АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ» УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ: ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ УРОВЕНЬ ИЗУЧЕНИЯ: БАЗОВЫЙ СРОК ОСВОЕНИЯ: 4 ГОДА Богданович Содержание Пояснительная записка Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология» Раздел 2. Содержание учебного предмета Раздел 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по «Технологии» для обучающихся с ОВЗ содержит общую характеристику учебного предмета «Технология», предметные, метапредметные и личностные результаты его освоения, содержание курса, тематическое планирование, планируемые результаты изучения учебного предмета. Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения в программе даются дифференцированно. Темы изучаются таким образом, чтобы обучающиеся могли опознавать их, опираясь на существенные признаки. По другим вопросам обучающиеся получают только общее представление. Ряд сведений познается в результате практической деятельности. Для закрепления элементарных навыков обучающимся многократные указания и упражнения. Как правило, сначала отрабатываются базовые умения с их автоматизированными навыками, а потом на подготовленную основу накладывается необходимая теория, которая нередко уже в ходе практической деятельности самостоятельно осознается обучающимися, поэтому данная программа составлена с учетом того, чтобы сформировать прочные умения и навыки учащихся с ОВЗ по предмету «Технология». Цели и задачи обучения Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». На основании требований федерального государственного образовательного стандарта в содержании Программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы для успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности обучающихся с ОВЗ. В связи с этим определена цель обучения – формирование социальных навыков, которые помогут в дальнейшем детям с ограниченными возможностями здоровья обрести доступную им степень самостоятельности в трудовой деятельности. Данная цель обусловливает следующие задачи: • формировать представления о технологической культуре производства; • развивать культуру труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; • овладевать необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники; • овладевать общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства; • развивать у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей; • формировать умения и навыки самостоятельной проектноисследовательской деятельности; • воспитывать трудолюбие, бережливость, целеустремлённость, предприимчивость, ответственность за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; • воспитывать гражданские и патриотические качеств личности; • формировать профессиональное самоопределение школьников с ОВЗ в условиях рынка труда. Для успешного освоения программы детьми с ограниченными возможностями здоровья, процесс обучения строится с учетом задач коррекционно-развивающего обучения: • охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка: предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов; создание климата психологического комфорта; • создание благоприятной социальной среды, которая обеспечивает стимуляцию познавательной сферы ребенка, развитие коммуникативных функций речи, формирование обще учебных умений и навыков; • формирование и закрепление умений и навыков планирования деятельности, самоконтроля; • развитие умений воспринимать и использовать информацию из различных источников, в целях успешного осуществления учебнопознавательной деятельности; • социально-трудовая адаптация учащихся: развитие зрительно-моторной координации, темпа деятельности; • формирование обще трудовых, организационных умений; • индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального уровня развития учащихся и их потребности в коррекции. На уроках труда у обучающихся формируются навыки самообслуживания, выполнения элементарной домашней работы не только для себя, но и для других членов семьи, воспитывается потребность в труде в целом. Поскольку у обучающихся снижены охранные рефлексы, то серьезное внимание уделяется соблюдению обучающимися правил санитарии и гигиены, безопасным приемам труда с оборудованием и инструментами. Инструктирование проводится в начале изучения новой темы, при работе или демонстрации нового оборудования, во время выполнения практических работ. Принципы, на которых базируется программа: • учет индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся с ОВЗ; • уважение к результатам деятельности обучающихся в сочетании с разумной требовательностью; • комплексный подход при разработке занятий с учетом развития предметных, метапредметных и личностных результатов освоения обучающимися учебного предмета «Технология»; • вариативность содержания и форм проведения занятий; • научность, связь теории и практики; • преемственность; • наглядность; • систематичность и последовательность; • прочность полученных знаний; • активность и сознательность обучения. Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология» Роль программы в образовательном маршруте обучающегося с ОВЗ заключается в том, что в процессе обучения по данной программе обучающийся сможет: • овладеть базовыми научными систематизированными знаниями по предмету «Технология» в соответствии с требованиями ФГОС; • освоить общеучебные умения и навыки по предмету «Технология»; • корректно выражать свое мнение по различным вопросам и аргументированно доказывать точку зрения в соответствии с нормами русского литературного языка; • самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, оценивать ее результаты, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности. В результате изучения технологии обучающиеся ознакомятся: • с ролью технологий в развитии человечества, механизацией труда, технологической культурой производства; • функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий, себестоимостью продукции, экономии сырья, энергии, труда; • элементами домашней экономики, бюджетом семьи, предпринимательской деятельностью; • устройством, управлением и обслуживанием доступных и посильных технических средств производства (инструментов, механизмов, приспособлений, приборов, аппаратов, машин); • предметами потребления, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией; методами обеспечения безопасности труда, культурой труда, этикой общения на производстве; информационными технологиями в производстве. овладеют: • основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии, информации, навыками творческой деятельности; • умение выбирать инструменты, приспособления и оборудования для выполнения работ, находить необходимую информацию в различных источниках, в том числе с использованием компьютера; • навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте с учётом имеющихся ресурсов и условий, культурой труда; • навыками организации рабочего места с соблюдением требований безопасности труда и правил пользования инструментами, приспособлениями, оборудованием; • навыками выполнения технологических операций с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования; • умением разрабатывать учебный творческий проект, изготовлять изделия или получать продукты с использованием освоенных технологий. Все разделы программы содержат основные теоретические сведения и лабораторно-практические и практические работы, при этом предполагается, что перед выполнением практических работ школьники должны освоить необходимый минимум теоретического материала. При изучении технологии обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология»: • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; • овладение элементами организации умственного и физического труда; • самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности; • развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения потребностей; • осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду; • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива; • самооценка готовности к рациональному ведению домашнего хозяйства; • развитие эстетической, творческой деятельности. Метапредметные результаты освоения обучающимися предмета «Технология»: самостоятельное определение цели своего обучения, постановка для себя новых задач в учёбе: самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов; осознанное использование речевых средств для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико- технологического и организационного решения; отражение в устной или в письменной форме результатов своей деятельности; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных; организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решении общих задач коллектива; оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок; соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда; оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Предметные результаты освоения обучающимися предмета «Технология»: осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; практическое освоение обучающимися основ проектноисследовательской деятельности; планирование технологического процесса и процесса труда; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требования технологии; формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями; овладение методами эстетического оформления изделий; рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды. Программой предусмотрено выполнение обучающимися в каждом учебном году творческого проекта. Разделение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при организации уроков разных типов сохраняется деятельностный метод обучения и обеспечивается соответствующая система дидактических принципов. Требования к организации обучения школьников с ОВЗ: • обучающийся должен знать программный материал; • темп урока должен соответствовать возможностям обучающегося; • больше опираться на конкретный опыт обучающегося; • переключать с одного вида деятельности на другой; • включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; • использовать дополнительный материал, наглядность, игровые моменты; • создавать проблемные ситуации с привлечением жизненного опыта. Критерии оценки качества знаний обучающихся Проверка знаний учащихся осуществляется путем устного опроса и итогов выполнения итоговых практических