ДООП художественной направленности ДПИ Мастерская чудес 1-3 класс Биккулова И.Д. на 2025-2026 уч. г

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 2

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Мастерская чудес»
возраст обучающихся: 7 – 9 лет
срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Биккулова И.Д.,
Педагог дополнительного
образования

г. Богданович, 2025г
1

Содержание
Пояснительная записка
Раздел
1.
Планируемые
результаты
освоения
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Раздел
2.
Содержание
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы с указанием форм организации и видов
деятельности
Раздел 3. Тематическое планирование дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Приложение № 1
Условия реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Приложение №2
Оценочные, методические материалы
Список литературы

2

Пояснительная записка
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее — ФЗ).
2.
Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
3.
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013
г.).
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-p.
5.
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».
6.
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил CП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
8.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
9.
Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 №
1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ».
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27
июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам» (далее — Порядок).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей».
13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой
форме реализации образовательных программ».
3

14. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № AK-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
16. Письмо Министерства
просвещения Российской
Федерации от
30.12.2022 № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций»
(вместе с «Методическими рекомендациями «Создание современного
инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы
в субъектах Российской Федерации»).
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
07.05.2020 № ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной
деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных
общеобразовательных
программ
с
применением
дистанционных
образовательных технологий».
18. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с
социальным сертификатом».
Дополнительное образование является составной частью учебновоспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени
учащихся.
Дополнительное
образование
понимается
сегодня
преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для
удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии
в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого–
педагогических, физических особенностей детей младшего школьного
возраста. Программа «Мастерская чудес» разработана на 1 год занятий с
детьми младшего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение
материала на занятиях во внеурочной деятельности.
Направленность программы

4

Программа дополнительного образования «Мастерская чудес» реализует
художественное направление во внеурочной деятельности. Программа
разработана для занятий с учащимися 7-10 лет во второй половине дня в
соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования
второго поколения.
Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
Декоративное творчество является составной частью художественного
направления в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит
обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с
различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и
художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной
художественной деятельности.
Декоративное творчество способствует изменению отношения ребенка к
процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что
«является базовыми ориентирами».
Дополнительное образование «Мастерская чудес» развивает творческие способности –
процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает
инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному
самовыражению, уверенность в себе.
Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности
ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится
формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места,
экономии материалов и времени, планированию работы, правильному
обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.
Отличительные
особенности
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы
Программа предусматривает проведение занятий в различной форме:
по количеству детей, участвующих на занятии в работе: коллективная,
групповая, индивидуальная;
по особенностям коммуникативного взаимодействия: практическое
занятие, беседа, рассказ, игра, самооценка и самоконтроль, взаимооценка и
взаимоконтроль;
по дидактической цели: вводное занятие, практические занятия,
комбинированные формы занятий.
На занятиях используются презентации, книги, иллюстрации,
современное техническое оборудование в виде интерактивной доски.
При выполнении работ на творческое воображение ребенок стоит перед
необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии.
5

Педагог может показать несколько образцов не для точного подражания, а как
варианты выполнения задания. Следует подчеркнуть, что художественной
деятельности на занятиях придается особое значение как эффективному
средству развития воображения и эстетического чувства детей.
На занятиях дети знакомятся с терминами, обозначающими технику
изготовления изделий (аппликация, мозаика, оригами и т. д.). Овладение
этими терминами, как и названиями операций, свойств материалов, будет
важным вкладом в развитие речи детей.
Особое внимание на занятиях уделяется беседам. В беседах должны найти
отражение следующие вопросы: историческое развитие декоративноприкладного искусства и художественных промыслов, основанных на
народном искусстве и национальных традициях. Такие беседы не только
способствуют эстетическому воспитанию, но вызывают интерес к изучению
культуры родного края, его традиций и обычаев.
Адресат
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
рассчитана на 4 учебных года.
Возраст: 7 – 10 лет.
Длительность занятий: 40 минут.
В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на
создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего
«Я». При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли
осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их
развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и
творческие способности.
В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что
обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение
планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать
свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание
видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных
поделок, расширение кругозора в области декоративно-прикладного
искусства, истории, народных обрядов и традиций северо-западных народов.
Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с
обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах,
выставках.
Режим занятий
Занятия по программе проходят периодичностью 1 день в неделю.
Продолжительность одного академического часа 45 минут.
6

Перерыв между учебными занятиями – 15 минут.
Общее количество часов в неделю – 1 час.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу в каждой параллели.
Продолжительность одного занятия во вторую половину дня, время незанятое
образовательной деятельностью, в соответствии с требованиями СанПин
2.4.1.3049-13:
Для детей 7 – 9 лет не более 40 минут.
Объем, срок освоения общеразвивающей программы
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию программы составляет:
Объем программы – 135 часов.
Программа рассчитана на 6 лет обучения детей:
1 год обучения – 33 часа в год;
2 – 3 год обучения – 34 часа в год;
Особенности организации образовательного процесса
Связь занятий по программе «Мастерская чудес», с содержанием обучения по
другим предметам обогащает занятия дополнительного образованияи
повышает
заинтересованность
учащихся.
Поэтому
программой
предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как
математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой
и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир
(создание образов животного и растительного мира), технология (работа с
разными материалами и др.), изобразительное искусство (применение
фантазии, выдумки, развитие художественно-эстетического вкуса и др.),
краеведение (изучение обычаев народа, обработка льна, шерсти и др.)
Активная работа дополнительного образованияспособствует воспитанию
эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их
политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и
чувствовать прекрасное. Занимаясь на занятиях, ребята смогут углубить
знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно
полезном труде в школе и дома.
Система развивающего обучения, ориентирующая на уровень ближайшего
развития детей, способствует освоению школьниками как опорного учебного
материала (исполнительская компетентность), так и выполнению заданий
повышенной сложности в режиме дифференциации требований к
обучающимся.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое
выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового
материала, информация познавательного характера, общие сведения о
7

