муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 2
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
туристско-краеведческой направленности
туристический клуб «Юный краевед»
Возраст обучающихся: 15-17 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Васильев С.В.
учитель истории
г. Богданович
Содержание:
Пояснительная записка
Раздел 1. Ожидаемые результаты освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Раздел 2. Содержание дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Раздел 3. Тематическое планирование дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Приложение № 1
Личное туристическое снаряжение
Приложение № 2
Список литературы
Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее — ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции
2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-p.
5. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до
2030 года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению
традиционных
российских
духовно-нравственных
ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил CП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее
- СанПиН).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 №
1678
«Об
утверждении
Правил
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
10.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
11.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27
июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (далее — Порядок).
12.Приказ Министерства
просвещения
Российской
Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей».
13.Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности при
сетевой форме реализации образовательных программ».
14.Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
15.Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 №
AK-2563/05 «О
методических
рекомендациях»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями по организации образовательной деятельности с
использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
16.Письмо Министерства
просвещения Российской
Федерации от
30.12.2022 № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций»
(вместе с «Методическими рекомендациями «Создание современного
инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации»).
17.Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
07.05.2020 № ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной
деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных
общеобразовательных программ с применением дистанционных
образовательных технологий».
18.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
19.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям
и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в
соответствии с социальным сертификатом».
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
туристический клуб «Юный краевед» составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, требованиями к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования,
среднего общего образования.
Особую роль в воспитательном процессе наших школьников играет
краеведение, особенно в деле воспитания патриотизма и гражданственности.
Наш край имеют уникальную многонациональную и культурнообразовательную среду, в которой представлено тесное взаимодействие
природных,
исторических,
социально-экономических,
культурных,
национальных и религиозных факторов.
Краеведение – мощное средство для осуществления связи школы с жизнью.
Занимаясь краеведением, учащиеся имеют возможность познакомиться с
местными промышленными и сельскохозяйственными предприятиями еще
до окончания школы. Там они наблюдают труд самых разнообразных
профессий, что впоследствии поможет им правильно выбрать будущую
специальность, тем самым происходит политехническое обучение учащихся.
Большую связь школьное краеведение имеет и с охраной природы, поскольку
оно позволяет учащимся активно включиться в работу по ее охране и
преобразованию. Изучение своей местности помогает развивать
самостоятельность школьников, открывает возможность активного
включения в общественно полезный труд. Краеведение создает условия для
исследовательской деятельности учащихся. В настоящее время остро
ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры
своего народа, изучения прошлого и настоящего своей ―малой родины‖,
восстановление духовности для формирования нравственной личности
гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая
родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого
человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе
обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое
и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все
это относится и к нашим родным местам - к замечательной Уральской земле.
Сегодня все больше регионов России создают новые программы и
методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности
воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю. Основной
целью программы является формирование гражданских позиций у учащихся.
Двадцатый и двадцать первый век, как время научно – технической
революции, продвинули развитие общества во всех сферах на небывалый до
этого высокий уровень. Однако одновременно они принесли и колоссальные
катастрофы самого различного характера. Анализ причин указал на
проявление человеческого фактора, незнания или неумения использовать
знания в области безопасности. Человек здравомыслящий, обладающий
знаниями в области проблемы безопасности, является активным созидателем
в движении вперед, в движении безопасном сосуществовании. Поэтому
необходима подготовка людей, владеющих проблемами безопасности на всех
уровнях.
Дети в возрасте от 15–17 лет имеют наиболее высокие темпы развития
физического потенциала в целом. Для них характерным является стремление
к неординарным поступкам, жажда состязаний, тяга к творчеству. У юношей
и девушек закладываются основные черты личности, заканчивается
формирование характера. Поэтому необходимо привитие умений и навыков,
позволяющих в условиях экстремальных ситуаций не только осуществлять
грамотные действия по спасению, оказать помощь попавшим в беду людям, а
случае необходимости – руководить проведением поисково-спасательных
работ.
Программа разрабатывалась в соответствии с требованиями к содержанию и
оформлению образовательных программ образования детей Министерства
образования РФ, дополняет и углубляет программы курсов «ОБЖ»,
«Биология», «Технология», «Физическая культура».
