РП Право 10-11 кл

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами выпускников, формируемыми при изучении
содержания курса, должны стать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством
собственного
достоинства,
осознанно
принимающего
традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего
места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность
и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения,
способность
противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма,
ксенофобии,дискриминации
по
социальным,
религиозным,
расовым,
национальным признакам и другим негативным
7) социальным явлениям;навыки сотрудничества со сверстниками, детьми
младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа
жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения,
употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и

психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности
как возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты изучения проявляются в:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать
успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности,
эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применениюразличных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных
институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований,
границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их
достижения.

"Право" (базовый уровень) - требования к предметным результатам
освоения базового курса права должны отражать:
1) сформированность представлений о понятии государства, его функциях,
механизме и формах;
2) владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права,
законности, правоотношениях;
3) владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности;
4) сформированность представлений о Конституции Российской
Федерации как основном законе государства, владение знаниями об основах
правового статуса личности в Российской Федерации;
5) сформированность
общих
представлений
о
разных
видах
судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов
правовыми способами;
6) сформированность основ правового мышления и антикоррупционных
стандартов поведения;
7) сформированность
знаний
об
основах
административного,
гражданского, трудового, уголовного права;
8) понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой
основных юридических профессий;
9) сформированность умений применять правовые знания для оценивания
конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству
Российской Федерации;
10) сформированность навыков самостоятельного поиска правовой
информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных
ситуациях.
"Право" (углубленный уровень) - требования к предметным результатам
освоения углубленного курса права должны включать требования к результатам
освоения базового курса и дополнительно отражать:
1) сформированность представлений о роли и значении права как
важнейшегосоциального регулятора и элемента культуры общества;
2) владение знаниями об основных правовых принципах, действующих
вдемократическом обществе;
3) сформированность
представлений о системе и
структуре
права, правоотношениях, правонарушениях и юридической
ответственности;
4) владение
знаниями о российской правовой системе,
особенностях
ее развития;
5) сформированность представлений о конституционном, гражданском,
арбитражном, уголовном видах судопроизводства, правилах применения права,
разрешения конфликтов правовыми способами;
6) сформированность правового мышления и способности различать
соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической
ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенных
прав;

7) сформированность знаний об общих принципах и нормах,
регулирующих
государственное
устройство
Российской
Федерации,
конституционный статус государственной власти и систему конституционных
прав и свобод в Российской Федерации, механизмы реализации и защиты прав
граждан и юридических лиц;
8) понимание юридической деятельности как формы реализации права;
ознакомление со спецификой основных юридических профессий;
9) сформированность умений применять правовые знания для оценивания
конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству
Российской Федерации, выработки и доказательной аргументации собственной
позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных
актов.
Выпускник на углубленном уровне научится:
– выделять содержание различных теорий происхождения государства;
– сравнивать различные формы государства;
– приводить примеры различных элементов государственного
механизма и их место в общей структуре;
– соотносить основные черты гражданского общества и правового
государства;
– применять знания о принципах, источниках, нормах, институтах и
отраслях права, необходимых для ориентации в российском нормативноправовом материале, для эффективной реализации своих прав и законных
интересов;
– оценивать роль и значение права как важного социального регулятора
и элемента культуры общества;
– сравнивать и выделять особенности и достоинства различных
правовых систем (семей);
– проводить сравнительный анализ правовых норм с другими
социальными нормами, выявлять их соотношение, взаимосвязь и
взаимовлияние;
– характеризовать особенности системы российского права;
– различать формы реализации права;
– выявлять зависимость уровня правосознания от уровня правовой
культуры;
– оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие
правопорядка и законности в Российской Федерации;
– различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений,
юридической
ответственности,
применяемых
санкций,
способов
восстановления нарушенных прав;
– выявлять общественную опасность коррупции для гражданина,
общества и государства;
– целостно анализировать принципы и нормы, регулирующие
государственное устройство Российской Федерации, конституционный статус
государственной власти и систему конституционных прав и свобод в

