ДООП технической направленности Школьная газета 5-11 класс Соболева А.Д. на 2025-2026 уч. г

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа
технической направленности
«Школьная газета»
Возраст обучающихся: 11-17 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
учитель биологии
Соболева Анна Дмитриевна

г. Богданович, 2025

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Нормативно-правовые основы
Раздел 1. Планируемые результаты освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Раздел 2. Содержание дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы с указанием форм организации и видов
деятельности
Раздел 3. Тематическое планирование дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Приложение № 1
Описание учебно-методического и материально-технического,
информационного обеспечения образовательного процесса
Информационно - методическое обеспечение
Материально-техническое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение
Интернет-источники

2

Пояснительная записка
Нормативно-правовые основы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее — ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции
2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-p.
5. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до
2030 года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению
традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил CП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее
- СанПиН).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 №
1678
«Об
утверждении
Правил
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
10.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
11.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27
июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (далее — Порядок).
12.Приказ Министерства
просвещения
Российской
Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей».
13.Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
3

просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности при
сетевой форме реализации образовательных программ».
14.Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
15.Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 №
AK-2563/05 «О
методических
рекомендациях»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями по организации образовательной деятельности с
использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
16.Письмо Министерства
просвещения Российской
Федерации от
30.12.2022 № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций»
(вместе с «Методическими рекомендациями «Создание современного
инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации»).
17.Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
07.05.2020 № ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной
деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных
общеобразовательных программ с применением дистанционных
образовательных технологий».
18.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
19.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям
и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация
дополнительных
образовательных
программ
в
соответствии с социальным сертификатом».
Направленность программы – техническая - направлена на развитие
коммуникативных и интеллектуальных способностей обучающихся, развитие
лидерских качеств, организацию социализирующего досуга детей. Эта
деятельность
способствует
социальной
адаптации,
гражданскому
становлению подрастающего поколения.
Актуальность программы
Возрастающая доступность образовательных ресурсов в настоящее время
стала характерноӗ особенностью современного общества. Использование
информационных технологий привело к увеличению объѐма информации, к
еѐ быстрому старению и постоянному обновлению. Изменение
информационной структуры общества требует нового подхода к формам
работы с детьми. Сегодня от учащихся требуются не только знания, но и
4

активность, инициативность, способность принимать решения в трудной
ситуации.
Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы
направлена не только на совершенствование речевой деятельности и развитие
творческих способностей ребѐнка, но и главное - на создание продукта,
имеющего значимость для других людей.
Школьная газета - современное средство воспитания патриотизма,
формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения
интереса к учѐбе и в целом ко всей школьной жизни. Открывает новые
возможности для поддержки интереса школьника как к индивидуальному
творчеству, так и к коллективному.
Программа «Школьная газета» целесообразна для детей с ограниченными
возможностями здоровья
для адаптации их в социум, способствует
совершенствованию умения учащихся свободно владеть устной речью,
красиво и грамотно формулировать связное высказывание в письменной
речи.
Речевое развитие детей с ОВЗ является одним из основных компонентов
психологической̆ основы усвоения знаний в школе. Поэтому просто
необходимо привлекать учащихся к работе в кружке.
Новизна программы.
Новизна программы
состоит в том, что она создаѐт условия для
продуктивной творческой деятельности школьников, поддерживает детские
инициативы и способствует их осуществлению. Умения и навыки,
сформированные в ходе реализации программы занятия, используются в
практической деятельности: выпуске школьных газет, на уроках русского
языка и литературы.
Дополнительная программа составлена из расчета 102 часа, 1 раз в неделю по
3 часа для детей 5-11 классов. Форма обучения – очная.
Цель программы – создание школьной информационной газеты «Школьные
вести», раскрытие творческого потенциала учащихся.
Реализация цели осуществляется через решение следующих задач:
Познакомить обучающихся с основными терминами журналистики.
Дать представление о сущности журналистской профессии.
Познакомить со способами сбора информации.
Обучить первичным навыкам работы с содержащейся в текстах (различной
направленности) информации.
Формировать у обучающихся первичные навыки готовности слушать
собеседника и вести диалог.
Учить работать в проектном режиме при создании выпусков газеты.
Учить давать самооценку результатам своего труда.
Формирование личностных универсальных учебных действий в рамках
программы «Школьная газета» включает в себя:
Формирование активной жизненной позиции.
Формирование умения оценивать ситуации из школьной жизни с точки
5

зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей̆.
Формирование умения выбирать смысловые установки для своих действий и
поступков.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий в рамках
программы включает в себя:
Формирование умения самостоятельно организовывать свое рабочее место
(подбирать инструментарий) в соответствии с целью выполнения задания.
Формирование умение осуществлять планирование своей деятельности и
корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями
выполнения, результатом действий на определенном этапе.
Формирование саморегуляции у обучающихся (способности к мобилизации
сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий).
Формирование умение давать самооценку результату своего труда.
Формирование познавательных универсальных учебных действий в
рамках программы включает в себя:
Формирование представления о журналистике как профессии, играющей
специфическую роль в жизни общества.
Упражнение в поиске и выделении необходимой информации для
поддержания читательского интереса к школьной прессе.
Упражнение обучающихся в осознанном и произвольном построение
речевого высказывания в устной и письменной форме.
Формирование умения осуществлять сбор информации для газетного
издания, используя различные методы (анкетирование, опрос, интервью).
Формирование умения выстраивать логическую цепочку при изложении
материала на страницах газеты.
Формирование практических навыков при выпуске школьного печатного
издания (обучение кружковцев приѐмам компьютерной верстки газеты).
Развитие творческих способностей обучающихся.
Развитие интереса к изучению русского языка, литературы, компьютерных
технологий.
Формировать умения обучающихся презентовать свои достижения.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в
рамках программы включает в себя:
Создание атмосферы сотрудничества кружковцев при решении общих задач.
Формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои
мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Совершенствование умений владения монологической и диалогической
формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими
нормами родного языка.
Формирование уважения к собеседнику.
Формирование у учащихся толерантного сознания.
Основная форма организации – учебные занятия (индивидуальные и
групповые).
Реализация программы «Школьная газета» предусматривает следующие
6

формы работы с обучающимися: занятия теоретического плана и
практические занятия по сбору и обработке информации, работу по верстке
выпуска газеты.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Личностные результаты освоения курса предполагают:
приобретение первичного опыта по формированию активной жизненной
позиции в процессе подготовки выпусков газеты «Пламя»;
получение возможности проявлять инициативу в принятии решений;
понимание
причин
успеха/неуспеха
практической
журналистской
деятельности;
Метапредметные
результаты
освоения
курса
обеспечиваются
познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также
межпредметными связями с литературой̆, русским языком, информатикой̆ и
отражают:
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условием еѐ реализации;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками
при решении задач на занятиях;
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую
деятельность с использованием различных средств коммуникации.
Предметные результаты отражают опыт учащихся в журналистской
деятельности и в результате прохождения программы кружка «Школьная
газета» школьники:
познакомятся с основными терминами журналистики;
приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах
информацией в процессе чтения соответствующих возрасту научнопознавательных текстов, инструкций;
приобретут первоначальные навыки работы с ПК в процессе создания
школьной газеты;
поймут
сущность
журналистской
профессии
как
социальной,
информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей
журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения
профессиональных функций.
Ожидаемый результат:
Главным критерием достижения результата на протяжении всего периода
обучения является подготовленный для публикации в школьной газете
материал. Практическим выходом реализации программы является издание
школьной газеты «Школьные вести» (1 раз в месяц).
Раздел
2.
Содержание
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы с указанием форм организации и видов
деятельности
7

Профессия журналиста. Формирование представлений о профессии
журналиста. Журналист как представитель определенного слоя общества.
Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.
Требования к журналисту.
История российской журналистики. Из истории развития газетного дела.
Жанры журналистики. Жанры журналистики и их особенности.
Информационные жанры: отчет, хроника, репортаж, интервью, заметка,
информация-объявление.
Основные
требования
к
информативной
публицистике: актуальность, правдивость, оперативность, доступность,
выразительность, фактологичность (ссылки, свидетельства, цитаты,
определение места, времени, обстоятельств).
Аналитические жанры. Назначение произведений аналитических жанров –
сообщить о явлении, выявить, исследовать его корни, показать его сущность.
Специфика аналитической журналистики. Ее виды и жанры (статья,
обозрение, отзыв, рецензия).
Художественные жанры. Слово, очерк, эссе, фельетон, и др.
Язык журналистики. Слово и понятие. Профессиональная лексика,
диалектизмы, жаргонизмы. Использование фразеологизмов, крылатых слов,
пословиц. Стилистические фигуры речи. Тропы.
Композиция журналистского материала. Основные типы построения
текстов: повествование, описание, рассуждение. Основные структурные
связи в рассуждении.
Знакомство с оформительским делом. Знакомство с техническими
средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера,
компьютер). Изучение шрифта. Знакомство с видами шрифта по различным
изданиям периодической печати.
Роль фотографий в газете. «Портрет», «пейзаж», «композиция».
Дизайн газеты. Классический дизайн газеты.
Создание газеты в печатном виде (особенности компьютерных программ
MSWORD, MSPUBLISHER , MS POWER POINT.).
Особенности газетного языка. Особенности газетного языка.
Речевая культура. Культура устной и письменной речи.
Эстетика и дизайн. Эстетика как философская категория. Дизайн газеты.
Классический дизайн газеты. Современный дизайн газет. Цели дизайна газет.
Черты различных дизайнов.
Выбор шрифта для определѐнного по
содержанию текста.
Дизайн школьной газеты.
Роль школьной газеты.
Кому и зачем нужна газета в школе? Для кого выходит? Каких целей может
достичь?
Читатель и его интересы. Кто будет читателем школьной газеты, и что он
ждет от нее? Методы выявления читательских запросов и предпочтений.
Как написать статью в школьную газету? Жанровые формы. Заметка.
Структура заметки. «Новость одной строкой».
8

