ДООП физкультурно-спортивной направленности Пожарно-прикладной спорт 10-11 класс Кашин М.В. на 2025-2026 уч. г

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 2

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Пожарно-прикладной спорт»
Возраст обучающихся: 15–17 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Кашин М.В.,
преподаватель-организатор
ОБЗР

г. Богданович

СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВАІІИЯ
Раздел 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Приложение № 1
Методическое обеспечение программы
Приложение № 2
Список литературы

Нормативно-правовые основания для проектирования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее — ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-p.
5. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28
«Об утверждении санитарных правил CП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(далее - СанПиН).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2
«Об утверждении санитарных правил и норм».
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее — Порядок).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5
августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
14. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе
с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № AK-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 № АБ-3924/06
«О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций,
реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»).
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации
и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образова-

тельных технологий».
18. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом».
В настоящее время является актуальным ранняя профориентация учащихся средних общеобразовательных школ. Рабочая программа кружка по пожарно-прикладному спорту ориентирована на
создание у школьников правильного представления о профессии пожарного, на расширение знаний и приобретение практических навыков поведения при попадании в экстремальные и чрезвычайные ситуации. Согласно данной программе делается акцент на физическую подготовку и
предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». Гражданско-патриотическое воспитание является одной из значимых сфер воспитания, поскольку в ней формируются мировоззренческие
ориентации, идеалы и принципы, а также происходит становление необходимых личностных качеств, что играет главную роль в формировании отношения к профессии «пожарного».
Программа рассчитана на 1 год, реализуется в 10 и 11 классах. Предполагается, что за это время
выпускник класса должен получить достаточную информацию о профессии пожарного и спасателя; нужные знания, умения и навыки будущей профессии; спортивную подготовку и знания по базовым предметам
Цель программы:
формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в социуме, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ
воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к
природе, семье, Родине
воспитание толерантности
успешная реализация программ на уровне полного (среднего) общего образования
воспитание социально адаптированной, интеллектуально и творчески развитой, конкурентно способной личности, достойной стать абитуриентом высших учебных заведений пожарного и спасательного профиля.
Задачи:
организация тесного сотрудничества
воспитание интереса к профессии;
формирование навыков спасения и самоспасения;
получение знаний по пожарной безопасности;
получение знаний по самосохранению;
утверждение здорового образа жизни;
укрепление здоровья и повышение физической подготовки;
повышение культурного и творческого уровня.
Реализация программы осуществляется по блокам:
спортивно – оздоровительная деятельность («быть здоровым - здорово!»);
гражданско-патриотическое воспитание («защитник»);
профессиональная подготовка («мужская профессия»);
Раздел 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Планируемый результат программы
привлечение учащихся к занятиям пожарно-прикладным спортом
улучшение нормативных показателей по бегу и подтягиванию (как основных экзаменационных
при поступлении в ВУЗы МЧС)
знание основных воинских (памятных) дат России
умение грамотно стоять и ходить в строю

получение информации о выбранной профессии путѐм посещения тематических выставок, музеев,
мероприятий МЧС
умение активно пропагандировать правила пожарной безопасности среди детей и взрослого населения
улучшение среднего балла успеваемости (в сравнении по полугодиям)
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И
ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Спортивно-оздоровительная деятельность
1. Организация еженедельных занятий пожарно-прикладным спортом
2. Участие в спортивных мероприятиях районного и городского масштаба, организованных
Управлением образования
3. Участие в спортивных мероприятиях, организованных МЧС
4. Участие в соревнованиях «Юный спасатель» и «Школа безопасности»
5. Участие в соревнованиях по пожарно-прикладному спорту среди команд средних общеобразовательных учреждений ГО Богданович
6. Участие в «Кроссе наций»
7. Проведение товарищеских встреч по футболу 10 и 11 классов
8. Проведение товарищеских встреч по волейболу 10 и 11 классов
9. Участие в «Лыжне России»
Патриотическое воспитание
1. Участие в патриотической игре «Зарница»
2. Участие в «Вахте памяти»
3. Организация встреч с ветеранами пожарной части
4. Участие в конкурсе строя и песни
5. Посещение школьного музея школы - интернат № 9 г. Богданович
6. Участие в мероприятиях, посвящѐнных воинским (памятным) дням России
7. Участие в праздничных концертах в честь профессионального праздника – Дня пожарной
охраны России.
8. Участие в праздничных мероприятиях в честь Дня Спасателя.
Содержание программы
Структурно программа состоит из вводного занятия и пяти разделов.
Вводное занятие. Инструктаж
Раздел 1: Пожарная безопасность
Техника и оснащение пожарной части. Назначение, боевые возможности пожарной техники.
Основы организации и деятельности подразделений противопожарной службы, условия и порядок прохождения службы, должностные обязанности и права.
Изучение правил техники безопасности, правил пожарной безопасности в общественных местах, дома. Системы пожарной безопасности.
Причины возникновения пожаров в бытовых условиях. Действия при возникновении пожара
дома.
Подручные средства пожаротушения. Устройство и правила эксплуатации различных видов
огнетушителей (углекислотный, порошковый).
Применение порошкового и углекислотного огнетушителей.
Раздел 2: Психология поведения людей в экстремальных ситуациях
Влияние опасных факторов окружающей среды на психику человека. Условия возникновения
стрессового состояния. Влияние стресса на поведение человека. Способы преодоления, стресса. Пути повышения психологической устойчивости человека к деятельности в условиях экстремальных ситуаций.
Раздел 3: Общая физическая подготовка
Легкая атлетика
Техника безопасности на занятиях по легкой атлетике
Челночный бег 3 х 10 м
Бег 30 м (контроль двигательной подготовки)
Бег 60 м

