Дополнительная ОО программа социально-гуманитарной направленности ЮИД 5-7 класс Васьков Д.А. 2023-2024 г

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 2

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности «ЮИД»
«Юные Инспектора Движения»
(5-7 класс)

г. Богданович, 2023 г.

Содержание
Пояснительная записка
Раздел 1. Планируемые результаты освоения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Раздел 2. Содержание дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы с указанием форм и видов деятельности
Раздел 3. Тематическое планирование дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Приложение № 1
Литература

Пояснительная записка
Нормативно-правовая основа:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816
«Об
утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018
№ 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года №
533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196«;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ».
12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
13. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные инспектора
движения» предназначена для обучающихся 5-7 классов и составлена на основе программы
дополнительного образования по профилактике детского дорожно-транспортного
травматизма «Правила дорожного движения»; в рамках реализации Федеральной целевой
программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2023-2024 г.» на основании
постановления Правительства РФ; а также приказа Главного Управления ВД МВД России

по Свердловской области от 20 декабря 2012 года № 829/01-3470. Программа составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
нового поколения и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и
основам безопасного поведения на дорогах и разработана в соответствии с требованиями
Законов РФ «Об образовании», «О безопасности дорожного движения», с целью
организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и
улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения.
Основная идея программы — формирование представлений о правилах дорожного
движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Необходимость создания условий для непрерывного обучения участников дорожного
движения, начиная с младшего школьного возраста, диктуется условиями бурного роста
современного автомобильного транспорта и увеличением интенсивности движения на
автодорогах. Среда обитания ребенка перенасыщена риском и опасностями дорожнотранспортных происшествий. Практически с порога дома он становится участником
дорожного движения, так, как и дворы стали, объектами дорожного движения.
Всем известно, какую опасность для детей представляет сегодня дорога. Только на дорогах
России ежегодно попадают в беду более 30 тысяч человек и среди них значительное число
составляют дети. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной
культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к
самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится,
очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания.
Все это определяет необходимость введения данного курса в начальной школе.
Целью программы является формирование обязательного минимума знаний и умений,
который обеспечит развитие новых социальных ролей школьника как участника дорожного
движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно
вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожнотранспортных происшествий, участниками которых становятся школьники.
Программа направлена на реализацию умения, относящегося к культуре безопасности
жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности.
Программа решает следующие задачи:
 сообщение знаний о правилах движения на проезжей части;
 обучение пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика;
 привитие умения пользоваться общественным транспортом;
 ознакомление со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки
проезжей части;
 воспитание осознания опасности неконтролируемого поведения на проезжей части,
нарушения правил дорожного движения;
 воспитание бережного отношения к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и
здоровью всех участников дорожного движения.
Программа «Юные инспектора движения» рассчитана на 1 год обучения, из расчета 2 часа в
неделю.
Основные принципы реализации программы:
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт
личностных, возрастных особенностей учащихся начальных классов и уровня их психического
и физического развития.
2. Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников,
тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного
поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной
информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность
на дороге, скорость движения и т.д.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Учащиеся
должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.
4. Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано
появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны,

это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой –
необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки,
умения и навыки безопасного поведения.
5. Принцип социальной безопасности. Обучающиеся должны понимать, что они живут в
обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих
правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного
движения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как
неправильные действия школьника на улице и дороге опасны и для него самого, и для
окружающих.
6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется
при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания
нужен положительный пример взрослых.
Условия реализации программы
Программа предполагает, как групповые занятия, так и индивидуальные, а также
проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание
пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через
реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется
использование таких форм проведения занятий:
 тематические занятия;
 игровые тренинги;
 разбор дорожных ситуаций на настольных играх;
 экскурсии;
 конкурсы, соревнования, КВН, викторины;
 изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;
 выпуск стенгазет разработка проектов по ПДД;
 встреча с работниками ГИБДД;
 просмотр видеофильмов.
Методы и средства обучения:
Словесные – рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов,
видеофильмов, презентаций.
Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью
которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по
городу (поселку) с целью изучения программного материала.
Условия реализации программы:
Место проведения (классные кабинеты, учебный перекрёсток в рекреации начальной школы,
спортивный зал).
Материально-техническое обеспечение (велосипеды, настольные и напольные игры по ПДД,
канцтовары и др.).
Кадровое обеспечение (заместитель директора по ВР, педагог-организатор, руководитель
ЮИД, инспектор ГИБДД).
Методическое обеспечение (Правила дорожного движения, плакаты, видеофильмы по ПДД, и
др.).
Раздел 1. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Ожидаемые результаты освоения обучающимися программы
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
 оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения,
соблюдения правил дорожного движения;
 объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных
ценностей;
 в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать
выбор, как поступить;

 осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной
безопасности и безопасности окружающих.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих
универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
 определять цель деятельности;
 учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
 навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том
числе творческого характера;
Познавательные УУД:
 добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники
информации, свой жизненный опыт;
 перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
деятельности;
Коммуникативные УУД:
 оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
 высказывать и обосновывать свою точку зрения;
 слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
 задавать вопросы
Выполнение задач, стоящих перед программой позволит:
 Сокращение количества ДТП с участием обучающихся МАОУ-СОШ № 2.
 Увеличение количества обучающихся, входящих в состав отряда ЮИД
 Повышение уровня теоретических знаний по ПДД (100 % выполнение программных
требований).
 Освещение результатов деятельности в школьных СМИ (постоянно действующий
уголок безопасности дорожного движения)
 Разработать методические рекомендации для классных руководителей по вопросам
профилактики детского дорожно – транспортного травматизма;
 Внедрить новые инновационные технологии профилактики детского дорожно –
транспортного травматизма;
 Расширить знания учащихся об истории правил дорожного движения;
 Повысить дорожную грамотность учащихся;
 Сформировать мотивационно – поведенческую культуру ребенка в условиях
общения с дорогой;
 Повысить ответственность детей за свое поведение на дороге.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОТРЯДА ЮИД:
В итоге обучения правопослушному и безопасному поведению на улицах, дорогах и в
транспорте учащиеся должны знать:
 опасные места вокруг школы, дома, в микрорайоне, на улицах и дорогах;
 безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне;
 типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и
авариям;
 опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением;
 места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках,
самокатных средствах, санках и т.п.;
 название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для
водителей;
Правила:





перехода улиц и дорог по сигналам светофора;
перехода улиц и дорог по пешеходным переходам;
перехода проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в
зоне видимости;
 воздержания от перехода дорог и улиц при приближении транспортных средств с
включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом;
 движения по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии — по обочине и краю
проезжей части со взрослыми);
 движения группы детей в сопровождении взрослых;
 этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь со взрослыми;
 безопасного поведения при езде на велосипеде и возраст, с которого можно выезжать на
улицы и дороги.
Учащиеся должны уметь:
 переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также
проезжую часть небольшой дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов);
 правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в
транспорте, при езде на велосипеде.
Учащиеся, кроме перечисленного выше, должны знать Правила:
 перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;
 перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта и
трамвайными путями.
Учащиеся должны уметь:
 переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
 обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях; при посадке и
высадке из общественного транспорта;
 ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений;
не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
 не создавать помех движению транспорта;
 определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;
 дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салоне
общественного транспорта.
Учащиеся, кроме перечисленного, должны знать:
 что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов
зависит;
А также правила:
 перехода дорог с двусторонним и односторонним движением;
 перехода улиц и дорог при высадке из общественного транспорта;
 перехода железной дороги.
Учащиеся должны уметь:
 ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и
односторонним движением, наличием трамвайных путей;
 переходить железнодорожные пути;
 переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
 осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.
Для адекватного поведения в дорожной обстановке необходимо формировать и развивать
у учащихся:
 устойчивые привычки дисциплинированного, осторожного и безопасного поведения на
улицах, дорогах и в транспорте;
 познавательные психические процессы (восприятие, внимание, воображение,
мышление, память, речь);
 понимание, осмысление и осознание опасных и безопасных действий на улицах и
дорогах, в транспорте; способность самостоятельно их анализировать и оценивать;



