Адаптированная рабочая программа по обществознанию 6-9 классы

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
• формирование у обучающихся личностных представлений об основах
российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной
ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям,
закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и
умений для определения собственной позиции в общественной жизни, для решения
типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся,
межличностных отношений, включая отношения между людьми различных
национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
• формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и
поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения,
установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в
необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений
реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
• развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к
изучению общественных дисциплин.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
• организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до
получения и оценки результата);
• анализировать с опорой на алгоритм учебных действий реальные социальные
ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках
реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулирование своей точки зрения.
Коммуникативные:
• овладение различными видами публичных выступлений (высказывания,
монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога.
Познавательные:
• объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,
позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных
перспектив;
• выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике с
использованием:
 элементов причинно-следственного анализа;
 несложных реальных связей и зависимостей;
 сущностных характеристик изучаемого объекта;
 выбора верных критериев для сравнения, оценки объектов;
 поиска и извлечения нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа;
 перевода с опорой на алгоритм учебных действий информации из одной знаковой
системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.),
выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
 объяснения изученных положений на конкретных примерах с опорой на
справочный материал;
 оценки своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом
мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в
окружающей среде.

Предметные результаты освоения обучающимися программы учебного предмета
«Обществознание»:
Человек. Деятельность человека
Выпускник научится:
 использовать знания о биологическом и социальном в человеке для
характеристики его природы;
 характеризовать с опорой на план основные возрастные периоды жизни
человека, особенности подросткового возраста;
 в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и
основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
 характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы
потребностей человека;
 приводить примеры основных видов деятельности человека;
 выполнять несложные практические задания с опорой на алгоритм учебных
действий по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения
межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам
разрешения межличностных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
 выполнять несложные практические задания с опорой на алгоритм учебных
действий, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;
 оценивать после предварительного анализа роль деятельности в жизни
человека и общества;
 оценивать после предварительного анализа последствия удовлетворения
мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых
потребностей, угрожающих здоровью;
 использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике
межличностных конфликтов;
 моделировать с опорой на алгоритм учебных действий возможные
последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.
Общество
Выпускник научится:
 демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать с
опорой на справочный материал роль природы в жизни человека;
 распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
 характеризовать с опорой на план движение от одних форм общественной
жизни к другим; оценивать после предварительного анализа социальные явления с
позиций общественного прогресса;
 различать с опорой на справочный материал экономические, социальные,
политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
 выполнять несложные познавательные и практические задания с опорой на
алгоритм учебных действий, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в
разных сферах общества;
 характеризовать с опорой на план экологический кризис как глобальную
проблему человечества, раскрывать с опорой на справочный материал причины
экологического кризиса;
 на основе полученных знаний осуществлять на практике экологически
рациональное поведение;
 раскрывать с опорой на справочный материал влияние современных средств
массовой коммуникации на общество и личность;
 конкретизировать с опорой на справочный материал примерами опасность
международного терроризма.

Выпускник получит возможность научиться:
 наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных
сферах общественной жизни;
 характеризовать с опорой на план основные направления общественного
развития;
 осознанно содействовать защите природы.
Социальные нормы
Выпускник научится:
 раскрывать с опорой на справочный материал роль социальных норм как
регуляторов общественной жизни и поведения человека;
 различать отдельные виды социальных норм;
 характеризовать с опорой на план основные нормы морали;
 критически осмысливать информацию морально-нравственного характера,
полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать
полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной
позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными
ценностями;
 раскрывать с опорой на справочный материал сущность патриотизма,
гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни
современного общества;
 характеризовать с опорой на план специфику норм права;
 сравнивать после предварительного анализа нормы морали и права, выявлять их
общие черты и особенности;
 раскрывать с опорой на справочный материал сущность процесса социализации
личности;
 объяснять после предварительного анализа причины отклоняющегося
поведения;
 описывать с опорой на план негативные последствия наиболее опасных форм
отклоняющегося поведения.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания
влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
 оценивать после предварительного анализа социальную значимость здорового
образа жизни.
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:
 характеризовать с опорой на план развитие отдельных областей и форм
культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
 описывать с опорой на план явления духовной культуры;
 объяснять после предварительного анализа причины возрастания роли науки в
современном мире;
 оценивать после предварительного анализа роль образования в современном
обществе;
 различать уровни общего образования в России;
 находить и извлекать с опорой на алгоритм учебных действий социальную
информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных
источников различного типа;
 описывать с опорой на план духовные ценности российского народа и выражать
собственное отношение к ним;
 объяснять с опорой на справочный материал необходимость непрерывного
образования в современных условиях;

 учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей
профессиональной деятельности;
 раскрывать с опорой на справочный материал роль религии в современном
обществе;
 характеризовать с опорой на план особенности искусства как формы духовной
культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
 описывать с опорой на план процессы создания, сохранения, трансляции и
усвоения достижений культуры;
 характеризовать с опорой на план основные направления развития
отечественной культуры в современных условиях;
 критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких
направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
Социальная сфера
Выпускник научится:
 описывать с опорой на план социальную структуру в обществах разного типа,
характеризовать основные социальные общности и группы;
 объяснять с опорой на справочный материал взаимодействие социальных
общностей и групп;
 характеризовать с опорой на справочный материал ведущие направления
социальной политики Российского государства;
 выделять после предварительного анализа параметры, определяющие
социальный статус личности;
 приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
 описывать с опорой на план основные социальные роли подростка;
 конкретизировать примерами с опорой на справочный материал процесс
социальной мобильности;
 характеризовать с опорой на справочный материал межнациональные
отношения в современном мире;
 объяснять после предварительного анализа причины межнациональных
конфликтов и основные пути их разрешения;
 характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи
в обществе;
 раскрывать основные роли членов семьи;
 характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно
выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
 выполнять несложные практические задания с опорой на алгоритм учебных
действий по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных
конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения
семейных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
 раскрывать с опорой на справочный материал понятия «равенство» и
«социальная справедливость» с позиций историзма;
 выражать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
 выполнять несложные практические задания с опорой на алгоритм учебных
действий по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных
конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения
семейных конфликтов;
 формировать положительное отношение к необходимости соблюдать
здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с
требованиями безопасности жизнедеятельности;

 использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике
семейных конфликтов;
 находить и извлекать с опорой на алгоритм учебных действий социальную
информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников
различного типа.
Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится:
 объяснять после предварительного анализа роль политики в жизни общества;
 различать и сравнивать после предварительного анализа различные формы
правления, иллюстрировать их примерами;
 давать характеристику с опорой на план формам государственнотерриториального устройства;
 различать после предварительного анализа типы политических режимов,
раскрывать их основные признаки;
 раскрывать с опорой на справочный материал на конкретных примерах
основные черты и принципы демократии;
 называть с опорой на справочный материал признаки политической партии;
 характеризовать формы участия граждан в политической жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
 понимать значение гражданской активности и патриотической позиции в
укреплении нашего государства;
 понимать различные оценки политических событий и процессов и делать
обоснованные выводы.
Гражданин и государство
Выпускник научится:
 характеризовать с опорой на план государственное устройство Российской
Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и
компетенцию;
 объяснять с опорой на справочный материал порядок формирования органов
государственной власти РФ;
 раскрывать с опорой на справочный материал достижения российского народа;
 понимать и конкретизировать примерами понятие «гражданство»;
 называть и иллюстрировать примерами с опорой на справочный материал
основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
 понимать важность патриотической позиции в укреплении нашего государства;
 характеризовать с опорой на план основные конституционные обязанности
гражданина.
Выпускник получит возможность научиться:
 понимать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в
мире;
 использовать знания и умения для формирования способности уважать права
других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:
 характеризовать с опорой на план систему российского законодательства;
 раскрывать с опорой на справочный материал особенности гражданской
дееспособности несовершеннолетних;
 характеризовать с опорой на план гражданские правоотношения;
 раскрывать с опорой на справочный материал смысл права на труд;
 понимать роль трудового договора;
 знать особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;



характеризовать с опорой на план права и обязанности супругов, родителей,

детей;
 характеризовать с опорой на справочный материал особенности уголовного
права и уголовных правоотношений;
 конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них с опорой
на справочный материал;
 характеризовать с опорой на план специфику уголовной ответственности
несовершеннолетних;
 понимать связь права на образование и обязанности получить образование;
 анализировать с опорой на алгоритм учебных действий несложные
практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми
правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки
проступка, правонарушения, преступления;
 анализировать с опорой на алгоритм учебных действий несложные
практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без
попечения родителей;
 находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера,
полученную из доступных источников; применять полученную информацию для
соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения,
установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
 на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых
модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального
поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
 оценивать после предварительного анализа сущность и значение правопорядка
и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
 осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми
способами и средствами.
Экономика
Выпускник научится:
 объяснять с опорой на справочный материал проблему ограниченности
экономических ресурсов;
 различать
после
предварительного
анализа
основных
участников
экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и
наемных работников;
 раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
 характеризовать с опорой на план основные экономические системы,
экономические явления и процессы;
 характеризовать с опорой на план механизм рыночного регулирования
экономики; анализировать действие рыночных законов и роль конкуренции;
 объяснять после предварительного анализа роль государства в регулировании
рыночной экономики;
 называть виды налогов с опорой на справочный материал;
 характеризовать функции денег и их роль в экономике;
 раскрывать с опорой на справочный материал социально-экономическую роль и
функции предпринимательства;
 анализировать с опорой на алгоритм учебных действий информацию об
экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;
несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
 объяснять отдельные вопросы экономической жизни; использовать полученные
знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать

после предварительного анализа этические нормы трудовой и предпринимательской
деятельности;
 раскрывать с опорой на справочный материал рациональное поведение
субъектов экономической деятельности;
 характеризовать с опорой на план экономику семьи; анализировать с опорой на
алгоритм учебных действий структуру семейного бюджета;
 использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников
экономической деятельности;
 объяснять связь профессионализма и жизненного успеха.
Выпускник получит возможность научиться:
 анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую
информацию, получаемую из неадаптированных источников;
 выполнять практические задания с опорой на алгоритм учебных действий,
основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
 оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики поведения
потребителя;
 решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие
типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
 грамотно применять полученные знания для определения экономически
рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
 сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять
свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.
Требования к предметным результатам освоения учебного предмета
«Обществознание», распределенные по годам обучения
Результаты по годам формулируются по принципу добавления новых результатов от
года к году, уже названные в предыдущих годах позиции, как правило, дословно не
повторяются, но учитываются (результаты очередного года по умолчанию включают
результаты предыдущих лет).
Предметные результаты по итогам первого года изучения учебного предмета
«Обществознание» должны отражать сформированность умений:
 называть с опорой на зрительную наглядность, с помощью учителя черты отличия
человека от других живых существ, отличительные черты индивида и личности;
признаки, основные структурные элементы и виды деятельности; основные типы
потребностей человека; психологические и социальные особенности людей
подросткового возраста; права и обязанности обучающегося школы; сферы жизни
общества; основные виды экономической деятельности; основные характеристики
социальной структуры современного российского общества; основы организации
государственной власти Российской Федерации ;
 приводить примеры социальных объектов, явлений, процессов, в том числе влияния
потребностей на деятельность человека, проявлений способностей человека,
осуществления различных видов деятельности, проявлений межличностных
отношений, отношений между поколениями, семейных ценностей и традиций и
традиционных ценностей российского народа; взаимосвязей общества и природы,
взаимодействия основных сфер жизни общества; экономических ресурсов и
возможностей России; проявлений глобальных проблем современного общества;
 различать социальные объекты, в том числе социальные общности и группы; факты,
явления и процессы, относящиеся к различным сферам жизни общества;
 сравнивать с помощью учителя основные возрастные периоды жизни человека,
ситуации осуществления различных видов деятельности, проявления межличностных
отношений; социальные группы (в том числе семьи разных типов);
 использовать полученные знания и умения для установления и объяснения

взаимосвязей с помощью учителя между обществом и природой; взаимосвязей между
основными сферами жизни общества, относящимися к ним явлениями и процессами;
роли семьи в жизни человека и общества; места России среди современных
государств; для осмысления личного социального опыта при исполнении типичных
для несовершеннолетнего социальных ролей;
 с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный
социальный опыт определять с точки зрения социальных ценностей и норм свое
отношение к изученным явлениям, процессам социальной действительности;
 решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи с
опорой на алгоритм учебных действий, отражающие выполнение типичных для
несовершеннолетнего социальных ролей, типичные социальные взаимодействия в
различных сферах общественной жизни;
 осуществлять смысловое чтение текстов обществоведческой тематики; составлять по
предложенному образцу простой план изучаемой темы; рассказывать по плану об
изученных событиях, явлениях, процессах;
 находить и извлекать социальную информацию (текстовую, знаково-символическую,
аудиовизуальную) по заданной теме в различных ее адаптированных источниках (в
том числе учебных материалах) и публикациях СМИ с соблюдением правил
информационной безопасности при работе в сети Интернет с опорой на алгоритм
учебных действий;
 оценивать социальную информацию из адаптированных источников (в том числе
учебных материалов) и публикаций СМИ по заданной теме, соотносить ее с
собственными знаниями и личным социальным опытом;
 осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействия с людьми другой
культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных
ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических
ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
осознавать ценность культуры и традиций народов России.
Предметные результаты по итогам второго года изучения учебного предмета
«Обществознание» должны отражать сформированность умений:
 характеризовать с опорой на план традиционные российские духовно-нравственные
ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья,
созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности,
гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое
единство народов России, преемственность истории нашей Родины);
 называть с опорой на зрительную наглядность признаки и виды социальных норм;
элементы правового статуса физического и юридического лица как субъектов права;
правовые нормы, регулирующие типичные для несовершеннолетнего и членов его
семьи общественные отношения, в том числе нормы гражданского, трудового и
семейного права (связанные соответственно с заключением гражданско-правовых
договоров, реализацией права собственности, заключением и расторжением
трудового договора, включая особенности регулирования труда работников в
возрасте до 18 лет, заключением и расторжением брака, правами и обязанностями
родителей и детей); особенности правового статуса и юридической ответственности
несовершеннолетнего;
 приводить примеры отношений, регулируемых изученными видами социальных
норм; социально-активной деятельности и творческих достижений человека;
нормативных правовых актов, основных международных документов о правах
ребенка; реализации гражданами России конституционных прав и свобод, исполнения
конституционных обязанностей; способов защиты интересов и прав детей,
оставшихся без попечения родителей; правомерного и противоправного поведения;
уголовных наказаний, административных наказаний, дисциплинарных взысканий,























