муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 2
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Хореография»
возраст обучающихся: 10–12 лет
срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Смирнова Е.Ф.,
учитель начальных классов
г. Богданович
Содержание:
Пояснительная записка
Раздел 1. Планируемые результаты освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Раздел 2. Содержание дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы с указанием форм и видов деятельности
Раздел 3. Тематическое планирование дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Приложение № 1
Материально-техническое обеспечение (инвентарь)
Приложение № 2
Список литературы
Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее — ФЗ).
2.
Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
3.
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013
г.).
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-p.
5.
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».
6.
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил CП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
8.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
9.
Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 №
1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ».
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27
июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам» (далее — Порядок).
12. Приказ Министерства
просвещения
Российской
Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей».
13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой
форме реализации образовательных программ».
14. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № AK-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
16. Письмо Министерства
просвещения Российской
Федерации от
30.12.2022 № АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций»
(вместе с «Методическими рекомендациями «Создание современного
инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных
организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы
в субъектах Российской Федерации»).
17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
07.05.2020 № ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной
деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных
общеобразовательных
программ
с
применением
дистанционных
образовательных технологий».
18. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с
социальным сертификатом».
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего
поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат
понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и
фантазию, дают гармоничное пластическое развитие.
Между тем хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными
возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка,
для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является
богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его
художественное «я» как составную часть орудия «общества, посредствам
которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые
личные стороны нашего существа». Хореография, хореографическое искусство
(от др.-греч. χορεία — танец, хоровод и γράφω — пишу) — танцевальное
искусство в целом, во всех его разновидностях.
Танец — форма хореографического искусства, в которой средством создания
художественного образа являются движения и положения человеческого тела.
Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства
ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои
движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и
ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия хореографией дают
физическую нагрузку равную сочетанию нескольких видов спорта.
Используемые в хореографии движения, прошедшие длительный отбор,
оказывают положительное воздействие на здоровье детей.
Направленность программы:
Программа имеет художественную направленность.
Актуальность данной программы состоит в том, что данная программа
способствует развитию эмоциональной сферы личности, совершенствуя тело
человека физически, воспитывая через музыку духовно, искусство помогает
обрести
уверенность
в
собственных
силах,
даѐт
толчок
к
самосовершенствованию, к постоянному развитию подрастающего поколения,
выявить свои личностные возможности и определиться в выборе профессии
хореографа, предусматривает достижение высоких показателей образованности
в предметной области хореографического искусства.
Целью программы является эстетическое и физическое воспитание учащихся,
их творческое развитие средствами хореографии. Разработка данной
программы шла с учѐтом возрастных особенностей учащихся, их физического
развития на основе дифференцированного и индивидуального подхода.
Особенностью данной программы является совмещение нескольких
танцевальных направлений, позволяющих осуществить комплексную
хореографическую подготовку обучающихся в течение всего курса обучения.
Задачи программы:
познакомить с элементами музыкальной грамоты (характер музыки, темп,
музыкальный размер, сильная доля). Научить простейшим позициям и
положениям классического танца (исходное положение ног, рук, постановка
корпуса); элементам народного танца в русском характере и других народов
мира, историко-бытового, бального танцев, эстрадного и современного танцев.
воспитание необходимых для жизни нравственных качеств, нравственных
установок; привитие навыков культуры поведения, внимательности и
сосредоточенности, сформировать умение работать в микрогруппах (через
игру) и доводить начатое дело до конца.
развивать и сохранять здоровье детей, память, внимание. Ориентацию в
пространстве, художественно-творческие способности, эстетический вкус,
культуру поведения, общения. Решение этих задач направлено на воспитание
гармонично развитой личности
Отличительные особенности:
Отличительная особенность данной программы заключается в разработке
комплекса методов и приемов, направленных на развитие хореографических
навыков; плодотворном взаимодействии педагога и учащихся, получение
удовольствия от коллективного творчества, укрепление межличностных связей,
развитие способности к коммуникации, приобретение реального, конкретного
опыта, основанного на чувственном восприятии, эмоциях, памяти и
воображении, обеспечивающих становление логического и эмоционального
мышления учащихся в процессе создания творческого продукта (концертов,
спектаклей) а также достижение высоких творческих результатов участия в
конкурсном движении детского эстрадного творчества.
Основными отличительными особенностями данной программы являются:
ознакомление учащихся с различными танцевальными стилями и
направлениями через постоянное расширение ассортимента образовательных
услуг согласно современному социальному запросу;
комплексный подход при реализации учебно-воспитательных задач,
подразумевающих работу в нескольких направлениях: основы детского,
классического, народного танцев, постановочной и концертной деятельности;
дифференцированный подход к учащимся, исходя из их подготовленности и
природных данных.
Участники программы: программа предназначена для детей 10-12 лет.
Срок реализации программы: программа «Хореография» для 4-6 классов
рассчитана для смешанных групп 4-6 классов 5 часов в неделю, в год 170 часов.
Форма обучения: очная, базовый уровень.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения
общеобразовательной общеразвивающей программы
дополнительной
Личностными результатами освоения программы «Хореография» являются:
развитие
художественно-эстетического
вкуса,
проявляющееся
в
эмоционально-ценностном отношении к искусству;
реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или
индивидуального) исполнения танцевальных образов;
позитивная оценка своих танцевальных и творческих способностей;
умение высказывать личностно-оценочные суждения о роли хореографии в
жизни;
проявление творческой инициативы в различных сферах художественнотворческой деятельности.
