Адаптированная рабочая программа по родной (русской) литературе 5-9 классы

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«РОДНАЯ (РУССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА»

УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ: ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ
УРОВЕНЬ ИЗУЧЕНИЯ: БАЗОВЫЙ
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 5 ЛЕТ
-

Богданович

1

Содержание
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «РОДНАЯ (РУССКАЯ)
ЛИТЕРАТУРА»
Раздел 2. Содержание учебного предмета
Раздел 3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы
воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

2

Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «РОДНАЯ (РУССКАЯ)
ЛИТЕРАТУРА»
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного
учебного предмета, курса
Литература как учебный предмет играет ведущую роль в достижении личностных,
предметных и метапредметных результатов обучения и воспитания школьников.
Личностные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная
(русская) литература» должны отражать:
 осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической
принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и
настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед
Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества;
 способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, уважительное отношение к труду;
 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
 осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
 развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира творческой деятельности эстетического характера; осознание значимости
художественной культуры народов России и стран мира;
 способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания; готовность к совместной деятельности, активное участие в
коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
 неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и правовых) норм;
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и поступкам
других.
3

Метапредметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету
«Родная (русская) литература» должны отражать сформированность универсальных
учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно планировать
пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной
задачи, собственные возможности ее решения;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД:
 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;  навыки смыслового чтения.
Коммуникативные УУД
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и
письменной речью, монологической контекстной речью;
 формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного
пользования словарями и другими поисковыми системами.

4

Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная
(русская) литература» должны отражать:
 понимание значимости родной русской литературы для вхождения в культурно-языковое
пространство своего народа; осознание коммуникативно-эстетических возможностей
родного русского языка на основе изучения выдающихся произведений родной русской
литературы;
 проявление ценностного отношения к родной русской литературе как хранительнице
культуры русского народа, ответственности за сохранение национальной культуры,
приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого
исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов
Российской Федерации и мира;
 понимание наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской литературы и
культуры произведений русских писателей, в том числе современных авторов,
продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской литературы;
 осмысление ключевых для национального сознания культурных и нравственных
смыслов, проявляющихся в русском культурном пространстве и на основе
многоаспектного диалога с культурами народов России и мира;
 развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур
народов России и всего человечества; понимание их сходства и различий с русскими
традициями и укладом; развитие способности понимать литературные художественные
произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
 овладение различными способами постижения смыслов, заложенных в произведениях
родной русской литературы, и создание собственных текстов, содержащих суждения и
оценки по поводу прочитанного;
 применение опыта общения с произведениями родной русской литературы в
повседневной
жизни
и
проектной
учебной
деятельности,
в
речевом
самосовершенствовании; умение формировать и обогащать собственный круг чтения;
 накопление опыта планирования собственного досугового чтения произведений родной
русской литературы, определения и обоснования своих читательских предпочтений;
формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в
этом мире, гармонизации отношений человека и общества.
Предметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная
(русская) литература» по годам обучения
Первый год обучения. 5 класс
5

 формирование умения выделять проблематику русских народных и литературных сказок,
пословиц и поговорок как основу для развития представлений о нравственном идеале
русского народа в контексте диалога культур с другими народами России; осмысление
ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в
произведениях о Москве как столице России и о русском лесе;
 формирование представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте
культур народов России; русские национальные традиции в рождественских
произведениях и произведениях о семейных ценностях;
 формирование начальных представлений о русском национальном характере, его
парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины в Отечественной
войне 1812 года, о проблемах подростков и о своеобразии русского языка и родной речи;
 развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на
основе наводящих вопросов; под руководством учителя создавать элементарные историкокультурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате
ответа на вопрос, сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями
других искусств и учиться отбирать произведения для самостоятельного чтения;
формирование начальных представлений о проектноисследовательской деятельности и
оформлении ее результатов, начальных умений работы с разными источниками
информации.
Второй год обучения. 6 класс
 развитие умения выделять проблематику русских былин и былинных сюжетов в
фольклоре и русской литературе для развития представлений о нравственном идеале
русского народа в контексте героического эпоса разных народов, устанавливать связи
между ними на уровне тематики, проблематики, образов; осмысление ключевых для 18
русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о
русском севере и русской зиме;
 развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур
народов России; русские национальные традиции в произведениях о русской масленице, о
родном крае и русском доме;
 развитие представлений о русском национальном характере, его парадоксах и загадках
русской души в произведениях о защите Родины в Крымской войне, об оптимизме и
взаимопомощи как основных чертах русского человека, реальности и мечтах в книгах о
подростках и о богатстве русского языка и родной речи;
 развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на
основе наводящих вопросов или по предложенному плану; создавать краткие историкокультурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате
ответа на вопрос, анализа поэтического текста, характеристики героя; под руководством
6