предмете изготовления. Практические работы включают изготовление,
оформление поделок, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной
работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить
навыки самоконтроля.
Занятия заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью,
возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных
приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом, Ребята
овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы,
целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных
мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому
развитию школьников, формированию желания заниматься интересным и
полезным трудом.
Формы обучения
Программа предусматривает проведение занятий в различной форме:
по количеству детей, участвующих на занятии в работе: фронтальная,
групповая, индивидуальная;
по особенностям коммуникативного взаимодействия: практическое
занятие, беседа, рассказ, игра, самооценка и самоконтроль, взаимооценка и
взаимоконтроль;
по дидактической цели: вводное занятие, практические занятия,
комбинированные формы занятий.
На занятиях используются презентации, книги, иллюстрации, современное
техническое оборудование в виде интерактивной доски.
Виды занятий
При реализации программы используются такие виды занятий, как:
 Игровая деятельность
 Познавательная деятельность
 Художественное творчество
 Трудовая деятельность
 Практическое занятие
 Мастер – класс
Формы подведения итогов реализации программы
 Творческий отчет
 Практическое занятие
 Мастер – класс
 Выставка работ
Цель программы - воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству,
вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки
8

и умения работы с различными материалами; развивать творческие
способности и мышление.
Задачи:
Обучающие
-расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного
искусства;
-научить детей основным техникам изготовления поделок;
-обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом
возможностей материалов
Развивающие
-развить у детей внимание и творческие способности и закрепить в процессе
индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
Воспитательные
-воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим,
самостоятельность и аккуратность;
-привить интерес к народному искусству;
-организовать участие детей в выставках, конкурсах.

Раздел 1. Планируемые результаты освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы

9

Планируемые результаты освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Параметры определения уровня воспитательного результата (ВР)
Уровен
ь ВР

Первый
(1)

Характеристика уровня
воспитательного
результата

Приобретение обучающимся
социальных
знаний,
первичного
понимания
социальной реальности и
повседневной жизни.
Приобретение школьниками
знаний о видах декоративного
творчества

Позиционирова
ние себя по
отношению к
деятельности,
организуемой в
соответствии с
программой
Отношение
к
деятельности,
как к общей
ориентировочно
й или досуговой.
На этом этапе
ученик
выступает в роли
«слушателя»,
«зрителя»,
который
соприкасается,
знакомится
с
данной сферой
деятельности, не
заинтересован в
том,
чтобы
каким-то
образом
принимать в ней
участие.

Личностные и метапредметные результаты, позволяющие обучающемуся
достичь данного уровня
Личностные
результаты
учебно-познавательный
интерес
к
новому
учебному материалу и
способам
решения
новой частной задачи;
знание
основных
моральных норм и
ориентация
на
их
выполнение,
дифференциация
моральных
и
конвенциональных
норм,
развитие
морального сознания
как переходного от
доконвенционального к
конвенциональному
уровню;
установка на здоровый
образ жизни;
10

Регулятивные
УУД

учитывать
выделенные
учителем
ориентиры
действия
в
новом учебном
материале
в
сотрудничестве
с учителем;
выполнять
учебные
действия
в
материализова
нной,
громкоречевой
и умственной
форме.

Познавательные
УУД
осуществлять поиск
необходимой
информации
для
выполнения учебных
заданий
с
использованием
учебной литературы;
строить
речевое
высказывание
в
устной и письменной
форме;
строить рассуждения
в
форме
связи
простых суждений об
объекте, его строении,
свойствах и связях;
осуществлять
подведение
под
понятие на основе
распознавания
объектов, выделения

Коммуникативн
ые УУД

использовать
речь
для
регуляции своего
действия;
строить
понятные
для
партнера
высказывания,
учитывающие,
что
партнер
знает и видит, а
что нет;
задавать
вопросы;

чувство прекрасного и
эстетические чувства на
основе знакомства с
мировой
и
отечественной
художественной
культурой;

Второй
(2)

Формирование позитивного
отношения школьника к
базовым ценностям нашего
общества и к социальной
реальности в целом. Развитие
ценностных
отношений
школьника
к
изделиям
декоративного творчества и к
процессу этого творчества,
как
возможности
самореализации
и
сохранения
народных
традиций

Отношение
к
деятельности,
как к жизненно
необходимой,
без
которой
невозможна
реализация
способностей.
На этом уровне
обучающийся
выступает в роли
«исполнителя»,
«ученика»,
стремится
к
формированию
под
руководством
педагогов и с
помощью
родителей
умений
и
навыков,
без
которых
невозможна
реализация
в

