ДООП художественной направленности Мир в которм мы живем 2-3 класс Биккулова И.Д. на 2025-2026 уч. г

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 2

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Мир, в котором мы живем»
возраст обучающихся: 8 – 9 лет
срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Биккулова И.Д.,
Педагог дополнительного
образования

г. Богданович, 2025г
1

Содержание
Пояснительная записка
Раздел
1.
Планируемые
результаты
освоения
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Раздел
2.
Содержание
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы с указанием форм организации и видов
деятельности
Раздел 3. Тематическое планирование дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Приложение № 1
Условия реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Приложение №2
Оценочные, методические материалы
Список литературы

2

Пояснительная записка
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее — ФЗ).
2.
Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
3.
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013
г.).
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-p.
5.
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».
6.
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил CП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
8.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
9.
Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 №
1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ».
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27
июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам» (далее — Порядок).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей».
13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой
форме реализации образовательных программ».
3

14. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № AK-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
16. Письмо Министерства
просвещения Российской
Федерации от
30.12.2022 № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций»
(вместе с «Методическими рекомендациями «Создание современного
инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы
в субъектах Российской Федерации»).
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
07.05.2020 № ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной
деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных
общеобразовательных
программ
с
применением
дистанционных
образовательных технологий».
18. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с
социальным сертификатом».
Дополнительное образование является составной частью учебновоспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени
учащихся.
Дополнительное
образование
понимается
сегодня
преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для
удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии
в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого–
педагогических, физических особенностей детей младшего школьного
возраста. Программа «Мир, в котором мы живем» разработана на 1 год
занятий с детьми младшего школьного возраста и рассчитана на поэтапное
освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности.
Направленность программы

4

Программа дополнительного образования «Мир, в котором мы живем»
реализует художественное направление во внеурочной деятельности.
Программа разработана для занятий с учащимися 8 – 9 лет во второй половине
дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего
образования второго поколения, программа способствующую расширению
границ восприятия действительности и укреплению связи ребёнка с природой
и обществом.
Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
Программа «Мир, в котором мы живём» представляет собой творческий
проект для детей 2-х и 3-х классов, направленный на развитие личностных
качеств, расширение кругозора и активизацию творческой энергии через
ознакомление с окружающим миром. Она основана на сочетании
практической деятельности (рисование, моделирование, конструирование) и
теоретических знаний (экология, география, природоведение). Данная
программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка,
выявить и развить творческие способности.
Отличительные
особенности
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы
Программа предусматривает проведение занятий в различной форме:
по количеству детей, участвующих на занятии в работе: коллективная,
групповая, индивидуальная;
по особенностям коммуникативного взаимодействия: практическое
занятие, беседа, рассказ, игра, самооценка и самоконтроль, взаимооценка и
взаимоконтроль;
по дидактической цели: вводное занятие, практические занятия,
комбинированные формы занятий.
На занятиях используются презентации, книги, иллюстрации,
современное техническое оборудование в виде интерактивной доски.
Особое внимание на занятиях уделяется беседам. Беседы не только
способствуют эстетическому воспитанию, но вызывают интерес к изучению
культуры родного края, его традиций и обычаев.
Адресат
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
рассчитана на 1 учебный год.
Возраст: 8 – 9 лет.
Длительность занятий: 40 минут.

