Адаптированная рабочая программа по биологии 5-9 класс

Уровень образования:
Уровень изучения:
Предмет
Срок реализации
Класс
Количество часов в год
Количество часов в неделю

Основное общее образование
Базовый
БИОЛОГИЯ
5 лет
5-9
34/34/34/68/68
1/1/1/2/2

Учитель: Коновалов Сергей Николаевич (первая квалификационная категория)

Богданович
2021

Содержание
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Раздел 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА, КУРСА
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Раздел 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ
КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» основного
общего образования для обучающихся с задержкой психического развития
составлена на основе адаптированной основной образовательной программы
основного общего образования обучающихся с ЗПР МАОУ-СОШ №2,
авторской программы: Рабочие программы. «Биология».
Предметная линия учебников «Линия жизни» 5-9 классы. Пасечник
В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С., Швецов Г.Г. - М.: Просвещение, 2011.
Рабочая программа учебного предмета «Биология» является
структурным компонентом адаптированной основной образовательной
программы основного общего образования обучающихся с ЗПР.
Целью рабочей программы учебного предмета «Биология» является
обеспечение достижения обучающимися планируемых результатов освоения
адаптированной основной образовательной программы основного общего
образования обучающихся с ЗПР.
Задачами рабочей программы является определение содержания,
объема, порядка изучения учебного материала с учетом целей, задач и
особенностей образовательной деятельности МАОУ-СОШ №2 и контингента
обучающихся.
Коррекционно-развивающий
компонент
учебно-воспитательного
процесса реализуется через:
- индивидуализацию обучения (эффективное сочетание словесных,
наглядных и практических методов обучения) при опросе, объяснении и
закреплении нового материала, т.е. на всех этапах урока;
- коррекционную направленность учебного предмета, включающая,
наряду с общеобразовательными задачами, задачи активизации
познавательной деятельности, формирование общеинтеллектуальных умений
и навыков, нормализацию учебной деятельности, развитие устной и
письменной речи, формирование учебной мотивации, навыков самоконтроля
и самооценки;
- комплексное воздействие на обучающегося с целью преодоления
негативных тенденций развития, осуществляемое на индивидуальных и
групповых коррекционных занятиях при тесном взаимодействии учителяпредметника, педагога-психолога, учителя логопеда, социального педагога;
- индивидуальные пакеты учебно-методического оснащения,
поддерживающего мотивацию достижения успеха обучающихся с задержкой
психического развития;
- формирование навыков самооценки и самоконтроля.
Направленность на пробуждение познавательной активности и
реализацию резервных возможностей обучающихся отражается в
структурировании содержания урока.
Это выражается в следующих частных линиях:
- придается большое значение знаниям обучающихся, получаемым на
основе практического опыта; эти знания привносятся в процесс обучения,
обогащая его содержание непосредственными наблюдениями обучающихся;

- в соответствии с принципом осознания обучающимися процесса
обучения он осознает себя как личность, то есть в состав содержания
образования входят знания о собственном «Я» ребенка;
- особая роль отводится общеучебным и общепознавательным
способам деятельности как важнейшим компонентам содержания: умениям
наблюдать, анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать,
доказывать, классифицировать;
- богатое содержание учебной деятельности требует от обучающихся
интеллектуального напряжения.
В то же время учебные задания доступны каждому обучающемуся как
по темпу выполнения их, так и по характеру деятельности. Именно учебный
успех должен стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться,
выполнять задания учебников, раздаточного дидактического материала;
- важнейшее условие эффективного и доступного построения учебного
процесса заключается в том, чтобы в каждой теме выделен главный, базовый,
материал, подлежащий многократному закреплению, а учебные задания
дифференцированы в зависимости от коррекционных задач.
Фронтальное коррекционно-развивающее обучение, осуществляемое
учителями на уроке, позволяет обеспечить уровень усвоения учебного
материала, знаний и умений, соответствующих требованиям ФГОС ООО.
Существенной чертой коррекционно-развивающего педагогического
процесса является индивидуально-групповая коррекционная работа на
уроках, направленная на коррекцию индивидуальных недостатков развития
обучающихся с задержкой психического развития. Подобные занятия имеют
общеразвивающие цели: повышение уровня общего, сенсорного и
интеллектуального развития, развитие памяти и внимания, коррекция
зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и
мелкой моторики.
Кроме того, данная работа имеет характер предметной направленности:
подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, восполнение
пробелов предшествующего обучения и др.

РАЗДЕЛ 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Требования к личностным результатам освоения АООП ООО
обучающихся с ЗПР:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к прошлому и настоящему Отечества; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края
и
человечества;
усвоение
гуманистических, демократических
и
традиционных ценностей российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения и мотивации к учению:
интереса к познанию, приобретению новых знаний и умений,
любознательности, готовности и способности обучающихся к саморазвитию
(целенаправленной познавательной деятельности, умению планировать
желаемый результат, осуществлять самоконтроль в процессе познания,
сопоставлять полученный результат с запланированным), определения
собственных профессиональных предпочтений с учетом ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, основываясь на
уважительном отношении к труду и опыте участия в социально значимом
труде;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере, религии,
традициям, готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных проблем: овладение умениями понимать вербальное и
невербальное поведение партнеров по общению, умениями строить
межличностные взаимодействия на основе эмпатии, использовать
паралингвистические и лингвистические средства межличностного
взаимодействия;
- формирование коммуникативной компетентности в общении:
желание взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, понимать своих
партнеров по общению, нацеленность на результативность общения;
- формирование у обучающихся с ЗПР осознания ценности здорового и
безопасного образа жизни; усвоение ими правил индивидуального и
коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, правил
поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование основ экологической культуры: развитие опыта
экологически ориентированной деятельности в практических ситуациях;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности
семейной жизни, уважительного и заботливого отношение к членам своей
семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, формирование основ практической