ориентация
на
понимание
причин
успеха
в
учебной
деятельности;
развитие
этических
чувств – стыда, вины,
совести как регуляторов
морального поведения;

11

существенных
признаков
и
синтеза;
устанавливать
аналогии;
принимать
и
сохранять
учебную
задачу;
учитывать
правило
в
планировании
и
контроле
способа
решения;
адекватно
воспринимать
оценку
учителя;
оценивать
правильность
выполнения
действия
на
уровне
адекватной
ретроспективн
ой оценки;
вносить
необходимые
коррективы в

их

использовать
знаковосимволические
средства, в том числе
модели и схемы для
решения задач;
основам смыслового
чтения
художественных
и
познавательных
текстов,
выделять
существенную
информацию
из
текстов
разных
видов;
осуществлять анализ
объектов
с
выделением
существенных
и
несущественных
признаков;
осуществлять синтез
как
составление
целого из частей;

учитывать
разные мнения и
стремиться
к
координации
различных
позиций
в
сотрудничестве;
формулировать
собственное
мнение
и
позицию;
договариваться и
приходить
к
общему
решению
в
совместной
деятельности, в
том числе в
ситуации
столкновения
интересов;

данной
сфере
деятельности.

Третий
(3)

Приобретение школьником
опыта
самостоятельного
социального
действия.
Приобретение
обучающимися
опыта
самовыражения средствами
декоративно-прикладного
творчества,
создания
изделий,
имеющих
общественную значимость
(полезных,
украшающих
помещения и пр.).

Отношение
к
деятельности,
как к сфере
выбранного
интереса
и
самореализации.
На этом уровне
ребенок
выступает в роли
«исследователя»,
«творца»,
«организатора
своих
побед»,
сам (насколько
это позволяют
возрастные
особенности)
ставит
перед
собой задачи и
(опираясь
на
помощь
педагогов
и
родителей)
успешно
их
решает.

действие после
его завершения
на основе его
оценки и учета
характера
сделанных
ошибок;
внутренняя
позиция
школьника на уровне
положительного
отношения к школе,
ориентации
на
содержательные
моменты
школьной
действительности
и
принятия
образца
«хорошего ученика»;
широкая
мотивационная основа
учебной деятельности,
включающая
социальные,
учебнопознавательные
и
внешние мотивы;
основы
гражданской
идентичности личности
в форме осознания «Я»
как гражданина России,
чувства сопричастности
и гордости за свою
Родину, народ и историю,
осознание
12

планировать
свое действие в
соответствии с
поставленной
задачей
и
условиями ее
реализации, в
том числе во
внутреннем
плане;
- осуществлять
итоговый
и
пошаговый
контроль
по
результату;
различать
способ
и
результат
действия;

проводить
сравнение, сериацию
и классификацию по
заданным
критериям;

ориентироваться на
разнообразие
способов
решения
задач;
устанавливать
причинноследственные связи;
обобщать,
т. е.
осуществлять
генерализацию
и
выведение общности
для целого ряда или
класса
единичных
объектов на основе
выделения
сущностной связи;
владеть
общим
приемом
решения
задач.

допускать
возможность
существования у
людей
различных точек
зрения, в том
числе
не
совпадающих с
его собственной,
и
ориентироваться
на
позицию
партнера
в
общении
и
взаимодействии;
контролировать
действия
партнера;
адекватно
использовать
речевые средства
для
решения
различных
коммуникативны
х задач, строить

ответственности
человека
за
общее
благополучие, осознание
своей
этнической
принадлежности;
ориентация
в
нравственном
содержании и смысле
поступков
как
собственных, так и
окружающих людей;
эмпатия как понимание
чувств других людей и
сопереживание им.

13

монологическое
высказывание,
владеть
диалогической
формой речи.

Раздел 2. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы с указанием форм
организации и видов деятельности
Содержание программы 1 года обучения.
Первый год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о
простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (пластилин, бумага и картон, бисер и проволока
и т.д.), знакомство с историей данных видов декоративно – прикладного искусства, изготовление простейших
декоративно – художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.
Тема
Введение: правила
техники безопасности

Пластилинография.
Вводное занятие
«Путешествие в
Пластилинию».
Плоскостное
изображение.
«Подарки осени».

Знакомство со
средствами
выразительности.
«Червячок в яблочке»,
«Кактус в горшке».

Теория (узловые моменты,
ключевые понятия)
Знакомство с основными
направлениями работы на занятиях;
материалами и оборудованием;
инструктаж по правилам техники
безопасности.
Историческая справка о пластилине.
Виды пластилина, его свойства и
применение. Материалы и
приспособления, применяемые при
работе с пластилином. Разнообразие
техник работ с пластилином.
Знакомство с понятием натюрморт.
Закрепление знаний о колорите
осени.
Создание выразительного образа
посредством объема и цвета. Анализ
свойств используемых в работе
материалов и применение их в
работах (раскатывание.

Практика
Беседа, просмотр видеосюжетов

Виды
деятельности
Игровая

Познавательная
Отработка приема «вливания
одного цвета в другой».

