Дополнительная ОО программа физкультурно-спортивной направленности Юный стрелок 10-11 класс Кашин М.В. 2023-2024 уч. г

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 2

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Физкультурно-спортивной направленности
«Юный стрелок»
для обучающихся 10-11 классов

г. Богданович, 2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВАІІИЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Раздел 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Раздел
2.
СОДЕРЖАНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И
ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел
3.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Приложение № 1
Методические рекомендации к программе
Приложение № 2
Список литературы

Нормативно-правовая основа:

1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г.
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября
2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196«;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ».
12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ, способствующих социально-психологической реабилитации,
профессиональному
самоопределению
детей
с
ограниченными

возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
13. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы могут
проводиться
совместно
с
юношами
и
девушками.
При реализации программы основное внимание уделяется на выработку у учащихся
практических навыков по безопасному обращению с оружием и умению его эффективно
использовать с целью формирования кандидатов для участия в соревнованиях по стрельбе
городского
уровня.
Программа оказывает помощь в усвоении учащимися знаний и навыков,
предусмотренных программой курса ОБЖ для 10 – 11 классов и «Программой проведения
учебных сборов с юношами-учащимися 10 классов средних школ» согласно совместному
приказу Министерства обороны РФ и Министерства образования № 203;1836.
1.1 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа занятий «ЮНЫЙ
СТРЕЛОК» для учащихся средней общеобразовательной школы разработана в
соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании», «О воинской обязанности и
военной
службе»,
«Об
оружии»,
1.2. Основанием для содержания программы послужили основные пункты типовой
Программы для ДЮСШ по указанной тематике, «Методические рекомендации по
ведению начальной военной подготовки в общеобразовательной школе» М 1989 г..
1.3. Данная программа имеет цель организации изучения учащимися средней
общеобразовательной школы стрелкового оружия, получения первичных навыков
обращения с ним факультативно на кружковой основе, приобретения ими основных
теоретических знаний по истории создания различных видов стрелкового оружия, типах и
системах отечественного стрелкового оружия, мерах безопасного обращения со
стрелковым оружием, а также приобретения практических навыков ухода за стрелковым
оружием, выполнения правил его хранения и использования.
1.4. Задачи программы:
– формирование у учащихся первичных знаний по истории создания и развития
различных видов стрелкового оружия, его современных типах, устройстве и технических
характеристиках;
– привитие навыков безопасного обращения с оружием, правильного ухода и хранения
оружия;
– достижение способности учащихся к выполнению первичных приемов стрельбы и
развитие результативности в выполнении упражнения по стрельбе из пневматической
винтовки.
1.5. При реализации Программы используются учебные пособия (плакаты по тематике
программы, макеты, справочная литература). Для выполнения практической части
Программы используются пневматические винтовки, стандартные мишени типа «П-6»,
опрокидывающиеся мишени из расчета по 3 шт. на каждое место огневого рубежа.
Практические занятия по стрельбе проводятся в стрелковом тире школы, оборудованном в
соответствии с требованиями Руководящих документов со строгим выполнением правил
ТБ.
1.6. Занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
предусматривают первоначальное ознакомление с теоретической частью, проведение
инструктажа по технике безопасности при обращении с оружием, выполнение