Программа рассматривает темы, касающиеся подготовки и осуществления,
как простого однодневного туристического похода, так и сложного,
многодневного путешествия. Дает практические советы, относительно
походного быта, пополнения запасов продовольствия и воды, приготовления
пищи, а также ориентирования на местности и характера действия в
экстремальных ситуациях.
Кроме того, программа предусматривает знания о животных и растениях,
представляющих опасность для человека. Содержит информацию об
оказании первой помощи при болезнях и несчастных случаях, от которых, не
застрахован не один путешественник.
Учитывая тягу молодых людей этого возраста к состязательности, романтике
и высокую степень социализации личности, программа предполагает
проводить общешкольные соревнования типа преодоления спортивнотуристической полосы препятствий, проведения поисково-спасательных
работ, а также многодневные и однодневные туристические походы в теплый
и холодный периоды года.
Благодаря полученным знаниям, школьники будут учиться: самостоятельно
мыслить, осуществлять поиск, работать творчески, приобщаться к науке,
учитывать пути и возможности своего организма.
Программа – это активный отдых, связанный с физическим трудом, заряд
бодрости и творческое удовлетворение.
В подготовке к занятиям необходимо использовать различного рода
литературу: научную, научно-популярную, художественную, местную и
периодическую печать, справочники и др.
Перед обучающимися должна стоять ближняя и доступная цель - экскурсии,
творческие дела, подготовка проектов, умение планировать и организовывать
походы, спасательные работы, благоустраивать территорию с учетом
наиболее экономичного и экологически чистого использования
представленного вокруг материла.
Цель: Формирование у ребят навыков безопасного поведения в природных
условиях; в условиях самостоятельной жизни в походе; обучение навыкам
выживания в экстремальных ситуациях, развитие и укрепление у детей
чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного
края формирование личности патриота и гражданина своей страны.
Задачи: Формировать знания о человеке как целостной биологической
системе, гигиенических факторах, оказывающих существенное влияние на
психическое, физическое и социальное развитие личности;
Формировать ответственное отношение к окружающей среде;
Следить за развитием умственного, физического, экологического здоровья;
Обучение практическим умениям и навыкам для обеспечения безопасности
учащихся;
Защита жизни и здоровья учащихся в чрезвычайных ситуациях;
Приобщение к здоровому образу жизни.
Изучение прошлого и настоящего, обычаев, традиций и духовной культуры
народов, проживающих в нашем городе и области;
Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о городе и
области;
Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций;
Активизация поисковой деятельности учащихся;
Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в
области краеведения;
Формирование у школьников навыков информационной культуры.
Использование Интернет и информационных технологий в изучение
краеведения.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Материал программы может быть
предложен для освоения учащимися 8–11-х классов общеобразовательных
школ. Туристический кружок могут посещать ребята, проявляющие интерес
к туризму. Программа призвана расширить теоретическую базу знаний
образовательных областей: «Экология», «Естествознание», «Технология»,
«Основы безопасности жизнедеятельности», «География», «Физическая
культура» и осуществляет возможность для их практического применения.
Степень усвоения и реализации программы проверяется и оценивается
контрольными вопросами, подготовкой и защитой проектов. А в
каникулярное время и летом в конце учебного года организацией и
проведением туристических походов.
Предполагаемая программа способствует социализации личности, влияет на
оздоровление, физическое и психическое развитие личности.
Объем материала подобран и рассчитан на проведение занятий 2 часов в
неделю. Всего 68 часов. Количество обучающихся в группе 15 человек.
Раздел 1. Ожидаемые результаты освоения
общеобразовательной общеразвивающей программы
дополнительной
Реализация программы обеспечивает достижение обучающимися следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1)формирование чувства гордости за свою Родину, еѐ историю, российский
народ, становление гуманистических и демократических ценностных
ориентации многонационального российского общества;
2)формирование средствами краеведческого материала целостного взгляда на
мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3)воспитание
художественно-эстетического
вкуса,
эстетических
потребностей, ценностей и чувств на основе опыта краеведческой
деятельности, слушания и заучивания наизусть произведений национальной
художественной литературы;
4)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
5)формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре своего народа и других народов, живущих рядом; выработка
умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6)овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному
коллективу;
7)принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8)развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах общения;
9)наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к
материальным и духовным ценностям, формирование установки на
безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1)овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств еѐ осуществления;
2)освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3)формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации,
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4)формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
5)использование знаково-символических средств представления информации
по краеведению;
6)использование различных способов поиска учебной информации в
справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
7)готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные
точки зрения и право каждого иметь и излагать своѐ мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
8) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и
путей еѐ достижения, осмысливать собственное поведение и поведение
окружающих;
9)готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учѐта
интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1)понимание краеведения как явления национального и мирового
общежития, как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и
традиций;
2)осознание значимости изучения краеведения для личного развития;
формирование представлений о Родине и еѐ людях, окружающем мире,
культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле,
дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении
научной и художественной литературы
3)умение работать с разными видами краеведческих материалов:
исторических, географических, национальных; находить характерные
особенности
научно-познавательных,
учебных
и
художественных
произведений, связанных с изучением родного города и республик
Раздел
2.