юридической
ответственности
несовершеннолетних;
гражданско-правовых
отношений, ситуаций нарушения прав потребителей и способов их защиты;
классифицировать после предварительного анализа по разным признакам социальные
нормы, права и свободы человека и гражданина; типичные для несовершеннолетнего
и членов его семьи проявления общественных отношений, регулируемых
гражданским, трудовым и семейным законодательством, основами налогового
законодательства Российской Федерации; правонарушения, виды наказаний;
сравнивать после предварительного анализа нормы права и нормы морали,
дееспособность малолетних и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет,
правомерное и противоправное поведение; ситуации наступления разных видов
юридической ответственности, виды правонарушений, виды юридической
ответственности;
устанавливать взаимосвязи с опорой на алгоритм учебных действий между
изученными социальными объектами, явлениями, процессами, их элементами и
основными функциями, включая взаимодействия гражданина и государства;
взаимосвязи между обстоятельствами поступков и их возможными юридическими
последствиями;
использовать полученные знания для объяснения на основе справочных материалов
явлений, процессов социальной действительности, в том числе для объяснения
опасности всех форм противоправного поведения; для осмысления личного
социального опыта;
решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи с
опорой на алгоритм учебных действий, отражающие роль социальных ценностей,
соблюдение социальных норм при выполнении типичных для несовершеннолетнего
социальных ролей;
осуществлять смысловое чтение текстов обществоведческой тематики, в том числе
извлечений из нормативных правовых актов; составлять по предложенному образцу
простой план изучаемой темы; рассказывать по плану об изученных событиях,
явлениях, процессах;
находить и извлекать социальную информацию (текстовую, знаково-символическую,
аудиовизуальную) о социальных ценностях и нормах, определяющих поведение
человека, в различных ее адаптированных источниках (в том числе учебных
материалах) и публикациях СМИ с соблюдением правил информационной
безопасности при работе в сети Интернет с опорой на алгоритм учебных действий;
анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и оценивать
социальную информацию из адаптированных источников (в том числе учебных
материалов) и публикаций СМИ о ценностях и нормах, определяющих поведение
человека, соотносить ее с собственными знаниями о моральном и правовом
регулировании поведения человека и личным социальным опытом, формулировать
выводы, подкрепляя их аргументами с помощью учителя;
оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их
соответствия моральным и правовым нормам;
заполнять формы (в том числе электронные) простейших видов правовых документов
(заявления, декларации, доверенности) с опорой на образец;
использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной
жизни для реализации и защиты прав человека и гражданина; прав потребителя;
осознанного выполнения гражданских обязанностей; а также для выбора профессии и
оценки собственных перспектив в профессиональной сфере;
осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействия с людьми другой
культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных
ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических
ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

