Аннотации к рабочим программам ФОП ООО

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 2
МАОУ-СОШ № 2
Аннотации к рабочим программам по предметам учебного плана основной образовательной программы
основного общего образования
(5–9 классы)
2023 – 2024 учебный год
Предмет
Русский язык
(ФРП)

Аннотация к рабочей программе
Федеральная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС ООО, а также
Федеральной программы воспитания, с учѐтом Концепции преподавания русского языка и литературы в
Российской Федерации (утверждѐнной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г.
№ 637-р) и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части ООП ООО.
Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного языка и языка
межнационального общения важны для каждого жителя России, независимо от места его проживания и
этнической принадлежности. Знание русского языка и владение им в разных формах его существования и
функциональных разновидностях, понимание его стилистических особенностей и выразительных возможностей,
умение правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения
определяют успешность социализации личности и возможности еѐ самореализации в различных жизненно
важных для человека областях.
Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и
социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения
личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории
русского и других народов России.
Обучение русскому языку направлено на совершенствование нравственной и коммуникативной культуры
ученика, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и воображения, навыков
самостоятельной учебной деятельности, самообразования
На изучение русского языка на ступени основного общего образования отводится 714 часов:
 5 класс – 170 часов (5 часов в неделю);
 6 класс – 204 часа (6 часов в неделю);
 7 класс – 136 часов (4 часа в неделю);
 8 класс – 102 часа (3 часа в неделю);
 9 класс – 102 часа (3 часа в неделю).

Литература
(ФРП)

Иностранный
язык
(английский)

Федеральная рабочая программа учебного предмета «Литература» на уровне основного общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС ООО, а также
Федеральной программы воспитания, с учѐтом Концепции преподавания русского языка и литературы в
Российской Федерации (утверждѐнной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г
№ 637-р) и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части ООП ООО.
Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного облика и
нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном,
интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и
национального самосознания.
Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся художественных
произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий, как
добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья Целостное восприятие и понимание
художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при соответствующей
эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей школьников, их
психического и литературного развития, жизненного и читательского опыта
Полноценное литературное образование на уровне основного общего образования невозможно без учѐта
преемственности с курсом литературного чтения на уровне начального общего образования, межпредметных
связей с курсом русского языка, истории и предметов художественного цикла, что способствует развитию речи,
историзма мышления, художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру и
его воплощению в творческих работах различных жанров. В рабочей программе учтены все этапы российского
историко-литературного процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы,
касающиеся литератур народов России и зарубежной литературы.
В 5, 6, 9 классах на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, в 7 и 8 классах – 2 часа в неделю. Суммарно
изучение литературы на уровне основного общего образования по программам основного общего образования
рассчитано на 442 часа.
Рабочая программа по английскому языку на уровне основного общего образования составлена на основе
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а
также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся, представленной в федеральной рабочей программе воспитания.
Изучение иностранного (английского) языка направлено на формирование коммуникативной культуры
обучающихся, осознание роли иностранного языка как инструмента межличностного и межкультурного
взаимодействия, способствует общему речевому развитию обучающихся, воспитанию гражданской

Математика

идентичности, расширению кругозора, воспитанию чувств и эмоций.
Построение программы по иностранному (английскому) языку имеет нелинейный характер и основано на
концентрическом принципе. В каждом классе даются новые элементы содержания и определяются новые
требования. В процессе обучения освоенные на определѐнном этапе грамматические формы и конструкции
повторяются и закрепляются на новом лексическом материале и расширяющемся тематическом содержании
речи.
Возрастание значимости владения иностранными языками приводит к переосмыслению целей и содержания
обучения иностранному (английскому) языку.
На изучение предмета «Английский язык» на ступени основного общего образования отводится 510 часов:
 5 класс – 102 часа (3 часа в неделю);
 6 класс – 102 часов (3 часа в неделю);
 7 класс – 102 часов (3 часа в неделю);
 8 класс – 102 часов (3 часа в неделю);
 9 класс – 102 часов (3 часа в неделю).
Рабочая программа по учебному курсу «Математика» базового уровня на уровне основного общего образования
разработана на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы,
представленных в ФГОС ООО, а также с учѐтом федеральной рабочей программы воспитания и концепции
преподавания учебного курса «Математика» в образовательных организациях Российской Федерации,
реализующих основные образовательные программы.
Приоритетными целями обучения математике в 5–6 классах являются:
• продолжение формирования основных математических понятий (число, величина, геометрическая фигура),
обеспечивающих преемственность и перспективность математического образования обучающихся;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, познавательной активности,
исследовательских умений, интереса к изучению математики;
• подведение обучающихся на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи математики и
окружающего мира;
• формирование функциональной математической грамотности: умения распознавать математические объекты
в реальных жизненных ситуациях, применять освоенные умения для решения практикоориентированных задач,
интерпретировать полученные результаты и оценивать их на соответствие практической ситуации. Основные
линии содержания курса математики в 5–6 классах – арифметическая и геометрическая, которые развиваются
параллельно, каждая в соответствии с собственной логикой, однако, не независимо одна от другой, а в тесном
контакте и взаимодействии. Также в курсе математики происходит знакомство с элементами алгебры и
описательной статистики.

