СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка Раздел 1. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Раздел 2. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы с указанием форм организации и видов деятельности Раздел 3. Тематическое планирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Приложение № 1 Литература Пояснительная записка Нормативно-правовая основа: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196«; 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ». 12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 13. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». В современном обществе отмечается постоянный рост количества и масштабов негативных последствий чрезвычайных ситуаций – аварий, природных и техногенных катастроф, стихийных бедствий и пожаров. В нашей стране количество погибших при ЧС ежегодно увеличивается на 3-4%, материальный ущерб возрастает на 7-10%. Антропогенная деятельность ежегодно приводит к возникновению более 220 тыс. пожаров, на которых погибают свыше 18 тыс. человек, из них более 700 детей. Установлено, что более 20% пожаров происходит по причине нарушения правил установки и эксплуатации электрооборудования и 65% пожаров – из-за неосторожного обращения с огнем. Это свидетельствует о том, что большинство руководителей различных звеньев образовательных учреждений и сами учащиеся небрежно относятся к своей безопасности, слабо владеют элементарными мерами пожарной безопасности. Поэтому, основной целью данной программы является профилактика борьбы с огнем, обучение учащихся мерам пожарной безопасности путем организации деятельности дружин юных пожарных (ДЮП), а также обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим. Дружины юных пожарных создаются в целях совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, помощи в профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров, а в случае необходимости – их использование при пожаре. Также задачей данной программы является физическое развитие подрастающего поколения, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и самоконтроля, воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма. Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса учащихся к физической красоте и силе, мужеству и стойкости, смелости и решительности, стремлению к самоутверждению. Реализацию данной программы предполагается осуществить на основе следующих принципов: гуманистических начал, многообразия и вариантности форм организации жизнедеятельности и образования детей; непрерывность образования и воспитания; воспитывающего обучения; приоритета интересов каждого обучающегося и учета его интеллектуальных и психофизиологических личностных особенностей; обеспечение подростку комфортной эмоциональной среды – «ситуации успеха» и развивающего общения. Программа рассчитана на учащихся 7 классов. Она обеспечивает непрерывность образовательного процесса – каникулярные периоды используются для проведения экскурсий, соревнований практических занятий. Набор учащихся в дружину свободный. Могут заниматься все, кто проявляет желание и интерес, но, главное, без медицинских противопоказаний. Цель: формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовнонравственного и физического развития; патриотическое воспитание подрастающего поколения; социальное становление личности ребенка; формирование принципов безопасности личности обучающихся, их адаптации к жизни в обществе; создание основы для осознанного выбора профессии и дальнейшей учебы в высших и среднеспециальных учебных заведениях МЧС России. Задачи: воспитание у подрастающего поколения высокого чувства патриотизма, гражданской ответственности, общественного долга, любви к профессии пожарного; воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости, стремления к преодолению трудностей; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки. дать учащимся основы знаний, помогающие выжить в чрезвычайных ситуациях; дальнейшее развитие знаний в области истории Отечества и нашего края, физической культуры и спорта, медицины; научить основам строевой подготовки; приобретение знаний, умений и навыков работы с первичными средствами пожаротушения. развитие детского технического творчества, развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения тематических викторин, конкурсов, соревнований, смотров; развивать познавательный интерес учащихся в процессе организации встреч с работниками пожарной охраны. Раздел 1. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы После изучения программы учащиеся должны: ЗНАТЬ: 1.Основные причины пожаров в жилом доме. 2.Правила сообщения о пожаре и вызова пожарных. 3.Сведения о подсобных средствах тушения пожара. 4.Правила пожарной безопасности в общественных местах. 5.Виды травм, полученных при пожаре. 6.Знаки пожарной безопасности. УМЕТЬ: 1.Пользоваться спичками. 2.Эвакуироваться из здания школы. 3.Пользоваться всеми видами огнетушителей. 4.Уметь оказывать посильную первую медицинскую помощь при травмах, полученных во время пожара. Личностные результаты: - осознавать свои эмоции, адекватно выражать их и контролировать; - аргументированно оценивать свои и чужие поступки; - работать в группе; - привитие чувства коллективизма; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, практической, творческой и других видов деятельности. Метапредметные результаты: - вести диалог и выслушивать мнение другого; - находит достоверные сведения в различных источниках информации; - обобщать информацию и делать выводы; - строить логические цепочки; - оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях; - организовывать свою практическую деятельность в совершенствовании знаний правил безопасного поведения в ЧС. Предметные результаты: - знание правил противопожарной безопасности в общеобразовательном учреждении; - основные направления, формы и методы работы ДЮП; - причины пожаров; - базовые знания правил поведения при пожаре; - практические навыки пожаротушения в повседневной жизни; - ведение диалога и разъяснительной работы по правилам безопасного поведения; - осознание себя гражданином и патриотом России. Раздел 2. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы с указанием форм организации и видов деятельности. Время реализации программы – 34 ч. Количество воспитанников в дружине – 15 человек. Занятия проводятся 1 час в неделю. Раздел 1. ДЮП: цели и задачи. 1. Положение о ДЮП, выбор актива, распределение обязанностей, планирование работы на учебный год. Экскурсия в пожарную часть, встреча с работниками. Оформление противопожарного уголка (стенда) (1 ч.). Раздел 2. Историческая справка о развитии пожарной охраны в России. 1. Пожарная охрана - еѐ история и традиции. История пожарной охраны. Добровольные пожарные формирования. Движение ДЮП в России (1 ч.). 2. Экскурсии в пожарные части, музей пожарной охраны, ВДПО (1 ч.). Раздел 3. Причины возникновения пожаров в жилье и общественных зданиях. 1. Особенности современного жилья. Чем оно опасно для человека. Виды опасных и вредных факторов современного жилища. Причины возникновения бытовых пожаров. Условия возникновения пожара. Поражающие факторы пожаров (температура, ядовитый газ, дым, копоть, потеря видимости). Способы тушения огня подручными средствами (1 ч.). 2. Меры пожарной безопасности при эксплуатации электробытовых приборов. Человек как проводник электрического тока. Действие электрического тока на организм человека. Меры пожарной безопасности при использовании предметов бытовой химии и изделий в аэрозольных упаковках (1 ч.). 3. Меры пожарной безопасности при эксплуатации газовых приборов, отопительных печей. Основные правила поведения при возникновении пожара. Способы эвакуации из горящего здания (в том числе высотного) (1 ч.). 4. Организация и проведения рейда в школе по проверке выполнения правил пожарной безопасности (1 ч.). Раздел 4. Основные причины пожаров и меры предосторожности в окружающей среде. 1. Пожары на транспорте. Причины транспортных пожаров. Правила поведения пассажиров городского транспорта (автобус, трамвай, троллейбус, маршрутное такси). Правила поведения пассажиров на междугородном транспорте (воздушном, железнодорожном, водном). (1 ч.) 2. Лесные пожары. Правила поведения в лесу, у водоѐма, в зоне отдыха людей. Способы разведения костра. Основные причины пожаров при праздновании Нового года (фейерверки, петарды, бенгальские огни, хлопушки) (1 ч.). 3. Молниезащита. Меры предосторожности от поражения молнией (1ч.). Раздел 5. Противопожарный режим в детском учреждении. 1. Противопожарные требования к территории и помещениям детского учреждения. План эвакуации. Практическое изучение плана эвакуации. Общие требования к содержанию путей эвакуации, эвакуационным выходам (1 ч.). 