муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа
Художественной направленности
«Школа театрального мастерства»
Возраст обучающихся: 7-17 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Соболева А.Д.
учитель биологии
г. Богданович, 2025
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Раздел 1. Планируемые результаты освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Раздел 2. Содержание дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы с указанием форм организации и видов
деятельности
Раздел 3. Тематическое планирование дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Приложение № 1
Литература (основной и дополнительный)
Пояснительная записка
Нормативно-правовые основания:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее — ФЗ).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции
2013 г.).
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-p.
5. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил CП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм».
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 №
1678
«Об
утверждении
Правил
применения
организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ».
10.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
11.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее — Порядок).
12.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
13.Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой
форме реализации образовательных программ».
14.Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
15.Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 №
AK-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ».
16.Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022
№ АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
«Методическими рекомендациями «Создание современного инклюзивного
образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций,
реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации»).
17.Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020
№ ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности,
программы
воспитания
и
социализации
и
дополнительных
общеобразовательных
программ
с
применением
дистанционных
образовательных технологий».
18.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
19.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных образовательных программ в соответствии с социальным
сертификатом».
Направленность и профиль дополнительной общеобразовательной
программы и направление деятельности: данная дополнительная
образовательная программа имеет художественную направленность.
Направление деятельности – театральное. Кружок однопрофильный.
Вид программы и еѐ уровень: модифицированная программа,
общекультурный (базовый) уровень.
Отличительные особенности программы; новизна, педагогическая
целесообразность программы:
В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой
деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой
деятельности в процессе театрального воплощения.
Программа основана на следующем научном предположении: театральная
деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка
является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является
процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не
только конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над
образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое
мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение
социальных норм поведения, формируются высшие произвольные
психические функции.
Эту идею выдвигал в своих трудах и ученый-психолог Л.С. Выготский: "Не
следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том,
что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а
в самом процессе. Важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают,
творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении. В
настоящей детской постановке все – от занавеса и до развязки драмы –
должно быть сделано руками и воображением самих детей, и тогда только
драматическое творчество получит все свое значение и всю свою силу в
приложении к ребенку!"
Актуальность: программа ориентирована на всестороннее развитие личности
ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию
воспитательно-образовательной
работы
с
детьми,
основана
на
психологических особенностях развития школьников. Участие в школьном
театральном кружке создает условия для раскрытия внутренних качеств
личности и ее самореализации, формирования содержательного общения по
поводу общей деятельности, умения взаимодействовать в коллективе, для
развития художественного творчества, эстетического вкуса и стремления к
освоению нового опыта.
Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы:
Цель: воспитание творчески активной личности, развитие умений и навыков,
раскрытие новых способностей и талантов детей средствами театрального
искусства; организация их досуга путем вовлечения в театральную
деятельность.
Задачи:
1. Овладение теоретическими знаниями, практическими умениями и
навыками в области театрального искусства.
2. Развитие творческих и актерских способностей детей через
совершенствование речевой культуры и овладение приемами пластической
выразительности с учетом индивидуальных возможностей каждого
ребенка.
3. Привлечение детей к активному чтению лучших образцов классической
литературы, познанию красоты правильной литературной речи.
4. Приобщение школьников к театральному искусству России и зарубежья.
5. Воспитание эстетического вкуса и привитие любви к истинному искусству.
6. Формирование театральной культуры детей (исполнительской и
зрительской) средствами любительского театра.
7. Создание
необходимой
творческой
атмосферы
в
коллективе:
взаимопонимания, доверия, уважения друг к другу.
8. Участие в детских театральных смотрах, конкурсах и фестивалях.
9. Развитие мотивации личности к познанию, творчеству, саморазвитию,
труду, искусству.
Адресат программы: программа рассчитана на школьников 7 – 17 лет
(разновозрастная группа), увлеченных искусством слова, театром, игрой на
сцене; специальной подготовки детей не требуется.
Объем
программы
сроки
реализации
дополнительной
общеобразовательной программы:
Объем программы – 136 часов. Сроки реализации – 1 учебный год, занятия
проводятся по 4 часа в неделю.
Формы организации образовательного процесса, виды занятий, режим
занятий:
Форма занятий – групповая и индивидуальная работа, со всей группой
одновременно и с участниками конкретного представления для отработки
дикции и актерского мастерства. Основными видами проведения занятий
являются театральные игры, беседы, тренинги, спектакли и праздники.