учителя сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других
искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие
начальных умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и
оформления ее результатов, работы с разными источниками информации и овладения
простейшими способами её обработки и презентации.
Третий год обучения. 7 класс
 развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие русских
народных песен (исторических и лирических), выявлять фольклорные сюжеты и мотивы в
русской литературе для развития представлений о нравственном идеале русского народа;
осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных
смыслов в произведениях о сибирском крае и русском поле;
 развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур
народов России; русские национальные традиции в произведениях о православном
праздновании Пасхи и о русских умельцах и мастерах;
 развитие представлений о русском национальном характере, истоках русского
патриотизма и героизма в произведениях о защите Родины; о загадках русской души;
взрослых проблемах, которые приходится решать подросткам; об уникальности русского
языка и родной речи;
 развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста по
предложенному плану и воспринимать художественный текст как послание автора
читателю, современнику и потомку; создавать историко-культурные комментарии и
собственные тексты интерпретирующего характера в формате сравнительной
характеристики героев, ответа на проблемный вопрос; под руководством учителя
сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств;
самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие умений
самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов,
навыков работы с разными источниками информации и овладения основными способами
её обработки и презентации.
Четвёртый год обучения. 8 класс
 развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие
произведений о легендарных героях земли русской для развития представлений о
нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для русского
национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о Золотом
кольце России и великой русской реке Волге;
 развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур
народов России; русские национальные традиции в произведениях о православном
праздновании Троицы и о родстве душ русских людей;
7

 развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о войне; о
русском человеке как хранителе национального сознания; трудной поре взросления; о
языке русской поэзии;  развитие умений давать смысловой и идейно-эстетический анализ
фольклорного и литературного текста самостоятельно и воспринимать художественный
текст как послание автора читателю, современнику и потомку; создавать развернутые
историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в
формате анализа эпизода, ответа на проблемный вопрос; самостоятельно сопоставлять
произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно
отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие умений самостоятельной
проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с
разными источниками информации и овладения основными способами её обработки и
презентации.
Пятый год обучения. 9 класс
 развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие
произведений разных жанров и эпох об Отечественной войне 1812 года для развития
представлений о нравственных идеалах русского народа; осмысление ключевых для
русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях
об образе Петербурга и российской степи в русской литературе;
 развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур
народов России; русские национальные традиции в произведениях о родительском доме
как вечной ценности;
 развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о Великой
Отечественной войне; о судьбах русских эмигрантов в литературе Русского Зарубежья; о
нравственных проблемах в книгах о прощании с детством;
 развитие умений осознанно воспринимать художественное произведение в единстве
формы и содержания, устанавливать поле собственных читательских ассоциаций, давать
самостоятельный смысловой и идейно-эстетический анализ художественного текста;
создавать развернутые историко-культурные комментарии и собственные тексты
интерпретирующего характера в различных форматах; самостоятельно сопоставлять
произведения словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения, определяя для себя
актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; развитие умений
самостоятельной проектноисследовательской деятельности и оформления ее результатов,
навыков работы с разными источниками информации и овладения различными способами
её обработки и презентации.