деятельности эстетического характера.
Требования к метапредметным результатам АООП ООО
обучающихся с ЗПР:
Метапредметные результаты освоения АООП ООО обучающихся с
ЗПР предполагают овладение обучающимися с ЗПР межпредметными
понятиями и универсальными учебными действиями:
Регулятивные УУД
- действиями планирования (осознавать учебную задачу; ставить цель
освоения раздела учебной дисциплины; определять возможные и выбирать
наиболее рациональные способы выполнения учебных действий, строить
алгоритмы реализации учебных действий);
- действиями по организации учебной деятельности (организовывать
свое рабочее место; планировать и соблюдать режим работы; выполнять и
контролировать подготовку домашних заданий);
Познавательные УУД
- конспектировать заданный учебный материал;
- подбирать необходимый справочный материал из доступных
источников;
- проводить наблюдение, на основе задания педагога;
- использовать разнообразные мнестические приемы для запоминания
учебной информации;
- выделять сущностные характеристики в изучаемом учебном
материале;
- проводить классификацию учебного материала по заданным
педагогом параметрам; устанавливать аналогии на изученном материале;
- адекватно использовать усвоенные понятия для описания и
формулирования значимых характеристик различных явлений);
Коммуникативные УУД
- аргументировать свою точку зрения;
- организовывать межличностное взаимодействие с целью реализации
учебно-воспитательных задач;
- понимать учебную информацию, содержащую освоенные термины и
понятия;
Практические действия
- способность к использованию приобретенных знаний и навыков в
познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и
осуществлении
учебной
деятельности
и
организации
учебного
сотрудничества с педагогами и сверстниками;
- владение навыками проектной деятельности (самостоятельно
выполнять задания педагога с целью более глубокого освоения учебного
материала с использованием учебной и дополнительной литературы);
- выполнять практические задания по составленному совместно с
педагогом плану действий.

Требования к предметным результатам АООП ООО обучающихся с
ЗПР:
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися с ЗПР
умениями, специфическими для данной предметной области, видами
деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его
применению в учебных и социальных ситуациях, владение терминологией,
ключевыми понятиями.
Предметные результаты освоения учебных предметов обучающимися с
ЗПР ориентированы на овладение ими общеобразовательной и
общекультурной подготовкой, соответствующей образовательной программе
основного образования.
Изучение предметной области «Естественнонаучные предметы»
должно обеспечить:
- формирование целостной научной картины мира; понимание
возрастающей роли естественных наук и научных исследований в
современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания;
- овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать,
проводить эксперименты, оценивать полученные результаты под
руководством педагога;
- овладение умением сопоставлять знания с объективными реалиями
жизни;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей
среде;
формирование умений безопасного использования лабораторного
оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки
полученных результатов, аргументирование своих действий.
Предметными результатами освоения обучающимися с ЗПР
программы по биологии являются:
- формирование системы научных знаний о живой природе,
закономерностях е. развития, сокращении биологического разнообразия в
биосфере в результате деятельности человека;
- формирование первоначальных представлений о биологических
объектах,
процессах,
явлениях,
закономерностях,
об
основных
биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи
живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости;
овладение понятийным аппаратом биологии;
- приобретение опыта использования методов биологической науки и
проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых
организмов и человека под руководством педагога;
- формирование основ экологической грамотности: понимания
последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на
здоровье человека; подбирать адекватные действия и поступки по
отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание
необходимости действий по сохранению биоразнообразия растений и
животных;

- формирование представлений о значении биологических наук в
рациональном природопользовании и защите здоровья людей;
- освоение приемов оказания первой помощи, рациональной
организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных
растений и домашних животных, ухода за ними.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
обучающимися с ЗПР АООП ООО обучающихся с ЗПР соответствуют ФГОС
ООО.
Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО
дополняются результатами освоения программы коррекционной работы.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Живые организмы (5-7 классы).
Личностные результаты
Обучающийся научится:
- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать
информацию о живых организмах, получаемую из разных источников;
- последствия деятельности человека в природе.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к
живой природе;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по
отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни
во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное
отношение ко всем объектам природы);
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе.
Метапредметные результаты
Обучающийся научится:
- использовать составляющие исследовательской деятельности по
изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать,
сравнивать, выявлять взаимосвязи)
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить информацию о растениях и животных в научно-популярной
литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать,
оценивать её и переводить из одной формы в другую.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
характеризовать
особенности

строения

и

процессов

жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их
практическую значимость;
- применять методы биологической науки для изучения клеток и
организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить
несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты,
описывать биологические объекты и процессы;
- использовать составляющие исследовательской и проектной
деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства,
классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать
информацию о живых организмах, получаемую из разных источников;
последствия деятельности человека в природе.
Обучающийся получит возможность научиться:
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими
приборами и инструментами;
- использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении
ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с
определителями растений; выращивания и размножения культурных
растений, домашних животных;
- выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к
живой природе;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по
отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни
во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное
отношение к объектам живой природы);
- находить информацию о растениях и животных в научно-популярной
литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать,
оценивать её и переводить из одной формы в другую;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе.
Человек и его здоровье (8 класс).
Личностные результаты
Обучающийся научится:
- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать
информацию об организме человека, получаемую из разных источников,
последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
Обучающийся получит возможность научиться:
- анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих;
- последствия влияния факторов риска на здоровье человека;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по

отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
- реализовывать установки здорового образа жизни.
Метапредметные результаты
Обучающийся научится:
- использовать составляющие исследовательской и проектной
деятельности по изучению организма организме человека: приводить
доказательства родства человека с млекопитающими животными.
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об
организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений, докладов,
рефератов, презентаций.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
характеризовать
особенности
строения
и
процессов
жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;
- применять методы биологической науки при изучении организма
человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма,
измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их
результаты;
- использовать составляющие исследовательской и проектной
деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства
родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани,
процессы жизнедеятельности организма человека;
- выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей,
органов, систем органов и их функциями;
- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать
информацию об организме человека, получаемую из разных источников,
последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать на практике приёмы оказания первой помощи при
простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении
утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения
наблюдений за состоянием собственного организма;
- выделять эстетические достоинства человеческого тела;
- реализовывать установки здорового образа жизни;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по
отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
- находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об
организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов,
рефератов, презентаций;
- анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих

действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих;
последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
Общие биологические закономерности (9 класс)
Личностные результаты
Выпускник научится:
- ориентироваться в системе познавательных ценностей;
- оценивать информацию о деятельности человека в природе,
получаемую из разных источников;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в
природе.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к
живой природе.
Метапредметные результаты
Выпускник научится:
- использовать составляющие проектной и исследовательской
деятельности по изучению общих биологических закономерностей,
свойственных живой природе.
Выпускник получит возможность научиться:
- аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению
глобальных экологических проблем.
Предметные результаты
Выпускник научится:
- характеризовать общие биологические закономерности, их
практическую значимость;
- применять методы биологической науки для изучения общих
биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых
микропрепаратах, экосистемы своей местности;
- использовать составляющие проектной и исследовательской
деятельности по изучению общих биологических закономерностей,
свойственных живой природе;
- приводить доказательства необходимости защиты окружающей
среды;
- выделять отличительные признаки живых организмов; существенные
признаки биологических систем и биологических процессов;
- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать
информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных
источников;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в
природе.

Выпускник получит возможность научиться:
- выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности
человека в экосистемах и биосфере;
- аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению
глобальных экологических проблем.
Критерии оценки учебной деятельности по биологии
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала
является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать
внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в
изложении материала, точность использования биологической терминологии,
самостоятельность ответа.
Отметка «5»:

полно раскрыто содержание материала в объёме программы
и учебника;

чётко и правильно даны определения и раскрыто
содержание понятий, верно использованы научные термины;

для доказательства использованы различные умения,
выводы из наблюдений и опытов;

ответ самостоятельный.
Отметка «4»:

раскрыто содержание материала, правильно даны
определения понятие и использованы научные термины, ответ
самостоятельный,

определения понятий неполные, допущены незначительные
нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при
использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из
наблюдений, опытов.
Отметка «3»:

усвоено основное содержание учебного материала, но
изложено фрагментарно;

не всегда последовательно определение понятия

недостаточно чёткие;

не использованы выводы и обобщения из наблюдения и
опытов, допущены ошибки при их изложении;

допущены ошибки и неточности в использовании научной
терминологии, определении понятии.
Отметка «2»

основное содержание учебного материала не раскрыто;

не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
допущены грубые ошибка в определении понятие, при использовании
терминологии.
Отметка «1» - ответ на вопрос не дан.
Оценка практических умений обучающихся

Оценка умений ставить опыты
Отметка «5»:

правильно определена цель опыта;

самостоятельно и последовательно проведены подбор
оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;

научно, грамотно, логично описаны наблюдения и
сформулированы выводы из опыта.
Отметка «4»:

правильно определена цель опыта; самостоятельно
проведена работа по подбору оборудования, объектов при закладке
опыта допускаются;

1-2 ошибки, в целом грамотно и логично описаны
наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта;

в описании наблюдении допущены неточности, выводы
неполные.
Отметка «3»:

правильно определена цель опыта, подбор оборудования и
объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью
учителя;

допущены неточности я ошибка в закладке опыта,
описании наблюдение, формировании выводов.
Отметка «2»:

не определена самостоятельно цель опыта;

не подготовлено нужное оборудование;

допущены существенные ошибки при закладке опыта и его
оформлении.
Отметка «1»

полное неумение заложить и оформить опыт.
Оценка умений проводить наблюдения
Учитель должен учитывать:

правильность проведения;

умение выделять существенные признаки, логичность и
научную грамотность в оформлении результатов наблюдение и в
выводах.
Отметка «5»:

правильно по заданию проведено наблюдение;

выделены существенные признаки, логично, научно
грамотно оформлены результаты наблюдения и выводы.
Отметка «4»:

правильно по заданию проведено наблюдение, при
выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта
(процесса), названы второстепенные;

допущена небрежность в оформлении наблюдение и
выводов.

Отметка «3»:

допущены неточности, 1-2 ошибка в проведении
наблюдение по заданию учителя;

при выделении существенных признаков у наблюдаемого
объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены ошибки (1-2)
в оформлении наблюдение и выводов.
Отметка «2»:

допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдение по
заданию учителя;

неправильно выделены признака наблюдаемого объекта
(процесса), допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и
выводов.
Отметка «1»
 не владеет умением проводить наблюдение.

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Освоение учебного предмета «Биология» направлено на развитие у
обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы, создание
условий
для
формирования
интеллектуальных,
гражданских,
коммуникационных,
информационных
компетенций.
Обучающиеся
овладеют научными методами решения различных теоретических и
практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать,
проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные
результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.
Учебный предмет «Биология» способствует формированию у
обучающихся умения безопасно использовать лабораторное оборудование,
проводить
исследования,
анализировать
полученные
результаты,
представлять и научно аргументировать полученные выводы.
Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся
научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение,
измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического
применения научных знаний основано на межпредметных связях с
предметами: «Физика», «Химия», «География», «Математика», «Экология»,
«Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык»,
«Литература» и др.
Живые организмы. Биология – наука о живых организмах:
Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в
познании окружающего мира и практической деятельности людей.
Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к
природе. Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете
биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Свойства живых организмов (структурированность, целостность,
питание, дыхание, движение, размножение, развитие, раздражимость,
наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных,
грибов и бактерий.
Клеточное строение организмов: Клетка – основа строения и
жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения
клетки. Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка.
Животная клетка. Растительная клетка. Ткани организмов.
Многообразие организмов: Клеточные и неклеточные формы жизни.
Организм. Классификация организмов. Одноклеточные и многоклеточные
организмы. Царства живой природы.
Среды жизни: Среда обитания. Факторы среды обитания. Места
обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде.
Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления
организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни
в организменной среде. Растительный и животный мир родного края.
Царство Растения: Ботаника – наука о растениях. Многообразие и
значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с