упражнений по стрельбе из пневматической винтовки с их последующим усложнением и
выполнение
контрольных
нормативов.
1.7. Занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
могут проводиться совместно с юношами и девушками.
1.8. При реализации программы основное внимание уделяется на выработку у учащихся
практических навыков по безопасному обращению с оружием и умению его эффективно
использовать с целью формирования кандидатов для участия в соревнованиях по стрельбе
городского уровня.
1.9. Программа оказывает помощь в усвоении учащимися знаний и навыков,
предусмотренных программой курса ОБЖ для 10 – 11 классов и «Программой проведения
учебных сборов с юношами-учащимися 10 классов средних школ» согласно совместному
приказу Министерства обороны РФ и Министерства образования № 203;1836.
1.10. Программа рассчитана на объем 34 чебных часа за учебный год, то есть по 1 часу в
неделю. Темы занятий могут быть объединены при увеличении количества учебных часов
в неделю. При увеличении количества учебных часов, курс по его окончании может быть
повторен в течение учебного года с другой группой учащихся.
Раздел 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.11. Ожидаемые результаты. По окончании изучения:
1.11.1 Учащиеся обоснованно излагают вопросы:
– основные исторические этапы развития и совершенствования стрелкового оружия;
– виды и характеристики основных образцов отечественного стрелкового оружия;
– правила безопасного обращения с оружием, порядка его хранения и ухода за ним;
1.11.2 Учащиеся имеют представление:
– о возможных последствиях нарушения правил обращения с оружием;
– об ответственности за нарушение правил техники безопасности и о юридической
стороне вопроса;
– об устройстве пневматической винтовки, ее технических характеристиках;
– об оборудовании стрелкового тира (месте для стрельбы) и порядке его использования;
1.11.3 Учащиеся владеют навыками:
– первичных приемов выполнения упражнения по стрельбе из пневматической винтовки;
– безопасного обращения со стрелковым оружием, его хранения и ухода за ним.
– обязательного, точного, немедленного и быстрого выполнения всех указаний и команд
преподавателя курса;
1.12. В ходе реализации программы используются:
– для проведения занятий по теоретической части курса лекционный метод (урок-лекция)
и проблемно-поисковый метод проведения занятия;
– для проведения практических занятий по стрельбе из пневматической винтовки
используется требования «Методических рекомендаций по ведению военной подготовки в
школе», «Правила ТБ при проведении практических стрельб» и Инструкция по охране
труда при обращении с оружием на уроках ОБЖ.
1.13. Контроль знаний по пройденным темам теоретической части производится по
пятибалльной системе путем контрольного опроса или тестирования. Контроль знаний
правил ТБ при проведении занятий и обращении с оружием проводится по зачетной
форме с допуском к занятиям только при безусловном знании темы. Контроль качества
выполнения нормативов по стрельбе производится по пятибалльной системе в
соответствии с результатами и характером упражнения.
1.14. Программу рекомендуется реализовать с учащимися 8–9, 10-11 классов основной и
средней школы, однако участвовать в изучении могут и учащиеся младшего возраста.
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ
И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Раздел. История создания и развития стрелкового оружия.
1.1. История создания стрелкового оружия.
1. Метательное оружие, его виды, принцип действия и использования. Разновидности
метательного оружия с древнейших времен до настоящего времени. Лук и стрелы,
арбалеты их возникновение, виды, эволюция.
2. Огнестрельное оружие. Возникновение, первые исторические факты использования.
Эволюция.
Изобретение пороха в Китае. Факты первого применения артиллерии и ручного
огнестрельного оружия. Развитие и совершенствование систем и видов огнестрельного
оружия.
3. Современные виды стрелкового оружия.
Виды и системы современного стрелкового оружия. Образцы, находящиеся на
вооружении в вооруженных силах различных стран мира. Спортивное стрелковое оружие.
4. Отечественные образцы современного стрелкового оружия. Их виды и характеристики.
Образцы оружия, состоящие на вооружении в армии РФ. Технические данные автомата
Калашникова, винтовки Драгунова, пистолета Макарова, пневматическая винтовка.
Боеприпасы.
2. Раздел. Правила безопасного обращения с оружием.
2.1 Правила ТБ при обращении с оружием, хранение и уход за оружием.
5.
Правила
техники
безопасности
при
обращении
с
оружием.
Опасности при обращении с оружием. Инструктаж по технике безопасности согласно
требованиям
документации.
6. Возможные последствия нарушений правил ТБ. Правовые стороны вопроса.
Примеры несчастных случаев при нарушении правил ТБ при обращении с оружием.
Требования руководящих документов по ТБ. Уголовная и административная
ответственность.
7. Правила хранения оружия, порядок его использования при проведении занятий.
Хранение огнестрельного и пневматического оружия и боеприпасов к нему. Обращение с
оружием
на
занятиях
под
руководством
преподавателя
(инструктора).
8. Оборудование стрелкового тира (места для стрельбы) и порядок его использования.
Огневой рубеж, мишени и их разновидности, пулеулавливатель, требования по
освещенности. Звукоизоляции и вентиляции. Правила проведения занятий и тренировок.
9.
Устройство
и
технические
характеристики
пневматической
винтовки.
Устройство и принцип действия механизма винтовки, назначение деталей и их
взаимодействие при работе. Виды боеприпасов. Сила давления рабочей среды при
выстреле.
10. Порядок выполнения упражнения по стрельбе из пневматической винтовки.
Требования к учащемуся при выполнении упражнения. Значение дисциплины при
выполнении упражнения. Правила и способы прицеливания, заряжания оружия и
производства выстрела.
3. Раздел. Практические занятия.
3.1. Выполнение упражнений по стрельбе из пневматической винтовки.
Практические занятия и тренировки согласно темам 11 – 20 с увеличением дистанции и
сменой вида мишени. Внутри секционные соревнования на максимальной дистанции по
различным видам мишеней и с учетом норматива времени.
Раздел
3.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план
Примерное распределение учебного материала
Наименование раздела и темы занятия.
Количество учебных

