АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ «В МИРЕ АНГЛИЙСКОЙ ГРАММАТИКИ» УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ: ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ УРОВЕНЬ ИЗУЧЕНИЯ: БАЗОВЫЙ СРОК ОСВОЕНИЯ: 2 ГОДА Богданович Рабочая программа учебного курса «В мире грамматики английского языка» составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений», предметной линии учебников «Английский в фокусе» 5-9 классы. Авторы: В.Г. Апальков М., «Просвещение», 2019г. Рабочая программа учебного курса «В мире грамматики английского языка» реализуется в 8-9 классах, в объёме 1 часа в неделю, 34 часа в год. Данная программа направлена на формирование функциональной грамотности обучающихся с ОВЗ, знакомит детей с культурой страны, её традициями, праздниками, знаменитыми людьми. Планируемые результаты освоения учебного курса Личностные результаты: готовность к общению и взаимодействию со сверстниками и взрослыми в условиях учебной деятельности; толерантное и уважительное отношение к мнению окружающих, к культурным различиям, особенностям и традициям других стран; мотивация к изучению иностранного языка и сформированность начальных навыков социокультурной адаптации; сформированность нравственных и эстетических ценностей, умений сопереживать, доброжелательно относиться к собеседнику; отношение к иностранному языку как к средству познания окружающего мира и потенциальной возможности к самореализации. Метапредметные результаты: умение планировать и осуществлять свою деятельность в соответствии с конкретной учебной задачей и условиями ее реализации, способность оценивать свои действия с точки зрения правильности выполнения задачи и корректировать их в соответствии с указаниями учителя; умение принимать участие в совместной учебной деятельности, осуществлять сотрудничество как с учителем, так и с одноклассником; умение выслушать чужую точку зрения и предлагать свою; умение устанавливать причинно-следственные связи, определять критерии для обобщения и классификации объектов; умение строить элементарные логические рассуждения; умение выражать свои мысли, чувства потребности при помощи соответствующих вербальных и невербальных средств; умение вступать в коммуникацию, поддерживать беседу, взаимодействовать с собеседником; умение использовать возможности средств ИКТ в процессе учебной деятельности, в том числе для получения и обработки информации, продуктивного общения. Предметные результаты учебного курса «В мире английской грамматики» на уровне основного общего образования ориентированы на формирование иноязычной компетенции и овладение коммуникативными навыками в соответствии с уровнем А1, согласно системе CEFR (Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка). Процесс формирования иноязычной компетенции и овладения коммуникативными навыками необходимо осуществлять с учетом индивидуальных психофизических особенностей обучающихся с ЗПР. В результате изучения учебного курса «В мире английской грамматики» на уровне основного общего образования обучающиеся с ЗПР овладеют следующими навыками В области речевой компетенции: рецептивные навыки речи: аудирование реагировать на инструкции учителя на английском языке во время урока; прогнозировать содержание текста по опорным иллюстрациям перед прослушиванием с последующим соотнесением с услышанной информацией; понимать тему и факты сообщения; понимать последовательность событий; принимать участие в художественной проектной деятельности, выполняя устные инструкции учителя с опорой демонстрацию действия; использовать контекстуальную и языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые слова. Допускается звучание записи до 1,5–2 минут при наличии продолжительных серий неречевых фоновых звуков (шумов); чтение читать изученные слова без анализа звукобуквенного анализа слова с опорой на картинку; применять элементы звукобуквенного анализа при чтении знакомых слов; применять элементы слогового анализа односложных знакомых слов путем соотнесения конкретных согласных и гласных букв с соответствующими звуками; понимать инструкции к заданиям в учебнике и рабочей тетради; высказывать предположения о возможном содержании, опираясь на иллюстрации и соотносить прогнозируемую информацию с реальным сюжетом текста; понимать основное содержание прочитанного текста; извлекать запрашиваемую информацию; понимать существенные детали в прочитанном тексте; восстанавливать последовательность событий; использовать контекстную языковую догадку для понимания незнакомых слов, похожих по звучанию на слова родного языка; продуктивные навыки речи: говорение диалогическая форма речи: вести диалог этикетного характера в типичных бытовых и учебных ситуациях; запрашивать и сообщать фактическую информацию, переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего; обращаться с просьбой и выражать отказ ее выполнить; речевое поведение соблюдать очередность при обмене репликами в процессе речевого взаимодействия; использовать ситуацию речевого общения для понимания общего смысла происходящего; использовать соответствующие речевому этикету изучаемого языка реплики-реакции на