цветковыми растениями. Растительные ткани и органы растений.
Вегетативные и генеративные органы. Жизненные формы растений. Растение
– целостный организм (биосистема). Условия обитания растений. Среды
обитания растений. Сезонные явления в жизни растений.
Органы цветкового растения: Семя. Строение семени. Корень. Зоны
корня. Виды корней. Корневые системы. Значение корня. Видоизменения
корней. Побег. Генеративные и вегетативные побеги. Строение побега.
Разнообразие и значение побегов. Видоизмененные побеги. Почки.
Вегетативные и генеративные почки. Строение листа. Листорасположение.
Жилкование листа. Стебель. Строение и значение стебля. Строение и
значение цветка. Соцветия. Опыление. Виды опыления. Строение и значение
плода. Многообразие плодов. Распространение плодов.
Микроскопическое строение растений: Разнообразие растительных
клеток. Ткани растений. Микроскопическое строение корня. Корневой
волосок. Микроскопическое строение стебля. Микроскопическое строение
листа.
Жизнедеятельность
цветковых
растений:
Процессы
жизнедеятельности растений: обмен веществ и превращение энергии,
почвенное питание и воздушное питание (фотосинтез), дыхание, удаление
конечных продуктов обмена веществ, транспорт веществ. Регуляция
процессов жизнедеятельности. Движения. Рост, развитие и размножение
растений. Половое размножение растений. Оплодотворение у цветковых
растений. Вегетативное размножение растений. Приемы выращивания и
размножения растений и ухода за ними. Космическая роль зеленых растений.
Многообразие растений: Принципы классификации. Классификация
растений. Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей. Отдел
Моховидные,
отличительные
особенности
и
многообразие.
Папоротникообразные, отличительные особенности и многообразие. Отдел
Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Отдел
Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Классы
Однодольные и Двудольные. Многообразие цветковых растений. Меры
профилактики заболеваний, вызываемых растениями.
Царство Бактерии: Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Роль
бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний,
вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера.
Царство Грибы: Отличительные особенности грибов. Многообразие
грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные
и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры
профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Лишайники, их роль в
природе и жизни человека.
Царство Животные: Многообразие и значение животных в природе и
жизни человека. Зоология – наука о животных. Общее знакомство с
животными. Животные ткани, органы и системы органов животных.
Организм животного как биосистема. Среды обитания животных. Сезонные
явления в жизни животных. Поведение животных (раздражимость, рефлексы

и инстинкты). Разнообразие отношений животных в природе.
Одноклеточные животные или Простейшие: Общая характеристика
простейших. Происхождение простейших. Значение простейших в природе и
жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими
простейшими.
Меры
профилактики
заболеваний,
вызываемых
одноклеточными животными.
Тип Кишечнополостные: Многоклеточные животные. Общая
характеристика типа Кишечнополостные. Регенерация. Происхождение и
значение Кишечнополостных в природе и жизни человека.
Черви: Общая характеристика червей. Типы червей: плоские, круглые,
кольчатые. Свободноживущие и паразитические плоские и круглые черви.
Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры
профилактики заражения. Борьба с червями-паразитами. Значение дождевых
червей в почвообразовании. Происхождение червей.
Тип Моллюски: Общая характеристика типа Моллюски.
Многообразие Моллюсков. Происхождение моллюсков и их значение в
природе и жизни человека.
Тип Членистоногие: Общая характеристика типа Членистоногих.
Среды жизни. Инстинкты. Происхождение членистоногих.
Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности
ракообразных, их значение в природе и жизни человека. Охрана
Ракообразных.
Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности
паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Клещи –
переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры
профилактики.
Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности
насекомых. Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной
деятельности человека. Насекомые – вредители. Меры по сокращению
численности насекомых-вредителей. Насекомые, снижающие численность
вредителей растений. Насекомые – переносчики возбудителей и паразиты
человека и домашних животных. Одомашненные насекомые: медоносная
пчела и тутовый шелкопряд.
Тип Хордовые: Общая характеристика типа Хордовых. Подтип
Бесчерепные. Ланцетник. Подтип Черепные или Позвоночные. Общая
характеристика рыб. Места обитания и внешнее строение рыб. Особенности
внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с
водным образом жизни. Размножение и развитие и миграция рыб в природе.
Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни
человека. Хозяйственное значение рыб, рыбоводство и охрана рыбных
запасов.
Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные.
Места обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего
строения в связи с образом жизни. Внутреннее строение земноводных.
Размножение и развитие земноводных. Происхождение земноводных.

Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение
земноводных в природе и жизни человека.
Класс
Пресмыкающиеся.
Общая
характеристика
класса
Пресмыкающиеся. Места обитания, особенности внешнего и внутреннего
строения Пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся. Происхождение
и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в
природе и жизни человека.
Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и
особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и
жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Сальмонеллез –
опасное заболевание, передающееся через яйца птиц. Сезонные явления в
жизни птиц. Экологические группы птиц. Происхождение птиц. Значение
птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние
птицы, приемы выращивания и ухода за птицами.
Класс
Млекопитающие.
Общая
характеристика
класса
Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего
строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. Органы полости тела.
Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение.
Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих.
Многообразие млекопитающих. Млекопитающие – переносчики
возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры
предосторожности и первая помощь при укусах животных. Профилактика
бешенства. Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в
жизни млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих. Их
охрана. Виды и важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы
выращивания и ухода за домашними млекопитающими. Многообразие птиц
и млекопитающих родного края.
Человек и его здоровье, введение в науки о человеке: Значение
знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека
для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих
организм человека. Научные методы изучения человеческого организма
(наблюдение, измерение, эксперимент). Место человека в системе животного
мира. Сходства и отличия человека и животных. Особенности человека как
социального существа. Происхождение современного человека. Расы.
Общие свойства организма человека: Клетка – основа строения,
жизнедеятельности и развития организмов. Строение, химический состав,
жизненные свойства. Ткани, органы и системы органов организма человека,
их строение и функции. Организм человека как биосистема. Внутренняя
среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость).
Нейрогуморальная регуляция функций организма: Регуляция
функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций.
Нервная система. Характеристика нервной системы: центральная и
периферическая, соматическая и вегетативная. Нервы, нервные волокна и
нервные узлы. Рефлекторный принцип работы нервной системы.
Рефлекторная дуга. Спинной мозг. Головной мозг. Большие полушария