8

Раздел 2. Содержание учебного предмета
Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира, предоставляет
широкие возможности для отражения эстетически ценной художественной модели мира
и духовного познания жизни с позиций гуманистического сознания. Лучшие образцы
русской литературы обладают высокой степенью эмоционального воздействия на
внутренний мир школьников, способствуют их приобщению к гуманистическим
ценностям и культурно-историческому опыту человечества, поэтому в поликультурной
языковой среде русская литература должна изучаться на основе диалога культур.
Гуманистический потенциал русской литературы позволяет рассматривать её как
общенациональную российскую ценность, как средство воспитания школьников в духе
уважительного отношения к языку и культуре 5 народов Российской Федерации и мира,
формирования культуры межнационального общения. Как часть предметной области
«Родной язык и родная литература» учебный предмет «Родная (русская) литература»
тесно связан с предметом «Родной (русский) язык». Изучение предмета «Родная
(русская) литература» способствует обогащению речи школьников, развитию их
речевой культуры, коммуникативной и межкультурной компетенций. Содержание курса
«Родная (русская) литература» направлено на удовлетворение потребности школьников
в изучении русской литературы как особого, эстетического, средства познания русской
национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет«Родная (русская)
литература» не ущемляет права тех школьников, которые изучают иные родные языки
и родные литературы, поэтому учебное время, отведённое на изучение данного
предмета, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного
курса литературы, входящего в предметную область «Русский язык и литература».
Содержание программы по родной русской литературе не включает произведения,
изучаемые в основном курсе литературы, его задача – расширить литературный и
культурный кругозор обучающихся за счёт их знакомства с дополнительными
произведениями фольклора, русской классики и современной литературы, наиболее
ярко воплотившими национальные особенности русской литературы и культуры,
которые могут быть включены в проблемно-тематические блоки в соответствии со
спецификой курса. Программа учебного предмета «Родная (русская) литература» для
5–9 классов основной школы строится на сочетании проблемно-тематического,
концентрического и хронологического принципов. Содержание программы для каждого
класса включает произведения фольклора, русской классики и современной
литературы, актуализирующие вечные проблемы и ценности: (добро и зло, природа и
человек, дом и семья, сострадание и жестокость, великодушие и милосердие,
нравственный выбор человека и др.). Содержание программы направлено на
достижение результатов освоения основной образовательной программы основного
общего образования в части требований, заданных федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования к предметной области
«Родной язык и родная литература» . Изучение предмета «Родная (русская)
литература» должно обеспечить достижение следующих целей:
 воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать
произведения родной русской литературы, и обладающей гуманистическим
мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным
самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к
многонациональному народу России;
9

 формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание
ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского
народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и
приобщение к его культурному наследию;
 осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности
к свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской
культуры;
 развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей,
необходимых для успешной социализации и самореализации личности в
многонациональном российском государстве.
Учебный предмет «Родная (русская) литература» направлен на решение следующих
задач:
 приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого
исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов
Российской Федерации;
 осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению
историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
 выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей,
формирование представлений о многообразии национально-специфичных форм
художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в
русской литературе;
 получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в
контексте её взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их
взаимовлияния;
 выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской
литературе; создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и
оценки по поводу прочитанного;
 формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в
повседневной жизни и учебной деятельности;
 накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и
обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной русской
литературы;
 формирование потребности в систематическом чтении произведений родной
русской литературы как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации
отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
 развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска,
анализа, обработки и презентации информации из различных источников, включая
Интернет, и др.
В основу курса родной русской литературы заложена мысль о том, что русская
литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для национальной
культурной традиции.
Содержание программы курса «Родная (русская) литература» определяется следующими
принципами.
1. Основу программы«Родная (русская) литература» составляют произведения русских
писателей, наиболее ярко воплотившие национальную специфику русской литературы и
культуры, которые не входят в список обязательных произведений, представленных в
10

Примерной программе (ПООП ООО) по учебному предмету «Литература». Перечень имён
писателей в программе курса русской родной литературы включает не только традиционно
изучаемый в школе «первый ряд» национального литературного канона, но и авторов,
составляющих «круг» классиков литературы, что позволяет дополнить тематические блоки
новыми для школьной практики произведениями.
2. В программу учебного предмета «Родная (русская) литература» вводится большое
количество произведений современных авторов, продолжающих в своём творчестве
национальные традиции русской литературы и культуры, но более близких и понятных
современному школьнику, чем классика.
3. Проблемно-тематические блоки объединяют произведения в соответствии с
выделенными сквозными линиями (например: родные просторы – русский лес – берёза).
4. Внутри проблемно-тематических блоков произведений выделяются отдельные подтемы,
связанные с национально-культурной спецификой русских традиций, быта и нравов
(например: праздники русского мира, Масленица, блины и т. п.).
5. В каждом тематическом блоке выделяются ключевые слова, которые позволяют на
различном литературно-художественном материале показать, как важные для
национального сознания понятия проявляются в культурном пространстве на протяжении
длительного времени – вплоть до наших дней (например: сила духа, доброта, милосердие).
6. В отдельные тематические блоки программы вводятся литературные произведения,
включающие в сферу выделяемых национальноспецифических явлений образы и мотивы,
отражённые средствами других видов искусства: живописи, музыки, кино, театра. Это
позволяет прослеживать связи между ними (диалог искусств в русской культуре).
В соответствии с указанными общими принципами формирования содержания курса
родной русской литературы в программе выделяются три содержательные линии (три
проблемно-тематических блока):
 «Россия – родина моя»;
 «Русские традиции»;
 «Русский характер – русская душа».
Первый год обучения (17 ч)
5 КЛАСС РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (9 ч)
Преданья старины глубокой (4 ч)
Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе.
Русские народные и литературные сказки.
Сказка «Лиса и медведь» (русская народная сказка).
К. Г. Паустовский. «Дремучий медведь».
Города земли русской (3 ч)
Москва в произведениях русских писателей
А. С. Пушкин. «На тихих берегах Москвы…»
М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва!.. люблю тебя как сын…»
11

