Дополнительная ОО программа физкультурно-спортивной направленности Пожарно-прикладной спорт 10-11 класс Кашин М.В. 2023-2024 уч. г

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 2

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Физкультурно-спортивной направленности
«Пожарно-прикладной спорт»
для обучающихся 10-11 классов

г. Богданович, 2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВАІІИЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Раздел 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Приложение № 1
Методическое обеспечение программы
Приложение № 2
Список литературы

Нормативно-правовая основа:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017
г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020
года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам,
утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9
ноября 2018 г. № 196«;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей»);

13. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время является актуальным ранняя профориентация учащихся средних общеобразовательных школ. Рабочая программа кружка по пожарно-прикладному спорту ориентирована на
создание у школьников правильного представления о профессии пожарного, на расширение знаний и приобретение практических навыков поведения при попадании в экстремальные и чрезвычайные ситуации. Согласно данной программе делается акцент на физическую подготовку и
предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». Гражданско-патриотическое воспитание является одной из значимых сфер воспитания, поскольку в ней формируются мировоззренческие
ориентации, идеалы и принципы, а также происходит становление необходимых личностных качеств, что играет главную роль в формировании отношения к профессии «пожарного».
Программа рассчитана на 1 год, реализуется в 10 и 11 классах. Предполагается, что за это время
выпускник класса должен получить достаточную информацию о профессии пожарного и спасателя; нужные знания, умения и навыки будущей профессии; спортивную подготовку и знания по базовым предметам
Нормативно-правовое обеспечение программы:
- Конституция Российской Федерации
- Закон РФ « Об образовании»
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы»
- Закон Российской Федерации «О воинских (памятных) днях России»
- «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам», утвержденного приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008
Цель программы:
- формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в социуме, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ
- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к
природе, семье, Родине
- воспитание толерантности
- успешная реализация программ на уровне полного (среднего) общего образования
- воспитание социально адаптированной, интеллектуально и творчески развитой, конкурентно
способной личности, достойной стать абитуриентом высших учебных заведений пожарного и
спасательного профиля.
Задачи:
- организация тесного сотрудничества
- воспитание интереса к профессии;
- формирование навыков спасения и самоспасения;
- получение знаний по пожарной безопасности;
- получение знаний по самосохранению;
- утверждение здорового образа жизни;
- укрепление здоровья и повышение физической подготовки;
- повышение культурного и творческого уровня.
Реализация программы осуществляется по блокам:
- спортивно – оздоровительная деятельность («быть здоровым - здорово!»);
- гражданско-патриотическое воспитание («защитник»);
- профессиональная подготовка («мужская профессия»);
Раздел 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Планируемый результат программы

- привлечение учащихся к занятиям пожарно-прикладным спортом
- улучшение нормативных показателей по бегу и подтягиванию (как основных экзаменационных
при поступлении в ВУЗы МЧС)
- знание основных воинских (памятных) дат России
- умение грамотно стоять и ходить в строю
- получение информации о выбранной профессии путём посещения тематических выставок, музеев, мероприятий МЧС
- умение активно пропагандировать правила пожарной безопасности среди детей и взрослого
населения
- улучшение среднего балла успеваемости (в сравнении по полугодиям)
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И
ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Спортивно-оздоровительная деятельность
1. Организация еженедельных занятий пожарно-прикладным спортом
2. Участие в спортивных мероприятиях районного и городского масштаба, организованных
Управлением образования
3. Участие в спортивных мероприятиях, организованных МЧС
4. Участие в соревнованиях «Юный спасатель» и «Школа безопасности»
5. Участие в соревнованиях по пожарно-прикладному спорту среди команд средних общеобразовательных учреждений ГО Богданович
6. Участие в «Кроссе наций»
7. Проведение товарищеских встреч по футболу 10 и 11 классов
8. Проведение товарищеских встреч по волейболу 10 и 11 классов
9. Участие в «Лыжне России»
Патриотическое воспитание
1. Участие в патриотической игре «Зарница»
2. Участие в «Вахте памяти»
3. Организация встреч с ветеранами пожарной части
4. Участие в конкурсе строя и песни
5. Посещение школьного музея школы - интернат № 9 г. Богданович
6. Участие в мероприятиях, посвящённых воинским (памятным) дням России
7. Участие в праздничных концертах в честь профессионального праздника – Дня пожарной
охраны России.
8. Участие в праздничных мероприятиях в честь Дня Спасателя.
Содержание программы
Структурно программа состоит из вводного занятия и пяти разделов.
Вводное занятие. Инструктаж
Раздел 1: Пожарная безопасность
Техника и оснащение пожарной части. Назначение, боевые возможности пожарной техники.
Основы организации и деятельности подразделений противопожарной службы, условия и порядок прохождения службы, должностные обязанности и права.
Изучение правил техники безопасности, правил пожарной безопасности в общественных местах, дома. Системы пожарной безопасности.
Причины возникновения пожаров в бытовых условиях. Действия при возникновении пожара
дома.
Подручные средства пожаротушения. Устройство и правила эксплуатации различных видов
огнетушителей (углекислотный, порошковый).
Применение порошкового и углекислотного огнетушителей.
Раздел 2: Психология поведения людей в экстремальных ситуациях
Влияние опасных факторов окружающей среды на психику человека. Условия возникновения
стрессового состояния. Влияние стресса на поведение человека. Способы преодоления, стресса. Пути повышения психологической устойчивости человека к деятельности в условиях экстремальных ситуаций.
Раздел 3: Общая физическая подготовка