разрешать межличностные конфликты, соблюдая требования моральных и правовых
норм.
Предметные результаты по итогам третьего года изучения учебного предмета
«Обществознание» должны отражать сформированность умений:
 называть, используя справочный материал, экономические функции и особенности
потребления домохозяйства, источники доходов и виды расходов семьи;
экономические цели и функции государства; факторы производства; функции денег;
виды налогов в Российской Федерации; виды финансовых организаций, виды
финансовых услуг и продуктов, признаки финансовых пирамид; способы получения
общего, профессионального и дополнительного образования в Российской
Федерации; мировые религии; виды искусства; основные принципы государственной
политики Российской Федерации в сфере культуры и образования;
 приводить, с опорой на вопросы, примеры факторов формирования спроса и
предложения, издержек производства, способов оплаты и стимулирования труда,
факторов повышения производительности труда, налогов различных видов в
Российской Федерации, видов современных денег, статей доходов и расходов
государства; услуг финансовых посредников, способов накопления и формирования
сбережений, возможностей и рисков инвестирования; современных молодежных
субкультур, взаимного влияния культур;
 ориентироваться в понятиях рынки, деньги, финансовые инструменты и услуги
финансовых посредников; отрасли науки, религии, произведения искусства;
 сравнивать после предварительного анализа предпринимательскую и трудовую
деятельность, виды доходов физического лица, формы заработной платы, изученные
финансовые инструменты; формы культуры, естественные, точные и социальногуманитарные науки;
 иметь представление о взаимосвязи изученных социальных объектах, явлениях,
процессах, их элементах и основных функциях, в том числе элементах финансовой
системы, спроса и предложениях; религии и других социальных институтах;
 использовать полученные знания для объяснения явлений, процессов социальной
действительности, в том числе роли экономики в жизни человека и общества,
основных экономических процессов, разделения труда, законов спроса и
предложения, факторов ценообразования; влияния культуры на формирование
личности; роли науки в жизни человека и общества; роли религии в жизни человека и
общества, свободы совести; роли искусства в жизни человека и общества; роли
информации и информационных технологий в современном мире; личностной и
общественной значимости образования в информационном обществе; для
осмысления личного социального опыта;
 с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный
социальный опыт определять и аргументировать (после предварительного анализа) с
точки зрения социальных ценностей и норм свое отношение к изученным явлениям,
процессам экономической и духовной сфер жизни общества;
 решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи с
опорой на алгоритм учебных действий, отражающие выполнение типичных для
несовершеннолетнего социальных ролей, взаимодействия в экономической и
духовной сферах общественной жизни, в том числе процессы формирования,
накопления и инвестирования сбережений; защиту прав потребителя (в том числе
потребителя финансовых услуг); защиту права собственности; получение
профессионального и дополнительного образования;
 осуществлять смысловое чтение текстов экономической и культурологической
тематики; составлять на их основе план, рассказывать по плану об изученных
событиях, явлениях, процессах;
 находить и извлекать с опорой на алгоритм учебных действий экономико-

статистическую и культурологическую информацию (текстовую, знаковосимволическую, аудиовизуальную) в различных адаптированных источниках (в том
числе учебных материалах) и публикациях СМИ с соблюдением правил
информационной безопасности при работе в сети Интернет;
 анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и оценивать
информацию из адаптированных источников (в том числе учебного текста) и
материалов СМИ по заданной теме, соотносить ее с собственными знаниями об
экономической и духовной сферах общества и личным социальным опытом,
формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
 оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения
социальных норм; рациональности их финансового поведения (в том числе для
оценки
рисков
осуществления
финансовых
махинаций,
применения
недобросовестных
практик);
осознавать
неприемлемость
всех
форм
антиобщественного поведения;
 использовать полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни
для анализа потребления домашнего хозяйства, проведения ранжирования
обязательных и желательных расходов, составления личного финансового плана;
осознанного участия в построении собственной образовательной траектории;
формирования информационной культуры и соблюдения правил безопасного
поведения в Интернете; для осознанной реализации гражданских прав и выполнения
гражданских обязанностей, для защиты прав потребителей в различных сферах жизни
(в том числе прав потребителей финансовых услуг); для выбора профессии и оценки
собственных перспектив в профессиональной сфере;
 составлять с опорой на образец эффективное резюме для приема на работу;
 осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействия с людьми другой
культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных
ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических
ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
осознавать ценность культуры и традиций народов России; препятствовать
возникновению конфликтных ситуаций.
Предметные результаты по итогам четвертого года изучения учебного предмета
«Обществознание» должны отражать сформированность умений:
 называть используя справочный материал признаки и функции государства, форму
государства и ее элементы, демократические ценности, признаки и функции
политических партий; признаки Конституции Российской Федерации как основного
закона государства, основы конституционного строя Российской Федерации,
принципы федеративного устройства Российской Федерации, полномочия
Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации,
Правительства
Российской
Федерации;
правомочия
законодательных,
исполнительных, судебных органов государственной власти в Российской
Федерации; основные направления социальной политики Российского государства;
основные социальные роли и статусы несовершеннолетних, основные причины и
способы решения социальных конфликтов; признаки информационного общества,
причины и последствия глобализации;
 с опорой на вопросы приводить примеры политической деятельности, реализации
функций государства, реализации функций политических партий, реализации
социальной политики Российского государства, политического участия граждан;
основных международных документов о правах человека; социальных общностей и
групп, включая этносы; социальных статусов; различных видов социальной
мобильности, современных профессий; проявлений и противоречий глобализации;
 ориентироваться в понятиях: современные государства, формы политического
участия граждан, политические партии; социальные общности; социальные статусы;






















