Дополнительная ОО программа физкультурно-спортивной направленности Школа безопасности 10-11 класс Кашин М.В. 2023-2024 уч. г.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 2

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Физкультурно-спортивной направленности
«Школа безопасности»
для обучающихся 10-11 классов

г. Богданович, 2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВАІІИЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Раздел 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Раздел
2.
СОДЕРЖАНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И
ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел
3.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Приложение № 1
Методическое обеспечение программы
Приложение № 2
Список литературы

Нормативно-правовая основа:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г.
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября
2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196«;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных

программ, способствующих социально-психологической реабилитации,
профессиональному
самоопределению
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
13. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
Пояснительная записка
Жизнь выдвигает на первый план проблемы укрепления физического, духовного и
нравственного здоровья подрастающего поколения.
Чем больше подросток получает информации, приобретает практических навыков,
чем серьезнее психологическая подготовка к всевозможным социальным и природным
катаклизмам, тем выше его эмоционально-волевая устойчивость. Людей, обладающих ею,
называют сильными. Сильные люди умеют распорядиться своими знаниями и опытом на
пользу себе и окружающим, готовы прийти на помощь другим, решают проблемы гуманными, законными путями.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Школа
безопасности» ориентирована на создание у школьников правильного представления о
личной безопасности, на расширение знаний и приобретение практических навыков
поведения при попадании в экстремальные и чрезвычайные ситуации. В содержание
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
«Школа
безопасности» входят аспекты различных знаний из предметов естественнонаучного цикла
и ОБЖ, которые систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности,
полученные учащимися в процессе обучения в школе, и способствует у них цельного
представления в области безопасности жизнедеятельности личности.
Цель:
- развитие у школьников качеств, обеспечивающих безопасную жизнедеятельность, через
познание себя и других;
- формирование готовности школьников к отношениям в обществе и преодолению
жизненных трудностей, проверка своих сил и возможностей, активное самовоспитание.
Задачи:
Воспитательные: воспитание у школьников ответственности за личную безопасность,
ответственного отношения к личному здоровью как к индивидуальной и общественной
ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы в
обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства.
Развивающие: развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих
правильное поведение в экстремальных ситуациях; способствовать развитию лидерских
качеств подростков; развитие умений работать в группе, коллективе;
Знания, умения и навыки: получение знаний о безопасном поведении человека в опасных и
чрезвычайных ситуациях; формирование умений оценивать ситуации, опасные для жизни и
здоровья, безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; выработка навыков
правильного поведения в экстремальных ситуациях.
Программа рассчитана на учащихся 14-17 лет. Срок реализации дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ» один
год.

Раздел 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Ожидаемый результат изучения
В результате изучения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Школа безопасности» учащийся должен
• знать:
1) правила выживания в условиях автономии;
2) правила выживания при ЧС;
• уметь:
3) действовать при возникновении ЧС;
4) действовать в условиях автономии;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
5) для избегания попадания в стрессовые ситуации;
6) правильных действий при попадании в ЧС.
Раздел
2.
СОДЕРЖАНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И
ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Структурно программа состоит из шести разделов.
Раздел 1: Автономное существование (6 часов)
Понятие об автономном существовании человека. Факторы выживания в условиях
автономного существования. Обеспечение выживания в условиях автономного
существования.
Оценка ситуации, принятие решения, разработка плана действия. Определение
времени дня.
Подача сигналов бедствия.
Оборудование жилища.
Добывание огня и приготовление пищи без кухонной посуды. Питание в условиях
автономного существования в различных регионах. Водообеспечение.
Раздел 2: Пожарная безопасность (2 часа)
Причины возникновения пожаров в бытовых условиях. Действия при возникновении
пожара дома.
Подручные средства пожаротушения. Устройство и правила эксплуатации
различных видов огнетушителей (пенный, углекислотный, порошковый).
Причины возникновения лесных пожаров, как их избежать. Действия при попадании
в зону пожаров в природных условиях.
Раздел 3: Чрезвычайные ситуации природного характера нашего региона, действия в этих
ситуациях (1 часа)
Описание опасных природных явлений, характерных для нашего региона, правила
поведения при попадании в чрезвычайные ситуации природного характера.
Раздел 4: Психология поведения людей в экстремальных ситуациях (2 часа)
Влияние опасных факторов окружающей среды на психику человека. Условия
возникновения стрессового состояния. Влияние стресса на поведение человека. Способы
преодоления, стресса. Пути повышения психологической устойчивости человека к
деятельности в условиях экстремальных ситуаций.
Психофизические основы саморегуляции. Основные приемы саморегуляции.
Идеомоторная тренировка: сущность и содержание. Место идеомоторной тренировки при
обучении правилам поведения в жизнеопасных ситуациях.
Волевая саморегуляция (самовнушение): сущность и содержание. Методика
обучения приемам саморегуляции. Групповые и самостоятельные тренировки.
Индивидуальные словесные формулы самовнушения.