работ, тестов, упражнений. Текущий контроль и система оценивания обучающихся с ОВЗ. При оценивании работ по трудовому обучению учитывается аккуратность выполнения работы. За неряшливо оформленную работу, оценка по трудовому обучению снижается на один балл, но не ниже «3». «5» - без ошибок; «4» - 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки; «3» - 2-3 грубые и 1-2 негрубые или 3 и более негрубых ошибки; «2» - 5 и более грубых ошибки. Раздел 2. Содержание учебного предмета «Технология» Примерная рабочая программа по технологии составлена на основе содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, получающих образование на основе АООП ООО. Данная примерная программа по технологии является основой для составления учителями своих рабочих программ, с учетом реализуемых образовательной организацией профилей и направленностей допрофессиональной подготовки обучающихся с ЗПР. При этом педагог может по-своему структурировать учебный материал, дополнять его новыми сюжетными линиями, практическими работами, перераспределять часы для изучения отдельных разделов и тем, в соответствии с возможностями образовательной организации, имеющимися социально-экономическими условиями, национальными традициями, учебно-материальной базой образовательной организации, с учётом интересов, потребностей и индивидуальных способностей обучающихся с ЗПР. Образовательная организация призвана создать образовательную среду и условия, позволяющие детям и подросткам с ЗПР получить качественное образование по технологии, подготовить разносторонне развитую личность, способную использовать полученные знания для успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности. Адаптация содержания учебного материала для обучающихся с ЗПР происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения в программе даются дифференцированно. По некоторым темам учащиеся получают только общее представление на уровне ознакомления. На основании требований федерального государственного образовательного стандарта в содержании предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы для успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности обучающихся с ЗПР. Основной целью обучения школьников с ЗПР на уровне основного общего образования в рамках учебного предмета «Технология» является формирование социальных навыков, которые помогут в дальнейшем обрести доступную им степень самостоятельности в трудовой деятельности. Данная цель обусловливает решение следующих задач: обеспечение понимания обучающимися с ЗПР сущности современных материальных, информационных и социальных технологий и перспектив их развития; освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности; формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми безопасными приёмами использования распространёнными инструментами, механизмами и машинами, способами управления, широко применяемыми в жизни современных людей видами бытовой техники; овладение распространёнными общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда; развитие у обучающихся познавательных интересов, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей; воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности на примерах отечественных достижений в сфере технологий производства и социальной сфере; формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых для определения обучающимся направлений своего дальнейшего образования в контексте построения жизненных планов, в первую очередь касающихся сферы и содержания будущей профессиональной деятельности. Основными принципами, лежащими в основе реализации содержания данного предмета и позволяющими достичь планируемых результатов обучения, являются: учет индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся с ЗПР; усиление практической направленности изучаемого материала; выделение сущностных признаков изучаемых явлений; опора на жизненный опыт ребенка; ориентация на внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами; необходимость и достаточность в определении объема изучаемого материала; введения в содержание учебной программы по технологии коррекционных разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности, формирование у учащихся деятельностных функций, необходимых для решения учебных задач Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет возможность молодым людям бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности. При проведении учебных занятий по технологии, с целью максимальной практической составляющей урока и реализации возможности педагога осуществить индивидуальный подход к обучающемуся с ЗПР, осуществляется деление классов на подгруппы. При наличии необходимых условий и средств возможно деление и на мини-группы. Содержание обучения предлагается разделить на две части: 1-я часть – теоретические сведения, 2-я часть – прикладная (практическая). В теоретических сведениях раскрываются средства, методы, элементы инфраструктуры получения, преобразования, применения и утилизации по использованию соответствующих объектов технологических воздействий: вещество, материалы, энергия, информация, объекты живой природы и объекты социальной среды. В практической части