Алгебра

Геометрия

На изучение учебного курса «Математика» отводится 340 часов: в 5 классе – 170 часов (5 часов в неделю), в 6
классе – 170 часов (5 часов в неделю).
Рабочая программа по учебному курсу «Алгебра» базового уровня на уровне основного общего образования
разработана на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы,
представленных в ФГОС ООО, а также с учѐтом федеральной рабочей программы воспитания и концепции
преподавания учебного предмета «Математика. Алгебра» в образовательных организациях Российской
Федерации, реализующих основные образовательные программы.
Алгебра является одним из опорных курсов основного общего образования: она обеспечивает изучение других
дисциплин, как естественно-научного, так и гуманитарного циклов, еѐ освоение необходимо для продолжения
образования и в повседневной жизни. Развитие у обучающихся научных представлений о происхождении и
сущности алгебраических абстракций, способе отражения математической наукой явлений и процессов в природе
и обществе, роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию
научного мировоззрения и качеств мышления, необходимых для адаптации в современном цифровом обществе.
Изучение алгебры обеспечивает развитие умения наблюдать, сравнивать, находить закономерности, требует
критичности мышления, способности аргументированно обосновывать свои действия и выводы, формулировать
утверждения. Освоение курса алгебры обеспечивает развитие логического мышления обучающихся: они
используют дедуктивные и индуктивные рассуждения, обобщение и конкретизацию, абстрагирование и
аналогию. Обучение алгебре предполагает значительный объѐм самостоятельной деятельности обучающихся,
поэтому самостоятельное решение задач является реализацией деятельностного принципа обучения.
В структуре программы учебного курса «Алгебра» для основного общего образования основное место занимают
содержательно-методические линии: «Числа и вычисления», «Алгебраические выражения», «Уравнения и
неравенства», «Функции». Каждая из этих содержательно-методических линий развивается на протяжении трѐх
лет изучения курса, взаимодействуя с другими его линиями. В ходе изучения учебного курса обучающимся
приходится логически рассуждать, использовать теоретико-множественный язык. В связи с этим в программу
учебного курса «Алгебра» включены некоторые основы логики, представленные во всех основных разделах
математического образования и способствующие овладению обучающимися основ универсального
математического языка. Содержательной и структурной особенностью учебного курса «Алгебра» является его
интегрированный характер.
На изучение учебного курса «Алгебра» отводится 306 часов: в 7 классе – 102 часа (3 часа в неделю), в 8 классе –
102 часа (3 часа в неделю), в 9 классе – 102 часа (3 часа в неделю).
Рабочая программа по учебному курсу «Геометрия» базового уровня на уровне основного общего образования
разработана на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы,
представленных в ФГОС ООО, а также с учѐтом федеральной рабочей программы воспитания и концепции

преподавания учебного предмета «Математика. Геометрия» в образовательных организациях Российской
Федерации, реализующих основные образовательные программы.
Геометрия как один из основных разделов школьной математики, имеющий своей целью обеспечить изучение
свойств и размеров фигур, их отношений и взаимное расположение, опирается на логическую, доказательную
линию. Ценность изучения геометрии на уровне основного общего образования заключается в том, что
обучающийся учится проводить доказательные рассуждения, строить логические умозаключения, доказывать
истинные утверждения и строить контрпримеры к ложным, проводить рассуждения «от противного», отличать
свойства от признаков, формулировать обратные утверждения.
Второй целью изучения геометрии является использование еѐ как инструмента при решении как математических,
так и практических задач, встречающихся в реальной жизни. Обучающийся должен научиться определить
геометрическую фигуру, описать словами данный чертѐж или рисунок, найти площадь земельного участка,
рассчитать необходимую длину оптоволоконного кабеля или требуемые размеры гаража для автомобиля. Этому
соответствует вторая, вычислительная линия в изучении геометрии. При решении задач практического характера
обучающийся учится строить математические модели реальных жизненных ситуаций, проводить вычисления и
оценивать адекватность полученного результата.
На изучение учебного курса «Геометрия» отводится 204 часа: в 7 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 8 классе –
68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе – 68 часов (2 часа в неделю).
Вероятность и
статистика

