Адаптированная рабочая программа по информатике 7-9 классы

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ИНФОРМАТИКА»

УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ: ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ
УРОВЕНЬ ИЗУЧЕНИЯ: БАЗОВЫЙ
СРОК ОСВОЕНИЯ: 3 ГОДА

Богданович

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты имеют направленность на решение задач
воспитания, развития и социализации обучающихся средствами предмета.
1. Гражданское воспитание:
 представление о социальных нормах и правилах межличностных
отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах;
готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении
учебных,

познавательных

задач,

создании

учебных

проектов;

стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой
учебной деятельности; готовность оценивать своё поведение и
поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с
учётом осознания последствий поступков.
2. Патриотическое воспитание:
 ценностное отношение к отечественному культурному, историческому
и научному наследию; понимание значения информатики как науки в
жизни современного общества; владение достоверной информацией о
передовых

мировых

и

отечественных

достижениях

в

области

информатики и информационных технологий; заинтересованность в
научных знаниях о цифровой трансформации современного общества.
3. Духовно–нравственное воспитание:
 ориентация

на

моральные

ценности

и

нормы

в

ситуациях

нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и
поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий

поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в
сети Интернет.
4. эстетическое воспитание):
 Эстетическое

отношение

к

миру,

готовность

к

эстетическому

обустройству собственного быта.
5. Ценности научного познания:
 сформированность мировоззренческих представлений об информации,
информационных

процессах

соответствующих

современному

общественной

практики

и

и

информационных
уровню

технологиях,

развития

составляющих базовую

науки

и

основу для

понимания сущности научной картины мира; интерес к обучению и
познанию;

любознательность;

самообразованию,
выбору

готовность

исследовательской

направленности

и

уровня

и

способность

к

деятельности,

осознанному

обучения

дальнейшем;

в

сформированность информационной культуры, в том числе навыков
самостоятельной
литературой,

работы

с

учебными

разнообразными

текстами,

средствами

справочной

информационных

технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего
обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности.
6. Формирование культуры здоровья:
 осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему
здоровью; установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт
освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств
информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

7. Трудовое воспитание:
 интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах
профессиональной

деятельности,

связанных

с

информатикой,

программированием и информационными технологиями, основанными
на достижениях науки информатики и научно–технического прогресса;
осознанный

выбор

и

построение

индивидуальной

траектории

образования и жизненных планов с учётом личных и общественных
интересов и потребностей.
8. Экологическое воспитание:
 осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения образовательной программы по
информатике отражают овладение универсальными учебными действиями —
познавательными, коммуникативными, регулятивными.
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно–следственные
связи,

строить логические

рассуждения,

делать умозаключения

(индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с
учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:
 формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
 оценивать на применимость и достоверность информацию,
полученную в ходе исследования;
 прогнозировать возможное

дальнейшее

развитие

процессов,

событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях,
а также выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах.
Работа с информацией:
 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске
и отборе информации или данных из источников с учётом
предложенной учебной задачи и заданных критериев;
 выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
 самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными
схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
 оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
 эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
 сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
 публично

представлять

результаты

(эксперимента, исследования, проекта);

выполненного

опыта

 самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
 понимать

и

использовать

преимущества

командной

и

индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в том
числе при создании информационного продукта;
 принимать цель совместной информационной деятельности по
сбору,

обработке,

передаче,

формализации

информации;

коллективно строить действия по её достижению: распределять
роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
 выполнять

свою

часть

работы

с

информацией

или

информационным продуктом, достигая качественного результата
по своему направлению и координируя свои действия с другими
членами команды;
 оценивать качество своего вклада в общий информационный
продукт

по

критериям,

самостоятельно

сформулированным

участниками взаимодействия.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
 выявлять

в

жизненных

и

учебных

ситуациях

проблемы,

требующие решения;
 ориентироваться в различных подходах к принятию решений
(индивидуальное принятие решений, принятие решений в группе);
 самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его
часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом

имеющихся

ресурсов

и

собственных

возможностей,

аргументировать предлагаемые варианты решений;
 составлять

план

действий

(план

реализации

намеченного

алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с
учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;
 делать выбор в условиях противоречивой информации и брать
ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
 владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
 давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её
изменения;
 учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут
возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам;
 объяснять причины достижения (недостижения) результатов
информационной деятельности, давать оценку приобретённому
опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
 вносить

коррективы

в

деятельность

на

основе

новых

обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок,
возникших трудностей;
 оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
 ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и
намерения другого.
Принятие себя и других:
 осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в
условиях открытого доступа к любым объёмам информации.
Предметные результаты

В результате изучения учебного предмета «Информатика» на уровне
основного общего образования:
Выпускник научится:
 различать содержание основных понятий предмета: информатика,
информация, информационный процесс, информационная система,
информационная модель и др.;
 различать виды информации по способам ее восприятия человеком и
по способам ее представления на материальных носителях;
 раскрывать общие закономерности протекания информационных
процессов в системах различной природы;
 приводить

