Адаптированная рабочая программа по ОДНКР 5 класс

Содержание
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы
духовно-нравственной культуры народов России »
Раздел 2. Содержание учебного предмета
Раздел 3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей
программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы

Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы
духовно-нравственной культуры народов России »
Личностные результаты:
 воспитание способности к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию;
 воспитание

веротерпимости,

уважительного

отношения

к

религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
 готовность на основе моральных норм, нравственных, духовных
идеалов,

хранимых

в

культурных

традициях

народов

России,

к

сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном
потребительстве;
 осознание значения нравственности, веры и религии в жизни
человека, семьи и общества.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
 организация и планирование своих действий с точки зрения
нравственности, в соответствии с поставленными учебно-познавательными
задачами и условиями их реализации;
 корректное и этичное сравнение результатов своей деятельности и
деятельности одноклассников, объективная их оценка;
 оценка своих достижений по овладению знаниями и умениями,
осознание причин трудностей.
Коммуникативные:
 отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, оценочное
суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила
речевого поведения;
 сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных
задач; проявлять готовность к совместной деятельности в группах, отвечать
за результаты своих действий;
 осуществлять помощь одноклассникам;

 допускать возможность существования у людей различных точек
зрения, проявлять терпимость и доброжелательность к одноклассникам;
 принимать во внимания советы, предложения других людей
(учителей, одноклассников, родителей) и учитывать их в своей деятельности;
 корректно вести диалог со знакомыми и незнакомыми людьми.
Познавательные:
 осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать
ее, ориентируясь на учителя и одноклассников;
 осуществлять поиск и анализ необходимой информации из разных
источников для решения учебных задач;
 понимать

культурную

информацию,

представленную

в

изобразительной, схематичной форме; уметь переводить ее в словесную
форму;
 сопоставлять после предварительного анализа информацию из
разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников
информации

для

решения

учебных

задач,

включая

справочную

и

дополнительную литературу, Интернет; обобщать и систематизировать ее;
 осуществлять

оценочные

действия,

включающие

мотивацию

обучающимися

программы

поступков людей.
Предметные

результаты

освоения

учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» должны обеспечивать:
 понимание вклада представителей различных народов России в
формирования ее цивилизационного наследия;
 понимание ценности многообразия культурных укладов народов
Российской Федерации;
 поддержку интереса к традициям собственного народа и народов,
проживающих в Российской Федерации;
 знание исторических примеров взаимопомощи и сотрудничества
народов Российской Федерации

 формирование
этническим

уважительного

ценностям,

отношения

религиозным

чувствам

к

национальным

народов

и

Российской

Федерации;
 осознание ценности межнационального и межрелигиозного согласия;
 формирование

представлений

об

образцах

и

примерах

традиционного духовного наследия народов Российской Федерации.
Обучающийся научится:
 воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из
прочитанных текстов с опорой на план/вопросы/ключевые слова;
 кратко высказываться о главной мысли прочитанных текстов и
прослушанных объяснений учителя;
 сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных
текстов с опорой на план/вопросы/ключевые слова;
 проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с
общечеловеческими духовно-нравственными ценностями с опорой на
план/вопросы/ключевые слова;
 участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать
высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства
с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры;
 создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам,
иллюстрациям) словесный портрет героя с опорой на ключевые
слова/план/вопросы;
 кратко высказываться о поступках реальных лиц, героев произведений,
высказываниях известных личностей;
 работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с
учебной задачей;
 использовать информацию, полученную из разных источников, для
решения учебных и практических задач с опорой на зрительную
наглядность и/или вербальные опоры.
Обучающийся получит возможность научиться:

 высказывать предположения после предварительного анализа о
последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека;
 оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и
этики;
 намечать способы саморазвития;
 работать с историческими источниками и документами с опорой на
алгоритм учебных действий.
Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» входит в предметную область «Общественно-научные предметы».
Он направлен на формирование первоначальных представлений о светской
этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и
современности. Расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием
ценностного отношения к изучаемым явлениям: внутренней установки
личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и
взаимоотношений в обществе, ценить и гордиться своей Родиной, проявлять
уважение к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества,
бережно

относиться

многонационального

к
народа

культурному

наследию

Российской

Федерации.

