Дополнительная ОО программа физкультурно-спортивной направленности Шахматы в школе 1-4 класс Васильев С.В. 2023-2024 уч. г.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 2

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Шахматы в школе»
(1-4 класс)

г. Богданович, 2023 г.

Содержание
Пояснительная записка
Раздел
1.
Планируемые
результаты
освоения
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Раздел
2.
Содержание
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы
с указанием форм организации и видов деятельности
Раздел 3. Календарно-тематическое планирование дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Приложение № 1
Литература

Пояснительная записка
Программа «Шахматы в школе» составлена на основе нормативно — правовой базы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ
от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(далее – СанПиН);
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196«;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе
с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)»;
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях»
(вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с
использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями
здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
13. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
Программа разработана в соответствии с программой:
- И.Г. Сухин программы курса "Шахматы – школе: для начальных классов общеобразовательных
учреждений" (2011, 40 с.)
Актуальность в условиях реализации новых государственных стандартов на первый план
выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая

становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих
способностей.
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих
психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память,
мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Шахматная игра служит благоприятным условием и методом воспитания способности к волевой
регуляции поведения. Овладевая способами волевой регуляции, обучающиеся приобретают
устойчивые адаптивные качества личности: способность согласовывать свои стремления со
своими умениями, навыки быстрого принятия решений в трудных ситуациях, умение достойно
справляться с поражением, общительность и коллективизм. При обучении игре в шахматы
стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают,
сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Таким
образом, шахматы не только развивают когнитивные функции младших школьников, но и
способствуют достижению комплекса личных и метапредметных результатов.
Цели программы:
 способствовать становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию
их творческих способностей,
 реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать
обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.
Задачи программы:
 совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие,
внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления
поведением.
 формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;
 развитие умения контактировать со сверстниками в творческой и практической деятельности;
 формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
 умение осознанно решать творческие задачи; стремиться к самореализации
РАЗДЕЛ 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты освоения программы.
 Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
 Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
 Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей.
 Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
 Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы.
 Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств еѐ осуществления.
 Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
 Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата.



Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
 Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации,
установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
 Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку
событий.
 Определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты освоения программы.
 Знать шахматные термины: белое и чѐрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Правильно определять и называть белые, чѐрные шахматные фигуры; Правильно расставлять
фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на
шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат
в один ход, длинная и короткая рокировка и еѐ правила.
 Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лѐгкие и тяжѐлые фигуры,
ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение
пешки, принципы игры в дебюте;
 Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль,
темп, оппозиция, ключевые поля.
 Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и
проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания партии.
К концу 1 учебного года дети должны знать:
 шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр,
партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на
проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
 названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
 правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу 1 учебного года дети должны уметь:
 ориентироваться на шахматной доске;
 играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений
правил шахматного кодекса;
 правильно помещать шахматную доску между партнерами;
 правильно расставлять фигуры перед игрой;
 различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
 рокировать;
 объявлять шах;
 ставить мат;
 решать элементарные задачи на мат в один ход.
К концу 2 учебного года дети должны знать:
 обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
 ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.
К концу 2 учебного года дети должны уметь:
 записывать шахматную партию;
 матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и
ладьей;
 проводить элементарные комбинации.
К концу 3 учебного года дети должны знать:
 принципы игры в дебюте;

 основные тактические приемы;
 что означают термины: дебют, миттельшпиль.
К концу 3 учебного года дети должны уметь:
 грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и
проводить комбинации;
К концу 4 учебного года дети должны знать:
 основные тактические приемы;
 что означают термины: миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
К концу 4 учебного года дети должны уметь:
 находить несложные тактические удары и точно разыгрывать простейшие окончания.
РАЗДЕЛ
2.
СОДЕРЖАНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