5

Освоив программу, ребята будут способны воспринимать красоту природы,
чувствовать ответственность за сохранение среды обитания, развить
способности выразительного выражения собственных чувств и мыслей через
рисунок, поделку, литературное сочинение.
Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с
обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах,
выставках.
Режим занятий
Занятия по программе проходят периодичностью 1 день в неделю.
Продолжительность одного академического часа 40 минут.
Общее количество часов в неделю – 1 час.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу в каждой параллели.
Продолжительность одного занятия во вторую половину дня, время незанятое
образовательной деятельностью, в соответствии с требованиями СанПин
2.4.1.3049-13:
Для детей 8 – 9 лет не более 40 минут.
Объем, срок освоения общеразвивающей программы
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию программы составляет:
Объем программы – 68 часов.
Программа рассчитана на 2 года обучения детей:
1 год обучения – 34 часа в год;
2 год обучения – 34 часа в год;
Особенности организации образовательного процесса
Связь занятий по программе «Мир, в котором мы живем», с содержанием
обучения по другим предметам обогащает занятия дополнительного
образования и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой
предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как
окружающий мир (создание образов животного и растительного мира),
технология (работа с разными материалами и др.), изобразительное искусство
(применение фантазии, выдумки, развитие художественно-эстетического
вкуса и др.), краеведение (изучение обычаев народа, обработка льна, шерсти и
др.)
Активная работа дополнительного образования способствует воспитанию
эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их
политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и
чувствовать прекрасное. Занимаясь на занятиях, ребята смогут углубить
знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно
полезном труде в школе и дома.
6

Система развивающего обучения, ориентирующая на уровень ближайшего
развития детей, способствует освоению школьниками как опорного учебного
материала (исполнительская компетентность), так и выполнению заданий
повышенной сложности в режиме дифференциации требований к
обучающимся.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое
выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового
материала, информация познавательного характера, общие сведения о
предмете изготовления. Практические работы включают изготовление,
оформление поделок, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной
работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить
навыки самоконтроля.
Занятия заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью,
возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных
приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом, Ребята
овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы,
целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных
мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому
развитию школьников, формированию желания заниматься интересным и
полезным трудом.
Формы обучения
Программа предусматривает проведение занятий в различной форме:
по количеству детей, участвующих на занятии в работе: фронтальная,
групповая, индивидуальная;
по особенностям коммуникативного взаимодействия: практическое
занятие, беседа, рассказ, игра, самооценка и самоконтроль, взаимооценка и
взаимоконтроль;
по дидактической цели: вводное занятие, практические занятия,
комбинированные формы занятий.
На занятиях используются презентации, книги, иллюстрации, современное
техническое оборудование в виде интерактивной доски.
Виды занятий
При реализации программы используются такие виды занятий, как:
 Игровая деятельность
 Познавательная деятельность
 Художественное творчество
 Трудовая деятельность
 Практическое занятие
7

Формы подведения итогов реализации программы
 Практическое занятие
 Мастер – класс
 Выставка работ
Главная цель программы заключается в развитии творческих способностей и
формировании целостного восприятия окружающего мира у детей младшего
школьного возраста. Через активное вовлечение в художественный процесс,
исследовательскую деятельность и межличностное взаимодействие дети
начинают лучше осознавать свою роль в обществе и природе, развивая
чувство ответственности и уважения к окружающей среде.
Задачи:
1. Образовательно-воспитательные задачи:
- Раскрыть особенности жизни человека в социуме и взаимоотношениях с
природой.
- Углублять знания детей о растительном и животном мире, погоде,
природных явлениях и влиянии человеческой деятельности на природу.
- Укреплять уважение к людям разных профессий и вкладам человечества в
историю и культуру.
2. Художественно-эстетические задачи:
- Развивать умение видеть прекрасное в повседневных вещах и объектах
природы.
- Способствовать развитию образного мышления, наблюдательности и
эстетического вкуса.
- Формировать первоначальные навыки самостоятельной художественной
деятельности, включая рисование, лепку, декорирование.
3. Социально-психологические задачи:
- Воспитывать доброжелательность, терпимость и готовность сотрудничать.
- Улучшать коммуникативные навыки, помогать детям учиться
взаимодействию в группе.
- Поддерживать позитивное отношение к учебной деятельности и творчеству.
4. Навыковые задачи:
- Овладеть основными техниками рисования, аппликации, лепки и другого
вида творчества.
- Научиться наблюдать за изменениями в природе, анализировать
простейшие природные процессы.
- Использовать материалы и инструменты для воплощения задуманных
образов.

