Адаптированная рабочая программа по Основы безопасности жизнедеятельности 8 - 9 классы

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ: ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ
УРОВЕНЬ ИЗУЧЕНИЯ: БАЗОВЫЙ
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 2 ГОДА

Богданович

Содержание
Пояснительная записка
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы
безопасности жизнедеятельности»
Раздел 2. Содержание учебного предмета
Раздел 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Основы безопасности
жизнедеятельности» для 8-9 классов на уровне основного общего образования
составлена с учетом имеющихся психофизиологических особенностей детей с
ЗПР, их актуального развития. Программа построена с учетом специфики
усвоения учебного материала у детей, испытывающими трудности в обучении
учащимися, причиной которых являются различного характера задержки
психического развития.
Особенности обучающихся с задержкой психического развития.
У обучающихся с задержкой психического развития отмечается
недостаточная познавательная активность, которая в сочетании с быстрой
утомляемостью и истощаемостью может серьезно тормозить их обучение и
развитие.
Быстро наступающее утомление приводит к потере работоспособности,
вследствие чего у обучающихся возникают затруднения в усвоении учебного
материала: они не удерживают в памяти задание, продиктованное предложение,
забывают слова; допускают нелепые ошибки в письменных работах; оказываются
неспособными оценить результаты своих действий; их представления об
окружающем мире недостаточно широки.
Дети с ЗПР не могут сосредоточиться на задании, не умеют подчинять свои
действия правилам, содержащим несколько условий. У многих из них
преобладают игровые мотивы. Таким образом, для таких детей характерна
пониженная активность мыслительной деятельности, недостаточность процессов
анализа, синтеза, сравнения, обобщения, ослабленность памяти и внимания.
В периоды нормальной работоспособности у детей с ЗПР обнаруживается
целый ряд положительных сторон их деятельности, характеризующих
сохранность многих личностных и интеллектуальных качеств. Эти сильные
стороны проявляются чаще всего при выполнении детьми доступных и
интересных заданий, не требующих длительного умственного напряжения и
протекающих в спокойной доброжелательной обстановке. В таком состоянии при
индивидуальной работе с ними дети оказываются способными самостоятельно
или с незначительной помощью решать интеллектуальные задачи почти на уровне
нормально развивающихся сверстников (производить группировку предметов,
устанавливать причинно-следственные связи в рассказах со скрытым смыслом,
понимать переносный смысл пословиц).
Рабочее состояние детей с ЗПР, во время которого они способны усвоить
учебный материал и правильно решить те или иные задачи, кратковременно.
Нередко дети способны работать на уроке всего 15–20 минут, а затем наступает
утомление и истощение, интерес к занятиям пропадает, работа прекращается. В
состоянии утомления у них резко снижается внимание, возникают импульсивные,
необдуманные действия, в работах появляется множество ошибок и исправлений.
У некоторых детей собственное бессилие вызывает раздражение, другие

