Приложение 1 к ДООП Школа будущего первоклассника Знакомство с грамотой и окружающим миром

Приложение 1
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
гуманитарной направленности
«Школа будущего первоклассника»

ПРОГРАММА
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
гуманитарной направленности
«Знакомство с грамотой и окружающим миром»
на 2021-2022 учебный год
срок реализации – 7 месяцев (25 часов)
возраст детей – 6-7 лет

Богданович

Программа разработана на основе дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы гуманитарной направленности «Школа будущего
первоклассника».
Направленность программы: гуманитарная.
Срок реализации программы: 7 месяцев (25 часов).
Цели программы:
Цель данного курса
подчинена общим задачам «Школы будущего
первоклассника». А именно, сформировать психологическую готовность к обучению в
начальной школе: вызвать у детей интерес к языку, обеспечить творческий характер
речи, побудить тенденцию к саморазвитию, а также помочь детям старшего дошкольного
возраста подготовить руку к письму и сформировать определенные графические навыки
для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.
Решение поставленной цели включает в себя три основных направления:
-структурное (формирование различных структурных уровней системы языка –
фонетического, лексического, грамматического).
-функциональное (формирование навыков речи для реализации коммуникативной
функции).
-познавательное (формирование способностей к элементарному анализу языковых
и речевых умений
Программа
курса решает следующие задачи в комплексе и взаимообусловлено:
1.Формирование звуковой культуры (включает произносительные качества звуков,
выработку дикции, выполнение орфоэпических норм речи, формирование темпа речи и
качества голоса).
2.Развитие словаря (расширение словаря за счѐт незнакомых слов, учитывая основные
характеристики слова: звуковой состав,
лексическое значение, морфологическую
структуру).
3.Формирование грамматического строя речи (усвоение грамматики родного языка имеет
большую абстрагирующую силу, формируется логическое мышление).
4.Развитие связной речи (умение слушать и понимать обращѐнную речь, поддерживать
содержательную беседу, развивать культуру
общения, развивать способность
рассказывать по восприятию, памяти, воображению).
5. Развитие зрительно-моторной координации, мышления, внимания, памяти, речи,
слухового восприятия.
6. Формирование терпения, усердия, усидчивости, желания учиться в школе.
Учитывая необходимость подготовки ребенка к школе, особое внимание следует
уделять развитию познавательно-речевой деятельности дошкольников.
Задачи работы по развитию речи:
1. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.
2. Развитие грамматического строя речи.
3. Развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.
4. Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи
детей.
5. Обучение звуко -слоговому анализу слов.
6. Развитие мелкой моторики руки.
Содержание курса
Программа направлена на общее развитие ребѐнка, посредством которого
создаѐтся прочная основа для успешного изучения русского языка.
Содержание рабочей программы позволяет организовать работу по трѐм
направлениям:
-развитие связной речи;
-подготовка к обучению чтения;

2

-подготовка к обучению письму.
Развитие связной речи происходит посредством обогащения и совершенствования
грамматического строя языка ребѐнка. Осуществляется переход от ситуационной к
конкретной форме речи; на данном этапе возрастает регулирующая функция речи в
поведении ребѐнка, формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого
мышления, начинается осознанная работа над словарным составом речи и звуковым
составом слова, ведѐтся подготовка к чтению и письменной речи.
При подготовке к обучению грамоте формируется готовность связно говорить на
определѐнные темы, осознать на элементарном уровне, что такое речь, каково еѐ
назначение, и еѐ особенности.
Подготовка к обучению чтения построена на развитии фонематического слуха
детей, на отчѐтливом и ясном произношении звуков, слогов, слов, на выделении
предложений и слов из речи. Большое место занимает работа над звуковым анализом
слова и подготовкой к освоению механизма чтения.
Если при подготовке к обучению чтения и при работе над совершенствованием
связной речи в основе лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письма
преобладают технические действия.
Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме
развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный
аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая
моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение,
память, мышление.
При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных
анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура,
воспринимаемого предмета одновременно. Значительная часть детей при зрительном
восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого
предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер.
Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно
зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его
воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует
довольно
высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и
детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную
систему упражнений для подготовки к письму.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический познавательно исследовательский характер.
Содержание
№
Название раздела
раздела
1
Развитие речи
Беседа по картинке:
- совершенствование общих речевых навыков;
- составление описательного рассказа.
Составление рассказа по плану.
Правильное употребление слов-названий предметов, признаков действий,
объяснение их значений.
Обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому
дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.
Образование существительных, обозначающих род деятельности, образование
сложных слов.
Подбор обобщающих слов к группе предметов .
Диалог, монолог, косвенная речь.

