Адаптированная рабочая программа по предмету Литературное чтение 1-4 классы для обучающихся с ЗПР

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УРОВЕНЬ ИЗУЧЕНИЯ: БАЗОВЫЙ
СРОК ОСВОЕНИЯ: 4 года

Богданович

Содержание
Раздел

1.

Планируемые

результаты

освоения

учебного

предмета

«Литературное чтение»
Раздел 2. Содержание учебного предмета
Раздел 3. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы

Раздел

1.

Планируемые

результаты

освоения

учебного

предмета

«Литературное чтение»
Адаптированная программа освоения учебного предмета «Литературное чтение»
обеспечивает достижение обучающимися с ЗПР трех видов результатов: личностных,
метапредметных и предметных.
Личностные результаты освоения адаптированной программы обучающимися с
ЗПР включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные)
компетенции, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения
основной цели современного образования — введения обучающихся с ЗПР в культуру,
овладение ими социокультурным опытом.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР личностные результаты должны отражать:
1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве природной и социальной частей;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям
11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни;
13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;
14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации.
Метапредметные
результаты
включают
освоенные
обучающимися
универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные),
обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения
учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные
задачи и готовность к овладению в дальнейшем АООП основного общего образования.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР метапредметные результаты должны отражать:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения
типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
4) использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему
художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и
задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на
уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;
7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов
сторон и сотрудничества;
10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных,
технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными
понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами
и процессами.
Предметные результаты с учетом специфики содержания предметных областей
включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой
предметной области, готовность их применения.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР предметные результаты должны отражать:
1)
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры,
средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2)
осознание значимости чтения для личного развития; формирование
представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических
представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем
учебным предметам;
3)
осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с
использованием некоторых средств устной выразительности речи;
4)
понимание роли чтения, использование разных видов чтения;
5)
формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание
текстов, участие в обсуждении прочитанных произведений, умение высказывать
отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом

принятых в обществе норм и правил;
6)
достижение необходимого для продолжения образования уровня
читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения
вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования
художественных, научно-популярных и учебных текстов;
7)
формирование потребности в систематическом чтении;
8)
выбор с помощью взрослого интересующей литературы.
Выпускники начальной школы осознáют значимость чтения для своего
дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам на основе осознания и
развития дошкольного и внешкольного опыта, связанного с художественной литературой.
У обучающихся будет формироваться потребность в систематическом чтении как
средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники будут с интересом читать
художественные, научно-популярные и учебные тексты, которые помогут им
сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.
Учащиеся получат возможность познакомиться с культурно-историческим
наследием России и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств и
эмоционально-нравственной отзывчивости.
Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную
литературу, воспроизводить в воображении словесные художественные образы,
эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение
собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как
особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства как источниками
формирования эстетических потребностей и чувств, познакомятся с некоторыми
коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в
художественных произведениях, научатся соотносить собственный жизненный опыт с
художественными впечатлениями.
К концу обучения в начальной школе дети будут готовы к дальнейшему обучению
и систематическому изучению литературы в средней школе, будет достигнут
необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы
универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные
интересы, основы элементарной оценочной деятельности.
Выпускники овладеют техникой чтения (правильным плавным чтением,
приближающимся к темпу нормальной речи), приемами понимания прочитанного и
прослушанного произведения, элементарными приемами анализа, интерпретации и
преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся
самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и
справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой
деятельности.
Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях,
соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного
(прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические
высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста по
плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами
рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть)
стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед
знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями,
используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и
научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для
практической работы.
Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом
уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.

Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;
воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта;
понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта
чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку,
автору, жанру и осознавать цель чтения;
читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный,
справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические
произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной
подготовки;
использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное,
выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для
всех видов текстов);
ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного
текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения;
воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни,
изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое
отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их
последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста;
находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания),
заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на
них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на
контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста;
озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста;
находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания
явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и
отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с
опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями,
фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на
содержание текста;
для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными
фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями
текста, опираясь на его содержание;
использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на
содержании текста; составлять характеристику персонажа;интерпретировать текст,
опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать
связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и
поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на
тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например,
объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием
текста;

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать
выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для
художественных текстов);
различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научнопопулярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики
текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы,
высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и
правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов
текстов).
Выпускник получит возможность научиться:
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и
высказывать суждение;
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и
высказывать собственное суждение;
высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении,
доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия
других видов искусства;
составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение,
описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Выпускник научится:
осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по
заданной тематике или по собственному желанию;
вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной
деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному
образцу.
Выпускник получит возможность научиться:
работать с тематическим каталогом;
работать с детской периодикой;
самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
распознавать
некоторые
отличительные
особенности
художественных
произведений (на примерах художественных образов и средств художественной
выразительности);
отличать
на
практическом
уровне
прозаический
текст
от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка,
загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение,
эпитет).
Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры
проявления художественного вымысла в произведениях;
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов,
используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература,
структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание,
метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);

определять позиции героев художественного текста, позицию автора
художественного текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его
событиями;
составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе
личного опыта;
составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом
коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Выпускник получит возможность научиться:
вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного
произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать
известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или
неодушевленного предмета;
писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или
отзыва;
создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного
(прослушанного) произведения;
создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной
поддержкой и пояснениями;
работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное,
созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде
мультимедийного продукта (мультфильма).

Раздел 2. Содержание учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных
текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы
по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий,
осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному
учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному
правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с
индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на
нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст.
Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение предложений с
интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей
разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных
по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее,
ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую
информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания,
дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста:
художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей
создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на
смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по
теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя
текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник
необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее
представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги:
содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации
в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочноиллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений,
периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к
детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование
соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия
произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей
художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя).
Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и
отношений.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации
поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание
понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных
народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных
народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных

средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием
специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по
иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественновыразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений,
характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка
персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление
авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через
поступки и речь.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный,
выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение
опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление
текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание
каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в
виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика
героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о
герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих
составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из
разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру
поступков героев.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия
произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей
учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных,
наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам
или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов
текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста.
Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова.
Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста
с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий
пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать
вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не
перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по
обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному
тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный
опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство
с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их
многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое
высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме
или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании.
Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научнопопулярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из
повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в
рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана
собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка
(синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его
сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы,
места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных
средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование,
описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов России.
Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской
литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального
характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших
школьников.
Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая,
фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские
периодические издания (по выбору).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о
Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические
произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью
учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор,
гипербол.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение,
художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой
произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов
рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер),
рассуждение (монолог героя, диалог героев).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение
особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные
песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение
основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные
особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях
построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности
учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование,
знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и
использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности
событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами
сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения
(текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к
произведению или на основе личного опыта.
В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего
образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для
усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций
того общества, в котором они живут.

К наиболее важным из них относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой),
внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять
посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных
занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или
дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных
в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором
улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные
вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться
устанавливать хорошие отношения с другими людьми;
- уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности, помогать
нуждающимся в этом людям;
- уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной
принадлежности, иного имущественного положения, к людям с ограниченными
возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то
непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу,
отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание
важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку
облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему
общественных отношений.

