Дополнительная ОО программа технической направленности Школа медиа СМИшка 5-11 класс Белькова И.Д. 2023-2024 уч. г

ОГЛАВЛЕНИЕ

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы.............................. 3
1.1. Пояснительная записка .......................................................................... 3
1.2. Учебный план........................................................................................ 11
1 год обучения ................................................................................................ 11
2 год обучения ................................................................................................ 12
3 год обучения ................................................................................................ 12
1.3 Содержание ............................................................................................... 13
1 год обучения ................................................................................................ 13
2 год обучения ................................................................................................ 14
3 год обучения ................................................................................................ 16
1.4

Планируемые результаты .................................................................... 18

Раздел 2. «комплекс организационнопедагогических условий» .................. 21
2.1. Календарный учебный график............................................................... 21
2.2. Условия реализации программы ........................................................... 21
Кадровое обеспечение ................................................................................... 22
Методическое обеспечение ........................................................................... 22
Этапы работы обучающегося над творческим проектом: ......................... 23
2.3. Формы аттестации................................................................................... 27
2.4. Оценочные материалы............................................................................ 28
2.5. Список литературы .................................................................................... 29

2

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.

Пояснительная записка

Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа

(ДООП)

технической

направленности

«Школа

медиа»

разработана с учетом:


Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №

124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;


Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. №

273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;


Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на

период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 года
№996-р);


Концепция развития дополнительного образования детей,

утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4
сентября 2014 № 1726-р;


Приоритетный

проект

«Доступное

образование для детей», утверждённый

дополнительное

президиумом Совета при

Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11);


Постановление Главного государственного санитарного врача

РФ от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;


Приказ Министерства образования и науки Российской

Федерации от 23.08.2017 года № 816 «Об утверждении Порядка
применения

организациями,

осуществляющими

образовательную

деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
3



Приказа Минтруда России и социальной защиты Российской

Федерации от 05.05.2018 N 298н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;


Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от

09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным программам»;


Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от

30.09.2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления

образовательной

общеобразовательным

деятельности

программам,

по

дополнительным

утвержденный

Приказом

Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 года №
196»;


Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от

03.09.2019 года №467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»;


Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О

направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;


Приказа Министерства образования и молодежной политики

Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года»;


Устава

муниципального

бюджетного

учреждения

дополнительного образования Центр детского творчества «Креатив» (далее
- МБУ ДО ЦДТ «Креатив»);


Лицензии на образовательную деятельность МБУ ДО ЦДТ

«Креатив»;
4



Образовательной программы «Кузница талантов» МБУ ДО

ЦДТ «Креатив».
Актуальность
сформулированными

ДООП
в

обусловлена

Национальном

запросами
проекте

общества,

«Образование».

Реализация проекта «Успех каждого ребенка», входящего в нацпроект,
направлена

на формирование

эффективной

системы

выявления,

поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи,
направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию
всех обучающихся. О необходимости самореализации и развития
творческого

потенциала

дополнительного

говорится

образования.

и

в

Развитие

Концепции
детской

развития

журналистики

поддерживает Президент Российской Федерации В.В. Путин. Создание
необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной
социализации
удовлетворение

и

профессионального
индивидуальных

самоопределения, а

потребностей

также

учащихся

в

интеллектуальном развитии являются ключевыми направлениями ДООП
Новизна ДООП заключается в погружении в профессию журналиста
непосредственно на практике. Практические работы обучающихся
публикуются на страницах в социальных, а также в СМИ ГО Богданович.
Печатные материалы выходят на страницах газеты «Народное слово»,
видеоматериалы выходят в эфир в рамках детской программы на
телеканале «ТВ-Богданович» и школьном ТВ.
Теоретические и практические занятия призваны дать представление
о

специфике

деятельности

телевизионного

ведущего,

блогера,

особенностях телевизионного производства и телевизионных технологиях,
формах и видах контента в социальных сетях.
5

Обучающиеся овладевают знаниями и навыками обращения с
компьютером,

техническим

оснащением

телестудии,

осваивают

компьютерные программы, позволяющие производить запись и монтаж
телепрограмм. Особое внимание уделяется работе с фото и видеотехникой.
Адресат – дети в возрасте от 10 до 17 лет. В этом возрасте интерес к
деятельности журналистов и блогеров совпадает с их реальной физической
возможностью (способность удерживать видеокамеру, осваивать технику
монтажа, собирать, анализировать и обрабатывать информацию и т. п), а
также