Проблемноценностное
общение
Художественное
творчество

Сплющивание, разглаживание
поверхностей в создаваемых
объектах. Применение
практических умений и навыков
при создании заданного образа
посредством пластилинографии.
14

Формы
организации
Познавательные и
этические беседы
Развлекательные и
ролевые игры
Детские
исследовательские
и художественные
проекты
Конкурсы
Выставки
Фестивали

Плоскостное
изображение.
«Рыбка».
.«Натюрморт из
чайной посуды»
Рельефное
изображение.
«Ферма».

Знакомство с
симметрией.
Аппликация
«Бабочки» .«Божьи
коровки на ромашке.

Лепная картина.
Формирование
композиционных
навыков.«Цветы для
мамы».

Бумагопластика
Вводное занятие
«Технология
изготовления поделок
на основе

Особенности построения композиции Создание сюжета о подводном
подводного мира.
мире, используя технику
пластилинографии
Композиция и цвет в расположении
Соединение частей изделия путем
элементов на поверхности.
сглаживания мест скрепления.
Создание сюжета в полуобъеме.
Создание композиции из
отдельных деталей, с
использованием имеющихся
навыков работы с пластилином –
раскатывание, сплющивание,
сглаживание.
Понятие симметрия на примере
Работа в технике мазок
бабочки в природе и в рисунке.
пластилином, плавно «вливая»
один цвет в другой на границе их
соединения. Закрепление
технического приема работы с
пластилином в технике
пластилинография. Создание
рельефа.
Понятие композиции, части
Выполнение лепной картины,
композиции, согласование частей.
когда детали предметов
сохраняют объем и выступают над
поверхностью основы.
Выполнение тонких и
удлиненных лепестков с
использованием
чесноковыжималки.
История возникновения и развития
бумагопластики, сведения о
материалах, инструментах и
приспособлениях, знакомство с

Беседа, просмотр видеосюжетов

15

использования мятой
бумаги». «Волшебные
комочки».
«Фрукты», «Чудо –
дерево»
«Снегирь»

Новогодняя игрушка.
Символ года
Открытка к Новому
году

Бисероплетение
Вводное занятие

техникой создания работ с
использованием мятой бумаги.
Способы декоративного оформления
готовых работ. Инструктаж по
правилам техники безопасности.
Последовательность изготовления
работы с использованием
аппликации и кусочков мятой
бумаги.
Последовательность выполнение
работы. Пространственные
представления. Композиционные
навыки.
История возникновения символов.
Последовательность выполнение
работы
Композиционные навыки.
Закрепление умений и навыков
работы с использованием мятой
бумаги. Последовательность
выполнение работы.

Выполнение работы с
использованием аппликации и
кусочком мятой бумаги
Выполнение работы с
использованием аппликации и
кусочком мятой бумаги.
Выполнение работы с
использованием аппликации и
кусочком мятой бумаги
Выполнение работы с
использованием аппликации и
кусочком мятой бумаги.

Основные виды бисерного искусства. Беседа, просмотр видеосюжетов
Техника безопасности.
План занятий. Демонстрация
изделий. История развития
бисероплетения. Использование
бисера в народном костюме.
Современные направления
бисероплетения. Инструменты и
материалы, необходимые для работы.
Организация рабочего места.
16

Знакомство с
основными
технологическими
приемами низания на
проволоку
Параллельное низание

Низание крестиками

Изготовление кукол
Вводное занятие

Правильное положение рук и
туловища во время работы. Правила
техники безопасности, ППБ.
Основные приёмы бисероплетенияпараллельное, петельное, игольчатое
плетение. Комбинирование приёмов.

Анализ моделей. Зарисовка схем.
Выполнение отдельных элементов

Плоскостные миниатюры в технике
параллельного низания (утенок,
лягушка, гусь, божья коровка,
черепаха, бабочка, стрекоза, и др.)
Основные приёмы бисероплетения,
используемые для изготовления
фигурок животных на плоской
основе: параллельное, петельное и
игольчатое плетение. Техника
выполнения туловища, крылышек,
глаз, усиков, лапок. Анализ моделей.
Зарисовка схем.
Традиционные виды бисероплетения.
Низание из бисера “в две нити”:
цепочка “в крестик”. Различные
способы плоского и объёмного
соединения цепочек “в крестик”.
Назначение и последовательность
выполнения. Условные обозначения.
Анализ и зарисовка простейших
схем.

Выполнение отдельных элементов
на основе изученных приёмов.
Сборка брошей, брелков или
закладок. Подготовка основы для
брошей. Составление композиции.
Прикрепление элементов
композиции к основе.
Оформление.

История куклы. Техника
безопасности

Беседа, просмотр
медиаматериалов

Освоение приемов
бисероплетения. Упражнения по
низанию цепочки в крестик.
Изготовление браслета “ёлочка”.
Выполнение украшений для
кукол, брошей, кулонов и
брелоков.

17

Кукла на картонной
основе.

Композиция «В лесу»
Аппликация

Игровые и обереговые куклы.
Бабушкины уроки или как самим
сделать народную куклу. Правила
техники безопасности, ПДД, ППБ.
Традиционные виды аппликации из
пряжи. Технология создания
силуэтной куклы. История русского
народного костюма.

Создание картонного силуэта
девочки и мальчика в русском
народном костюме. Оплетение с
использованием пряжи. Создание
образа. Цветовое решение.
Особенности построения композиции Прикрепление элементов к
основе. Создание композиции.
Куклы – актеры. Пальчиковые куклы. Создание героев сказки
Разнообразие техники аппликации, а «Теремок». Цветовое решение.
также с различными материалами,
используемыми в данном виде
прикладного искусства. Технология
создания кукол, которые одеваются
на палец из бумаги.