8

Раздел 1. Планируемые результаты освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
В результате прохождения программы учащиеся получат следующие
образовательные достижения и личностные качества:
Предметные результаты:
1. Приобретённые знания:
- Получают общее представление о структуре окружающего мира,
особенностях природных явлений и сезонных изменений.
- Узнают о различных видах растительного и животного мира, обитающих в
родном крае и России.
- Изучают базовые принципы здорового образа жизни и экологии.
2. Умения и навыки:
- Овладеют начальными навыками рисования, лепки, аппликации и
декоративно-прикладного творчества.
- Смогут демонстрировать свои знания о себе, семье, городе и природе через
художественные проекты.
- Умеют рассуждать и рассказывать о результатах собственной деятельности.
3. Опыт проектной деятельности:
- Участвуют в создании совместных проектов, презентациях своих работ и
защите мини-исследований.
- Могут оформить альбом, выставку или стенгазету по изученным темам.
Личностные результаты:
1. Коммуникативная компетентность:
- Умело общаются со сверстниками и взрослыми, умеют высказывать свое
мнение и прислушиваться к мнению других.
- Демонстрируют стремление к сотрудничеству и взаимопомощи.
2. Этическая зрелость:
- Испытывают чувство гордости за семью, школу, район и город.
- Проявляют доброту, внимательность и эмпатию к другим людям и
животным.
3. Самостоятельность и инициатива:
- Постепенно приобретают уверенность в своих силах и способность
планировать собственную деятельность.
- Ставят перед собой небольшие творческие цели и достигают их путём
активного включения в творческий процесс.
Межпредметные компетенции:
1. Развитие универсальных учебных действий:
- Регулятивные УУД: постановка целей, самоконтроль, самооценка.
9

- Коммуникативные УУД: умение вести диалог, аргументированно защищать
свою позицию.
- Познавательные УУД: сбор информации, систематизация знаний,
применение творческих подходов.
2. Становление гражданской позиции:
- Формирование патриотизма, осознания принадлежности к своему народу и
региону.
- Желание заботиться о сохранении природы и активно способствовать
улучшению окружающей среды.
Таким образом, успешно освоив программу, ученики обретут устойчивый
интерес к познанию окружающего мира, развитое воображение, высокую
мотивацию к обучению и готовность реализовать себя в творчестве и
общественной деятельности.

10

Раздел 2. Содержание дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы с указанием форм организации и видов
деятельности
2 – 3 класс (68 часов)
I четверть (8 недель)
Вводное занятие. Встреча с новым годом учёбы (1 ч.) Создание совместного
альбома желаний.
Моё тело и здоровье (1 ч.) Рисунок тела и символическое выражение здоровья.
Наши любимые животные (1 ч.) Поделка-животное из бумаги или ткани.
Любимая игрушка детства (1 ч.) Рассказ и иллюстрирование любимой
игрушки.
Семья и родственники (1 ч.)
Коллективная композиция «Моя семья». Мой дом, мой двор (1 ч.)
Рисунки домов и дворов, рассказ о любимых местах. Время суток и времена
года (2 ч.) Композиция картин времён года.
II четверть (8 недель)
Насекомые вокруг нас (2 ч.) Создаем объемные модели насекомых из бумаги
или глины.
Цветущие растения (2 ч.) Аппликация цветов весенних садов.
Дикие звери и домашние питомцы (2 ч.) Мастер-класс по созданию фигурок
животных из разных материалов.
Правила дорожного движения (1 ч.) Игра-движение с элементами рисования
дорожных знаков.
Где живут люди? (1 ч.) Конструирование моделей домов из картона.
Древняя русская посуда (1 ч.) Иллюстрация старинной русской посуды.
III четверть (9 недель)
Зимушка-зима (2 ч.) Рисуем зимние пейзажи, снежинки и морозные узоры.
Мир птиц (2 ч.) Изготовление бумажных птичек, пазлов, рассказов о птицах.
Космос и звёзды (1 ч.) Моделирование космического корабля из конструктора
или бумаги.
Магия красок (2 ч.) Работа акварелью и гуашью.
IV четверть (9 недель)
Светлячки и жуки (2 ч.) Творческий конкурс рисунков светящихся существ.
Город моей мечты (2 ч.) Проектирование будущего города.
Школа волшебников (1 ч.) Импровизация и театр марионеток.
Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья (2 ч.) Подготовка рисунков о
здоровом образе жизни.
История моей семьи (2 ч.) Оформляем семейное древо.
11

