муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 2
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
«Школа медиа СМИшка»
Возраст обучающихся: 14–17 лет
Срок реализации: 1 год
Авторы-составители:
Савина Ю.Н.
Зам. директора по ВР,
Абдурахманова А.В.
педагог-организатор
г. Богданович
Содержание:
Пояснительная записка
Раздел 1. Планируемые результаты освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Раздел 2. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы с указанием форм организации и видов деятельности
Раздел 3. Тематическое планирование дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Приложение № 1
Контрольно-оценочные средства
Условия реализации программы
Приложение № 2
Список литературы
(основная и дополнительная литература)
Ресурсы Интернета
Пояснительная записка
Нормативно-правовые
основания
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее — ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-p.
5. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №
28 «Об утверждении санитарных правил CП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее - СанПиН).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2
«Об утверждении санитарных правил и норм».
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678 «Об
утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 №
298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее — Порядок).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ
от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
14. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 №
AK-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной
деятельности
с
использованием
сетевых
форм
реализации
образовательных программ».
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 № АБ-3924/06
«О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации»).
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ-976/04
«Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий».
18. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с социальным
сертификатом».
Программа внутри предметного модуля «Школа медиа СМИшка» составлена с учѐтом
требований федерального государственного образовательного стандарта и ориентирована на
развитие личности школьника, способного творчески применять полученные знания в
практической деятельности. Научить ориентироваться в информационном пространстве,
развить личностные качества учащихся - способность находить, анализировать и обобщать
информацию. Важность данной программы также обусловлена ее методологической
значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской
деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской
деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа призвана развивать у
воспитанников навыки работы с различными источниками информации, научить
ориентироваться в информационных потоках, выделять в них главное и необходимое для
применения в практической деятельности. Научить самостоятельно, искать, извлекать,
систематизировать, анализировать, отбирать и преобразовывать необходимую информацию для
выпуска школьной газеты.
Данная программа даѐт обучающимся возможность: деятельностью, новыми знаниями; и
личностный статус в детском коллективе; своеобразный практический и социальный опыт.
Работа по данной программе способствует формированию нравственных качеств личности,
социальной активности, развитию гуманистического, демократического, диалогического
мышления, учит оценивать себя как личность, определять собственную позицию по отношению
к окружающей реальности.
Направленность программы – техническая - направлена на развитие коммуникативных и
интеллектуальных способностей учащихся, развитие лидерских качеств, организацию досуга
детей. Эта деятельность способствует социальной адаптации, гражданскому становления
подрастающего поколения.
Актуальность. Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к
формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные
компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь.
Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и
осознания себя в нѐм, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр
и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.
Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на
совершенствование речевой деятельности и развитие творческих способностей ребѐнка, но и
главное - на создание продукта, имеющего значимость для других людей.
Необходимо одновременно помогать начинающим в анализе и понимании устного и печатного
слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях,
высказаться о своѐм социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим
образом связаны и дополняют друг друга в программе «Школа медиа СМИшка». Даная
программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их
единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.
Новизна данной программы состоит в том, что она даѐт возможность использовать навыки,
полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему
средств массовой коммуникации общества. Умения и навыки, сформированные в ходе
реализации программы, используются в практической деятельности: выпуске школьных газет,
публикации на школьном сайте и в группе, на уроках русского языка и литературы.
Цель программы: развитие творческих способностей детей, формирование навыков
ориентирования в потоке информации, создание школьной информационной газеты, создание
статей на школьном сайте.
Задачи:
Обучающие:
• изучение основ журналистского творчества;
• получение знаний и умений по созданию печатного издания;
• освоение обучающимися знаний, умений и навыков информационно-компьютерных
технологий.
Развивающие:
• развитие умений решать проблемы действительности совместными усилиями, выступая в
разных социальных ролях;
• развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
• развитие навыков установления межпредметных связей.
Воспитательные:
• формирование личности журналиста как совокупности профессионально-творческих,
индивидуально-психологических, духовно-нравственных и гражданских качеств;
• организация диалога обучающихся со сверстниками, в том числе из других классов, со
взрослыми;
• формирование активной жизненной позиции, потребности в самообразовании, самовоспитании;
• формирование эстетических навыков.
Срок реализации, продолжительность образовательного процесса:
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 3 часа, 102 часов в год.
Во время занятий предусмотрены 15-минутные перерывы для снятия напряжения и отдыха.
Принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
Возраст обучающихся: от 14 до 17 лет
Количество обучающихся в группе: 15 человек
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная
Формы проведения занятий: лекции, семинары, практические работы, круглый стол, экскурсия,
встречи с интересными людьми.
Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то
новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность
родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах
публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, репортажи.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Личностные результаты освоения курса предполагают:
-приобретение первичного опыта по формированию активной жизненной позиции в процессе
подготовки выпусков газеты;
-получение возможности проявлять инициативу в принятии решений;
-понимание причин успеха/неуспеха практической журналистской деятельности;
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и
коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой,
русским языком, информатикой и отражают:
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условием еѐ реализации;
-продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач
на занятиях;
-умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с
использованием различных средств коммуникации.
