Дополнительная ОО программа художественной направленности Мастерская праздника 6-11 классов Белькова И.Д. 2023-2024 уч. г

Содержание
Пояснительная записка
Раздел 1. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Раздел 2. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы с указанием форм организации и видов деятельности
Раздел 3. Тематическое планирование дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Приложение № 1
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
Приложение №2
Материально-техническое обеспечение
Список литературы

Пояснительная записка
«Искусство указывает человеку, для чего он живѐт. Оно раскрывает ему смысл бытия,
освещает жизненные цели, помогает ему уяснить своѐ призвание».
О.Роден
Программа составлена в соответствии с требованиями:
Федеральный
Закон от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее — ФЗ);
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
Стратегия
развития
воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N. 996-p);
Постановление Главного государственного
санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил CП 2.4.3648-20 «Санитарно—
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее — СанПиН);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816
«Об
утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 3я
298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам» (далее — Порядок);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года
№ 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 N. 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № AK—2563/05
«О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ». Письмо Минобрнауки России от
29.03.2016 № BK-641/09
«О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями
по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,

3

профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья,
включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от
30.03.2018 г. № 1б2-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программыхудожественная.
Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программыпрограмма «Мастерская праздника» создана с учѐтом современных требований. Изучение
основ ДПИ, оформительского искусства способствует формированию средствами
искусства способности воспринимать, чувствовать, оценивать искусство, развитию
творческих способностей детей через их собственную творческую деятельность.
Актуальность данной программы обусловлена практической значимостью. Дети могут
применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной
комнаты, школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок. , в том числе
и с природными, а также на расширенное знакомство с различными живописными и
графическими техниками с использованием основ программного материала, его
углублением, практическим закреплением в создании художественно- оформительских
работ. Художественное оформление в школе отображает процессы, события, праздники. На
занятиях учащиеся организованно и заинтересованно выполняют самые разные виды работ:
шрифтовых надписей с помощью плакатных перьев, кистью, накладных букв, трафаретов,
шрифтовых композиций заголовок, текстов, эскизы плакатов, эмблем, проектов, макетов,
размещения экспонатов на выставках, которые становятся традициями в школе. Сближает
учащихся, позволяет ощутить себя непосредственными участниками событий, увидеть себя
как бы со стороны.
Содержание программы по обучению художника-оформителя направлено на привлечение
ребят к решению школьных проблем, развитие у них чувства патриотизма, желание
участвовать в делах школы и класса.
Художественно оформленная идея, событие, факт приучает школьников вырабатывать и
конструировать собственную точку зрения, отношение к происходящим событиям,
воспитывает эстетический вкус, историческую память, мировоззрение.
История декоративно-оформительского искусства свидетельствует о его большом
воспитывающем воздействии на окружающих, и этим оформительское искусство
отличается от других видов (живописи, графики).
Декоративно-оформительского искусство существует вполне самостоятельно, от таких
видов искусства, как живопись или графика, оно отличается своим агитационным
характером. Оно всегда находится в центре общественной жизни, взаимоотношений людей,
отражает основные исторические вехи становления общества, государства, призвано
поддерживать полнокровную духовную жизнь.
Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы-программа
составлена с учѐтом современных педагогических подходов. Содержательно –
деятельностный подход помогает включить обучающихся в учебную и художественную
деятельность, в которой учитываются интересы детей к декоративным видам деятельности
и ориентирует их на положительный результат. Обучающиеся знакомятся с