совпадает

с

психологическими

особенностями

(желание

самореализоваться, найти себя). В возрасте 10-17 лет формируется
ответственное отношение к информации, размещенной публично.
Сформировать полноценное представление о блогах, их роли в
обществе, выработать устойчивые практические навыки в области
блогинга, видеосъемки и монтажа, можно лишь в том случае, когда
обучающиеся будут воспринимать эту деятельность реалистически, с
осознанием личностной сопричастности. Дети получают первоначальные
представления о создании блога, учатся грамотной устной и письменной
речи, осваивают навыки поведения в кадре, транслируют полученный
опыт.
Количество детей в группе 15 человек.
Наполняемость

групп

соответствует

санитарно-гигиеническим

требованиям и нормативным документам в сфере дополнительного
образования.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы – 408.
Программа рассчитана на три года обучения, первый год обучения - 136
часов и второй год обучения – 136 часов, третий год обучения – 136 часов.
Продолжительность одного академического часа 40 минут. Перерыв
между занятиями 10 минут. Общее количество часов неделю для первого
года обучения 4 часа, для второго – 4 часа, для третьего – 4 часа.
6

Форма

реализации

программы

–

традиционная

модель,

представляет собой линейную последовательность освоения содержания в
течение двух лет обучения.
Программа является разноуровневой, предполагает два уровня
сложности.
Содержание и учебный материал организуется по принципу
дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности:
1) стартовый уровень (первый год обучения) – удовлетворение
познавательного интереса обучающихся; обеспечение минимального
стандарта знаний, умений и навыков по овладению профессией
журналиста. Овладение специальной журналистской терминологией.
2) базовый уровень (второй и третий год обучения) – личностное
самоопределение

и

самореализация

по

выбранному

направлению

деятельности; развитие творческих способностей; развитие журналисткой
компетентности обучающихся в выбранной образовательной области;
знакомство с технологией ведения блога; формирование навыков на
уровне практического применения полученных знаний и умений на
практике и повседневной жизни.
Формы обучения: очная, очно-заочная. Данная образовательная
программа

может

дистанционных

быть

частично

технологий.

реализована

Обучение

в

с

использованием

дистанционной

форме

осуществляется в дни непосещения занятий обучающимися по причине
неблагоприятных погодных условий, на период карантина, в методические
дни,

обусловленные

производственной

необходимостью,

состояния

здоровья обучающихся.
Формы занятия: групповые.
Виды занятий: основная форма работы по программе – студия –
занятия с группой обучающихся с использованием традиционных форм и
методов образовательного процесса, позволяющих овладеть навыками
работы журналиста и блогера.
7

В процессе реализации программы «Школа медиа-СМИшка»
используются различные методы работы (конкурсы работ учащихся,
презентации, творческие проекты и т.д.). Теоретические и практические
занятия обязательно должны включать физкультминутки, подвижные игры
(в помещении и на воздухе), упражнения для глаз и слуха, паузы
психологической разгрузки.
Формы

подведения

итогов

реализации

программы:

теоретические знания оцениваются через творческие и зачетные работы
после изучения каждого раздела и в конце учебного года (уроки-игры,
создание медиапродукта, тестирование).
Цели и задачи программы:
Первый год обучения
Цель: формирование знаний, умений и навыков в области
телевизионной журналистики, операторского мастерства и монтажа.
Задачи:
Образовательные
 Развивать

познавательную

деятельность

обучающихся,

направленную на приобретение знаний, умений и навыков в области
журналистики.
 Дать

обучающимся

теоретические

знания

в

области

журналистики.
 Обучать детей практическим умениям и навыкам профессии
журналист.


Обучать обосновывать свои действия и решения, умение

выстраивать диалог, умение ставить задачи и определять оптимальные
способы их решения, находить необходимую информацию, работать в
сотрудничестве и взаимодействии и др.
Развивающие
 Развивать у обучающихся стремление к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
8

 Развивать

умение

выделять

главное,

анализировать,

аргументировать свою точку зрения.
Воспитательные
 Воспитывать журналистскую этику.
 Формировать

в

творческих

микрогруппах

чувство

сотрудничества и взаимопомощи.
 Воспитывать

потребности

выбора

специализации

и

постоянного совершенствования в избранной области самовыражения.
 Прививать ценности общества.
Второй год обучения:
Цель: формирование знаний и практических навыков созданию
телевизионных программ и работе в телевизионной студии.
Задачи:
Образовательные
 Развивать

