АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ИНФОРМАТИКА»
УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ: ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ
УРОВЕНЬ ИЗУЧЕНИЯ: БАЗОВЫЙ
СРОК ОСВОЕНИЯ: 3 ГОДА
Богданович
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты имеют направленность на решение задач
воспитания, развития и социализации обучающихся средствами предмета.
1. Гражданское воспитание:
представление о социальных нормах и правилах межличностных
отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах;
готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении
учебных,
познавательных
задач,
создании
учебных
проектов;
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой
учебной деятельности; готовность оценивать своё поведение и
поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с
учётом осознания последствий поступков.
2. Патриотическое воспитание:
ценностное отношение к отечественному культурному, историческому
и научному наследию; понимание значения информатики как науки в
жизни современного общества; владение достоверной информацией о
передовых
мировых
и
отечественных
достижениях
в
области
информатики и информационных технологий; заинтересованность в
научных знаниях о цифровой трансформации современного общества.
3. Духовно–нравственное воспитание:
ориентация
на
моральные
ценности
и
нормы
в
ситуациях
нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и
поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в
сети Интернет.
4. эстетическое воспитание):
Эстетическое
отношение
к
миру,
готовность
к
эстетическому
обустройству собственного быта.
5. Ценности научного познания:
сформированность мировоззренческих представлений об информации,
информационных
процессах
соответствующих
современному
общественной
практики
и
и
информационных
уровню
технологиях,
развития
составляющих базовую
науки
и
основу для
понимания сущности научной картины мира; интерес к обучению и
познанию;
любознательность;
самообразованию,
выбору
готовность
исследовательской
направленности
и
уровня
и
способность
к
деятельности,
осознанному
обучения
дальнейшем;
в
сформированность информационной культуры, в том числе навыков
самостоятельной
литературой,
работы
с
учебными
разнообразными
текстами,
средствами
справочной
информационных
технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего
обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности.
6. Формирование культуры здоровья:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему
здоровью; установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт
освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств
информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
7. Трудовое воспитание:
интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах
профессиональной
деятельности,
связанных
с
информатикой,
программированием и информационными технологиями, основанными
на достижениях науки информатики и научно–технического прогресса;
осознанный
выбор
и
построение
индивидуальной
траектории
образования и жизненных планов с учётом личных и общественных
интересов и потребностей.
8. Экологическое воспитание:
осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения образовательной программы по
информатике отражают овладение универсальными учебными действиями —
познавательными, коммуникативными, регулятивными.
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно–следственные
связи,
строить логические
рассуждения,
делать умозаключения
(индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с
учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
оценивать на применимость и достоверность информацию,
полученную в ходе исследования;
прогнозировать возможное
дальнейшее
развитие
процессов,
событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях,
а также выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске
и отборе информации или данных из источников с учётом
предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными
схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично
представлять
результаты
(эксперимента, исследования, проекта);
выполненного
опыта
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать
и
использовать
преимущества
командной
и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в том
числе при создании информационного продукта;
принимать цель совместной информационной деятельности по
сбору,
обработке,
передаче,
формализации
информации;
коллективно строить действия по её достижению: распределять
роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
выполнять
свою
часть
работы
с
информацией
или
информационным продуктом, достигая качественного результата
по своему направлению и координируя свои действия с другими
членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий информационный
продукт
по
критериям,
самостоятельно
сформулированным
участниками взаимодействия.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
выявлять
в
жизненных
и
учебных
ситуациях
проблемы,
требующие решения;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений
(индивидуальное принятие решений, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его
часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом
имеющихся
ресурсов
и
собственных
возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять
план
действий
(план
реализации
намеченного
алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с
учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор в условиях противоречивой информации и брать
ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её
изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут
возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов
информационной деятельности, давать оценку приобретённому
опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить
коррективы
в
деятельность
на
основе
новых
обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок,
возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и
намерения другого.
Принятие себя и других:
осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в
условиях открытого доступа к любым объёмам информации.
Предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Информатика» на уровне
основного общего образования:
Выпускник научится:
различать содержание основных понятий предмета: информатика,
информация, информационный процесс, информационная система,
информационная модель и др.;
различать виды информации по способам ее восприятия человеком и
по способам ее представления на материальных носителях;
раскрывать общие закономерности протекания информационных
процессов в системах различной природы;
приводить
примеры
информационных
процессов
–
процессов,
связанные с хранением, преобразованием и передачей данных – в
живой природе и технике;
классифицировать
средства
ИКТ
в
соответствии
с
кругом
выполняемых задач;
узнает о назначении основных компонентов компьютера (процессора,
оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств
ввода–вывода), характеристиках этих устройств;
определять
качественные
и
количественные
характеристики
компонентов компьютера;
узнает об истории и тенденциях развития компьютеров; о том как
можно улучшить характеристики компьютеров;
узнает о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров.