Предметные результаты отражают опыт учащихся в журналистской деятельности и в
результате прохождения программы кружка «Школа медиа СМИшка» школьники:
-познакомятся с основными терминами журналистики;
-приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в
процессе чтения соответствующих возрасту научно-познавательных текстов, инструкций;
-приобретут первоначальные навыки работы с ПК в процессе создания школьной газеты;
-поймут сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее
базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для
ответственного выполнения профессиональных функций.
К концу обучения ребенок будет знать:
о журналистике в целом,
о том, что такое газета и ее основных рубриках,
о том, как выпускается газета (сбор материала, написание статьи, редактирование,
оформление).
понятия, определения, термины по журналистике,
особенности, связанные с выпуском газеты (выбор тем, расположение рубрик, написание
статьи, подборка иллюстративного материала, редактирование),
что такое газетная статья, основные жанры статьи (заметка, репортаж, публицистическая
статья, интервью),
особенности профессии журналиста (профессиональные качества, умения, возможности),
основные специальности журналистской деятельности: репортер, корреспондент, комментатор,
фотожурналист.
уметь:
определять основные специальности журналистской деятельности;
определять основные качества журналиста;
написать газетную статью в основных жанрах:
-заметка о каком-либо культурном событии,
-статья на нравственно-моральную тему,
-репортаж о спортивном мероприятии,
-интервью с интересным человеком,
посетить различные внутришкольные мероприятия, провести встречу с интересным человеком
в качестве журналиста с целью написания газетной статьи в жанрах заметки, интервью,
репортаже,
смоделировать и выпустить номер газеты творческой группой с распределением обязанностей
на журналистов, иллюстраторов, фотокорреспондентов, редактора).
умение работать со справочной литературой (словарями, энциклопедиями),
Ожидаемый результат:
Главным критерием достижения результата на протяжении всего периода обучения является
подготовленный для публикации в школьной газете материал, выпуск статьи.
Практическим выходом реализации программы является издание школьной
газеты (1 раз в 2 месяца).
Формы подведения итогов реализации программы
Контроль степени реализации образовательной программы проводится в следующих формах:
выпуск школьной газеты, статьи;
создание, публикаций и защита своих работ;
участие в конкурсах
Раздел
2. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы с указанием форм организации и видов деятельности
Тема 1. Вводное занятие: что такое школьная газета
Инструктаж по ТБ. Знакомство с целями, задачами курса, формами работы, требованиями.
Игра «Серебряное перо»
Тема 2. Структура газеты. Макет.
Структура газеты. Макет. Ознакомление с понятиями «страница», «колонка», «рубрика»,
«заголовок», «тираж», «шрифт», «иллюстрации», «макетирование». Распределение ролей.
Работа в редакторе Word.
Практическая работа: создание макета номера газеты (на бумажном носителе).
Тема 3. Заметка как один из газетных жанров
Заметка как один из газетных жанров, передающих информацию. Виды заметок: заметка –
информация, заметка-благодарность, заметка-критика, заметка на обсуждение. Практическая
работа: разбор видов заметок - работа с газетной продукцией в кружке. Работа со справочным
материалом буклета «Заметка. Как еѐ написать?» Оформление заметки на выбранную тему.
Тема 4. Иллюстрация в газете.
Теория: Роль и функция фотоиллюстраций в школьной газете. Фотокорреспондент. Что такое
«композиция», «портрет», «пейзаж». Дизайн газеты. Понятие «компьютерная обработка
фотографий и рисунков». Практическая работа: Формирование и закрепление умений и
навыков работы с газетной иллюстрацией. Фотографирование объектов, просмотр работ, выбор
более удачных. Самостоятельный подбор иллюстраций на выбранную тему для оформления
газеты.
Тема 5. Содержание и форма газеты
Размерные элементы: формат, объем, колонки. Большой, половинный, маленький, кратный,
некратный форматы. Газетная полоса, газетная страница.
Заметки на школьный сайт по текущим темам.
Тема 6. Оформление газеты
Тип подачи материалов: динамичный, агрессивный, спокойный. Постоянные элементы газеты:
заглавие газеты, страницы номера, текстовые материалы, заголовки, иллюстрации,
разделительные средства, служебные детали (колонтитул, содержание, анонсы). Выпуск газеты.
Представление газеты читателям на стенде «Школьная газета». Представление информации о
выпуске газеты на школьном сайте.
Тема 7. «Лицо» газеты
Идейное содержание, миссия газеты. Тип и графическая индивидуальность газеты. Название.
Логотип. Формирующие признаки газеты: территория распространения, издатель или
учредитель, конъюнктура рынка, цели и задачи распространения. Издательская марка.
Практическая работа. Придумать графическую индивидуальность газеты. Название логотип.
Заметки на школьный сайт по текущим темам
Тема 8. Заголовки газеты
Цель заголовков. Виды заголовков. Основные требования к заголовкам. Шрифтовое их
оформление. Форма заголовков и шапок. Сочетание шрифтов. Общий заголовок газеты.