познавательную

деятельность

обучающихся,

направленную на приобретение знаний, умений и навыков в области
производства телевизионных программ.
 Дать

обучающимся

теоретические

знания

ведущего

телевизионных программ.
 Обучать детей практическим умениям и навыкам профессии
ведущего телевизионных программ.
 Обучать техническим средствам воплощения идеи, работе с
видео- и фотокамерой, навыкам видеомонтажа и обработки фото.
Развивающие
 Развивать у обучающихся стремление к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
 Развивать

умение

выделять

аргументировать свою точку зрения.
Воспитательные
9

главное,

анализировать,

 Воспитывать журналистскую этику.
 Формировать

в

творческих

микрогруппах

чувство

сотрудничества и взаимопомощи.
 Воспитывать

потребности

выбора

специализации

и

постоянного совершенствования в избранной области самовыражения.
 Прививать ценности общества.
Третий год обучения:
Цель: знакомство с механизмами ведения блога и инструментами
его продвижения.
Задачи:
Образовательные
 Обучать техническим аспектам работы блогера и SMMменеджера.
 Развить способность преобразовать творческую идею в
конкретный результат.
 Дать обучающимся теоретические знания ведения блога.
 Обучать детей практическим умениям и навыкам профессии
блогера.
Развивающие
 Развитие у обучающихся умения работать в команде.
 Развитие стремления к совершенствованию внутри выбранного
направления деятельности.
 Развитие

умения

выделять

главное,

анализировать,

аргументировать свою точку зрения.
Воспитательные
 Сформировать представления о взаимовыручке.
 Сформировать

в

творческих

микрогруппах

чувство

ответственности за результат общей деятельности.
 Развить

способности

анализировать

конкретный

информационный продукт, находить общие и отличительные черты.
10

Учебный план

1.2.

1 год обучения
№
1.
2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.
Итого

Тема
Раздел 1. Введение
Раздел 2. Знакомство с
журналистикой
Раздел 3. Журналистский
текст

Количество часов
Всего Теория Практика
1
1
10

6

4

20

7

13

9

5

4

18

6

12

18

6

12

27

17

10

20

2

18

13

10

3

136

60

76

Раздел 4. Корреспондент
на ТВ

Раздел 5. Оператор на ТВ

Раздел 6. Монтажер на ТВ

Раздел 7. Жанры на
телевидении
Раздел 8. Творческий
проект
Раздел 9. Итоговое
занятие

11

Формы контроля
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Тестирование
Ролевая игра
Педагогическое
наблюдение
Ролевая игра
Педагогическое
наблюдение
Ролевая игра
Викторина
Диагностическая
игра
Педагогическое
наблюдение
Тестирование
Ролевая игра
Практическая работа
Педагогическое
наблюдение
Ролевая игра
Тестирование
Педагогическое
наблюдение
Тестирование
Педагогическое
наблюдение
Тестирование
Творческая работа
Презентация
творческого
проекта

2 год обучения
№

Тема
Раздел 1. Введение
Раздел 2. Виды
телевизионных программ

1.
2.

3.

4.

5.

6.

26

16

10

Раздел 3. Журналист в
студии

18

10

8

Раздел 4. Работа
телестудии

36

16

20

Раздел 5. Программа на
телевидении

22

12

10

Раздел 6. Авторская
программа

30

10

20

2

0

2

2136

65

71

Раздел 7. Итоговое
занятие

7.

Количество часов
Всего Теория Практика
2
1
1

Итого

Формы контроля
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Ролевая игра
Педагогическое
наблюдение
Практическая работа
Педагогическое
наблюдение
Ролевая игра
Педагогическое
наблюдение
Практическая работа
Педагогическое
наблюдение
Практическая работа
Показ авторской
программы

3 год обучения
№
1.
2.

3.

4.

5.

6.

7.