приветствие, благодарность, извинение, представление, поздравление; участвовать в ролевой игре, согласно предложенной ситуации для речевого взаимодействия; монологическая форма речи составлять краткие рассказы по изучаемой тематике; высказывать свое мнение по содержанию прослушанного или прочитанного; составлять описание картинки и персонажа; передавать содержание услышанного или прочитанного текста; письмо писать полупечатным шрифтом буквы алфавита английского языка; выполнять списывание слов и выражений, соблюдая графическую точность; заполнять пропущенные слова в тексте; выписывать слова и словосочетания из текста; дополнять предложения; подписывать тетрадь, указывать номер класса и школы; соблюдать пунктуационные правила оформления повествовательного, вопросительного и восклицательного предложения; фонетический уровень языка владеть следующими произносительными навыками: произносить слова изучаемого языка доступным для понимания образом; соблюдать правильное ударение в изученных словах; оформлять речевой поток с учетом особенностей фонетического членения англоязычной речи (использовать краткие формы, не произносить ударно служебные слова); корректно реализовывать в речи интонационные конструкции для передачи цели высказывания. В области межкультурной компетенции: использовать в речи и письменных текстах полученную информацию: о правилах речевого этикета в формулах вежливости; об организации учебного процесса в Великобритании; о знаменательных датах и их праздновании; о досуге в стране изучаемого языка; об особенностях городской жизни в Великобритании; о Британской кухне; о культуре и безопасности поведения в цифровом пространстве; о культурных стереотипах разных стран. Содержание учебного курса Изучение иностранного языка является необходимым для современного культурного человека. Для лиц с задержкой психического развития владение английским языком открывает дополнительные возможности для понимания современного мира, профессиональной деятельности, интеграции в обществе. Ряд особенностей восприятия обращённой и формирования самостоятельной речи у детей с ЗПР, в частности, слабая способность к звуковому и смысловому анализу речи, как правило, вызывают трудности в овладении рецептивными и продуктивными навыками речи, что необходимо учитывать при планировании конечного уровня практического владения языком. В результате изучения курса иностранного языка у детей с ЗПР формируются начальные навыки общения на иностранном языке, первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека в поликультурном мире. В курсе английского языка для обучающихся с ЗПР решаются следующие коррекционные задачи: расширение представлений об окружающем мире; формирование навыка понимания обращенной иноязычной речи; развитие познавательной деятельности, своеобразие которой обусловлено несовершенством познавательных психических процессов и незрелостью эмоционально-волевой сферы; коррекция специфических проблем, возникающих в сфере общения и взаимодействии с собеседником у детей с ЗПР; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; развитие английской речи в связи с организованной предметнопрактической деятельностью; развитие способности вести целенаправленную учебную деятельность. При реализации курса «В мире английской грамматики» необходимо учитывать следующие специфические образовательные потребности обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования: осуществление развития познавательной деятельности в процессе изучения иностранного языка обучающимися с ЗПР, создание условий для развития высших психических функций и осуществления психических операций, направленных на формирование учебных действий и речевой деятельности; развитие учебно-познавательной мотивации, интереса к изучению иностранного языка в связи с его значимостью в будущей профессиональной деятельности и необходимостью более полной социальной интеграции в современном обществе; обучение навыкам общения и взаимодействия на иностранном языке в контексте различных коммуникативных ситуаций. Обучение английскому языку детей с ЗПР строится на основе следующих базовых положений. Важным условием является организация искусственной англоязычной речевой среды. Изучаемые образцы речи соответствуют языковым нормам современного английского языка и предъявляются через общение с учителем и аудирование с обязательным применением наглядных средств. Отбор языкового материала осуществляется на основе тематики, соответствующей возрастным интересам и потребностям обучающихся с учетом реалий современного мира. Отбираемый для изучения языковой материал обладает высокой частотностью. Предлагаемый для изучения на иностранном языке языковой материал должен быть знаком обучающимся на родном языке. Обязательным условием является включение речевой деятельности на иностранном языке в различные виды деятельности (учебную, игровую, предметно-практическую), при этом должны быть задействованы различные анализаторные системы восприятия информации. Уроки строятся по принципу формирования потребности в общении. Мотивация обучающегося к общению на английском языке имеет принципиальное значение. Аудирование является одним из важнейших видов учебной деятельности. При этом необходимо учитывать особенности восприятия и запоминания вербальной информации у детей с ЗПР и обеспечивать наглядность предъявляемого материала на каждом этапе урока. Для детей с ЗПР допустимо приближенное произношение английских звуков, английская речь должна быть доступна для понимания. Содержание учебного курса иностранного языка 8 КЛАСС (первый год обучения на уровне основного общего образования) Раздел 1. Интернет и гаджеты. 