Выпускник получит возможность:
осознано подходить к выбору ИКТ–средств для своих учебных и иных
целей;
узнать о физических ограничениях на значения характеристик
компьютера.
Математические основы информатики
Выпускник научится:
описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт»
и производные от них; использовать термины, описывающие скорость
передачи данных, оценивать время передачи данных;
кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице;
оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и
приемник данных: канал связи, скорость передачи данных по каналу
связи, пропускная способность канала связи);
определять минимальную длину кодового слова по заданным алфавиту
кодируемого текста и кодовому алфавиту (для кодового алфавита из 2,
3 или 4 символов);
определять длину кодовой последовательности по длине исходного
текста и кодовой таблице равномерного кода;
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить
заданное натуральное число из десятичной записи в двоичную и из
двоичной в десятичную; сравнивать числа в двоичной записи;
складывать и вычитать числа, записанные в двоичной системе
счисления;
записывать логические выражения, составленные с помощью операций
«и», «или», «не» и скобок, определять истинность такого составного
высказывания, если известны значения истинности входящих в него
элементарных высказываний;
определять количество элементов в множествах, полученных из двух
или трех базовых множеств с помощью операций объединения,
пересечения и дополнения;
использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро,
путь, длина ребра и пути), деревьями (корень, лист, высота дерева) и
списками (первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент,
следующий элемент; вставка, удаление и замена элемента);
описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин
ребер (знание термина «матрица смежности» не обязательно);
познакомиться с двоичным кодированием текстов и с наиболее
употребительными современными кодами;
использовать основные способы графического представления числовой
информации, (графики, диаграммы).
Выпускник получит возможность:
познакомиться с примерами математических моделей и использования
компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между
математической моделью объекта и его натурной моделью, между
математической моделью объекта/явления и словесным описанием;
узнать о том, что любые дискретные данные можно описать,
используя алфавит, содержащий только два символа, например, 0 и 1;
познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в
современных компьютерах и робототехнических системах;
познакомиться с примерами использования графов, деревьев и списков
при описании реальных объектов и процессов;
ознакомиться с влиянием ошибок измерений и вычислений на
выполнение алгоритмов управления реальными объектами (на примере
учебных автономных роботов);
узнать о наличии кодов, которые исправляют ошибки искажения,
возникающие при передаче информации.
Алгоритмы и элементы программирования
Выпускник научится:
составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов;
выражать
алгоритм
решения
задачи
различными
способами
(словесным, графическим, в том числе и в виде блок–схемы, с
помощью формальных языков и др.);
определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для
решения конкретных задач (словесный, графический, с помощью
формальных языков);
определять результат выполнения заданного алгоритма или его
фрагмента;
использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а
также понимать разницу между употреблением этих терминов в
обыденной речи и в информатике;
выполнять без использования компьютера («вручную») несложные
алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых
данных, записанные на конкретном
использованием
основных
последовательного
программирования
язык программирования с
управляющих
конструкций
(линейная
программа,
ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы);
составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа
числовых
и
текстовых
данных
с
использованием
основных
управляющих конструкций последовательного программирования и
записывать их в виде
программ
на
выбранном
языке
программирования; выполнять эти программы на компьютере;
использовать величины (переменные) различных типов, табличные
величины (массивы), а также выражения, составленные из этих
величин; использовать оператор присваивания;
анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие
результаты возможны при заданном множестве исходных значений;
использовать логические значения, операции и выражения с ними;
записывать на выбранном языке программирования арифметические и
логические выражения и вычислять их значения.
Выпускник получит возможность:
познакомиться с использованием в программах строковых величин и с
операциями со строковыми величинами;
создавать программы для решения задач, возникающих в процессе
учебы и вне ее;
познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их
решения;
познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как
компьютер управляет различными системами (роботы, летательные
и
космические
аппараты,
станки,
оросительные
системы,
движущиеся модели и др.);
познакомиться с учебной средой составления программ управления
автономными
роботами
и
разобрать
примеры
алгоритмов
управления, разработанными в этой среде.
Использование программных систем и сервисов
Выпускник научится:
классифицировать файлы по типу и иным параметрам;
выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять,
редактировать, удалять, архивировать, «распаковывать» архивные
файлы);
разбираться в иерархической структуре файловой системы;
осуществлять поиск файлов средствами операционной системы;
использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе
формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной
адресации,
выделение
диапазона
таблицы
и
упорядочивание
(сортировку) его элементов; построение диаграмм (круговой и
столбчатой);
использовать табличные (реляционные) базы данных, выполнять отбор
строк таблицы, удовлетворяющих определенному условию;
анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в
Интернете;
проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с
использованием логических операций.