Тема
Раздел 1. Введение
Раздел 2. Блог
Раздел 3. Текст в газете
или на телевидении VS
текст в блоге
Раздел 4. Фото и видео в
блоге

Количество часов
Всего Теория Практика
2
1
1
28

11

17

20

10

10

32

13

19

20

5

15

30

11

19

4

0

4

136

51

85

Раздел 5. Создаем блог
Раздел 6. Создание
исследовательского
проекта
Раздел 7. Итоговое
занятие

Итого

12

Формы контроля
Беседа
Педагогическое
наблюдение
Практическая работа
Педагогическое
наблюдение
Практическая работа
Педагогическое
наблюдение
Практическая работа
Педагогическое
наблюдение
Практическая работа
Заполнение
дневника
исследователя
Представление
работы, защита
проектов

1.3 Содержание

1 год обучения
Раздел 1. Введение
Теория: Инструктаж по технике безопасности.
Практика: Диагностическая игра
Раздел 2. Знакомство с журналистикой
Теория: Введение в образовательную программу. Знакомство с
основными понятиями и терминами. Знакомство с телевизионными
профессиями.
Практика: Ролевая игра
Раздел 3. Журналистский текст
Теория: Журналистский текст. Композиция журналистского текста.
Отличие печатного текста от телевизионного. Знакомство с аспектами
написания журналистского текста. Принципы верстки новостного выпуска.
Практика: Отработка навыков по написанию журналистских
текстов. Основы композиции текста. Отработка на практике навыков
верстки новостного выпуска.
Раздел 4. Корреспондент на ТВ
Теория: Знакомство с особенностями работы корреспондента,
требованиями, предъявляемыми к его работе. Психология журналистики.
Профессиональная этика журналиста. Техника речи.
Практика: Викторина на знание этических норм журналистики.
Написание новостного материала. Ролевая игра.
Раздел 5. Оператор на ТВ
Теория: Изучение особенностей фото и видеосъемки. Знакомство с
постановкой кадра. Изучение устройства фото и видеокамеры. Изучение
программ для обработки фото.

13

Практика: Отработка навыков по съемке фото и видео. Применение
знаний по постановке кадра. Съемка новостного материала. Ролевая игра.
Раздел 6. Монтажер на ТВ
Теория: Изучение теоретических основ монтажа.

Знакомство с

видами монтажа. Изучение программ для монтажа видео.
Практика: Монтаж новостного материала в зависимости от вида
монтажа. Отработка навыков владения программами для обработки фото и
монтажа видео. Ролевая игра.
Раздел 7. Жанры на ТВ
Теория: Знакомство с жанрами телевизионной журналистики.
Отличительные

особенности

информационного,

аналитического

и

художественно-публицистического жанров. Знакомство с теоретическими
аспектами построения текста в каждом жанре.
Практика: Отработка навыков по написанию текстов в разных
журналистских

жанрах.

Умение

различать

аналитические,

информационные и художественно-публицистические тексты. Создание
текста телевизионного материала.
Раздел 8. Творческий проект
Теория: Выбор темы. Работа над тематическим построением
фильма.

Звуковое

оформление

фильма.

Редактирование

сценария

творческой работы согласно съемке.
Практика: Знакомство с героем сюжета. Подготовка сценария
творческой работы. Начитка закадрового текста, монтаж. Анализ
творческого проекта.
Раздел 9. Итоговое занятие
Теория: Повторение и закрепление пройденного материала.
Практика: Презентация творческого проекта.
2 год обучения
14

Раздел 1. Введение
Теория: Инструктаж по технике безопасности.
Практика: Диагностическая игра.
Раздел 2. Виды телевизионных программ
Теория: Знакомство с разновидностями телевизионных программ и
их особенностями. Виды съемок в зависимости от вида телевизионной
программы.
Практика:

Анализ

телевизионных

программ

на

российском

телевидении. Знакомство с популярными зарубежными программами.
Ролевая игра по каждой теме.
Раздел 3. Журналист в студии
Теория: Как правильно должен вести себя в кадре телевизионный
журналист. Правила, предъявляемые к внешнему виду ведущего и его
речи.
Практика: Практическая работа по написанию текста для записи в
студии. Пробная запись в соответствии со всеми требованиями.
Раздел 4. Работа телестудии
Теория:

Правила

постановки

света.

Работа

осветителя.

Качественный звук. Работа звукорежиссера. Основы монтажа студийных
съемок. Правила съемок на две и более камеры.
Практика: Запись в студии по параметрам (изображение, звук,
свет). Монтаж полученной записи.
Раздел 5. Программа на телевидении
Теория:

Правила

создания

телевизионных

программ.