Занятия театрального кружка включают наряду с работой над пьесой
проведение бесед об искусстве. Совместные просмотры и обсуждение
спектаклей, фильмов. Школьники выполняют самостоятельные творческие
задания: устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных
спектаклях, сочинения, посвященные жизни и творчеству того или иного
мастера сцены.
Беседы о театре знакомят кружковцев в доступной им форме с
особенностями реалистического театрального искусства, его видами и
жанрами, с творчеством ряда деятелей русского театра; раскрывает
общественно воспитательную роль театра и русской культуры. Все это
направлено на развитие зрительской культуры кружковцев.
Практическое знакомство со сценическим действием целесообразно начинать
с игр-упражнений, импровизаций, этюдов, близких жизненному опыту
кружковцев, находящих у них эмоциональный отклик, требующих
творческой активности, работы фантазии. Необходимо проводить
обсуждение этюдов, воспитывать у кружковцев интерес к работе друг друга,
самокритичность, формировать критерий оценки качества работы.
Этюды-импровизации учебного характера полезно проводить не только на
начальной стадии, но и позднее - либо параллельно с работой над пьесой,
либо в самом процессе репетиции. Учебные этюды-импровизации,
непосредственно не связанные с репетируемой пьесой, могут служить и
хорошей эмоциональной разрядкой, способствовать поднятию творческой
активности, общего тонуса работы.
Работа над сценическим воплощением пьесы строится на основе ее
углубленного анализа (выявление темы, основного конфликта, идейных
устремлений и поступков героев, условий и обстоятельств их жизни,
жанровых особенностей пьесы, стиля автора и т.д.). Она включает
предварительный разбор пьесы; работу, непосредственно связанную со
сценическим воплощением отдельных эпизодов, картин, и наконец, всей
пьесы; беседы по теме пьесы, экскурсии; оформление спектакля и его показ
зрителям.
Занятия проводятся 2 раза в неделю в течение учебного года по 2 часа.
Раздел 1. Планируемые
результаты освоения
общеобразовательной общеразвивающей программы
дополнительной
Требования к уровню подготовки учащихся
Знает:
Что такое театр.
Чем отличается театр от других видов искусств.
С чего зародился театр.
Какие виды театров существуют.
Кто создаѐт театральные полотна (спектакли).
Что такое выразительные средства.
Фрагмент как составная часть сюжета.
Действенную формулу: Исходное событие, конфликтная ситуация, финал.
Имеет понятия:
Об элементарных технических средствах сцены.
Об оформлении сцены.
О нормах поведения на сцене и в зрительном зале.
О рождении сюжета произведения.
О внутреннем монологе и 2-м плане актѐрского состояния.
О сверхзадаче и морали в произведении.
Умеет:
Направлять свою фантазию по заданному руслу.
Образно мыслить.
Концентрировать внимание.
Ощущать себя в сценическом пространстве.
Применять выразительные средства для выражения характера сцены.
Фрагментарно разбирать произведение, а так же фрагментарно его излагать.
Определять основную мысль произведения и формировать еѐ в сюжет.
Понимать изобразительное искусство как течение жизненного процесса.
Приобретает навыки:
Общения с партнером (одноклассниками).
Элементарного актѐрского мастерства.
Образного восприятия окружающего мира.
Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители.
Коллективного творчества.
Свободного общения с аудиторией, одноклассниками.
Выражать свою мысль в широком кругу оппонентов.
Анализировать последовательность поступков.
Выстраивать логическую цепочку жизненного событийного ряда.
А также избавляется от излишней стеснительности, боязни общества,
комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость,
бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед
коллективом.
Личностные, метапредметные и предметные результаты:
Личностные результаты. У учеников будут сформированы:
۰этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе
опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
۰осознание значимости занятий театральным искусством для личного
развития;
۰формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
۰формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
۰развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств
и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
۰формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,
творческой деятельности;
۰умелое использование для решения познавательных и коммуникативных
задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет
ресурсы и др.).
Предметные результаты. Учащиеся научатся:
۰ выполнять упражнения актѐрского тренинга;
۰ строить этюд в паре с любым партнѐром;
۰ развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
۰ видам театрального искусства, основам актѐрского мастерства;
۰ сочинять этюды по сказкам;
۰умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть,
радость, злоба, удивление, восхищение);
۰правильно выполнять цепочки простых физических действий.
Метапредметными результатами является формирование универсальных
учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД: Обучающийся научится:
۰ понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
۰ планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
۰осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей
деятельности;
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя
позитивные установки типа: «У меня всѐ получится», «Я ещѐ многое смогу».