Л. Н. Мартынов. «Красные ворота».
А. П. Чехов. «В Москве на Трубной площади».
Родные просторы (2 ч)
Русский лес И. С. Соколов-Микитов. «Русский лес».
А. В. Кольцов. «Лес».
В. А. Рождественский. «Берёза».
В. А. Солоухин. «Седьмую ночь без перерыва…»
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (9 ч)
Праздники русского мира (5 ч) Рождество
Б. Л. Пастернак. «Рождественская звезда» (фрагмент).
В. Д. Берестов. «Перед Рождеством».
А. И. Куприн. «Бедный принц».
И. А. Ильин. «Рождественское письмо».
Тепло родного дома (4 ч) Семейные ценности
И. А. Крылов. «Дерево».
И. А. Бунин. «Снежный бык».
В. И. Белов. «Скворцы».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (9 ч) Не до ордена – была бы
Родина (2 ч)
Отечественная война 1812 года
Ф. Н. Глинка. «Авангардная песнь».
Д. В. Давыдов. «Партизан» (отрывок).
Загадки русской души (3 ч) Парадоксы русского характера
К. Г. Паустовский. «Похождения жука-носорога» (солдатская сказка).
Ю. Я. Яковлев. «Сыновья Пешеходова».
О ваших ровесниках (3 ч) Школьные контрольные
К. И. Чуковский. «Серебряный герб» (фрагмент).
А. А. Гиваргизов. «Контрольный диктант».
Лишь слову жизнь дана (1 ч) Родной язык, родная речь
И. А. Бунин. «Слово».
В. Г. Гордейчев. «Родная речь».
Второй год обучения (17ч)
6 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (9 ч) Преданья старины глубокой (3 ч)
Русские былины: богатыри и богатырство Былина «Илья Муромец и Святогор».
Былинные сюжеты и герои в русской литературе
И. А. Бунин. «Святогор и Илья».
М. М. Пришвин. «Певец былин».
Города земли русской (3 ч) Русский Север: Архангельск в русской литературе
12

С. Г. Писахов. «Морожены песни» (из книги «Ледяна колокольня).
Б. В. Шергин. «Детство в Архангельске», «Миша Ласкин» (главы из книги «Поморские
были и сказания»). Родные просторы (3 ч) Стихи русских поэтов о зиме
И. С. Никитин. «Встреча Зимы».
А. А. Блок. «Снег да снег. Всю избу занесло…»
Н. М. Рубцов. «Первый снег».
По мотивам русских сказок о зиме Е. Л. Шварц. «Два брата».
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (9 ч) Праздники русского мира (4 ч) Масленица
М. Ю. Лермонтов. «Посреди небесных тел…»
А. Д. Дементьев. «Прощёное воскресенье».
А. П. Чехов. «Блины».
Тэффи. «Блины».
Тепло родного дома (5 ч) Всюду родимую Русь узнаю
В. А. Рождественский. «Русская природа».
К. Г. Паустовский. «Заботливый цветок».
Ю. В. Бондарев. «Поздним вечером».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (9 ч) Не до ордена – была бы
Родина (2 ч) Оборона Севастополя
А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе».
А. А. Фет. «Севастопольское братское кладбище».
Рюрик Ивнев. «Севастополь».
Загадки русской души (3 ч) Чудеса нужно делать своими руками
Ф. И. Тютчев. «Чему бы жизнь нас ни учила…»
Н. С. Лесков. «Неразменный рубль».
В. П. Астафьев. «Бабушка с малиной».
О ваших ровесниках (3 ч) Реальность и мечты
Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы «Как я с ним познакомился»,
«Кирпичные острова»).
Е. С. Велтистов. «Миллион и один день каникул» (фрагмент).
Лишь слову жизнь дана (1 ч) На русском дышим языке
К. Д. Бальмонт. «Русский язык».
Ю. П. Мориц. «Язык обид – язык не русский…»
Третий год обучения (17 ч)
7 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (9 ч) Преданья старины глубокой (3 ч)
Русские народные песни: исторические и лирические На заре то было, братцы, на
утренней…», «Ах вы, ветры, ветры буйные…»
13

Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе
А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине» (песня 1).
И. З. Суриков. «Я ли в поле да не травушка была…»
А. К. Толстой. «Моя душа летит приветом…»
Города земли русской (3 ч) Сибирский край
В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава «Тобольск»).
А. И. Солженицын. «Колокол Углича».
Родные просторы (3 ч) Русское поле
И. С. Никитин. «Поле».
И. А. Гофф. «Русское поле».
Д. В. Григорович. «Пахарь» (главы из повести).
. РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (9 ч) Праздники русского мира (5 ч) Пасха
К. Д. Бальмонт «Благовещенье в Москве».
А. С. Хомяков. «Кремлевская заутреня на Пасху».
А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П. Боткину).
А. П. Чехов. «Казак».
Тепло родного дома (4 ч) Русские мастера
С. А. Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент).
Ф. А. Абрамов. «Дом» (фрагмент).
В. А. Солоухин. «Камешки на ладони».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (9 ч) Не до ордена – была бы
Родина (3 ч)
На Первой мировой войне
С. М. Городецкий. «Воздушный витязь».
Г. М. Иванов. «О, твёрдость, о, мудрость прекрасная…», «Георгий Победоносец».
Н. С. Гумилёв. «Наступление», «Война».
М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза».
Загадки русской души (3 ч) Долюшка женская
Ф. И. Тютчев. «Русской женщине».
Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…»
14

Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг берутся силы…»
Ф. А. Абрамов. «Золотые руки».
В. М. Тушнова. «Вот говорят: Россия…»
О ваших ровесниках (2 ч) Взрослые детские проблемы
А. С. Игнатова. «Джинн Сева».
Н. Н. Назаркин. «Изумрудная рыбка» (главы «Изумрудная рыбка», «Ах, миледи!»,
«Про личную жизнь»).
Лишь слову жизнь дана (1 ч) Такого языка на свете не бывало
Вс. Рождественский. «В родной поэзии совсем не старовер…»
Четвёртый год обучения (17ч) 8 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (9 ч) Преданья старины глубокой (3 ч)
Легендарный герой земли русской Иван Сусанин
С. Н. Марков. «Сусанин».
О. А. Ильина. «Во время грозного и злого поединка…»
П. Н. Полевой. «Избранник Божий» (главы из романа).
Города земли русской (3 ч) По Золотому кольцу
Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный…»
М.А. Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке…»
И. И. Кобзев. «Поездка в Суздаль».
В. А. Степанов. «Золотое кольцо».
Родные просторы (3 ч) Волга – русская река
«Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская народная песня).
Н. А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе старого Наума»).
В. С. Высоцкий. «Песня о Волге».
В. В. Розанов. «Русский Нил» (фрагмент).
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (9 ч) Праздники русского мира (4 ч) Троица
И. А. Бунин. «Троица».
С. А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон…»
Н. И. Рыленков. «Возможно ль высказать без слов…»
И. А. Новиков. «Троицкая кукушка».
Тепло родного дома (5 ч) Родство душ
15

Ф. А. Абрамов. «Валенки».
Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести).
А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак. «Радость жизни».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (9 ч) Не до ордена – была бы
Родина (2 ч) Дети на войне
Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы).
Загадки русской души (2 ч) Сеятель твой и хранитель
И. С. Тургенев. «Сфинкс».
Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей».
О ваших ровесниках (4 ч) 29 Пора взросления
Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы).
Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы)
Лишь слову жизнь дана (1 ч) Язык поэзии
Дон Аминадо. «Наука стихосложения».
И. Ф. Анненский. «Третий мучительный сонет».
Пятый год обучения (17 ч) 9 КЛАСС
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (9 ч) Преданья старины глубокой (3 ч)
Отечественная война 1812 года в русском фольклоре и литературе
Песня «Как не две тученьки не две грозныя…» (русская народная песня).
В. А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов» (в сокращении).
А. С. Пушкин. «Полководец», «Бородинская годовщина» (фрагмент).
М. И. Цветаева. «Генералам двенадцатого года».
И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года» (фрагмент).
Города земли русской (3 ч) Петербург в русской литературе
А. С. Пушкин. «Город пышный, город бедный…»
О. Э. Мандельштам. «Петербургские строфы».
А. А. Ахматова. «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в облаченьи…»).
Д. С. Самойлов. «Над Невой» («Весь город в плавных разворотах…»).
Л. В. Успенский. «Записки старого петербуржца» (глава «Фонарикисударики»).
Родные просторы (3 ч) Степь раздольная
«Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…» (русская народная песня).
П. А. Вяземский. «Степь».
16