и

традициям

Предмет

имеет

интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и
развитие подростка при особом внимании к его социально-эмоциональному
развитию.
В этой связи учебный предмет играет большую роль в формировании
сферы жизненной компетенции обучающихся с ЗПР, создавая предпосылки
для формирования целостной картины общества, основ духовной культуры,
общероссийской гражданской и культурной идентичности, патриотизма,
социальной ответственности. Осмысление и применение полученных на
уроках знаний позволит продуктивно решать типичные задачи в области
социальных отношений, межличностных отношений, включая отношения
между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в
семейно-бытовой сфере, соотносить собственное поведение и поступки

других людей с нравственными ценностями и принятыми в российском
обществе правилами и нормами.
Программа

отражает

духовно-нравственной

содержание

культуры

народов

обучения
России»

предмету
с

учетом

«Основы
особых

образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Овладение учебным
предметом «Основы духовно-нравственной культуры народов России»,
осмысление и усвоение информации морально-нравственного характера
представляет определенную сложность для обучающихся с ЗПР. Это связано
с

особенностями

их

эмоционально-волевой

сферы,

мыслительной

деятельности, недостаточностью общего запаса знаний, пониженному
познавательному интересу к предметному и социальному миру, низким
уровнем речевого развития.
Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «Основы
духовно-нравственной культуры народов России» необходима адаптация
объема и характера учебного материала к познавательным возможностям
обучащихся с ЗПР: учебный материал преподносить небольшими порциями,
изыскивать способы адаптации трудных заданий; применять алгоритмы,
дополнительную визуальную поддержку, опорные схемы при решении
учебно-познавательных задач и работе с учебной информацией; использовать
разностороннюю

проработку

учебного

материала,

стимулировать

применение навыков и компетенций в различных жизненных ситуациях;
увеличить долю практико-ориентированного материала, связанного с
жизненным опытом подростка с ЗПР; использовать разнообразие и
вариативность предъявления и объяснения учебного материала при
трудностях в усвоении и переработке информации.
Основной целью изучения предмета «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» является приобщение обучающихся с ЗПР к
культурному наследию народов нашей страны, к общечеловеческим
ценностям предшествующих поколений, воплощенным в религиозных
верованиях, фольклоре, народных традициях и обычаях (нравственном опыте

поколений), в искусстве; воспитание духовно-нравственного гражданина
России,

любящего

свое

Отечество,

способного

к

нравственному

и

представлений

совершенствованию и развитию.
Задачи курса:


расширение

и

систематизация

знаний

обучающихся с ЗПР о культуре и духовных традициях народов России, о
нравственных ценностях, полученных при освоении программы начального
общего образования;


формирование первоначальных представлений о традиционных

религиях народов России, их роли в культуре, истории российского
общества;


формирование

основ

морали,

семейных

ценностей,

ориентированное на соизмерение своих поступков с нравственными
идеалами, на осознание своих обязанностей перед семьей, страной;


воспитание патриотических чувств; уважения к истории, языку,

культурным и религиозным традициям своего и других народов России,
толерантное отношение к людям другой культуры;


развитие информационной культуры обучающихся с ЗПР (об

источниках информации, ее отборе и применении), возможностей для их
активной самостоятельной познавательной деятельности.
Особенности

психического

развития

обучающихся

с

ЗПР

обусловливают дополнительные коррекционные задачи учебного предмета
«Основы духовно-нравственной культуры народов России», направленные на
социально-эмоциональное развитие, развитие мыслительной и речевой
деятельности, стимулирование познавательной активности, повышение
коммуникативной компетентности в разных социальных условиях.
Обучение

учебному

предмету

«Основы

духовно-нравственной

культуры народов России» необходимо строить на создании оптимальных
условий для усвоения программного материала обучающимися с ЗПР.
Большое внимание должно быть уделено отбору учебного материала в

соответствии с принципами доступности при сохранении общего базового
уровня. Он должен по содержанию и объему быть адаптированным для
обучающихся с ЗПР, освобожден от излишней детализации. Необходимо
использовать специальные методы и приемы: объяснение с систематическим
повторением,

использование

разнообразных

приемов

актуализации

(визуальная опора, памятка и т.д.), опору на личный опыт подростка,
привлечение краеведческого материала.
Примерная

программа

предусматривает

внесение

некоторых

изменений: уменьшение объема теоретических сведений, включение целых
тем или целых разделов в материалы для обзорного, ознакомительного
изучения.
Темы
курсивом.

для ознакомительного

изучения

в программе выделены

Раздел 2. Содержание учебного предмета
В мире культуры
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий
разных народов. Деятели науки и культуры – представители разных
национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем,
Г. Уланов, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).
Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека
невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей,
упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники,
создающие нравственные установки.
Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о
патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных
народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.).
Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения
патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин,
Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий –
патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и др.). Вклад народов
нашей страны в победу над фашизмом.
В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов
(сказках, легендах, пословицах).
«Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о
труде и трудолюбии.
Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной
национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники
и пр.).
Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими
предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники
на карте России.

Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни
человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка –
главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях.
Семейные

ценности

в

православии,

буддизме,

исламе,

иудаизме.

Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре
разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Религия и культура
Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры
общества. Роль религии в развитии культуры.
Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на
Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси.
Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования.
Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная
музыка.

Богослужебное

песнопение.

Колокольный

звон.