Познавательные УУД: Обучающийся научится:
۰пользоваться приѐмами анализа и синтеза при чтении и просмотре
видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
۰ понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
۰ проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении этюдов,
подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД: Обучающийся научится:
۰ включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и
активность ۰работать в группе, учитывать мнения партнѐров, отличные от
собственных;
۰ обращаться за помощью;
۰ формулировать свои затруднения;
۰ предлагать помощь и сотрудничество;
۰ слушать собеседника;
۰договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности, приходить к общему решению;
۰ формулировать собственное мнение и позицию;
۰осуществлять взаимный контроль;
. адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеобразовательной программы: выступление на школьных праздниках,
торжественных и тематических линейках, участие в школьных
мероприятиях,
родительских
собраниях,
концертах;
участие
в
муниципальном смотре театральных коллективов с показом спектакля.
Система поощрений:
благодарственные письма кружковцам и их родителям;
дипломы за актерское мастерство;
творческие поездки на смотры, праздники одаренных детей и под.
Раздел
2. Содержание дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы с указанием форм организации и видов
деятельности
Основы театральной культуры. Обеспечение условий для овладения
школьниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной
терминологией театрального искусства. Раздел включает такие вопросы, как
особенности театрального искусства, виды театрального искусства, рождение
спектакля, театр снаружи и изнутри, культура зрителя.
Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными
видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Театральная игра направлена не столько на приобретение ребенком
профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового
поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к
любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в
различных жизненных ситуациях.
Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры
и специальные театральные игры.
Общеразвивающие игры способствуют быстрой и легкой адаптации ребенка
в школьных условиях и создают предпосылки для успешной учебы. Обычно
дети делятся на мини-группы (3-4 чел.). Как правило, это зрители и
исполнители, это дает возможность анализировать различные ситуации с
разных позиций.
Специальные театральные игры необходимы при работе над этюдами и
спектаклями. Они развивают воображение и фантазию, готовят детей к
действию в сценических условиях, где все является вымыслом. Развивают
умение действовать в предлагаемых обстоятельствах, веру в воображаемую
ситуацию. Знакомить детей со сценическим действием можно на материале
упражнений и этюдов, импровизируя на основе хорошо знакомых небольших
сказок.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно
размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему;
развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные
группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное,
слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление,
фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в
четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать
нравственно-эстетические качества.
Ритмопластика. Комплексные ритмические, музыкальные, пластические
игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных
психомоторных способностей школьников, обретение ими ощущения
гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и
выразительности телодвижений. Развитие ребенка идет от движений и
эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям школьного возраста
легче выразить свои чувства и эмоции черец пластику своего тела. Особенно
интересные пластические образы возникают под влиянием музыки.
Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или
музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в
действие одновременно или последовательно; развивать координацию
движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их;
развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию;
учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических
движений.
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие
дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной
артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и
орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие
связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие
рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. В раздел включены игры,
которые называют творческими играми со словами. Они развивают
воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести
диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные
рассказы. Их необходимо связывать со специальными театральными играми
(на превращение и действия с воображаемыми предметами и т.п.). Таким
образом, условно все упражнения можно разделить на 3 вида: дыхательные и
артикуляционные упражнения; дикционные и интонационные упражнения;
творческие игры со словом.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую
дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь,
творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки,
подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи;
тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться
интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Выразительные средства в театре. Раздел предполагает знакомство с
многообразием выразительных средств в театре (драматургия, декорация,
костюм, свет, музыкальное оформление, шумовое оформление). Школьники
учатся самостоятельно создавать декоративно-художественное оформление.
Работа над спектаклем базируется на авторских сценариях и включает в
себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к
рождению спектакля:
выбор пьесы и обсуждение ее с детьми;
деление пьесы на эпизоды и творческий пересказ их детьми;
работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным
текстом;
поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка
танцев;
создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов;
переход к тексту пьесы: работа над эпизодами; уточнение предлагаемых
обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей;
работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических
условиях; закрепление отдельных мизансцен;
репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и
реквизита, с музыкальным оформлением;
репетиция всей пьесы целиком в костюмах; уточнение темпо ритма
спектакля;
назначение ответственных за смену декораций и реквизита;
премьера спектакля;
повторные показы спектакля.
Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки
действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в
отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение
пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные
состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно,
презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас,
образный строй речи.
Подведение итогов. Раздел предполагает осмысление общечеловеческих
ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей
жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет),
воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем
театра), индивидуальную диагностику нравственного развития учащегося и
возможную его корректировку. В качестве итога работы оформляются
очередные страницы летописи школьного театра.
Повторные показы спектакля. Обсуждение показанных спектаклей внутри
кружка. Оценка руководителем работы каждого участника. Участие самих
кружковцев в оценке работы друг друга. Обсуждение спектакля со
зрителями-сверстниками. Внесение необходимых изменений, репетиции
перед новым показом.
Раздел
3.
Тематическое
планирование
общеобразовательной общеразвивающей программы
дополнительной
Учебно-тематический план.
1
1.1
1.2.
индив.
консульт
ации
практика
Название раздела, темы
теория
№
п/п
всего
Количество часов
Формы
организаци
и занятий
Раздел 1 «Основы театральной культуры»
Театр и жизнь. Что дает
театральное искусство в
Фронтальна
формировании личности.
я
История создания школьного
2
2
(групповая)
театра, традиции, знакомство,
фотографии летописи школьного
театра, видеосюжеты, планы.
Фронтальна
Театральное искусство России.
я
2
2
Виды театров.
(групповая)
1.3.
Театральные профессии.
Выдающиеся актеры.
1.4.
Развитие творческой активности,
индивидуальности. Снятие
зажимов, раскрепощение.
1.5.
Исполнительное искусство
актера – стержень театрального
искусства.
1.6.
Подготовка и выступление на
празднике, посвященному дню
учителя.
2
2.1
Тренинг творческой
2
2
2
2
5
2
1
1
1
2
2
Раздел 2 «Театральная игра»
2
2
Формы
аттестации,
диагностик
и, контроля
Собеседован
ие
Презентация
Фронтальна
я
(групповая)
Лекция
Фронтальна
я
(групповая)
Тренинг
Фронтальна
я
(групповая)
Лекция
Фронтальна
я
(групповая)
Спектакль
Фронтальна
Тренинг
2.2.
2.3.
психотехники актера: развитие
навыков рабочего самочувствия;
развитие творческого
восприятия; развитие
артистической смелости и
элементов характерности.
Воображение и фантазия –
источник творческой духовности
человека.
Упражнения на развитие
воображения.
Сценические этюды:
одиночные – на выполнение
простого задания; на освоение
предлагаемых обстоятельств;
парные – на общение в условиях
органического молчания;
на взаимодействие с партнером.
2.4.
«Ролевая игра» (упражнение).
Предлагаемые обстоятельства,
события, конфликт, отношение.
2.5.
Подготовка и проведение
ораторского баттла.
3.2.
4
4.1.
4.2.
2
2
4
4
2
10
2
1
4
5
Фронтальна
я
(групповая)
Тренинг
Фронтальна
я
(групповая)
Тренинг
Фронтальна
я
(групповая)
Тренинг
Фронтальна
я
(групповая)
Спектакль
Раздел 3 «Ритмопластика»
3
3.1.
я
(групповая)
Сценическое движение как
неотъемлемая часть
Фронтальна
сценического театрализованного
я
2
2
действия. Упражнение «Как
(групповая)
вести себя на сцене» (мимика,
жесты, телодвижения в игре).
Работа актера над образом.
Логика действия:
я – предмет;
Фронтальна
я – стихия;
я
я – животное;
4
4
(групповая)
я – растение;
внешняя характерность;
форма (выдержка и
законченность).
Раздел 4 «Культура и техника речи»
Фронтальна
Тренинг по сценической речи
я
(артикуляционная гимнастика,
2
2
(групповая)
дикционные упражнения).
Овладение техникой
сценического общения
партнеров:
материал для общения –
внутренние чувства, мысли;
объект общения (партнер,
4
2
2
Фронтальна
я
(групповая)
Тренинг
Тренинг
Тренинг
Тренинг
мысль);
средства, приемы общения –
жест, слово, мимика, взгляд;
форма общения –
приспособление;
непрерывность общения;
совокупность всех элементов
общения.
4.3.
Работа с литературным текстом
(словесное действие, логика
речи, орфоэпия).
4.4.
Словесные игры. Пластические
импровизации.
4.5.
Подготовка и показ спектакля к
новому году.
5
5.1.
5.2.
