Дополнительная ОО программа художественной направленности ИЗО-студия Акварелька 1-4 класс Варваркина И.А. 2023-2024 уч. г.

2

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Раздел
1.
Планируемые
результаты
освоения
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Раздел 2. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы с указанием форм организации и видов деятельности
Раздел 3. Тематическое планирование дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Приложение № 1
Литература

3
Пояснительная записка
1. Нормативно-правовая база
1.Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее – ФЗ);
2.Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ
от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(далее – СанПиН);
5.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
6.Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых»;
7.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
8.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196«;
9.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей»;
10.Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе
с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
11.Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях»
(вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с
использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
12.Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями
здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
13.Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
В связи с введением ФГОС второго поколения дополнительному образованию школьников
уделяется особое внимание в образовательном процессе, поэтому ей отводится определенное
пространство и время. Данная дополнительная образовательная общеразвивающая программа
«Акварелька» может рассматриваться как программа, реализующаяся в кружковой деятельности.
ИЗО-студия
«Акварелька»
является
программой
художественно-эстетической
направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по
функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации –
долговременной (4 года обучения).
Программа разработана на основе типовых программ по изобразительному искусству.

4
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания
программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых
подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи
творческого восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль
принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего
мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса,
трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство
взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения
детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют
своим сверстникам, выставляя свои работы.
Основная цель программы:
Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической
отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и
профессиональное самоопределение.
Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:
 воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему
миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как
основу приобретения личностного опыта;
 художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения,
образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в
реализации творческих идей;
 технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства
(рисунка, живописи и композиции).
В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию
личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового,
нравственного и эстетического воспитания.
Общая характеристика программы.
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о
простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе,
цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования,
аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте
природы и человеческих чувств.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы 7–10
лет.
Принцип построения программы:
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития
воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход,
зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Этапы программы:
 ознакомительный – 1 год обучения для обучающихся 7 лет;
 развивающий – 2 года обучения для обучающихся 8–9 лет;
 исследовательский – 1 год обучения для обучающихся 10 лет.
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность,
последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и
индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети
выполняют творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом
и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе,
дети проходят путь от простого к сложному, с учѐтом возврата к пройденному материалу на
новом, более сложном творческом уровне.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих в этой области
заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса
различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение
основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной
и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве

5
активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения
знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие
начала.
Формы занятий
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это
индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в
коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм
организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования
опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда
обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме
того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных,
друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной
деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Методы
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой
предусмотрено:
Предоставление обучающимся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в
выборе тем.
Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет
овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.
В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.
Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами
творчества необходимы трудовые усилия.
Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.
Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы,
художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной
деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у
ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным
выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно
совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а
затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе
в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный
(воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного
материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути еѐ решения);
эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы еѐ решения).
Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники,
эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые
занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где
стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые
работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия
несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их
обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются
занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет
живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая
наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и
подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путѐм обучения в
любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Режим занятий
Занятия в первый год обучения проводятся 1 раз в неделю по 35-40 минут, количество
часов 33 в год.
Второй и третий год обучения рассчитан на тех, кто прошѐл подготовку в 1 классе. Занятия
проходят в режиме – 1 час в неделю (34 часа).

6
Четвертый год обучения предполагает работу с одарѐнными детьми. Больше внимания
уделяется индивидуальной работе и творческим разработкам.
Режим работы 1 час в неделю (34 часа)

Раздел
1.
Планируемые
результаты
освоения
общеобразовательной общеразвивающей программы

дополнительной

Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные:
а) формирование у ребѐнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приѐмами и техниками изобразительной деятельности;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Метапредметные:
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными, регулятивными и
коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией,
музыкой, чтением. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность
неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми
изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых
поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса является формирование
перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные:
• проговаривать последовательность действий на занятии;
• учиться работать по предложенному плану;
•учиться совместно с преподавателем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку
своей деятельности на занятии;
Познавательные:
• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
преподавателя;
• делать предварительный отбор необходимой информации из различных источников (рисунок,
таблица, видеофрагмент, репродукция);
• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и
информацию, полученную на занятии;
• перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего
коллектива;
• сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным
средствам, жанрам и т.д.);
Коммуникативные:
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого
текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках
изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Прогнозируемые результаты