примеры

информационных

процессов

–

процессов,

связанные с хранением, преобразованием и передачей данных – в
живой природе и технике;
 классифицировать

средства

ИКТ

в

соответствии

с

кругом

выполняемых задач;
 узнает о назначении основных компонентов компьютера (процессора,
оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств
ввода–вывода), характеристиках этих устройств;
 определять

качественные

и

количественные

характеристики

компонентов компьютера;
 узнает об истории и тенденциях развития компьютеров; о том как
можно улучшить характеристики компьютеров;
 узнает о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров.
Выпускник получит возможность:
 осознано подходить к выбору ИКТ–средств для своих учебных и иных
целей;
 узнать о физических ограничениях на значения характеристик
компьютера.
Математические основы информатики

Выпускник научится:
 описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт»
и производные от них; использовать термины, описывающие скорость
передачи данных, оценивать время передачи данных;
 кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице;
 оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и
приемник данных: канал связи, скорость передачи данных по каналу
связи, пропускная способность канала связи);
 определять минимальную длину кодового слова по заданным алфавиту
кодируемого текста и кодовому алфавиту (для кодового алфавита из 2,
3 или 4 символов);
 определять длину кодовой последовательности по длине исходного
текста и кодовой таблице равномерного кода;
 записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить
заданное натуральное число из десятичной записи в двоичную и из
двоичной в десятичную; сравнивать числа в двоичной записи;
складывать и вычитать числа, записанные в двоичной системе
счисления;
 записывать логические выражения, составленные с помощью операций
«и», «или», «не» и скобок, определять истинность такого составного
высказывания, если известны значения истинности входящих в него
элементарных высказываний;
 определять количество элементов в множествах, полученных из двух
или трех базовых множеств с помощью операций объединения,
пересечения и дополнения;
 использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро,
путь, длина ребра и пути), деревьями (корень, лист, высота дерева) и
списками (первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент,
следующий элемент; вставка, удаление и замена элемента);

 описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин
ребер (знание термина «матрица смежности» не обязательно);
 познакомиться с двоичным кодированием текстов и с наиболее
употребительными современными кодами;
 использовать основные способы графического представления числовой
информации, (графики, диаграммы).
Выпускник получит возможность:
 познакомиться с примерами математических моделей и использования
компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между
математической моделью объекта и его натурной моделью, между
математической моделью объекта/явления и словесным описанием;
 узнать о том, что любые дискретные данные можно описать,
используя алфавит, содержащий только два символа, например, 0 и 1;
 познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в
современных компьютерах и робототехнических системах;
 познакомиться с примерами использования графов, деревьев и списков
при описании реальных объектов и процессов;
 ознакомиться с влиянием ошибок измерений и вычислений на
выполнение алгоритмов управления реальными объектами (на примере
учебных автономных роботов);
 узнать о наличии кодов, которые исправляют ошибки искажения,
возникающие при передаче информации.
Алгоритмы и элементы программирования
Выпускник научится:
 составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов;
 выражать

алгоритм

решения

задачи

различными

способами

(словесным, графическим, в том числе и в виде блок–схемы, с
помощью формальных языков и др.);

 определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для
решения конкретных задач (словесный, графический, с помощью
формальных языков);
 определять результат выполнения заданного алгоритма или его
фрагмента;
 использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а
также понимать разницу между употреблением этих терминов в
обыденной речи и в информатике;
 выполнять без использования компьютера («вручную») несложные
алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых
данных, записанные на конкретном
использованием

основных

последовательного

программирования

язык программирования с

управляющих

конструкций

(линейная

программа,

ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы);
 составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа
числовых

и

текстовых

данных

с

использованием

основных

управляющих конструкций последовательного программирования и
записывать их в виде

программ

на

выбранном

языке

программирования; выполнять эти программы на компьютере;
 использовать величины (переменные) различных типов, табличные
величины (массивы), а также выражения, составленные из этих
величин; использовать оператор присваивания;
 анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие
результаты возможны при заданном множестве исходных значений;
 использовать логические значения, операции и выражения с ними;
 записывать на выбранном языке программирования арифметические и
логические выражения и вычислять их значения.
Выпускник получит возможность:
 познакомиться с использованием в программах строковых величин и с
операциями со строковыми величинами;

 создавать программы для решения задач, возникающих в процессе
учебы и вне ее;
 познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их
решения;
 познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как
компьютер управляет различными системами (роботы, летательные
и

космические

аппараты,

станки,

оросительные

системы,

движущиеся модели и др.);
 познакомиться с учебной средой составления программ управления
автономными

