива.
Конфликты в детской среде и стратегии выхода из них.
5.
Экстремальные ситуации в ЛОЛ и действия вожатого в них.
1.
2.
3.
8.
Раздел 3. Методический и организационный блок.
Характеристика комплексной организации смены ЛОЛ. Организация режимных
моментов в ЛОЛ.
Характеристика комплексной организации смены ЛОЛ. Организация режимных
моментов в ЛОЛ (практика). Принципы и методические основы планирования
работы в ЛОЛ.
Принципы и методические основы планирования работы в ЛОЛ (практика).
9.
Методика разработки сценарного плана творческого мероприятия.
6.
7.
10. Методика разработки сценарного плана творческого мероприятия.
11. Методика организации и проведения отрядных коллективных дел.
12. Стажировка (практика на прошлую тему в начальной школе/садике)
13. Особенности работы вожатого в отрядах младшего, среднего, старшего возраста и
разновозрастных отрядах. Игра как вид деятельности и метод воспитания
личности.
14. Игра как вид деятельности и метод воспитания личности (практика).
15. Методика организации и проведения спортивных мероприятий и игр на
местности.
16. Работа вожатого с отрядом в условиях плохой погоды.
17. Методика оформления отрядных уголков. Оформительский практикум.
18. Методика организации работы кружков прикладного и технологического
творчества в ЛОЛ.
19. Методика проведения отрядных «огоньков».
20. Организация детского самоуправления в ЛОЛ.
21. Формы вечернего сбора отряда.
22. Стажировка (практика на прошлую тему в начальной школе/садике)
Раздел 4. Практический блок.
23. Игровой практикум: игры на знакомство
24. Игровой практикум: игры – творческие задания
25. Игровой практикум: коллективно-творческие дела
26. Игровой практикум: коллективно-творческие дела
27. Стажировка (практика на прошлую тему в начальной школе/садике)
28. Игровой практикум: игры-состязания для болельщиков
29. Игровой практикум: подвижные игры
30. Игровой практикум: игры на снятие психологического барьера
31. Игровой практикум: игры на понимание и сплочение
32. Игровой практикум: игры с залом
33. Стажировка (практика на прошлую тему в начальной школе/садике)
34. Экзамен.
ОБЪЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Разделы и темы рабочей
программы
самостоятельного
изучения
Раздел 2.
Технологический блок.
2.3. Методика разработки
сценарного плана
Перечень домашних заданий и
других вопросов для
самостоятельного изучения
Разработать сценарный план
следующих мероприятий (на
выбор):
- Встреча детей в лагере
- День рекордов Гиннеса
- День аномальных явлений
- Академия веселых наук
- Театральный понедельник
- Свободная тема
2.7. Методика организации Разработка общелагерного
и проведения спортивных мероприятия «Олимпийские
мероприятий и игр на
игры»
местности.
2.9. Методика оформления Разработать отрядный уголок в
отрядных уголков.
соответствии с выбранным
названием отряда.
Раздел 3. ПсихологоОформить в виде табличек
педагогический блок.
основные инструкции действий
3.4. экстремальные
вожатого в экстремальных
ситуации в ЛОЛ и
ситуациях.
действия вожатого в них.
Раздел 4.
Подобрать на каждый вид игр (10
4.1.Практический блок.
видов) по 10 вариантов игр,
заполнить вожатскую копилку.
4.3. Участие в конкурсе
Разработать и подготовить единую
вожатского мастерства.
форму для педагогического
отряда, придумать визитную
карточку отряда, изготовить
отрядный уголок.
Сроки
выполнения
Кол-во
Часов
1 неделя
2
1 неделя
2
1 неделя
2
1 неделя
2
по 3 дня на
каждый вид
18
___
6
4.4. Написание и защита
программы летнего
отдыха детей и
подростков
Продумать идею смены, механизм
реализации программы,
разработать основные
мероприятия программы,
продумать интересную
презентацию программы.
___
6
Приложение № 1
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
Вопросы, используемые в деловой игре
Основные функциональные обязанности вожатого.
Профессиональные и личностные качества вожатого.
Основные задачи и направления деятельности вожатого.
Особенности функционирования детского оздоровительного лагеря.
Воспитательная система детского оздоровительного лагеря.
Конфликт. Методы выхода из конфликта.
Виды планов в работе вожатого. Виды праздников для детей.
Педагогика досуга: виды и основные методы досуговой педагогики, способы
организации.
Основные отличия игр: развлекательных, содержательных, логических,
состязательных, подвижных.
Основные действия вожатого в организационный период.
Основные действия вожатого в заключительный период.
Основные принципы организации отрядных дел.
Сущность детского самоуправления в лагере.
Действия вожатого в экстремальных ситуациях.
Инструкция по общим мерам безопасности организации летнего отдыха
детей.
Приложение № 2
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ПРОГРАММЕ
Основная литература
Афанасьев С.П., Коморин С.В., Тимохин А.И.. Что делать с детьми в
загородном лагере? – Кострома: МЦ «Вариант», 2001
Афанасьев С.П., Коморин С.В.. Сто отрядных дел. – Кострома: МЦ
«Вариант», 2000
Газман О., Матвеев В. Педагогика в пионерском лагере. Москва, 1982
Иванов И.П. Энциклопедия КТД. Москва, 1989
Коваль М.Б. Ключ к успеху: пособие для работников учреждений летнего
отдыха в дополнительных учреждениях. М., 1998
Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург, 1997
Корчак Я. Как любить ребенка. Книга о воспитании. М., 1990
Немов Р.С., Кирпичник А.Г. путь к коллективу. – М., 1994
Петров В.М. и др. Летние праздники, игры и забавы для детей.–М.: ТЦ
«Сфера», 2000
Поломис К. Дети в летнем лагере: занятия в дождливую погоду.–М., 1991
Поломис К. Дети в пионерском лагере: прогулки, походы, экскурсии.–М.,
1990
Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей. Учебно-методическое
пособие. М.: «Владос», 1999
Титов С.В. Ура, каникулы! Библиотека вожатого. М.: ТЦ «Сфера», 2001
Фридман М.Г. Спортивно-оздоровительная работа в детских лагерях отдыха.
Книга для организаторов внеклассной работы. М.: Просвещение, 1991
Шмаков С.А. Игры-потехи, забавы-утехи. – М.: 1997
Шмаков С.А. Каникулы. Прикладная «энциклопедия»: Учителю,
воспитателю, вожатому. – М.: Новая школа, 1997
Шнекендорф З.К. Путеводитель по Конвенции о правах ребенка. – М.: Рос.
Пед. Агенство, 1997
Дополнительная литература
Веретенников Е.И. Летний скаутский лагерь//Народное образование, 2000
Карпова Г.А., Брагина Т.Л. Педагогическая диагностика личности ребенка в
детском
оздоровительном
лагере.
Методические
рекомендации.
Екатеринбург: изд-во Уральского института молодежи, 1996
Кузин Е. Как сделать лагерную газету//Народное образование, 1999, № 5
Левина И.Д. Как провести творческий конкурс в летнем лагере// Народное
образование, 2000,
Методическое пособие по организации летнего отдыха детей. Под. Ред. Е.Г.
Мазуровой, Х-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2002
Педагогическая практика. Учебно-методическое пособие./Под. Ред.
Коджаспировой Г.М. и др. М.: «Академия», 1998
Скаутинг: Книга для скаута. Всемирная организация скаутского движения.
Женева, 1993
Что делать с детьми в загородном лагере//Воспитание школьников, 1994,
Шемелин В.И. Игры в оздоровительном лагере//Физическая культура в
школе. 2000, № 3