Содержание программы 2 года обучения.
Второй год обучения направлен на использование обучающимися приобретенных умений и навыков при изготовлении
более сложных по технике выполнения изделия, работая по эскизам, образцам, схемам и доступным знаковым условиям.
Тема
Введение: правила
техники безопасности

Теория (узловые моменты,
ключевые понятия)
Знакомство с основными
направлениями работы на занятиях;
материалами и оборудованием;
инструктаж по правилам техники
безопасности. Знакомство с
разнообразием технологий и
материалов для созданий изделий

Практика
Беседа, просмотр видеосюжетов

Виды
деятельности
Игровая

Познавательная

18

Формы
организации
Познавательные и
этические беседы
Развлекательные и
ролевые игры

декоративно – прикладного
искусства
Пластилинография.
Полуобъемное
изображение на
плоскости.
«Чебурашка».
Жанр
изобразительного
искусства натюрморт. «Осенний
натюрморт»
Жанр
изобразительного
искусства – портрет.
«Веселый клоун»
Жанр
изобразительного
искусства – пейзаж.
«Цветение лотоса»
Оформление народной
игрушки в технике
пластилинография.
«Матрешка».
Бумагопластика
История бумаги.
Технологии работы с
бумагой

Создание композиции в полуобъеме
из пластилина.

Знакомство с жанром ИЗО –
натюрморт.

Целостность объекта из отдельных
деталей, используя имеющиеся
навыки: придавливание деталей к
основе. Примазывание.
Приглаживание границ
соединения отдельных частей.
Лепка отдельных деталей.
Использование разнообразного
материала.

Знакомство с жанром ИЗО – портрет. Лепка отдельных деталей.
Цветовое решение.
Использование разнообразного
материала.
Знакомство с жанром ИЗО –пейзаж.
Контраст. Использование работ в
интерьере.

Лепка отдельных деталей.
Использование разнообразного
материала.

Народная игрушка. История
создания матрешки. Отражение
характерных особенностей
оформления матрешки

Лепка отдельных деталей.
Использование разнообразного
материала.

Историческая справка о бумаге.
Виды бумаги, ее свойства и
применение. Материалы и
приспособления, применяемые при

Беседа, просмотр
медиаматериалов

19

Проблемноценностное
общение

Детские
исследовательские
и художественные
проекты

Художественное
творчество

Конкурсы
Выставки
Фестивали

Цветы из бумаги.

Снежинки

Новогодняя открытка

Бисероплетение
Техника параллельного
низания. «Мышка»,
«Кит».
Техника параллельного
низания. «Бабочка»

работе с бумагой. Разнообразие
техник работ с бумагой. Условные
обозначения. Инструктаж по
правилам техники безопасности.
Знакомство с технологией работы
креповой бумагой. Технология
изготовления цветов из креповой
бумаги.
Откуда появилась снежинка? –
изучение особенностей
возникновения и строения снежинок.
Технология изготовления из бумаги
плоскостной и объемной снежинки.
Знакомство с видом вырезания силуэтное вырезание. Историческая
справка о данном виде работы.
Технология выполнения силуэтного
вырезания. Композиционное
построение сюжета.

Цветы: роза, тюльпан, пион.

Изготовление плоскостной и
объемной снежинки

Новогодняя открытка.

Знакомство с техникой объемного
параллельного

Изготовление изделий: «Мышка»,
«Кит».

Технология слоистого плетения.
Техника двойного соединения.
Правила выполнения объёмных
миниатюр на проволоке. Анализ
образцов. Выбор проволоки и
бисера. Цветовое решение.
Зарисовка схем выполнения
объёмных миниатюр.

Изготовление изделия «Бабочка»

20

Аппликация из бисера.
«Открытка»

Бисерная цепочка с
петельками.

Изготовление кукол
Народная кукла.
Русские обряды и
традиции.
Бесшовные куклы.

Техника – продевания:
«Кукла –
ремесленник»,
«Хозяйка –
рукодельница»
Практические
занятия.

Понятие «аппликация».
Исторический экскурс. Анализ
образцов. Приёмы бисероплетения,
используемые для изготовления
аппликации: параллельное,
петельное, игольчатое плетение,
низание дугами. Комбинирование
приёмов. Техника выполнения
элементов аппликации. Выбор
материалов. Цветовое и
композиционное решение.
Низание из бисера “в одну нить”:
простая цепочка, цепочка с
бусинками. Назначение и
последовательность выполнения.
Условные обозначения.

Выполнение отдельных элементов
аппликации. Составление
композиций. Сборка и закрепление
бисерных элементов .
Использование аппликации для
оформления открытки, интерьера.

Классификация кукол. Их роль и
место в русских обрядах и
традициях.
Технология изготовления
бесшовных кукол. Материалы и
инструменты

Беседа, просмотр
медиаматериалов

Элементы русского народного
костюма. Создание образа.
Символика кукол.
Традиционные приемы изготовления
куклы.

Освоение приемов
бисероплетения. Упражнения по
выполнению различных подвесок
и их подплетению к цепочкам.