Будущее начинается сегодня (1 ч.) Обобщающее занятие с подведением итогов
года.
Раздел 3. Тематическое планирование дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Класс

Четверть

№

1
2
3
2–3

1

4
5
6
7

8
9
10
2–3

2

11
12
13

2–3

3

14

Тема

Вводное занятие. Встреча с новым годом учёбы (1 ч.)
Создание совместного альбома желаний.
Моё тело и здоровье (1 ч.)
Рисунок тела и символическое выражение здоровья.
Наши любимые животные (1 ч.)
Поделка-животное из бумаги или ткани.
Любимая игрушка детства (1 ч.)
Рассказ и иллюстрирование любимой игрушки.
Семья и родственники (1 ч.)
Коллективная композиция «Моя семья».
Мой дом, мой двор (1 ч.)
Рисунки домов и дворов, рассказ о любимых местах.
Время суток и времена года (2 ч.)
Композиция картин времён года.
Насекомые вокруг нас (2 ч.)
Создаем объемные модели насекомых из бумаги или
глины.
Цветущие растения (2 ч.)
Аппликация цветов весенних садов.
Дикие звери и домашние питомцы (2 ч.)
Мастер-класс по созданию фигурок животных из разных
материалов.
Правила дорожного движения (1 ч.)
Игра-движение с элементами рисования дорожных
знаков.
Где живут люди? (1 ч.)
Конструирование моделей домов из картона.
Древняя русская посуда (1 ч.)
Иллюстрация старинной русской посуды.
Зимушка-зима (2 ч.)
Рисуем зимние пейзажи, снежинки и морозные узоры.
12

15
16
17
18

19
20
21
2–3

4

22
23
24

Живопись пейзажей (2 ч.)
Учимся передавать настроение и атмосферу природы.
Магия красок (2 ч.)
Работа акварелью и гуашью.
Мир птиц (2 ч.)
Изготовление бумажных птичек, пазлов, рассказов о
птицах.
Космос и звёзды (1 ч.) Моделирование космического
корабля из конструктора или бумаги.
Светлячки и жуки (2 ч.) Творческий конкурс рисунков
светящихся существ.
Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья (2 ч.)
Подготовка рисунков о здоровом образе жизни.
История моей семьи (2 ч.)
Оформляем семейное древо.
Город моей мечты (2 ч.) Проектирование будущего
города.
Школа волшебников (1 ч.) Импровизация и театр
марионеток.
Будущее начинается сегодня (1 ч.) Обобщающее занятие
с подведением итогов года.

13

Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате
занятий по предложенной программе:


развивать

образное

мышление,

воображение,

интеллект,

фантазию,

техническое мышление, творческие способности;


расширять знания и представления о традиционных и современных

материалах для прикладного творчества;


познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных

материалов;


использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;



познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с

новыми функциями уже известных инструментов;


совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;



оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего

жилища;


сформировать навыки работы с информацией.

Подведение итогов осуществляется в виде проведения выставок, участия в
различных конкурсах, награждения лучших поощрительными призами, грамотами.
Изделия используются для подарков родителям, близким, друзьям.

14

Приложение №1
Условия реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Педагогу в выборе методов обучения, в организации учебного процесса
необходимо учитывать специфику данной программы, и для успешной ее
реализации необходимо соблюдение следующих условий.
1.Кадровое обеспечение
Педагог, работающий по данной программе, должен иметь
высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование в области, соответствующей профилю детского объединения без
предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное образование и дополнительное
профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика"
без предъявления требований к стажу работы.
Материальное оснащение: Предоставляется необходимое количество
художественных материалов, инструментов и оборудования для проведения
занятий, оборудуются специальные зоны для художественного творчества и
ознакомительных экскурсий.
Роль педагогов: Педагоги обеспечивают организацию творческой
деятельности, направляют процесс познания и стимулируют активность
воспитанников. Они поддерживают индивидуальные проявления каждого
ребёнка, создают ситуации успеха и уверенности в себе.
Оценка эффективности: Оцениваются динамика индивидуальных
достижений детей, степень удовлетворённости процессом творчества,
уровень сформированности культурных ценностей и уважения к
культурному наследию своей Родины.
Благодаря таким условиям программа помогает формировать основы
духовной культуры, нравственности и любви к родному краю, закладывая
фундамент успешного социализированного поведения в будущем.