социальные роли; проявления социальной мобильности;
сравнивать после предварительного анализа проявления власти как общественного
отношения, формы правления, формы государственного (территориального)
устройства, политические режимы, уровни власти в Российской Федерации,
общественно-политические организации; социальные структуры обществ;
иметь представление о взаимосвязи изученных социальных объектов, явлений,
процессов, их элементов и основных функций, включая взаимодействия гражданина и
государства, взаимосвязи социальной структуры и политической организации
общества;
использовать полученные знания для объяснения явлений, процессов социальной
действительности, в том числе социальной и личной значимости здорового образа
жизни, опасности наркомании и алкоголизма для человека и общества; роли
непрерывного образования в жизни человека и общества; необходимости
правомерного налогового поведения, противодействия коррупции; для осмысления
личного социального опыта при исполнении типичных для несовершеннолетнего
социальных ролей;
с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный
социальный опыт определять и аргументировать (после предварительного анализа) с
точки зрения социальных ценностей и норм свое отношение к изученным явлениям,
процессам социальной действительности;
с опорой на алгоритм учебных действий решать в рамках изученного материала
познавательные и практические задачи, отражающие выполнение типичных для
несовершеннолетнего социальных ролей, взаимодействия в политической и
социальной сферах общественной жизни;
осуществлять смысловое чтение текстов политической, правовой (включая
извлечения и Конституции Российской Федерации и других нормативных правовых
актов) и социологической тематики; составлять на их основе план, рассказывать по
плану об изученных событиях, явлениях, процессах;
находить и извлекать с опорой на алгоритм учебных действий политическую,
правовую и социологическую информацию (текстовую, знаково-символическую,
аудиовизуальную) в различных ее адаптированных источниках (в том числе учебных
материалах) и публикациях СМИ с соблюдением правил информационной
безопасности при работе в сети Интернет;
анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и оценивать
информацию из адаптированных источников (в том числе учебного текста) и
материалов СМИ по заданной теме, соотносить ее с собственными знаниями о
политической и социальной сферах общества и личным социальным опытом,
формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения
социальных норм и политической культуры; осознавать неприемлемость всех форм
антиобщественного поведения, в том числе необходимость борьбы с коррупцией;
использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной
жизни для реализации и защиты прав человека и гражданина в политической и
социальной сферах общественной жизни, осознанного выполнения гражданских
обязанностей; для выбора профессии и оценки собственных перспектив в
профессиональной сфере;
осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействия с людьми другой
культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных
ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических
ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур.

Содержание учебного предмета
Основой учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего
образования являются научные знания об обществе и его основных сферах, о человеке в
обществе. Учебный предмет «Обществознание» многогранно освещает проблемы
человека и общества через призму основ наук: экономики, социологии, политологии,
социальной психологии, правоведения, акцентируя внимание на современных реалиях
жизни, что способствует формированию у обучающихся целостной картины мира и жизни
человека в нем. В этой связи учебный предмет играет большую роль в формировании
сферы жизненной компетенции обучающихся с ЗПР, обеспечивая возможность
применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области
социальных отношений, для соотнесения собственного поведения и поступков других
людей с нравственными ценностями и правовыми нормами, для содействия правовыми
способами и средствами поддержанию правопорядка в обществе и противодействия
противоправному поведению, что способствует адаптации подростков к условиям
динамично развивающегося современного общества в целом.
Программа отражает содержание обучения предмету «Обществознание» с учетом
особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Овладение учебным
предметом «Обществознание», осмысление и усвоение информации моральнонравственного и гражданско-правового характера представляет определенную сложность
для обучающихся с ЗПР. Это связано с особенностями их эмоционально-волевой сферы,
мыслительной деятельности, недостаточностью общего запаса знаний, пониженному
познавательному интересу к предметному и социальному миру, низким уровнем речевого
развития.
Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «Обществознание»
необходима адаптация объема и характера учебного материала к познавательным
возможностям обучающихся с ЗПР, учет особенностей их развития: использование
алгоритмов, внутрипредметных и межпредметных связей, использование примеров,
понятных и близких подростку с ЗПР; постепенное усложнение изучаемого материала и
закрепление изученного на разнообразном учебном и неучебном материале; изучение
некоторых тем в ознакомительном плане. Большое внимание должно быть уделено отбору
учебного материала в соответствии с принципом доступности при сохранении общего
базового уровня.
Цель изучения обществознания заключается в достижении планируемых
результатов освоения данного учебного предмета, формировании предпосылок для
успешной социализации личности обучающегося с ЗПР.
Основными задачами изучения учебного предмета «Обществознание» являются:
 формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся,
личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности,
правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям,
закрепленным в Конституции РФ;
 понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как
важного фактора формирования качеств личности, ее социализации;
 осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся
глобальном мире;
 приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной
ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нем, формирования
собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области
социальных отношений.
Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают
дополнительные коррекционные задачи учебного предмета «Обществознание»,
направленные на развитие мыслительной и речевой деятельности, стимулирование