1. Мир гаджетов. 2. Социальные сети. 3. Блоги. 4. Безопасность в интернете. Характеристика деятельности обучающихся по основным видам учебной деятельности. В области монологической формы речи: составлять краткое описание технического устройства (гаджета); составлять голосовые и видео сообщения о себе для странички в социальных сетях; составлять рассказ по образцу о своих гаджетах, технических устройствах и их применении; составлять правила безопасного поведения в интернете; в области письма: составлять презентацию об используемых технических устройствах (гаджетах); составлять по образцу страничку или отдельную рубрику с информацией о себе для социальных сетей; составлять пост для блога по изученному образцу; составлять краткое электронное письмо по образцу. Лексико-грамматический материал. Изучение тематики раздела 1 раздела предполагает овладение лексическими единицами (словами, словосочетаниями, лексико-грамматическими единствами, речевыми клише) в объеме не менее 35. Предполагается введение в речь следующих конструкций: • глаголы, обозначающие состояние (feel, believe, prefer); • выражение будущего времени глаголов с помощью will и to be going to (she will travel vs. she is going to travel); • прошедшее простое время в сравнении с прошедшим длительным временем (he did vs. he was doing); • степени сравнения прилагательных и наречий (big – bigger – the biggest, beautiful – more beautiful – the most beautiful, fast – faster – the fastest); • настоящее завершенное время в сравнении с настоящим завершеннодлительным (I have done vs. I have been doing); • существительные, употребляющиеся исключительно в единственном и множественном числе (knowledge, scissors); • порядок прилагательных в английском предложении (мнение, размер, возраст, форма, цвет, происхождение, материал); • образование прилагательных с отрицательным значением (disinterested, misguided). Раздел 2. Здоровье. 1. Здоровый образ жизни. 2. Режим дня. 3. В аптеке. 4. Стресс и здоровье. Характеристика деятельности обучающихся по основным видам учебной деятельности. В области монологической формы речи: составлять правила о здоровом образе жизни; составлять голосовое сообщение о времени приема лекарства; составлять голосовое сообщение заболевшему однокласснику с пожеланием выздоровления; рассказывать о своем самочувствии и симптомах; рассказывать о своем режиме дня; в области письма: составлять текст для блога на тему «Здоровый образ жизни»; составлять плакат с инструкцией по правильному режиму дня; составлять текст рецепта для приготовления полезного блюда; составлять электронное письмо однокласснику с советами, как побороть стресс перед экзаменом или контрольной работой. Лексико-грамматический материал. Изучение тематики раздела 2 раздела предполагает овладение лексическими единицами (словами, словосочетаниями, лексико-грамматическими единствами, речевыми клише) в объеме не менее 35. Предполагается введение в речь следующих конструкций: • прошедшее простое, прошедшее длительное, прошедшее завершенное, прошедшее завершенно-длительное времена (they wrote, they were writing, they had written, they had been writing); • способы образования глаголов от существительных (apology – apologize, memory – memorize); • употребление усилительных наречий too, enough (enough water, too late); • глаголы в действительном и страдательном залоге (he read the book / the book was read by him); • каузативная форма глаголов (he had the house painted); • отрицательные префиксы прилагательных (illegal, impolite, inattentive, etc.). Раздел 3. Наука и технологии. 1. Наука в современном мире. 2. Технологии и мы. 3. Роботы. 4. Знаменитые изобретатели. Характеристика деятельности обучающихся по основным видам учебной деятельности. В области монологической формы речи: кратко рассказывать о значимости научных достижений в современной жизни; уметь рассказывать о важном достижении в одной из научных областей; кратко рассказывать о том, как современные технологии помогают в учебе; кратко рассказывать о том, какие современные технологии используются дома; кратко рассказывать об известном ученом или изобретателе; в области письма: составлять плакат об используемых в быту современных технологиях (например, робот-пылесос); составлять презентацию о важном научном достижении (например, о разработке нового лекарства); составлять краткую инструкцию, как пользоваться торговым автоматом для покупки шоколада или напитка. Лексико-грамматический материал. Изучение тематики раздела 3 раздела предполагает овладение лексическими единицами (словами, словосочетаниями, лексико-грамматическими единствами, речевыми клише) в объеме не менее 45. Предполагается введение в речь следующих конструкций: • глаголы в форме инфинитива и герундия (to make – making); • конструкция used to + infinitive (we used to spend time together); • координирующие союзы (both he and his friends, either she or her classmate, neither they nor their parents); • образование существительных от глаголов (argue – argument, inform – information); • прямая и косвенная речь (“I can swim”, he said. – He said that he could swim). Раздел 4. Выдающиеся люди. 1. Выдающиеся поэты и писатели. 