5.3
6
2
2
2
20
2
4
8
8
Фронтальна
я
(групповая)
Тренинг
Фронтальна
я
(групповая)
Тренинг
Фронтальна
я
(групповая)
Спектакль
Раздел 5 «Выразительные средства в театре»
Многообразие выразительных
средств в театре: драматургия;
Фронтальна
декорация; костюм; свет;
я
музыкальное оформление;
4
2
2
(групповая)
шумовое оформление.
(Создание декоративнохудожественного оформления).
Фронтальна
Создание декораций и костюмов,
я
15
5
5
5
подготовка к конкурсу чтецов.
(групповая)
Выступление на конкурсе
чтецов.
2
Фронтальна
я
(групповая)
2
ЛекцияТренинг
Тренинг
Спектакль
Раздел 6 «Работа над спектаклем»
6.1.
Работа над спектаклем:
как создается спектакль;
знакомство со сценарием;
характеры и костюмы;
чтение по ролям,
работа над дикцией;
разучивание ролей;
вхождение в образ;
исполнение роли;
создание афиши и программки;
музыкальное оформление.
6.2.
Развиваем актерское мастерство.
Репетиция.
22
10
8
10
5
4
5
Фронтальна
я
(групповая)
Исполнение
роли
Фронтальна
я
(групповая)
Исполнение
роли
6.3.
Показ театрального
представления:
в школе для учащихся,
родителей, учителей;
на районном смотре.
2
2
Фронтальна
я
(групповая)
Спектакль
Фронтальна
я
(групповая)
Лекция
Фронтальна
я
(групповая)
Творческий
отчет
Фронтальна
я
(групповая)
Летопись
школьного
театра
Раздел 7 «Подведение итогов»
7
7.1.
Мероприятие, посвященное
международному дню театра.
7.2.
Анализ проделанной работы.
Творческий отчет. Поощрение
лучших артистов.
7.3.
Оформление страниц «Летописи
школьного театра».
2
2
2
6
Итого часов
2
2
2
2
136
Календарный учебный график.
№
п/п
1.
2.
3.
Форма
занятия
Часы
Вводное занятие.
Собеседование.
2
Час открытия
нового знания
Час открытия
нового знания
2
2
4.
Тренинг
2
5.
Час открытия
нового знания
2
6.
7.
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
2
2
8.
Выступление
1
9.
Тренинг
2
Тема
занятия
Театр и жизнь. Что дает
театральное искусство в
формировании личности.
История создания школьного
театра, традиции,
знакомство, фотографии
летописи школьного театра,
видеосюжеты, планы.
Театральное искусство
России. Виды театров.
Театральные профессии.
Выдающиеся актеры.
Развитие творческой
активности,
индивидуальности. Снятие
зажимов, раскрепощение.
Исполнительное искусство
актера – стержень
театрального искусства.
Подготовка к празднику,
посвященному дню учителя.
Подготовка к празднику,
посвященному дню учителя.
Выступление на празднике,
посвященному дню учителя.
Тренинг творческой
психотехники актера:
Место
проведения
Актовый зал
Актовый зал
Актовый зал
Актовый зал
Актовый зал
Актовый зал
Актовый зал
Актовый зал
Актовый зал
10.
Тренинг
2
11.
Практикум
2
12.
Практикум
2
13.
Практикум
2
14.
Практикум
2
15.
Практикум
2
16.
Практикум
2
17.
Практикум
2
18.
Выступление
2
19.
Практикум
2
развитие навыков рабочего
самочувствия;
развитие творческого
восприятия;
развитие артистической
смелости и элементов
характерности.
Воображение и фантазия –
источник творческой
духовности человека.
Упражнения на развитие
воображения.
Сценические этюды:
одиночные – на выполнение
простого задания;
на освоение предлагаемых
обстоятельств;
парные – на общение в
условиях органического
молчания;
на взаимодействие с
партнером.
Сценические этюды:
одиночные – на выполнение
простого задания;
на освоение предлагаемых
обстоятельств;
парные – на общение в
условиях органического
молчания;
на взаимодействие с
партнером.
«Ролевая игра»
(упражнение). Предлагаемые
обстоятельства, события,
конфликт, отношение.
Подготовка к ораторскому
баттлу.
Подготовка к ораторскому
баттлу.
Подготовка к ораторскому
баттлу.
Подготовка к ораторскому
баттлу.
Участие в ораторском
баттле.
Сценическое движение как
неотъемлемая часть
сценического
театрализованного действия.