роботами

и

разобрать

примеры

алгоритмов

управления, разработанными в этой среде.
Использование программных систем и сервисов
Выпускник научится:
 классифицировать файлы по типу и иным параметрам;
 выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять,
редактировать, удалять, архивировать, «распаковывать» архивные
файлы);
 разбираться в иерархической структуре файловой системы;
 осуществлять поиск файлов средствами операционной системы;
 использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе
формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной
адресации,

выделение

диапазона

таблицы

и

упорядочивание

(сортировку) его элементов; построение диаграмм (круговой и
столбчатой);
 использовать табличные (реляционные) базы данных, выполнять отбор
строк таблицы, удовлетворяющих определенному условию;
 анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в
Интернете;

 проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с
использованием логических операций.
Выпускник овладеет (как результат применения программных
систем и интернет–сервисов в данном курсе и во всем образовательном
процессе):
 навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками,
достаточными для работы с различными видами программных систем и
интернет–сервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы,
электронные

таблицы,

браузеры,

поисковые

системы,

словари,

электронные энциклопедии); умением описывать работу этих систем и
сервисов с использованием соответствующей терминологии;
 различными формами представления данных (таблицы, диаграммы,
графики и т. д.);
 приемами безопасной организации своего личного пространства
данных с использованием индивидуальных накопителей данных,
интернет–сервисов и т. п.;
 основами соблюдения норм информационной этики и права;
 познакомится

с

программными

аудиовизуальными

данными

средствами

и

для

соответствующим

работы

с

понятийным

аппаратом;
 узнает о дискретном представлении аудиовизуальных данных.
Выпускник получит возможность (в данном курсе и иной учебной
деятельности):
 узнать о данных от датчиков, например, датчиков роботизированных
устройств;
 практиковаться
программного

в

использовании

обеспечения

основных

(редакторы

видов

текстов,

прикладного
электронные

таблицы, браузеры и др.);
 познакомиться

с

примерами

моделирования в современном мире;

использования

математического

 познакомиться

с

принципами

функционирования

Интернета

и

сетевого взаимодействия между компьютерами, с методами поиска в
Интернете;
 познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна
полученная информация, подкреплена ли она доказательствами
подлинности (пример: наличие электронной подписи); познакомиться
с возможными подходами к оценке достоверности информации
(пример: сравнение данных из разных источников);
 узнать о том, что в сфере информатики и ИКТ существуют
международные и национальные стандарты;
 узнать о структуре современных компьютеров и назначении их
элементов;
 получить представление об истории и тенденциях развития ИКТ;
 познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире;
 получить представления о роботизированных устройствах и их
использовании на производстве и в научных исследованиях.

Содержание курса информатики
7 КЛАСС (первый год обучения на уровне основного общего
образования)
Раздел «Информация и информационные процессы»
Информация.
характеристики
информации

Информационный

информации,
и

обстоятельств

зависящие

процесс.
от

получения

Субъективные

личности
информации:

получателя
важность,

своевременность, достоверность, актуальность и т.п.
Представление информации. Формы представления информации. Язык
как способ представления информации: естественные и формальные языки.
Алфавит, мощность алфавита.
Кодирование информации. Универсальность дискретного (цифрового,
в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код.
Разрядность двоичного кода. Связь длины (разрядности) двоичного кода и
количества кодовых комбинаций.
Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нём
информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к
измерению

количества

информации.

Единицы

измерения

количества

информации.
Основные виды информационных процессов: хранение, передача и
обработка информации. Примеры информационных процессов в системах
различной природы; их роль в современном мире.
Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные,
оптические, флэш-память). Качественные и количественные характеристики
современных носителей информации: объем информации, хранящейся на
носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации.
Сетевое хранение информации.
Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник
информации.

Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой
информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая
содержание информации. Поиск информации.
Раздел «Компьютер как универсальное устройство обработки
информации»
Архитектура компьютера: процессор, оперативная память, внешняя
энергонезависимая память, устройства ввода-вывода; их количественные
характеристики.
Компьютеры,

встроенные

в

технические

устройства

и

производственные комплексы. Роботизированные производства, аддитивные
технологии (3D-принтеры).
Программное обеспечение компьютера.
Носители информации, используемые в ИКТ. История и перспективы
развития. Представление об объемах данных и скоростях доступа,
характерных для различных видов носителей. Носители информации в живой
природе.
История и тенденции развития компьютеров, улучшение характеристик
компьютеров. Суперкомпьютеры.
Физические ограничения на значения характеристик компьютеров.
Параллельные вычисления.
Техника безопасности и правила работы на компьютере.
Правовые нормы использования программного обеспечения.
Принципы построения файловых систем. Каталог (директория).
Основные операции при работе с файлами: создание, редактирование,
копирование, перемещение, удаление. Типы файлов.
Характерные размеры файлов различных типов (страница печатного
текста, полный текст романа «Евгений Онегин», минутный видеоклип,
полуторачасовой фильм и др.).
Архивирование и разархивирование.
Файловый менеджер.