Изготовление изделий: кукла на
счастье, утешница, веснянки.
Разбор последовательности работы
по инструкционным картам.
Разбор последовательности работы
по инструкционным картам.
Создание кукол.

21

Содержание программы 3 года обучения.
На третий год обучения, учащиеся закрепляют свои умения на основе полученных представлений о многообразии
материалов, их видах, свойствах, происхождении подбирать доступные в обработке материалы и технологические
приемы для изделий в соответствии с поставленной задачей.
Тема
Вводное занятие.
Декоративно –
прикладное искусство
в интерьере.
Пластилинография.
Пластилинография –
как способ
декорирования.
Фоторамка.

Подсвечник.

Ваза.

Теория (узловые моменты,
ключевые понятия)
Основные декоративные элементы
интерьера. Правила техники
безопасности. ППБ.

Практика
Беседа, просмотр видеосюжетов

Виды
деятельности
Игровая

Познавательная
Декорирование предметов
собственными силами. Материалы и
инструменты.
Приемы пластилинографии,
используемые при оформлении
фоторамок. Анализ образцов. Выбор
формы. Цветовое решение.
Создание эскиза.
Анализ образцов подсвечников из
разных материалов. Форма и
цветовое решение. Композиция.
Подбор способов и приемов в
изготовлении подсвечника.
Исторический экскурс. Вазы из
венецианского стекла с
применением технологии
миллефиори. Ваза как подарок или
часть интерьера.

Практическая работа
Изготовление рамки для детской
фотографии – ягодка, цветочная,
сердце. Работа с инструкцией.
Определение порядка работы.

Проблемноценностное
общение

Работа над эскизом. Составление
композиции. Выбор техники
исполнения.

Художественное
творчество

Освоение изученных приемов
создания пластин в технике
миллефиори. Оформление
поверхности вазы (пластиковой
тары) пластинами.

22

Формы организации
Познавательные
этические беседы

и

Развлекательные
ролевые игры

и

Детские
исследовательские
художественные
проекты
Конкурсы
Выставки
Фестивали

и

Объемно –
пространственная
композиция.

Объемно –
пространственная
композиция
«Сказочный город».

Бумагопластика
Что такое бумажное
конструирование?
Основы
конструирования из
бумаги.
Конструирование из
бумажных полос.
3.Базовые фигуры
(цилиндры и конусы) и
приемы работы.

Общие понятия построения
объемно-пространственной
композиции. Понятия: масштаб,
ритм, симметрия, ассиметрия.
Анализ памятников и объектов
исторической и современной
архитектуры.
Беседа о русской средневековой
архитектуре. Собор Василия
Блаженного. Анализ сказочных
замков. Техника их выполнения с
использованием пластилина и
бросового материала (пластиковая
тара). Работа с инструкционной
картой.

Создание макетов с
использованием геометрических
фигур

Знакомство детей с техникой
бумажной скульптуры.

Практическая работа

Знакомство с технологией создания
изделий из бумажных полос. Анализ
готовых изделий.
Способы закручивания
прямоугольника в цилиндр.
Возможности сочетания в одной
конструкции плоскостных и
объемных криволинейных
(цилиндрических) элементов.
Закручивание круга в конус

Выполнение творческих работ в
технике бумажной пластики.
Лебедь, цветок, сердце и т. д.
Освоение способов для создания
конкретной игрушки (получение
конусов, цилиндров).
Самостоятельно на основе
конусов и цилиндров создание
разных конструкций, изменяя
основные способы, комбинируя
их, дополняя полученную основу

Выполнение макета сказочных
замков из пластиковой тары и
пластилина. Последовательное
создание элементов композиции.
Работа над композицией ведется
от центра к периферии.

23

Бисероплетение
Техника
«французского»
плетения (низания
дугами).
Бисерные «растения» в
горшочках.

Объемные картины –
панно, выполненные на
проволоке.

Изготовление кукол
Сувенирная кукла.
Оберег. Символика
оберегов. Домовенок.
Кукла – шкатулка

(низкий), закручивание полукруга в
конус (высокий).

самостоятельно изготовленными
разными деталями. Лягушка, зонт,
грибы, лиса, мышь,

Назначение и правила выполнения
«французского плетения»

Освоение изученных приёмов
бисероплетения. Изготовление
объёмных цветочков (цветок с
круглыми лепестками).
Выполнение отдельных элементов
цветов. Сборка изделий: букета
цветов. Составление композиций
весенних, летних, осенних и
зимних букетов. Подготовка
основы. Прикрепление элементов
композиции к основе.
Плетение объёмных миниатюр на
основе изученных приёмов.
Подготовка основы декоративного
панно: обтягивание картона
тканью. Составление композиции.
Прикрепление элементов
композиции к основе.
Оформление.

Приёмы бисероплетения,
используемые для изготовления
цветов. Комбинирование приёмов.
Техника выполнения серединки,
лепестков, чашелистиков, тычинок,
листьев. Анализ моделей. Зарисовка
схем.
Техника двойного соединения.
Правила выполнения объёмных
миниатюр на проволоке. Анализ
образцов. Выбор проволоки и
бисера. Цветовое решение.
Зарисовка схем выполнения
объёмных миниатюр.
Сувенир. Виды и назначение
сувениров.
Оберег - как субъектом культуры и
истории. Традиционные обереги.
Материалы и инструменты.
Беседа с демонстрацией образца.
Материалы и инструменты.