Легкая атлетика
Техника безопасности на занятиях по легкой атлетике
Челночный бег 3 х 10 м
Бег 30 м (контроль двигательной подготовки)
Бег 60 м
Бег 100 м
Бег 1000 м (контроль двигательной подготовки)
Медленный бег 1500 м
Бег по пересеченной местности
Раздел 4: Силовые упражнения
Тренировка на спортивных тренажерах
Подтягивание
Подъем переворотом
Раздел 5: Преодоление 100 метровой полосы препятствий по пожарно – прикладному спорту
Техника безопасности. Порядок преодоления 100 метровой полосы по пожарно-прикладному
спорту. Снаряжение спортсмена.
Тренировка в преодолении забора
Тренировка в движении по буму
Тренировка в подсоединении пожарного рукава
Тренировка в преодолении 100 метровой полосы по пожарно-прикладному спорту
Участие в районных соревнованиях по пожарно-прикладному спорту.
Раздел 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план

№

Название темы

1.

Вводное занятие. Инструктаж.
Пожарная безопасность
Посещение пожарной части. Ознакомление с
техникой. Тренировка в надевании средств защиты.
Ознакомление с основами организации и деятельности подразделений противопожарной
службы, условиями и порядком прохождения
службы, должностными обязанностями и правами.
Изучение правил техники безопасности
Средства пожаротушения
Применение порошкового и углекислотного
огнетушителей
Психология поведения людей в экстремальных
ситуациях
Психика человека в экстремальных ситуациях
Общая физическая подготовка
Легкая атлетика
Техника безопасности на занятиях по л/а
Челночный бег 3 х 10 м
Бег 30 м (контроль двигательной подготовки)
Бег 60 м
Бег 100 м
Бег 1000 м (контроль двигательной подготов-

2.

3.

4.
5.
6.

7.

8.
9.
10.
11.
12.
13.

Общее
кол-во
часов
1
2

Теоретич. Практич.
часть
часть
(час.)
(час.)
1
1
1

1

1

1

1

1
1

1
1

1

1

1

1

1
1
2
1
1
1
1
1
1

1
1
2
1
1
1
1
1
1

14.
15.
16.
17.
18.

19.
20.
21.
22.
23.
24.

ки)
Медленный бег 1500 м
Бег по пересеченной местности
Силовые упражнения
Тренировка на спортивных тренажерах
Подтягивание
Подъем переворотом
Преодоление препятствий
Техника безопасности. Порядок преодоления
100
метровой
полосы
по
пожарноприкладному спорту. Снаряжение спортсмена.
Тренировка в преодолении забора
Тренировка в движении по буму
Тренировка в подсоединении пожарного рукава
Тренировка в преодолении 100 метровой полосы по пожарно-прикладному спорту
Участие в районных соревнованиях по пожарно-прикладному спорту.
Всего:

1
1
1
1
1
1
3

1
1
1
1
1
1
3

1

1

1
1

1
1

1

1

1

1

1

1

34

7

27
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Методическое обеспечение программы
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили
нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения.
Для повышения интереса обучающихся к занятиям и более успешного решения образовательных,
воспитательных и оздоровительных задач на уроках рекомендуется применять разнообразные
формы и методы их проведения.
Словесные методы создают у обучающихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.
Наглядные методы применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий,
видеофильмов. Эти методы помогают создать у обучающихся конкретные представления об изучаемых действиях. Практические методы позволяют освоить практические навыки и умения.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Список литературы
А.Н. Макаров, П.З. Сирис, В.П. Теннова Легкая атлетика.-"Просвещение", 1998
Всероссийская газета для детей, педагогов, родителей "Добрая дорога детства" №4-6 2004 г.
Гимнастика и методика преподавания: Учебник для институтов физической культуры / Под ред.
В.М. Смолевского.- М.: Физкультура и спорт, 1987
Глязер С.В. Зимние игры и развлечения.- М., «Физкультура и спорт», 1973
Издательство: типография им. 50 лет Октября г. Владимир 1985 год
Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учеб. пособие для студентов пед.ин-тов по спец.
№ 2114 «Физ. Воспитание».- М.: Просвещение, 1987
Л.С.Хоменков Книга тренера по лёгкой атлетике.- М.: Физкультура и спорт, 1998
Методические рекомендации по работе с дружинами юных пожарных
Москва "Физкультура и спорт" 1974 Автор Скопинцев ГВ.
Настольная книга учителя ОБЖ Составитель БИ Мишин Издательства "Астрель"
П.К.Петров Методика преподавания гимнастики в школе Учебник для студентов ВУЗов. - "Просвещение", 2000
Перевощиков Ю.А. Домашние задания по физической культуре: Для учащихся 1-4 кл.- Мн.: Полымя, 1988

Погадаев Г.И. Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе.
1-11 кл.: метод. пособие / Г.И. Погадаев, Б.И. Мишин.- М.: Дрофа, 2006
Положение о Всероссийской спартакиаде школьников по военно-прикладным видам спорта.
Положение о республиканском финале военно-патриотической игре "Зарница – 2004"
Положение о юношеских добровольных пожарных дружинах (ЮДПД)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».