муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 2
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа технической направленности
«Робостар»
Возраст обучающихся: 11-13 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель:
Васьков Д.А.,
учитель информатики
г. Богданович
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Нормативно-правовые основы
Раздел 1. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Раздел 2. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы с указанием форм и видов деятельности
Раздел 3. Тематическое планирование дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Приложение № 1
Список использованных источников
2
Пояснительная записка
Нормативно-правовые основы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее — ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-p.
5. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении
Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020
г. № 28 «Об утверждении санитарных правил CП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г.
№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678 «Об
утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
при реализации образовательных программ».
10.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
11.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022
г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее —
Порядок).
12.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
13.
Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ».
14.
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
15.
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № AK-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ».
16.
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 №
АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
«Создание
современного
инклюзивного
образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
3
на
базе
образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»).
17.
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания
и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий».
18.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных
образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом».
Раздел 1. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Личностные результаты:
критическое отношение к информации и избирательность еѐ восприятия;
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий;
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий
проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать
трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий,
связанных с робототехникой.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели;
формировать умения ставить цель – создание творческой работы, планировать
достижение этой цели;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на
основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
осваивать способы решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом,
выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Познавательные универсальные учебные действия:
осуществлять поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося,
информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах
информационных образовательных ресурсов;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения
коммуникативных, познавательных и творческих задач;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
4
устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;
моделировать, преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены
существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаковосимволическая);
синтезировать, составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с
восполнением недостающих компонентов;
выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при выделении
признаков, сравнении и классификации объектов;
выслушивать собеседника и вести диалог;
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою;
планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками — определять цели,
функций участников, способов взаимодействия;
осуществлять постановку вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе
информации;
разрешать конфликты – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управлять поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации;
владеть монологической и диалогической формами речи.
Предметные результаты:
По окончании обучения учащиеся должны
знать:
правила безопасной работы;
основные компоненты конструкторов Fischertechnik;
конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования;
виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
конструктивные особенности различных роботов;
как передавать программы ROBO TX Controller;
как использовать созданные программы;
приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других
объектов и т.д.;
основные алгоритмические конструкции, этапы решения задач с использованием ЭВМ.
уметь:
использовать основные алгоритмические конструкции для решения задач;
конструировать различные модели; использовать созданные программы;
применять полученные знания в практической деятельности;
владеть:
навыками работы с роботами;
навыками работы в среде ROBOPro.
Раздел 2. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
1.Введение
Вводный инструктаж по технике безопасности. Представление о роботах и робототехнике.
3 закона робототехники. Типы конструкторов различных фирм производителей.
2. Описание компонентов
Функции рабочей тетради. Основные детали конструктора. Спецификация конструктора.
Знакомство с контроллером. Основы конструирования устойчивых конструкций.
Параметры мотора и лампочки. Изучение влияния параметров на работу модели.
5
Знакомство с датчиками. Кнопочный переключатель. Датчик освещенности. Влияние
предметов разного цвета на показания датчика освещенности. Фототранзистор. Датчик
маршрута. Ультразвуковой датчик. Датчик температуры.
3. Программирование
Визуальные языки программирования. Программа ROBO Pro. Разделы программы, уровни
сложности. Знакомство с командами.
Передача программы. Запуск программы. Команды визуального языка программирования.
Изучение окна инструментов. Изображение команд в программе и на схеме.
Работа с пиктограммами. Соединение команд. Знакомство с командами: запусти мотор
вперед; включи лампочку; жди; запусти мотор назад; стоп. Отработка составления
простейшей программы по шаблону, передачи и запуска программы. Составление
программы. Сборка модели с использованием мотора. Составление программы, передача,
демонстрация. Линейная программа. Циклическая программа. Составление программы с
использованием параметров. Зацикливание программы. Условие, условный переход.
Простая модель. Основная программа. Движение по прямой. Выполнение поворота.
Движение вдоль кривой линии.
Счетчик импульсов. Подпрограммы. Базовая модель. Машины на гусеничном ходу.