самоконтроль, саморегуляцию и самоорганизацию правопослушного и безопасного
поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
Формы и методы контроля:
 организация тестирования и контрольных опросов по ПДД;
 проведение викторин, смотров знаний по ПДД;
 организация игр-тренингов;
 анализ результатов деятельности.
Раздел 2. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы с указанием форм и видов деятельности
1.Знакомство с историей движения отрядов ЮИД. Беседа о значении отрядов ЮИД.
Знакомство с задачами отряда.
2. ПДД.
2.1. Знакомство с основными понятиями, терминами ПДД: водитель, пешеходный переход,
проезжая часть, участник дорожного движения.
2.2.Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения. Обязанности
водителя, пешехода, пассажира.
2.3.Дорожные знаки и дополнительные средства информации. Группы знаков, их назначение,
установка. Значение и особенности групп знаков: предупреждающие, знаки приоритета,
запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса, знаки
дополнительной информации.
2.4. Правила движения пешехода. Движение пешехода по улице (по тротуарам, пешеходной
дорожке, по обочине), пересечение проезжей части на регулируемом и нерегулируемом
пешеходном переходе и при отсутствии пешеходного перехода.
2.5.Где и как переходить улицу. Переход дороги по сигналам светофора. При отсутствии
светофора.
2.6.Элементы улиц и дорог. Понятие улицы. Улицы с односторонним и двусторонним
движением; тротуар, дорожки для пешеходов. Дорога, главная дорога, проезжая часть,
обочина, разделительная полоса, кювет.
2.7.Регулируемый перекрёсток.
Раскрытие
понятия
регулируемого
перекрёстка.
Регулирование
светофором
и
регулировщиком. Основная опасность на регулируемом перекрёстке – ограничение обзора
трогающимися с места автомобилями в начале цикла «зелёного» и проезд «с ходу» других
автомобилей.
2.8.Нерегулируемый перекрёсток.
Понятие нерегулируемого перекрёстка. Правила перехода в зоне нерегулируемого перекрёстка.
Дорожные «ловушки», подстерегающие пешехода на перекрёстке. «Подвижный ограниченный
обзор»: попутный транспорт, встречный транспорт. Ограничение обзора остановившимися
автомобилями.
2.9.Правила движения велосипедиста, мопедиста. Знакомство с устройством велосипеда.
Элементарные правила велосипедистов. Порядок движения на велосипеде по проезжей части.
2.10.Перевозка людей и груза на велосипеде и мототранспорте. Правила перевозки грузов и
маневрирования. Технические требования к велосипеду.
2.11.Движение группы пешеходов и велосипедистов. Различие движения колонн пешеходов и
групп детей. Действия руководителя группы. Переход дороги колонной пешеходов и группой
детей. Правила движения велосипедистов группами, действия руководителя группы (колонны).
Проезд нерегулируемого перекрёстка группой велосипедистов.
2.12.Устройство велосипеда. Основные узлы; значение каждой детали оборудования. Обратить
внимание на действие руля и тормозов. Уход за велосипедом: очистка, плавность хода,
контролирование шин. Выверка центровки колёс. Натяжение цепи и спиц. Смазка велосипеда,
промывание вращающихся деталей. Устранение зазоров.
2.13.Фигурное вождение велосипеда. Правила выполнения упражнений: «восьмёрка», перевоз
предмета, коридор из коротких (длинных) досок; слалом с одинаково расставленными кеглями,
слалом между воротами, «змейка» (шайбами), скачок и «качели», остановка на контрольной
линии.

2. 14.Дорожная разметка. Понятие о вертикальной и горизонтальной разметке. Её значение для
регулирования движения транспорта и пешеходов. Пользование разметкой, ориентирование в
движении.
2.15.Правила пользования транспортом. Пользование общественным транспортом.
Обязанности пассажиров в транспорте и в местах его ожидания. Пользование собственным
легковым автомобилем или такси.
2.16.На железной дороге. Обучение пользованию железнодорожными переходами.
Оборудование железнодорожных переездов. Правила перехода и переезда через
железнодорожные пути.
2.17.Движение по загородной дороге. Дать важные сведения о сельском транспорте (тракторах
и прицепах к ним, самоходных сельхозмашинах, гужевом транспорте); изучить
дополнительные требования к движению гужевых повозок и погону животных.
2.18.Дорожные «ловушки». Знание правил безопасного перехода через дорогу. Умение видеть
на дороге опасные ситуации - «ловушки»: закрытого обзора; отвлечения внимания;
«пустынная улица»; пешеход на проезжей части улицы; зона остановки автобуса, троллейбуса,
трамвая; на пешеходном переходе; пешеход у светофора; на углу перекрёстка; возле дома;
пешеход, идущий вдоль проезжей части.
3.Первая медицинская помощь.
3.1.Ожоги, обморожения. ПМП при ожогах 1,2,3, 4 степеней; при ожогах кислотой, щёлочью.
ПМП при обморожениях. Обезболивающие средства. Обработка поражённых участков тела.
3.2.Виды кровотечений. Ознакомление с видами кровотечений и их характеристика
(капиллярное, венозное, артериальное). Признаки внутреннего кровотечения. ПМП при
капиллярном, венозном, артериальном, внутреннем кровотечениях. Правила наложения жгута,
(закрутки).
3.3.Транспортировка пострадавших. Понятие транспортировки. Особенности транспортировки
с переломом позвоночника, при переломе костей таза. Транспортировка при отсутствии
транспортных средств (носилки, щит, доска).
3.4.Переломы. Понятие перелома. Открытый и закрытый перелом. ПМП при переломе:
ключицы, плечевой кости, костей предплечья, костей кисти и пальцев, бедренной кости, костей
голени. Вывих конечности, бедра, костей верхних конечностей, нижней челюсти.
Кадровое обеспечение программы
№
Кадровый состав
Основной функционал
п/п
1 Директор МАОУ-СОШ № 2 Осуществляет общее руководство реализацией
программы (в соответствии с планом мониторинга).