Раздел 3. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
1 класс
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Тема
Добукварный период – 14 часов
«Азбука» – первая учебная книга.
Речь устная и письменная. Предложение.
Слово и предложение.
Слог. Деление на слоги.
Ударение. Ударный слог.
Звуки в окружающем мире и речи.
Звуки в словах.
Слияние согласного звука с гласным.
Повторение и обобщение пройденного материала.
Гласный звук а, буквы А, а.
Гласный звук о, буквы О, о.
Гласный звук и, буквы И, и.
Гласный звук ы, буква ы.
Гласный звук у, буквы У, у.
Букварный период – 58 часов
Согласные звуки н, н’, буквы Н, н. Чтение слогов и слов с
буквой н.
Согласные звуки н, н’, буквы Н, н. Чтение слогов и слов с
буквой н.
Согласные звуки с, с’, буквы С, с.
Согласные звуки к, к’, буквы К, к. Чтение слогов и слов с
буквой к.
Согласные звуки к, к’, буквы К, к. Чтение слогов и слов с
буквой к.
Согласные звуки т, т, буквы Т, т.
Чтение слогов с буквой т.
Согласные звуки л, л, буквы Л, л.
Согласные звуки р, р’, буквы Р, р.
Согласные звуки в, в’, буквы В, в. Чтение слогов и слов с
буквой в.
Согласные звуки в, в’, буквы В, в. Чтение слогов и слов с
буквой в.
Гласные буквы Е, е. Обозначение буквой Е гласного [э] после
мягких согласных.
Согласные звуки п, п’, буквы П, п. Чтение слогов и слов с
буквой п.
Согласные звуки п, п’, буквы П, п. Чтение слогов и слов с
буквой п.
Согласные звуки м, м’, буквы М, м.
Согласные звуки в, в’, буквы В, в. Чтение слогов и слов с
буквой в.
Гласные буквы Е, е. Обозначение буквой Е гласного [э ] после

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76

мягких согласных.
Согласные звуки п, п’, буквы П, п. Чтение слогов и слов с
буквой п.
Согласные звуки м, м’, буквы М, м.
Согласные звуки д, д’, буквы Д, д.
Чтение слогов и слов с буквой д.
Чтение слогов и слов с буквами д и т.
Гласные буквы Я, я.
Обозначение буквой я гласного [а] после мягких согласных.
Гласные буквы Я, я.
Гласные буквы Я, я.
Согласные звуки г, г’, буквы Г, г.
Чтение слогов и слов с буквой г.
Мягкий согласный звук ч. Буквы Ч, ч.
Сочетание ча, ща.
Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных
звуков.
Ь в конце и середине слова.
Твердый согласный звук ш. Буквы Ш, ш.
Сочетание ши. Чтение слогов и слов с буквой ш.
Твердый согласный звук ж. Буквы Ж, ж.
Чтение слогов и слов с буквой ж.
Сочетание жи. Чтение слогов и слов с буквами ш и ж.
Гласные буквы Ё, ё.
Обозначение буквой ё гласного [о] после мягких согласных.
Мягкий согласный звук й. Буквы Й, й.
Чтение слогов и слов с буквой й.
Согласные звуки х, х’, буквы Х, х.
Чтение слогов и слов с буквой х.
Чтение слогов и слов с буквой х.
Буквы Ю, ю.
Обозначение буквой ю гласного [у] после мягких согласных.
Твердый согласный звук ц. Буквы Ц, ц.
Чтение слогов и слов с буквой ц.
Гласная буква Э.
Чтение слогов и слов с буквой э.
Мягкий согласный звук щ. Буквы Щ, щ.
Сочетания ща, щу.
Чтение слогов и слов с буквой щ.
Согласные звуки ф, ф’, буквы Ф, ф.
Чтение слогов и слов с буквами ф и в.
Мягкий и твёрдый разделительные знаки.
Мягкий и твёрдый разделительные знаки.
Русский алфавит.
Послебукварный период – 16 часов
В. Берестов «Как хорошо уметь читать».
Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву "р"».
К. Ушинский «Наше Отечество». История славянской азбуки. В.
Крупин «Первоучители словенские».
В. Крупин «Первый букварь».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88