Теория
1. Раздел. История создания и развития стрелкового оружия.
1.1. История создания стрелкового оружия.
Метательное оружие, его виды, принцип действия и
использования
Огнестрельное оружие. Возникновение, первые исторические
факты использования. Эволюция.
Современные виды стрелкового оружия.
Отечественные образцы современного стрелкового оружия. Их
виды и характеристики.
2. Раздел. Правила безопасного обращения с оружием. Правила
техники безопасности при обращении с оружием
2.1. Правила ТБ при обращении с оружием. Хранение у уход за
оружием. Возможные последствия нарушений ТБ. Правовые
стороны вопроса.
Примеры несчастных случаев и их последствия при нарушении
правил ТБ.
Правила хранения и использования оружия на занятиях
Оборудование стрелкового тира..
Устройство и технические характеристики пневматической
винтовки.
Порядок выполнения упражнения по стрельбе.
3. Раздел. Практические занятия
3.1. Выполнение упражнения по стрельбе из пневматической
винтовки. Упражнение на дистанции 5 метров 8 выстрелами по
круглой мишени диаметром 88 мм.
Упражнение на дистанции 8 метров 8 выстрелами по круглой
мишени диаметром 88 мм.
Упражнение на дистанции 8 метров по группе из 3
опрокидывающихся мишеней 5 выстрелами.
Выполнение контрольных нормативов по круглой мишени
диаметром88 мм на дистанции 5 и 8 метров 8 выстрелами.
Выполнение контрольных нормативов по группе
опрокидывающихся мишеней на дистанции 8 метров 5
выстрелами.
Упражнение на дистанции 10 метров по круглой мишени
диаметром 88 мм 8 выстрелами
Упражнение по группе опрокидывающихся мишеней на
дистанции10 метров 5 выстрелами.
Проведение внутрисекционных соревнований на дистанции 10
метров по круглой мишени диаметром 88 мм. 8 выстрелами.
Проведение внутрисекционных соревнований на дистанции 10
метров по группе опрокидывающихся мишеней 5 выстрелами.
Проведение внутрисекционных соревнований на дистанции 10
метров по группе опрокидывающихся мишеней 5 выстрелами с
учетом норматива времени. Упражнение на дистанции 10 метров
по круглой мишени диаметром 88 мм 10 выстрелами
Всего за курс

часов
Практика
1

1

3

1
1
1

30

30

34
4

30

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Методические рекомендации к программе
С учетом использования опыта проведения занятий по программе рекомендуется для
оснащения материальной базы при проведении занятий применять перекидные
(опрокидывающиеся) мишени группой из 3 видов по уменьшенному образцу мишеней,
используемых в войсках при проведении практических стрельб:
– «Пулеметное гнездо» – высотой в 5 см;
– «Грудная мишень» – высотой 6,5 см;
– «Ростовая мишень» – высотой 10 см.
При проведении внутрисекционных соревнований с учетом норматива времени вводится
ограничение по выполнении серии выстрелов по времени: На выполнение упражнения по
круглой мишени на дистанции 10 метров – 90 секунд. На выполнение упражнения по
опрокидывающимся мишеням на дистанции 10 метров – 60 секунд. Введение норматива
времени, а также последовательное увеличение дистанции и смена вида мишеней
вызывает у учащихся здоровый интерес к упражнению и спортивный азарт. Кроме того,
это способствует постепенному улучшению результатов и выявляет лучших учащихся по
способности контролировать свои действия при выполнении упражнения. При
проведении занятий по теоретической части курса рекомендуется использовать наглядные
пособия (плакаты, макеты оружия и боеприпасов), а также справочный материал, не
входящий в учебники. При отсутствии в школе штатного тира место для стрельбы из
пневматической винтовки может быть оборудовано в соответствии с рекомендациями
пособия (см. п.3 Раздела «Использованная литература») При проведении практических
занятий наиболее эффективна их продолжительность не менее 2 учебных часов в
условиях стрелкового тира (места для стрельбы). Жесткие требования соблюдения
дисциплины и правил безопасности вплоть до немедленного и безвозвратного
отстранения нарушителя от занятий за любой факт нарушения являются обязательным
условием при проведении занятий по курсу. Ведение журнала посещения занятий
проводится в обязательном порядке с отметкой о прохождения каждой темы курса.
Проведение занятий по темам 2 Раздела программы производится последовательно, без
нарушения очередности тем занятий и без их пропусков. Допуск учащихся к
практическим занятиям может быть произведен только после сдачи ими зачетов по всем
темам 2 Раздела и прохождения в установленном порядке инструктажа по ТБ.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Список литературы
Законы РФ « Об образовании»
Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» 1998 г.
Закон РФ «Об оружии» 1998 г.
Уголовный кодекс РФ 1996 г.
Кодекс об административных правонарушениях. 2001 г.
«Методические рекомендации по ведению военной подготовки в общеобразовательной
школе», Москва 1989 г.
«Учебно-материальная база начальной военной подготовки в школе». Л.М. Брысин.
«Просвещение» Москва 1989 г.

«Справочник по стрелковому оружию». В.Б.Жук М.2001 г.
«Военный энциклопедический словарь» Воениздат М.1987 г.
«Военно-исторический словарь» М 2000 г.
Наставления по стрелковому делу. Воениздат 1993 г.
Типовая программа для ДЮСШ по курсу «Пулевая стрельба», «Биатлон», М 1989 г


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».