Поиск в файловой системе.
Раздел «Обработка графической информации»
Знакомство с графическими редакторами. Операции редактирования
графических объектов: изменение размера, сжатие изображения; обрезка,
поворот, отражение, работа с областями (выделение, копирование, заливка
цветом), коррекция цвета, яркости и контрастности. Знакомство с обработкой
фотографий. Геометрические и стилевые преобразования.
Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств
(цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.).
Средства компьютерного проектирования. Чертежи и работа с ними.
Базовые операции: выделение, объединение, геометрические преобразования
фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты.
Раздел «Обработка текстовой информации»
Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац,
строка, слово, символ).
Текстовый процессор – инструмент создания, редактирования и
форматирования текстов. Свойства страницы, абзаца, символа. Стилевое
форматирование.
Включение в текстовый документ списков, таблиц, и графических
объектов. Включение в текстовый документ диаграмм, формул, нумерации
страниц, колонтитулов, ссылок и др. История изменений.
Проверка правописания, словари.
Инструменты ввода текста с использованием сканера, программ
распознавания, расшифровки устной речи. Компьютерный перевод.
Понятие о системе стандартов по информации, библиотечному и
издательскому делу. Деловая переписка, учебная публикация, коллективная
работа. Реферат и аннотация.
Компьютерное

представление

текстовой

информации.

Кодовые

таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры

кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте
Юникод.
Раздел «Мультимедиа»
Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и
видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн
презентации и макеты слайдов.
Звуки и видео изображения. Композиция и монтаж.
Возможность

дискретного

представления

мультимедийных

данных. Подготовка компьютерных презентаций. Включение в презентацию
аудиовизуальных объектов
Содержание курса информатики 8 КЛАСС (второй год обучения на
уровне основного общего образования)
Раздел «Математические основы информатики»
Позиционные

и

непозиционные

системы

счисления.

Примеры

представления чисел в позиционных системах счисления.
Основание системы счисления. Алфавит (множество цифр) системы
счисления. Количество цифр, используемых в системе счисления с заданным
основанием. Краткая и развернутая формы записи чисел в позиционных
системах счисления.
Двоичная система счисления, запись целых чисел в пределах от 0 до
1024. Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в
двоичную и из двоичной в десятичную.
Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод
натуральных

чисел

из

десятичной

системы

счисления

в

восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно.
Перевод натуральных чисел из двоичной системы счисления в
восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно.
Арифметические действия в системах счисления.

Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики.
Расчет количества вариантов: формулы перемножения и сложения
количества вариантов. Количество текстов данной длины в данном алфавите.
Множество. Определение количества элементов во множествах,
полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций
объединения, пересечения и дополнения.
Высказывания. Простые и сложные высказывания. Диаграммы ЭйлераВенна.

Логические

значения

высказываний.

Логические

выражения.

Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое умножение), «или»
(дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое отрицание). Правила
записи логических выражений. Приоритеты логических операций.
Раздел «Основы алгоритмизации»
Исполнители. Состояния, возможные обстановки и система команд
исполнителя; команды-приказы и команды-запросы; отказ исполнителя.
Необходимость формального описания исполнителя. Ручное управление
исполнителем.
Алгоритм как план управления исполнителем (исполнителями).
Алгоритмический язык (язык программирования) – формальный язык для
записи алгоритмов. Программа

– запись алгоритма на конкретном

алгоритмическом языке. Компьютер – автоматическое устройство, способное
управлять

по

заранее

составленной

программе

исполнителями,

выполняющими команды. Программное управление исполнителем.
Словесное описание алгоритмов. Описание алгоритма с помощью
блок-схем. Отличие словесного описания алгоритма, от описания на
формальном алгоритмическом языке.
Системы

программирования.

Средства

создания

и

выполнения

программ.
Управление.

Сигнал.

Обратная

связь.

Примеры:

компьютер

и

управляемый им исполнитель (в том числе робот); компьютер, получающий

сигналы от цифровых датчиков в ходе наблюдений и экспериментов, и
управляющий реальными (в том числе движущимися) устройствами.
Раздел «Алгоритмические конструкции»
Конструкция «следование».
Линейный

алгоритм.

невозможность

Ограниченность

предусмотреть

линейных

зависимость

алгоритмов:

последовательности

выполняемых действий от исходных данных.
Конструкция «ветвление». Условный оператор: полная и неполная
формы.
Выполнение и невыполнение условия (истинность и ложность
высказывания). Простые и составные условия. Запись составных условий.
Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с
условием выполнения, с переменного цикла. Проверка условия выполнения
цикла до начала выполнения тела цикла и после выполнения тела цикла:
постусловие и предусловие цикла.
Запись

алгоритмических

конструкций

в

выбранном

языке

программирования. Примеры записи команд ветвления и повторения и
других конструкций в различных алгоритмических языках.
Раздел «Начала программирования»
Оператор

присваивания. Представление

о

структурах

данных.