Выпускник овладеет (как результат применения программных
систем и интернет–сервисов в данном курсе и во всем образовательном
процессе):
навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками,
достаточными для работы с различными видами программных систем и
интернет–сервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы,
электронные
таблицы,
браузеры,
поисковые
системы,
словари,
электронные энциклопедии); умением описывать работу этих систем и
сервисов с использованием соответствующей терминологии;
различными формами представления данных (таблицы, диаграммы,
графики и т. д.);
приемами безопасной организации своего личного пространства
данных с использованием индивидуальных накопителей данных,
интернет–сервисов и т. п.;
основами соблюдения норм информационной этики и права;
познакомится
с
программными
аудиовизуальными
данными
средствами
и
для
соответствующим
работы
с
понятийным
аппаратом;
узнает о дискретном представлении аудиовизуальных данных.
Выпускник получит возможность (в данном курсе и иной учебной
деятельности):
узнать о данных от датчиков, например, датчиков роботизированных
устройств;
практиковаться
программного
в
использовании
обеспечения
основных
(редакторы
видов
текстов,
прикладного
электронные
таблицы, браузеры и др.);
познакомиться
с
примерами
моделирования в современном мире;
использования
математического
познакомиться
с
принципами
функционирования
Интернета
и
сетевого взаимодействия между компьютерами, с методами поиска в
Интернете;
познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна
полученная информация, подкреплена ли она доказательствами
подлинности (пример: наличие электронной подписи); познакомиться
с возможными подходами к оценке достоверности информации
(пример: сравнение данных из разных источников);
узнать о том, что в сфере информатики и ИКТ существуют
международные и национальные стандарты;
узнать о структуре современных компьютеров и назначении их
элементов;
получить представление об истории и тенденциях развития ИКТ;
познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире;
получить представления о роботизированных устройствах и их
использовании на производстве и в научных исследованиях.
Содержание курса информатики
7 КЛАСС (первый год обучения на уровне основного общего
образования)
Раздел «Информация и информационные процессы»
Информация.
характеристики
информации
Информационный
информации,
и
обстоятельств
зависящие
процесс.
от
получения
Субъективные
личности
информации:
получателя
важность,
своевременность, достоверность, актуальность и т.п.
Представление информации. Формы представления информации. Язык
как способ представления информации: естественные и формальные языки.
Алфавит, мощность алфавита.
Кодирование информации. Универсальность дискретного (цифрового,
в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код.
Разрядность двоичного кода. Связь длины (разрядности) двоичного кода и
количества кодовых комбинаций.
Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нём
информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к
измерению
количества
информации.
Единицы
измерения
количества
информации.
Основные виды информационных процессов: хранение, передача и
обработка информации. Примеры информационных процессов в системах
различной природы; их роль в современном мире.
Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные,
оптические, флэш-память). Качественные и количественные характеристики
современных носителей информации: объем информации, хранящейся на
носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации.
Сетевое хранение информации.
Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник
информации.
Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой
информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая
содержание информации. Поиск информации.
Раздел «Компьютер как универсальное устройство обработки
информации»
Архитектура компьютера: процессор, оперативная память, внешняя
энергонезависимая память, устройства ввода-вывода; их количественные
характеристики.
Компьютеры,
встроенные
в
технические
устройства
и
производственные комплексы. Роботизированные производства, аддитивные
технологии (3D-принтеры).
Программное обеспечение компьютера.
Носители информации, используемые в ИКТ. История и перспективы
развития. Представление об объемах данных и скоростях доступа,
характерных для различных видов носителей. Носители информации в живой
природе.
История и тенденции развития компьютеров, улучшение характеристик
компьютеров. Суперкомпьютеры.
Физические ограничения на значения характеристик компьютеров.
Параллельные вычисления.
Техника безопасности и правила работы на компьютере.
Правовые нормы использования программного обеспечения.
Принципы построения файловых систем. Каталог (директория).
Основные операции при работе с файлами: создание, редактирование,
копирование, перемещение, удаление. Типы файлов.
Характерные размеры файлов различных типов (страница печатного
текста, полный текст романа «Евгений Онегин», минутный видеоклип,
полуторачасовой фильм и др.).
Архивирование и разархивирование.
Файловый менеджер.
Поиск в файловой системе.
Раздел «Обработка графической информации»
Знакомство с графическими редакторами. Операции редактирования
графических объектов: изменение размера, сжатие изображения; обрезка,
поворот, отражение, работа с областями (выделение, копирование, заливка
цветом), коррекция цвета, яркости и контрастности. Знакомство с обработкой
фотографий. Геометрические и стилевые преобразования.
Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств
(цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.).
Средства компьютерного проектирования. Чертежи и работа с ними.