89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99

100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110

А.С. Пушкин «Сказки». Выставка книг.
Произведения Л. Н. Толстого и К. Д. Ушинского.
Произведения К. И. Чуковского.
В.В. Бианки «Первая охота».
С. Я. Маршак «Угомон».
С. Я. Маршак «Дважды два».
М.М. Пришвин «Предмайское утро».
Рассказы В. Осеевой.
Произведения С. В. Михалкова. В. Д. Заходера.
Произведения В. Д. Берестова.
Проект «Живая Азбука».
Итоговый урок. Прощание с «Азбукой».
Блок «Литературное чтение» - 27 часов
Жили-были буквы – 6 часов
Знакомство с учебником по литературному чтению.
В. Данько «Загадочные буквы».
И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А».
С. Черный «Живая азбука». Ф. Кривин «Почему «А» поет, а «Б»
нет.
Г. Сапгир «Про медведя». М. Бородицкая «Разговор с пчелой». И.
Гамазкова «Кто как кричит?».
С. Маршак. «Автобус № 26». Из старинных книг.
Повторение и обобщение по разделу «Жили-были буквы».
Сказки, загадки, небылицы – 5 часов
Сказки авторские и народные. Русская народная сказка
«Рукавичка». Е. Чарушин «Теремок».
Загадки, песенки.
Русские народные потешки. Сказки и песенки из книги «Рифмы
Матушки Гусыни».
Сказки Александра Сергеевича Пушкина.
Обобщение по разделу «Сказки, загадки, небылицы»
Апрель, апрель. 3венит капель! – 4 часа
А. Майков «Ласточка примчалась...», «Весна».
А. Плещеев «Сельская песенка». Т. Белозеров «Подснежники», С.
Маршак «Капель».
Стихи-загадки писателей И. Токмаковой,
Л. Ульяницкой, Л. Яхина, Е. Трутневой.
Проект «Составляем сборник загадок».
Стихотворения В. Берестова, Р. Сефа.
И в шутку и всерьёз - 4 часов
И. Токмакова «Мы играли в хохотушки», Я. Тайц «Волк», Г.
Кружков «Ррры!». Н. Артюхова «Саша-дразнилка».
К. Чуковский «Федотка», О. Дриз «Привет», О. Григорьев «Стук».
И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка», И. Пивоварова
«Кулинаки-пулинаки», К. Чуковский «Телефон».
М. Пляцковский «Помощник». Обобщение по разделу «И в шутку
и всерьёз».
Я и мои друзья - 5 часов
Ю. Ермолаев «Лучший друг», Е. Благинина «Подарок».
В. Орлов «Кто первый?», С. Маршак «Бараны».
Р. Сеф «Совет», В. Берестов «В магазине игрушек», В. Орлов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

111
112

113
114
115
116

«Если дружбой дорожить...», И. Пивоварова «Вежливый ослик»,
Я Аким «Моя родня».
С. Маршак «Хороший день». М. Пляцковский «Сердитый дог
Буль», Ю. Энтин «Про дружбу». Проверка техники чтения.
Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка».
Обобщение по разделу «Я и мои друзья».
О братьях наших меньших - 3,5 часа
С. Михалков «Трезор», Р. Сеф «Кто любит собак...». В. Осеева
«Собака яростно лаяла», И. Токмакова «Купите собаку».
М. Пляцковский «Цап Царапыч», Г. Сапгир «Кошка». В. Берестов
«Лягушата», В. Лунин «Никого не обижай», С. Михалков
«Важный совет».
Д. Хармс «Храбрый еж», Н. Сладков «Лисица и Ёж», С. Аксаков
«Гнездо».
Обобщение по разделу «О братьях наших меньших».