4

многообразием мира художественных образов, различными видами и жанрами искусства,
осваивают различные способы художественной деятельности.
Личностно ориентируемый подход способствует формированию личности ребѐнка.
Программа построена с учѐтом интересов обучающихся, мотивации успешности его
деятельности, с опорой на комфортную атмосферу во время проведения занятий,
стимулирующую творческую активность личности. Это помогает личности
самоопределиться, способствует адаптации в современном мире и ориентации в
современном пространстве культуры и искусства.
Региональный подход учитывает традиции и историко – культурные связи. Что
способствует самосознанию обучающихся, как носителей национальной культуры при
сохранении толерантности.
Педагогическая
целесообразность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы определяется разнообразие тем, позволяет изучить
различные техники работы с материалами, приобрести умения необходимые в жизни,
приобщить учащихся к миру прекрасного, раскрыть свой творческий потенциал.
Программа построена на изучении материала, от простого к сложному, что позволяет
учащимся, постепенно, без проблем освоить материал, учитываются и возрастные
особенности детей.
Формы и режим занятий данная образовательная программа предполагает обучение детей
12-17 лет и рассчитана на один год обучения. Комплектование в группу детей разного
возраста требует построения занятий соответственно с их возрастными особенностями,
определить методику проведения занятий, правильно запланировать время для
теоретических занятий и практических работ. При проведении занятий используются
различные формы обучения. В зависимости от числа обучающихся: групповая и
индивидуальная. Индивидуальная форма обучения преобладает, так как, вразновозрастном
коллективе способности и возможности у обучающихся разные.
В зависимости от дидактической цели: форма теоретического обучения; форма
практического обучения; форма трудового обучения.
В зависимости от комплекса признаков: лекции, практикумы, зачѐты, экскурсии,
просмотры, выставки.
Занятия проводятся 1 раз в неделю 3 часа, 102 часа в год, в соответствии с нормами СанПин,
Уставом школы, Положением о системе дополнительного образования.
Формы и методы обучения: ведущей формой организации обучения является групповая,
но необходимой является и индивидуальная работа с кружковцами, особенно, при
выполнении практических творческих работ, а также для детей, испытывающих
затруднения.
Цель:
Познакомить с профессией художник-оформитель;
Обучить основным приемам художественно-оформительскому искусству;
Воспитывать художественно-эстетическое восприятие мира.
Задачи:
Совершенствовать навыки использования приемов работы в различных техниках и
материалах.

5

-Воспитывать чувство потребности в художественной организации своего жизненного
пространства, положительное восприятие искусства и культуры Родного края и народов
мира.
-Формировать навыки и умения работать в коллективе, определять свою роль в
коллективном творческом процессе.
-Развивать самостоятельность и способность учащимися решать поставленные творческие
задачи-развивать чувство ритма, цвета, композиции, художественно – творческие
способности учащихся художественный вкус, общую культуру
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программыхудожественная.
Раздел 1. Ожидаемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Личностные универсальные учебные действия
 Эмоционально - комфортные условия для занятий всех субъектов воспитательного
процесса.
 Позитивная мотивация детей, педагогов, родителей к участию в жизни коллектива,
содержательно – полноценному досугу, здоровому образу жизни.
 Приобретение опыта сотворчества и взаимодействия в коллективной деятельности детей
и взрослых.
Коммуникативные универсальные учебные действия
 Формирование умения продуктивного взаимодействия, умения совместного принятия
решения
 Развитие коммуникативных умений в процессе межличностного взаимодействия.
 Коммуникация как взаимодействие и коммуникация как сотрудничество
 Признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою жизненную позицию
 Выражение своего мнения и аргументация свое точки зрения
Регулятивные универсальные учебные действия
 Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности
 Умение адекватно оценивать свою деятельность
 Умение адекватно воспринимать оценку со стороны
 Умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности
 Формирование основ оптимистического восприятия мира
 Формирование готовности к преодолению трудностей
К концу учебного года воспитанники, приобретая вышеуказанные навыки, будут
подготовлены к более глубокому развитию способностей в данном объединении или могут
продолжить занятия в других объединениях творческого направления, соответствующего
возрасту.
Раздел 2. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
Содержание программы состоит из 8 образовательных блоков:
1. Вводное занятие – 2 часа (теория). Разновидности декоративно-оформительских работ.