Рулевое управление. Простой робот. Тоннельный робот- пожарный. Датчик цвета. Роботисследователь. Робот-спасатель.
4. Проектная деятельность в группах
Тематика творческих проектов. Выработка и утверждение темы. Разработка собственных
моделей в группах. Конструирование модели. Программирование модели группой
разработчиков. Виды проектной документации. Презентация
моделей. Выставка.
Подготовка к соревнованиям. Соревнования. Повторение изученного ранее материала.
Зачѐт.
Методы и формы решения поставленных задач
Используются такие педагогические технологии как обучение в сотрудничестве,
индивидуализация и дифференциация обучения, проектные методы обучения, технологии
использования в обучении игровых методов, информационно-коммуникационные
технологии.
Организация учебного процесса.
Изучение темы предусматривает организацию учебного процесса с использованием
следующих методов обучения
познавательного;
коммуникативного;
преобразовательного;
систематизирующего;
контрольного.
Изучение темы обучающимися может проходить самостоятельно. Для этого рекомендуем
использовать ЦОР «Основы робототехники».
Виды деятельности: знакомство с интернет - ресурсами, связанными с робототехникой;
проектная деятельность; работа в парах, в группах; соревнования.
Формы работы: лекция; беседа; демонстрация; практика; творческая работа; проектная
деятельность.
Формы контроля и оценки образовательных результатов. Текущий контроль уровня
усвоения материала осуществляется по результатам выполнения обучающихся
практических заданий. Итоговый контроль реализуется в форме соревнований
(олимпиады) по робототехнике.
Раздел 3. Тематическое планирование
общеразвивающей программы
6
дополнительной общеобразовательной
№ п/п
1.
2.
3.
№ п/п
1.
2.
3.
4.
1 год
Тема раздела
Введение (1 ч)
Описание компонентов (17 ч.)
Программирование (16 ч)
Всего 34 ч
2 год
Тема раздела
Введение (1 ч)
Описание компонентов (8ч.)
Программирование (23 ч)
Проектная деятельность в группах (2 ч)
Всего 34 ч
7
Тематическое планирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Робостар»
1 год
№
п/
п
1
Тема урока
Вводный
инструктаж.
Техника
безопасности в
кабинете и при
работе с
конструктором,
роботом.
История
робототехники
2
Функции
рабочей тетради
3
Основные
детали
конструктора.
Сбора робота
4
Спецификация
конструктора
Основные вопросы,
рассматриваемые на уроке
Правила поведения и техника
безопасности в кабинете
информатики. Цели и задачи
курса. Что такое роботы. Ролики,
фотографии и мультимедиа.
Рассказ о соревнованиях
роботов.
Организация рабочего места.
Формы и методы работы
Фронтальная, индивидуальная
формы организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой
ОПИСАНИЕ КОМПОНЕНТОВ (16 Ч.)
Ссылки внутри рабочей тетради. Фронтальная, индивидуальная
Справочная информация.
формы организации деятельности.
Ссылки на внешние документы.
Методы: беседа, рассказ, работа с
Картинки.
книгой
Электродвигатель с энкодером
(сервомотор)
Электродвигатель XS
Лампа накаливания
Лампа накаливания с линзой
Зарядное устройство Accu Set.
Способы соединения деталей в
конструкторе Электричество,
электроника
Фронтальная, индивидуальная
формы организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой
Фронтальная, индивидуальная
формы организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой
Виды
деятельности
Работа с
раздаточным
материалом,
самостоятельная
работа на основе
наблюдений
Работа с
раздаточным
материалом,
самостоятельная
работа на основе
наблюдений
Работа с
раздаточным
материалом,
самостоятельная
работа на основе
наблюдений
Работа с
раздаточным
материалом,
самостоятельная
работа на основе
наблюдений
№
п/
п
5
Тема урока
Основные вопросы,
рассматриваемые на уроке
Формы и методы работы
Знакомство с
контроллером
Подключение датчиков и
исполнительных устройств.
Контроллер. Bluetooth. USB.