категорически отказываются работать, особенно если требуется усвоить новый
учебный материал.
Этот небольшой объем знаний, который детям удается приобрести в
период нормальной работоспособности, как бы повисает в воздухе, не
связывается с последующим материалом, недостаточно закрепляется. Знания во
многих случаях остаются неполными, отрывистыми, не систематизируются.
Вслед за этим у детей развивается крайняя неуверенность в своих силах,
неудовлетворенность учебной деятельностью. В самостоятельной работе дети
теряются, начинают нервничать и тогда не могут выполнить даже элементарных
заданий. Резко выраженное утомление возникает после занятий, требующих
интенсивного умственного выражения.
В целом дети с ЗПР тяготеют к механической работе, не требующей
умственных усилий: заполнение готовых форм, изготовление несложных поделок,
составление задач по образцу с изменением лишь предметных и числовых
данных. Они тяжело переключаются с одного вида деятельности на другой.
Однообразные действия, не механические, а связанные с умственным
напряжением, также быстро утомляют обучающихся.
Коррекционные задачи:
Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» имеет практическую
направленность, поэтому его содержание не вызывает особых затруднений у
детей с ЗПР. Коррекционная работа необходима в сфере формирования
адекватных навыков общения; нормализации эмоционально-волевой сферы;
воспитания чувства ответственности за личную безопасность, ценностного
отношения к своему здоровью и жизни.
Основным принципом программы является принцип коррекционноразвивающей направленности.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Развитие и коррекция познавательной деятельности.
2. Развитие и коррекция устной и письменной речи.
3. Развитие и коррекция эмоционально - волевой сферы на уроках ОБЖ.
4. Повышение уровня развития, концентрации, объёма, переключения и
устойчивости внимания.
5. Повышение уровня развития наглядно-образного и логического
мышления.
6. Развитие приёмов учебной деятельности.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие основных мыслительных операций;
- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
-развитие речи и обогащение словаря;
-коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования
у обучающихся с ОВЗ основных понятий в области безопасности
жизнедеятельности. В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о
здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного
характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите
населения. Большое значение в программе уделяется привитию навыков по
оказанию первой медицинской помощи пострадавшим. Обязательный минимум
по ОБЖ для детей с ОВЗ включает характеристику основных чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера и их возможных последствий,
основные понятия о здоровом образе жизни и его составляющих, о связи
здорового образа жизни с безопасностью жизнедеятельности человека, правила
оказания первой помощи при ряде неотложных состояний, изучение наиболее
опасных и часто встречающихся ситуаций, связанных с обеспечением пожарной,
химической и радиационной безопасности.

Раздел 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса основы безопасности жизнедеятельности в
основной школе учащиеся:
1) сформируют современную культуру безопасности жизнедеятельности на
основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства
посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
2) сформируют убеждения в необходимости безопасного и здорового образа
жизни;
3) поймут личную и общественную значимость современной культуры
безопасности жизнедеятельности;
4) поймут роли государства и действующего законодательства в
обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в
том числе от экстремизма и терроризма;
5) поймут необходимость подготовки граждан к защите Отечества;
6) сформируют установки на здоровый образ жизни, исключающий
употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
7) сформируют антиэкстремистской и антитеррористической личностной
позиции;
8) поймут необходимости сохранения природы и окружающей среды для
полноценной жизни человека;
9) получат знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного,
техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их
последствий для личности, общества и государства;
10) получат знание и умение применять меры безопасности и правила
поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
11) получать умение оказать первую помощь пострадавшим;
12) получать умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по
характерным признакам их проявления, а также на основе информации,
получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в
ситуациях неопределенности;
13) получат умение принимать обоснованные решения в конкретной
опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и
индивидуальных возможностей;
14) овладеют основами экологического проектирования безопасной
жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на
территории проживания.
Выпускник научится:

классифицировать и характеризовать условия экологической
безопасности;

использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных
веществ в атмосфере, воде и почве;


использовать знания о способах контроля качества окружающей
среды и продуктов питания с использованием бытовых приборов;

классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных
ситуаций при использовании бытовых приборов контроля качества окружающей
среды и продуктов питания;

безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества
окружающей среды и продуктов питания;

безопасно использовать бытовые приборы;

безопасно использовать средства бытовой химии;

безопасно использовать средства коммуникации;

классифицировать
и
характеризовать
опасные
ситуации
криминогенного характера;

предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций
криминогенного характера;

безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной
ситуации на улице;

безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной
ситуации в подъезде;

безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной
ситуации в лифте;

безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной
ситуации в квартире;

безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной
краже;

безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке
мошенничества;

адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;

адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;

безопасно использовать средства индивидуальной защиты при
пожаре;

безопасно применять первичные средства пожаротушения;

соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;

соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;

соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира
транспортного средства;

классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных
ситуаций на воде;

адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;

использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде;

классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных
ситуаций в туристических походах;

готовиться к туристическим походам;


адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических
походах;

адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;

добывать и поддерживать огонь в автономных условиях;

добывать и очищать воду в автономных условиях;

добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать
(обустраивать) временное жилище в автономных условиях;

подавать сигналы бедствия и отвечать на них;

характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций
природного характера для личности, общества и государства;

предвидеть опасности и правильно действовать в случае
чрезвычайных ситуаций природного характера;