Содержание
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы
Раздел 1.
1) Азбука массового туризма
Понятия туризм и туристско-краеведческая деятельность. Потребность
людей в путешествиях. Туризм как один из источников и результатов
прогресса
цивилизации.
Зарождение
отечественного
туризма,
экскурсионного движения и краеведения. Этапы их развития.
2) Виды туризма: пешеходный, горный, лыжный, водный, спелеотуризм,
конный, велосипедный, автомототуризм. Их специфика, состояние и
перспективы развития. Комбинированные походы. Формы туризма и
краеведения: походы, экспедиции, слѐты, соревнования, лагеря, экскурсии,
конференции,
выставки. Классификация туристических походов по продолжительности
(походы массовые или выходного дня - 1,2,3,4 дня и многодневные), целям и
сложности (спортивные - степенные и категорийные). Нормативы на значки
«Юный турист России» и «Турист России». Разрядные требования по
туризму. Туристические звания («Мастер спорта России», инструкторские,
«Заслуженный путешественник России»).
3) Географическое положение России. Понятия туристический регион и
туристические ресурсы. История освоения туристических районов России и
стран Ближнего Зарубежья. Обзор основных туристических регионов России
и стран Ближнего Зарубежья (Карпаты, Крым, Кавказ, Тянь-Шань, Алтай,
Саяны, Урал, Кольский п-ов, Карелия, Байкал, Камчатка, равнинные районы,
крупнейшие реки и озѐра и т.д.).
4) Географическое положение Свердловской области. Физико- и экономико географического обзор. Население и история родного края (памятники
истории и культуры).
5) Принципы выбора маршрута относительно целей похода, вида туризма,
категории сложности, сезонности, метеоусловий. Определение основных
пунктов маршрута. Предварительное изучение источников сведений о районе
и самом маршруте, путей подъезда. Организация краеведческих наблюдений.
Примеры маршрутов для однодневных походов и походов с ночлегом в
полевых условиях. Туристические ресурсы
Раздел 2. Личное туристическое снаряжение.
Классификация
туристического
снаряжения
(личное,
групповое,
специальное). Требования, предъявляемые к снаряжению: малый вес,
прочность, удобство в использовании и переноске, ветрозащитные,
гигроскопические и теплоизоляционные свойства. Подбор снаряжения в
зависимости от особенностей похода, сезона и метеоусловий. Перечень
снаряжения для однодневного похода, похода с ночлегом в полевых
условиях и многодневной туристической экспедиции.
Перечень личного снаряжения. Его характеристика. Подбор личного
снаряжения в зависимости от особенностей похода, времени проведения и
продолжительности (однодневный поход, поход с ночлегом в полевых
условиях и многодневная туристическая экспедиция). Упаковка личного
снаряжения.
Рюкзаки. История рюкзака. Типы рюкзаков: мягкий, станковый, каркасный.
Их преимущества и недостатки. Материалы, используемые при изготовлении
рюкзаков (ткани, нитки, стропы, фурнитура). Конструкция рюкзаков (форма,
подвесная система – лямки и поясной ремень, швы, клапан, стяжки, карманы,
навеска, дополнительные ѐмкости). Классификация рюкзаков в зависимости
от области их применения. Выбор рюкзака, подготовка его к походу и уход за
ним. Укладка рюкзака (правила размещения предметов в нѐм). Особенности
укладки рюкзаков различных типов. Специфика укладки рюкзака в пешем
однодневном походе, походе с ночлегом в полевых условиях и многодневной
туристической экспедиции. Упаковка снаряжения, продуктов питания.