Особенности

православного календаря.
Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама
(VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и
науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры.
Декоративно-прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть –
часть исламской культуры. Исламский календарь.
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие
Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего
убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой
живописи. Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в
России.

Культовые

сооружения

буддистов.

Буддийские

монастыри.

духовных

ценностей.

Искусство танка. Буддийский календарь.
Как сохранить духовные ценности
Забота

государства

о

сохранении

Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию.

Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических
памятников, связанных с разными религиями.
Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков.
Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты
России.
Твой духовный мир
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его
интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности –
составляющие духовного мира.
Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях.
Нравственные качества человека.
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные
особыми

образовательными

потребностями

и

обеспечивающие

осмысленное освоение содержании образования по предмету «Основы
духовно-нравственной культуры народов России»
Содержание видов деятельности обучающихся с ЗПР определяется их
особыми образовательными потребностями. Помимо широко используемых в
ООП ООО общих для всех обучающихся видов деятельности следует
усилить виды деятельности, специфичные для данной категории детей,
обеспечивающие

осмысленное

освоение

содержания

образования

по

предмету: усиление предметно-практической деятельности; чередование
видов

деятельности;

освоение

материала

с

опорой

на

алгоритм;

«пошаговость» в изучении материала; использование дополнительной
визуальной опоры (схемы, шаблоны, опорные таблицы); речевой отчет о
процессе и результате деятельности; выполнение специальных заданий,
обеспечивающих коррекцию регуляции учебно-познавательной деятельности
и контроль собственного результата. При закреплении изученных тем
полезно

использовать

произведений

такие

художественной

виды

деятельности

литературы

и

как

обсуждение

живописи,

фрагментов

фильмов; организация экскурсий в музеи, к памятникам истории, к местным

достопримечательностям;

моделирование

ситуаций

социального

взаимодействия; подготовка сообщения на заданную тему с поиском
необходимой информации, коллективные проектные работы.
Примерная тематическая и терминологическая лексика соответствует
ООП ООО. Для обучающихся с ЗПР существенными являются приемы
работы с лексическим материалом по предмету. Проводится специальная
работа по введению в активный словарь обучающихся соответствующей
терминологии. Каждое новое слово закрепляется в речевой практике
обучающихся. Изучаемые термины вводятся на полисенсорной основе,
обязательна визуальная поддержка, алгоритмы работы с определением,
опорные схемы для актуализации терминологии.
Примерные контрольно-измерительные материалы
Для организации проверки, учета и контроля знаний обучающихся с
ЗПР предусмотрен контроль в виде: индивидуальных заданий, устных
опросов, защиты проектов.
Для обучающихся с ЗПР возможно изменение формулировки заданий
на

«пошаговую»,

адаптация

предлагаемого

тестового

материала:

использование устных и письменных инструкций, упрощение длинных
сложных

формулировок

инструкций;

предоставление

образца

возможности использования справочной информации.
Контрольные работы:
1.Входная контрольная работа
2.Итоговая контрольная работа.
Темы проектных работ:
1. «Герои-партизаны Великой Отечественной войны».
2. «Правнуки Победы о своих прадедах».
3. «Герои Советского Союза – представители разных народов».
4. «Место подвига в наше время».
5. «Трудовые подвиги представителей разных народов России».
6. «Герои космоса».

или

7. «Трудовые подвиги во время Великой Отечественной войны».
8. «Благотворительные мероприятия, которые могут провести
учащиеся вашего класса».
9. «Изобразительное искусство как источник знаний и нравственных
ценностей».
10. «Театр как источник знаний и нравственных ценностей».
11. «Правила этикета рыцарей».
12. «Танцевальный этикет».
13. «История этикета письма».

Раздел 3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей
программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы
Тематическое планирование составлено с учетом рабочей программы
воспитания. Воспитательный потенциал данного предмета обеспечивает
реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся
ООО:
Создание благоприятных условий для развития социально значимых
отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений:
-к семье, как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
-к труду, как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем дне;
-к своему Отечеству, своей малой и большой Родине, как к месту, в котором
человек вырос и познал первые радости и неудачи, которое завещано ему
предками и которое нужно оберегать;
-к природе как к источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
-к миру как к главному принципу человеческого общежития, условию
крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем
и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
-к знаниям как к интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
-к культуре как к духовному богатству общества и важному условию
ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему
чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
-к здоровью, как к залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего
настроения и оптимистичного взгляда на мир;
-к окружающим людям, как к безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать

доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку
радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
-к самим себе, как к хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
5класс
№

Наименование раздела

1
2

Тема 1.«В мире культуры»
Тема2.«Нравственные
ценности
народа»
Тема3.«Религия и культура»
Тема 4.« Как сохранить духовные ценности»
Тема 5.«Что составляет твой духовный мир»
Итого

3
4
5

Количество
часов
4
Российского 13
9
3
5
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».