Упражнение «Как вести себя
на сцене» (мимика, жесты,
Актовый зал
Актовый зал
Актовый зал
Актовый зал
Актовый зал
Актовый зал
Актовый зал
Актовый зал
Актовый зал
Актовый зал
20.
Практикум
2
21.
Практикум
2
22.
Тренинг
2
23.
Час открытия
нового знания
2
24.
Тренинг
2
25.
Практикум
2
телодвижения в игре).
Работа актера над образом.
Логика действия:
я – предмет; я – стихия;
я – животное; я – растение;
внешняя характерность;
форма (выдержка и
законченность).
Работа актера над образом.
Логика действия:
я – предмет; я – стихия;
я – животное; я – растение;
внешняя характерность;
форма (выдержка и
законченность).
Тренинг по сценической
речи (артикуляционная
гимнастика, дикционные
упражнения).
Овладение техникой
сценического общения
партнеров: материал для
общения – внутренние
чувства, мысли;
объект общения (партнер,
мысль); средства, приемы
общения – жест, слово,
мимика, взгляд;
форма общения –
приспособление;
непрерывность общения;
совокупность всех элементов
общения.
Овладение техникой
сценического общения
партнеров:
материал для общения –
внутренние чувства, мысли;
объект общения (партнер,
мысль);
средства, приемы общения –
жест, слово, мимика, взгляд;
форма общения –
приспособление;
непрерывность общения;
совокупность всех элементов
общения.
Работа с литературным
текстом (словесное действие,
логика речи, орфоэпия).
Актовый зал
Актовый зал
Актовый зал
Актовый зал
Актовый зал
Актовый зал
26.
Практикум
2
Словесные игры.
Пластические импровизации.
Актовый зал
27.
Комбинированное
занятие
2
Подготовка спектакля к
новому году.
Актовый зал
28.
Комбинированное
занятие
2
Подготовка спектакля к
новому году.
Актовый зал
29.
Комбинированное
занятие
2
Подготовка спектакля к
новому году.
Актовый зал
30.
Комбинированное
занятие
2
Подготовка спектакля к
новому году.
Актовый зал
31.
Выступление
2
Показ спектакля к новому
году.
Актовый зал
32.
Комбинированное
занятие
2
33.
Комбинированное
занятие
2
34.
Комбинированное
занятие
2
35.
Комбинированное
занятие
2
36.
Комбинированное
занятие
2
37.
Комбинированное
занятие
2
38.
Комбинированное
занятие
2
39.
Комбинированное
занятие
2
Многообразие
выразительных средств в
театре: драматургия;
декорация; костюм; свет;
музыкальное оформление;
шумовое оформление.
(Создание декоративнохудожественного
оформления).
Многообразие
выразительных средств в
театре: драматургия;
декорация; костюм; свет;
музыкальное оформление;
шумовое оформление.
(Создание декоративнохудожественного
оформления).
Создание декораций и
костюмов, подготовка к
конкурсу чтецов.
Создание декораций и
костюмов, подготовка к
конкурсу чтецов.
Создание декораций и
костюмов, подготовка к
конкурсу чтецов.
Создание декораций и
костюмов, подготовка к
конкурсу чтецов.
Создание декораций и
костюмов, подготовка к
конкурсу чтецов.
Создание декораций и
костюмов, подготовка к
Актовый зал
Актовый зал
Актовый зал
Актовый зал
Актовый зал
Актовый зал
Актовый зал
Актовый зал
40.
Комбинированное
занятие
2
41.
Комбинированное
занятие
7
42.
Спектакль
2
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
Комбинированное
занятие.
Исполнение роли
Комбинированное
занятие.
Исполнение роли
Комбинированное
занятие.
Исполнение роли
Комбинированное
занятие.
Исполнение роли
Комбинированное
занятие.
Исполнение роли
Комбинированное
занятие.
Исполнение роли
Комбинированное
занятие.
Исполнение роли
Комбинированное
занятие.
Исполнение роли
Комбинированное
занятие.
Исполнение роли
Комбинированное
занятие.
Исполнение роли
Комбинированное
занятие.
Исполнение роли
Комбинированное
конкурсу чтецов.
Создание декораций и
костюмов, подготовка к
конкурсу чтецов.
Работа над спектаклем:
как создается спектакль;
знакомство со сценарием;
характеры и костюмы;
чтение по ролям,
работа над дикцией;
разучивание ролей;
вхождение в образ;
исполнение роли;
создание афиши и
программки;
музыкальное оформление.