Константы и переменные. Переменная: имя и значение. Типы переменных:
целые,

вещественные, символьные,

строковые,

логические.

Табличные

величины (массивы). Одномерные массивы. Двумерные массивы.
Примеры задач обработки данных:


нахождение минимального и максимального числа из двух, трех,

четырех данных чисел;


нахождение всех корней заданного квадратного уравнения;



заполнение числового массива в соответствии с формулой или

путем ввода чисел;



нахождение суммы элементов данной конечной числовой

последовательности или массива;


нахождение минимального (максимального) элемента массива.

Знакомство с алгоритмами решения этих задач. Реализации этих
алгоритмов в выбранной среде программирования.
Составление алгоритмов и программ по управлению исполнителями
Робот, Черепашка, Чертежник и др.
Содержание курса информатики 9 КЛАСС (третий год обучения на
уровне основного общего образования)
Раздел «Моделирование и формализация»
Понятие математической модели. Задачи, решаемые с помощью
математического (компьютерного) моделирования. Отличие математической
модели от натурной модели и от словесного (литературного) описания
объекта. Использование компьютеров при работе с математическими
моделями.
Примеры использования математических (компьютерных) моделей при
решении научно-технических задач. Представление о цикле моделирования:
построение математической модели, ее программная реализация, проверка на
простых примерах (тестирование), проведение компьютерного эксперимента,
анализ его результатов, уточнение модели.
Список. Первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент,
следующий элемент. Вставка, удаление и замена элемента.
Граф. Вершина, ребро, путь. Ориентированные и неориентированные
графы. Начальная вершина (источник) и конечная вершина (сток) в
ориентированном графе. Длина (вес) ребра и пути. Понятие минимального
пути. Матрица смежности графа (с длинами ребер).
Дерево. Корень, лист, вершина (узел). Предшествующая вершина,
последующие вершины. Поддерево. Высота дерева.

Раздел «Алгоритмизация и программирование»
Этапы решения задачи на компьютере.
Знакомство с постановками более сложных задач обработки данных и
алгоритмами их решения: сортировка массива, выполнение поэлементных
операций с массивами; обработка целых чисел, представленных записями в
десятичной и двоичной системах счисления, нахождение наибольшего
общего делителя (алгоритм Евклида).
Понятие об этапах разработки программ: составление требований к
программе, выбор алгоритма и его реализация в виде программы на
выбранном алгоритмическом языке, отладка программы с помощью
выбранной системы программирования, тестирование.
Простейшие приемы диалоговой отладки программ (выбор точки
останова, пошаговое выполнение, просмотр значений величин, отладочный
вывод).
Знакомство с документированием программ. Составление описание
программы по образцу.
Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер
используемой памяти; их зависимость от размера исходных данных.
Примеры коротких программ, выполняющих много шагов по обработке
небольшого объема данных; примеры коротких программ, выполняющих
обработку большого объема данных.
Определение возможных результатов работы алгоритма при данном
множестве входных данных; определение возможных входных данных,
приводящих к данному результату. Примеры описания объектов и процессов
с помощью набора числовых характеристик, а также зависимостей между
этими характеристиками, выражаемыми с помощью формул.
Робототехника
Робототехника
автоматизированных

–

наука

технических

о

разработке

систем.

и

Автономные

использовании
роботы

и

автоматизированные комплексы. Микроконтроллер. Сигнал. Обратная связь:

получение сигналов от цифровых датчиков (касания, расстояния, света, звука
и др.
Примеры роботизированных систем (система управления движением в
транспортной системе, сварочная линия автозавода, автоматизированное
управление отопления дома, автономная система управления транспортным
средством и т.п.).
Автономные

движущиеся

роботы.

Исполнительные

устройства,

датчики. Система команд робота. Конструирование робота. Моделирование
робота парой: исполнитель команд и устройство управления. Ручное и
программное управление роботами.
Пример учебной среды разработки программ управления движущимися
роботами. Алгоритмы управления движущимися роботами. Реализация
алгоритмов «движение до препятствия», «следование вдоль линии» и т.п.
Анализ алгоритмов действий роботов. Испытание механизма робота,
отладка программы управления роботом Влияние ошибок измерений и
вычислений на выполнение алгоритмов управления роботом.
Раздел «Обработка числовой информации»
Электронные (динамические) таблицы. Формулы с использованием
абсолютной, относительной и смешанной адресации; преобразование формул
при копировании. Выделение диапазона таблицы и упорядочивание
(сортировка) его элементов; построение графиков и диаграмм.
Базы данных. Таблица как представление отношения. Поиск данных в
готовой базе. Связи между таблицами.
Раздел «Коммуникационные технологии»
Компьютерные сети. Интернет. Адресация в сети Интернет. Доменная
система имен. Сайт. Сетевое хранение данных. Большие данные в природе и
технике

(геномные

данные,

результаты

физических

экспериментов,

Интернет-данные, в частности, данные социальных сетей). Технологии их
обработки и хранения. Поиск информации в сети Интернет. Средства и
методика

поиска

информации.