Анализ работы по созданию
сувенирной куклы.
Домовенок. Последовательность
выполнения работы по
инструкционной карте.
Презентация готовых работ
Изготовление изделия Кукла –
шкатулка. Последовательность
24

выполнения работы по
инструкционной карте.
Презентация готовых работ.
Раздел 3. Тематическое планирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Тематическое планирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1 года обучения
Номе
Количество часов
р
разде
Название разделов и тем
всего
теория
ла,
темы
I
Введение: правила техники безопасности.
1
1
II
Пластилинография
10
1
Вводное занятие. «Путешествие в Пластилинию».
1
1
2
Плоскостное изображение. «Подарки осени».
1
3
Знакомство со средствами выразительности.«Червячок в яблочке».
1
4
«Кактус в горшке»
1
5
Плоскостное изображение. «Рыбка»
1
6
«Натюрморт из чайной посуды»
1
7
Рельефное изображение. «Ферма»
1
8
Знакомство с симметрией. Аппликация «Бабочки»
1
9
Божьи коровки на ромашке
1
10
Лепная картина. Формирование композиционных навыков.«Цветы для мамы»
1
1
III
Бумагопластика
8
Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе использования
1
3
1
мятой бумаги», «Волшебные комочки».
2
Фрукты
1
3
«Чудо – дерево»
1
4
«Снегирь»
1
5
Новогодняя игрушка. Символ года
1
6
Открытка к Новому году
1
IV
Бисероплетение
9
25

практика

1
1
1
2
1
2
1
1
1
1
2
2
2
2
2

Вводное занятие. Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности.
Знакомство с основными технологическими приемами низания на проволоку
Параллельное низание. Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания
3
(утенок, лягушка, гусь, божья коровка, черепаха, бабочка, стрекоза, и др.)
4
Низание крестиками
V
Изготовление кукол
1
Вводное занятие. История куклы. Техника безопасности
2
Кукла на картонной основе.
3
Композиция «В лесу»
4
Кукла – актер. Аппликация. Пальчиковые куклы.
Итого: 33 часа
Учебно-тематический план второго года обучения
Номер
раздела
Название разделов и тем
темы
I
Введение: правила техники безопасности
1
Чему будем учиться на занятиях. Цвет. Цветовой круг.
II
Пластилинография
1
Полуобъемное изображение на плоскости. «Мультипликационные герои»
2
Жанр изобразительного искусства - натюрморт. «Осенний натюрморт»
3
Жанр изобразительного искусства – портрет. «Веселый клоун»
4
Жанр изобразительного искусства – пейзаж. «Цветение лотоса»
5
Оформление народной игрушки в технике пластилинография.«Матрешка»
III
Бумагопластика
1
История бумаги. Технологии работы с бумагой
2
Цветы из бумаги.
3
Снежинки
4
Новогодняя открытка
IV
Бисероплетение
1
Техника параллельного низания. «Мышка», «Кит»
2
Техника параллельного низания.
1
2

26

1
1

1
0,5

0,5

6

16

1
5
1
1
1
2

2
1
4
4
4

Количество часов
всего
1

теория

практика

1
7
2
1
1
1
2
6
1
1
2
2
10
4
2

1
1
1
1
1

4
3
3
3
3

1

1

4
4
2
4
4

«Бабочка»
Аппликация из бисера.«Подарок к 8 марта»
Бисерная цепочка с петельками.
Изготовление кукол
Народная кукла. Русские обряды и традиции
Бесшовные куклы
Техника – продевания. «Кукла – ремесленник», «Хозяйка – рукодельница»
Итого: 34 часа
Тематический план третьего года обучения
Номер
раздела
Название разделов и тем
,
темы
I
Введение: правила техники безопасности
II
Пластилинография – как способ декорирования
1
Вводное занятие. Декоративно – прикладное искусство в интерьере.
2
Фоторамка
3
Подсвечник
4
Ваза
5
Объемно – пространственная композиция «Сказочный город»
III
Бумагопластика
1
Что такое бумажное конструирование? Основы конструирования из бумаги
2
Конструирование из бумажных полос
3
Базовые фигуры (цилиндры и конусы) и приемы работы
IV
Бисероплетение
1
Техника «французского» плетения
2
Бисерные «растения» в горшочках
3
Объемные картины – панно, выполненные на проволоке
V
Изготовление кукол
1
Сувенирная кукла.
2
Оберег. Символика оберегов. Домовенок
3
4
V
1
2
3

27

2
2
10
1
3
6

1

6
4

1
1
1

6
6

Количество часов
всего
1
11
1
2
1
2
5
6
1
2
3
9
2
4
3
7
1
3

теория

практика

1

1

4
2
4
9

1
1
1

4
5

1
1
1

4
6
6

1
1

6

3

Кукла – шкатулка

3
Итого: 34 часа

28

1

6

Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате
занятий по предложенной программе:


развивать

образное

мышление,

воображение,

интеллект,

фантазию,

техническое мышление, творческие способности;


расширять знания и представления о традиционных и современных

материалах для прикладного творчества;


познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных

материалов;


использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;



познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с

новыми функциями уже известных инструментов;


совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;



оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего

жилища;


сформировать навыки работы с информацией.