Базовые операции: выделение, объединение, геометрические преобразования
фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты.
Раздел «Обработка текстовой информации»
Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац,
строка, слово, символ).
Текстовый процессор – инструмент создания, редактирования и
форматирования текстов. Свойства страницы, абзаца, символа. Стилевое
форматирование.
Включение в текстовый документ списков, таблиц, и графических
объектов. Включение в текстовый документ диаграмм, формул, нумерации
страниц, колонтитулов, ссылок и др. История изменений.
Проверка правописания, словари.
Инструменты ввода текста с использованием сканера, программ
распознавания, расшифровки устной речи. Компьютерный перевод.
Понятие о системе стандартов по информации, библиотечному и
издательскому делу. Деловая переписка, учебная публикация, коллективная
работа. Реферат и аннотация.
Компьютерное
представление
текстовой
информации.
Кодовые
таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры
кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте
Юникод.
Раздел «Мультимедиа»
Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и
видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн
презентации и макеты слайдов.
Звуки и видео изображения. Композиция и монтаж.
Возможность
дискретного
представления
мультимедийных
данных. Подготовка компьютерных презентаций. Включение в презентацию
аудиовизуальных объектов
Содержание курса информатики 8 КЛАСС (второй год обучения на
уровне основного общего образования)
Раздел «Математические основы информатики»
Позиционные
и
непозиционные
системы
счисления.
Примеры
представления чисел в позиционных системах счисления.
Основание системы счисления. Алфавит (множество цифр) системы
счисления. Количество цифр, используемых в системе счисления с заданным
основанием. Краткая и развернутая формы записи чисел в позиционных
системах счисления.
Двоичная система счисления, запись целых чисел в пределах от 0 до
1024. Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в
двоичную и из двоичной в десятичную.
Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод
натуральных
чисел
из
десятичной
системы
счисления
в
восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно.
Перевод натуральных чисел из двоичной системы счисления в
восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно.
Арифметические действия в системах счисления.
Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики.
Расчет количества вариантов: формулы перемножения и сложения
количества вариантов. Количество текстов данной длины в данном алфавите.
Множество. Определение количества элементов во множествах,
полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций
объединения, пересечения и дополнения.
Высказывания. Простые и сложные высказывания. Диаграммы ЭйлераВенна.
Логические
значения
высказываний.
Логические
выражения.
Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое умножение), «или»
(дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое отрицание). Правила
записи логических выражений. Приоритеты логических операций.
Раздел «Основы алгоритмизации»
Исполнители. Состояния, возможные обстановки и система команд
исполнителя; команды-приказы и команды-запросы; отказ исполнителя.
Необходимость формального описания исполнителя. Ручное управление
исполнителем.
Алгоритм как план управления исполнителем (исполнителями).
Алгоритмический язык (язык программирования) – формальный язык для
записи алгоритмов. Программа
– запись алгоритма на конкретном
алгоритмическом языке. Компьютер – автоматическое устройство, способное
управлять
по
заранее
составленной
программе
исполнителями,
выполняющими команды. Программное управление исполнителем.
Словесное описание алгоритмов. Описание алгоритма с помощью
блок-схем. Отличие словесного описания алгоритма, от описания на
формальном алгоритмическом языке.
Системы
программирования.
Средства
создания
и
выполнения
программ.
Управление.
Сигнал.
Обратная
связь.
Примеры:
компьютер
и
управляемый им исполнитель (в том числе робот); компьютер, получающий
сигналы от цифровых датчиков в ходе наблюдений и экспериментов, и
управляющий реальными (в том числе движущимися) устройствами.
Раздел «Алгоритмические конструкции»
Конструкция «следование».
Линейный
алгоритм.
невозможность
Ограниченность
предусмотреть
линейных
зависимость
алгоритмов:
последовательности
выполняемых действий от исходных данных.
Конструкция «ветвление». Условный оператор: полная и неполная
формы.
Выполнение и невыполнение условия (истинность и ложность
высказывания). Простые и составные условия. Запись составных условий.
Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с
условием выполнения, с переменного цикла. Проверка условия выполнения
цикла до начала выполнения тела цикла и после выполнения тела цикла:
постусловие и предусловие цикла.
Запись
алгоритмических
конструкций
в
выбранном
языке
программирования. Примеры записи команд ветвления и повторения и
других конструкций в различных алгоритмических языках.
Раздел «Начала программирования»
Оператор
присваивания. Представление
о
структурах
данных.
Константы и переменные. Переменная: имя и значение. Типы переменных:
целые,
вещественные, символьные,
строковые,
логические.
Табличные
величины (массивы). Одномерные массивы. Двумерные массивы.
