муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 2
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Школа безопасности»
Возраст обучающихся: 15–17 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Кашин М.В.,
преподавательорганизатор ОБЗР
г. Богданович
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВАІІИЯ
Раздел 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Раздел
2.
СОДЕРЖАНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И
ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел
3.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Приложение № 1
Методическое обеспечение программы
Приложение № 2
Список литературы
Пояснительная записка
Нормативно-правовые основания для проектирования
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих
программ
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее — ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-p.
5. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении
Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил CП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г.
№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678 «Об
утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018
№ 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее —
Порядок).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения
РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ».
14. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № AK-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ».
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 № АБ3924/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
«Создание
современного
инклюзивного
образовательного
пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
на
базе
образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»).
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания
и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий».
18. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования
на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных
образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом».
Жизнь выдвигает на первый план проблемы укрепления физического, духовного и
нравственного здоровья подрастающего поколения.
Чем больше подросток получает информации, приобретает практических навыков, чем серьезнее психологическая подготовка к всевозможным социальным и природным
катаклизмам, тем выше его эмоционально-волевая устойчивость. Людей, обладающих ею,
называют сильными. Сильные люди умеют распорядиться своими знаниями и опытом на
пользу себе и окружающим, готовы прийти на помощь другим, решают проблемы гуманными, законными путями.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Школа
безопасности» ориентирована на создание у школьников правильного представления о
личной безопасности, на расширение знаний и приобретение практических навыков
поведения при попадании в экстремальные и чрезвычайные ситуации. В содержание
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
«Школа
безопасности» входят аспекты различных знаний из предметов естественнонаучного цикла
и ОБЖ, которые систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности,
полученные учащимися в процессе обучения в школе, и способствует у них цельного
представления в области безопасности жизнедеятельности личности.
Цель:
развитие у школьников качеств, обеспечивающих безопасную жизнедеятельность, через
познание себя и других;
формирование готовности школьников к отношениям в обществе и преодолению
жизненных трудностей, проверка своих сил и возможностей, активное самовоспитание.
Задачи:
Воспитательные: воспитание у школьников ответственности за личную безопасность,
ответственного отношения к личному здоровью как к индивидуальной и общественной
ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы в
обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства.
Развивающие: развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих
правильное поведение в экстремальных ситуациях; способствовать развитию лидерских
качеств подростков; развитие умений работать в группе, коллективе;
Знания, умения и навыки: получение знаний о безопасном поведении человека в опасных и
чрезвычайных ситуациях; формирование умений оценивать ситуации, опасные для жизни и
здоровья, безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; выработка навыков
правильного поведения в экстремальных ситуациях.
Программа рассчитана на учащихся 15-17 лет. Срок реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ» один
год.
Раздел 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Ожидаемый результат изучения
В результате изучения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Школа безопасности» учащийся должен
• знать:
1) правила выживания в условиях автономии;
2) правила выживания при ЧС;
• уметь:
3) действовать при возникновении ЧС;
4) действовать в условиях автономии;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
5) для избегания попадания в стрессовые ситуации;
6) правильных действий при попадании в ЧС.
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И
ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Структурно программа состоит из шести разделов.
Раздел 1: Автономное существование (6 часов)
Понятие об автономном существовании человека. Факторы выживания в условиях
автономного существования. Обеспечение выживания в условиях автономного
существования.
Оценка ситуации, принятие решения, разработка плана действия. Определение
времени дня.
Подача сигналов бедствия.
Оборудование жилища.
Добывание огня и приготовление пищи без кухонной посуды. Питание в условиях
автономного существования в различных регионах. Водообеспечение.
Раздел 2: Пожарная безопасность (2 часа)
Причины возникновения пожаров в бытовых условиях. Действия при возникновении
пожара дома.
Подручные средства пожаротушения. Устройство и правила эксплуатации
различных видов огнетушителей (пенный, углекислотный, порошковый).
Причины возникновения лесных пожаров, как их избежать. Действия при попадании
в зону пожаров в природных условиях.
Раздел 3: Чрезвычайные ситуации природного характера нашего региона, действия в этих
ситуациях (1 часа)
Описание опасных природных явлений, характерных для нашего региона, правила
поведения при попадании в чрезвычайные ситуации природного характера.
Раздел 4: Психология поведения людей в экстремальных ситуациях (2 часа)
Влияние опасных факторов окружающей среды на психику человека. Условия
возникновения стрессового состояния. Влияние стресса на поведение человека. Способы
преодоления, стресса. Пути повышения психологической устойчивости человека к
деятельности в условиях экстремальных ситуаций.