Кнопки управления
Фронтальная, индивидуальная
формы организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой
6
Основы
конструировани
я устойчивых
конструкций
Архитектура в мире моделей.
Сборка собственных
конструкций из деталей
Фронтальная, индивидуальная
формы организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой
7
Параметры
мотора и
лампочки
Лампа накаливания с линзой и
без линзы
Фронтальная, индивидуальная
формы организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой
8
Изучение
влияния
параметров на
работу модели
Изучение влияния параметров на
работу модели
Фронтальная, индивидуальная
формы организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой,
9
Знакомство с
датчиками
Схемы включения
Фронтальная, индивидуальная
формы организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой,
9
Виды
деятельности
Работа с
раздаточным
материалом,
самостоятельная
работа на основе
наблюдений
Работа с
раздаточным
материалом,
самостоятельная
работа на основе
наблюдений
Работа с
раздаточным
материалом,
самостоятельная
работа на основе
наблюдений
Работа с
раздаточным
материалом,
самостоятельная
работа на основе
наблюдений
Работа с
раздаточным
материалом,
самостоятельная
работа на основе
наблюдений
№
п/
п
10
Тема урока
Основные вопросы,
рассматриваемые на уроке
Формы и методы работы
Кнопочный
переключатель
Осязание, замкнутая цепь,
разомкнутая цепь
Фронтальная, индивидуальная
формы организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой
11
Датчик
освещенности
Датчик освещенности
Фронтальная, индивидуальная
формы организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой
12
Влияние
Влияние предметов разного
предметов
цвета на показания датчика
разного цвета на освещенности
показания
датчика
освещенности
Фронтальная, индивидуальная
формы организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой
13
Фототранзистор
Реакция на яркость света
Фронтальная, индивидуальная
формы организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой
14
Датчик
маршрута
Цифровой инфракрасный (ИК)
прибор для определения черной
полосы на светлом фоне
Фронтальная, индивидуальная
формы организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой
10
Виды
деятельности
Работа с
раздаточным
материалом,
самостоятельная
работа на основе
наблюдений
Работа с
раздаточным
материалом,
самостоятельная
работа на основе
наблюдений
Работа с
раздаточным
материалом,
самостоятельная
работа на основе
наблюдений
Работа с
раздаточным
материалом,
самостоятельная
работа на основе
наблюдений
Работа с
раздаточным
материалом,
самостоятельная
работа на основе
наблюдений
№
п/
п
15
Тема урока
Основные вопросы,
рассматриваемые на уроке
Формы и методы работы
Ультразвуковой
датчик
Ультразвуковой датчик
Фронтальная, индивидуальная
формы организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой
16
Датчик
температуры
Измерение температуры
Фронтальная, индивидуальная
формы организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой
17
Соединительны
е провода и
клеммы
Соединительные провода и
клеммы
Фронтальная, индивидуальная
формы организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой
18
19
ПРОГРАММИРОВАНИЕ (16 Ч)
Визуальные
Визуальные языки
Фронтальная, индивидуальная
языки
программирования
формы организации деятельности.
программирован
Методы: беседа, рассказ, работа с
ия
книгой
Программа
ROBO Pro.
Интерактивная справка к ROBO
Pro, графический интерфейс
программного обеспечения,
назначение пиктограмм
Фронтальная, индивидуальная
формы организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой
11
Виды
деятельности
Работа с
раздаточным
материалом,
самостоятельная
работа на основе
наблюдений
Работа с
раздаточным
материалом,
самостоятельная
работа на основе
наблюдений
Работа с
раздаточным
материалом,
самостоятельная
работа на основе
наблюдений
Работа с
раздаточным
материалом,
самостоятельная
работа на основе
наблюдений
Работа с
раздаточным
материалом,
самостоятельная
работа на основе
наблюдений
№
п/
п
20
Тема урока
Основные вопросы,
рассматриваемые на уроке
Формы и методы работы
Разделы
программы,
уровни
сложности
Разделы программы, уровни
сложности
Фронтальная, индивидуальная
формы организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой, практическая работа
учащихся за компьютером
21
Знакомство с
командами
Отработка составления
простейшей программы по
шаблону
Фронтальная, индивидуальная
формы организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой, практическая работа
учащихся за компьютером
22
Передача
программы.