Рабочая программа по учебному курсу «Вероятность и статистика» базового уровня на уровне основного общего
образования разработана на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной
программы, представленных в ФГОС ООО, а также с учѐтом федеральной рабочей программы воспитания и
концепции преподавания учебного предмета «Математика. Вероятность и статистика» в образовательных
организациях Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы.
В современном цифровом мире вероятность и статистика приобретают всѐ большую значимость, как с точки
зрения практических приложений, так и их роли в образовании, необходимом каждому человеку. Возрастает
число профессий, при овладении которыми требуется хорошая базовая подготовка в области вероятности и
статистики, такая подготовка важна для продолжения образования и для успешной профессиональной карьеры.
В структуре программы учебного курса «Вероятность и статистика» основного общего образования выделены
следующие содержательно-методические линии: «Представление данных и описательная статистика»,
«Вероятность», «Элементы комбинаторики», «Введение в теорию графов».
На изучение учебного курса «Вероятность и статистика» отводится 102 часа: в 7 классе – 34 часа (1 час в
неделю), в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе – 34 часа (1 час в неделю).

Информатика

Рабочая программа по информатике на уровне основного образования составлена на основе Требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в

Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также федеральной
рабочей программе воспитания.
Цели и задачи изучения информатики на уровне основного общего образования определяют структуру основного
содержания учебного предмета в виде следующих четырѐх тематических разделов:
● цифровая грамотность;
● теоретические основы информатики;
● алгоритмы и программирование;
● информационные технологии.
Учебным планом на изучение информатики на базовом уровне отведено 102 учебных часа – по 1 часу в неделю в
7, 8 и 9 классах соответственно.
История
(ФРП)

Федеральная рабочая программа по истории на уровне основного общего образования составлена на основе
требований к результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС ООО, а также федеральной программы
воспитания, и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части ООП ООО.
История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их социального, созидательного,
нравственного опыта. Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме,
культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История даѐт возможность познания и
понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего.
Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника,
способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и
освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего
исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает
формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли
современной России в мире, важности вклада каждого еѐ народа, его культуры в общую историю страны и
мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
На изучение учебного предмета «История» на ступени основного общего образования отводится 340 часов: в 5-9
классах по 2 часа в неделю при 34 учебных неделях. В 9 классе предусмотрено изучение учебного модуля
«Введение в Новейшую историю России» в объѐме 17 часов.

Введение в
Новейшую историю
России

Программа учебного модуля «Введение в Новейшую историю России» составлена на основе положений и
требований к освоению предметных результатов программы основного общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования с учѐтом федеральной
программы воспитания, Концепции преподавания учебного курса «История России» в образовательных
организациях, реализующих основные общеобразовательные программы.
Содержание учебного модуля, его воспитательный потенциал призван реализовать условия для формирования у

Обществознание
(ФРП)

География
(ФРП)

подрастающего поколения граждан целостной картины российской истории, осмысления роли современной
России в мире, важности вклада каждого народа в общую историю Отечества, позволит создать основу для
овладения знаниями об основных этапах и событиях новейшей истории России на ступени среднего общего
образования
Учебный модуль «Введение в Новейшую историю России» имеет также историко-просвещенческую
направленность, формируя у молодѐжи способность и готовность к защите исторической правды и сохранению
исторической памяти, противодействию фальсификации исторических фактов.
На реализацию модуля «Введение в Новейшую историю России» в рамках курса Истории России в 9 классе
отводится не менее чем на 17 учебных часов.
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» на уровне основного общего
образования составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной
программы, представленных в ФГОС ООО, в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета
«Обществознание», а также с учѐтом федеральной программы воспитания и подлежит непосредственному
применению при реализации обязательной части образовательной программы основного общего образования.
Изучение учебного предмета «Обществознание», включающего знания о российском обществе и направлениях
его развития в современных условиях, об основах конституционного строя нашей страны, правах и обязанностях
человека и гражданина, способствует воспитанию российской гражданской идентичности, готовности к
служению Отечеству, приверженности национальным ценностям.
Привлечение при изучении обществознания различных источников социальной информации помогает
обучающимся освоить язык современной культурной, социально-экономической и политической коммуникации,
вносит свой вклад в формирование метапредметных умений извлекать необходимые сведения, осмысливать,
преобразовывать и применять их.
Изучение учебного предмета «Обществознание» содействует вхождению обучающихся в мир культуры и
общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного «Я», формированию
способности к рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего места в обществе.
Общее количество учебных часов на четыре года обучения составляет 136 часов. Учебным планом на изучение
обществознания отводится в 6-9 классах по 1 часу в неделю при 34 учебных неделях.
Федеральная рабочая программа учебного предмета «География» на уровне основного общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС ООО, а также на
основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, представленной в федеральной программе воспитания и подлежит непосредственному
применению при реализации обязательной части образовательной программы основного общего образования.
Учебный предмет «География» на уровне основного общего образования - предмет, формирующий у