2. Первичные средства пожаротушения (огнетушители, внутренние пожарные краны, щиты с набором пожарного инвентаря). Места их установки, правила содержания и порядок применения на пожаре (1 ч.). 3. Правила пожарной безопасности при проведении вечеров, дискотек, массовых мероприятий (1 ч.). Раздел 6. Пожарная техника и костюм пожарного. 1. Виды пожарной техники (Пожарные автомобили, самолѐты и вертолѐты, суда, поезда), их назначение (1 ч.). 2. Общее устройство пожарных автомобилей, размещение на них пожарного оборудования (1 ч.). 3. Боевая одежда, снаряжение и средства защиты органов дыхания пожарного. Виды пожарных костюмов, область применения, материалы, применяемые для изготовления (1 ч.). 4. Изготовление пожарных машин из бумаги, картона или рисование. Моделирование пожарной каланчи или пожарной части (1 ч.). Раздел 7. Огнетушители и их предназначение. 1. Назначение, устройство, принцип действия и порядок применения ручных огнетушителей (2 ч.). 2. Экскурсия в зарядный цех ВДПО (2 ч.). Раздел 8. Знаки пожарной безопасности. 1. 3наки пожарной безопасности: запрещающие, предупреждающие, указательные, предписывающие. Примеры их применения и места установки (1 ч.). 2. Укомплектование здания школы знаками пожарной безопасности, изготовленными своими руками (1 ч.). Раздел 9. Основы медицинских знаний. 1. Общая характеристика повреждений и их последствий для здоровья человека. Основные правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений. Признаки, с помощью которых можно определить состояние человека (1 ч.). 2. Ожоги. Характеристика и причины термических ожогов. Правильное оказание помощи при ожоге (1 ч.). 3. Опасности переохлаждения организма. Правила оказания помощи при переохлаждении. Характеристика обморожений. Недопустимые действия при оказании помощи пострадавшему от воздействия низких температур (1 ч.). 4. Оказание помощи человеку при поражении электрическим током (1 ч.). 5. Практическая отработка по оказанию медицинской помощи пострадавшему (2 ч.) Раздел 10. Строевая подготовка и пожарно-прикладной спорт. 1. Строевая подготовка. Укладка и одевание боевой одежды и снаряжения. (1 ч.). 2. Работа с пожарными рукавами, стволами, боевое развѐртывание (1 ч.). 3. Общие сведения о соревнованиях по ППС, виды и характер соревнований, оценка результатов. Знакомство со спортивным оборудованием практика (1 ч.). 4. Практические занятия по ППС (2 ч.). Раздел 3. Тематическое планирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. количество часов теор. практ. всего ДЮП: цели и задачи. Начальная диагностика. 1 1 Историческая справка о развитии пожарной охраны в России. 1 1 2 Причины возникновения пожаров в жилье и общественных зданиях. 3 1 4 Основные причины пожаров и меры предосторожности в окружающей среде. 2 1 3 Противопожарный режим в детском учреждении. 2 1 3 Пожарная техника и костюм пожарного. 2 2 4 Огнетушители и их предназначение. 2 2 4 Знаки пожарной безопасности. 1 1 2 Основы медицинских знаний. 3 3 6 Строевая подготовка и пожарно-прикладной спорт. Итоговая диагностика. 2 3 5 Итого: 19 15 34 Наименование раздела Приложение № 1 Литература «Основы безопасности жизни», научно-методический и информационный журнал. Винников Л.А. «Почему возникают пожары», изд-во «Ярославль», 1998 г. Волонтерское движение школьников по профилактике пожароопасного поведения / под редакцией М.В. Батуриной. - Орск: Издательство ОГТИ, 2009. - 67с. Курцев П.А. «Медико-санитарная подготовка учащихся», Москва, «Просвещение», 1988 г Павлова О.П. Попова Г.П.Пожарнаябезопасность.5-11 классы. Волгоград: Учитель, 2006 Петина М.М., Салдеева М.Н. Методическое пособие о работе с детьми по предупреждению пожаров. Оренбург - 2006г. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. ППБ 01-98 г. Скрипник Л.Ю. Методическое пособие. Пожарная безопасность в школе: Айрис- прресс,2005. Смирнов А.Т. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-11 кл. Москва, «Просвещение», 2005 г. Т.А. Башкатова, В.А. Зубченко, В.П. Игошин, Н.А. Соловьева, Методические рекомендации по организации ДЮП и изучению правил пожарной безопасности, Оренбург, 2003. Хаванцев В.Н., Чепурненко С.А., Карасев Д.В. Методическое пособие для проведения занятий по правилам пожарной безопасности - Самара 2001. Шойгу С.К. «Чрезвычайные ситуации». Энциклопедия школьника. Краснодар, 2005 г Интернет-сайты http://www.filolog41.ukoz.ru http://www.multiurok.ru http://www.videouroki.net http://5psy.ru www.centrdetki.ru