Подведение итогов осуществляется в виде проведения выставок, участия в
различных конкурсах, награждения лучших поощрительными призами, грамотами.
Изделия используются для подарков родителям, близким, друзьям.

29

Приложение №1
Условия реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Педагогу в выборе методов обучения, в организации учебного процесса
необходимо учитывать специфику данной программы, и для успешной ее
реализации необходимо соблюдение следующих условий.
1.Кадровое обеспечение
Педагог, работающий по данной программе, должен иметь
высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование в области, соответствующей профилю детского объединения без
предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное образование и дополнительное
профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика"
без предъявления требований к стажу работы.
2.Материально - техническое оснащение
№
Наименование
п/п
1. Кабинет
2. Столы, стулья
3. Шкафы
4. Доска
5. Мультимедиа
Учебно-методическое обеспечение: методическая литература, планы,
разработки занятий, сценарии мероприятий, готовые работы,,
наглядные пособия и дидактический материал: образцы, рисунки,
схемы, фото, диагностические карты, материалы для работы,
6. презентации по обучению, технике безопасности, охране здоровья,
видео и аудиозаписи, инструкции по ТБ, мультимедийные презентации
по
декоративно-прикладному
творчеству,
аудио,
фото,
видеоматериалы, интернет - источники; научно-популярные журналы
по творчеству.
7. Ножницы (большие, маленькие)
8. Иглы – булавки
9. Сантиметровая лента
10. Лента разной ширины и цвета
11. Набор цветных ниток (швейных), мулине, ирис
12. Ткань: лен, х/б, шелк, специальные материалы и т. д.
13. Клей (дракон, титан)
14. Ручка, карандаш, тетрадь, цветные мелки, краски, кисточки №.
15. Кружева, тесьма, лента, шнуры, шерстяные нитки
30

16.
17.
18.
19.
20.

Бусы, пуговицы, кнопки, липучки, бисер, пайетки
Пяльцы (большие и маленькие)
Калька, копировальная бумага
Рамка для картин, картон, пластик и т.д.
Уголок по технике безопасности

31

Приложение №2
Оценочные материалы
Перечень диагностических методик:
- анкета по мотивации выбора объединения;
мониторинг
результатов
обучения
по
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе
(диагностическая
карта);
- мониторинг личностного развития ребенка в процессе усвоения им
дополнительной общеобразовательной программы (диагностическая карта).
Методические материалы
По программе с целью активизации образовательного процесса используются
методы, направленные на формирование положительной мотивации к
обучению. Это создание ситуации успеха, изучение нового материала с опорой
на полученные знания; создание положительного эмоционального настроя
через создание доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества на
занятии; рефлексия через оценку собственной деятельности и деятельности
других ребят.
Методы обучения, используемые на занятиях, обеспечивают их
эффективность и мотивацию. В реализации данной программы в зависимости
от темы, цели, задач занятия применяются следующие методы:
1. Основные (словесный – рассказ, беседа; практический – упражнение,
практическая работа; наглядный - иллюстрации рисунков, схем; демонстрация
презентаций, видеоматериалов, алгоритма работы).
2. Эвристический или частично-поисковый метод обучения - постановка
вопроса перед учащимися и поиск ими ответа на него. Благодаря этому
учащиеся получают более осознанные и прочные знания.
3. Репродуктивный – выполнение задания по готовому образцу.
4. Метод игры – познавательные, путешествия, на развитие воображения,
конкурсы.
5. Использование средств искусства – изделия декоративно-прикладного
искусства.
Теоретическая часть программы имеет целью ознакомление со
специальной терминологией, видами декоративно-прикладного искусства, их
особенностями. Практическая часть предусматривает овладение навыками
изготовления изделий в разных техниках, видах декоративно-прикладного
творчества с разными видами тканей.
Для формирования эстетического восприятия окружающего мира, развития
художественного вкуса важно использование межпредметных связей:
32

заочные, виртуальные путешествия по странам в разные времена, беседы о
народном творчестве, современных направлениях декоративно-прикладного
искусства.
Дидактический и лекционный материал (примерный):
1 Д ем он ст ра ц и я г от овы х р аб от разных видов изделий в разных
техниках; готовых изделий в ассортименте; специальных приспособлений и
инструментов.
2. Дидактический раздаточный материал: выкройки, схемы, узоры;
4. Копилка
декоративных
элементов,
разнообразной
фурнитуры,
конструктивных деталей.
5. Теоретические сведения по всем разделам программы (журналы, научнопопулярная литература, материалы сети Интернет).
6. Материал для диагностики усвоения программы (тесты, игры, перечни
вопросов).
Накопленный методический материал позволяет результативно использовать
учебное
время,
учитывать
интересы
учащихся,
воспитывать
самостоятельность,
творческий поиск вариантов художественного
выполнения изделия, осуществлять дифференцированный подход в обучении.

33

Список литературы

Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги-Ярославль: Академия развития,
2006.
Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей.
Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов,
педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному
образованию детей, руководителей образовательных учреждений,
учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК.
Ростов н/Д: Из-во «Учитель», 2007. -288с.
Программа педагога дополнительного образования: От разработки до
реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. –
(Методика).
С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара:
Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
Сайт Всё для детей http://allforchildren.ru
Сайт Страна Мастеров http://stranamasterov.ru
Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров»,
Издательство «Учебная литература», 2004.
Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация
«Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация
«Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».