ДООП технической направленности Основы деревообработки 5-7 класс Васильев С.В. на 2025-2026 уч. г

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 2

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
«Основы деревообработки»
Возраст обучающихся: 11–13 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Васильев С.В.,
учитель технологии

г. Богданович

Содержание
Пояснительная записка
Раздел 1. Планируемые результаты освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Раздел 2. Содержание дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Раздел 3. Тематическое планирование дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Приложение № 1
Учебно-методическое обеспечение программы
Материально-техническая база
Список литературы и средств обучения

Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее — ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-p.
5. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении
Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020
г. № 28 «Об утверждении санитарных правил CП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г.
№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678 «Об
утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
при реализации образовательных программ».
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее —
Порядок).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения
РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ».
14. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № AK-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ».
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 № АБ3924/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
«Создание
современного
инклюзивного
образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
на
базе
образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные

общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»).
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с
применением дистанционных образовательных технологий».
18. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных
образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом».
Направленность программы: техническая.
Актуальность программы: актуальность программы заключается в преемственности
развития творческой активности учащихся в процессе технологической подготовки в
школе. Вызвана постоянно растущей ролью информации в жизни человека на
современном этапе, сталкиваясь с которой неподготовленный человек не в состоянии
правильно ее обработать и использовать в своей профессиональной деятельности.
Огромный поток научной, технической и другой информации требует от современного
человека высокой мыслительной культуры; навыков точной и быстрой ориентации в
научных теориях, экономических и технических проектах; умений грамотно вычленить и
рационально решить любую теоретическую или практическую проблему.
Отличительные особенности. В основу данной программы заложено духовнонравственное, художественно-эстетическое и техническое воспитание обучающихся
среднего школьного возраста через знакомство с современными способами обработки
конструкционных материалов. Образовательная программа актуальна, поскольку
современная ситуация в стране предъявляет системе дополнительного образования детей
социальный заказ на формирование творческой, целостной самодостаточной личности,
обладающей широким кругозором, запасом необходимых ценностных ориентиров, без
которых невозможно органичное существование человека в окружающем мире.
Адресат программы: данная программа рассчитана на 1 год обучения
обучающихся 5-7 классов в возрасте 11-13 лет и ориентирована на обеспечение условий
для конкретного творческого труда, изучение основ работы с электрическим и ручным
инструментом. Учитывая индивидуальные особенности развития детей, местные условия,
интересы обучающихся, в программе возможны изменения в продолжительности и
порядке прохождения тем.
Объем и сроки освоения: занятия проводятся один раз в неделю по 3 академических часа в
объеме 102 часа в год.
Форма обучения: очная
Особенности организации образовательного процесса: рекомендуемое количество
учащихся в объединении до 20 человек, возрастной категории 11-13 лет. Учитывая
индивидуальные особенности развития детей, местные условия, интересы обучающихся, в
программе возможны изменения в продолжительности и порядке прохождения тем.
Режим занятий – 1 раз в неделю, продолжительностью 3 часа. Общий объем – 102 часа в
год.
Цели и задачи программы
Цель программы знакомство с методами применения ручного и электрического
инструмента. В том числе и станочного оборудования. Приобретение знаний и навыков,
необходимых для решения конкретных практических задач:
Обучающих:
•Ознакомиться с современными производственными технологиями;
•Освоить методы решения простейших конструкторских и технологических задач;