6

Материалы, инструменты, приспособления. Практические указания и советы по технике
декоративно-оформительских работ.
2.Оформительская деятельность - 20 часов (1 час – теория, 19 – практическая работа)
Синтез слова и изображения. Стилистика изображения и способы их композиционного
расположения. Участие в оформлении выставки ко Дню учителя. Декоративная надпись –
поздравление, украшение сцены для праздничного концерта. Изготовление осенних
листьев и веточек калины.
3.Иллюстрация - 20 часов ( 2 часа теория, 18 – практическая работа)
Беседа. Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением. Композиция листа.
Выразительные свойства линии. Характер линии выражает эмоции, чувства художника,
особенно в графических иллюстрациях. Основные и составные цвета. Выполнение
иллюстраций к сказкам «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», «Золушка», «Волк и семеро
козлят», «Колобок» и т. д.
4.Художественное конструирование - 16 часов. (1 час – теория, 15 – практическая работа)
Общее и различное в обычаях новогоднего праздника народов России. Выбор сюжета для
новогодней композиции. Передача настроения, красочности, необычности действий.
Использование средств художественной выразительности, соответствующих празднику –
смелых линий, ярких пятен. Работа в техники коллаж. Конструирование из бумаги.
Зарисовки украшения елки, сувениров, подарков. Конструирование поделок.
Коллективная работа: «Новогодняя елка».
5.Шрифт - 10 часов ( 2 часа теория, 8 – практическая работа)
Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта,
«архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста, понимание
печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции. Создание
композиции
из
произвольного
количества
букв.
Создание
композиции
из
линии
строкового
текста.
Нарисовать несколько эскизов соприкосновения букв.
6.Полиграфический дизайн - 10 часов ( 2 часа теория, 8 – практическая работа)
Книжная графика, ее связь с образами, сюжетами. Первые рукописные книги. Единство
знака, слова и декора в оформлении. Орнаменты заставок и концовок текста . Выполнение
творческой
композиции
«Старинные
книги».
Практическая работа «Я – художник-оформитель, иллюстратор». Создание своей книги о
родном городе (обложка, титул, буквица, концовка). Разработка герба родного города и
школы.
7.Плакат - 20 часов ( 2 часа теория, 18 – практическая работа)
Виды печатной продукции. Плакат как вид графики. Живописные и декоративные средства
в изображении плаката. Выполнение эскизов плакатов. : «Берегите мир», «Пусть поют
птицы», «Нет войне! », «Берегите от пожаров просторы родного города!» и др.
8.Орнамент - 4 часа ( 1 час теория, 3 – практическая работа)
Многообразие форм и мотивов орнамента. Растительные, зооморфные элементы
орнамента.
Зарисовка
мотивов
растительного
орнамента.
Компоновка-вариация ленточных, замкнутых орнаментов для украшения платьев участниц
школьного хора.

7

Раздел 3. Тематическое планирование дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
К. ч.
№
Раздел
Тема занятий
Теорет. Практ.
всего
1. Вводное занятие
Рабочее место.
2
2
Разновидности декоративнооформительских работ.
Материалы, инструменты,
приспособления.
Практические указания и советы по
технике декоративнооформительских работ.
2 Оформительская
Поздравительная телеграмма,
деятельность
открытка, стенная газета к празднику
«День учителя».
2. «Наш край родной – уголок
20
1
19
России…» (Региональный компонент
«Рисуем наше село». Участие в
выставке рисунков ко дню села).
Оформление школьного праздника
3. Иллюстрация
Правила, приемы и средства
композиции.
20
2
18
2. Сказочная тема в ИЗО.
3. Иллюстрации к сказкам «Маша и
медведь», «Гуси -лебеди».
4. Художественное
Открытки.
2. Поделки «Встречаем Новый год и
конструирование
Рождество».
16
1
15
3. Бумажные снегурочки и дед
мороз.
4. Рождественские елочные игрушки.
5. Шрифт
Краткий очерк истории развития
шрифта.
2. Виды шрифта.
10
2
8
3. Классификация шрифтов:
а) рекламные шрифты;
б) стилизованные под письменность;
в) рубленные шрифты.
6. Полиграфический
Многообразие видов.
2. От визитки до книги.
дизайн.
3. Соединение текста и изображения.
4. Шрифтовая композиция текста:
10
2
8
а) Обложка книги.
б) Титульный лист.
в) Буквица.
г) Концовка.
7. Плакат.
Виды плакатов.
2. Афиша.
20
2
18
3. Пригласительный билет.
4. Эмблема.
8

8.

Орнамент.

Краткие исторические сведения.
2. Виды орнамента.
3. Построение орнамента.
Итого: 144 ч.