головного мозга. Особенности развития головного мозга человека и его
функциональная асимметрия. Нарушения деятельности нервной системы и
их предупреждение.
Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в
регуляции физиологических функций организма. Железы внутренней
секреции: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники. Железы
смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. Регуляция функций
эндокринных желез.
Опора и движение: Опорно-двигательная система: состав, строение,
функции. Кость: состав, строение, рост. Соединение костей. Скелет человека.
Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой
деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на
развитие скелета. Мышцы и их функции. Значение физических упражнений
для правильного формирования скелета и мышц. Гиподинамия.
Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорнодвигательного аппарата.
Кровь и кровообращение: Функции крови и лимфы. Поддержание
постоянства внутренней среды. Гомеостаз. Состав крови. Форменные
элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Резусфактор. Переливание крови. Группы крови. Свертывание крови. Лейкоциты,
их роль в защите организма. Иммунитет, факторы, влияющие на иммунитет.
Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Роль
прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. Кровеносная и
лимфатическая системы: состав, строение, функции. Строение сосудов.
Движение крови по сосудам. Строение и работа сердца. Сердечный цикл.
Пульс. Давление крови. Движение лимфы по сосудам. Гигиена сердечнососудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.
Кровотечение. Виды кровотечений, приемы оказания первой помощи при
кровотечениях.
Дыхание: Дыхательная система: состав, строение, функции. Этапы
дыхания. Легочные объемы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция
дыхания. Гигиена дыхания. Чистота атмосферного воздуха как фактор
здоровья.
Вред
табакокурения.
Предупреждение
распространения
инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты
собственного организма. Первая помощь при остановке дыхания, спасении
утопающего, отравлении угарным газом.
Пищеварение: Питание. Пищеварение. Пищеварительная система:
состав, строение, функции. Ферменты. Обработка пищи в ротовой полости.
Зубы и уход за ними. Слюна и слюнные железы. Глотание. Роль ферментов в
пищеварении. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Аппетит.
Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в
пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения
в толстом кишечнике. Вклад Павлова И.П. в изучение пищеварения. Гигиена
питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний. Профилактика
отравлений и гепатита.

Обмен веществ и энергии: Обмен веществ и превращение энергии.
Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен органических и
неорганических веществ. Витамины. Проявление гиповитаминозов и
авитаминозов, и меры их предупреждения. Энергетический обмен и питание.
Пищевые рационы. Нормы питания. Регуляция обмена веществ.
Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях
среды. Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в
процессах терморегуляции. Приемы оказания первой помощи при травмах,
ожогах, обморожениях и их профилактика.
Выделение: Мочевыделительная система: состав, строение, функции.
Процесс образования и выделения мочи, его регуляция. Заболевания органов
мочевыделительной системы и их предупреждение. Мочеполовые инфекции,
меры их предупреждения для сохранения здоровья.
Размножение и развитие: Половая система: состав, строение,
функции. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Роды. Рост и развитие
ребенка. Половое созревание. Наследование признаков у человека.
Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических
знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье.
Инфекции, передающиеся половым путем и их профилактика. ВИЧ,
профилактика СПИДа.
Сенсорные системы (анализаторы): Органы чувств и их значение в
жизни человека. Сенсорные системы, их строение и функции. Глаз и зрение.
Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы: палочки и
колбочки. Нарушения зрения и их предупреждение. Ухо и слух. Строение и
функции органа слуха. Гигиена слуха. Органы равновесия, мышечного
чувства, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем.
Влияние экологических факторов на органы чувств.
Высшая нервная деятельность: Психология поведения человека.
Высшая нервная деятельность человека, работы И.М. Сеченова, И.П.
Павлова, А.А. Ухтомского и П.К. Анохина. Безусловные и условные
рефлексы, их значение. Познавательная деятельность мозга. Эмоции, память,
мышление, речь. Сон и бодрствование. Значение сна. Предупреждение
нарушений сна. Особенности психики человека: осмысленность восприятия,
словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из
поколения в поколение информации. Индивидуальные особенности
личности: способности, темперамент, характер, одаренность. Цели и мотивы
деятельности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических
потребностей. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения
человека.
Здоровье человека и его охрана: Здоровье человека. Соблюдение
санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.
Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность,
сбалансированное питание. Влияние физических упражнений на органы и
системы органов. Защитно-приспособительные реакции организма. Факторы,
нарушающие здоровье (гиподинамия, курение, употребление алкоголя,

несбалансированное питание, стресс). Человек и окружающая среда.
Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Социальная
и природная среда, адаптации к ним. Краткая характеристика основных форм
труда. Рациональная организация труда и отдыха. Соблюдение правил
поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях, как
основа безопасности собственной жизни. Зависимость здоровья человека от
состояния окружающей среды. Культура отношения к собственному
здоровью и здоровью окружающих.
Общие биологические закономерности, Биология как наука:
Научные методы изучения, применяемые в биологии: наблюдение, описание,
эксперимент. Гипотеза, модель, теория, их значение и использование в
повседневной жизни. Биологические науки. Роль биологии в формировании
естественнонаучной картины мира. Современные направления в биологии
(геном человека, биоэнергетика, нанобиология и др.). Основные признаки
живого. Уровни организации живой природы. Живые природные объекты
как система. Классификация живых природных объектов.
Клетка: Клеточная теория. Клеточное строение организмов как
доказательство их родства, единства живой природы. Строение клетки:
клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, органоиды.
Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Обмен веществ и
превращение энергии в клетке. Хромосомы и гены. Нарушения в строении и
функционировании клеток – одна из причин заболевания организма. Деление
клетки – основа размножения, роста и развития организмов.
Организм: Одноклеточные и многоклеточные организмы. Клеточные
и неклеточные формы жизни. Вирусы. Особенности химического состава
живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в
организме. Обмен веществ и превращения энергии – признак живых
организмов. Питание, дыхание, транспорт веществ, удаление продуктов
обмена, координация и регуляция функций, движение и опора у растений и
животных. Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое
размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Наследственность и
изменчивость – свойства организмов. Наследственная и ненаследственная
изменчивость.
Вид: Вид, признаки вида. Вид как основная систематическая категория
живого. Популяция как форма существования вида в природе. Популяция как
единица эволюции. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции.
Основные движущие силы эволюции в природе: наследственная
изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты
эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде
обитания. Усложнение растений и животных в процессе эволюции.
Происхождение основных систематических групп растений и животных.
Применение знаний о наследственности, изменчивости и искусственном
отборе при выведении новых пород животных, сортов растений и штаммов
микроорганизмов.
Экосистемы: Экология, экологические факторы, их влияние на

организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема, ее
основные компоненты. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме.
Взаимодействие разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество,
симбиоз,
паразитизм).
Естественная
экосистема
(биогеоценоз).
Агроэкосистема (агроценоз) как искусственное сообщество организмов.
Круговорот веществ и поток энергии в биогеоценозах. Биосфера –
глобальная экосистема. В.И. Вернадский – основоположник учения о
биосфере. Структура биосферы. Распространение и роль живого вещества в
биосфере. Ноосфера. Краткая история эволюции биосферы. Значение охраны
биосферы для сохранения жизни на Земле. Биологическое разнообразие как
основа устойчивости биосферы. Современные экологические проблемы, их
влияние на собственную жизнь и жизнь окружающих людей. Последствия
деятельности человека в экосистемах. Влияние собственных поступков на
живые организмы и экосистемы.
Примерный список практических работ по разделу «Живые
организмы»:
1.
Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы
с ними;
Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука (мякоти плода
томата);
Изучение органов цветкового растения;
Изучение строения позвоночного животного;
Выявление передвижение воды и минеральных веществ в растении;
Изучение строения семян однодольных и двудольных растений;
Изучение строения водорослей;
Изучение внешнего строения мхов (на местных видах);
Изучение внешнего строения папоротника (хвоща);
2.
Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных
растений;
3.
Изучение внешнего строения покрытосеменных растений;
4.
Определение признаков класса в строении растений;
5.
Определение до рода или вида нескольких травянистых растений
одного-двух семейств;
6.
Изучение строения плесневых грибов;
7.
Вегетативное размножение комнатных растений;
8.
Изучение строения и передвижения одноклеточных животных;
9.
Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его
передвижением и реакциями на раздражения;
10. Изучение строения раковин моллюсков;
11. Изучение внешнего строения насекомого;
12. Изучение типов развития насекомых;
13. Изучение внешнего строения и передвижения рыб;
14. Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц;

15. Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы
млекопитающих.
Примерный список экскурсий по разделу «Живые организмы»:
1.
Многообразие животных;
2.
Осенние (зимние, весенние) явления в жизни растений и
животных;
3.
Разнообразие и роль членистоногих в природе родного края;
4.
Разнообразие птиц и млекопитающих местности проживания
(экскурсия в природу, зоопарк или музей).
Примерный список практических работ по разделу «Человек и его
здоровье»:
1.
Выявление особенностей строения клеток разных тканей;
2.
Изучение строения головного мозга;
3.
Выявление особенностей строения позвонков;
4.
Выявление нарушения осанки и наличия плоскостопия;
5.
Сравнение микроскопического строения крови человека и
лягушки;
6.
Подсчет пульса в разных условиях. Измерение артериального
давления;
7.
Измерение жизненной емкости легких. Дыхательные движения.
8.
Изучение строения и работы органа зрения.
Примерный
список
практических
работ
по
разделу
«Общебиологические закономерности»:
1.
Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых
микропрепаратах;
2.
Выявление изменчивости организмов;
3.
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на
конкретных примерах).
Примерный список экскурсий по разделу «Общебиологические
закономерности»:
1.
Изучение и описание экосистемы своей местности.
2.
Многообразие живых организмов (на примере парка или
природного участка).
3.
Естественный отбор - движущая сила эволюции.
При изучении программного материала обращается внимание
обучающихся на значение физической культуры и спорта для здоровья,
закаливания организма и для нормальной его жизнедеятельности.
Исходя из индивидуальных особенностей обучающихся, некоторые
темы даны в обобщённом виде, чтобы не затруднить их изучение
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

РАЗДЕЛ 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ
КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
Биология 5 класс: Общее количество часов - 34, в неделю 1 час.
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
3132
33
34

Содержание
Биология –наука о живых организмах (5 часов)
Биология-наука о живых организмах.
Методы изучения живых организмов.
Многообразие организмов.
Среда обитания. Факторы среды обитания.
Экскурсия. Многообразие живых организмов.
Клеточное строение организмов (8)
Правила работы в кабинете биологии. Изучение устройств
увеличительных приборов и правил работы с ними.
Клетка - основа строения и жизнедеятельности организмов.
Особенности химического состава живых организмов:
неорганические и органические вещества, их роль в организме.
Особенности химического состава живых организмов:
неорганические и органические вещества, их роль в организме.
Строение и жизнедеятельность клетки.
Приготовление микропрепарата клетки кожицы чешуи лука.
Многообразие клеток. Животная клетка. Растительная клетка.
Ткани организмов.
Многообразие организмов (21)
Классификация организмов.
Одноклеточные и многоклеточные организмы.
Царства живой природы.
Бактерии, их строение и жизнедеятельность.
Роль бактерий в природе и жизни человека.
Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов.
Изучение строения плесневых грибов.
Роль грибов в природе, жизни человека.
Ботаника – наука о растениях. Многообразие растений
Водоросли - низшие растения.
Лишайники, их роль в природе и жизни человека.
Отдел Моховидные и папоротникообразные, отличительные
особенности и многообразие.
Голосеменные, отличительные особенности и многообразие.
Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные
особенности.
Космическая роль зеленых растений.
Зоология – наука о животных. Общее знакомство с животными.
Общая характеристика простейших.
Многоклеточные животные.
Многоклеточные животные.
Многообразие и значение животных в природе и жизни человека.
Значение охраны биосферы для сохранения жизни на Земле.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Биология 6 класс: Общее количество часов - 34, в неделю 1 час.
№

