МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 2 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности волонтѐрский отряд «Синергия» (7 класс) г. Богданович, 2023 г. Содержание Пояснительная записка Раздел 1. Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Раздел 2. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы с указанием форм и видов деятельности Раздел 3. Тематическое планирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Приложение № 1 Концепция волонтѐрства Приложение № 2 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы Интернет ресурсы Перечень технических средств, имеющихся в кабинете Пояснительная записка Нормативно-правовая основа: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196«; 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ». 12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 13. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». В Общенациональной программе развития воспитания детей в РФ важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности. В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественнополитической жизни страны и государственной деятельности. В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года указывается, что “Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования”. Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга обучающихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране требуют появления новых подходов и методов активизации подростков. Волонтѐрское движение является одной из таких форм работы. Поэтому дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка волонтѐров «Синергия» является актуальной. Волонтеры (от англ. Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных какимлибо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности. Главная цель программы – развитие направления волонтерское движение в школе, активация обучающихся на добровольческую деятельность. Задачи: Включать обучающихся в активную школьную жизнь, создать благоприятную атмосферу для их социализации. Оказывать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей. Формировать в детской и юношеской среде навыки социально-ответственного поведения, а также вести пропаганду здорового образа жизни с помощью различных видов деятельности. Возродить лучшие отечественные традиции благотворительности, воспитывать доброту, чуткость, сострадание. Создавать позитивные установки обучающихся на добровольческую деятельность. Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров. Возродить идеи шефства, как средства распространения волонтерского движения. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка волонтѐров «Синергия» составлена с учетом: Плана дополнительного образования МАОУ – СОШ № 2; Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; Составитель: педагог дополнительного образования - Варваркина И.А. Общая характеристика программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка волонтѐров «Синергия» в МАОУ – СОШ № 2 преследует основную идею – воспитать поколение тех, кто способен помочь и понять, что важны не слова жалости, а отношения на равных и реальная помощь, основанная на уважении к человеку. Активная жизненная позиция волонтеров, умение взаимодействовать и включаться в деятельность, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. По принципу “равный равному” волонтеры будут передавать сверстникам информацию на классных часах, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, будут обучаться сами. Сам волонтер обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим. В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром: во-первых, взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в деятельность, несут ответственность (сама волонтерская деятельность (подготовка выступлений, проведение акций, игр, участие в конкурсах, проведение соц. опросов, анкетирования); во-вторых, передавая информацию вовне, своим сверстникам, по принципу “равный - равному”, проводя классные часы с тематическими информационными выходами в классы, профилактические занятия, профилактические сказки, театрализованные конкурсы, агитационные выступления, интерактивные игры, акции, оформление информационных листовок, тематического уголка. Направления работы экологическое (организация и участие в различных акциях помощи бездомным животным "Поможем животным вместе!", "Сезоны добра", поездки в приюты и на передержки города) спортивное (организация и проведение мероприятий по сплочению детей и семей "Мама, папа, я - спортивная семья!", масленичные старты) патриотическое (классные часы памяти, участие в акции "Бессмертный полк", сборы вещей, продуктов питания, писем, изготовление икон, оберегов для бойцов на СВО) социальное (помощь детям в трудных ситуациях, поддержка и включение в активную деятельность детей с трудностями в поведении, работа службы медиации, лагеря и сборы актива) событийное (подготовка к различным школьным праздникам, флешмобы, челленджи, мастер-классы) наша "изюминка" – совместные сборы «Орлят России», актива старшеклассников и волонтѐров, классные часы, шефство над первоклассниками, добрые дела и уважение к традициям. Все это будет способствовать формированию социальной компетентности и духовно-нравственному развитию обучающихся, а также их социализации. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка волонтѐров «Синергия» создана для обучающихся 7 классов. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю. Программа рассчитана на 34 часа. Возраст – 14 лет. Задания направлены на освоение теоретической базы волонтѐрского движения, а также их практической реализации. Практические занятия проводится в форме бесед, игр, проектов, интерактивов, тренингов. Раздел 1. Планируемые результаты освоения общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительной Личностные результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы кружка волонтѐров «Синергия» формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности. Метапредметные и предметные результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы кружка волонтѐров «Синергия» проявляются в: умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтѐрскую деятельность; обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.); умении организовывать волонтѐрскую деятельность; способности оценивать результаты волонтѐрской деятельности собственной и одноклассников. Обучающиеся будут знать: историю волонтерского движения в России и в мире; права и обязанности волонтеров, основные направления деятельности волонтерских отрядов, основные формы работы волонтеров, Обучающиеся будут уметь: организовывать и проводить различные мероприятия для соответствующих категорий нуждающихся в помощи; проводить здоровьесберегающие акции, направленные на формирование здоровых привычек; проводить профилактическую работу в школьном учреждении; аргументировано отстаивать свою позицию; адекватно общаться с учащимися и взрослыми; издавать агитационную печатную и видео продукцию; формировать собственное портфолио; принимать общечеловеческие ценности. Критерии оценки волонтѐрской деятельности учащихся Активность участия. Умение спланировать работу. Умение проводить профилактическую работу в школьном коллективе. Самостоятельность. Раздел 2. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы кружка волонтѐров «Синергия» Раздел 1. Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтерского отряда. Учащиеся узнают об истории волонтерского движения в России и за рубежом. Познакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Разработают проект положения о волонтерском отряде, определят идею волонтерского отряда, продумают направления работы и наметят план работы на год. Составят банк организаций, которые нуждаются в волонтерской помощи. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера. Раздел 2. Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров). Учащиеся познакомятся с психологическими особенностями людей с ограниченными возможностями и пожилых людей. Тренинги, как интерактивные методы обучения позволяют более глубоко осознать истинные мотивы обращения к волонтерской деятельности, развить уже существующие навыки работы с людьми и такие важные для общения качества, как эмпатия (сопереживание другому), конгруэнтность (искренность). Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к еѐ осуществлению. Психологическая подготовка способствует развитию личностного потенциала школьников, помогает разрешить собственные психологические проблемы, закрепить полученные теоретические знания, формирует коммуникативные способности и готовность терпимо относится к окружающим людям. Раздел 3. Учимся работать с документами. Обучающиеся познакомятся с основными правовыми актами и документами, регламентирующими волонтерскую деятельность. Они научатся вести документацию волонтера, создавать различную печатную и видеопродукцию для проведения мероприятий в рамках волонтерской деятельности. Волонтеры учатся оформлять личное портфолио. Раздел 4. Участие в акциях и конкурсах. Учащиеся разрабатывают акции и мероприятия различных направлений, с привлечением родительской общественности; организуют «активные перемены». Участвуют в Конкурсах разного уровня по направлению своего рода деятельности. Раздел 5. Пропаганда здорового образа жизни. Пропаганда законов РФ касательно здравоохранения; пропаганда базовых знаний медицины и гигиены, ведения активного образа жизни, Обучающиеся изучат права ЗОЖ, оценят свой образ жизни в соответствии с ЗОЖ, проведут анкетирование и конкурс рисунков с обучающимися, для младших школьников организуют игры на переменах. Раздел 6. Благотворительная деятельность волонтера. Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, дети из малообеспеченных семей, сироты, пожилые люди. Волонтѐры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки. Раздел 3. Учебно – тематическое планирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы кружка волонтѐров «Синергия» № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. Итого Темы Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтерского отряда. Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров) Учимся работать с документами. Участие в акциях и конкурсах. Пропаганда здорового образа жизни. Благотворительная деятельность волонтера. Милосердие – души усердие. Кол-во час. 4 5 2 9 5 9 34 Календарно – тематическое планирование программы № Кол-во Наименование разделов, темы занятия п/п часов Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтерского отряда (4 ч.) 1. История волонтерского движения в России и за рубежом. 1 2. Права и обязанности волонтеров. 