Примеры задач обработки данных:
нахождение минимального и максимального числа из двух, трех,
четырех данных чисел;
нахождение всех корней заданного квадратного уравнения;
заполнение числового массива в соответствии с формулой или
путем ввода чисел;
нахождение суммы элементов данной конечной числовой
последовательности или массива;
нахождение минимального (максимального) элемента массива.
Знакомство с алгоритмами решения этих задач. Реализации этих
алгоритмов в выбранной среде программирования.
Составление алгоритмов и программ по управлению исполнителями
Робот, Черепашка, Чертежник и др.
Содержание курса информатики 9 КЛАСС (третий год обучения на
уровне основного общего образования)
Раздел «Моделирование и формализация»
Понятие математической модели. Задачи, решаемые с помощью
математического (компьютерного) моделирования. Отличие математической
модели от натурной модели и от словесного (литературного) описания
объекта. Использование компьютеров при работе с математическими
моделями.
Примеры использования математических (компьютерных) моделей при
решении научно-технических задач. Представление о цикле моделирования:
построение математической модели, ее программная реализация, проверка на
простых примерах (тестирование), проведение компьютерного эксперимента,
анализ его результатов, уточнение модели.
Список. Первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент,
следующий элемент. Вставка, удаление и замена элемента.
Граф. Вершина, ребро, путь. Ориентированные и неориентированные
графы. Начальная вершина (источник) и конечная вершина (сток) в
ориентированном графе. Длина (вес) ребра и пути. Понятие минимального
пути. Матрица смежности графа (с длинами ребер).
Дерево. Корень, лист, вершина (узел). Предшествующая вершина,
последующие вершины. Поддерево. Высота дерева.
Раздел «Алгоритмизация и программирование»
Этапы решения задачи на компьютере.
Знакомство с постановками более сложных задач обработки данных и
алгоритмами их решения: сортировка массива, выполнение поэлементных
операций с массивами; обработка целых чисел, представленных записями в
десятичной и двоичной системах счисления, нахождение наибольшего
общего делителя (алгоритм Евклида).
Понятие об этапах разработки программ: составление требований к
программе, выбор алгоритма и его реализация в виде программы на
выбранном алгоритмическом языке, отладка программы с помощью
выбранной системы программирования, тестирование.
Простейшие приемы диалоговой отладки программ (выбор точки
останова, пошаговое выполнение, просмотр значений величин, отладочный
вывод).
Знакомство с документированием программ. Составление описание
программы по образцу.
Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер
используемой памяти; их зависимость от размера исходных данных.
Примеры коротких программ, выполняющих много шагов по обработке
небольшого объема данных; примеры коротких программ, выполняющих
обработку большого объема данных.
Определение возможных результатов работы алгоритма при данном
множестве входных данных; определение возможных входных данных,
приводящих к данному результату. Примеры описания объектов и процессов
с помощью набора числовых характеристик, а также зависимостей между
этими характеристиками, выражаемыми с помощью формул.
Робототехника
Робототехника
автоматизированных
–
наука
технических
о
разработке
систем.
и
Автономные
использовании
роботы
и
автоматизированные комплексы. Микроконтроллер. Сигнал. Обратная связь:
получение сигналов от цифровых датчиков (касания, расстояния, света, звука
и др.
Примеры роботизированных систем (система управления движением в
транспортной системе, сварочная линия автозавода, автоматизированное
управление отопления дома, автономная система управления транспортным
средством и т.п.).
Автономные
движущиеся
роботы.
Исполнительные
устройства,
датчики. Система команд робота. Конструирование робота. Моделирование
робота парой: исполнитель команд и устройство управления. Ручное и
программное управление роботами.
Пример учебной среды разработки программ управления движущимися
роботами. Алгоритмы управления движущимися роботами. Реализация
алгоритмов «движение до препятствия», «следование вдоль линии» и т.п.
Анализ алгоритмов действий роботов. Испытание механизма робота,
отладка программы управления роботом Влияние ошибок измерений и
вычислений на выполнение алгоритмов управления роботом.
Раздел «Обработка числовой информации»
Электронные (динамические) таблицы. Формулы с использованием
абсолютной, относительной и смешанной адресации; преобразование формул
при копировании. Выделение диапазона таблицы и упорядочивание
(сортировка) его элементов; построение графиков и диаграмм.
Базы данных. Таблица как представление отношения. Поиск данных в
готовой базе. Связи между таблицами.
Раздел «Коммуникационные технологии»
Компьютерные сети. Интернет. Адресация в сети Интернет. Доменная
система имен. Сайт. Сетевое хранение данных. Большие данные в природе и
технике
(геномные
данные,
результаты
физических
экспериментов,
Интернет-данные, в частности, данные социальных сетей). Технологии их
обработки и хранения. Поиск информации в сети Интернет. Средства и
методика
поиска
информации.
Построение
запросов;
браузеры.