Бег 100 м
Бег 1000 м (контроль двигательной подготовки)
Медленный бег 1500 м
Бег по пересеченной местности
Раздел 4: Силовые упражнения
Тренировка на спортивных тренажерах
Подтягивание
Подъем переворотом
Раздел 5: Преодоление 100 метровой полосы препятствий по пожарно – прикладному спорту
Техника безопасности. Порядок преодоления 100 метровой полосы по пожарно-прикладному
спорту. Снаряжение спортсмена.
Тренировка в преодолении забора
Тренировка в движении по буму
Тренировка в подсоединении пожарного рукава
Тренировка в преодолении 100 метровой полосы по пожарно-прикладному спорту
Участие в районных соревнованиях по пожарно-прикладному спорту.
Раздел 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план

№

Название темы

1.

Вводное занятие. Инструктаж.
Пожарная безопасность
Посещение пожарной части. Ознакомление с
техникой. Тренировка в надевании средств защиты.
Ознакомление с основами организации и деятельности подразделений противопожарной
службы, условиями и порядком прохождения
службы, должностными обязанностями и правами.
Изучение правил техники безопасности
Средства пожаротушения
Применение порошкового и углекислотного
огнетушителей
Психология поведения людей в экстремальных
ситуациях
Психика человека в экстремальных ситуациях
Общая физическая подготовка
Легкая атлетика
Техника безопасности на занятиях по л/а
Челночный бег 3 х 10 м
Бег 30 м (контроль двигательной подготовки)
Бег 60 м
Бег 100 м
Бег 1000 м (контроль двигательной подготовки)
Медленный бег 1500 м
Бег по пересеченной местности
Силовые упражнения
Тренировка на спортивных тренажерах

2.

3.

4.
5.
6.

7.

8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

Общее
кол-во
часов
1
2

Теоретич. Практич.
часть
часть
(час.)
(час.)
1
1
1

1

1

1

1

1
1

1
1

1

1

1

1

1
1
2
1
1
1
1
1

1
1
2
1
1
1
1
1

1

1

1
1
1
1

1
1
1
1

17. Подтягивание
18. Подъем переворотом
Преодоление препятствий
Техника безопасности. Порядок преодоления
19. 100
метровой
полосы
по
пожарноприкладному спорту. Снаряжение спортсмена.
20. Тренировка в преодолении забора
21. Тренировка в движении по буму
Тренировка в подсоединении пожарного рука22.
ва
Тренировка в преодолении 100 метровой поло23.
сы по пожарно-прикладному спорту
Участие в районных соревнованиях по пожар24.
но-прикладному спорту.
Всего:

1
1
3

1
1
3

1

1

1
1

1
1

1

1

1

1

1

1

34

7

27
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Методическое обеспечение программы
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили
нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения.
Для повышения интереса обучающихся к занятиям и более успешного решения образовательных,
воспитательных и оздоровительных задач на уроках рекомендуется применять разнообразные
формы и методы их проведения.
Словесные методы создают у обучающихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.
Наглядные методы применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий,
видеофильмов. Эти методы помогают создать у обучающихся конкретные представления об изучаемых действиях. Практические методы позволяют освоить практические навыки и умения.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Список литературы
А.Н. Макаров, П.З. Сирис, В.П. Теннова Легкая атлетика.-"Просвещение", 1998
Всероссийская газета для детей, педагогов, родителей "Добрая дорога детства" №4-6 2004 г.
Гимнастика и методика преподавания: Учебник для институтов физической культуры / Под ред.
В.М. Смолевского.- М.: Физкультура и спорт, 1987
Глязер С.В. Зимние игры и развлечения.- М., «Физкультура и спорт», 1973
Издательство: типография им. 50 лет Октября г. Владимир 1985 год
Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учеб. пособие для студентов пед.ин-тов по спец.
№ 2114 «Физ. Воспитание».- М.: Просвещение, 1987
Л.С.Хоменков Книга тренера по лѐгкой атлетике.- М.: Физкультура и спорт, 1998
Методические рекомендации по работе с дружинами юных пожарных
Москва "Физкультура и спорт" 1974 Автор Скопинцев ГВ.
Настольная книга учителя ОБЖ Составитель БИ Мишин Издательства "Астрель"
П.К.Петров Методика преподавания гимнастики в школе Учебник для студентов ВУЗов. - "Просвещение", 2000
Перевощиков Ю.А. Домашние задания по физической культуре: Для учащихся 1-4 кл.- Мн.: Полымя, 1988
Погадаев Г.И. Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе.
1-11 кл.: метод. пособие / Г.И. Погадаев, Б.И. Мишин.- М.: Дрофа, 2006
Положение о Всероссийской спартакиаде школьников по военно-прикладным видам спорта.
Положение о республиканском финале военно-патриотической игре "Зарница – 2004"
Положение о юношеских добровольных пожарных дружинах (ЮДПД)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».