2. Выдающиеся люди в искусстве. 3. Выдающиеся люди в спорте. 4. Выдающиеся ученые. Характеристика деятельности обучающихся по основным видам учебной деятельности. В области монологической формы речи: кратко рассказывать о любимом произведении и его авторе; кратко рассказывать о художнике и его картинах; кратко рассказывать о любимом спортсмене; составлять коллективный видеоблог о выдающихся ученых и их изобретениях. в области письма: составлять презентацию о любимом писателе/поэте/ ученом; составлять плакат о любимом актере/певце; составлять записку с напоминанием о месте и времени встречи в связи с походом на выставку или спортивное мероприятие; составлять пост для блога о спортивном событии. Лексико-грамматический материал. Изучение тематики раздела 4 раздела предполагает овладение лексическими единицами (словами, словосочетаниями, лексико-грамматическими единствами, речевыми клише) в объеме не менее 35. Предполагается введение в речь следующих конструкций: • модальные глаголы (we can meet, they must talk, you should have a rest); • составные существительные из 2 корней (cupboard, hairbrush). • условные предложения всех типов (if it is summer, it is hot; if it rains, we won’t come; if it rained, we wouldn’t come; if it had rained, we wouldn’t have come); • сложные прилагательные (old-fashioned, kind-hearted). Содержание учебного курса иностранного языка 9 КЛАСС (второй год обучения на уровне основного общего образования) Раздел 1. Культура и искусство. 1. Мир музыки. 2. Музеи и выставки. 3. Театр. 4. Памятники архитектуры в Москве и Лондоне. Характеристика деятельности обучающихся по основным видам учебной деятельности. В области монологической формы речи: кратко рассказывать о своих предпочтениях в музыке; составлять голосовое сообщение с приглашением пойти на концерт или выставку; составлять коллективный видео блог об архитектурных памятниках в Москве и Лондоне; кратко рассказывать о любимом спектакле; в области письма: составлять презентацию о любимой музыкальной группе; составлять афишу для спектакля; составлять пост для социальных сетей о посещении выставки/музея/театра; составлять электронное письмо другу с советом, куда можно пойти в выходные (концерты, театр, кино, выставки). Лексико-грамматический материал. Изучение тематики раздела 1 раздела предполагает овладение лексическими единицами (словами, словосочетаниями, лексико-грамматическими единствами, речевыми клише) в объеме не менее 35. Предполагается введение в речь следующих конструкций: • настоящее простое, настоящее длительное, настоящее завершенное и завершенно-длительное времена (I speak, I am speaking, I have spoken, I have been speaking); • наречия частотности (always, usually, often, sometimes, seldom, never); • относительные местоимения (who, whose, which, what, when, where, why); • причастия настоящего и прошедшего времени (going – gone); • глаголы в форме инфинитива и герундия (to make – making); • прямые и косвенные вопросы (“Where do you live?” she asked him. – She asked him where he lived.); • образование существительных от прилагательных (busy – business; hard – hardship). Раздел 2. Кино. 1. Мир кино. 2. Любимые фильмы. 3. Поход в кино. 4. Любимый актер. Характеристика деятельности обучающихся по основным видам учебной деятельности. В области монологической формы речи: рассказывать о любимом фильме; рассказывать о персонаже фильма; составлять голосовое сообщение о походе в кино; составлять коллективный видео блог о любимых актерах; в области письма составлять отзыв о фильме по образцу; составлять афишу для фильма; составлять презентацию о профессиях в киноиндустрии; составлять записку с предложением пойти в кино. Лексико-грамматический материал. Изучение тематики раздела 2 раздела предполагает овладение лексическими единицами (словами, словосочетаниями, лексико-грамматическими единствами, речевыми клише) в объеме не менее 35. Предполагается введение в речь следующих конструкций: • прошедшие времена в английском языке (he visited, he was visiting, he had visited, he had been visiting); • used to и would (we used to play tennis = we would play tennis); • модальные глаголы, выражающие предположение (can, may, must); • составные прилагательные (well-known, dark-haired); • способы выражения будущих действий (she will start, she is starting, she is going to start); • придаточные предложения времени, цели, результата (when they heard, in order to complete the task, in case they wake the baby); • образование существительных от глаголов (create – creation, recover – recovery, move – movement). Раздел 3. Книги 1. Книги в моей жизни. 