7
Обучаемые первого года обучения
Должны знать:
 названия основных и составных цветов;
 понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент;
аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, роспись;
 изобразительные основы декоративных элементов;
 материалы и технические приѐмы оформления;
 названия инструментов, приспособлений.
Должны уметь:
 пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;
 полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
 подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
 владеть основными навыками использования красного, жѐлтого, синего цветов их смешением;
 моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;
 пользоваться материалами.
Обучаемые второго – третьего года обучения
Должны знать:
 особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
 разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;
 творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М.
Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной – Лебедевой;
 основы графики;
 правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне.
Должны уметь:
 пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;
 пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки);
 различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
 рисовать кистью элементы растительного орнамента;
 выполнять орнамент в круге, овал, ленту;
 проявлять творчество в создании работ.
Обучаемые четвѐртого года обучения
Должны знать:
 разнообразие возможных выразительных средств изображения;
 значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная и воздушная
перспективы;
 различные виды декоративного творчества: батик, флористика, цветоделие;
 основы дизайна;
 творчество мастеров русского искусства: А.К. Саврасова, В.А. Серова, М.А. Врубеля, И.И.
Левитана, М. В. Нестерова, К.Е. Маковского.
 правила создания экспозиций, основы прикладной графики.
Должны уметь:
 работать в определѐнной цветовой гамме;
 добиваться тональной и цветовой градации при передаче объѐма предметов несложной
формы;
 передавать пространственные планы способом загораживания;
 передавать движение фигур человека и животных;
 сознательно выбирать средства выражения своего замысла;
 свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного характера;
 решать художественно творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего
оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его
талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения

8
нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый
ребѐнок.

Раздел 2. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы с указанием форм организации и видов деятельности
Содержание курса
Первый год обучения. Ознакомительный этап: возраст 7 лет.
Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны
занятия изобразительным искусством. Для ребѐнка 7 лет необходим определѐнный уровень
графических навыков, важно научиться чувствовать цвет.
Для развития двигательной ловкости и координации мелких движений рук проводятся
упражнения на рисование линий разного характера, точек, пятен, штрихов. В процессе занятий
по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной
форме, совершаются заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира.
Дети знакомятся с творчеством лучших художников нашей страны и мира. В конце каждого
занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате.
Разделы программы.
№
1.
2.

Тема
Радужный мир
Выставки, рисование на воздухе.
Итого:

Количество часов
30
3
33

1. Радужный мир
Теоретическая часть.
Знакомство с различными художественными материалами, приѐмами работы с ними.
Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета.
Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок.

Раздел 3. Тематическое планирование дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Тематический план первого года обучения
№
1.
2.
3.

4.
5.

6.
7.
8.
9.

Тема
«Знакомство с королевой Кисточкой». Урок-игра. Условия безопасной
работы. (Введение в образовательную программу.)
«Что могут краски?» Изобразительные свойства акварели. Основные
цвета. Смешение красок. Холодная и тѐплая палитра цветов. Радуга.
«Изображать можно пятном». Акварель, отработка приѐма рисования
кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приѐмом
«размыть пятно».
«Изображать можно пятном». Кляксография в чѐрном цвете.
Превратить пятно в зверушку.
«Осень. Листопад». Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка
приѐма: примакивание кисти боком, от светлого к тѐмному. Беседа на
тему «Осень» с использованием иллюстративного материала.
Творчество великих художников.
«Силуэт дерева». Передача в рисунках формы, очертания и цвета
изображаемых предметов. Изображение дерева с натуры.
«Грустный дождик». Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель.
Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал.
«Плывѐт кораблик». Образ воды. Беседа о передаче настроения через
иллюстрации.
« Волшебная птица осени». Тѐплая палитра. Пятно , линия, точка.

Количество
часов
1
1

1
1

1
1
1
1
1

9
«Красоту нужно уметь замечать». Изображение спинки ящерки. Красота
фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии.
«Узоры снежинок». Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приѐма:
смешение цвета с белилами.
« Силуэт зимнего дерева». Передача в рисунке формы, очертания и
цвета изображаемого предмета. Изображение дерева по представлению.
«Зимний
лес».
Характер
деревьев.
Ограниченная
палитра.
Изобразительные свойства гуаши.
«Портрет Снегурочки». Пропорции человеческого лица. Холодные
цвета.
«К нам едет Дед Мороз». Рисование портрета Деда Мороза. Фигура
человека в одежде. Контраст тѐплых и холодных цветов.
«Снежная птица зимы». Холодная гамма цветов. Гуашь.
Орнаментальная композиция.
« Зимние гости». Рисование по представлению снегиря.
«Дом снежной птицы». Ритм геометрических пятен. Отработка приема в
декоре дома – линия зигзаг.
«Ёлочка – красавица». Впечатления о прошедшем празднике.
Творческая работа. Свободный выбор материала.
«Кто стучится к нам в окно». Рисование по представлению синицы.
Беседа по иллюстрациям на данную тему.
«Красивые рыбы». Гуашь. Отработка приѐма – волнистые линии.
Закрепление навыка – примакивание кистью. Беседа с показом
иллюстративного и природного материала.
«Мы в цирке». Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные
цвета. Рисуем и играем.( Медведь, слон)
«Волшебная птица весны». Тѐплая палитра. Гуашь. Пятно, линия, точка.
«Моя мама». Творческая работа. Беседа с показом детских работ,
иллюстраций по иконописи.
«Цветы и травы». Изобразительные свойства графических материалов:
фломастеров, мелков. Ритм пятен и линий. Игра «Мы – гномики».
«Цветы и бабочки». Декоративное рисование. Композиция в круге.
Гуашь.
«Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика».
Понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративнообобщенные. Заключительное занятие: выставка работ, награждение
активных кружковцев
Всего часов:

10.
11.
12.
13.
14.
1516
17.
18.
1920.
21.
22.
2324
2526.
27.
28.
2930
3132.
33.

1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
2
2
1
1
2
2

1
33

Второй – третий года обучения. Развивающий этап: возраст 8–9 лет.
Изобразительное искусство – наиболее применимая область эмоциональной сферы ребѐнка.
На этом этапе он исследует форму, экспериментирует с изобразительными материалами,
знакомится с мировой культурой. Более свободное владение различными художественными
средствами позволяют ребѐнку само выразиться.
Разделы программы.
№
1.
2.

Тема
Основы художественной грамоты.
Графика.
Итого:

Количество
часов
34
34
68

1. Основы художественной грамоты.
Теоретическая часть.
 Свойства живописных материалов, приѐмы работы с ними: акварель, гуашь.

10







Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в
природе.
Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение
линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.
Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету
предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.
Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная
композиция». Основные композиционные схемы.
Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных
произведений.
Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере.
Выставки, праздничные мероприятия.

Тематический план второго года обучения (Практическая часть)
№

Тема

1.

Вводное занятие. Условия безопасной работы. Знакомство
с планом работы.
Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые
линии красоты, зигзаг. Орнаментальная композиция.
Организация плоскости.
Натюрморт из трѐх предметов. Понятие «тон».
Одноцветная акварель – «гризайль». Тоновая растяжка.
Рисующий свет. Трансформация плоскости в объѐм.
Организация пространственной среды. Карандаш, бумага.
Холодные цвета. Стихия – вода. Акварель. Рисование по
методу ассоциаций.
Теплые цвета. Стихия - огонь. Акварель. рисование по
методу ассоциаций.
Зарисовки растений с натуры. « Осенние листья».
Пластика линий. Изобразительные свойства карандаша.
Линия, штрих, тон, точка.
Природная форма – лист. Тоновая растяжка цвета,
акварель.
Натюрморт. Основные и дополнительные цвета.
Изобразительные свойства гуаши.
«Дворец Снежной королевы». Ритм геометрических форм.
Холодная цветовая гамма. Гуашь.
Портрет Снегурочки. Гармония теплых и холодных
цветов. Гуашь. Пропорция человеческого тела.
«Цветы весны». Изобразительные свойства акварели.
Беседа о натюрморте, как о жанре живописи.
Иллюстративный материал.
«Прогулка по весеннему саду». Композиция с фигурами в
движении. Пропорция человеческой фигуры.
Аттестационная творческая работа. Свободный выбор тем
и материалов для исполнения.
Выставка работ.
Всего часов

2.

3.
4.
5.
6.
7.

8.
9.
10.
11.
12.

13.
14.
15

2. Графика.
Теоретическая часть.

Количество
часов
1
2
4
2
2
2
2
2
2
3
3
3
3
2
1
34

11








Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, перо – ручка,
тушь, воск, мелки и приѐмы работы с ними.
Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера.
Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка.
Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка.
Монотипия, творческие композиции с применением приѐмов монотипии.
Гравюра на картоне.
Прикладная графика. Открытка, поздравление, шрифт.
Связь с рисунком, композицией, живописью.

Тематический план третьего года обучения (Практическая часть)
№
1.

2.

3

4.

5.

6.

