Дополнительная ОО программа технической направленности Юный фотограф 5-6 классы Белькова И.Д. 2023-2024 уч. г

1

Пояснительная записка
Раздел
1.
Планируемые
результаты
освоения
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Раздел
2.
Содержание
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы с указанием форм организации и видов
деятельности
Раздел 3. Тематическое планирование дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Приложение № 1
Условия реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Приложение №2
Материально – техническое обеспечение дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Список литературы

2

Пояснительная записка

Нормативно-правовая база
Федеральный
Закон от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ «Об
образовании
в
Российской Федерации» (далее — ФЗ);
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
Стратегия
развития
воспитания в РФ на период до
2025
года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N. 996-p);
Постановление Главного государственного
санитарного врача
РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил CП 2.4.3648-20
«Санитарно—эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее — СанПиН);
Приказ Министерства
образования
и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 3я 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам» (далее — Порядок);
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от 30
сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196;
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от
03.09.2019 N. 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
Письмо
Минобрнауки
России
от
28.08.2015
№
AK—2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ». Письмо
Минобрнауки
России
от
29.03.2016
№
BK-641/09
«О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
3








общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 1б2-Д «Об утверждении Концепции развития образования
на территории Свердловской области на период до 2035 года».
В жизни современного человека информация играет огромную роль, даже поверхностный
анализ человеческой деятельности позволяет с полной уверенностью утверждать:
наиболее эффективным и удобным для восприятия видом информации была, есть и в
обозримом будущем будет информация графическая.
Цифровая графика (фотография, видеосъемка) очень актуальна в настоящий момент и
пользуется большой популярностью у учащихся начальных классов. Умение работать с
различными графическими редакторами является важной частью информационной
компетентности ученика.
Цифровая графика, как одна из значимых тем школьного курса информатики,
активизирует процессы формирования самостоятельности школьников, поскольку связана
с обучением творческой информационной технологии, где существенна доля элементов
креативности, высокой мотивации обучения. Создание художественных образов, их
оформление средствами компьютерной графики, разработка компьютерных моделей
требует от учащихся проявления личной инициативы, творческой самостоятельности,
исследовательских умений. Данная тема позволяет наиболее полно раскрыться учащимся,
проявить себя в различных видах деятельности (проектировочной, конструктивной,
оценочной, творческой, связанной с самовыражением и т.д.).
Данный курс способствует развитию познавательных интересов учащихся; творческого
мышления; повышению интереса к фотографии, имеет практическую направленность, так
как получение учащимися знаний в области информационных технологий и практических
навыков работы с графической информацией является составным элементом общей
информационной культуры современного человека, служит основой для дальнейшего
роста профессионального мастерства.
При составлении программы кружка «Мир в объективе» за основу взята программа Л.И.
Фрост «Современная фотография».
Данная программа использовалась в качестве базы для последующей модификации по
следующим причинам:
УМК соответствует учебному плану школы по количеству часов, отведенных на изучение
курса.
УМК содержит необходимые методические, дидактические материалы.
Достаточно упражнений для закрепления теоретического материала и самостоятельной
работы, которые можно адаптировать к использованию свободно распространяемых
программ.
Учебное пособие прекрасно иллюстрировано необходимыми схемами, скриншотами,
рисунками, что обеспечивает наглядность и доступность материала.
Материал излагается доступным для ученика языком, системно, последовательно, автору
удалось избежать излишней научности.
4







Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов,
что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно
выполнение практических занятий во внеурочное время или дома.
УМК содержит большое количество заданий различного уровня сложности. Это
позволяет учителю построить для каждого учащегося индивидуальную образовательную
траекторию. Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие
способности учащихся. Проекты реализуются в форме работ компьютерного практикума,
опирающихся на использование цифровых образовательных ресурсов.
Большая практическая значимость и актуальность теоретического материала и
практических работ.
Направленность программы
Дополнительная программа «Юный фотограф» относится к программам технической
направленности, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры
обучающихся, способностей и склонностей в области мультимедиа, носит ярко
выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого
самовыражения, импровизации.
Актуальность программы
Фото и видео прочно вошли в нашу повседневную жизнь, для кого-то это профессия, для
других — возможность заполнить семейный альбом снимками памятных событий, для
третьих — увлечение, способ самовыражения и самоутверждения. Обычно снимки
начинающих фотографов не обладают той выразительностью, которая имела бы
художественную ценность. Для создания такого снимка необходимо овладеть не только
знаниями технических характеристик аппаратуры, изучить технологию негативного и
позитивного процессов, но и уделить должное внимание вопросам изобразительного
мастерства, овладеть способами художественного отображения снимка.
Занятия курса позволяют не только учиться правильно фотографировать, редактировать,
записывать на носители и упорядочивать фотографии в архиве, но и создавать мини видеофильмы о своём классе, семье, друзьях и т.д., а также развивают у учащихся
логическое мышление, внимание, память, фантазию и творческие способности, которые
наверняка помогут учащимся в жизни и при выборе будущей профессии.
Занятия будут проводится на базе Центра образования цифрового и гуманитарного
профилей «Точка роста», созданного в целях развития и реализации основных и
дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного и
гуманитарного профилей, формирования социальной культуры, проектной деятельности,
направленной не только на расширение познавательных интересов школьников, но и на
стимулирование активности, инициативы и исследовательской деятельности
обучающихся.
Отличительные особенности реализации программы
Особенности данной программы в том, что она дает возможность запечатлеть все
моменты происходящего вокруг в период пребывания в МАОУ СОШ №2 и не только, а
также в использовании современных достижений в области фото и видеосъёмки, и
внедрения новых технологий в условиях МАОУ СОШ №2.
Программа студии «Юный фотограф» направлена на формирование у воспитанников
творческих способностей, способностей к саморазвитию, самостоятельности, к
5

эффективному сотрудничеству друг с другом в этом и состоит педагогическая
целесообразность.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа рассчитана на 2
учебных года.
Возраст: 11 – 13 лет.
Длительность занятий: 40 минут.
Количественный состав групп до 15 человек. Занятия проводятся на основе
дифференцированного подхода и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
детей и подростков.
Режим занятий
Занятия по программе проходят периодичностью 2 дня в неделю.
Продолжительность одного академического часа 45 минут.
Перерыв между учебными занятиями – 15 минут.
Общее количество часов в неделю – 3 час.
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу.
Продолжительность одного занятия во вторую половину дня, время незанятое
образовательной деятельностью: для детей 11-13 лет не более 40 минут.
Объем и срок освоения общеразвивающей программы
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию программы составляет:
Объем программы – 102 часа.
Особенности организации образовательного процесса
В кружок принимаются учащиеся с 5 по 7 класс, желающие научиться самостоятельно,
пользоваться современной цифровой фототехникой. Фотокружок прививает учащихся
любовь к технике, развивает наблюдательность, способствует эстетическому воспитанию.
Настоящая программа рассчитана на 102 часа и является начальной ступенью овладения
комплексом минимума знаний и практических навыков, последующих для последующей
самостоятельной работы. Работа кружка проводится в течении одного года по 3 часа в
неделю.
При выполнении работ следует максимально использовать личную инициативу учащихся,
с тем, чтобы поощрять творческую мысль, самостоятельные поиски интересных и
современных тем.
Данный курс способствует развитию познавательной активности учащихся; творческого
мышления; повышению интереса к информатике, и самое главное, профориентации в
мире профессий.
Специфика кружка позволяет развивать такие черты характера, как усидчивость,
собранность, целеустремленность, коммуникабельность. Ребенок тренируется в решении
проблемных ситуаций, идет становление его характера. Особенно это заметно на
застенчивых детях. Занятие фотографией помогает им обрести уверенность,
почувствовать свою ценность, найти свое место.
Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса, учащиеся могут применить
в различных областях знаний, а также они являются фундаментом для дальнейшего
совершенствования мастерства в области трехмерного моделирования, анимации,
видеомонтажа.
6