Этапы

создания программы. Стиль программы и ведущего. Оформление студии.
Практика: Поиск идей для авторских программ.
Раздел 6. Авторская программа.
Теория: Проработка идеи и сценария авторской программы.
Раскадровка.
15

Практика: Создание авторского стиля программы. Проработка
образа ведущего. Оформление студии. Поиск героев. Запись программы.
Раздел 7. Итоговое занятие
Теория: Повторение и закрепление пройденного материала.
Практика: Показ авторской программы.
3 год обучения
Раздел 1. Введение
Теория: Инструктаж по технике безопасности.
Практика: Диагностическая игра.
Раздел 2. Блог
Теория: Что из себя представляют блоги. Их разновидности и
ключевые особенности. Как и почему отличаются блоги на разных
информационных площадках.
Практика: Анализ современных блогов. Ролевая игра «Я – блогер»
Раздел 4. Фото и видео в блоге
Теория: Как должна выглядеть фотография в блоге – требования к
качеству и композиции. Как записать видео, чтобы оно было интересным и
качественным. Требования к записи «Историй» в

социальной сети

ВКонтакте. Прямые эфиры.
Практика: Выполнение фото и видео в соответствии изученным
требованиям. Обработка в мобильных приложениях с использованием
смартфона. Ролевая игра «Вот он я» - запись «Stories» в Инстаграм и
«Истории» ВКонтакте. Ролевая игра «В прямом эфире».
Раздел 5. Создаем блог
Теория: Как должен выглядеть профиль блогера? Визуал и тематика.
Разработка серии мастер-классов по журналистике и блогингу.
Практика: Работа над созданием блога студии. Оформление
профиля. Поиск тем. Запись матер-классов. Ежедневное пополнение
профиля информацией.
Раздел 6. Создание исследовательского проекта
16

Теория:

Правила

оформления

проектных

работ.

Изучение

теоретических аспектов темы исследования.
Практика: Выбор темы проекта, подбор анализируемого материала.
Работа с источниками информации для анализа. Оформление полученной
информации в проект. Индивидуальная работа над каждым проектом.
Раздел 7. Итоговое занятие
Теория: Повторение и закрепление пройденного материала.
Практика: Защита исследовательских проектов.

17

1.4Планируемые результаты
Результаты освоения программного материала оцениваются по трём
базовым

уровням

и

представлены

соответственно

личностными,

метапредметными и предметными результатами.
Личностные результаты:


дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении

поставленных целей;


умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;



умение оказывать помощь своим сверстникам.

Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:


умеет определять наиболее эффективные способы достижения

результата;


умеет находить ошибки при выполнении заданий и умеет их

исправлять;


умеет объективно оценивать результаты собственного труда,

находить возможности и способы их улучшения;


умеет следовать при выполнении задания инструкциям педагога;



умеет понимать цель выполняемых действий.

Познавательные универсальные учебные действия:


перерабатывает полученную информацию, делает выводы;



осуществляет поиск информации с помощью ИКТ;



умеет составлять и защищать творческие мини-проекты.

Коммуникативные универсальные учебные действия:


умеет договариваться и приходить к общему решению, работая в

паре, группе;


координирует

различные

позиции

во

взаимодействии

одноклассниками, принимает общее решение;


контролирует действия партнёра в парных упражнениях;
18

с



умеет участвовать в диалоге, соблюдает нормы речевого этикета,

передает в связном повествовании полученную информацию.
Предметные результаты освоения программы

Первый год обучения:
должны знать:


правила техники безопасности;



что такое информация; виды информации; средства получения,

хранения, передачи информации;


правила работы за компьютером;



композицию и отличительные черты журналистского текста и

текста в блоге;


жанры журналистики.

должны уметь:


соблюдать

требования

безопасности

труда

и

пожарной

безопасности;


работать с программами Microsoft Word, Paint;



писать тексты, правильно составлять вопросы для интервью;



создавать готовый информационный продукт – видеосюжет,

статью.
Второй год обучения:
должны знать:


правила работы с видеокамерой и фотоаппаратом, студийным

оборудованием;


правила поведения в телевизионной студии;



виды телевизионных программ и их отличительные черты;



правила работы за компьютером во время монтажа видео и

обработки фото.
должны уметь:
19



работать с программами Adobe Photoshop и Adobe Premier;



снимать фото и видео с использованием профессиональной

техники


создавать готовый информационный продукт – телевизионную

программу.
Третий год обучения:
должны знать:


принципы осуществления работы блога;



правила визуального оформления блога;



виды контента внутри блога.



должны уметь:



работать с приложениями по обработке фото и видео на своих

смартфонах;


снимать фото и видео с использованием смартфона;



общаться с респондентами.