Варианты сложного оформления. Подзаголовок
Практическая работа: Придумывание заголовков к заметкам, статьям с ориентировкой на
содержание (творческая работа кружковцев). Заметки на школьный сайт по текущим темам.
Тема 9. Текстовые выделения
Абзац. Фразы. Возможности вариации шрифтов. Приемы выделения: бордюр, вводка,
подчеркивание, рамки, линейки. Гладкий, компактный наборы. Оттеночный, декоративный
шрифты. «Игра шрифтов». Емкость шрифта. Контраст. Применение орнаментов и инициалов.
Набор в рамке.
Тема 10. Верстка газеты
Типы верстки: прямая, ломаная, смешанная, вертикальная, горизонтальная, перпендикулярная,
симметричная, асимметричная.
Заметки на школьный сайт по текущим темам
Тема 11. Газетное дело
Повторение теоретического материала. Практическая работа. Выпуск школьных газет
Тема 12. Маркетинг газеты
Калькуляция выпуска и тиража газеты. Предварительная и окончательная калькуляция.
Реклама, ее виды и возможности использования в газете.
Тема 13. Распространение газеты
Размещение газеты на школьном сайте, тиражирование для распространения по классам,
оформление стенда «Пресс-центр»
Раздел
3. Тематическое планирование дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Наименование темы
Вводное занятие: что такое школьная газета
Структура газеты. Макет
Заметка как один из газетных жанров
Иллюстрация в газете
Содержание и форма газеты
Оформление газеты
«Лицо» газеты
Заголовки газеты
Текстовые выделения
Верстка газеты
Газетное дело
Маркетинг газеты
Распространение газеты
Итого
Количество
часов
5
9
6
9
8
8
6
6
6
7
21
6
5
102
Приложение № 1
Контрольно-оценочные средства
№
1
2
3
Наименование темы
Вводное занятие
Вид контроля
Вводный
Технология разработки
тематического рекламного
буклета с помощью
Рубежный
программы
MicrosoftPublisher.
Презентация собственного
Итоговый
печатного издания
Форма контроля
Сроки
проведения
Собеседование,
Тестирование
Сентябрь
Конкурс
творческих работ
Январь
Творческий
отчет
Май
Условия реализации программы
Программа реализуется при наличии:
дидактического материала (наглядного, методической, специальной литературы, набора
упражнений, тренингов, игр);
материально-технического обеспечения (компьютера, сканера, принтера, цифровой камеры,
канцелярские принадлежности (бумага для печати, ватманы, фломастеры, маркеры,
стикеры).
Практическая направленность обучения программы заключается:
в приобщении старшеклассников к изучению научной и специальной литературы;
в вовлечении обучающихся в активную познавательную деятельность с применением
приобретенных профессиональных знаний на практике;
в освоении программы Word или других текстовых редакторов, в которых верстаются
школьные газеты или журнал.
Приложение № 2
Список литературы
Основная литература:
Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001.
Основы творческой деятельности журналиста. Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2000.
Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. М., 2000.
Дополнительная литература:
А.И. Сенокосов г. Екатеринбург. Методическая газета для учителей информатики
―Информатика‖ № 5 (510) 2006 г.
Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989.
Грабельников А.А. Средства массовой информации постсоветской России. М., 1996.
Елена Вовк. ―Школьная стенгазета и издательские технологии в школе / Вкладка в ―БШ‖ №13,
15, 16. 2004 год
Закон Российской Федерации ―О средствах массовой информации‖.
Искусство разговаривать и получать информацию: Хрестоматия. М., 1993. 303 с.
Мастерство журналиста; Под ред. В.М. Горохова и В.Д. Пельта. М., 1977. 263 с.
Методы журналистского творчества; под ред. Горохова В.М. М., 1982.
Педагогическая лоция. Издательство в учебном заведении / Специальное приложение к
журналу ―Лицейское и гимназическое образование‖ 2004/2005 уч. год
Профессиональная этика журналиста: Документы и справочные материалы. – М.: Галерия,
2002.– 472 с.
Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995.
Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов / Под ред. Я. Н.
Засурского. – М.: Аспект пресс, 2001. – 159 с.
Телевизионная журналистика: Учебник/Ред. коллегия Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я.
Юровский. М.: Изд-во МГУ, 1994
Федотов М.А. Правовые основы журналистики. – М.
Ресурсы интернета
Гурский Ю., Гурская И., Жвалевский А. Компьютерная графика: Photoshop CS, Corel Draw 12,
Illustrator CS. Трюки и эффекты (+СВ). – СПб.: Питер, 2004. – 812 с.: ил. – (Серия ―Трюки и
эффекты‖.
Разработки учителей, опубликованные в Фестивале педагогических идей ―Открытый урок‖ на
сайте WWW: http://www.1september.ru
Сагман С. Microsoft Office 2000. – М.:ДМК Пресс, 2002. – 672 с.: ил. (Серия ―Самоучитель).
Тайц А.М., Тайц А.А. Самоучитель Adobe Photoshop 7. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003. – 688 с.:
ил.