познавательной активности, повышение коммуникативной компетентности в разных
социальных условиях.
Программа курса «Обществознание» предусматривает внесение некоторых
изменений: уменьшение объема теоретических сведений, включение отдельных тем или
целых разделов в материалы для обзорного, ознакомительного изучения. Темы для
ознакомительного изучения в программе выделены курсивом.
В ознакомительном плане рекомендуется дать следующие темы:
6 класс: Черты сходства и различий человека и животного. Индивид,
индивидуальность, личность. Личные и деловые отношения. Общественный прогресс.
7 класс: Общественные нравы, традиции и обычаи. Особенности социализации в
подростковом возрасте. Виды рынков. Рынок капиталов.
8 класс: Научно-технический прогресс в современном обществе. Государственная
итоговая аттестация. Мировые религии. Влияние искусства на развитие личности.
Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности.
Инвестиции в реальные и финансовые активы.
9 класс: Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и
способы их разрешения. Местное самоуправление. Способы взаимодействия с властью
посредством электронного правительства. Международное гуманитарное право.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
6 КЛАСС
Человек. Деятельность человека
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и
животного. Индивид, индивидуальность, личность. Основные возрастные периоды жизни
человека. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста.
Способности и потребности человека. Особые потребности людей с ограниченными
возможностями. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд,
учение. Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни
человека и общества. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и
деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения.
Общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества природы.
Развитие общества. Общественный прогресс. Основные сферы жизни общества и их
взаимодействие. Типы обществ. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные
проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис
и пути его разрешения.
Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.
Современное российское общество, особенности его развития.
7 КЛАСС
Социальные нормы
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные
нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные
ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия.
Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный
выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности.
Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль в
жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль:
общее и различия. Социализация личности. Особенности социализации в подростковом
возрасте. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека
и общества. Социальный контроль. Социальная значимость здорового образа жизни.
Человек в экономических отношениях

Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный
бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Понятие экономики. Роль экономики в
жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.
Производство – основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы
производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация.
Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее
последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм.
Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок
капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии.
Заработная плата и стимулирование труда.
8 КЛАСС
Сфера духовной культуры
Культура, ее многообразие и основные формы. Наука в жизни современного
общества. Научно-технический прогресс в современном обществе. Развитие науки в
России. Образование, его значимость в условиях информационного общества. Система
образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Государственная
итоговая аттестация. Самообразование. Религия как форма культуры. Мировые религии.
Роль религии в жизни общества. Свобода совести. Искусство как элемент духовной
культуры общества. Влияние искусства на развитие личности.
Социальная сфера жизни общества
Социальная структура общества. Социальные общности и группы. Социальный
статус личности. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте.
Социальная мобильность. Семья и семейные отношения. Функции семьи. Семейные
ценности и традиции. Основные роли членов семьи. Досуг семьи. Социальные конфликты
и пути их разрешения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Отношения между
нациями. Россия – многонациональное государство. Социальная политика Российского
государства.
Экономика
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства.
Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных
эпох.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта,
электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного
банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые
услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в
реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан.
Защита от финансовых махинаций. Активы и пассивы. Личный финансовый план.
Сбережения. Инфляция.
9 КЛАСС
Политическая сфера жизни общества
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Государство, его
существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика
государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства.
Политический режим. Демократия, ее основные признаки и ценности. Выборы и
референдумы. Разделение властей. Участие граждан в политической жизни. Опасность
политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной
жизни. Гражданское общество. Правовое государство. Местное самоуправление.
Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты
и способы их
разрешения.
Гражданин и государство