Основы безопасности
жизнедеятельности
(ФРП)

обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об
основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и динамике
основных природных, экологических и социально-экономических процессов, о проблемах взаимодействия
природы и общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Содержание курса географии на уровне основного общего образования является базой для реализации
краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в
старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для
последующей уровневой дифференциации.
На изучение учебного предмета «География» отводится 272 часа: по одному часу в неделю в 5 и 6 классах и по 2
часа в 7, 8 и 9 классах.
Федеральная рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на
основе требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в ФГОС
ООО, федеральной программы воспитания, Концепции преподавания учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» и предусматривает непосредственное применение при реализации ООП ООО.
Изучение ОБЖ направлено на обеспечение формирования базового уровня культуры безопасности
жизнедеятельности, что способствует выработке у обучающихся умений распознавать угрозы, избегать
опасности, нейтрализовывать конфликтные ситуации, решать сложные вопросы социального характера, грамотно
вести себя в чрезвычайных ситуациях.
В программе ОБЖ содержание учебного предмета ОБЖ структурно представлено десятью модулями
(тематическими линиями), обеспечивающими непрерывность изучения предмета на уровне основного общего
образования и преемственность учебного процесса на уровне среднего общего образования:
модуль № 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»;
модуль № 2 «Безопасность в быту»;
модуль № 3 «Безопасность на транспорте»;
модуль № 4 «Безопасность в общественных местах»;
модуль № 5 «Безопасность в природной среде»;
модуль № 6 «Здоровье и как его сохранить Основы медицинских знаний»;
модуль № 7 «Безопасность в социуме»;
модуль № 8 «Безопасность в информационном пространстве»;
модуль № 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»;
модуль № 10 «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и здоровья
населения».
В 8—9 классах предмет изучается из расчѐта 1 час в неделю (всего 68 часов).

Биология

Физика

Рабочая программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также федеральной
программы воспитания.
Программа направлена на формирование естественно-научной грамотности учащихся и организацию изучения
биологии на деятельностной основе. В программе учитываются возможности предмета в реализации Требований
ФГОС ООО к планируемым, личностным и метапредметным результатам обучения, а также реализация
межпредметных связей естественно-научных учебных предметов на уровне основного общего образования.
В соответствии с ФГОС ООО биология является обязательным предметом на уровне основного общего
образования. Данная программа предусматривает изучение биологии в объѐме 238 часов за пять лет обучения: из
расчѐта с 5 по 7 класс – 1 час в неделю, в 8-9 классах – 2 часа в неделю.
Рабочая программа по физике на уровне основного общего образования составлена на основе положений и
требований к результатам освоения на базовом уровне основной образовательной программы, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО), а также
с учѐтом федеральной программы воспитания и Концепции преподавания учебного предмета «Физика» в
образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные
программы.
Содержание Программы направлено на формирование естественно-научной грамотности учащихся и
организацию изучения физики на деятельностной основе. В ней учитываются возможности предмета в
реализации требований ФГОС ООО к планируемым личностным и метапредметным результатам обучения, а
также межпредметные связи естественно-научных учебных предметов на уровне основного общего образования.
Цели изучения физики:
 приобретение интереса и стремления обучающихся к научному изучению природы, развитие их
интеллектуальных и творческих способностей;
 развитие представлений о научном методе познания и формирование исследовательского отношения к
окружающим явлениям;
 формирование научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных
законов физики;
 формирование представлений о роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий;
 развитие представлений о возможных сферах будущей профессиональной деятельности, связанной с
физикой, подготовка к дальнейшему обучению в этом направлении.
Данная программа предусматривает изучение физики на базовом уровне в объѐме 238 часов за три года обучения
по 2 ч. в неделю в 7 и 8 классах и по 3 ч. в неделю в 9 классе.