Содержание

Колво
часов

Свойства живых организмов.
1
2-3
4-5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20-21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Свойства живых организмов их проявление у растений, животных,
грибов и бактерий.
Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов.
Процессы жизнедеятельности растений: почвенное питание.
Процессы жизнедеятельности растений: воздушное питание
(фотосинтез).
Питание у животных.
Питание у животных.
Дыхание у животных.
Транспорт веществ у растений.
Транспорт веществ у животных.
Транспорт веществ у животных.
Удаление продуктов обмена у растений.
Удаление продуктов обмена у животных.
Движение и опора у растений.
Движение и опора у животных.
Движение и опора у животных.
Размножение. Бесполое размножение.
Вегетативное размножение растений.
Половые клетки. Половое размножение.
Половое размножение у растений.
Оплодотворение.
Рост и развитие организмов.
Рост и развитие организмов.
Раздражимость.
Координация и регуляция функций у растений.
Сезонные явления в жизни растений.
Координация и регуляция функций у животных.
Координация и регуляция функций у животных.
Координация и регуляция функций у животных.
Поведение животных. Рефлексы и инстинкты.
Сезонные явления в жизни животных.
Разнообразие отношений животных в природе

1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Биология 7 класс Общее количество часов - 34, в неделю - 1 час
№

1

2
3
4

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

содержание
Введение 1 ч.
Многообразие организмов, их классификация. Систематика. Систематические
группы
Глава 1 Бактерии. Грибы. Лишайники. 3ч.
Бактерии -доядерные организмы. Роль бактерий в природе и жизни человека.
Грибы — царство живой природы Многообразие грибов, их роль в жизни
человека
Грибы — паразиты растений, животных, человека. Лишайники —
симбиотические организмы
Глава 2. Многообразие растительного мира 13ч.
Общая характеристика водорослей
Многообразие водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека
Высшие споровые растения. Моховидные
Плауновидные. Хвощевидные
Папоротниковидные
Голосеменные — отдел семенных растений. Разнообразие хвойных растений
Покрытосеменные, или Цветковые Виды корней и типы корневых систем.
Видоизменение корней
Побег и почки. Строение стебля. Видоизменение побегов.
Внешнее строение листа. Клеточное строение листа
Строение и разнообразие цветков. Соцветия
Строение семян. Плоды.
Классификация покрытосеменных. Класс Двудольные
Класс Однодольные
Глава 3. Многообразие животного мира. 15 ч.
Общие сведения о животном мире.
Одноклеточные животные. Паразитические простейшие. Значение простейших
Ткани, органы и системы органов многоклеточных животных
Тип Кишечнополостные. Многообразие кишечнополостных
Общая характеристика червей. Тип Плоские черви
Тип Круглые черви и Тип Кольчатые черви
Брюхоногие и Двустворчатые моллюски Головоногие моллюски
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные
Класс Паукообразные
Класс Насекомые Многообразие насекомых
Хордовые. Строение и жизнедеятельность рыб Приспособления рыб к
условиям обитания. Значение рыб
Класс Земноводные
Класс Пресмыкающиеся
Класс Птицы. Многообразие птиц и их значение. Птицеводство Значение птиц
в природе и жизни человека
Класс Млекопитающие, или Звери Многообразие зверей
Глава 4. Эволюция живой природы. 2 ч.
Этапы эволюции органического мира 3
Экосистема Среда обитания организмов. Экологические факторы

Колво
час.
1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Биология 8 класс
Общее количество часов - 68, в неделю - 2 часа.
№
урока

Тема урока

Кол-во
часов

Введение: Науки о человеке 4ч.
1

Науки о человеке и их методы

1

2

Биологическая природа человека. Расы человека

1

3-4

Происхождение и эволюция человека. Антропогенез

2

Общий обзор организма 4ч.
5
6

Строение организма человека

1

Л/р№1 «Изучение микроскопического строения тканей организма 1
человека»

7

Регуляция процессов жизнедеятельности

1

8

Обобщающий урок

1

Опора и движение 6ч.
9

Состав, строение и рост кости
Л/р№2 «Изучение микроскопического строения кости»

1

10

Соединение костей. Скелет головы.

1

11

Скелет туловища, конечностей и их поясов.

1

12

Строение и функции скелетных мышц.

1

13
14

Работа мышц и ее регуляция. Л/р №3«Влияние статической и 1
динамической работы на утомление мышц»
Нарушение опорно-двигательной системы.

1

Внутренняя среда организма. 5ч.
15

Состав внутренней среды организма и ее функции.

1

16

Состав крови. Постоянство внутренней среды.

2

17

Состав и свойства крови.
Л/р№4«Микроскопическое строение крови»

1

18

Иммунитет и его нарушения.

1

Кровообращение и лимфообразование 4ч.
19

Органы кровообращения. Строение и работа сердца.

1

20

Сосудистая система. Лимфообращение.

1

21

Сердечно-сосудистые заболевания.

1

22

Обобщающий урок.

1

Дыхание. 5ч.
23
24

Дыхание и его значение. Органы дыхания

1

Механизм дыхания. Жизненная емкость легких.
1
Л/р№5 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и
выдоха»

25

Регуляция дыхания. Охрана воз душной среды.

1

26

Заболевания органов дыхания и их профилактика. Реанимация

1

27

Обобщающий урок.

1

Питание. 6ч.
28

Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции.

1

29

Пищеварение в ротовой полости. Глотка и пищевод

1

30

Пищеварение в желудке и кишечнике.

1

31

Всасывание питательных веществ в кровь.