Наше государство – Российская Федерация. Конституция Российской Федерации –
основной закон государства. Конституционные основы государственного строя
Российской Федерации. Государственные символы России. Россия – федеративное
государство. Субъекты федерации. Органы государственной власти и управления в
Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции.
Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации.
Судебная система Российской Федерации. Правоохранительные органы. Гражданство
Российской Федерации. Конституционные права и свободы человека и гражданина в
Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской
Федерации. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Способы
взаимодействия с властью посредством электронного правительства. Механизмы
реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Основные
международные документы о правах человека и правах ребенка.
Основы российского законодательства
Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой
акт. Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Признаки и виды
правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция
невиновности. Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых
договоров. Право собственности. Права потребителей, защита прав потребителей.
Способы защиты гражданских прав. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой
договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Семья под
защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав
детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности административно-правовых
отношений.
Административные правонарушения. Виды административного наказания.
Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений.
Необходимая оборона. Цели наказания. Виды наказаний. Особенности правового статуса
несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних.
Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности
регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере
образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.
Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв
вооруженных конфликтов.
Виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми
образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение
содержании образования по предмету «Обществознание»
Содержание видов деятельности обучающихся с ЗПР определяется их особыми
образовательными потребностями. Необходимо усилить виды деятельности, специфичные
для обучающихся с ЗПР: опора на алгоритм; «пошаговость» в изучении материала;
использование дополнительной визуальной опоры (планы, образцы, схемы, опорные
таблицы). Для развития умения делать выводы обучающимися с ЗПР необходимо
использовать опорные слова и клише. Необходимо обучать подростков составлению
тезисов и конспектов. При закреплении изученных тем полезно использовать такие виды
деятельности как моделирование ситуаций социального взаимодействия, разбор
фрагментов фильмов, обсуждение новостной информации в СМИ, подготовка сообщения
на заданную тему с поиском необходимой информации, коллективные проектные работы.
Тематическое планирование
Тематическое планирование по обществознанию 6-9 классы составлено с
учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного предмета
обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся
ООО:
Создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений

школьников и, прежде всего, ценностных отношений:
-к семье, как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
-к труду, как основному способу достижения жизненного благополучия человека,
залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в
завтрашнем дне;
-к своему Отечеству, своей малой и большой Родине, как к месту, в котором
человек вырос и познал первые радости и неудачи, которое завещано ему предками и
которое нужно оберегать;
-к природе как к источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
-к миру как к главному принципу человеческого общежития, условию крепкой
дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания
благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
-к знаниям как к интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
-к культуре как к духовному богатству общества и важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство,
театр, творческое самовыражение;
-к здоровью, как к залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего
настроения и оптимистичного взгляда на мир;
-к окружающим людям, как к безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость
общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
-к самим себе, как к хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

№

класс
Тема раздела

1

Как работать с учебником. Знакомство с курсом обществознание

Количест
во
часов
1

2

Раздел 1. Человек. Деятельность человека.

9

3
4

Раздел 2. Основные сферы жизни общества. Сфера духовной 5
культуры
Раздел 3. Экономика .
4

5

Раздел 4. Политика и право.

8

6

Раздел 5. Социальная сфера.

7

Всего:

34

6

7
№

класс
Тема раздела

2

Количеств
о
часов
Вводный урок. Как работать с учебником. Задачи обществознания 1
в 7классе. Повторение изученного материала в 6 классе.
Раздел 1. Регулирование поведения людей в обществе..
14

3

Раздел 2. Человек в экономических отношениях

1

14

4

8
№

Раздел 3. Человек и природа.

5

Всего:

34

класс
Тема раздела

2

Количеств
о
часов
Введение. Значение обществознания в современном обществе. 1
Гуманизм
как
принцип
отношений
к
окружающей
действительности. Повторение изученного материала в 7 классе.
Раздел I. Личность и общество.
5

3

Раздел II. Сфера духовной культуры.

8

4

Раздел III. Экономика.

14

5

Раздел IV Социальная сфера.

6

Всего:

34

1

№

класс
Тема раздела

1

Введение. Повторение изученного материала в 8 классе.

Количеств
о
часов
1

2

Раздел 1. Политика

9

3

Раздел 2. Гражданин и государство.

11

4

Раздел 3. Основы российского законодательства.

13

Всего:

34

9

Контрольно-измерительные материалы
Для организации проверки, учета и контроля знаний обучающихся с ЗПР по
предмету «Обществознание» предусмотрен контроль в виде: контрольных и
самостоятельных работ, зачетов, практических работ, письменного ответа по
индивидуальным карточкам-заданиям, тестирование.
Контрольные работы по темам:
6 класс:
Контрольная работа № 1. Тема «Человек. Деятельность человека».
Контрольная работа № 2. Тема «Общество».
7 класс:
Контрольная работа № 1. Тема «Социальные нормы».
Контрольная работа № 2. Тема «Человек в экономических отношениях».
8 класс:
Контрольная работа № 1. Тема «Сфера духовной культуры».
Контрольная работа № 2. Тема «Социальная сфера жизни общества».
Контрольная работа № 3. Тема «Экономика».
9 класс:
Контрольная работа № 1. Тема «Политическая сфера жизни общества».

Контрольная работа № 2. Тема «Гражданин и государство».
Контрольная работа № 3. Тема «Основы российского законодательства.
Конституция РФ».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».