Построение

запросов;

браузеры.

Компьютерные энциклопедии и словари. Компьютерные карты и другие
справочные системы. Поисковые машины
Виды деятельности в сети Интернет. Интернет-сервисы: почтовая
служба; справочные службы (карты, расписания и т. п.), поисковые службы,
службы обновления программного обеспечения и др.
Приемы,

повышающие

безопасность

работы в сети Интернет.

Проблема подлинности полученной информации. Электронная подпись,
сертифицированные сайты и документы. Методы индивидуального и
коллективного

размещения

новой

информации

в

сети

Интернет.

Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат,
форум, телеконференция и др.
Гигиенические, эргономические и технические условия эксплуатации
средств

ИКТ.

Экономические,

правовые

и

этические

аспекты

их

использования. Личная информация, средства ее защиты. Организация
личного информационного пространства.
Основные этапы и тенденции развития ИКТ. Стандарты в сфере
информатики и ИКТ. Стандартизация и стандарты в сфере информатики и
ИКТ докомпьютерной эры (запись чисел, алфавитов национальных языков и
др.) и компьютерной эры (языки программирования, адресация в сети
Интернет и др.).
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные
особыми

образовательными

осмысленное

освоение

потребностями

содержании

и

обеспечивающие

образования

по

предмету

«Информатика»
Содержание видов деятельности обучающихся определяется особыми
образовательными потребностями обучающихся с ЗПР. Следует усилить
виды

деятельности,

обеспечивающие

специфичные

осмысленное

для

освоение

данной
содержания

категории

детей,

образования

по

предмету: усиление предметно-практической деятельности с активизацией
сенсорных систем; чередование видов деятельности, за действующих все

сенсорные системы; введение дополнительных заданий, обеспечивающих
коррекцию регуляции учебно-познавательной деятельности и контроль
собственного результата.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения
должна

включать

в

себя

совокупность

технологических

средств

(компьютеры, мультимедийные проекторы с экранами, интерактивные доски
и

др.),

культурные

и

организационные

формы

информационного

взаимодействия компетентных участников образовательного процесса в
решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением
информационно-коммуникационных технологий, а также наличие служб
поддержки применения ИКТ.
Примерная тематическая и терминологическая лексика соответствует
ООП ООО. Для обучающихся с ЗПР существенным является приемы работы
с лексическим материалом по предмету. Проводится специальная работа по
введению в активный словарь обучающихся соответствующей терминологии.
Изучаемые термины вводятся на полисенсорной основе, обязательна
визуальная поддержка, алгоритмы работы с определением, опорные схемы
для актуализации терминологии.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего
образования)

приоритетом

в

МАОУ-СОШ

№

2

является

создание

благоприятных условий для развития социально значимых отношений
школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:
-к семье, как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
-к труду, как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем дне;
-к своему Отечеству, своей малой и большой Родине, как к месту, в
котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которое
завещано ему предками и которое нужно оберегать;
-к природе как к источнику жизни на Земле, основе самого ее
существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны
человека;
-к миру как к главному принципу человеческого общежития, условию
крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем
и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
-к знаниям как к интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему
будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного
труда;
-к культуре как к духовному богатству общества и важному условию
ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему
чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
-к здоровью, как к залогу долгой и активной жизни человека, его
хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
-к окружающим людям, как к безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать

доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку
радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
-к самим себе, как к хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

7класс
Раздел

Введение

К–во
часов
15

Тема
Информация и
информационные
процессы

К–во
часов
8

Основные виды деятельности обучающихся
Аналитическая деятельность:

оценивать информацию с позиции ее свойств
(актуальность, достоверность, полнота и пр.);

приводить примеры кодирования с использованием
различных алфавитов, встречающиеся в жизни;

классифицировать информационные процессы по
принятому основанию;

выделять
информационную
составляющую
процессов в биологических, технических и социальных
системах;

анализировать отношения в живой природе,
технических и социальных (школа, семья и пр.) системах.
Практическая деятельность:

кодировать и декодировать сообщения по
известным правилам кодирования;

определять количество различных символов,
которые могут быть закодированы с помощью двоичного
кода фиксированной длины (разрядности);

определять
разрядность
двоичного
кода,
необходимого для кодирования всех символов алфавита
заданной мощности;

оперировать с единицами измерения количества

Основные
направления
воспитательной
деятельности
5, 8

Компьютер как
универсальное
устройство работы
с информацией

7

информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт);

оценивать числовые параметры информационных
процессов (объем памяти, необходимой для хранения
информации;
скорость
передачи
информации,
пропускную способность выбранного канала и пр.)
Аналитическая деятельность:

анализировать компьютер с точки зрения единства
программных и аппаратных средств;