Компьютерные энциклопедии и словари. Компьютерные карты и другие
справочные системы. Поисковые машины
Виды деятельности в сети Интернет. Интернет-сервисы: почтовая
служба; справочные службы (карты, расписания и т. п.), поисковые службы,
службы обновления программного обеспечения и др.
Приемы,
повышающие
безопасность
работы в сети Интернет.
Проблема подлинности полученной информации. Электронная подпись,
сертифицированные сайты и документы. Методы индивидуального и
коллективного
размещения
новой
информации
в
сети
Интернет.
Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат,
форум, телеконференция и др.
Гигиенические, эргономические и технические условия эксплуатации
средств
ИКТ.
Экономические,
правовые
и
этические
аспекты
их
использования. Личная информация, средства ее защиты. Организация
личного информационного пространства.
Основные этапы и тенденции развития ИКТ. Стандарты в сфере
информатики и ИКТ. Стандартизация и стандарты в сфере информатики и
ИКТ докомпьютерной эры (запись чисел, алфавитов национальных языков и
др.) и компьютерной эры (языки программирования, адресация в сети
Интернет и др.).
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные
особыми
образовательными
осмысленное
освоение
потребностями
содержании
и
обеспечивающие
образования
по
предмету
«Информатика»
Содержание видов деятельности обучающихся определяется особыми
образовательными потребностями обучающихся с ЗПР. Следует усилить
виды
деятельности,
обеспечивающие
специфичные
осмысленное
для
освоение
данной
содержания
категории
детей,
образования
по
предмету: усиление предметно-практической деятельности с активизацией
сенсорных систем; чередование видов деятельности, за действующих все
сенсорные системы; введение дополнительных заданий, обеспечивающих
коррекцию регуляции учебно-познавательной деятельности и контроль
собственного результата.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения
должна
включать
в
себя
совокупность
технологических
средств
(компьютеры, мультимедийные проекторы с экранами, интерактивные доски
и
др.),
культурные
и
организационные
формы
информационного
взаимодействия компетентных участников образовательного процесса в
решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением
информационно-коммуникационных технологий, а также наличие служб
поддержки применения ИКТ.
Примерная тематическая и терминологическая лексика соответствует
ООП ООО. Для обучающихся с ЗПР существенным является приемы работы
с лексическим материалом по предмету. Проводится специальная работа по
введению в активный словарь обучающихся соответствующей терминологии.
Изучаемые термины вводятся на полисенсорной основе, обязательна
визуальная поддержка, алгоритмы работы с определением, опорные схемы
для актуализации терминологии.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего
образования)
приоритетом
в
МАОУ-СОШ
№
2
является
создание
благоприятных условий для развития социально значимых отношений
школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:
-к семье, как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
-к труду, как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем дне;
-к своему Отечеству, своей малой и большой Родине, как к месту, в
котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которое
завещано ему предками и которое нужно оберегать;
-к природе как к источнику жизни на Земле, основе самого ее
существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны
человека;
-к миру как к главному принципу человеческого общежития, условию
крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем
и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
-к знаниям как к интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему
будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного
труда;
-к культуре как к духовному богатству общества и важному условию
ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему
чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
-к здоровью, как к залогу долгой и активной жизни человека, его
хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
-к окружающим людям, как к безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку
радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
-к самим себе, как к хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
7класс
Раздел
Введение
К–во
часов
15
Тема
Информация и
информационные
процессы
К–во
часов
8
Основные виды деятельности обучающихся
Аналитическая деятельность:
оценивать информацию с позиции ее свойств
(актуальность, достоверность, полнота и пр.);
приводить примеры кодирования с использованием
различных алфавитов, встречающиеся в жизни;
классифицировать информационные процессы по
принятому основанию;
выделять
информационную
составляющую
процессов в биологических, технических и социальных
системах;
анализировать отношения в живой природе,
технических и социальных (школа, семья и пр.) системах.
Практическая деятельность:
кодировать и декодировать сообщения по
известным правилам кодирования;
определять количество различных символов,
которые могут быть закодированы с помощью двоичного
кода фиксированной длины (разрядности);
определять
разрядность
двоичного
кода,
необходимого для кодирования всех символов алфавита
заданной мощности;
оперировать с единицами измерения количества
Основные
направления
воспитательной
деятельности
5, 8
Компьютер как
универсальное
устройство работы
с информацией
7
информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт);
оценивать числовые параметры информационных
процессов (объем памяти, необходимой для хранения
информации;
скорость
передачи
информации,
пропускную способность выбранного канала и пр.)
Аналитическая деятельность:
анализировать компьютер с точки зрения единства
программных и аппаратных средств;
анализировать устройства компьютера с точки
зрения организации процедур ввода, хранения,
обработки, вывода и передачи информации;
определять программные и аппаратные средства,
необходимые для осуществления информационных
процессов при решении задач;
анализировать информацию (сигналы о готовности
и неполадке) при включении компьютера;
определять
основные
характеристики
операционной системы;
планировать
собственное
информационное
пространство.