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение
задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация
познавательного характера, общие сведения о предмете. Практические работы включают
фотосъемку, обработку фото, правильно настроить фотоаппарат для съемки. Отчет о
проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить
навыки самоконтроля.
Занятия заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью
применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий,
творчески общаться друг с другом, А это в конечном итоге способствует художественнотворческому развитию школьников, формированию желания заниматься интересным и
полезным занятием.
Формы обучения
Деятельность традиционно основана на трёх формах:
-индивидуальная,
-групповая,
-массовая работа (выступления, показ).
Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий
осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
При реализации программы, используются как традиционные методы обучения, так и
инновационные технологии:
- репродуктивный метод (педагог сам объясняет материал);
- объяснительно-иллюстративный метод (иллюстрации, демонстрации, в том числе показ
фильмов);
- проблемный (педагог помогает в решении проблемы);
- поисковый (воспитанники сами решают проблему, а педагог делает вывод);
- эвристический (изложение педагога и творческий поиск обучаемых),
- метод импровизации.
На занятиях используются различные методы обучения:
- словесные - педагог объясняет новый материал и термины, технологию выполнения
задания. На занятиях проводятся беседы.
- наглядные - показ готовой работы, технологии его изготовления
практические - записывание необходимых терминов, зарисовка схем и рисунков,
раскадровка кадров. Печать и дизайнерское оформление снимков. Подготовка к выставке
- частично-поисковые - создание мультимедийного проекта.
Перечень видов занятий
Основная форма занятий: упражнения и выполнение групповых и индивидуальных
практических работ, проектная работа. С целью освоения знаний целесообразно
проводить походы, экскурсии на природу, на предприятия, где фоторепортажная съемка
не только расширит кругозор, представление о нашей действительности, но и позволит из
всей массы впечатлений отбирать самое главное, достойное быть запечатленным на
снимках.
При изучении нового материала используются словесные формы: лекция, эвристическая
беседа, дискуссия. При реализация личных проектов используются формы организации
самостоятельной работы. Значительное место в организации образовательного процесса
7

отводится практическому участию детей в различных конкурсах, соревнованиях,
фотовыставках.
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей программы
Творческий отчет
Практическое занятие
Мастер – класс
Выставка работ
Основной целью изучения курса является формирование навыков и умений в
использовании фотоаппарата, видеокамеры, построении композиции, изучение основ
фотографии; профориентация учащихся.
С этой целью целесообразно проводить, походы, экскурсии на природу, на предприятия,
где фоторепортажная съемка не только расширит кругозор, представление о нашей
действительности, но и позволит из всей массы впечатлений отбирать самое главное,
достойное быть запечатленным на снимках.
Общественно-полезная работа членов кружка проводится на протяжении всей
деятельности кружка.
Достижение поставленной цели осуществляется через реализацию следующих задач:
Образовательные:
Привлечь детей к занятию фотографией.
Повышать уровень мастерства учащихся.
Подготовка учащихся к выставкам и конкурсам.
Укрепление дружбы между учащимися
Формировать установки на позитивную социальную деятельность в информационном
обществе, на недопустимости действий нарушающих правовые, этические нормы работы
с информацией.
Развивающие:
Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности
средствами ИКТ
Развивать алгоритмическое мышление, способности к формализации
Развивать у детей усидчивости, умения самореализовываться, развитие чувства долга, и
выполнения возложенных обязательств
Воспитывающие:
Воспитывать чувство ответственности за результаты своего труда;
Воспитывать стремление к самоутверждению через освоение цифровой техники,
компьютера и созидательную деятельность с его помощью;
Воспитывать личную ответственность за результаты своей работы, за возможные свои
ошибки;
Воспитывать потребность и умение работать в коллективе при решении сложных задач
Воспитывать скромность, заботу о пользователе продуктов своего труда.
Раздел 1. Результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы

8

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной
деятельности
Личностные
· формирование у учащихся мотивации к обучению, саомоорганизации и саморазвития;
· развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания;
· формирование интереса к выполнению творческих работ (выставок).
Метапредметные результатами освоения программы внеурочной деятельности является
формирование универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
· учитывать ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с
учителем;
· планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями
реализации;
· осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Познавательные УУД входит знание:
· устройства фотоаппаратов;
· виды фотоматериалов;
· условия хранения фотоматериалов;
· влияние света в фотографии;
· основные законы композиции;
· фотографические жанры;
· изобразительные возможности фотографии;
Коммуникативные УУД:
· учиться пользоваться фотоаппаратурой;
· устанавливать экспозицию при съёмке;
· производить фотосъёмку при естественном и искусственном освещении;
· пользоваться композиционными возможностями света;
· применять основные законы композиции;
· выбирать точку съёмки и ракурс;
· производить студийную съёмку;
· снимать в помещениях;
· хранить фотоматериалы.
Межпредметные связи
Знания и умения, полученные при изучении курса, учащиеся могут использовать для
создания изображений при подготовке различной визуальной продукции:,
поздравительные открытки, школьные газеты, почетные грамоты, рефераты; прикладные
исследования и научные работы, выполняемые в рамках школьного учебного процесса;
для размещения на Web-страницах или импортирования в документы издательских
систем.
Кроме этого, знания, полученные в процессе изучения курса, являются фундаментом для
освоения программ в области видеомонтажа, трехмерного моделирования и анимации.
Раздел 2. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
Раздел 1. Вводная часть.
9

Фотография, как увлечение. Меры безопасности при проведении занятий. Основные
термины фотографии, которые необходимо знать. Снаряжение фотографа. Цели и задачи
фотографа. Виды
фотоаппаратов. Профессиональные
и
непрофессиональные
(любительские). Цифровые и пленочные. Зеркальные и незеркальные. Со сменной
оптикой и с несменной оптикой (со встроенным объективом). Устройство и принцип
работы фотоаппарата. Модели цифровых аппаратов. Устройства хранения информации,
применяемые в цифровых камерах. Флэш-память. Память на основе магнитных носителей
информации. Передача изображений. Кабельные соединения. Слот для чтения флэш-карт,
картридеры, адаптеры. Беспроводные соединения.
Раздел 2. История фотографии.
Жозеф Нисефор Ньепс. Гелиография. Луи Жак Манде Дагерр. Дагерротипия. Уильям
Генри Фокс Тальбот. Калотипия. Камера-обскура. Фотография сегодня. Знаменитые
фотографы мира. Знаменитые фотографы России.
Раздел 3. Настройка фотоаппарата.
Основные составляющие. Понятия связанные с внутренним и внешним устройством
фотоаппарата. Режимы работы. Меню настроек. Как проверить фотоаппарат, основные
неисправности. Как их обнаружить. Фотообъектив - принцип работы. Типы объективов.
Фотовспышка.
Раздел 4. Простые правила фотосъемки.
Композиция. Перспектива. Ракурс. Светотень. Смысловой центр. Колорит. Контрасты.
Точка и момент съемки. Освещение.
Раздел 5. Жанры фотографий. Изобразительные средства и выразительные возможности
фотографии.
Обсуждение, просмотр снимков, выявление характерных черт жанра. Пейзаж. Зимняя
фотография. Архитектура. Репортаж. Портрет. Фотонатюрморт. Фотоэтюд. Животные в
кадре. Специальные виды съемки. Современные направления в фотографии. Стили
фотографии. Ломография. Фризлайт. Использование выразительных средств при съемке.
Выбрать, назвать фотографии, оформить, презентовать. Работать/ в коллективе. Съемка,
печать, конкурс снимков по жанрам. Выставка фотографий.
Раздел 5. Цифровая обработка фотографий. Создание видеофильмов из фотографий.
Основы компьютерной графики. Обзор программ по обработке фотографий. Программа
Adobe Photoshop, Windows Movie Maker. Создание коллажей. Выполнение упражнений в
программе Adobe Photoshop, Windows Movie Maker, Pinnacle Studio. Подготовка к
выставке работ. Выставка обработанных в фотошопе фотографий. Программы для
создания видеоклипов (применительно к фотографиям). Основы цифрового видео.
Программа Windows Movie Maker. Программа Pinnacle Studio. Создание роликов.
Выполнение упражнений и ознакомление в программе Windows Movie Maker, в
программе Pinnacle Studio. Презентация видеоклипов. Отбор работ после компьютерной
обработки для выставки.

Раздел 3. Тематическое планирование дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
10

Теория

Практика

Всего
отведено колво часов

1.

История фотографии.

10

6

4

2.

Работа с фотоаппаратом.

8

5

3

3.

Выразительные средства.

18

1

17

4.