представлены варианты познавательно-трудовых упражнений, опыты и эксперименты в познавательных исследованиях, лабораторные и практические работы, творческие проекты. Вся практическая деятельность осуществляется на основе использования конкретных технологических средств по преобразованию предметов и продуктов технологической деятельности, доступных для возрастных и психофизических особенностей обучающихся с ЗПР, материально-технических и экономических возможностей организаций образования. Все работы могут проводиться фронтально при условии наличия достаточного числа комплектов необходимого оборудования. В этом случае они организуются сразу по прохождении или непосредственно в течение изучения теоретического материала. Работы, требующие применения сложного и дорогого оборудования, представленного в кабинете технологии единичными образцами, могут проводиться в форме практикума. Практические работы по технологиям индустриального и сельскохозяйственного производства могут быть реализованы двумя вариантами. Первый вариант рассчитан только на кабинетные лабораторные и учебно-практические занятия в школе, обеспечивая минимально необходимый уровень практической деятельности по изучаемым технологиям. Второй вариант практических работ может быть реализован в том случае, если образовательная организация имеет школьные мастерские, кабинеты обслуживающего труда, учебно-опытные участки, фермы и может использовать базу реального производства на основе шефских связей и т. п. Предполагается широко использовать для практического освоения технологий растениеводства и животноводства материальную базу, которая имеется в семьях учащихся и в других объектах регионального социума. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках 11 направлений. Выбор направления обучения должен исходить из образовательных потребностей, интересов и возможностей обучающихся с ЗПР. Поэтому в рамках коррекционно-развивающей работы, работы по профессиональной ориентации проводится целенаправленная работа с обучающимися с ЗПР, направленная на осознание ими своих возможностей, склонностей и ограничений. Для обучающихся с ЗПР, не имеющих сопутствующих заболеваний приводящих к ограничениям жизнедеятельности и инвалидности, не существует ограничений в профилях труда, однако следует формировать осознанный выбор профессиональной траектории развития, что в дальнейшем приведет молодого человека к гармоничному вхождению в профессию. Независимо от вида изучаемых технологий содержанием примерной программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям: технологическая культура производства; распространенные технологии современного производства; культура, эргономика и эстетика труда; получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации; основы черчения, графики, дизайна; элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства; знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов; влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека; методы технической, творческой, проектной деятельности; история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники. Основным дидактическим средством обучения технологии детей и подростков с ЗПР на уровне основного общего образования является учебнопрактическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы, выполнение проектов. Все виды практических работ направлены на освоение различных технологий обработки материалов, электромонтажных, строительноотделочных и ремонтных санитарно-технических работ, графических, расчетных и проектных операций. Направление 1. Основы производства. Изучаются следующие темы: 1. Естественная и искусственная окружающая среда (техносфера) 2. Производство и труд как его основа. Современные средства труда 3. Продукт труда 4. Современные средства контроля качества 5. Механизация, автоматизация и роботизация современного производства Направление 2. Общая технология. Изучаются следующие темы: 1. Сущность технологии в производстве. Виды технологий 2. Характеристика технологии и технологическая документация 3. Технологическая культура производства и культура труда 4. Общая классификация технологий. Отраслевые технологии 5. Современные и перспективные технологии ХХI века Направление 3. Техника. Изучаются следующие темы: 1. Техника и её классификация 2. Рабочие органы техники 3. Двигатели и передаточные механизмы 4. Органы управления и системы управления техникой 5. Транспортная техника 6. Конструирование и моделирование техники 7. Роботы и перспективы робототехники Направление 4. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов. Изучаются следующие темы: 1. Виды конструкционных материалов и их свойства. Чертёж, эскиз и технический рисунок 2. Виды и особенности свойств текстильных материалов 3. Технологии механической обработки и соединения деталей из различных конструкционных материалов 4. Особенности ручной обработки текстильных материалов и кожи 5. Технологии машинной обработки конструкционных материалов 6. Технологии машинной обработки текстильных материалов 7. Технологии термической обработки конструкционных материалов 8. Технологии термической обработки текстильных материалов 9. Технологии обработки и применения жидкостей и газов 10. Современные технологии обработки материалов. Нанотехнологии Направление 5. Технологии обработки пищевых продуктов. Изучаются следующие темы: 1. Основы рационального питания 2. Бутерброды и горячие напитки 3. Блюда из яиц 4. Технологии обработки овощей и фруктов 5. Технологии обработки круп и макаронных изделий. Приготовление из них блюд 6. Технологии обработки рыбы и морепродуктов 7. Технологии обработки мясных продуктов 8. Технология приготовления первых блюд 9. Технологии приготовления блюд из молока и молочных продуктов 10. Технология приготовления мучных изделий 11. Технология приготовления сладких блюд 12. Технология сервировки стола. Правила этикета 13. Системы рационального питания и кулинария 14. Современная индустрия обработки продуктов питания Направление 6. Технологии получения, преобразования и использования энергии. Изучаются следующие темы: 1. Работа и энергия. Виды энергии 2. Механическая энергия 3. Тепловая энергия 4. Электрическая энергия. Энергия магнитного и электромагнитного полей 5. Электрические цепи. Электромонтажные и сборочные технологии 6. Бытовые электроинструменты 7. Химическая энергия 8. Ядерная и термоядерная энергия Направление 7. Технологии получения, обработки и использования информации. Изучаются следующие темы: 1. Информация и её виды 2. Способы отображения информации 3. Технологии получения информации 4. Технологии записи и хранения информации 5. Коммуникационные технологии и связь Направление 8. Технологии растениеводства. Изучаются следующие темы: 1. Характеристика и классификация культурных растений 2. Общая технология выращивания культурных растений 3. Технологи посева и посадки культурных растений 4. Технологии ухода за растениями, сбора и хранения урожая 5. Технологии использования дикорастущих растений 6. Технологии флористики и ландшафтного дизайна 7. Биотехнологии Направление 9. Технологии животноводства. Изучаются следующие темы: 1. Животные как объект технологий. Виды и характеристики животных в хозяйственной деятельности людей 2. Содержание домашних животных 3. Кормление животных и уход за животными 4. Разведение животных 5. Экологические проблемы животноводства. Бездомные домашние животные. Направление 10. Социально-экономические технологии. Изучаются следующие темы: 1. Сущность и особенности социальных технологий. Виды социальных технологий 2. Методы сбора информации в социальных технологиях 3. Рынок и маркетинг. Исследование рынка 4. Особенности предпринимательской деятельности 5. Технологии менеджмента Направление 11. Методы и средства творческой и проектной деятельности. Изучаются следующие темы: 1. Сущность творчества и проектной деятельности 2. Этапы проектной деятельности 3. Методика научного познания и проектной деятельности 4. Дизайн при проектировании 5. Экономическая оценка проекта, презентация и реклама. Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение содержании образования по предмету «Технология» Учебная мотивация обучающихся с ЗПР существенно снижена. Для формирования положительного отношения к учению необходимо заботиться о создании общей положительной атмосферы на уроке, создавать ситуацию успеха в учебной деятельности, целенаправленно стимулировать детей и подростков во время занятий. Необходимо усилить виды деятельности, специфичные для обучающихся с ЗПР: опора на алгоритм; «пошаговость» в изучении материала; использование дополнительной визуальной опоры (планы, образцы, схемы, опорные таблицы). Основную часть содержания урока технологии составляет практическая деятельность обучающихся, направленная на изучение, создание и преобразование материальных, информационных и социальных объектов, что является крайне важным аспектом их обучения, развития, формирования сферы жизненной компетенции. Ряд сведений усваивается школьниками с ЗПР в результате практической деятельности. Новые элементарные навыки вырабатываются у таких детей крайне медленно. Для их закрепления требуются многократные указания и упражнения. Как правило, сначала отрабатываются базовые умения с их автоматизированными навыками, а потом на подготовленную основу накладывается необходимая теория, которая нередко уже в ходе практической деятельности самостоятельно осознается учащимися. Программой подразумевается помимо урочной и значительная внеурочная активность обучающихся. Такое решение обусловлено задачами формирования учебной самостоятельности, высокой степенью ориентации на индивидуальные запросы и интересы обучающегося с ЗПР, на особенность возраста. Организация внеурочной деятельности в рамках предметной области «Технология» предполагает такие формы, как проектная деятельность обучающихся, экскурсии, домашние задания и краткосрочные курсы дополнительного образования, позволяющие освоить конкретную материальную или информационную технологию, необходимую для изготовления продукта труда в проекте обучающегося, субъективно актуального на момент прохождения курса. Примерные контрольно-измерительные материалы При проведении на уроках технологии текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, следует помнить о практическом характере обучения и остановить свой выбор на 2 