Запуск
программы
Интерактивная справка к ROBO
Pro, графический интерфейс
программного обеспечения,
назначение пиктограмм
Фронтальная, индивидуальная
формы организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой, практическая работа
учащихся за компьютером
23
Команды
Команды визуального языка
визуального
программирования
языка
программирован
ия
24
Изучение окна
инструментов
Элементы окна инструментов
Фронтальная, индивидуальная,
групповая формы организации
деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой, практическая работа
учащихся за компьютером
Фронтальная, индивидуальная,
групповая формы организации
деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой, практическая работа
учащихся за компьютером
12
Виды
деятельности
Работа с
раздаточным
материалом,
самостоятельная
работа на основе
наблюдений
Работа с
раздаточным
материалом,
самостоятельная
работа на основе
наблюдений
Работа с
раздаточным
материалом,
самостоятельная
работа на основе
наблюдений
Работа с
раздаточным
материалом,
самостоятельная
работа на основе
наблюдений
Работа с
раздаточным
материалом,
самостоятельная
работа на основе
наблюдений
№
п/
п
25
Тема урока
Основные вопросы,
рассматриваемые на уроке
Формы и методы работы
Изображение
команд в
программе
Команды в программе
Фронтальная, индивидуальная
формы организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой, практическая работа
учащихся за компьютером
26
Работа с
пиктограммами.
Соединение
команд
Составление блок- схем
Фронтальная, индивидуальная
формы организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой, практическая работа
учащихся за компьютером
27
Знакомство с
командами
мотора
Запусти мотор вперед; включи
лампочку; жди; запусти мотор
назад; стоп
28
Машины на
гусеничном
ходу
Обзор машин на гусеничном
ходу
Фронтальная, индивидуальная,
групповая формы организации
деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой, практическая работа
учащихся за компьютером
Фронтальная, индивидуальная
формы организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой, практическая работа
учащихся за компьютером
29
Сборка модели с Сборка модели с использованием
использованием мотора
мотора
Фронтальная, индивидуальная
формы организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой, практическая работа
учащихся за компьютером
13
Виды
деятельности
Работа с
раздаточным
материалом,
самостоятельная
работа на основе
наблюдений
Работа с
раздаточным
материалом,
самостоятельная
работа на основе
наблюдений
Работа с
раздаточным
материалом,
самостоятельная
работа на основе
наблюдений
Работа с
раздаточным
материалом,
самостоятельная
работа на основе
наблюдений
Работа с
раздаточным
материалом,
самостоятельная
работа на основе
наблюдений
№
п/
п
31
Тема урока
Основные вопросы,
рассматриваемые на уроке
Формы и методы работы
Сборка модели с Сборка модели с использованием
использованием мотора
мотора
Фронтальная, индивидуальная
формы организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой, практическая работа
учащихся за компьютером
32
Составление
программы,
передача,
демонстрация
Фронтальная, индивидуальная
формы организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой, практическая работа
учащихся за компьютером
33
Счетчик
импульсов
34
Подпрограммы.
Подведение
итогов
Отработка составления
простейшей программы по
шаблону, передачи и запуска
программы
Пример программы:
Basic_Model_1.rpp
Отработка составления
простейшей программы по
шаблону, передачи и запуска
программы
Пример программы:
Basic_Model_2.rpp
Отработка составления
простейшей программы по
шаблону, передачи и запуска
программы
Пример программы:
Basic_Model_3.rpp
Фронтальная, индивидуальная
формы организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой, практическая работа
учащихся за компьютером
Фронтальная, индивидуальная
формы организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой, практическая работа
учащихся за компьютером
Всего
14
Виды
деятельности
Работа с
раздаточным
материалом,
самостоятельная
работа на основе
наблюдений
Работа с
раздаточным
материалом,
самостоятельная
работа на основе
наблюдений
Работа с
раздаточным
материалом,
самостоятельная
работа на основе
наблюдений
Работа с
раздаточным
материалом,
самостоятельная
работа на основе
наблюдений
34
2 год
№
п/п
1
Тема урока
Вводный
инструктаж.