20

Раздел 2. «комплекс организационнопедагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
Год
Дата
обучен начала
ия
обучения

Дата
Общая
окончания продолжит
обучения
ельность
(календар
ных дней)
25 мая
136

Количес
тво
учебны
х недель

Количес Режим
тво
занятий
часов в
неделю

34

4

1 год

1
сентября

2 год

1
сентября

25 мая

136

34

4

3 год

1
сентября

25 мая

136

34

4

4 раза в
неделю по
1 часа
4 раза в
неделю по
4 часа
2 раза в
неделю по
4 часа

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Занятия проходят в МАОУ-СОШ№2 Центр «Точка Роста»
кабинеты №11 и №12.
Помещение соответствует санитарным нормам.
№
Наименование оборудования,
Штук
программного обеспечения
п.п
1. Стол для педагога
1
2. Стул педагога
1
3. Ученический стол
25
4. Стул ученический
25
5. Стол студийный
1
6.
Телевизор
1
7. Диван
1
8. Фотоаппарат
1
9. Микрофон петличный (проводной)
2
10. Штатив
1
11. Удлинитель
2
12. Ноутбук
5
13. Компьютерная мышь
5
14. Принтер
1
15. Магнитно-маркерная доска
1
16. Шкаф книжный
17. Кольцевая лампа

1
1
21

Кадровое обеспечение
Программу

реализует

педагоги-организаторы

дополнительного

образования первой и высшей квалификационной категории, имеющий
высшее образование, соответствующее направленности образовательной
программы.
Методическое обеспечение
В основе организации занятий лежат основные педагогические
принципы:

актуальность

современным
(материал

условиям

(программа
жизни);

излагается

от

максимально

постепенность

простого

к

приближена

и

к

систематичность

сложному);

наглядность,

индивидуальность и комплексность (взаимодополняемость).
В

реализации

технологии

учебно-воспитательного

развивающего

процесса

обучения,

используются

индивидуальный

и

дифференцированный подход, групповые и индивидуальные формы
работы.

На

занятиях

используются

объяснительно-иллюстративные,

практические, исследовательские, проблемные, интерактивные методы.
При

комплексном

использовании

все

эти

методы

способствуют

формированию метапредметных и личностных умений и позволяют
обучающимся

овладеть

азами

журналистских

профессий.

Для

формирования предметных, метапредметных и личностных умений, а
также с целью пробуждения у обучающихся интереса к профессии
используются

традиционные

формы

занятий

(лекция,

беседа)

и

нетрадиционные (коллоквиумы (групповая форма собеседования педагога
с обучающимися), тьюториалы (групповые занятия по моделированию
стандартных и нестандартных ситуаций), интегрированные занятия, на
которых отрабатывается взаимодействие съемочной группы и другие.
Основу

обучения

составляет

практическая

деятельность

обучающихся. Использование индивидуальной работы с обучающимися
22

позволяет в полной мере реализовать личностный потенциал ребенка,
учитывая

его

интеллектуальные,

психологические

и

физические

особенности для достижения поставленных в образовательной программе
задач.
Большое внимание уделяется самостоятельной работе обучающихся.
Результатом данной работы является творческий или исследовательский
проект, который обучающиеся представляют по окончании обучения.
Творческий проект, позволяет судить о сформированности предметных
компетенций.
Этапы работы обучающегося над творческим проектом:
1.

Организационно-подготовительный

этап

заключается

в

планировании рабочего процесса. Рассчитывается объем работы, условия,
необходимые для ее проведения, оборудование, требующееся в процессе
работы. Поскольку специфика творческого проекта подразумевает его
реализацию в составе съемочной группы, состоящей из оператора,
корреспондента и монтажера, то необходимо согласование со всеми
участниками творческого проекта.
2. Технологический этап. На данном этапе происходит реализация
проекта согласно утвержденному плану. План может корректироваться
педагогом в зависимости от изменения условий реализации творческого
проекта.
3. Заключительный этап. На данном этапе инициируется и
интенсифицируется рефлексия обучающихся. Обеспечивается усвоение
обучающимися принципов саморегуляции и сотрудничества.
Результатом творческого проекта, реализуемого съемочной группой,
является тематический (информационный) сюжет, репортаж, статья,
беседа, а так же исследовательская работа.
Методические указания при изучении тем
В целях предупреждения и ликвидации пробелов рекомендуется:
23