видах контроля: - текущий контроль осуществляется с помощью практических работ; - тематический контроль осуществляется по завершении темы в форме защиты творческого проекта, тестирования, самостоятельной работы. При оценке практической работы учитываются следующие составляющие: - организация труда; - приемы труда: - качество изделия (работы). Раздел 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом в МАОУ-СОШ № 2 является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений: -к семье, как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; -к труду, как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; -к своему Отечеству, своей малой и большой Родине, как к месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которое завещано ему предками и которое нужно оберегать; -к природе как к источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; -к миру как к главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье; -к знаниям как к интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; -к культуре как к духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; -к здоровью, как к залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир; -к окружающим людям, как к безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; -к самим себе, как к хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. Наименование раздела Количество учебных часов по классам 5 6 7 8 Часть 1. Методы и средства творческой и проектной деятельности Тема I. Творчество и проектная деятельность Тема II. Этапы проектной деятельности Тема III. Проектная документация Тема IV. Дизайн при проектировании. Методы творческой и проектной деятельности 4 4 4 4 Часть 2. Производство Тема V. Естественная и искусственная окружающая среда (техносфера) 4 4 4 4 4 4 Тема VI. Производство и труд как его основа. Предметы труда Тема VII. Средства труда Тема VIII. Продукт труда. Современные средства контроля качества 4 4 4 4 4 4 Часть 3. Технология Тема IX. Сущность технологии. Характеристика технологии разных производств Тема X. Признаки технологии. Технологическая документация Тема XI. Технологическая культура производства и культура труда Тема XII. Общая классификация технологий 6 6 Часть 4. Техника Тема XIII. Техника, её разновидности. Технический рисунок, эскиз и чертёж Тема XIV. Конструкционные составляющие техники. Рабочие органы Тема XV. Двигатели и передаточные механизмы Тема VI. Органы управления и системы управления техникой. Системы управления 6 Часть 5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов 8 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 8 8 8 Тема XVII. Виды материалов и их свойства. Конструкционные, текстильные материалы, натуральная и искусственная кожа. Графическая документация Тема XVIII. Технологии механической обработки конструкционных материалов. Технологии сборки Тема XIX. Машинная обработка конструкционных и текстильных материалов Тема XX. Технологии термической обработки материалов. 8 Часть 6. Технологии обработки пищевых продуктов Тема XXI. Рациональное питание. Технологии обработки овощей Тема XXII. Технология обработки молока и кисломолочных продуктов. Технологии производства и использования круп, бобовых и макаронных изделий 8 8 8 8 8 8 8 8 Тема XXIII. Технология приготовления мучных кондитерских изделий. Технологии обработки рыбы, морепродуктов Тема XXIV. Особенности питания современного человека. Технологии обработки мяса домашней птицы и дичи Часть 7. Технологии получения, преобразования и использования энергии Тема XXV. Работа и энергия. Виды энергии. Механическая энергия. Энергия волн 8 8 8 6 6 6 6 6 Тема XXVI. Технологии получения, преобразования и использования тепловой энергии 6 Тема XXVII. Технологии получения, применения энергии магнитного поля и электрической энергия Тема XXVIII. Технологии получения и использования химической энергии 6 6 Часть 8. Технологии получения, обработки и использования информации Тема XXIX. Информация и её виды Тема XXX. Способы отображения информации Тема XXXI. Технологии получения информации Тема XXXII. Технологии записи и хранения информации 6 Часть 9. Технологии растениеводства Тема XXXIII. Культурные растения и агротехнологии 8 8 6 6 6 6 6 6 6 8 8 8 Тема XXXIV. Технологии использования дикорастущих растений Тема XXXV. Технологии разведения и использования грибов Тема XXXVI. Технологии выращивания и использования микроорганизмов Тема XXXVII. Технологии культивирования, гибридизации, реконструкции и генной инженерии в растениеводстве Часть 10. Технологии животноводства Тема XXXVIII. Животные как объект технологий для удовлетворения потребностей человека Тема XXXIX. Основные технологии животноводства Тема XXXX. Технологии разведения и содержания животных Тема. Технологии кормления животных Часть 11. Социальные технологии Тема XXXXI. Сущность и особенности социальных технологий. Характеристики личности человека Тема XXXXII. Виды социальных технологий Тема XXXXIII. Методы сбора информации в социальных технологиях Тема XXXXIV. Рынок и маркетинг. Исследование рынка. Особенности предпринимательской деятельности ИТОГО 68 8 8 6 2 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 6 68 68 68 68