Техника
безопасности в
кабинете и при
работе с
конструктором,
роботом.
История
робототехники
2
Основные детали
конструктора.
Сбора робота
3
Основные детали
конструктора.
Сбора робота
4
Спецификация
конструктора
Основные вопросы,
рассматриваемые на уроке
Правила поведения и техника
безопасности в кабинете
информатики. Цели и задачи
курса. Что такое роботы.
Ролики, фотографии и
мультимедиа. Рассказ о
соревнованиях роботов.
Организация рабочего места.
Формы и методы работы
Фронтальная, индивидуальная формы
организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой
ОПИСАНИЕ КОМПОНЕНТОВ (8 Ч.)
Электродвигатель с
Фронтальная, индивидуальная формы
энкодером (сервомотор)
организации деятельности.
Электродвигатель XS
Методы: беседа, рассказ, работа с
Лампа накаливания
книгой
Лампа накаливания с линзой
Зарядное устройство Accu Set
Электродвигатель с
Фронтальная, индивидуальная формы
энкодером (сервомотор)
организации деятельности.
Электродвигатель XS
Методы: беседа, рассказ, работа с
Лампа накаливания
книгой
Лампа накаливания с линзой
Зарядное устройство Accu Set
Способы соединения деталей Фронтальная, индивидуальная формы
в конструкторе
организации деятельности.
Электричество, электроника
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой
15
Виды
деятельности
Работа с
раздаточным
материалом,
самостоятельная
работа на основе
наблюдений
Работа с
раздаточным
материалом,
самостоятельная
работа на основе
наблюдений
Работа с
раздаточным
материалом,
самостоятельная
работа на основе
наблюдений
Работа с
раздаточным
материалом,
самостоятельная
работа на основе
наблюдений
№
п/п
Тема урока
5
Знакомство с
контроллером.
Основы
конструирования
устойчивых
конструкций
6
Параметры мотора
и лампочки
7
Основные вопросы,
рассматриваемые на уроке
Формы и методы работы
Виды
деятельности
Подключение датчиков и
исполнительных устройств.
Контроллер. Bluetooth. USB.
Кнопки управления
Архитектура в мире моделей.
Сборка собственных
конструкций из деталей
Лампа накаливания с линзой
и без линзы
Фронтальная, индивидуальная формы
организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой
Работа с
раздаточным
материалом,
самостоятельная
работа на основе
наблюдений
Фронтальная, индивидуальная формы
организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой
Изучение влияния
параметров на
работу модели
Изучение влияния
параметров на работу модели
Фронтальная, индивидуальная формы
организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой,
8
Знакомство с
датчиками.
Кнопочный
переключатель
Схемы включения. Осязание,
замкнутая цепь, разомкнутая
цепь
Фронтальная, индивидуальная формы
организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой,
9
Датчик
освещенности
Датчик освещенности
Фронтальная, индивидуальная формы
организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой
Работа с
раздаточным
материалом,
самостоятельная
работа на основе
наблюдений
Работа с
раздаточным
материалом,
самостоятельная
работа на основе
наблюдений
Работа с
раздаточным
материалом,
самостоятельная
работа на основе
наблюдений
Работа с
раздаточным
материалом,
самостоятельная
работа на основе
наблюдений
ПРОГРАММИРОВАНИЕ (23 ч)
16
№
п/п
Тема урока
Основные вопросы,
рассматриваемые на уроке
Виды
деятельности
Визуальные языки
программирования
Интерактивная справка к
ROBO Pro, графический
интерфейс программного
обеспечения, назначение
пиктограмм
Разделы
Разделы программы, уровни
программы, уровни сложности
сложности
Фронтальная, индивидуальная формы
организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой
Работа с
раздаточным
материалом,
самостоятельная
работа на основе
наблюдений
Фронтальная, индивидуальная формы
организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой, практическая работа
учащихся за компьютером
12
Знакомство с
командами
Отработка составления
простейшей программы по
шаблону
Фронтальная, индивидуальная формы
организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой, практическая работа
учащихся за компьютером
13
Передача
программы. Запуск
программы
Интерактивная справка к
ROBO Pro, графический
интерфейс программного
обеспечения, назначение
пиктограмм
Фронтальная, индивидуальная формы
организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой, практическая работа
учащихся за компьютером
14
Синхронизация.