1

32

Регуляция пищеварения. Гигиена питания

1

33

Обобщающий урок.

1

Обмен веществ и превращение энергии. 4ч.
34

Пластический и энергетический обмен.

1

35

Ферменты и их роль в организме человека.

1

36

Витамины и их роль в организме человека.

1

37

Нормы и режим питания. Нарушения обмена веществ.

1

Выделение продуктов обмена. 3ч.
38

Выделение и его значение. Органы мочевыделения.

1

39

Заболевание органов мочевыделения.

1

40

Обобщающий урок.

1

Покровы тела. 4ч
41

Наружные покровы тела. Строение и функции кожи.

1

42

Болезни и травмы кожи.

1

43

Гигиена кожных покровов.

1

44

Обобщающий урок.

1

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности.
9ч.
45

Железы внутренней секреции и их функции.

1

46

Работа эндокринной системы и ее нарушения.

2

47

Строение нервной системы и ее значение

1

48

Спинной мозг.

1

49

Головной мозг.

1

50

Вегетативная нервная система.

1

51

Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение.

1

52

Обобщающий урок.

1

Органы чувств. Анализаторы. 5ч.
53

Понятия об анализаторах. Зрительный анализатор.

1

54

Слуховой анализатор

1

55

Вестибулярный анализатор, мышечное чувство. Осязание.

1

56

Вкусовой и обонятельные анализаторы. Боль.

1

57

Обобщающий урок.

1

Психика и поведение человека Высшая нервная деятельность.
6ч.
58

Высшая нервная деятельность. Рефлексы.

1

59

Память и обучение.

1

60

Врожденное и приобретенное поведение

1

61

Сон и бодрствование.

1

62

Особенности высшей нервной деятельности человека.

1

63

Обобщающий урок.

1

Размножение и развитие человека. 3ч.
64

Особенности репродукции человека.

1

65

Органы размножения. Оплодотворение.

1

66

Беременность и роды. Рост и развитие ребенка после рождения.

1

Человек и окружающая среда. 2ч.
67

Социальная и природная среда человека.

1

68

Обобщающий урок. Окружающая среда и здоровье человека.

1

Биология 9 класс
Общее количество часов - 68, в неделю - 2 часа.
№
п/п

Тема урока

Колво
часов

Введение (3 часа )
1.

Биология-наука о живой природе.

1

2

Методы исследования в биологии.

1

3

Сущность жизни и свойства живого.

1

4

Глава 1
Молекулярный уровень (10часов )
Молекулярный уровень: общая характеристика.

1

5

Углеводы.

1

6

Липиды.

1

7

Состав и строение белков.

1

8

Функции белков.

1

9

Нуклеиновые кислоты.

1

10

АТФ и другие органические соединения клетки.

1

11

Биологические катализаторы.

1

12

Вирусы.

1

13

Обобщающий урок.

1

14

Глава 2
Клеточный уровень (14 часов )
Клеточный уровень: общая характеристика.

1

15

Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана.

1

16

Ядро.

1

17
18
19

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. 1
Лизосомы.
Митохондрии. Пластиды. Клеточный центр. Органоиды 1
движения. Клеточные включения.
Обобщающий урок.
1

20

Особенности строения клеток эукариот и прокариот.

1

21

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

1

22

Энергетический обмен в клетке.

1

23

Фотосинтез и хемосинтез.

1

24

Автотрофы и гетеротрофы.

1

25

Синтез белков в клетке.

1

26

Деление клетки. Митоз.

1

27

Обобщающий урок.

1

28

29

Тестирование № 1 по теме: » Молекулярный уровень. 1
Клеточный уровень .»
Глава 3
Организменный уровень (13 часов )
Размножение организмов.
1

30

Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение.

31

Индивидуальное

развитие

организмов.

1

Биогенетический 1

закон.
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41

Обобщающий урок.

1

Закономерности наследования признаков, установленные Г.
Менделем. Моногибридное скрещивание.
Неполное
доминирование.
Генотип
и
фенотип.
Анализирующее скрещивание .
Дигибридное
скрещивание.
Закон
независимого
наследования признаков .
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.
Обобщающий урок.

1
1
1
1
1

Закономерности
изменчивости:
модификационная 1
изменчивость. Норма реакции.
Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость.
1
Основные методы селекции
микроорганизмов.
Обобщающий урок-семинар.

растений,

животных

и 1
1

Раздел 4 Популяционно - видовой уровень ( 8 часов )
42

Популяционно-видовой уровень: общая характеристика.

1

43

Экологические факторы и условия среды.

1

44
45
46

Происхождение
видов
Развитие
эволюционных 1
представлений.
Популяция как элементарная единица эволюции.
1
Борьба за существование и естественный отбор.

1

47

Видообразование.

1

48

Макроэволюция.

1

49

Обобщающий урок-семинар.

1

Раздел 5 Экосистемный уровень ( 6 часов )
50

Сообщество, экосистема,биогеоценоз.

1

51

Состав и структура сообщества.

1

52

Межвидовые отношения организмов в экосистеме.

1

53

Потоки вещества и энергии в экосистеме.

1

54

Саморазвитие экосистемы. Экологическая сукцессия.

1

55

Обобщающий урок-экскурсия.

1

Раздел 6 Биосферный уровень (11 часов)
56

Биосфера Средообразующая деятельность организмов.

1

57

Круговорот веществ в биосфере.

1

58

Эволюция биосферы.

1

59

Гипотезы возникновения жизни.

1

60
61

Развитие
представлений
о
происхождении
жизни. 1
Современное состояние проблемы.
Развитие жизни на Земле. Эры древнейшей и древней жизни. 1

62

Развитие жизни в мезозое и кайнозое.

1

63

Обобщающий урок-экскурсия.

1

64

Антропогенное воздействие на биосферу.

1

65

Основы рационального природопользования.

1

66

Контрольная работа
биологии».
Заключение ( 2 часа )

№1 по теме: «Основы

обшей 1

67

Подведение итогов по теме: «Основы обшей биологии».

1

68

Обобщающий урок – конференция.

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».