1
1

1
1

1
1

2 класс
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

Введение. Знакомство с учебником
Самое великое чудо на свете(2 ч)
Самое великое чудо на свете
Библиотеки. Книги
Устное народное творчество (5ч.)
Устное народное творчество
Русские народные песни
Потешки, прибаутки
Скороговорки, считалки, небылицы
Загадки, пословицы, поговорки
Сказки (8 ч.)
Народные сказки. Ю. Мориц «Сказка по лесу идет…»
Сказка «Петушок и бобовое зернышко»
Сказка «У страха глаза велики»
Сказка «Лиса и тетерев»
Сказка «Лиса и журавль»
Сказка «Каша из топора»
Сказка «Гуси-лебеди»
Проверка техники чтения
Люблю природу русскую. Осень (8 ч.)
Люблю природу русскую. Осень
Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
К. Бальмонт «Поспевает брусника…», А. Плещеев «Осень
наступила…»
А. Фет «Ласточки пропали…»
Осенние листья
В. Берестов «Хитрые грибы»
М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло
кругом…»
Обобщение по разделу«Люблю природу русскую. Осень»
Русские писатели (13 ч.)

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.

А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…»
Стихи А. Пушкина
А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки
А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Обобщение по теме «Сказки А. Пушкина»
И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука»
И. Крылов «Стрекоза и Муравей»
Л. Толстой «Старый дед и внучек»
Л. Толстой «Филипок»
Л. Толстой «Филипок»
Л. Толстой «Котенок», «Правда всего дороже»
Веселые стихи
Обобщение по разделу «Русские писатели»
О братьях наших меньших (10 ч.)
О братьях наших меньших
Б. Заходер «Плачет киска в коридоре…», И. Пивоварова «Жилабыла собака…»
В. Берестов «Кошкин щенок»
Домашние животные
М. Пришвин «Ребята и утята»
Е. Чарушин «Страшный рассказ»
Б. Житков «Храбрый утенок»
В. Бианки «Музыкант»
В. Бианки «Сова»
Обобщение по разделу «О братьях наших меньших»
Из детских журналов (9 ч.)
Из детских журналов
Д. Хармс «Игра»
Д. Хармс «Вы знаете?..»
Д. Хармс, С. Маршак «Веселые чижи»
Д. Хармс «Что это было?»
Н. Гернет, Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»
Ю. Владимиров «Чудаки»
А. Введенский «Ученый Петя», «Лошадка»
Обобщение по разделу «Из детских журналов»
Люблю природу русскую. Зима (8ч.)
Люблю природу русскую. Зима
Стихи о первом снеге
Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…»
С. Есенин «Поет зима – аукает…», «Береза»
Сказка «Два Мороза»
С. Михалков «Новогодняя быль»
А. Барто «Дело было в январе…»
Обобщение по разделу«Люблю природу русскую. Зима»
Писатели – детям (14 ч.)
Писатели – детям
К. Чуковский «Путаница»
К. Чуковский «Радость»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.

К. Чуковский «Федорино горе»
С. Маршак «Кот и лодыри»
С. Михалков «Мой секрет», «Сила воли»
С. Михалков «Мой щенок»
А. Барто «Веревочка»
А. Барто «Мы не заметили жука», «В школу»
А. Барто «Вовка – добрая душа»
Н. Носов «Затейники»
Н. Носов «Живая шляпа»
Н. Носов «На горке»
Обобщение по разделу «Писатели – детям»
Я и мои друзья (8 ч.)
Я и мои друзья
Стихи о дружбе и обидах
Н. Булгаков «Анна, не грусти!»
Ю. Ермолаев «Два пирожных»
В. Осеева «Волшебное слово»
В. Осеева «Хорошее»
В. Осеева «Почему?»
Обобщение по разделу «Я и мои друзья»
Люблю природу русскую. Весна (10 ч.)
Люблю природу русскую. Весна
Стихи Ф. Тютчева о весне
Стихи А. Плещеева о весне
А. Блок «На лугу»
С. Маршак «Снег теперь уже не тот…»
И. Бунин «Матери»
А. Плещеев «В бурю»
Е. Благинина «Посидим в тишине»
Э. Мошковская «Я маму мою обидел…»
Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна»
И в шутку и всерьез (13 ч.)
И в шутку и всерьез
Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?»
Б. Заходер. Песенки Винни-Пуха
Э. Успенский «Чебурашка»
Э. Успенский «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой…»
Стихи Э. Успенского
Стихи В. Берестова
Стихи И. Токмаковой
Г. Остер «Будем знакомы»
Г. Остер «Будем знакомы»
В. Драгунский «Тайное становится явным»
В. Драгунский «Тайное становится явным»
Обобщение по разделу «И в шутку и всерьез»
Литература зарубежных стран (10 ч.)
Литература зарубежных стран
Американская и английские народные песенки

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

112.
113.
114.
115.
116.
117.
118.
119.