Движение по
прямой
Отработка составления,
передачи и запуска
программы
Пример программы:
Basic_Model_4.rpp
Фронтальная, индивидуальная формы
организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой, практическая работа
учащихся за компьютером
Работа с
раздаточным
материалом,
самостоятельная
работа на основе
наблюдений
Работа с
раздаточным
материалом,
самостоятельная
работа на основе
наблюдений
Работа с
раздаточным
материалом,
самостоятельная
работа на основе
наблюдений
Работа с
раздаточным
материалом,
самостоятельная
работа на основе
наблюдений
10
11
Визуальные языки
программирования.
Программа ROBO
Pro.
Формы и методы работы
17
№
п/п
Тема урока
15
Звуковой сигнал
16
Коррекция
направления
движения
17
Основные вопросы,
рассматриваемые на уроке
Формы и методы работы
Отработка составления
простейшей программы по
шаблону, передачи и запуска
программы
Пример программы:
Trail_searcher_1.rpp
Составление программы,
передача, демонстрация
Приме программы:
Trail_searcher_2.rpp
Фронтальная, индивидуальная формы
организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой, практическая работа
учащихся за компьютером
Поиск черной
линии
Составление программы,
передача, демонстрация
Пример программы:
Trail_searcher_3.rpp
Фронтальная, индивидуальная формы
организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой, практическая работа
учащихся за компьютером
18
Эксперименты со
скоростью
электромоторов
Составление программы,
передача, демонстрация
Фронтальная, индивидуальная формы
организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой
19
Тоннельный робот- Сборка модели
пожарный
Фронтальная, индивидуальная формы
организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой, практическая работа
учащихся за компьютером
Фронтальная, индивидуальная формы
организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой, практическая работа
учащихся за компьютером
18
Виды
деятельности
Работа с
раздаточным
материалом,
самостоятельная
работа на основе
наблюдений
Работа с
раздаточным
материалом,
самостоятельная
работа на основе
наблюдений
Работа с
раздаточным
материалом,
самостоятельная
работа на основе
наблюдений
Работа с
раздаточным
материалом,
самостоятельная
работа на основе
наблюдений
Работа с
раздаточным
материалом,
самостоятельная
работа на основе
наблюдений
№
п/п
Тема урока
Основные вопросы,
рассматриваемые на уроке
Формы и методы работы
20
Тоннельный робот- Сборка модели
пожарный
Фронтальная, индивидуальная формы
организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой, практическая работа
учащихся за компьютером
21
Движение вдоль
стены
Фронтальная, индивидуальная формы
организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой, практическая работа
учащихся за компьютером
Составление программы,
передача, демонстрация
Пример программы:
Tunnel_1.rpp
22
Реакция на
изменение
температуры
Составление программы,
передача, демонстрация
Пример программы:
Tunnel_2.rpp
Фронтальная, индивидуальная формы
организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой, практическая работа
учащихся за компьютером
23
Датчик цвета.