Практическая деятельность:
получать
информацию
о
характеристиках
компьютера;
оценивать числовые параметры информационных
процессов (объем памяти, необходимой для хранения
информации;
скорость
передачи
информации,
пропускную способность выбранного канала и пр.);
выполнять основные операции с файлами и
2, 5, 6, 7
Использование
программных
систем и сервисов
17
Обработка
графической
информации
4
папками;
оперировать компьютерными информационными
объектами в наглядно–графической форме;
оценивать размеры файлов, подготовленных с
использованием различных устройств ввода информации
в заданный интервал времени (клавиатура, сканер,
микрофон, фотокамера, видеокамера);
использовать программы–архиваторы;
осуществлять
защиту
информации
от
компьютерных вирусов с помощью антивирусных
программ.
Аналитическая деятельность:
анализировать
пользовательский
интерфейс
используемого программного средства;
определять условия и возможности применения
программного средства для решения типовых задач;
выявлять общее и отличия в разных программных
продуктах, предназначенных для решения одного класса
задач;
соотносить емкость информационных носителей и
размеры предполагаемых для хранения на них
графических изображений.
Практическая деятельность:
определять код цвета в палитре RGB в графическом
редакторе;
определять объем памяти, необходимый для
хранения графических изображений;
создавать и редактировать изображения с помощью
4, 5, 7
Обработка текстовой
информации
9
инструментов растрового графического редактора;
создавать и редактировать изображения с помощью
инструментов векторного графического редактора.
Аналитическая деятельность:
анализировать
пользовательский
интерфейс
используемого программного средства;
определять условия и возможности применения
программного средства для решения типовых задач;
выявлять общее и отличия в разных программных
продуктах, предназначенных для решения одного класса
задач.
Практическая деятельность:
создавать
небольшие
текстовые
документы
посредством квалифицированного клавиатурного письма
с использованием базовых средств текстовых редакторов;
форматировать текстовые документы (установка
параметров страницы документа; форматирование
символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров
страниц);
вставлять в документ формулы, таблицы, списки,
изображения;
выполнять коллективное создание текстового
документа;
использовать ссылки и цитирование источников
при
создании
на
их
основе
собственных
информационных объектов;
выполнять кодирование и декодирование текстовой
информации, используя кодовые таблицы;
5, 7
Резерв учебного
времени
8 класс
Математические
основы
информатики
Мультимедиа
4
2
Вводный урок.
Итоговое
повторение
2
12
Математические
основы
информатики
12
вычислять информационный объем текста в
заданной кодировке.
Аналитическая деятельность:
анализировать
пользовательский
интерфейс
используемого программного средства;
определять условия и возможности применения
программного средства для решения типовых задач;
выявлять общее и отличия в разных программных
продуктах, предназначенных для решения одного класса
задач.
Практическая деятельность:
создавать презентации с использованием готовых
шаблонов;
записывать звуковые файлы с различным качеством
звучания
(глубиной
кодирования
и
частотой
дискретизации);
вычислять информационный объем звуковых
файлов.
Анализ жизненных ситуаций, связанных с использованием
информационных технологий.
Обобщение и систематизация изученного материала.
Аналитическая деятельность:
выявлять различие в унарных, позиционных и
непозиционных системах счисления;
выявлять общее и отличия в разных позиционных
системах счисления;
анализировать
логическую
структуру
2, 5, 7
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
5
Алгоритмы
и
элементы
программирования
20
Основы
алгоритмизации
10
высказываний;
оценивать мощность множеств, получаемых из
двух или трех базовых множеств с помощью операций
объединения, пересечения, дополнения;
приводить примеры ситуаций для применения
правил суммы и произведения.
Практическая деятельность:
переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа
из десятичной системы счисления в двоичную
(восьмеричную, шестнадцатеричную) и обратно;
выполнять операции сложения и умножения над
небольшими двоичными числами;
записывать вещественные числа в естественной и
нормальной формах;
строить таблицы истинности для логических
выражений;
вычислять истинностное значение логического
выражения;
определять количество элементов множества,
полученного из 2–3 базовых множеств с помощью
операций объединения, пересечения, дополнения;
вычислять количество вариантов с использованием
правил суммы и произведения.
Аналитическая деятельность:
анализировать предлагаемые последовательности
команд на предмет наличия у них таких свойств
алгоритмов, как дискретность, детерминированность,
понятность, результативность, массовость;
5, 7
Начала
программирования
10
определять по блок–схеме, для решения какой
задачи предназначен данный алгоритм;
анализировать изменение значений величин при
пошаговом выполнении алгоритма;
определять по выбранному методу решения задачи,
какие алгоритмические конструкции могут войти в
алгоритм;
сравнивать различные алгоритмы решения одной
задачи.