Меры безопасности при переноске колющих и режущих, а также бьющихся
предметов, газового снаряжения, аптечки, научных приборов. Надевание
рюкзака и его подгонка. Меры безопасности при надевании рюкзака и
движении с ним на маршруте.
Обувь. Носки, стельки, бахилы. Выбор, подготовка их к походу и уход за
ними. Одежда.
Выбор, изготовление, подготовка еѐ к походу и уход за ней. Спальные
принадлежности. Спальные мешки и туристические коврики (карематы).
Виды спальников (одеяло, кокон). Конструкционные особенности, размеры и
температурный режим. Материалы, используемые при изготовлении
спальников. Выбор спальников, хранение и уход за ними.
«Мелочи» личного снаряжения: сидушка, ѐмкости для хранения вещей и
личного снаряжения (термомешки и компрессионные мешки), КЛМНейка,
фонарь, фляжка, миниремнабор, индивидуальный медицинский пакет,
костровые и туалетные принадлежности, фотоаппарат и др.
Раздел 3. Учебно-тематическое планирование
общеобразовательной общеразвивающей программы.
№
Разделы
п/п
Введение. Организация работы кружка.
1.
Основные виды туризма. Обязанности членов
2.
туристической группы.
Основные правила укладки рюкзака
3.
Устройство карабина и страховочной системы
4.
дополнительной
Количество часов
теория практика всего
1
0
1
1
1
2
1
1
1
1
2
2
Основные способы звуковой сигнализации
Основные виды костров
Топографические карты и знаки
Устройство компаса
Способы ориентирования
Особенности автономного существования,
путешествия и ориентирования в различных
климатических зонах
Правила передвижения по пересеченной местности
Личное снаряжение
Основные виды узлов
Основы здорового образа жизни и первая
медицинская помощь
Животный и растительный мир представляющий
опасность для человека
Профилактика и помощь при отравлениях и укусах
Медицинская помощь и профилактика заболеваний и
несчастных случаев
Подготовка к походу
Основные меры безопасности в походе
Разработка маршрута однодневного похода
Защита проекта: «Организация похода»
Участие в походе
Красотою славится наша земля
Уральская земля.
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
2
3
2
2
1
1
2
1
1
1
2
1
2
3
2
3
1
2
3
2
1
3
1
1
2
1
2
3
1
1
1
0
1
1
1
2
1
1
1
1
0
1
3
2
2
1
2
1
2
25. Топонимика нашей области.
1
1
2
26. «Улица родная»
1
1
2
27. Климат, флора, фауна родного села.
1
1
2
28. Первые поселения.
1
1
2
29. Традиции и обычаи края.
1
1
2
30. С чего всѐ начиналось.
1
1
2
31. Ими гордится наша область
1
0
1
32. Я и мой город.
1
0
1
33. Наша малая Родина в современном мире
1
0
1
1
0
1
34
34
68
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
34.
Обобщение знаний. Подведение итогов. Награждение
лучших туристов-краеведов.
Всего:
Приложение № 1
Личное туристическое снаряжение
Классификация
туристического
снаряжения
(личное,
групповое,
специальное).
Требования, предъявляемые к снаряжению: малый вес, прочность, удобство в
использовании и переноске, ветрозащитные, гигроскопические и
теплоизоляционные свойства. Подбор снаряжения в зависимости от
особенностей похода, сезона и метеоусловий. Перечень снаряжения для
однодневного похода, похода с ночлегом в полевых условиях и
многодневной туристической экспедиции.
Перечень личного снаряжения. Его характеристика. Подбор личного
снаряжения в зависимости от особенностей похода, времени проведения и
продолжительности (однодневный поход, поход с ночлегом в полевых
условиях и многодневная туристическая экспедиция). Упаковка личного
снаряжения.
Рюкзаки. История рюкзака. Типы рюкзаков: мягкий, станковый, каркасный.
Их преимущества и недостатки. Материалы, используемые при изготовлении
рюкзаков (ткани, нитки, стропы, фурнитура). Конструкция рюкзаков (форма,
подвесная система–лямки и поясной ремень, швы, клапан, стяжки, карманы,
навеска, дополнительные ѐмкости). Классификация рюкзаков в зависимости
от области их применения. Выбор рюкзака, подготовка его к походу и уход за
ним. Укладка рюкзака (правила размещения предметов в нѐм). Особенности
укладки рюкзаков различных типов. Специфика укладки рюкзака в пешем
однодневном походе, походе с ночлегом в полевых условиях и многодневной
туристической экспедиции. Упаковка снаряжения, продуктов питания.