Объем программы: программа рассчитана на четыре года обучения. На реализацию отводится 2
часа в неделю (1 класс – 66 часа в год, 2 класс – 68 часа в год, 3 класс – 68 часа в год, 4 класс – 68
часа в год).
Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой общеобразовательной, ориентированной
на обучение детей младшего школьного возраста. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30-40
минут.
Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая
деятельность).
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических
сказок и игровых ситуаций.
Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для
игровой практики.
Организационно-педагогические условия
Занятия проводятся в соответствии с учебным планом внеурочной деятельности и Положением о
внеурочной деятельности образовательного учреждения. Чтобы не допустить переутомления
обучающихся, нервного истощения и статических перегрузок занятия проводятся в игровой
форме с включением двигательного компонента в структуру занятия.
Общая характеристика курса
Обучение игре в шахматы выстроено на основе программы «Шахматы – школе» автора И.Г.
Сухина, имеющей гриф «Рекомендовано Министерства образования российской Федерации».
Программой первого года обучения предусматривается 66 шахматных занятий (одно занятие в
неделю). Программа включает в себя шесть тем. На каждом из занятий прорабатывается
элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор
на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее
игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети
могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к
примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.
Программа второго года обучения предназначена для вторых классов начальной школы.
Программа предусматривает 68 учебных занятий, по одному уроку в неделю. Если на первом году
обучения большая часть времени отводилась изучению силы и слабости каждой шахматной
фигуры, то теперь много занятий посвящено простейшим методам реализации материального и
позиционного преимущества. Важным достижением в овладении шахматными основами явится
умение детей ставить мат. Программа включает в себя шесть тем: ―Краткая история шахмат‖,
―Шахматная нотация‖, ―Ценность шахматных фигур‖, ―Техника матования одинокого короля‖,
―Достижение мата без жертвы материала‖, ―Шахматная комбинация‖. В программе дается
перечень дидактических игр и заданий с небольшими пояснениями к ним, приводится вариант
поурочного распределения программного материала, а также список оригинальных учебников и
пособий в помощь обучающим шахматной игре.

Программа третьего и четвертого года обучения предназначена для III и IV классов начальной
школы. Материал выстроен на основе ранее приобретенных знаний и умений, где ребята
углубляют представления во всех трех стадиях шахматной партии. При этом из всего обилия
шахматного материала заботливо отбирается не только доступный, но и максимально
ориентированный на развитие материал. Программа включает в себя три большие темы: ―Основы
дебюта‖, ―Основы миттельшпиля‖ и ―Основы эндшпиля‖. В программе приводится перечень
дидактических заданий с небольшими пояснениями к ним, дается вариант поурочного
распределения программного материала, а также список учебников и пособий в помощь
обучающим шахматной игре.
РАЗДЕЛ
3.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
№
1.

Тема
Введение. 2 ч.

2.

Шахматная доска. 2 ч.

3.

Шахматная доска. 2 ч.

4.

Шахматная доска. 2 ч.

5.

Шахматные фигуры. 2 ч.

6.

Начальное положение. 2 ч.

7.

Ладья. 2 ч.

8.

Ладья. 2 ч.

9.

Слон. 2 ч.

10.

Слон. 2 ч.

11.

Ладья против слона. 2 ч.

12.

Ферзь. 2 ч.

Программное содержание
История древней игры.
Знакомство с шахматной доской. Белые и чѐрные поля.
Чередование белых и чѐрных полей на шахматной доске.
Шахматная доска и шахматные поля квадратные.
Расположение шахматной доски между партнѐрами.
Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали.
Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия.
Количество вертикалей на доске. Чередование белых и
чѐрных полей в горизонтали и вертикали. Дид. задания и
игры «Горизонталь», «Вертикаль».
Диагональ. Количество полей в диагонали. Большая белая
и большая чѐрная диагонали. Короткие диагонали. Центр,
форма центра. Количество полей в центре.
Белые и чѐрные фигуры. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка,
король. Дид. игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка».
Расстановка фигур перед партией (правило: каждый ферзь
любит свой цвет). Связь между горизонталями,
вертикалями, диагоналями и начальным положением
фигур.
Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие.
Дид. игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в
поле воин», «Кратчайший путь»,
Дид. игры «Захват контрольного поля», «Защита
контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья
против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против
двух), «Ограничение подвижности (разновидность игры
на уничтожение).
Место слона в начальном положении. Ход слона.
Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и
одноцветные слоны. Качество слонов. Дид. игры
«Лабиринт», «Перехитри часовых», «Кратчайший путь».
Дид. игры «Захват контрольного поля», «Игра на
уничтожение» (1 на 1, 2 на 1, 2 на 2).
Дид. задания: «Перехитри часовых», «Атака на
неприятельские фигуры», «Двойной удар», «Защита
(термин «стоять под боем»).
Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя. Взятие.
Ферзь – тяжѐлая фигура. Дид. задания6 «Лабиринт»,

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.
25.
26.
27.
28.