Химия

Музыка

Рабочая программа по химии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, с учѐтом
распределѐнных по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования и элементов содержания, представленных в Универсальном
кодификаторе по химии, а также на основ е федеральной рабочей программы воспитания обучающихся при
получении основного общего образования и с учѐтом Концепции преподавания учебного предмета «Химия» в
образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные
программы (утв. Решением Коллегии Минпросвещения России, протокол от 03.12.2019 N ПК-4вн).
Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне основного общего образования составлена на основе
Требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования, с учѐтом:
● распределѐнных по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования по предмету «Музыка»;
● федеральной программы воспитания.
Рабочая программа по музыке основного общего образования разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО),
примерной программы воспитания. Рабочая программа разработана на основе рабочей программы ООО по
музыке (одобрена решением ФУМО по общему образованию протокол 3/21 от 27.09.2021 г.), планируемых
результатов основного общего образования в соответствии с ФГОС ООО 2021 г.
Целью реализации программы является воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры
обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является эстетическое восприятие
искусства, постижение мира через его переживание, самовыражение через творчество. Содержание рабочей
программы учебного предмета «Музыка» на ступени основного общего образования предусматривает изучение
программного материала по нескольким модулям: «Музыка моего края», «Народное музыкальное творчество
России», «Музыка народов мира», «Европейская классическая музыка», «Русская классическая музыка», «Истоки
и образы русской и европейской духовной музыки», «Современная музыка: основные жанры и направления»,
«Связь музыки с другими видами искусства», «Жанры музыкального искусства».
На изучение предмета «Музыка» на ступени основного общего образования отводится 136 часов:
● 5 класс – 34 часа (1 час в неделю);
● 6 класс – 34 часа (1 час в неделю);
● 7 класс – 34 часа (1 час в неделю);
● 8 класс – 34 часа (1 час в неделю).

Изобразительное
искусство

Технология

Рабочая программа основного общего образования по предмету «Изобразительное искусство» составлена на
основе требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также на основе
планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
представленных в федеральной рабочей программе воспитания.
Рабочая программа по изобразительному искусству основного общего образования разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
(ФГОС ООО), примерной программы воспитания. Рабочая программа разработана на основе рабочей программы
ООО по ИЗО (одобрена решением ФУМО по общему образованию протокол 3/21 от 27.09.2021 г.), планируемых
результатов основного общего образования в соответствии с ФГОС ООО 2021 г.
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного
мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, формы
самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Изобразительное
искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как включает в себя основы разных
видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного
и декоративно-прикладного искусства, фотографии, функции художественного изображения в зрелищных и
экранных искусствах.
Учебный материал каждого модуля разделѐн на тематические блоки, которые могут быть основанием для
организации проектной деятельности, которая включает в себя как исследовательскую, так и художественнотворческую деятельность, а также презентацию результата.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» структурировано как система тематических модулей. Три
модуля входят в учебный план 5–7 классов программы основного общего образования.
На изучение предмета «Изобразительное искусство» на уровне основного общего образования отводится 102
часа:
 5 класс – 34 часа (1 час в неделю);
 6 класс – 34 часа (1 час в неделю);
 7 класс – 34 часа (1 час в неделю).
Рабочая программа по технологии на уровне основного образования составлена на основе Требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также федеральной
рабочей программе воспитания.
Учебный предмет «Технология» на ступени основного общего образования интегрирует знания по разным
предметам учебного плана и становится одним из базовых для формирования у обучающихся функциональной