9

4

1

3

102

13

89

Приложение 1
Методическое обеспечение программы
Процесс обучения построен на принципах: ―от простого к сложному‖, (усложнение идѐт
―расширяющейся спиралью‖), учѐта возрастных особенностей детей, доступности материала,
развивающего обучения. На первых занятиях используется метод репродуктивного обучения – это
все виды объяснительно-иллюстративных методов (рассказ, художественное слово, объяснение,
демонстрация наглядных пособий). На этом этапе воспитанники выполняют поделки точно по
образцу и объяснению. Затем, в течение дальнейшего курса обучения, постепенно усложняя
технику изготовления поделок , подключается метод продуктивного обучения, такие как, метод
проблемного изложения, частично-поисковый метод. Широко применяются игровые приѐмы –
―обыгрываются‖ свои поделки, сочиняются сказки по поводу игрушек и т.п. Очень увлекают
детей творческие задания, типа: ―Цветочные фантазии‖, ―Придумай необычную игрушку‖,
―Нарисуй праздничный комплект украшений для принцессы‖ и т.д.
Все учебные задания кроме формирования навыков и знаний изготовлению игрушек направлены
на общее развитие ребѐнка. Расширяется кругозор ребенка о народных традициях и праздниках
во время изготовления подарков, даѐтся возможность проявить творческие способности
воспитанника, воспитывается ―деятельная любовь ‖ к близким, а также чужим людям, которым
требуется помощь, например, больным или людям с ограниченными возможностями. Всѐ
обучение у детей формируется осознание необходимости думать и понимать, а не просто
повторять определѐнные движения. И, конечно, весь учебный материал связан с воспитанием у
детей художественного вкуса и чувств радости и удовольствия от красивого. Выполняя
практические задания, воспитанники развивают у себя произвольные движения, которые
необходимы для успешного обучения в школе. Обучение детей практическим приѐмамнеразрывно
связано с ознакомлением с теоретическими сведениями.
Организация групповых занятий формирует у воспитанников дружеские, доброжелательные
отношения, учат сплочению детей, стимулируют взаимопомощь друг другу. Воспитательным
моментом является ориентация воспитанников на изготовление сувениров и подарков родным и
близким. В воспитательной работе используются массовые формы работы. В течение учебного
года при необходимости проводятся коллективные и индивидуальные беседы, а также обращение
к личному опыту. Важным является: постоянное усложнение педагогических задач; повышение
требовательности к возможностям воспитанников; педагогическая оценка прогресса деятельности
ребѐнка, а также ориентация ребѐнка на социально значимый результат. В результате постепенно
вырабатываются трудолюбие, терпение, аккуратность, адекватная самооценка деятельности.
Для развития и воспитания эмоциональной сферы воспитывается желание детей изготовлять
своими руками подарки близким и друзьям, доставлять им радость и удовольствие.
Подведение итогов очень важный этап работы, поскольку он обеспечивает формирование у детей
представление о результативности своей деятельности, развивает их самопознание. Важно, чтобы
анализ деятельности детей, оставил у них только позитивные чувства и стремление к дальнейшей
работе. Подведение итогов проводится в течение учебного года. В конце каждого этапа проводится
итоговое занятие, с обязательным применением игровых приѐмов. Подведение итогов носит
доброжелательный характер.
Приложение 2
10

Материально-техническое обеспечение
Учебный кабинет имеет площадь и освещенность в соответствии с нормами санпин. Помещение
имеет естественное освещение, направленность светового потока от окна нарабочую поверхность.
В учебном помещении применяется система общего освещения,которое равномерное,
светильники располагаются в виде сплошных линий параллельнолинии зрения работающих).
Оснащение кабинета необходимым методическим материалом:в
кабинете имеются:
-тематические подборки шаблонов, демонстрационных и раздаточных;
-технологические карты демонстрационные, раздаточные;
-коллекция образцов;
-в работе используются журналы («мастерица», «радуга идей» и др.).Технологическое
оснащение кабинета:
Мебель по количеству и росту детей;
Материалы и инструменты для занятий декоративно-прикладным творчеством:
-компьютер
-проектор
Список использованной литературы
Е.М аллекова. Живопись. – м.: слово, 201
Г. Беда. Живопись и ее изобразительные средства. – м., 1977
А.Л. гаптилл. Работа пером и тушью. – минск: поппури, 2001.
Н.А горяева. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – м.: просвещение,
2000.
Н.И. еременко дополнительное образование в образовательном учреждении. – волгоград:
итд «корифей», 2007.
В.П. копцев учим детей чувствовать и создавать прекрасное: основы объемного
конструирования/ ярославль: академия развития: академия холдинг, 2001.
С.В. кульневич. «не совсем обычный урок», издат. Программа «педагогика нового
времени», «воронеж», 2006 год.
Сборник нормативных документов образовательной области «искусство». – м.: дрофа,
2007
А.А.павлова, е.и корзинова. Графика в средней школе. Методическое пособие для
учителя. – м.: владос, 2006
Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев «изобразительное
искусство: 4-е изд., м.: дрофа, 2003 год.
В.В. ячменева занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 714 лет. – м.: гуманит. Изд. Центр «владос», 2003

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».