Песенки «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети»
Ш. Перро «Кот в сапогах»
Ш. Перро «Кот в сапогах»
Ш. Перро «Красная Шапочка»
Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине»
Э. Хогарт «Мафин и паук»
Обобщение по разделу«Литература зарубежных стран»
Проверка техники чтения.

1
1
1
1
1
1
1

3 класс
№ урока

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

Тема / Раздел
Вводный урок по курсу литературного чтения. (1 ч.)
Введение. Знакомство с учебником.
Самое великое чудо на свете. (3 ч.)
Рукописные книги Древней Руси.
Первопечатник Иван Фёдоров.
Обобщение по разделу «Самое великое чудо на свете»
Устное народное творчество. (12 ч.)
Русские народные песни.
Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.
Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская
посуда, дымковская и богородская игрушка.
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка».
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка».
Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк».
Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк».
Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк».
Русская народная сказка «Сивка-бурка».
Русская народная сказка «Сивка-бурка». Проверка техники
чтения.
Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин
Обобщение по разделу «Устное народное творчество»
Поэтическая тетрадь 1. (9 ч.)
Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научнопопулярной статьи Я. Смоленского.
Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза».
Ф.И. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут
осенние листья».
А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка...». «Зреет рожь над
жаркой нивой...».
И.С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…».
И.С. Никитин «Встреча зимы».
И.З. Суриков «Детство».
И.З. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины
природы в лирическом стихотворении

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

25.
26.
27.
28.
29.
30.

31.

32.

33.

34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 1»
Великие русские писатели. (22 ч.)
А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о
жизни А.С. Пушкина».
А.С. Пушкин Лирические стихотворения
А.С. Пушкин «Зимнее утро».
А.С. Пушкин «Зимний вечер».
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и
могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной
Царевне Лебеди».
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и
могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной
Царевне Лебеди».
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и
могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной
Царевне Лебеди».
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и
могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной
Царевне Лебеди».
Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с
художественным текстом
И.А. Крылов. Подготовка сообщения об И.А. Крылове на основе
статьи учебника, книг о Крылове
И.А. Крылов «Мартышка и очки».
И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна».
И.А. Крылов «Ворона и Лисица».
М.Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка
сообщения на основе статьи.
М.Ю. Лермонтов «Горные вершины...», «На севере диком стоит
одиноко...».
М.Ю. Лермонтов «Утёс», «Осень».
Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка
сообщения
Л.Н. Толстой «Акула».
Л.Н. Толстой «Прыжок».
Л.Н. Толстой «Лев и собачка».
Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода
из моря?». Сравнение текстов.
Обобщение по разделу «Великие русские писатели»
Поэтическая тетрадь 2. (5 ч.)
Н.А. Некрасов «Славная осень!», «Не ветер бушует над бором».
Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
К.Д. Бальмонт «Золотое слово».
И.А. Бунин. Выразительное чтение стихотворений.
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2».
Литературные сказки. (7 часов)
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказкам» (призказка)
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные
уши, косые глаза, короткий хвост».
В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница».
В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница».

1
1
1
1
1
1

1

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.