Выступление на конкурсе
чтецов.
Актовый зал
Актовый зал
Актовый зал
2
Работа над спектаклем.
Актовый зал
2
Работа над спектаклем.
Актовый зал
2
Работа над спектаклем.
Актовый зал
2
Работа над спектаклем.
Актовый зал
2
Работа над спектаклем.
Актовый зал
2
Работа над спектаклем.
Актовый зал
2
Работа над спектаклем.
Актовый зал
2
Работа над спектаклем.
Актовый зал
2
Работа над спектаклем.
Актовый зал
2
Работа над спектаклем.
Актовый зал
2
Работа над спектаклем.
Актовый зал
2
Развиваем актерское
Актовый зал
55.
56.
57.
58.
59.
занятие.
Исполнение роли
Комбинированное
занятие.
Исполнение роли
Комбинированное
занятие.
Исполнение роли
Комбинированное
занятие.
Исполнение роли
Комбинированное
занятие.
Исполнение роли
Комбинированное
занятие.
Исполнение роли
мастерство. Репетиция
2
Развиваем актерское
мастерство. Репетиция
Актовый зал
2
Развиваем актерское
мастерство. Репетиция
Актовый зал
2
Развиваем актерское
мастерство. Репетиция
Актовый зал
2
Развиваем актерское
мастерство. Репетиция
Актовый зал
2
Развиваем актерское
мастерство. Репетиция
Актовый зал
60.
Спектакль
2
61.
Праздник
2
62.
Обобщение.
Творческий отчет
2
63.
Практикум.
2
64.
Практикум.
2
65.
Практикум.
2
66.
Практикум.
2
Итого:
Показ театрального
представления:
в школе для учащихся,
родителей, учителей;
на районном смотре.
Мероприятие, посвященное
международному дню театра.
Анализ проделанной работы.
Творческий отчет.
Поощрение лучших
артистов.
Оформление страниц
«Летописи школьного
театра».
Оформление страниц
«Летописи школьного
театра».
Оформление страниц
«Летописи школьного
театра».
Оформление страниц
«Летописи школьного
театра».
Актовый зал
Актовый зал
Актовый зал
Актовый зал
Актовый зал
Актовый зал
Актовый зал
136
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной
программы.
I. «Методическое сопровождение программы»
Методические материалы:
пособия (см. Список литературы),
справочные материалы (Энциклопедии театрального искусства),
дидактический материал (сценарный отдел).
Методические рекомендации по организации и ведению образовательной
работы по программе:
Анализ пьесы - процесс живой, творческий, требующий от детей не только
работы мысли, но и воображения, эмоционального отклика на предлагаемые
условия. На первоначальных этапах важно дать ученикам большую свободу
для импровизации и живого общения в рамках предлагаемых пьесой
условий.
На завершающих этапах уточняются идейно-смысловые акценты в развитии
действия, в свете главной идеи спектакля уточняется линия поведения
каждого персонажа, отбираются и закрепляются наиболее выразительные
мизансцены. Очень важное значение для окончательной проверки идейносмыслового звучания спектакля имеют прогонные и генеральные репетиции,
первые показы зрителям.
Показ спектакля - необходимый завершающий этап работы. Нужно
воспитывать у кружковцев отношение к публичному выступлению как к
событию праздничному и ответственному.
Важна и непосредственная организация показа пьесы: подготовка афиш,
программок, билетов, подготовка и проверка оформления, выделение
ответственных за декорации, реквизит, костюмы, за свет, музыкальное
сопровождение, за работу с занавесом. Нужны и дежурные в зале из числа не
занятых в спектакле кружковцев.
Условия достижения наилучшего результата:
Ход занятия характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением
достичь продуктивного результата через коллективное творчество. В основу
заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его
способности и возможности. Педагог стремится воспитывать в детях
самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше
запрограммированности в деятельности детей, тем радостней атмосфера
занятий, тем больше удовольствия получают они от совместного творчества,
тем ярче и красочней становится их эмоциональный мир.
Условия реализации программы:
Классная комната (кабинет литературы) - техническое оснащение
(компьютер, проектор, экран);
Актовый зал (импровизированная сцена);
Видеоматериалы, аудиоматериалы.
Методические разработки по темам программы (см. Приложение).
План и методика ведения воспитательной работы в объединении:
Значимым моментом при работе с детским объединением является
воспитательная работа. Главным звеном этой работы является создание и
укрепление коллектива. Этому способствует общие занятия, занятия по
изучению актерского мастерства, сценической речи, сценического движения,
правильного нанесения грима, подготовка и проведение общих праздников,
выступлений.