•Изучить основы работы ручным и электрическим инструментами;
•Изучить устройство и принцип работы различного станочного оборудования;
•Получить основные знания по документированию процессов проектирования и
технологической подготовки производства изделий.
Развивающих:
•Развивать художественно - творческие способности учащихся;
•Развивать фантазию, память, эмоционально - эстетическое отношение к предметам и
явлениям действительности;
•Формировать творческую индивидуальность в различных направлениях технического и
декоративно - прикладного творчества;
•Формировать представление о мастере как о творческой личности;
Воспитывающих:
•Прививать любовь к техническому творчеству;
•Пробуждать интерес к обработке материалов и к еѐ новым, современным направлениям;
•Развивать терпение, настойчивость, трудолюбие;
•Формировать навыки работы в коллективе.
•Приобрести знания основ технологической культуры.
•Развивать у обучающихся навыки познавательной, творческой деятельности;
•Развивать у обучающихся навыки познавательной, творческой деятельности;
Раздел 1. Планируемые результаты дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Содержание программы предусматривает подведение воспитанников к осознанному
выбору одной из рабочих профессий по профилю.
Личностные результаты:
 Формирование навыков организации рабочего места и соблюдения основных
правила техники безопасности;
 Развитие осознанного отношения к экономному расходованию материалов,
электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и
приспособлениями;
 правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной
безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.
 развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
при работе с графической информацией;
 формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
 умение ставить учебные цели;
 умение использовать внешний план для решения поставленной задачи;
 умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации;
 умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения учебного
задания по переходу информационной обучающей среды из начального состояния
в конечное;
 умение сличать результат действий с эталоном (целью);
 умение вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения
задачи с ранее поставленной целью;
 умение оценивать результат своей работы с помощью тестовых компьютерных
программ, а также самостоятельно определять пробелы в усвоении материала
курса.

Предметные результаты:
 умение использовать терминологию моделирования;
 формирование представления об основных изучаемых понятиях: модель, эскиз,
сборка, чертеж;
 повышение уровня развития пространственного мышления и, как следствие,
уровня развития творческих способностей;
 обобщение имеющихся представлений о геометрических фигурах, выделение
связи и отношений в геометрических объектах;
 документирование результатов труда и проектной деятельности;
 проектирование виртуальных и реальных объектов и процессов, использование
системы автоматизированного проектирования;
 моделирование с использованием средств программирования;
 выполнение в 3D масштабе и правильное оформление технических рисунков и
эскизов разрабатываемых объектов;
 грамотное пользование графической документацией и технико-технологической
информацией, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации
различных технических объектов;
 осуществление технологические процессов создания материальных объектов,
имеющих инновационные элементы.
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности,
 развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
 классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
Раздел 2. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
Раздел 1. Основы работы с ручным инструментом
Теоретическое обучение:
Охрана труда. Основы производственной санитарии и гигиены. Противопожарная
безопасность. Применение древесины и древесных материалов. Строение и физикомеханические свойства древесины. Получение и применение пиломатериалов и
лесоматериалов. Правила безопасности при использовании ручного инструмента. Методы
окрашивания древесины.
Практическое обучение
Организация рабочего места в школьной мастерской. Ручной инструмент мастерской.
Раскрой и фугование пиломатериалов. Работа с режущим инструментом – ножовкой и
лобзиком. Изготовление плоских деталей из пиломатериала и фанеры. Склеивание
деталей и окрашивание морилкой(лаком).
Раздел 2. Основы работы со станочным оборудованием
Теоретическое обучение
Устройство и назначение станков: циркулярного, фуговального, токарного и
сверлильного. Приемы работы на станочном оборудовании. Правила безопасного
применения
станочного
оборудования.
Противопожарная
безопасность
при
использовании станков.
Практическое обучение

Правильная организация рабочего места в мастерской. Изготовление деталей
цилиндрической формы на токарном станке. Сверление отверстий на сверлильном станке.
Изготовление изделия подсвечник (или подобного)
Раздел 3. Творческая деятельность
Теоретическое обучение
Устройство и назначение ручного дримеля. Методы фрезеровки. Методы высокоточной
разметки. Приемы работы с дримелем.
Практическое обучение
Выбор темы проекта. Составление технологической и конструкторской документации
Изготовление проектного изделия (фигурка).
Раздел
3.
Календарно-тематическое
планирование
общеобразовательной общеразвивающей программы
№

1-3
4-6
7-9
10-12
13-15
16-18
19-21
22-24
25-27
28-30
31-33
34-36
37-39
40-42
43-45
46-48
49-51
52-54
55-57
58-60
61-63
64-66
67-69
70-72
73-75
76-78
79-81
82-84
85-87
88-90
91-93