Физическая культура

грамотности, технико-технологического, проектного, креативного и критического мышления на основе практикоориентированного обучения и системно-деятельностного подхода в реализации содержания. В рамках освоения
предмета происходит приобретение базовых навыков работы с современным технологичным оборудованием,
освоение современных технологий, знакомство с миром профессий, самоопределение и ориентация обучающихся
в сферах трудовой деятельности.
Содержание предмета «Технология» отражает смену жизненных реалий и формирование пространства
профессиональной ориентации и самоопределения личности, в том числе: компьютерное черчение,
промышленный дизайн; 3D-моделирование, прототипирование, технологии цифрового производства в области
обработки материалов, аддитивные технологии; нанотехнологии; робототехника и системы автоматического
управления; технологии электротехники, электроники и электроэнергетики; строительство; транспорт; агро- и
биотехнологии; обработка пищевых продуктов.
Стратегическими документами, определяющими направление модернизации содержания и методов обучения,
являются:
 ФГОС ООО 2021 года (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; зарегистрирован в
Минюсте России 05.07.2021, № 64101);
 Концепция преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской
Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (утверждена коллегией Министерства
просвещения Российской Федерации 24 декабря 2018 г.).
Современный курс технологии построен по модульному принципу. Модульная рабочая программа по предмету
«Технология» — это система логически завершѐнных блоков (модулей) учебного материала, позволяющих
достигнуть конкретных образовательных результатов за уровень образования.
На освоение предмета «Технология» на ступени основного общего образования отводится 272 часа:
 5 класс – 68 часов (2 часа в неделю);
 6 класс – 68 часов (2 часа в неделю);
 7 класс – 68 часов (2 часа в неделю);
 8 класс – 34 часа (1 час в неделю);
 9 класс – 34 часа (1 час в неделю).
Рабочая программа по физической культуре на уровне основного общего образования составлена на основе
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а
также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся, представленной в Федеральной программе воспитания.

Основы духовнонравственной
культуры народов России
(ОДНКНР)

В рабочей программе нашли свои отражения объективно сложившиеся реалии современного социокультурного
развития российского общества, условия деятельности образовательных организаций, возросшие требования
родителей, учителей и методистов к совершенствованию содержания школьного образования, внедрению новых
методик и технологий в учебно-воспитательный процесс. В своей социально-ценностной ориентации рабочая
программа сохраняет исторически сложившееся предназначение дисциплины «Физическая культура» в качестве
средства подготовки учащихся к предстоящей жизнедеятельности, укрепления их здоровья, повышения
функциональных и адаптивных возможностей систем организма, развития жизненно важных физических качеств
Программа обеспечивает преемственность с рабочей программой начального среднего общего образования,
предусматривает возможность активной подготовки учащихся к выполнению нормативов «Президентских
состязаний» и «Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО».
Содержание рабочей программы представляется системой модулей, которые входят структурными компонентами
в раздел «Физическое совершенствование». Инвариантные модули включают в себя содержание базовых видов
спорта: гимнастика, лѐгкая атлетика, зимние виды спорта (на примере лыжной подготовки), спортивные игры,
плавание Данные модули в своѐм предметном содержании ориентируются на всестороннюю физическую
подготовленность учащихся, освоение ими технических действий и физических упражнений, содействующих
обогащению двигательного опыта.
Общий объѐм часов, отведѐнных на изучение учебной дисциплины «Физическая культура» на ступени основного
общего образования блок «Базовая физическая подготовка» отводится 340 часов:
● 5 класс – 68 часов (2 часа в неделю);
● 6 класс – 68 часов (2 часа в неделю);
● 7 класс – 68 часов (2 часа в неделю);
● 8 класс – 68 часов (2 часа в неделю);
● 9 класс – 68 часов (2 часа в неделю).
При разработке рабочей программы по предмету «Физическая культура» учтена возможность реализации
вариативных модулей (не менее 1 часа в неделю с 5 по 9 класс) во внеурочной деятельности, в том числе в форме
сетевого взаимодействия с организациями системы дополнительного образования детей.
Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее —
ОДНКНР) для 5—6 классов образовательных организаций составлена в соответствии с:
 требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
(ФГОС ООО) (утверждѐн приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
 требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным,
метапредметным, предметным);
 основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного

общего образования.
Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» призван обогатить процесс воспитания в
гимназии не только новым содержанием (ознакомление с традиционными религиями Российского государства),
но и новым пониманием сущности российской культуры, развивающейся как сплав национальных традиций и
религиозных верований.
Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как многонациональное,
поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и
культурными ценностями) на микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины,
семьи и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как
личность).
В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных взаимосвязях между
материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий современного общества его духовнонравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, еѐ специфические инструменты
самопрезентации, исторические и современные особенности духовно-нравственного развития народов России. В
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования
предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является обязательной для в 5—6
классах.
На изучение курса на уровне основного общего образования отводится 34 часа на каждый учебный год, не менее
1 учебного часа в неделю.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».