1 3. Проект положения о волонтерском отряде 1 4. Банк данных о нуждающихся в волонтерской помощи. Составление 1 плана работы. Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров). (5 ч.) 5. Тренинг «Познаю себя» 1 6. Тренинг «Мое отношение к миру» 1 7. Понятие «толерантность» 1 8. Психологические особенности людей с ограниченными возможностями 1 9. Психологические особенности пожилых людей 1 Учимся работать с документами. (2 ч.) 10. Знакомство с основными правовыми актами и документами, 1 регламентирующими волонтерскую деятельность. 11. Создание печатной продукции для проведения мероприятий. 1 Участие в акциях и конкурсах. (9 ч.) 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Подвижные игры для младших школьников 1 Правила проведения «динамической перемены» 1 Подготовка к празднику День учителя. Создание плаката 1 Акция «Покормите птиц зимой». Буклеты, развешивание кормушек 1 Благотворительные акции «Подарок первокласснику», «ветеран живет 1 рядом» Акция помощи бездомным животным «Сезоны добра». Подготовка и 1 проведение Акция «Спаси дерево». Сбор макулатуры 1 Благотворительная ярмарка-распродажа 1 День волонтера. Праздничный концерт 1 Пропаганда здорового образа жизни. (5 ч.) Безопасность школьников в сети интернет, подготовка и вручение 1 буклетов школьникам. Вредные привычки - беседа для 1-4 классов с показом презентации, 1 вручение буклетов. «Мы – за ЗОЖ!» - выступление агитбригады 1 «Мама, папа, я – спортивная семья!» - спортивное мероприятие 1 «Школа за здоровый образ жизни» - выступление агитбригады 1 Благотворительная деятельность волонтера. Милосердие – души усердие. (9 ч.) Мотивационная встреча. Круглый стол 1 Старшие младшим – интерактив со старшеклассниками Мотивационная встреча. Круглый стол 1 «Старость в радость» - посещение геронтологического центра, сбор 1 подарков «Дети - детям» - сбор вещей, создание и вручение новогодних поделок для 1 детского дома «Я помню, я горжусь» - акция- создание газеты ко дню Победы 1 Акция «Школа – дом второй» - сбор мусора на пришкольном участке 1 Волонтер будущего. Проект 1 Отчетный сбор отряда «Дорога добра». Рефлексия 1 Приложение № 1 Концепция волонтѐрства: Волонтерство способствует улучшению качества жизни, а так же развитию солидарности между людьми. Волонтерство способствует более уравновешенному экономическому и социальному развитию. Волонтѐрство дает возможность создавать новые профессии и открывать новые рабочие места. Она проявляется через: активное участие граждан в жизни общества. Организованное движение внутри организации. Обязанности волонтера: Поощрять индивидуальное участие в жизни общества. Участвовать в обучении вновь прибывших членов, указывая на ту ответственность, которая на них возлагается, в зависимости их способностей, того времени, которым они располагают, а также того, что их интересует. Координировать свою работу со всеми членами коллектива в духе взаимопонимания и взаимоуважения. Если вы решили стать волонтером, выберите тот сектор проблем, который больше всего подходит вам. 1. Наведи справки о проблемах, которые интересуют тебя! Поищи информацию об интересующей тебя проблеме, найди те организации или тех волонтеров, которые пытались решить такие проблемы. Если такой группы не существует, почему именно тебе не создать еѐ? Возьми инициативу на себя в школе, лицее или в своем квартале, вместе со своими товарищами и друзьями! 2. Подумай о тех умениях и навыках, которыми ты можешь поделиться! Если тебе нравятся мероприятия на свежем воздухе, нравится работать на компьютере или в группе, попробуй найти мероприятия для волонтеров, включающие твои интересы. 3. Хотел бы ты научиться чему-то новому? Может быть, ты желаешь научиться чему-то новому, узнать новых людей и новые ситуации? Включись в действия волонтеров, которые откроют перед тобой новые возможности для углубления твоих знаний в различных областях деятельности. 4. Совмести приятное с полезным! Включись в волонтерские действия, которые помогут тебе достичь новых высот. Например, если ты хочешь похудеть, то прими участие в мероприятиях, проводимых, а свежем воздухе, которые требуют больших физических усилий 5. Не разбрасывайся! Сохрани равновесие между твоей деятельностью волонтера, учебой и другими мероприятиями, в которых принимаешь участие. Подумай о своем расписании и о свободном времени, которым располагаешь. 6. Вовлеки в волонтерскую деятельность и своих друзей! Вступи в волонтерское движение вместе со своими друзьями! У тебя будет возможность работать в разных проектах рядом с ними, и ты будешь чувствовать себя свободно с самого начала. 7. Будь творческой личностью! Возможность стать волонтером существует всегда, ты должен только быть начеку, быть проницательным и подходить творчески в решении любого вопроса! Будь уверен в том, что где-то кто-то нуждается в твоих силах идеях и в твоей поддержке. 