дополнительной

Тема занятия
Раздел 1. Основы работы с ручным инструментом
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Цели и задачи курса
Ручной инструмент мастерской
Кейс 1. Творческий поиск
Кейс 1. Экскизирование. Подготовка конструкторской документации.
Кейс 1. Работа с ручным инструментом
Кейс 1. Обработка деталей
Кейс 1. Финишная обработка и склеивание
Кейс 1. Окраска изделия
Кейс 1. Представление и защита проекта
Раздел 2. Основы работы со станочным оборудованием
Станочное оборудование мастерской. Сверлильные работы
Токарные работы. Подготовка материала.
Основы работы на токарном станке
Приемы точения на токарном станке
Способы обработки и отделки заготовки на токарном станке
Кейс 2. Творческий поиск
Кейс 2. Экскизирование. Подготовка конструкторской документации
Кейс 2. Подготовка материала к работе
Кейс 2. Токарные работы
Кейс 2. Токарные работы
Кейс 2. Токарные работы
Кейс 2. Станочная обработка изделия
Кейс 2. Окраска изделия
Кейс 2. Представление и защита проекта
Раздел 3. Творческая деятельность
Высокоточное оборудование мастерской
Приемы работы на высокоточном оборудовании
Знакомство с дримелем. Фрезеровка.
Кейс 3. Творческий поиск
Кейс 3. Экскизирование. Подготовка конструкторской документации.
Кейс 3. Подготовка материала к работе
Кейс 3. Станочная обработка изделия
Кейс 3. Станочная обработка изделия

Колво
часов
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3

94-96
97-99
100102

Кейс 3. Окраска изделия
Кейс 3. Представление и защита проекта
Резерв времени

3
3
3
Приложение № 1

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение.
Занятия проводятся на базе учебной мастерской МАОУ-СОШ № 2 ГО Богданович с
применением оборудования кабинета «Точки Роста». Для реализации содержания
программы педагогу необходимо иметь:
 Компьютер учителя с установленным ПО: ОС Windows, MS Office, Kompas
 3DLT
 Проектор
 Станочное оборудование мастерской – сверлильный, токарный и циркулярный станок
 Ручной инструмент
 Инструментальное оборудование кабинета «Точка Роста»: электролобзик,
 шуруповерт, дримель, набор сверел, лобзики ручные, ножи канцелярские, клеевые
пистолеты.
 Станочное оборудование кабинета «Точки Роста». – малый сверлильный и малый
токарный станки.
Информационное обеспечение: Kompas 3D LT – система инженерного проектирования
(бесплатная версия для учебных целей), www.tinkercad.com – браузерная версия для 3D
моделирования.
Кадровое обеспечение: Васильев С.В., учитель технологии 1 квалификационной
категории. Образование высшее – магистратура ИФиТ УрГПУ 2014г.
Формы аттестации
Для оценки качества знаний, умений и навыков обучающихся используется уровненная
система оценки. Определение уровней исходит из степени усвоения программного
материала обучающимися.
Высокий уровень:
Обучающийся знает: современные технологии проектирования и производства изделий;
методы решения конструкторских и технологических задач; основы компьютерного
геометрического моделирования изделий в; основные приѐмы по документированию
процессов проектирования и технологической подготовки производства изделий,
способен изготовить сложно-компонентное изделие, обеспечить высокий уровень
обработки и подгонки деталей.
Средний уровень:
Обучающийся знает: современные технологии проектирования и производства изделий;
методы решения простейших конструкторских и технологических задач; основы
геометрического компьютерного моделирования; способен изготовить сложнокомпонентное изделие.
Низкий уровень:
Обучающийся постоянно обращается за помощью к педагогу при работе с программным
обеспечением и при изготовлении изделий; в работе допускает небрежность,
невнимателен, начатое дело не всегда доводит до конца.
Список литературы:

Деревообработка, Технологии и оборудование, Фокин С.В., Шпортько О.Н., 2017.
[электронный ресурс]
Полная энциклопедия художественных работ по дереву, Рыженко В.И., 2010.
[электронный ресурс]
Резьба по дереву, Уроки мастера, Ильяев М.Д., 2015. [электронный ресурс]
Самоделки для деревообработки, Швец Марк, 2014. [электронный ресурс]
Технология и оборудование специальных деревообрабатывающих производств,
Технология отделки мебели и столярных изделий, Учебное пособие, Дубовская Л.Ю.,
2019. [электронный ресурс]
Технология соединения материалов и деталей в производстве изделий из древесины,
Юрова О.В., 2010. [электронный ресурс]
Федотов А.А., 2017. [электронный ресурс]


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».