7.
8.
9.
10

Количество
часов

Тема
Вводное занятие, введение в тему. Условия безопасной
работы. Знакомство с планом работы с графическими
материалами и приспособлениями. Разнохарактерные
линии. Тушь, перо.
«Листья и веточки». Рисование с натуры. Тушь, перо.
Упражнения на выполнение линий разного характера:
прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие.
«Осенние листья» - композиция и использование
живых листьев в качестве матриц. «Живая» линия –
тушь, перо.
Натюрморт – набросочный характер рисунков с разных
положений, положение предметов в пространстве. Свет
и тень – падающая . собственная.
«Город» - цветовой фон в технике монотипии. Дома –
линиями, штрихами. Люди – силуэты. Цвет как
выразитель настроения.
«Терема». Гравюра на картоне. Беседа о русской
архитектуре с использованием иллюстративного
материала.
Поздравление. Использование шаблона и трафарета.
Штрих. Выделение главного.
Открытка – поздравление. Использование аппликации,
орнаментики. Шрифт. Творческая работа.
Творческая аттестационная работа. Свободный выбор
техники и материалов.
Зарисовки на природе.
Всего часов

2

3

4

4

3

4
3
4
4
3
34

Четвѐртый года обучения. Исследовательский этап: возраст 10 лет.
На данном этапе важной становится цель – научить детей вести исследование доступных
им проблем. Развить их способность ставить перед собой задачу и осуществить еѐ выполнение.
Знания и умения, полученные за годы обучения, применяются в создании творческих работ.
Разделы программы.
№
1.

Раздел программы
Основы изобразительной грамоты

Предметы
1. Композиция
2. Графика
3. Цветоведение

Часы
30

12
2.

3.

Декоративно – прикладное искусство

1.
2.
3.
4.

Прикладная графика
Батик
Флористика
Цветоделие

Выставки
Итого:

34
4
68

1. Основы изобразительной грамоты.
Теоретическая часть.









Художественные материалы. Акварель, тушь, гуашь – свободное владение ими.
Рисунок. Значение рисунка в творчестве художника. Упражнения набросочного характера.
Передача пространства на плоскости, представление о перспективе – линейной, воздушной.
Графика. Материалы – тушь, перо, типографская краска, картон, клише, матрицы из
различных материалов.
Эстамп, монотипия. Создание образных работ с использованием знаний по композиции,
рисунку, цветоведению.
Цветоведение. Воздействие цвета на человека. Гармония цветовых отношений.
Композиция. Основные правила композиции:
 объединение по однородным признакам;
 соблюдение закона ограничения;
 основа живой и статичной композиции;
 группировка элементов, обеспечение свободного пространства между группировками;
 подчѐркивание субординации между группировками и их взаимосвязь (линией, пластикой,
«Законом сцены»).
Беседы по истории мировой культуры с показом иллюстративного материала. Посещение
выставок. Работа на воздухе.

Тематический план четвертого года обучения (Практическая часть)
Количество
№
Тема
часов
1. Вводное занятие. Материалы, Инструменты. Условия
безопасной работы. Рисунок – тест
« Впечатление
4
о лете». Фломастеры.
2. «Деревья». Пленэрные зарисовки. Акварель, гуашь.
Принцип «от общего к частному». Воздушная
2
перспектива. Форма, структура.
3. Зарисовка растений с натуры в цвете. Принципы
естественного положения, пластика. Группировка
6
элементов. Акварель.
4. Натюрморт. Наброски графическими материалами:
тушью,
заострѐнной
палочкой.
Предметы
и
4
пространство. Живая и статическая композиция.
5. Осенний натюрморт. Ассиметричная композиция.
4
Тѐплая цветовая гамма. Гуашь, акварель.
Небо в искусстве. Использование цвета в живописи
6. для отражения эмоционального состояния. Творческая
4
работа – иллюстрация прочитанных стихотворений,
личный опыт.
7. Монотипия. «Отражение в воде». Интерпретация
явлений природы: акварель, тушь чѐрная, заострѐнные
4
палочки.
8. «Зимние забавы». Движение в композиции. Ритм
цветочных пятен. Фигура человека в движении.
8
Личный опыт. Гуашь.

13
9.

10.
11.

12.
13.

«Цветы и травы весны». Свободный выбор
живописных
средств.
Сближенные
цветовые
отношения. Пластика природных форм и линий.
Беседы с обращением к иллюстративному материалу,
натуральный материал.
«Скачущая лошадь». Движение в композиции.
Пластика форм. Линия красоты. Гуашь.
«Улицы моего города».
Линейная перспектива.
Наброски, рисунки с натуры. Творческая работа по
предварительным рисункам.
Творческая аттестационная работа. Оформление работ
к выставке.
Выставки
Всего часов:

10

10
6
2
4
68
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Литература
Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? – М.2008г.
Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,2005г.
Маслов Н.Я. Пленэр. – М.,2009г.
Межуева Ю.А. Сказочная гжель. – М.,2003г.
Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М.,2007г.
Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,2004г.
Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. –
М.,2003г.
Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,2008г.
Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.– М., 2008г.
Программно – методические материалы. Изобразительное искусство. Сост. В.С.Кузин.
Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 2006г.
Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 2006г.
Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 2006 г.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной
школе. – М., 2010 г.
Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 2008г.
Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..2008г.
Энциклопедический словарь юного художника. – М.,2003г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».