Темы газетных публикаций. Правила расположение новостей. Рубрики.
Полосы.
Требования к информации. Классификация речевых, грамматических,
орфографических и пунктуационных ошибок. Достоверность. Краткость,
ясность. Проверка источника и ссылка на него. Авторство. Подпись
иллюстраций и фотографий.
Источники информации. Очевидцы событий. Литературные источники.
Интернет-источники (обязательное правило – указание интернет-ссылки на
источник). Собственное мнение журналиста. Правила оформления.
Заголовки и иллюстрации. Объем заголовков, их стилистика.
Иллюстрации.
Интервью. Основные правила ведения интервью.
Выпуск газеты. Этапы выпуска номера газеты.
Школьная редакция. Обозреватель. Репортер. Корректор. Верстальщик
(дизайнер).
Интернет-журналистика. Школьный Интернет – сайт.
Портфель творческих достижений.
Раздел
3.
Тематическое
планирование
общеобразовательной общеразвивающей программы
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

дополнительной

Тема занятия
Вводное занятие. Журналистика как профессия.
История российской журналистики.
Школьная редакция. Роль школьной газеты.
Сбор и обработка информации к выпуску № 1 школьной
газеты «Пламя».
Выпуск №1.
Жанры журналистики.
Особенности газетного языка.
Сбор и обработка информации к выпуску № 2 школьной
газеты «Пламя».
Выпуск № 2.
Читатель и его интересы.
Темы газетных публикаций.
Сбор и обработка информации к выпуску № 3 школьной
газеты «Пламя».
Выпуск № 3.
Требования к информации.
Источники информации.
Сбор и обработка информации к выпуску № 4 школьной
газеты «Пламя».
Выпуск № 4.
9

Часы
1
1
5
5
1
1
5
5
1
1
5
5
1
1
5
5

17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Речевая культура.
Заголовки и иллюстрации.
Знакомство с оформительским делом.
Сбор и обработка информации к выпуску № 5 школьной
газеты «Пламя».
Выпуск № 5.
Знакомство с оформительским делом
Сбор и обработка информации к выпуску № 6 школьной
газеты «Пламя».
Выпуск № 6.
Дизайн газеты.
Интервью.
Сбор и обработка информации к выпуску № 7 школьной
газеты «Пламя».
Выпуск № 7.
Интернет – журналистика.
Интернет – журналистика.
Сбор и обработка информации к выпуску № 8 школьной
газеты «Пламя».
Выпуск № 8.
Портфель достижений.
Итого:

1
1
1
5
5
1
5
5
1
1
5
5
1
1
5
5
6
102

Приложение № 1
Описание
учебно-методического
и
материально-технического,
информационного обеспечения образовательного процесса
Информационно - методическое обеспечение
Средства, необходимые для реализации данной программы:
разработки по темам;
тематический материал периодической печати;
справочники;
словари;
наглядный материал: схемы, видеозаписи сюжетов на различные темы и
проблемные ситуации
различные периодические печатные издания.
тексты для редактирования;
Материально-техническое обеспечение
Компьютер, принтер, сканер, фото - видеокамера.
Учебно-методическое обеспечение
Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989.
Елена Вовк. ―Школьная стенгазета и издательские технологии в школе /
Вкладка в ―БШ‖ No13, 15, 16. 2004 год
Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001.
10

Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.,1981.
Основы творческой деятельности журналиста. Под ред. С.Г. Корконосенко.
СПб., 2000. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие.
М., 2000.
Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М.: Издво МГУ, 1995.
Интернет-источники
www.festival.1september.ru
www.nsportal.ru
www.proshkolu.ru
www.testoch.com
www.uroki.net

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».