«Один в поле воин».
Дид. игры: «Захват контрольного поля», «Игра на
Ферзь. 2 ч.
уничтожение» (ферзь против ферзя), « Ограничение
подвижности».
Ферзь против слона и ладьи. Дид. задания: «Перехитри
часовых», «Атака на неприятельские фигуры», «Двойной
Ферзь. 2 ч.
удар». Дид. игры: «Захват контрольного поля», «Игра на
уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона,
сложные положения).
Место коня в начальном положении. Ход коня. Взятие.
Конь. 2 ч.
Конь – лѐгкая фигура. Дид, задания: «Лабиринт», «Один в
поле воин», «Кратчайший путь»,
Дид. игры: «Захват контрольного поля», «Игра на
Конь. 2 ч.
уничтожение» (конь против коня, два коня против одного,
два против двух).
Дид. задания: «Перехитри часовых», «Атака
неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие»,
Конь против ферзя, ладьи,
«Защита». Дид. игры «Захват контрольного поля», «Игра
слона. 2 ч.
на уничтожение» (конь против ферзя, конь против ладьи,
конь против слона, сложные положения), «Ограничение
подвижности».
Место пешки в первоначальном положении. Ладейная,
Пешка. 2 ч.
коневая, ферзевая, королевская пешки. Ход пешки.
Взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки.
Дид. игры: «Игра на уничтожение» ( пешка против
Пешка. 2 ч.
пешки, две пешки против одной, многопешечные
положения), «Ограничение подвижности»,
Дид. задания: «Перехитри часовых», «Атака на
неприятельские фигуры», «Двойной удар», «Взятие»,
Пешка против ферзя, ладьи,
«Защита», Дид. игры: «Игра на уничтожение» (пешка
слона, коня. 2 ч.
против ферзя, п-Л, п-С, п-К), «Ограничение
подвижности».
Место короля в начальном положении. Ход короля.
Взятие (короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя).
Король. 2 ч.
Дид. задания: «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один
в поле воин», «Кратчайший путь». Дид. игра «Игра на
уничтожение» (король против короля).
Дид. игры: «Захват контрольного поля», «Игра на
Король против других
уничтожение» (король против ферзя, король против
фигур. 2 ч.
ладьи, король против слона, король против коня, король
против пешки).
Шах ферзѐм, ладьѐй, слоном, конѐм, пешкой. Защита от
Шах. 2 ч.
шаха. Дид. задания: «Шах или не шах», «Защита от
шаха».
Открытый шах. Двойной шах. Дид. игра «Первый шах»
Шах. 2 ч.
(всеми фигурами из начального положения – кто первым
объявит шах).
Мат. 2 ч.
Простые примеры объявления мата.
Мат. 2 ч.
Примеры объявления мата с большим количеством фигур.
Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат.
Ничья, пат. 2 ч.
Дид. задание «Пат или не пат».
Рокировка. 2 ч.
Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дид.

29.

Шахматная партия. 2 ч.

30.

Шахматная партия. 2 ч.

31.-34.

Повторение программного
материала. 2 ч.

задание «Рокировка».
Игра всеми фигурами из начального положения (без
пояснения о том, как лучше начинать шахматную
партию).
Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания
дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.
Обобщение.

Приложение № 1
Литература
Гришин В. Малыши играют в шахматы.
Гришин В., Ильин С. Шахматная азбука.
Длуголенский В. Я играю в шахматы.
И. Веселы. Шахматный букварь.
Мучник Х. Рассказы о комбинациях на шахматной доске.
Притчард Д. Шахматы. Учебник для начинающих.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».