МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 2 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Физкультурно-спортивной направленности «Пожарно-прикладной спорт» для обучающихся 10-11 классов г. Богданович, 2023 г. СОДЕРЖАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВАІІИЯ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Раздел 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Раздел 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Приложение № 1 Методическое обеспечение программы Приложение № 2 Список литературы Нормативно-правовая основа: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196«; 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ». 12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 13. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В настоящее время является актуальным ранняя профориентация учащихся средних общеобразовательных школ. Рабочая программа кружка по пожарно-прикладному спорту ориентирована на создание у школьников правильного представления о профессии пожарного, на расширение знаний и приобретение практических навыков поведения при попадании в экстремальные и чрезвычайные ситуации. Согласно данной программе делается акцент на физическую подготовку и предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». Гражданско-патриотическое воспитание является одной из значимых сфер воспитания, поскольку в ней формируются мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, а также происходит становление необходимых личностных качеств, что играет главную роль в формировании отношения к профессии «пожарного». Программа рассчитана на 1 год, реализуется в 10 и 11 классах. Предполагается, что за это время выпускник класса должен получить достаточную информацию о профессии пожарного и спасателя; нужные знания, умения и навыки будущей профессии; спортивную подготовку и знания по базовым предметам Нормативно-правовое обеспечение программы: - Конституция Российской Федерации - Закон РФ « Об образовании» - Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы» - Закон Российской Федерации «О воинских (памятных) днях России» - «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 Цель программы: - формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в социуме, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ - воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к природе, семье, Родине - воспитание толерантности - успешная реализация программ на уровне полного (среднего) общего образования - воспитание социально адаптированной, интеллектуально и творчески развитой, конкурентно способной личности, достойной стать абитуриентом высших учебных заведений пожарного и спасательного профиля. Задачи: - организация тесного сотрудничества - воспитание интереса к профессии; - формирование навыков спасения и самоспасения; - получение знаний по пожарной безопасности; - получение знаний по самосохранению; - утверждение здорового образа жизни; - укрепление здоровья и повышение физической подготовки; - повышение культурного и творческого уровня. Реализация программы осуществляется по блокам: - спортивно – оздоровительная деятельность («быть здоровым - здорово!»); - гражданско-патриотическое воспитание («защитник»); - профессиональная подготовка («мужская профессия»); Раздел 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Планируемый результат программы - привлечение учащихся к занятиям пожарно-прикладным спортом - улучшение нормативных показателей по бегу и подтягиванию (как основных экзаменационных при поступлении в ВУЗы МЧС) - знание основных воинских (памятных) дат России - умение грамотно стоять и ходить в строю - получение информации о выбранной профессии путём посещения тематических выставок, музеев, мероприятий МЧС - умение активно пропагандировать правила пожарной безопасности среди детей и взрослого населения - улучшение среднего балла успеваемости (в сравнении по полугодиям) Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Спортивно-оздоровительная деятельность 1. Организация еженедельных занятий пожарно-прикладным спортом 2. Участие в спортивных мероприятиях районного и городского масштаба, организованных Управлением образования 3. Участие в спортивных мероприятиях, организованных МЧС 4. Участие в соревнованиях «Юный спасатель» и «Школа безопасности» 5. Участие в соревнованиях по пожарно-прикладному спорту среди команд средних общеобразовательных учреждений ГО Богданович 6. Участие в «Кроссе наций» 7. Проведение товарищеских встреч по футболу 10 и 11 классов 8. Проведение товарищеских встреч по волейболу 10 и 11 классов 9. Участие в «Лыжне России» Патриотическое воспитание 1. Участие в патриотической игре «Зарница» 2. Участие в «Вахте памяти» 3. Организация встреч с ветеранами пожарной части 4. Участие в конкурсе строя и песни 5. Посещение школьного музея школы - интернат № 9 г. Богданович 6. Участие в мероприятиях, посвящённых воинским (памятным) дням России 7. Участие в праздничных концертах в честь профессионального праздника – Дня пожарной охраны России. 