Психофизические основы саморегуляции. Основные приемы саморегуляции.
Идеомоторная тренировка: сущность и содержание. Место идеомоторной тренировки при
обучении правилам поведения в жизнеопасных ситуациях.
Волевая саморегуляция (самовнушение): сущность и содержание. Методика
обучения приемам саморегуляции. Групповые и самостоятельные тренировки.
Индивидуальные словесные формулы самовнушения.
Раздел 5: Топография (10 часов)
Понятие о топографии. Значение топографии в народном хозяйстве и в военном
деле. Топографические условные знаки.
Рельеф местности и его изображение на картах. Приборы для ориентирования на
местности.
Топографические карты. Определение расстояний на местности и на карте.
Азимут. Определение азимута на местности и на карте. Движение на местности по
азимуту.
Ориентирование на местности. Составление картосхем маршрута
Раздел 6: Общая физическая подготовка – 14 часов
Бег по пересеченной местности.
Преодоление препятствий.
Силовые упражнения
Стрелковые тренировки
Раздел
3.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план 10-11 класс
Общее
Теоретич. Практич.
№
Название темы
кол-во
часть
часть
часов
(час.)
(час.)
1. Вводное занятие. Инструктаж.
1
1
Автономное существование
Понятие об автономном существовании
2.
1
1
человека
3. Сигналы бедствия
2
1
1
4. Жилище
1
1
5. Добывание огня
1
1
Пожарная безопасность
6. Средства пожаротушения
1
1
7. Природные пожары
1
1
Чрезвычайные ситуации природного характера
нашего региона
8. Действия при ЧС природного характера
1
1
Психология поведения людей в экстремальных
ситуациях
9. Психика человека в экстремальных ситуациях
1
1
10. Саморегуляция
1
1
Топография
Понятие о топографии. Значение топографии в
11.
1
1
нар. хозяйстве и военном деле
12. Топографические условные знаки
1
1
13. Рельеф местности и его изображение на картах
1
1
14. Приборы для ориентирования на местности
1
1
15. Топографические карты
1
1
Определение расстояний на местности и на
16.
1
1
карте
Азимут. Определение азимута на местности и
17.
2
1
1
на карте. Движение на местности по азимуту
18.
19.
20.
21.
22.
23.
Ориентирование на местности
Изготовление картосхем маршрута
Общая физическая подготовка
Бег по пересеченной местности
Преодоление препятствий
Силовые упражнения
Стрелковые тренировки
Всего
1
1
1
1
1
2
1
9
34
1
2
1
9
22
12
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Методическое обеспечение программы
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе
совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы
учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и
умения.
Для повышения интереса обучающихся к занятиям и более успешного решения
образовательных, воспитательных и оздоровительных задач на уроках рекомендуется
применять разнообразные формы и методы их проведения.
Словесные методы создают у обучающихся предварительные представления об
изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание,
команды, указания.
Наглядные методы применяются главным образом в виде показа упражнения,
наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у обучающихся
конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы позволяют освоить практические навыки и умения.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
Дидактические и демонстрационные материалы: для работы имеются учебные приборы
и оборудование: компасы, штативы, цветные таблицы и карты.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Список литературы
Волович, В. Г. Академия выживания / В. Г. Волович. - М.: Толк, 1995.
Волович, В. Г. Как выжить в экстремальной ситуации / В. Г. Волович. - М: Знание, 1990.
Гостюшин, А. В. Энциклопедия экстремальных ситуаций / А. В. Гостюшин. - М.:
Зеркало, 1994.
Гражданская оборона / под ред. генерала армии А. Т. Алтунина. -М.: Воениздат, 1982.
Лифлянский, В. Г. и др. Лечебные свойства пищевых продуктов / В. Г. Лифлянский, В.
В. Закревский, М. Н. Андронова.- М.: Терра, 1996.
Поляков, В. В. Безопасность человека в экстремальных ситуациях / В. В. Поляков, Е. А.
Сербаринов. - М, 1992.
Правила поведения и действия населения при стихийных бедствиях, авариях,
катастрофах. -М.: Воениздат, 1990.
Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. - М: ВИМИТ, 1993.
Справочник лекарственных растений. - М., 1999.
Справочные данные о чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
экологического происхождения. - Ч. 2. - М.: МЧС, 1995.
Чрезвычайные ситуации и защита от них / сост. А. Бондаренко. - М., 1998.