Очень важны отношения в коллективе. Коллективная работа способствует не
только всестороннему эстетическому развитию, но и формирование
нравственных качеств ребят, обучает нормам достойного поведения. Одна из
задач педагога - создать комфортный микроклимат. Дружный творческий
коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями и умениями,
но и чувствовать себя единым целым.
Похвала педагога за самостоятельное решение вопроса, постоянные
поручения, беседы, а также помощь младшим товарищам дают уверенность в
себе и чувство удовлетворения. Важно, чтобы старшие участники
чувствовали ответственность за себя и за младших, а младшие – уважали
старших, видя в них защитников и помощников в деятельности.
Большое значение придается на занятиях играм. В игре нередко возникают
достаточно сложные ситуации, требующие от ребят нравственных решений и
действий. Выполнять правила игры обязаны все, и дети чувствуют, что
победа победе – рознь. В игре недопустимы оскорбления друг друга,
грубость, нечестность. Они всегда ценят взаимопомощь, доброту, честность,
поддержку, внимание и чуткость. Воспитательное значение игры трудно
переоценить. Другая функция игры, физическое развитие, в игре
совершенствуются двигательные навыки.
Крайне важно бережно относиться к старшим воспитанникам – подросткам,
учитывая, что именно для них группа имеет особую ценность, личностную
значимость. Различное восприятие малой группы подростков связано с
удовлетворенностью своими взаимоотношениями с другими членами
группы, с такой особенностью подросткового возраста, как преобладание
эмоционально-волевой стороны отношений и неточной осознанностью
отношений и недостаточной осознанностью отношений с товарищами по
группе. Руководитель, учитывая эту особенность, должен распределить
обязанности, роли и поручения таким образом, чтобы статус участника
группы поднимался, а взаимоотношения между организатором (вожаком),
активистами, исполнителями, отдельными ребятами были удовлетворены,
т.е. все были «втянуты» в общее дело. Результативность занятий учащихся
создается путем использования приема взаимооценок, путем формирования
здоровой конкуренции, а также за счет воспитания личностной
ответственности ребенка.
Разработки сценариев открытых мероприятий, занятий (см.
Приложение).
II. «Диагностические материалы»
Формы аттестации/контроля:
собеседование, беседа;
игровые задания для определение уроувня практических умений и
теоретических знаний;
отчетный концерт (показ спектакля), исполнение роли;
презентация, творческий отчет.
Для закрепления полученных знаний, умений и навыков предусмотрен показ
театральных постановок на общешкольных мероприятиях, после которого
проводится коллективный анализ ученических работ, в ходе которого
отмечаются наиболее удачные сценические решения, оригинальные подходы к
исполнению номеров, разбираются типичные ошибки.
Контроль так же может осуществляться в такой форме, как участие в
общешкольных мероприятиях и в районных конкурсах.
Оценочные материалы:
пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение
учащимися планируемых результатов (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5) –см.
Приложение.
III. «Дидактические материалы»:
тематические текстовые подборки (лекционный материал, разъяснения,
образовательная информация и т.д.);
материалы диагностических и обучающих игр;
видео презентации, электронные презентации.
См. Приложение.
Приложение № 1
Литература
Основной:
Агапова И.А., Давыдова М.А. Театральные постановки в средней школе.
Пьесы для 5 – 9 классов. Волгоград, изд. «Учитель», 2009г.
Гальцова Е.А. Детско-юношеский театр мюзикла. Программа, разработки
занятий, рекомендации. Волгоград, изд. «Учитель», 2009г.
Генералова И.А. Театр (Методические рекомендации для учителя). – М.,
2005г.
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М.,
2010г.
Дзюба П.П. Сказка на сцене: постановки. – Ростов-на-Дону: Феникс,2005г.
Каришев-Лубоцкий. Театрализованные представления для детей школьного
возраста. - М., 2005г.
Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе. Программы, конспекты
занятий, сценарии. Волгоград, изд. «Учитель», 2009г.
Логинов С.В. Школьный театр миниатюр: сценки, юморески, пьесы./ С.В.
Логинов. – Волгоград: Учитель, 2009г.
Макарова Л.П. Театрализованные праздники для детей. – Воронеж, 2003г.
Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности
дошкольников и младших школьников. – М., 2003г.
Дополнительный:
http://dramateshka.ru/
http://www.teatr-obraz.ru/masterstvo