классифицировать
мероприятия
по
защите
населения
от
чрезвычайных ситуаций природного характера;

безопасно использовать средства индивидуальной защиты;

характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций
техногенного характера для личности, общества и государства;

предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных
ситуациях техногенного характера;

классифицировать
мероприятия
по
защите
населения
от
чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;

безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной
защиты;

комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов,
продуктов) в случае эвакуации;

классифицировать
и
характеризовать
явления
терроризма,
экстремизма, наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества
и государства;

классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма,
экстремизма, наркотизма;

адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при
обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве)
взрывного устройства;

адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при
похищении или захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении
мероприятий по освобождению заложников;

классифицировать
и
характеризовать
основные
положения
законодательных
актов,
регламентирующих
ответственность
несовершеннолетних за правонарушения;

классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах
большого скопления людей;


предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в
местах большого скопления людей;

адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах
массового скопления людей;

оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной
ситуации;

характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его
составляющие и значение для личности, общества и государства;

классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и
разрушающие здоровье;

планировать профилактические мероприятия по сохранению и
укреплению своего здоровья;

адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по
укреплению здоровья; планировать распорядок дня с учетом нагрузок;

выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для
здоровья;

безопасно использовать ресурсы интернета;

анализировать состояние своего здоровья;

определять состояния оказания неотложной помощи;

использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;

классифицировать средства оказания первой помощи;

оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;

извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей;

оказывать первую помощь при ушибах;

оказывать первую помощь при растяжениях;

оказывать первую помощь при вывихах;

оказывать первую помощь при переломах;

оказывать первую помощь при ожогах;

оказывать первую помощь при отморожениях и общем
переохлаждении;

оказывать первую помощь при отравлениях;

оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;

оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей.
Выпускник получит возможность научиться:

безопасно
использовать
средства
индивидуальной
защиты
велосипедиста;

классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных
ситуаций в туристических поездках;

готовиться к туристическим поездкам;

адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических
поездках;

анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах
большого скопления людей;


анализировать
последствия
возможных
опасных
ситуаций
криминогенного характера;

безопасно вести и применять права покупателя;

анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма,
наркотизма;

предвидеть пути и средства возможного вовлечения
в
террористическую,
экстремистскую
и
наркотическую
деятельность;
анализировать влияние вредных привычек и факторов и на состояние своего
здоровья;

характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее
влияние на здоровье человека;

классифицировать
и
характеризовать
основные
положения
законодательных актов, регулирующих права и обязанности супругов, и
защищающих права ребенка;

владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности
при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;

классифицировать основные правовые аспекты оказания первой
помощи;

оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях;

оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях;

оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности;

оказывать первую помощь при коме;

оказывать первую помощь при поражении электрическим током;

использовать для решения коммуникативных задач в области
безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая
Интернет-ресурсы и другие базы данных;

усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях;

исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности,
опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить
несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения
личной безопасности;

творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в
области безопасности жизнедеятельности.
Выпускник
научится
безопасному
поведению
на
объектах
железнодорожного транспорта и инфраструктуры.

Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основы безопасности личности, общества и государства
Основы комплексной безопасности
Человек и окружающая среда. Мероприятия по защите населения в местах с
неблагоприятной
экологической
обстановкой,
предельно
допустимые
концентрации вредных веществ в атмосфере, воде, почве. Бытовые приборы
контроля качества окружающей среды и продуктов питания. Основные правила
пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии,
персональными компьютерами и др. Безопасность на дорогах. Правила поведения
на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном),
ответственность за их нарушения. Правила безопасного поведения пешехода,
пассажира и велосипедиста. Средства индивидуальной защиты велосипедиста.
Пожар его причины и последствия. Правила поведения при пожаре. Первичные
средства пожаротушения. Средства индивидуальной защиты. Водоемы. Правила
поведения у воды и оказания помощи на воде. Правила безопасности в
туристических походах и поездках. Правила поведения в автономных условиях.
Сигналы бедствия, способы их подачи и ответы на них. Правила безопасности в
ситуациях криминогенного характера (квартира, улица, подъезд, лифт, карманная
кража, мошенничество, самозащита покупателя). Элементарные способы
самозащиты. Информационная безопасность подростка.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от них
(землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины, ураганы, бури,
смерчи, сильный дождь (ливень), крупный град, гроза, сильный снегопад,
сильный гололед, метели, снежные заносы, наводнения, половодье, сели, цунами,
лесные, торфяные и степные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии).
Рекомендации по безопасному поведению. Средства индивидуальной защиты.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от них
(аварии на радиационно-опасных, химически опасных, пожароопасных и
взрывоопасных,
объектах
экономики,
транспорте,
гидротехнических
сооружениях).
Рекомендации
по
безопасному
поведению.
Средства
индивидуальной и коллективной защиты. Правила пользования ими. Действия по
сигналу «Внимание всем!». Эвакуация населения и правила поведения при
эвакуации.
Основы противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в
Российской Федерации
Терроризм, экстремизм, наркотизм - сущность и угрозы безопасности
личности и общества. Пути и средства вовлечения подростка в
террористическую,
экстремистскую
и наркотическую
деятельность.
Ответственность
несовершеннолетних
за
правонарушения.
Личная
безопасность при террористических актах и при обнаружении неизвестного
предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве). Личная безопасность при
похищении или захвате в заложники (попытке похищения) и при проведении
мероприятий по освобождению заложников. Личная безопасность при посещении
массовых мероприятий.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие и
факторы здорового образа жизни (физическая активность, питание, режим дня,
гигиена). Вредные привычки и их факторы (навязчивые действия, игромания
употребление алкоголя и наркотических веществ, курение табака и курительных
смесей), их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек и их факторов.
Семья в современном обществе. Права и обязанности супругов. Защита прав
ребенка.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Основы оказания первой помощи. Первая помощь при наружном и
внутреннем кровотечении. Извлечение инородного тела из верхних дыхательных
путей. Первая помощь при ушибах и растяжениях, вывихах и переломах. Первая
помощь при ожогах, отморожениях и общем переохлаждении. Основные
неинфекционные и инфекционные заболевания, их профилактика. Первая помощь
при отравлениях. Первая помощь при тепловом (солнечном) ударе. Первая
помощь при укусе насекомых и змей. Первая помощь при остановке сердечной
деятельности. Первая помощь при коме. Особенности оказания первой помощи
при поражении электрическим током.
Профилактика безопасного поведения на объектах железнодорожного
транспорта и инфраструктуры.
В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего
образования) таким приоритетом в МАОУ-СОШ № 2 является создание
благоприятных условий для развития социально значимых отношений
школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:
-к семье, как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
-к труду, как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем дне;
-к своему Отечеству, своей малой и большой Родине, как к месту, в котором
человек вырос и познал первые радости и неудачи, которое завещано ему
предками и которое нужно оберегать;
-к природе как к источнику жизни на Земле, основе самого ее
существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны
человека;
-к миру как к главному принципу человеческого общежития, условию
крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и
создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
-к знаниям как к интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
-к культуре как к духовному богатству общества и важному условию
ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение,
музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
-к здоровью, как к залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего
настроения и оптимистичного взгляда на мир;

-к окружающим людям, как к безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку
радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
-к самим себе, как к хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Раздел 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
Раздел
Раздел 1. Защита населения Российской
Федерации от чрезвычайных ситуаций
Раздел 2. Основы комплексной безопасности
Раздел 3. Основы противодействия
терроризму, экстремизму и наркотизму в
Российской Федерации
Раздел 4. Основы медицинских знаний и
оказание первой помощи
Всего

Часы
16
12
3

3
34

9 класс
Раздел
Раздел 1. Защита населения Российской Федерации от
чрезвычайных ситуаций
Раздел 2. Основы противодействия терроризму, экстремизму и
наркотизму в Российской Федерации
Раздел 3. Основы здорового образа жизни
Раздел 4. Основы комплексной безопасности
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
Всего

Часы
10
4
9
5
6
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».