Фотожанры.

14

6

8

5.

Работа с программами по обработке фотографий

8

3

5

6.

Программы для создания видеоклипов (применительно к
фотографиям)

10

5

5

68

29

39

Наименование темы

ИТОГО

Содержание материала на второе полугодие
Наименование темы

1
2
3
4.
5.

Всего
Теория
отведено кол-во
часов
Фотосьемка пейзажа
6
1
Фотосьёмка
скульптуры
р 6
2
(достопримечательности ГО Богданович)
Фотосьёмка архитектурных сооружений
6
1
Фотосьёмка в ночное время
9
2
Макрофотосьёмка
8
1
Итого
35
7

11

Практика

5
4
5
7
7
28

Приложение 1
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимы:

Помещение, отводимое для занятий, должно отвечать санитарно - гигиеническим
требованиям: быть сухим, тёплым, с естественным доступом воздуха, хорошей
вентиляцией, с площадью, достаточной для проведения занятий группы 15 человек. Для
проветривания помещений должны быть предусмотрены форточки. Проветривание
помещения происходит в перерыве между занятиями.

Общее освещение кабинета лучше обеспечивать люминесцентными лампами в
период, когда невозможно естественное освещение.

Рабочие столы и стулья должны соответствовать ростовым нормам детей.

12

Приложение 2
Материально – техническое оснащение
1.
Компьютер
2.
Колонки
3.
Интерактивная доска (панель)
4.
Фотоаппарат для учащегося (или телефон)
5.
Программа Adobe Photoshop
Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог, соответствующий установленным требованиям к
педагогическим работникам. Педагог должен обладать основными компетенциями в
организации различных видов деятельности и общения детей; организации
образовательной деятельности по реализации программы; осуществлении взаимодействия
с родителями (законными представителями) обучающихся и работниками
образовательного учреждения; владении информационно-коммуникационными
технологиями и умением применять их.
Формы аттестации
В
результате
освоения
программы
происходит
развитие
личностных
качеств,
общекультурных
и
специальных
знаний,
умений
и
навыков,
расширение опыта познавательной и творческой деятельности. Контроль или проверка
результатов обучения является обязательным компонентом процесса обучения: контроль
имеет образовательную, воспитательную и развивающую функции. Кроме знаний, умений
и
навыков,
содержанием
проверки
достижений
является
социальное
и
общепсихологическое развитие обучающихся, поскольку реализация программы не
только
формирует
знания,
но
и
воспитывает
и
развивает.
Содержанием
контроля
является
также
сформированность
мотивов
учения
и
деятельности,
такие
социальные
качества,
как
чувство
ответственности, моральные нормы и
поведение
(наблюдение, диагностические методики).
Формы промежуточной аттестации: педагогическое наблюдение, опрос или практическая
работа.
Контроль
усвоенных
знаний
и
навыков
осуществляется
в
каждом
модуле
во
время
проведения
контрольно-проверочных
мероприятий.
На
усмотрение педагога контроль может также осуществляться по каждой теме
модуля.
2. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- участие в жизни СОШ;
- участие в конкурсах школьного творчества;
- выставки;
- представление и защита творческих работ;
- составление портфолио обучающимися.

13

Список литературы
http://akvis.com/ru/articles/photo-history/index.php
http://tips.pho.to/ru/
http://www.photoshop-master.ru/
http://www.teachvideo.ru/course/127
Ефремов Александр - "Секреты RAW. Профессиональная обработка", Питер, 2008 г.
Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум/Л.А.Залогова. – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 245 с., 16 с. Ил.: ил.Гринберг А.Д., Гринберг С.
Цифровые изображения. — Минск, ООО Попурри, 1997.
Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие/Л.А.Залогова.
– 2 изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 212 с., 16 с. Ил.: ил.
Корриган Дж. Компьютерная графика. — М.: ЭНТРОП, 1995.
Лапин Александр - "Фотография как...", Московский университет, 2003г.
Питер Коуп – «Азбука фотосъемки для детей: Цифровые и пленочные камеры», АртРодник, 2006 г.
Тайц A.M., Тайц А.А. Adobe PhotoShop 7. — СПб.: БХВ-Петербург, 2002.

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».