В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».
В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».
Обобщение по разделу «Литературные сказки»
Были-небылицы. (9 ч.)
М. Горький «Случай с Евсейкой».
М. Горький «Случай с Евсейкой».
К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».
К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».
К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».
А.И. Куприн «Слон».
А.И. Куприн «Слон».
А.И. Куприн «Слон».
Урок – путешествие по разделу «Были-небылицы».
Поэтическая тетрадь 1. (6 ч.)
Знакомство с названием раздела. С. Чёрный «Что ты тискаешь
утёнка...»
С. Чёрный «Воробей», «Слон».
А.А. Блок «Ветхая избушка».
А.А. Блок «Сны», «Ворона».
С.А. Есенин «Черёмуха».
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 1».
Люби живое. (14 ч.)
М.М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок – «входная дверь» в
тексте. Сочинение на основе художественного текста.
И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».
И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».
В.И. Белов «Малька провинилась».
В.И. Белов «Ещё про Мальку».
В.В. Бианки «Мышонок Пик».
В.В. Бианки «Мышонок Пик».
Б.С. Житков «Про обезьянку».
Б.С. Житков «Про обезьянку».
Б.С. Житков «Про обезьянку».
В.Л. Дуров «Наша Жучка».
В.П. Астафьев «Капалуха».
В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».
Обобщение по разделу «Люби живое».
Поэтическая тетрадь 2. (6 ч.)
С.Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной...».
А.Л. Барто «Разлука».
А.Л. Барто «В театре».
СВ. Михалков «Если», «Рисунок»
Е.А. Благинина «Кукушка», «Котёнок».
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2»
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок. (11 ч.)
Б.В. Шергин «Собирай по ягодке -наберёшь кузовок».
Особенность заголовка произведения.
А.П. Платонов «Цветок на земле».
А.П. Платонов «Цветок на земле».
А.П. Платонов «Ещё мама».
А.П. Платонов «Ещё мама».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

100.
101.
102.
103.
104.
105.

106.
107.
108.
109.
110.
111.
112.
113.
114.
115.
116.
117.
118.
119.

М.М. Зощенко «Золотые слова».
М.М. Зощенко «Великие путешественники».
Н.Н. Носов «Федина задача».
Н.Н. Носов «Телефон».
В.Ю. Драгунский «Друг детства».
Обобщение
по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь
кузовок».
По страницам детских журналов. (7 ч.)
Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»
Ю.И. Ермолаев «Проговорился».
Ю.И. Ермолаев «Воспитатели».
Г.Б. Остер «Вредные советы».
Г.Б. Остер «Как получаются легенды».
Р. Сеф «Весёлые стихи».
Обобщение по разделу «По страницам детских журналов».
Зарубежная литература. (7 ч.)
Мифы Древней Греции.
Мифы Древней Греции.
Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Проверка техники чтения.
Обобщение по разделу «Зарубежная литература».
Обобщающий урок за курс 3 класса

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

4 класс
№ урока

1
2
3
4
5
6

7
8
9
10
11
12
13
14

Тема/Раздел
Летописи, былины, сказания, жития (6 ч.)
Знакомство с учебником. Летописи. « И повесил Олег щит свой
на вратах Царьграда», «И вспомнил Олег коня своего».
Былина — жанр устного народного творчества. «Ильины три
поездочки».
Былина «Три поездки Ильи Муромца».
«Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской
литературы.
«Житие Сергия Радонежского».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу
«Летописи. Былины. Жития». Проект «Создание календаря
исторических событий».
Чудесный мир классики (16 ч.)
П.П. Ершов « Конек – Горбунок».
Сходство русских народных сказок и авторской сказки П.П.
Ершова «Конек – Горбунок».
А. Слонимский «О Пушкине». А. С. Пушкин «Няне».
А. С. Пушкин «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!..
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
«Что за прелесть эти сказки!» Сказки А. С. Пушкина.
М. Ю. Лермонтов. А. Шангирей «Воспоминания о Лермонтове».