анализировать устройства компьютера с точки
зрения организации процедур ввода, хранения,
обработки, вывода и передачи информации;

определять программные и аппаратные средства,
необходимые для осуществления информационных
процессов при решении задач;

анализировать информацию (сигналы о готовности
и неполадке) при включении компьютера;

определять
основные
характеристики
операционной системы;

планировать
собственное
информационное
пространство.
Практическая деятельность:

получать
информацию
о
характеристиках
компьютера;

оценивать числовые параметры информационных
процессов (объем памяти, необходимой для хранения
информации;
скорость
передачи
информации,
пропускную способность выбранного канала и пр.);

выполнять основные операции с файлами и

2, 5, 6, 7

Использование
программных
систем и сервисов

17

Обработка
графической
информации

4

папками;

оперировать компьютерными информационными
объектами в наглядно–графической форме;

оценивать размеры файлов, подготовленных с
использованием различных устройств ввода информации
в заданный интервал времени (клавиатура, сканер,
микрофон, фотокамера, видеокамера);

использовать программы–архиваторы;

осуществлять
защиту
информации
от
компьютерных вирусов с помощью антивирусных
программ.
Аналитическая деятельность:

анализировать
пользовательский
интерфейс
используемого программного средства;

определять условия и возможности применения
программного средства для решения типовых задач;

выявлять общее и отличия в разных программных
продуктах, предназначенных для решения одного класса
задач;

соотносить емкость информационных носителей и
размеры предполагаемых для хранения на них
графических изображений.
Практическая деятельность:

определять код цвета в палитре RGB в графическом
редакторе;

определять объем памяти, необходимый для
хранения графических изображений;

создавать и редактировать изображения с помощью

4, 5, 7

Обработка текстовой
информации

9

инструментов растрового графического редактора;

создавать и редактировать изображения с помощью
инструментов векторного графического редактора.
Аналитическая деятельность:

анализировать
пользовательский
интерфейс
используемого программного средства;

определять условия и возможности применения
программного средства для решения типовых задач;

выявлять общее и отличия в разных программных
продуктах, предназначенных для решения одного класса
задач.
Практическая деятельность:

создавать
небольшие
текстовые
документы
посредством квалифицированного клавиатурного письма
с использованием базовых средств текстовых редакторов;

форматировать текстовые документы (установка
параметров страницы документа; форматирование
символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров
страниц);

вставлять в документ формулы, таблицы, списки,
изображения;

выполнять коллективное создание текстового
документа;

использовать ссылки и цитирование источников
при
создании
на
их
основе
собственных
информационных объектов;

выполнять кодирование и декодирование текстовой
информации, используя кодовые таблицы;

5, 7

Резерв учебного
времени

8 класс
Математические
основы
информатики

Мультимедиа

4

2

Вводный урок.
Итоговое
повторение

2

12

Математические
основы
информатики

12


вычислять информационный объем текста в
заданной кодировке.
Аналитическая деятельность:

анализировать
пользовательский
интерфейс
используемого программного средства;

определять условия и возможности применения
программного средства для решения типовых задач;

выявлять общее и отличия в разных программных
продуктах, предназначенных для решения одного класса
задач.
Практическая деятельность:

создавать презентации с использованием готовых
шаблонов;

записывать звуковые файлы с различным качеством
звучания
(глубиной
кодирования
и
частотой
дискретизации);

вычислять информационный объем звуковых
файлов.
Анализ жизненных ситуаций, связанных с использованием
информационных технологий.
Обобщение и систематизация изученного материала.
Аналитическая деятельность:

выявлять различие в унарных, позиционных и
непозиционных системах счисления;

выявлять общее и отличия в разных позиционных
системах счисления;

анализировать
логическую
структуру

2, 5, 7

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8

5

Алгоритмы
и
элементы
программирования

20

Основы
алгоритмизации

10

высказываний;

оценивать мощность множеств, получаемых из
двух или трех базовых множеств с помощью операций
объединения, пересечения, дополнения;

приводить примеры ситуаций для применения
правил суммы и произведения.
Практическая деятельность:

переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа
из десятичной системы счисления в двоичную
(восьмеричную, шестнадцатеричную) и обратно;

выполнять операции сложения и умножения над
небольшими двоичными числами;

записывать вещественные числа в естественной и
нормальной формах;

строить таблицы истинности для логических
выражений;

вычислять истинностное значение логического
выражения;

определять количество элементов множества,
полученного из 2–3 базовых множеств с помощью
операций объединения, пересечения, дополнения;

вычислять количество вариантов с использованием
правил суммы и произведения.
Аналитическая деятельность:

анализировать предлагаемые последовательности
команд на предмет наличия у них таких свойств
алгоритмов, как дискретность, детерминированность,
понятность, результативность, массовость;

5, 7

Начала
программирования

10


определять по блок–схеме, для решения какой
задачи предназначен данный алгоритм;

анализировать изменение значений величин при
пошаговом выполнении алгоритма;

определять по выбранному методу решения задачи,
какие алгоритмические конструкции могут войти в
алгоритм;

сравнивать различные алгоритмы решения одной
задачи.
Практическая деятельность:

исполнять готовые алгоритмы для конкретных
исходных данных;

преобразовывать запись алгоритма из одной формы
в другую;

строить цепочки команд, дающих нужный
результат при конкретных исходных данных для
исполнителя арифметических действий;

строить цепочки команд, дающих нужный
результат при конкретных исходных данных для
исполнителя, преобразующего строки символов;

строить арифметические, строковые, логические
выражения и вычислять их значения.