Практическая деятельность:
исполнять готовые алгоритмы для конкретных
исходных данных;
преобразовывать запись алгоритма из одной формы
в другую;
строить цепочки команд, дающих нужный
результат при конкретных исходных данных для
исполнителя арифметических действий;
строить цепочки команд, дающих нужный
результат при конкретных исходных данных для
исполнителя, преобразующего строки символов;
строить арифметические, строковые, логические
выражения и вычислять их значения.
Аналитическая деятельность:
анализировать готовые программы;
определять по программе, для решения какой
задачи она предназначена.
Практическая деятельность:
5, 7
Резерв учебного
времени
9 класс
Математические
основы
информатики
2
Итоговое
повторение
2
8
Моделирование и
формализация
8
программировать
линейные
алгоритмы,
предполагающие
вычисление
арифметических,
строковых и логических выражений;
разрабатывать
программы,
содержащие
оператор/операторы ветвления (решение линейного
неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в
том числе с использованием логических операций;
разрабатывать программы, содержащие оператор
(операторы) цикла;
исполнять готовые алгоритмы для конкретных
исходных данных.
Обобщение и систематизация изученного материала.
Аналитическая деятельность:
осуществлять системный анализ объекта, выделять
среди его свойств существенные свойства с точки зрения
целей моделирования;
оценивать адекватность модели моделируемому
объекту и целям моделирования;
определять вид информационной модели в
зависимости от стоящей задачи;
анализировать информационные модели (таблицы,
графики, диаграммы, схемы и др.);
анализировать
пользовательский
интерфейс
используемого программного средства;
определять условия и возможности применения
программного средства для решения типовых задач;
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
5, 7
Алгоритмы
и
элементы
программирования
8
Алгоритмизация и
программирование
8
выявлять общее и отличия в разных программных
продуктах, предназначенных для решения одного класса
задач.
Практическая деятельность:
строить
и
интерпретировать
различные
информационные модели (таблицы, диаграммы, графы,
схемы, блок–схемы алгоритмов);
преобразовывать объект из одной формы
представления информации в другую с минимальными
потерями в полноте информации;
исследовать с помощью информационных моделей
объекты в соответствии с поставленной задачей;
работать с готовыми компьютерными моделями из
различных предметных областей;
создавать однотабличные базы данных;
осуществлять поиск записей в готовой базе данных;
осуществлять сортировку записей в готовой базе
данных.
Аналитическая деятельность:
выделять этапы решения задачи на компьютере;
осуществлять разбиение исходной задачи на
подзадачи;
сравнивать различные алгоритмы одной задачи.
Практическая деятельность:
алгоритмы для конкретных исходных данных;
разрабатывать
программы,
содержащие
подпрограмму;
разрабатывать
программы
для
обработки
5, 7
Использование
программных систем
и сервисов
16
Обработка
числовой
информации в
электронных
таблицах
6
Коммуникационные
технологии
10
одномерного массива:
нахождение
минимального
(максимального)
значения в данном массиве;
подсчет
количества
элементов
массива,
удовлетворяющих некоторому условию;
нахождение суммы всех элементов массива;
нахождение количества и суммы всех четных
элементов в массиве;
сортировка элементов массива и пр.
Аналитическая деятельность:
анализировать
пользовательский
интерфейс
используемого программного средства;
определять условия и возможности применения
программного средства для решения типовых задач;
выявлять общее и отличия в разных программных
продуктах, предназначенных для решения одного класса
задач.
Практическая деятельность:
создавать электронные таблицы, выполнять в них
расчеты по встроенным и вводимым пользователем
формулам;
строить диаграммы и графики в электронных
таблицах.
Аналитическая деятельность:
выявлять общие черты и отличия способов
взаимодействия на основе компьютерных сетей;
анализировать доменные имена компьютеров и
адреса документов в Интернете;
5, 7
1, 2, 3
Резерв учебного
времени
Всего
2
102
Итоговое
повторение
2
приводить примеры ситуаций, в которых требуется
поиск информации;
анализировать и сопоставлять различные источники
информации, оценивать достоверность найденной
информации;
распознавать потенциальные угрозы и вредные
воздействия, связанные с ИКТ; оценивать предлагаемые
пути их устранения.
Практическая деятельность:
осуществлять
взаимодействие
посредством
электронной почты, чата, форума;
определять минимальное время, необходимое для
передачи известного объема данных по каналу связи с
известными характеристиками;
проводить поиск информации в сети Интернет по
запросам с использованием логических операций;
создавать
с
использованием
конструкторов
(шаблонов) комплексные информационные объекты в
виде веб–страницы, включающей графические объекты.
Обобщение и систематизация изученного материала.
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8