Метапредметные результаты:
В результате реализации программы «Хореография» обучающиеся должны
знать:
позиции ног и рук классического и современного танца;
правила постановки корпуса;
навык выворотного положения ног, устойчивости, координации движений;
положения стопы, колена, бедра — открытое, закрытое, внутреннее;
современный танец (модерн, хип-хоп);
импровизация в танце, как способ выражения себя.
Предметные результаты:
устойчивый интерес к хореографии, к различным видам музыкальнотворческой деятельности, понимание значения танца в жизни человека;
освоение танцевальных направлений;
знание основных закономерностей хореографического искусства, умения и
навыки в различных видах учебно-творческой деятельности;
понимание специфики хореографического языка, представления о средствах
танцевальной выразительности.
Раздел
2.
Содержание
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы с указанием форм и видов деятельности
1. Вводное занятие:
знакомство с планом работы на год;
гигиенические требования к обуви, одежде;
техника безопасности на занятиях хореографии.
2. Ритмика, музыкальные элементы музыкальной грамоты:
правильный
подбор музыкального произведения в соответствии с
исполненным движением;
художественное и выразительное исполнение музыки, которое является
главным методическим приѐмом преподавания.
3. Хореографическая азбука:
Постановка корпуса;
Позиции ног;
Позиции рук;
Разновидность танцевального шага;
Разновидность основных движений современного танца.
4. Танец:
1. Классический;
2. Народный;
3. Современный.
Краткое содержание танцевальных упражнений.
Разучивание хореографических композиций (исполнение отдельных фигур,
элементов, отработка и соединение в рисунок).
Работа над техникой исполнения и стилем.
Раздел 1. Вводное занятие. Организационные вопросы. Знакомство с
программой обучения. Правила поведения на занятиях. Форма одежды для
занятий.
Раздел 2. Партерный экзерсис: партерный экзерсис, или комплекс упражнений
на полу, позволяющий с наименьшими затратами энергии достичь сразу трех
целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок,
нарастить силу мышц. Эти упражнения также способствуют исправлению
незначительных физических недостатков.
Раздел 3. Азбука классического танца: положение корпуса, позиции ног, рук,
головы в классическом танце, demiplie и grand-plie, relevé, battementtendu,
battementtendujeté, ronddejambparterre, подготовка к верѐвочке, grand battement
jete, растяжка, прыжки по 1-2-5 и 6 позициям, упражнения для рук.
Раздел 4. Элементы народных танцев: Поклоны, движения, положения рук и
корпуса, сценический шаг, бег в разном характере и темпе. Гармошка, ѐлочка,
ковырялочка, верѐвочка, повороты, подскоки, удары стопой и дробные шаги,
(руки на поясе, подбоченившись, полочкой) в русском характере. Прыжки,
переходы и повороты в ирландском характере. Подскоки, прыжки в парах с
выбрасывание ног, повороты в молдавском характере.
Раздел 6. Эстрадные, современные танцы: разучивание различных движений и
связок в стиле модерн.
Раздел 7. Ритмические и образные танцы (импровизация), элементы
музыкальной грамоты: Характер музыки, темп, строение музыкального
произведения (вступление, части). Ритмические упражнения и игры под
музыкальный счѐт для развития музыкального слуха и внимания. Построение
из шеренги в круг, продвижение по кругу с различными танцевальными шагами
возвращение в исходную позицию. Задание на развитие творческих
способностей детей: импровизации, музыкальные этюды. Умение слушать
музыку, определять еѐ характер, находить сильную долю. Умение выполнять
движения в разных темпах.
Раздел
3.
Тематическое
планирование
общеобразовательной общеразвивающей программы
для 4-6 классов
№
п/п
1.
Темы
Всего часов
Вводное занятие. Знакомство. Беседа
о плане работ.
5
дополнительной
Теоретическая Практическая
часть
часть
5
-
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Вводное практическое занятие.
Элементарные движения
классического танца. Позиции рук и
ног.
Классическая разминка. Положение
рук.
Классическая разминка. Положение
ног. Выворотность.
Классическая разминка. Плие.
Разминка. Растяжка.
Основные движения (классический,
народный, современный).
Классическая разминка. Положение
рук. Положение ног. Выворотность.
Плие.
Отработка движений под счет, под
музыку. Синхронность движений.
Повторение усвоенного материала
Итого часов:
20
5
15
20
5
15
20
5
15
10
10
-
10
10
25
5
20
25
5
20
20
-
20
15
-
15
170
30
140
Приложение № 1
Материально-техническое обеспечение (инвентарь):
1. Помещение для занятий
2. Техническое оснащение
3. Форма для занятий: спортивная форма, шорты, футболка, носки, специальная
обувь (чешки, балетки).
Приложение № 2
Список литературы:
Базарова Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца. Л. Москва 1964
Барышникова Т.К. Азбука хореографии.- Москва.- Айрис-Пресс.- 1999
Богданов Г.Ф. Хореографическое образование.- М.- 2001
Богомолова
Л.В.
Основы
танцевальной
культуры/
программа
экспериментального курса.- Москва.- Новая школа.- 1993
Боттомер П. Урок танца.- Москва.- Эксмо-Пресс.- 2003 9
Буренина А.И.. Ритмическая мозаика, программа по ритмопластике, СПетербург 2000
Ваганова А. Я. Основы классического танца. С.- Петербург. Москва.
Краснодар.- 2003
Заикин Н.И., Заикина Н.А. Областные особенности русского народного танца
«Труд», 2004.
Карп П.О. О балете.- М.- 1967
Климов А.А. Особенности русского народного танца.- М.- 2002
Климов А.А. Русский народный танец.- М.- 2002
Руднева С.Д., Музыкальное движение Москва 1975