Раздел 5: Топография (10 часов)
Понятие о топографии. Значение топографии в народном хозяйстве и в военном
деле. Топографические условные знаки.
Рельеф местности и его изображение на картах. Приборы для ориентирования на
местности.
Топографические карты. Определение расстояний на местности и на карте.
Азимут. Определение азимута на местности и на карте. Движение на местности по
азимуту.
Ориентирование на местности. Составление картосхем маршрута
Раздел 6: Общая физическая подготовка – 14 часов
Бег по пересеченной местности.
Преодоление препятствий.
Силовые упражнения
Стрелковые тренировки
Раздел
3.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план 10-11 класс
Общее
Теоретич. Практич.
№
Название темы
кол-во
часть
часть
часов
(час.)
(час.)
1.
Вводное занятие. Инструктаж.
1
1
Автономное существование
2.
Понятие об автономном существовании
1
1
человека
3
Сигналы бедствия
2
1
1
4
Жилище
1
1
5
Добывание огня
1
1
Пожарная безопасность
6
Средства пожаротушения
1
1
7
Природные пожары
1
1
Чрезвычайные ситуации природного характера
нашего региона
8
Действия при ЧС природного характера
1
1
Психология поведения людей в экстремальных
ситуациях
9
Психика человека в экстремальных ситуациях
1
1
10 Саморегуляция
1
1
Топография
11 Понятие о топографии. Значение топографии в
1
1
нар. хозяйстве и военном деле
12 Топографические условные знаки
1
1
13 Рельеф местности и его изображение на картах
1
1
14 Приборы для ориентирования на местности
1
1
15 Топографические карты
1
1
16 Определение расстояний на местности и на
1
1
карте
17 Азимут. Определение азимута на местности и
2
1
1
на карте. Движение на местности по азимуту
18 Ориентирование на местности
1
1
19 Изготовление картосхем маршрута
1
1
Общая физическая подготовка

20
21
22
23

Бег по пересеченной местности
Преодоление препятствий
Силовые упражнения
Стрелковые тренировки
Всего

1
2
1
9
34

12

1
2
1
9
22
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Методическое обеспечение программы
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе
совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы
учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и
умения.
Для повышения интереса обучающихся к занятиям и более успешного решения
образовательных, воспитательных и оздоровительных задач на уроках рекомендуется
применять разнообразные формы и методы их проведения.
Словесные методы создают у обучающихся предварительные представления об
изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание,
команды, указания.
Наглядные методы применяются главным образом в виде показа упражнения,
наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у обучающихся
конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы позволяют освоить практические навыки и умения.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
Дидактические и демонстрационные материалы: для работы имеются учебные приборы
и оборудование: компасы, штативы, цветные таблицы и карты.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Список литературы
Волович, В. Г. Академия выживания / В. Г. Волович. - М.:Толк, 1995.
Волович, В. Г. Как выжить в экстремальной ситуации / В. Г. Волович. - М: Знание, 1990.
Гостюшин, А. В. Энциклопедия экстремальных ситуаций / А. В. Гостюшин. - М.:
Зеркало, 1994.
Гражданская оборона / под ред. генерала армии А. Т. Алтунина. -М.: Воениздат, 1982.
Лифлянский, В. Г. и др. Лечебные свойства пищевых продуктов / В. Г. Лифлянский, В.
В. Закревский, М. Н. Андронова.- М.: Терра, 1996.
Поляков, В. В. Безопасность человека в экстремальных ситуациях / В. В. Поляков, Е. А.
Сербаринов. - М, 1992.
Правила поведения и действия населения при стихийных бедствиях, авариях,
катастрофах. -М.: Воениздат, 1990.
Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. - М: ВИМИТ, 1993.
Справочник лекарственных растений. - М., 1999.
Справочные данные о чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
экологического происхождения. - Ч. 2. - М.: МЧС, 1995.
Чрезвычайные ситуации и защита от них / сост. А. Бондаренко. - М., 1998.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».