данной

2 Заместитель директора по Планирование, контроль
и
организация
работы
по
ВР, курирующий работу профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в
инструктора
по соответствии с целью и задачами МАОУ-СОШ № 2
безопасности
дорожного
движения
3 Инструктор
безопасности
движения

по выполняет следующие функции:
дорожного Планирование и организация учебно–воспитательного
процесса.
Ведение занятий по ПДД.
Подготовка и проведение праздников по данному
направлению.
Проведение родительских собраний по профилактике
дорожно-транспортного травматизма;
Координация воспитательной работы и деятельности
учащихся.
Отслеживание положительной динамики по реализации
программы.
Привлечение родителей к организации работы по данному

направлению.
Ведение необходимой документации.
4 Руководитель отряда ЮИД

Раздел 3.
Тематическое
общеразвивающей программы
№
1
1.1.
2
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.
2.8.
2.9.
2.10.
2.11.
2.12.
2.13.
2.14.
2.15.
2.16.
2.17.
2.18.
3
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.

Планирование работы отряда ЮИД;
Руководство работой отряда ЮИД;
Координация совместной деятельности с инспектором
ГИБДД;
Разработка экскурсий; составление графика экскурсий для
учащихся школы;
Ведение занятий по ПДД;
Подготовка к конкурсам по данному направлению;
Освещение деятельности отряда ЮИД в школьных средствах
массовой информации;
Ведение необходимой документации;
Отслеживание положительной динамики по реализации
программы.
планирование

дополнительной

Теоретическая часть
Введение
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности на
занятиях кружка
Правила дорожного движения
Изучение положения об отряде ЮИД. Задачи на новый
учебный год. Основные понятия и термины ПДД
Права, обязанности и ответственность участников дорожного
движения.
Дорожные знаки и дополнительные средства информации
Правила движения пешехода.
Где и как переходить улицу?
Элементы улиц и дорог.
Регулируемый перекрёсток
Нерегулируемый перекрёсток
Правила движения велосипедистов, мопедиста
Перевозка людей и груза на велосипеде и мототранспорте
Движение группы пешеходов и велосипедистов
Устройство велосипеда; технические требования к велосипеду
и мопеду.
Фигурное вождение велосипеда.
Дорожная разметка.
Правила пользования транспортом
На железной дороге.
Движение по загородной дороге
Дорожные ловушки
Первая медицинская помощь
Ожоги, обморожения
Виды кровотечений. Остановка кровотечений
Транспортировка пострадавших
Переломы
ИТОГО:

общеобразовательной
Теория

Практика
2

2

0
50

2

0

2

0

4
2
0
2
2
2
2
2
2

2
0
2
0
2
2
0
0
2

2

0

2
2
2
2
2
2

4
0
0
0
0
0
16

2
2
2
2

2
2
2
2
68

Приложение № 1
Литература
Алмазов Б. Н. Психологическая совместимость с детьми.
Анастасова Л. П., Иванова Н.В., Ижевский П.В, Жизнь без опасностей. Учись быть
самостоятельным: альбомы-задачники, 1 кл., 2 кл., 3 кл. — М.: «Вентана-Граф», 1998.
Белкин А. С. Педагогика детства: Основы возрастной педагогики. — Екатеринбург: Сократ, 1995.
Лукина П. П., Пенькова Г. В., Элиасберг Н. И. Учимся думать о себе и о других. Изд. 2-е, испр. —
СПб: «Специальная литература»,1997.
Методические материалы по ситуационному обучению учащихся Правилам дорожного движения,
— УГАИ УВД Свердловской области, 1986.
Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для
студ. вузов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд. центр «Академия», 1997.
Новоселов С. А., Горнова Г. Н. Педагогическая система развития технического творчества в
учреждениях дополнительного и начального профессионального образования: Метод, пособие /
Объединение с «Дворец молодежи» — Екатеринбург, 1999.
Организация работы по безопасности движения с учащимися. Метод, реком / состав. Яковлева Е. Г,
— УГАИ УВД Свердловской области, 1997.
П. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учеб. пособие / Под ред. Байковой
Л. А., Гребенкина Л. К — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Педагогическое общество России, 2000.
Пола Статмэн. Безопасность вашего ребенка / Пер. с англ.
Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисе»: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений.
— М.: Изд. центр «Академия», 2000.
Правила дорожного движения Российской Федерации — М.: Изд.-во «За рулем», 1993.
Правила дорожного движения. Ответственность за нарушения ПДЦ. Права и обязанности
работников ГАИ. М.: «Саитакс-Пресс»,1996. Свердловск: Ср.-Урал. кн. изд-во, 1991.
СПб: «Респекс», «Дельта», «Кристалл», 1996.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».