8. Будь честным и открытым! Посвяти себя делу, на которое пал твой выбор! Работай с улыбкой на лице и с уверенностью, что тебе удастся изменить что-то в лучшую сторону. Удовлетворение, которое ты получишь, будет безмерным! В случае нарушения настоящего Кодекса Волонтера доброволец теряет свой статус и отстраняется от участия в волонтерской деятельности. Основные понятия и термины: Волонтер - это человек, который своим участием на добровольной, безвозмездной основе оказывает посильную помощь окружающим по проблеме профилактики. Волонтерская деятельность - является одним из видов благотворительной деятельности и осуществляется на основании Закона РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» № 135 - ФЗ от 7 июля 1995г. Принципами волонтерской деятельности являются: солидарность с принципами и целями организации 9деятельность волонтера направлена на достижение целей волонтерского движения и не противоречит его принципам); добровольность (никто не может быть принужден действовать в качестве волонтера); безвозмездность (труд волонтера не оплачивается, однако могут компенсированы расходы волонтера, связанные с его деятельность в организации и по распоряжению администрации: командировочные расходы, затраты на транспорт другие); добросовестность (волонтер, взявший на себя обязательство выполнить ту или иную работу, должен довести ее до конца); законность (деятельность волонтера не должна противоречить законодательству РФ). Волонтером может быть любой человек, достигший 14 лет Основания для приобретения статуса волонтера принятие целей, методов и принципов деятельности волонтерского отряда; активное участие в деятельности волонтерского движения; заполнение анкеты и собеседование с кем-либо из руководителей волонтерского отряда; Волонтер имеет право: Выбрать тот вид добровольческой деятельности, который отвечает его потребностям и устремлениям. Получает всю необходимую информацию, оборудование, а также материальные средства для выполнения поставленных перед ним задач. Просит учреждение предоставить документы (справки, рекомендации), содержащие сведения о характере, качестве и объеме выполненных работ, уровне проявленной квалификации. Вносит предположения при обсуждении форм и методов осуществления волонтерской деятельности. На признание и благодарность за свой труд. Получение дополнительных знаний, необходимых волонтеру для выполнения возложенных на него задач. Отказаться от выполнения задания (с объяснением уважительной причины). Прекратить свою деятельность волонтера. Волонтер обязан: Четко и добросовестно выполнять порученную ему работу. Знать, уважать и следовать целям и принципам волонтерского движения. Соблюдать принцип конфиденциальности (не распространять не предназначенные для разглашения сведения, а также информацию о личной жизни просвещаемых людей). Следовать инструкциям, выданным ему при инструктаже; Беречь материальные ресурсы, предоставленные организацией. Воздерживаться от выступления в качестве представителя учреждения, если только это не делается с согласия и предварительного одобрения; Уведомить о своем желании прекратить волонтерскую деятельность в организации не менее чем за 2 недели. Руководитель волонтерского отряда имеет право: 1. Требовать от волонтера отчета за проделанную работу. 2. Требовать уважительного отношения к руководителю и к тем, с кем общается. 3. Отказаться от услуг волонтера при невыполнении им обязательств, нарушении дисциплины, некорректном поведении в отношении других активистов. 4. Предоставлять возможность для получения волонтером дополнительного образования, необходимого ему для успешного осуществления его деятельности. Образовательное учреждение, на базе, которого сформирован волонтерский отряд, обязательно: Создать волонтеру все необходимые ему условия труда. Разъяснять волонтеру его права и обязанности. Обеспечить безопасность волонтера (проинструктировать его о необходимой технике безопасности или, в случае, если деятельность может предоставлять угрозу жизни и здоровью волонтера, обеспечить его медицинского страхование). Предоставлять волонтеру полную информацию о деятельности организации. Разрешать конфликтные ситуации, возникающие в процессе волонтерской деятельности. Проводить обучающие семинары и тренинги. Приостановление и прекращение волонтерской работы. 1. Волонтер, желающий приостановить или прекратить волонтерскую деятельность, должен известить об этом в течение 2 недель. 2. Организация может отказаться от сотрудничества с волонтером во всех или некоторых областях деятельности, если волонтер регулярно не выполняет порученную ему работу и нарушает положения настоящего Кодекса. Приложение № 2 УЧЕБНО-МЕТОДИТЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов Программы внеурочной деятельности. М.: Просвещение, 2011 Д.В. Григорьев, П.В. Степанов Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2011 Капский А.И. Технологизация волонтерской работы в современных условиях. Киев, 2001. Примерная программа по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М. Просвещение 2011. (стандарты второго поколения). Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова, М.: Просвещение, 2011 Интернет ресурсы: http://www.ipk.khakasnet.ru/deiatelnost/izdat_deit/elekt_obr_res/tretiykova/index.htm http://волонтеры70.рф/ Волонтѐрское движение “Милосердие” http://www.miloserdie-nn.ru/ Волонтерское движение http://www.adolesmed.ru/volunteers.html и http://www.mir4you.ru/taxonomy/t erm/7237/all Институт волонтѐрства http://inductor1.ucoz.ru/publ/institut_volonterstva/9-1-0-481 Отряд волонтерского движения Союз волонтерских организаций и движений http://volontery.ru/ Устав волонтера http://he-plus-she.narod.ru/ustav_vol.htm Перечень технических средств, имеющихся в кабинете Компьютер Мультимедийный проектор и экран Принтер лазерный