8. Участие в праздничных мероприятиях в честь Дня Спасателя. Содержание программы Структурно программа состоит из вводного занятия и пяти разделов. Вводное занятие. Инструктаж Раздел 1: Пожарная безопасность Техника и оснащение пожарной части. Назначение, боевые возможности пожарной техники. Основы организации и деятельности подразделений противопожарной службы, условия и порядок прохождения службы, должностные обязанности и права. Изучение правил техники безопасности, правил пожарной безопасности в общественных местах, дома. Системы пожарной безопасности. Причины возникновения пожаров в бытовых условиях. Действия при возникновении пожара дома. Подручные средства пожаротушения. Устройство и правила эксплуатации различных видов огнетушителей (углекислотный, порошковый). Применение порошкового и углекислотного огнетушителей. Раздел 2: Психология поведения людей в экстремальных ситуациях Влияние опасных факторов окружающей среды на психику человека. Условия возникновения стрессового состояния. Влияние стресса на поведение человека. Способы преодоления, стресса. Пути повышения психологической устойчивости человека к деятельности в условиях экстремальных ситуаций. Раздел 3: Общая физическая подготовка Легкая атлетика Техника безопасности на занятиях по легкой атлетике Челночный бег 3 х 10 м Бег 30 м (контроль двигательной подготовки) Бег 60 м Бег 100 м Бег 1000 м (контроль двигательной подготовки) Медленный бег 1500 м Бег по пересеченной местности Раздел 4: Силовые упражнения Тренировка на спортивных тренажерах Подтягивание Подъем переворотом Раздел 5: Преодоление 100 метровой полосы препятствий по пожарно – прикладному спорту Техника безопасности. Порядок преодоления 100 метровой полосы по пожарно-прикладному спорту. Снаряжение спортсмена. Тренировка в преодолении забора Тренировка в движении по буму Тренировка в подсоединении пожарного рукава Тренировка в преодолении 100 метровой полосы по пожарно-прикладному спорту Участие в районных соревнованиях по пожарно-прикладному спорту. Раздел 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Учебно-тематический план № Название темы 1. Вводное занятие. Инструктаж. Пожарная безопасность Посещение пожарной части. Ознакомление с техникой. Тренировка в надевании средств защиты. Ознакомление с основами организации и деятельности подразделений противопожарной службы, условиями и порядком прохождения службы, должностными обязанностями и правами. Изучение правил техники безопасности Средства пожаротушения Применение порошкового и углекислотного огнетушителей Психология поведения людей в экстремальных ситуациях Психика человека в экстремальных ситуациях Общая физическая подготовка Легкая атлетика Техника безопасности на занятиях по л/а Челночный бег 3 х 10 м Бег 30 м (контроль двигательной подготовки) Бег 60 м Бег 100 м Бег 1000 м (контроль двигательной подготов- 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Общее кол-во часов 1 2 Теоретич. Практич. часть часть (час.) (час.) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. ки) Медленный бег 1500 м Бег по пересеченной местности Силовые упражнения Тренировка на спортивных тренажерах Подтягивание Подъем переворотом Преодоление препятствий Техника безопасности. Порядок преодоления 100 метровой полосы по пожарноприкладному спорту. Снаряжение спортсмена. Тренировка в преодолении забора Тренировка в движении по буму Тренировка в подсоединении пожарного рукава Тренировка в преодолении 100 метровой полосы по пожарно-прикладному спорту Участие в районных соревнованиях по пожарно-прикладному спорту. Всего: 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 7 27 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методическое обеспечение программы Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Для повышения интереса обучающихся к занятиям и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач на уроках рекомендуется применять разнообразные формы и методы их проведения. Словесные методы создают у обучающихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания. Наглядные методы применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у обучающихся конкретные представления об изучаемых действиях. Практические методы позволяют освоить практические навыки и умения. ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 Список литературы А.Н. Макаров, П.З. Сирис, В.П. Теннова Легкая атлетика.-"Просвещение", 1998 Всероссийская газета для детей, педагогов, родителей "Добрая дорога детства" №4-6 2004 г. Гимнастика и методика преподавания: Учебник для институтов физической культуры / Под ред. В.М. Смолевского.- М.: Физкультура и спорт, 1987 Глязер С.В. Зимние игры и развлечения.- М., «Физкультура и спорт», 1973 Издательство: типография им. 50 лет Октября г. Владимир 1985 год Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учеб. пособие для студентов пед.ин-тов по спец. № 2114 «Физ. Воспитание».- М.: Просвещение, 1987 Л.С.Хоменков Книга тренера по лёгкой атлетике.- М.: Физкультура и спорт, 1998 Методические рекомендации по работе с дружинами юных пожарных Москва "Физкультура и спорт" 1974 Автор Скопинцев ГВ. Настольная книга учителя ОБЖ Составитель БИ Мишин Издательства "Астрель" П.К.Петров Методика преподавания гимнастики в школе Учебник для студентов ВУЗов. - "Просвещение", 2000 Перевощиков Ю.А. Домашние задания по физической культуре: Для учащихся 1-4 кл.- Мн.: Полымя, 1988 Погадаев Г.И. Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе. 1-11 кл.: метод. пособие / Г.И. Погадаев, Б.И. Мишин.- М.: Дрофа, 2006 Положение о Всероссийской спартакиаде школьников по военно-прикладным видам спорта. Положение о республиканском финале военно-патриотической игре "Зарница – 2004" Положение о юношеских добровольных пожарных дружинах (ЮДПД)