- вести строгий учет освоения обучающимися программного
материала;
- наглядно отражать динамику овладения обучающимися знаниями,
умениями и навыками деятельности блогера;
- создавать условия максимально приближенные к условиям работы
в интернете (блог);
- добиваться прочного усвоения обучающимися теоретического
материала и умения связывать теорию с практикой.
В целях развития навыков начитки текста рекомендуется:
- применять методы и приемы, способствующие развитию дикции,
артикуляции, скорости и эмоциональности при работе с текстом (чтение в
течение 3-5 минут в начале каждого занятия, чтение «парами», «по
цепочке», «по ролям», выборочное чтение и т.п.);
- повышать эффективность работы над развитием письменной и
устной связанной речи через отработку умения выделять в тексте главную
мысль, идею, выражать свое отношение к прочитанному;
- прививать и поддерживать устойчивый интерес обучающихся к
чтению, расширением читательского кругозора.
В целях формирования и закрепления навыков работы со
съемочной группой рекомендуется:
- практиковать различные формы работы по взаимодействию
съемочной группы во время занятий в учебном кабинете и во время работы
на съемочных площадках;
- проводить встречи с местными блогерами.
В целях здоровье сбережения обучающихся и профилактики
пожароопасных ситуаций и происшествий на дорогах рекомендуется:
строго выполнять требования по технике безопасности при работе с
оборудование и при выходе на съемочные площадки; практиковать
различные формы снятия физической и эмоциональной усталости (физ.
минутки, дыхательные упражнения, упражнения для глаз и т.д.). В целях
24

сохранности

студийного

оборудования

рекомендуется

повышать

персональную ответственность каждого участника съемочного процесса.
В целях формирования и закрепления умений в области
операторского и монтажного дела рекомендуется:
- тщательно отрабатывать с обучающимися навыки работы с
видеокамерой и монтажным оборудованием;
- обращать внимание обучающихся на результат деятельность
известных операторов и монтажеров.
Во избежание появления ошибок при работе над созданием проекта
(телесюжета, статьи) необходимо формировать у обучающихся осознание
зависимости между работой журналиста/блогера, оператора и монтажера;
добиваться

твердого

усвоения

обучающимися

всех

элементов

маршрутного листа.
В целях здоровье сбережения обучающихся и профилактики
пожароопасных ситуаций и происшествий на дорогах рекомендуется:
строго выполнять требования по технике безопасности при работе с
оборудование и при выходе на съемочные площадки; практиковать
различные формы снятия физической и эмоциональной усталости (физ.
минутки, дыхательные упражнения, упражнения для глаз и т.д.). В целях
сохранности

студийного

оборудования

рекомендуется

повышать

персональную ответственность каждого участника съемочного процесса.
Информационное обеспечение:
Включает аудио- и видеотеку, комплекс дидактических, наглядных
пособий, набор инструктивно-технологических карт, информационную,
справочную литературу.
Перечень информационных ресурсов
Информационные ресурсы, опубликованные в сети Интернет
Журналистика, операторское мастерство и монтаж:
1.

http://shkolazhizni.ru,

2.

http://bonjournal.ru,
25

3.

http://evartist.narod.ru,

4.

http://www.mediascope.ru,

5.

http://revolution.allbest.ru,

6.

http://media-shoot.ru,

7.

http://www.cinema-school.ru,

8.

http://www.bezmani.ru,

9.

http://www.intvs.ru,

10.

http://www.oneframe.ru.

Блогинг:
1.

https://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/avtor-nozhniczyi-

bumaga-kak-byistro-pisat-vpechatlyayushhietekstyi/?utm_medium=cpa&utm_source=admitad&admitad_publisher_id=3420
28&utm_campaign=campaign&admitad_uid=a3ba6bc959150926c04fccbdd46d
e100 - Автор, ножницы, бумага. Как быстро писать впечатляющие тексты.
14 уроков, Николай Кононов
2.

https://www.mann-ivanov-

ferber.ru/books/mechtat_ne_vredno/?utm_medium=cpa&utm_source=admitad&
admitad_publisher_id=342028&utm_campaign=campaign&admitad_uid=f2711
89baf5b75478e0ddb3137b25b29 - Мечтать не вредно. Как получить то, чего
действительно хочешь, Барбара Шер
3.

https://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/bird-bird/ - Птица за

птицей. Заметки о писательстве и жизни в целом, Энн Ламотт
Образовательные порталы
1. http://www.redline.ru - Российская образовательная сеть;
2. http://www.dod.miem.edu.ru - Дополнительное образование;
3. http://www.alledu.ru - Все образование;
4. http://dop.edu.ru/home/93 - Единый национальный портал
дополнительного образования;
5.

http://www.imc-eduekb.ru – Екатеринбургский Дом учителя
26

Сайты, поддерживающие образовательные проекты
1. http://www.teletesting.ru - Телетестинг;
2. http://www.chi2000.chat.ru - Дети России.
3. http://www.school-sector.relarn.ru - Школьный сектор.
Сайты электронных изданий.
1. http://www.ug.ru - Учительская газета;
2. http://www.1september.ru - 1 сентября.