И. З. Суриков. «В степи».
А. П. Чехов. «Степь» (фрагмент).
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (9 ч) Праздники русского мира (4 ч) Августовские
Спасы
К. Д. Бальмонт. «Первый спас».
Б. А. Ахмадулина. «Ночь упаданья яблок».
Е. А. Евтушенко. «Само упало яблоко с небес…»
Е. И. Носов. «Яблочный спас».
Тепло родного дома (5 ч) Родительский дом
А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (главы).
В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка» (рассказ из повести «Последний поклон»).
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (9 ч) Не до ордена – была бы
Родина (4 ч) Великая Отечественная война
Н. П. Майоров. «Мы».
М. В. Кульчицкий. «Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!..»
Ю. М. Нагибин. «Ваганов».
Е. И. Носов. «Переправа».
Загадки русской души (2 ч) 31 Судьбы русских эмигрантов
Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя».
А. Т. Аверченко. «Русское искусство».
О ваших ровесниках (2 ч) Прощание с детством
Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (фрагмент).
Лишь слову жизнь дана (1 ч) «Припадаю к великой реке…»
И. А. Бродский. «Мой народ».
С. А. Каргашин. «Я – русский! Спасибо, Господи!..»

Раздел 3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы
воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Тематическое планирование предмета «Русская литература» составлено с учетом
рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного предмета благодаря
подобранным текстам упражнений обеспечивает реализацию целевых приоритетов
воспитания обучающихся МАОУ – СОШ № 2:
17

-создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений и, прежде
всего, ценностных отношений:
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения
уверенности в завтрашнем дне;
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором
человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками
и которую нужно оберегать;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой
дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания
благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка,
искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего
настроения и оптимистичного взгляда на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку
радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся
личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Тематическое планирование
5 класс
Наименование раздела
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
Преданья старины глубокой
Города земли русской
Родные просторы
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Праздники русского мира . Рождество
Тепло родного дома . Семейные ценности
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы Родина
Отечественная война 1812 года
Загадки русской души. Парадоксы русского характера
О ваших ровесниках.
Школьные контрольные

Количество часов
2
1
1
3
3
2
2
2
18

Лишь слову жизнь дана. Родной язык, родная речь
Итого 17 часов
6 класс
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
Преданья старины глубокой
Города земли русской. Русский Север: Архангельск в
русской литературе
Родные просторы. Стихи русских поэтов о зиме
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Праздники русского мира. Масленица
Тепло родного дома. Всюду родимую Русь узнаю
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы Родина. Оборона
Севастополя
Загадки русской души. Чудеса нужно делать своими
руками
О ваших ровесниках. Реальность и мечты
Лишь слову жизнь дана. На русском дышим языке
Итого 17 часов
7 класс
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
Преданья старины глубокой
Города земли русской. Сибирский край
Родные просторы. Русское поле
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Праздники русского мира. Пасха
Тепло родного дома. Русские мастера
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы Родина. На Первой мировой
войне
Загадки русской души. Долюшка женская
О ваших ровесниках. Взрослые детские проблемы
Лишь слову жизнь дана. Такого языка на свете не
бывало
Итого 17 часов
8 класс
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
Преданья старины глубокой. Легендарный герой
земли русской Иван Сусанин
Города земли русской. По Золотому кольцу
Родные просторы. Волга – русская река

1

2
2
1
2
3
1
2
3
1

2
1
1
3
2
2
2
2
2

1
1
1
19

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Праздники русского мира. Троица
Тепло родного дома. Родство душ
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы Родина. Дети на войне
Загадки русской души. Сеятель твой и хранитель
О ваших ровесниках. Пора взросления
Лишь слову жизнь дана. Язык поэзии
Итого 17 часов
9 класс
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ
Преданья старины глубокой. Отечественная война
1812 года в русском фольклоре и литературе
Города земли русской. Петербург в русской
литературе
Родные просторы. Степь раздольная
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Праздники русского мира. Августовские Спасы
Тепло родного дома. Родительский дом
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША
Не до ордена – была бы Родина. Великая
Отечественная война
Загадки русской души. Судьбы русских эмигрантов
О ваших ровесниках . Прощание с детством
Лишь слову жизнь дана. «Припадаю к великой
реке…»
Итого 17 часов

1
4
2
2
3
2

1
2
1
2
3
2
2
2
2

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».