3

Знакомство с буквами.
Предложение и слово:
- членение речи на предложения;
- членение предложений на слова;
- членение слова на слоги с использованием графических схем.
Слог и ударение:
- деление слов на слоги;
- определение количества слогов в слове
Звуки и буквы:
- представление о звуках;
- различие на слух и при произношении гласных и согласных звуков;
- обводка и штриховка контуров;
- знакомство с написанием больших и маленьких букв, основные типы их
соединений
Художественная литература.
Сказка:
- пересказ сказки;
- соотносить содержание текста с изображением на картинке;
- отвечать на вопросы;
- ставить вопрос к тексту;
- придумывать необычный конец.
Рассказ:
- пересказ небольшого по объѐму литературного произведения;
- соотносить содержание текста с изображением на картинке;
- отвечать на вопросы.

2.

3.

Тематическое планирование
№
урока
1.
2.
3.
4.
5.

6.
7.
8.
9.

Тема урока
Путешествие в Страну Знаний. Понятие «звук», «рабочая строка». Мир
людей. Виды самолѐтов.
Понятия «звук», «буква». Мир природы. Рыбы.
Знакомство со звуком [а] и буквами А, а. Письмо короткой и длинной
наклонных линий. Мир людей. Кто пишет сказки?
Знакомство со звуком [о] и буквами О, о. Письмо короткой наклонной
линии с закруглением внизу. Мир природы. Цветы.
Знакомство со звуком [и] и буквами И, и. Письмо короткой наклонной
линии с закруглением внизу и вверху. Мир природы. Грибы.
Съедобные и несъедобные грибы.
Знакомство со звуком [у] и буквами У, у. Письмо правого и левого
полуовалов. Мир природы. Насекомые.
Знакомство со звуком [ы] и буквой ы. Письмо овала. Мир людей. Виды
транспорта. Светофор. Переходим улицу.
Знакомство со звуками [н], [н`] и буквами Н, н. Письмо овала, Мир
людей. Глобус — модель Земли.
Знакомство со звуками [к], [к`] и буквами К, к. Письмо наклонных

Кол-во
часов
1
1
1
1
1

1
1
1
1

4

10.

11.

12.

13.

14.

15.
16.

17.

18.
19.

20.
21.
22.

23.
24.
25.

линий с петлѐй вверху и с петлѐй внизу. Мир природы. Самые-самые.
Голубой кит.
Знакомство со звуками [с], [с`] и буквами С, с. Письмо короткой
наклонной линии. Письмо наклонной линии с петлѐй вверху. Мир
природы. Знакомимся с деревьями. Хвойные и лиственные деревья.
Знакомство со звуками [т], [т`] и буквами Т, т. Письмо короткой
наклонной линии с закруглением внизу и штрихом вверху. Мир
природы. В лесу.
Знакомство со звуками [л], [л`] и буквами Л, л. Письмо короткой
наклонной линии с закруглением вверху. Мир природы. Дикие
животные.
Знакомство со звуками [р], [р`] и буквами Р, р. Письмо короткой и
длинной наклонных линий. Мир природы. Явления живой и неживой
природы: дождь, радуга.
Знакомство со звуками [м], [м`] и буквами М, м. Письмо короткой
наклонной линии с закруглением внизу и короткой наклонной линии с
закруглением вверху. Мир людей. Первая игрушка. История
возникновения матрѐшки.
Знакомство со звуками [з], [з`] и буквами З, з. Письмо короткой
наклонной линии и овала, Мир людей. Сберѐжем родную природу.
Знакомство со звуками [г], [г`] и буквами Г, г. Письмо короткой
наклонной линии, полуовалов, короткой линии с закруглением вверху и
внизу., Мир людей. Карта.
Знакомство со звуками [д], [д`] и буквами Д, д. Письмо короткой
наклонной линии, линии с закруглением внизу и штрихом вверху. Мир
людей. В городе, в деревне.
Знакомство со звуками [в], [в`], [ф], [ф`] и буквами В, в, Ф, ф. Письмо
овала. Мир людей. Игровые виды спорта.
Знакомство со звуками [б], [б`], [п], [п`] и буквами Б, б, П, п. Письмо
наклонной линии с петлѐй вверху и наклонной линии с петлѐй внизу.
Мир людей. Виды спорта. Спортивные снаряды.
Знакомство со звуками [ж], [ш] и буквами Ж, ж,, Ш, ш. Письмо
короткой наклонной линии и овала. Мир людей. Детские игры.
Знакомство со звуком [ч`] и буквами Ч, ч. Письмо короткой прямой
наклонной линии овала. Мир людей. В магазине.
Знакомство со звуком [щ`] и буквами Щ, щ. Письмо наклонной линии
с петлѐй внизу, короткой наклонной линии с закруглением внизу и
штрихом вверху. Мир людей. Наши помощники — инструменты.
Знакомство со звуком [ц] и буквами Ц, ц. Письмо полуовалов, прямой
наклонной линии. Мир людей. В цирке.
Знакомство со звуками [х], [х`] и буквами Х, х. Письмо изученных
элементов букв. Мир людей. Как хлеб на стол пришел.
Упражнение в печатании слов и чтении предложений.
ИТОГО:

1

1

1

1

1

1
1

1

1
1

1
1
1

1
1
1

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».