Аналитическая деятельность:

анализировать готовые программы;

определять по программе, для решения какой
задачи она предназначена.
Практическая деятельность:

5, 7

Резерв учебного
времени

9 класс
Математические
основы
информатики

2

Итоговое
повторение

2

8

Моделирование и
формализация

8


программировать
линейные
алгоритмы,
предполагающие
вычисление
арифметических,
строковых и логических выражений;

разрабатывать
программы,
содержащие
оператор/операторы ветвления (решение линейного
неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в
том числе с использованием логических операций;

разрабатывать программы, содержащие оператор
(операторы) цикла;

исполнять готовые алгоритмы для конкретных
исходных данных.
Обобщение и систематизация изученного материала.

Аналитическая деятельность:

осуществлять системный анализ объекта, выделять
среди его свойств существенные свойства с точки зрения
целей моделирования;

оценивать адекватность модели моделируемому
объекту и целям моделирования;

определять вид информационной модели в
зависимости от стоящей задачи;

анализировать информационные модели (таблицы,
графики, диаграммы, схемы и др.);

анализировать
пользовательский
интерфейс
используемого программного средства;

определять условия и возможности применения
программного средства для решения типовых задач;

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8

5, 7

Алгоритмы
и
элементы
программирования

8

Алгоритмизация и
программирование

8


выявлять общее и отличия в разных программных
продуктах, предназначенных для решения одного класса
задач.
Практическая деятельность:

строить
и
интерпретировать
различные
информационные модели (таблицы, диаграммы, графы,
схемы, блок–схемы алгоритмов);

преобразовывать объект из одной формы
представления информации в другую с минимальными
потерями в полноте информации;

исследовать с помощью информационных моделей
объекты в соответствии с поставленной задачей;

работать с готовыми компьютерными моделями из
различных предметных областей;

создавать однотабличные базы данных;

осуществлять поиск записей в готовой базе данных;

осуществлять сортировку записей в готовой базе
данных.
Аналитическая деятельность:

выделять этапы решения задачи на компьютере;

осуществлять разбиение исходной задачи на
подзадачи;

сравнивать различные алгоритмы одной задачи.
Практическая деятельность:

алгоритмы для конкретных исходных данных;

разрабатывать
программы,
содержащие
подпрограмму;

разрабатывать
программы
для
обработки

5, 7

Использование
программных систем
и сервисов

16

Обработка
числовой
информации в
электронных
таблицах

6

Коммуникационные
технологии

10

одномерного массива:

нахождение
минимального
(максимального)
значения в данном массиве;

подсчет
количества
элементов
массива,
удовлетворяющих некоторому условию;

нахождение суммы всех элементов массива;

нахождение количества и суммы всех четных
элементов в массиве;

сортировка элементов массива и пр.
Аналитическая деятельность:

анализировать
пользовательский
интерфейс
используемого программного средства;

определять условия и возможности применения
программного средства для решения типовых задач;

выявлять общее и отличия в разных программных
продуктах, предназначенных для решения одного класса
задач.
Практическая деятельность:

создавать электронные таблицы, выполнять в них
расчеты по встроенным и вводимым пользователем
формулам;

строить диаграммы и графики в электронных
таблицах.
Аналитическая деятельность:

выявлять общие черты и отличия способов
взаимодействия на основе компьютерных сетей;

анализировать доменные имена компьютеров и
адреса документов в Интернете;

5, 7

1, 2, 3

Резерв учебного
времени
Всего

2
102

Итоговое
повторение

2


приводить примеры ситуаций, в которых требуется
поиск информации;

анализировать и сопоставлять различные источники
информации, оценивать достоверность найденной
информации;

распознавать потенциальные угрозы и вредные
воздействия, связанные с ИКТ; оценивать предлагаемые
пути их устранения.
Практическая деятельность:

осуществлять
взаимодействие
посредством
электронной почты, чата, форума;

определять минимальное время, необходимое для
передачи известного объема данных по каналу связи с
известными характеристиками;

проводить поиск информации в сети Интернет по
запросам с использованием логических операций;

создавать
с
использованием
конструкторов
(шаблонов) комплексные информационные объекты в
виде веб–страницы, включающей графические объекты.
Обобщение и систематизация изученного материала.
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».