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

15
16
17
18
19
20
21

22

23
24
25
26
27
28
29

30
31
32
33
34
35
36
37
38
39

40
41
42
43
44
45

46
47
48

«Дары Терека».
М. Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб»
М. Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб».
С. Толстой «Как я увидел Льва Николаевича». Л. Н. Толстой
«Детство».
Л. Н. Толстой « Как мужик камень убрал». Басня.
М Семанова «Воспоминания». А. П. Чехов «Мальчики».
А. П. Чехов «Мальчики».
Проверка
читательских
умений
работать
с текстом
художественного произведения. Обобщение по разделу
«Чудесный мир классики».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «
Чудесный мир классики».
Поэтическая тетрадь (7ч.)
Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид..», «Как неожиданно и
ярко…»
А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка».
Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где
сладкий шепот...».
А. Н. Плещеев «Дети и птичка». И. С. Никитин «В синем небе
плывут над полями…»
Н. А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины
сказки..».
И. А. Бунин «Листопад».
Обобщение по разделу. Проверим себя и оценим свои
достижения по разделу «Поэтическая тетрадь».
Литературные сказки (10 ч)
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».
П.П. Бажов «Серебряное копытце».
П.П. Бажов «Серебряное копытце».
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Обобщение по разделу.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу
«Литературные сказки».
Делу время – потехе час (6 ч.)
Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».
Поучительный смысл «Сказки о потерянном времени» Е.Л.
Шварца.
В. Ю. Драгунский «Главные реки».
В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка».
В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел».
Обобщение по разделу. Проверим себя и оценим свои
достижения по разделу «Делу время – потехе час».
Страна детства (7 ч.)
Б.С. Житков «Как я ловил человечков».
Б.С. Житков «Как я ловил человечков».
Б.С. Житков «Как я ловил человечков».

1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1

49
50
51
52

53
54
55
56

57
58
59
60
61
62
63
64

65
66
67
68

69
70
71

72
73
74
75

76
77
78
79
80

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
М.М. Зощенко «Ёлка».
Проверка
читательских
умений
работать
с текстом
художественного произведения. Проверим себя и оценим свои
достижения по разделу «Страна детства».
Поэтическая тетрадь (4ч.)
В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская».
С. А. Есенин «Бабушкины сказки».
М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства».
Обобщение по разделу. Проверим себя и оценим свои
достижения по разделу «Поэтическая тетрадь».
Природа и мы (8 ч.)
Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш».
Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш».
А. И. Куприн «Барбос и Жулька».
М.М. Пришвин «Выскочка». Пришвин М.М. - певец русской
природы.
Е. И. Чарушин «Кабан».
В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».
В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».
Проверка
читательских
умений
работать
с текстом
художественного произведения. Обобщение по разделу.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа
и мы».
Поэтическая тетрадь (4 ч.)
Б.Л. Пастернак «Золотая осень», С.А. Клычков «Весна в лесу».
Д. Б. Кедрин «Бабье лето», Н.М. Рубцов «Сентябрь».
С.А. Есенин «Лебедушка».
Обобщение по разделу. Проверим себя и оценим свои
достижения по разделу «Поэтическая тетрадь».
Родина (3ч.)
И.С. Никитин «Русь».
С.Д. Дрожжин «Родине». А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком
блеске…».
Проект «Россия — Родина моя». Обобщение по разделу.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родина».
Страна Фантазия (4 ч.)
Е. С. Велтистов «Приключения Электроника».
К. Булычев «Путешествие Алисы».
К. Булычев «Путешествие Алисы». Обобщение. Урок — игра «В
мире приключений».
Проверка
читательских
умений
работать
с текстом
художественного произведения. Проверим себя и оценим свои
достижения по разделу «Страна Фантазия».
Зарубежная литература (10 ч.)
Дж. Свифт «Путешествие Гулливера».
Дж. Свифт «Путешествие Гулливера».
Г. Х. Андерсен «Русалочка».
Г. Х. Андерсен «Русалочка».
М. Твен «Приключения Тома Сойера».

1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1

81
82
83
84
85

М. Твен «Приключения Тома Сойера».
С. Лагерлёф «Святая ночь».
С. Лагерлёф « В Назарете».
Обобщение по разделу.
Проверим себя и оценим свои
достижения по разделу«Зарубежная литература»
Викторина «Литературные тайны». Проверка техники чтения.

1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».