2.3. Формы аттестации

Мониторинг образовательного процесса включает изучение уровней
воспитанности, обученности и творческой активности обучающихся.
Для отслеживания динамики освоения программы проводится
педагогический мониторинг, который осуществляется в течение всего
учебного года и включает первичную диагностику, промежуточную и
итоговую аттестацию.
Входная диагностика (первичная диагностика) проводится с целью
выяснения уровня готовности ребенка к обучению на этом уровне,
определяет

его

индивидуальные

особенности:

интересы,

мотивы,

первичные ЗУН. Форма проведения – беседа.
Промежуточная аттестация проводится в середине учебного года.
Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого
учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по
изучаемой теме и на формирование практических умений. Формы: беседа,
педагогическое наблюдение, ролевая игра, викторина, диагностическая
игра, творческая работа, тестирование.
Итоговая аттестация проходит в форме презентации творческого
проекта.
27

На уровне обучающихся формой оценивания результатов будет
взаимоконтроль и взаимооценка.
2.4. Оценочные материалы
Для оценки усвоения обучающимися содержания программы
используется следующая система оценивания:
1.

минимальный уровень

знает и понимает смысл понятий, выполняет стандартные задания
2.

базовый уровень

знает, понимает и применяет на практике
3.
знает,

повышенный уровень
понимает

и

применяет

на

практике,

осуществляет

самостоятельный поиск решения выполнения заданий повышенной
трудности

28

2.5. Список литературы
Список литературы, рекомендуемый для педагогов
1.

Авраамов Д. Профессиональная этика в работе журналиста. М.,

2.

Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное

1991.
пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). –
Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2011. – 192с.
3.

Бондаренко Е.А. Медиакультура. Основы экранной культуры/

Е.А. Бондаренко - Москва: МИОО, 1996. - 76 с.
4.

Вакурова

Н.В.,

Московкин

Л.И.

Типология

жанров

современной экранной продукции/ Н.В. Вакурова, Л.И. Московкин Москва: Издание Института современного искусства, 1998 - 62 с.
5.

Вартанова

Е.

Современная

медиаструктура

//

СМИ

постсоветской России. Под.ред. Я. Засурского. М. 2002., С. 40.
6.

Ворошилов В.В. Журналистика. - СПб.: Изд-во Михайлова

В.А., 2002. - 656 с.
7.

Григорян М. Пособие по журналистике. - М.: «Права

человека», 2007. - 192 с.
8.

Корконосенко С.Г. Моделирование теории журналистики.

Методологические подходы/ C.Г. Корконосенко - Челябинск: ЧГУ, 2007. 242 с.
9.

Лозовский

информации:

краткий

Б.Н.

Журналистика

словарь.

-

и

средства

Екатеринбург:

массовой
Уральский

государственный университет, 2007. - 69 с.
10.

Олешко В.Ф. Журналистика как творчество/ В.Ф. Олешко -

Москва: РИП-Холдинг, 2003. - 221 с.
11.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебник для

студентов вузов/ Е.П. Прохоров ? Москва: Аспект Пресс, 2009. - 368 с.

29

12.

Романовский И.И. Масс Медиа. Словарь терминов и понятий /

Под.ред. В.Г. Маковеева. - М.: Издание Союза журналистов России, 2004. 380 с.
13.

Саруханов В.А. Азбука телевидения/ В.А. Саруханов - Москва:

Аспект-Пресс, 2003. - 223 с.
Список литературы, рекомендуемый для обучающихся
1. Инджиев

А.А.

Универсальный

справочник

начинающего

журналиста. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 496 с.
2. Колесниченко А.В. Настольная книга журналиста. - М.: Аспект
Пресс, 2013. - 400 с.
3. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. - М.:
Аспект Пресс, 2010. - 240 с.
4.

https://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/bird-bird/ - Птица за

птицей. Заметки о писательстве и жизни в целом, Энн Ламотт

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».