Работа с окном
Interface Test
Сборка модели
Фронтальная, индивидуальная формы
организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой, практическая работа
учащихся за компьютером
24
Реакция на
зеленый цвет
детали
Сборка модели
Фронтальная, индивидуальная формы
организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой, практическая работа
учащихся за компьютером
Пример программы:
Color_detector_2.rpp
19
Виды
деятельности
Работа с
раздаточным
материалом,
самостоятельная
работа на основе
наблюдений
Работа с
раздаточным
материалом,
самостоятельная
работа на основе
наблюдений
Работа с
раздаточным
материалом,
самостоятельная
работа на основе
наблюдений
Работа с
раздаточным
материалом,
самостоятельная
работа на основе
наблюдений
Работа с
раздаточным
материалом,
самостоятельная
работа на основе
наблюдений
№
п/п
25
Тема урока
Распознавание
различных цветов
на маршруте
Основные вопросы,
рассматриваемые на уроке
Составление программы,
передача, демонстрация
Формы и методы работы
Индивидуальная форм организации
деятельности.
Методы: упражнения
Пример программы:
Color_detector_3.rpp
26
Роботисследователь
Сборка модели
Фронтальная, индивидуальная формы
организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой, практическая работа
учащихся за компьютером
27
Роботисследователь
Сборка модели
Фронтальная, индивидуальная формы
организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой, практическая работа
учащихся за компьютером
28
Реакция на
препятствие
Составление программы,
передача, демонстрация
Фронтальная, индивидуальная формы
организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой, практическая работа
учащихся за компьютером
Пример программы:
Explorer_1.rpp
29
Датчики маршрута
и дальномера
Поворот машины на
гусеничном ходу
Фронтальная форма организации
деятельности.
Методы: беседа, рассказ
Пример программы:
Explorer_2.rpp
20
Виды
деятельности
Работа с
раздаточным
материалом,
самостоятельная
работа на основе
наблюдений
Работа с
раздаточным
материалом,
самостоятельная
работа на основе
наблюдений
Работа с
раздаточным
материалом,
самостоятельная
работа на основе
наблюдений
Работа с
раздаточным
материалом,
самостоятельная
работа на основе
наблюдений
Работа с
раздаточным
материалом,
самостоятельная
работа на основе
наблюдений
№
п/п
30
Тема урока
Реакция для трех
датчиков
Основные вопросы,
рассматриваемые на уроке
Составление программы,
передача, демонстрация
Формы и методы работы
Фронтальная форма организации
деятельности.
Методы: беседа, рассказ
Пример программы:
Explorer_3.rpp
31
Передача
измеренных
параметров
Составление программы,
передача, демонстрация
Фронтальная форма организации
деятельности.
Методы: беседа, рассказ
Пример программы:
Explorer_4.rpp
32
33
Робот- спасатель
Тематика
творческих
проектов
Сборка модели
Фронтальная форма организации
деятельности.
Методы: беседа, рассказ
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ГРУППАХ (2ч.)
Исполнитель,
Фронтальная, индивидуальная формы
вспомогательный алгоритм.
организации деятельности.
Управление исполнителем
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой, практическая работа
учащихся за компьютером
21
Виды
деятельности
Работа с
раздаточным
материалом,
самостоятельная
работа на основе
наблюдений
Работа с
раздаточным
материалом,
самостоятельная
работа на основе
наблюдений
Работа с
раздаточным
материалом,
самостоятельная
работа на основе
наблюдений
Планирование
своей
деятельности под
руководством
учителя;
самостоятельно
вырабатывать
алгоритм
действий; решать
учебные
проблемные
задачи
№
п/п
34
Тема урока
Разработка
собственных
моделей в группах
Основные вопросы,
рассматриваемые на уроке
Управление исполнителем
Формы и методы работы
Фронтальная, индивидуальная формы
организации деятельности.
Методы: беседа, рассказ, работа с
книгой, практическая работа
учащихся за компьютером
Всего
Виды
деятельности
Работа с
раздаточным
материалом,
самостоятельная
работа на основе
наблюдений
34
Приложение № 1
Список использованных источников
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся – М.: Аркти, 2017 г.
http://www.3dnews.ru . Ежедневник цифровых технологий. О роботах на русском языке
http://www.all-robots.ru Роботы и робототехника.
http://edu-top.ru Каталог образовательных ресурсов сети Интернет
http://new.oink.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=670&Itemid=177 Единое окно доступа к образовательным ресурсам
22