2. Известные писатели России и Великобритании. 3. Книги и фильмы. 4. Любимый герой книги. Характеристика деятельности обучающихся по основным видам учебной деятельности. В области монологической формы речи: рассказывать о любимой книге; рассказывать о писателе страны изучаемого языка; кратко рассказывать об экранизациях известных литературных произведений; составлять коллективный видео блог о любимых книжных персонажах; в области письма: составлять отзыв о книге по образцу; составлять презентации о любимом писателе; составлять описание персонажа; делать пост в социальных сетях с рекомендацией прочитать литературное произведение. Лексико-грамматический материал. Изучение тематики раздела 3 раздела предполагает овладение лексическими единицами (словами, словосочетаниями, лексико-грамматическими единствами, речевыми клише) в объеме не менее 45. Предполагается введение в речь следующих конструкций: • сравнительная и превосходная степени прилагательных (smart – smarter – the smartest, patient – more patient – the most patient); • конструкции для выражения предпочтений (I'd rather, I prefer, I'd better); • префиксы для образования глаголов (-re, -mis, -dis, -over, -under); • страдательный залог (she will clean the room – the room will be cleaned); • возвратные местоимения (myself, himself, herself, itself, ourselves, yourself, yourselves, themselves). Раздел 4. Иностранные языки 1. Английский язык в современном мире. 2. Языки разных стран. 3. Изучение иностранных языков. 4. Летние языковые школы. Характеристика деятельности обучающихся по основным видам учебной деятельности. В области монологической формы речи: кратко рассказывать о роли английского языка в современной жизни; кратко рассказывать, на каких языках говорят в разных странах мира; составлять и записывать фрагменты для коллективного видео блога с советами, как лучше учить иностранный язык (например, как лучше запоминать слова, готовиться к пересказу и т.д.); составлять презентацию о летнем языковом лагере. в области письма: оформлять карту с информацией о том, на каких языках говорят в разных странах мира; составлять пост для социальных сетей с советами, как лучше учить иностранный язык; составлять презентацию «Почему я хочу говорить на английском языке»; составлять рекламный проспект языкового лагеря. Лексико-грамматический материал. Изучение тематики раздела 4 раздела предполагает овладение лексическими единицами (словами, словосочетаниями, лексико-грамматическими единствами, речевыми клише) в объеме не менее 35. Предполагается введение в речь следующих конструкций: • условные предложения всех типов (if it is summer, it is hot; if it rains, we won’t come; if it rained, we wouldn’t come; if it had rained, we wouldn’t have come); • модальные глаголы настоящего времени (we can meet, they must talk, it may rain); • образование глаголов от существительных и прилагательных (endanger, darken); • прямая и косвенная речь (“I can swim”, he said. – He said that he could swim); • разделительные вопросы (I am right, aren’t I?); • производные от some/any/every/no (someone, anything, everywhere, nobody). Тематическое планирование Тематическое планирование учебного курса «В мире английской грамматики» для 8-9 классов составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО: создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений: -к семье, как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; -к труду, как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; -к своему Отечеству, своей малой и большой Родине, как к месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которое завещано ему предками и которое нужно оберегать; -к природе как к источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; -к миру как к главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье; -к знаниям как к интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; -к культуре как к духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; -к здоровью, как к залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир; -к окружающим людям, как к безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; -к самим себе, как к хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. Английский язык 8 класс Номер п/п 1 2 3 4 Наименование раздела Количество часов Интернет и гаджеты. Интернет-технологии, социальные сети, 9 блоги Здоровье. Здоровый образ жизни, самочувствие, правильное 8 питание, режим дня, меры профилактики. Наука и технологии. Научно-технический прогресс, влияние 8 современных технологий на жизнь человека, знаменитые изобретатели Выдающиеся люди. Писатели, спортсмены, актеры 9 Английский язык 9 класс Номер п/п 1 2 3 4 Наименование раздела Количество часов Культура и искусство. Культура и искусство. Музыка, 9 посещение музея и выставки, театра, описание картины, сюжета фильма Кино. Мой любимый фильм, мультфильм, любимый актер, 8 персонаж, описание сюжета Книги. Жанры литературных произведений, мой любимый 8 писатель, мой любимый персонаж, известные писатели России и Великобритании, экранизации литературных произведений Иностранные языки. Язык международного общения, 9 общение с англоязычными друзьями