15

Приложение №2
Оценочные материалы
Оценочные материалы программы «Мир, в котором мы живём» направлены
на отслеживание степени усвоения детьми знаний, умений и навыков,
предусмотренных программой, а также на выявление особенностей
индивидуального развития каждого ребёнка. Важно отметить, что система
оценки носит комплексный характер и сочетает традиционные методы
диагностики с современными технологиями мониторинга.
Структура оценочных материалов:
1. Портфель достижений: Каждый ребёнок собирает портфолио, отражающее
его успехи в разных видах деятельности (рисунки, фотографии, записи
рассказов и впечатлений, выполненные изделия ручной работы и др.).
Портфель является наглядным инструментом фиксации достигнутых успехов
и самооценки.
2. Наблюдательная карта: Учителя ведут систематические наблюдения за
поведением и деятельностью детей, фиксируя их интерес к различным видам
творческой деятельности, вовлеченность в учебный процесс, наличие
устойчивых мотиваций и отношение к труду.
3. Индивидуальные беседы: Периодически организуются индивидуальные
встречи учителя с родителями, на которых обсуждаются успехи и трудности,
возникающие у ребёнка в процессе освоения программы.

16

Список литературы
1. Акимова Г.Н., Молчанова О.А. «Окружающий мир глазами ребёнка».
Москва, Просвещение, 2021 г.
2. Белошистая А.В. «Формирование элементарных естественно-научных
представлений у дошкольников». Ростов-на-Дону, Феникс, 2020 г.
3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «Моя первая книга о мире природы». Москва,
Баласс, 2022 г.
4. Виноградова Н.Ф. «Экологическое образование дошкольников». Москва,
Владос, 2020 г.
5. Губанова Т.С. «Игры, праздники и развлечения с элементами экологии».
Волгоград, Учитель, 2021 г.
6. Кондратьева Н.Н. «Развитие речи и формирование экологического сознания
дошкольников». Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2022 г.
7. Паникова Е.А., Сергеева Е.Л. «Детям о природе и животных». Москва,
Русское слово, 2021 г.
8. Сухаревская Е.Ю. «Практикоориентированный подход к формированию
экологической
культуры
дошкольников».
Краснодар,
Кубанский
государственный университет, 2020 г.
9. Тихонова Ю.Б. «Ознакомление дошкольников с природой родного края».
Москва, Школьная пресса, 2022 г.
10. Хромцова Т.М. «Методика ознакомления дошкольников с явлениями
живой и неживой природы». Москва, Академия, 2021 г.
Дополнительная литература
1. Азарова Л.И. «Творческие занятия с детьми старшего дошкольного
возраста». Москва, ТЦ Сфера, 2020 г.
2. Бабкина Н.В. «Проектная деятельность дошкольников». Москва, Дрофа,
2021 г.
3. Бережнова О.В. «Художественное конструирование и моделирование с
дошкольниками». Волгоград, Учитель, 2022 г.
4. Дмитриева В.Г. «Декоративно-прикладное искусство в детском саду».
Москва, Айрис-пресс, 2021 г.
5. Иванов С.П. «Психология и педагогика развития дошкольников». СПб.:
Речь, 2020 г.
6. Коломеец Н.В. «Игра и развитие дошкольника». Москва, Институт
психологии РАН, 2022 г.
7. Павлова Л.Н. «Основы методики экологического воспитания детей раннего
возраста». Ярославль, Академия развития, 2021 г.
17

8. Соловьева Л.Е. «Социально-нравственное воспитание дошкольников».
Москва, Инфра-М, 2020 г.
9. Федотова О.Н. «Интеграция предметов и методов в обучении
дошкольников». Москва, Эксмо, 2022 г.
10. Чиркова Л.В. «Методы воспитания детей дошкольного возраста». Саратов,
Научная книга, 2021 г.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».