Меры безопасности при переноске колющих и режущих, а также бьющихся
предметов, газового снаряжения, аптечки, научных приборов. Надевание
рюкзака и его подгонка.
Меры безопасности при надевании рюкзака и движении с ним на маршруте.
Обувь. Носки, стельки, бахилы. Выбор, подготовка их к походу и уход за
ними. Одежда. Выбор, изготовление, подготовка еѐ к походу и уход за ней.
Спальные принадлежности.
Спальные мешки и туристические коврики (карематы). Виды спальников
(одеяло, кокон).
Конструкционные особенности, размеры и температурный режим.
Материалы, используемые при изготовлении спальников. Выбор спальников,
хранение и уход за ними.
«Мелочи» личного снаряжения: сидушка, ѐмкости для хранения вещей и
личного снаряжения (термомешки и компрессионные мешки), КЛМНейка,
фонарь, фляжка, миниремнабор, индивидуальный медицинский пакет,
костровые и туалетные принадлежности, фотоаппарат и др.
Особенности личного снаряжения в горном походе и в зимний период.
Специальное и самодельное личное снаряжение (плащ-накидка, чехол для
рюкзака, вкладыш в рюкзак, термомешки и компрессионные мешки,
альпеншток или крекинговая палка, рюкзаки-самоделки и т.д.). Подготовка
личного снаряжения к походу (проверка и доработка), уход за ним и его
ремонт.
Приложение № 2
Список литературы
Азбука туриста-эколога. М.: ЦРИБ Турист, 1991.
Алексеев А.А. Питание в туристическом походе. М., 2006.
Берлянт А.М. Карта – второй язык географии. М.: Просвещение, 1985.
Берман А.Е. Грани риска. М.: Физкультура и спорт, 1973.
Берман А.Е. Юный турист. М.: Физкультура и спорт, 1977.
Биржаков М.Б., Казаков Н.П. Безопасность в туризме. М.-СПб: Невский
фонд, Герда, 2005.
Богоявленский Г.П. и др. Идут любознательные: Советы юным туристамкраеведам. М.: Молодая гвардия, 1965.
Власов А., Нагорный А. Туризм. М.: Высшая школа, 1977.
Волков Н.Н. Спортивные походы в горах. М.: Физкультура и спорт, 1974.
Волович В.Г. Академия выживания. М.: ТЕХНОПОЛИС, 1996.
Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. М.:
Мысль, 1980.
Воронов А. Справочник туриста по топографии. Краснодар: Кн. изд-во, 1973.
Всѐ Подмосковье. (Географический словарь Московской области под ред.
Солнцева Н.А.). М.: Мысль,1967.
Гориневская В.В., Пейсахов Н.М. Пешеходный туризм. М.: Медгиз, 1960.
Детский туризм в России. Очерки истории 1918-1998гг. (сост. Константинов
Ю.С.). М.: ЦДЮТур МО РФ, 1998.
Дѐмин Э.Н. Питание в туристском походе. М.: Физкультура и спорт, 1974.
Дихрярѐв В.Я. Вся жизнь – поход. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1999.
Единые формы маршрутной документации. Центральный совет по туризму и
экскурсиям. М.: ЦРИБ Турист, 1978.
Жихарев А.М. Собираемся в поход. Ярославль: Академия развития, 2004.
Злацен М. Карманный справочник туриста. М.: Профиздат, 1963.
Истомин П.И. Туристская деятельность школьников: Вопросы теории и
методики. М.: Педагогика, 1987.
Историческое краеведение (под ред. Матюшина Г.Н.). М.: Просвещение,
1975.
Каневский Е., Марголин Л. Формула туризма. М.: Физкультура и спорт, 1974.
Педагог дополнительного образования Праслов А.Н.52
Карманная книга натуралиста и краеведа. М.: Географгиз, 1961.
Карманный справочник туриста (сост. Штюрмер Ю.А.). М.: Профиздат, 1982.
Кеммерих А.О. Следопыт. М.,1976.