Российской Федерации, механизмы реализации и защиты прав граждан и
юридических лиц в соответствии с положениями Конституции Российской
Федерации;
– сравнивать воинскую обязанность и альтернативную гражданскую
службу;
– оценивать роль Уполномоченного по правам человека Российской
Федерации в механизме защиты прав человека и гражданина в Российской
Федерации;
– характеризовать систему органов государственной власти Российской
Федерации в их единстве и системном взаимодействии;
– характеризовать правовой статус Президента Российской Федерации,
выделять его основные функции и объяснять их внутри- и внешнеполитическое
значение;
– дифференцировать функции Совета Федерации и Государственной
Думы Российской Федерации;
– характеризовать Правительство Российской Федерации как главный
орган исполнительной власти в государстве; раскрывать порядок формирования
и структуру Правительства Российской Федерации;
– характеризовать судебную систему и систему правоохранительных
органов Российской Федерации;
– характеризовать этапы законодательного процесса и субъектов
законодательной инициативы;
– выделять особенности избирательного процесса в Российской
Федерации;
– характеризовать систему органов местного самоуправления как одну
из основ конституционного строя Российской Федерации;
– определять место международного права в отраслевой системе права;
характеризовать субъектов международного права;
– различать способы мирного разрешения споров;
– оценивать социальную значимость соблюдения прав человека;
– сравнивать
механизмы
универсального
и
регионального
сотрудничества и контроля в области международной защиты прав человека;
– дифференцировать участников вооруженных конфликтов;
– различать защиту жертв войны и защиту гражданских объектов и
культурных ценностей; называть виды запрещенных средств и методов ведения
военных действий;
– выделять
структурные
элементы
системы
российского
законодательства;
– анализировать различные гражданско-правовые явления, юридические
факты и правоотношения в сфере гражданского права;
– проводить
сравнительный анализ
организационно-правовых
форм предпринимательской деятельности, выявлять их преимущества
и недостатки;
– целостно
описывать порядок
заключения гражданско-

правового договора;
– различать формы наследования;
– различать виды и формы сделок в Российской Федерации;
– выявлять
способы
защиты
гражданских
прав;
характеризовать особенности защиты прав на результаты
интеллектуальной деятельности;
– анализировать условия вступления в брак, характеризовать порядок и
условия регистрации и расторжения брака;
– различать
формы
воспитания детей,
оставшихся без
попечения родителей;
– выделять права и обязанности членов семьи;
– характеризовать трудовое право как одну из ведущих отраслей
российского права, определять правовой статус участников трудовых
правоотношений;
– проводить сравнительный анализ гражданско-правового и трудового
договоров;
– различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры
правовыми способами;
– дифференцировать уголовные и административные правонарушения и
наказание за них;
– проводить сравнительный анализ уголовного и административного
видов ответственности; иллюстрировать примерами порядок и условия
привлечения
к
уголовной
и
административной
ответственности
несовершеннолетних;
– целостно описывать структуру банковской системы Российской
Федерации;
– в практических ситуациях определять применимость налогового права
Российской Федерации; выделять объекты и субъекты налоговых
правоотношений;
– соотносить виды налоговых правонарушений с ответственностью за
их совершение;
– применять нормы жилищного законодательства в процессе
осуществления своего права на жилище;
– дифференцировать права и обязанности участников образовательного
процесса;
– проводить сравнительный анализ конституционного, гражданского,
арбитражного, уголовного и административного видов судопроизводства,
грамотно применять правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми
способами;
– давать на примерах квалификацию возникающих в сфере
процессуального права правоотношений;
– применять правовые знания для аргументации собственной позиции в
конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов;
– выявлять особенности и специфику различных юридических

профессий.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
– проводить
сравнительный анализ
различных теорий
государства и права;
– дифференцировать теории
сущности государства
по
источнику государственной власти;
– сравнивать достоинства и недостатки различных видов и способов
толкования права;
– оценивать тенденции развития государства и права на современном
этапе;
– понимать необходимость правового воспитания и противодействия
правовому нигилизму;
– классифицировать виды конституций
по
форме
выражения, по субъектам принятия, по порядку принятия и изменения;
– толковать государственно-правовые явления и процессы;
– проводить сравнительный анализ особенностей российской правовой
системы и правовых систем других государств;
– различать принципы и виды правотворчества;
– описывать этапы становления парламентаризма в России;
– сравнивать различные виды избирательных систем;
– анализировать
с
точки
зрения
международного
права проблемы, возникающие в современных международных отношениях;
– анализировать институт международно-правового признания;
– выявлять особенности международно-правовой ответственности;
– выделять
основные международно-правовые
акты,
регулирующие
отношения
государств
в
рамках
международного
гуманитарного права;
– оценивать роль неправительственных организаций в деятельности по
защите прав человека в условиях военного времени;
– формулировать
особенности
страхования
в
Российской
Федерации, различать виды страхования;
– различать опеку и попечительство;
– находить наиболее оптимальные варианты разрешения правовых
споров, возникающих в процессе трудовой деятельности;
– определять применимость норм финансового
права в
конкретной правовой ситуации;
– характеризовать аудит как деятельность по проведению проверки
финансовой отчетности;
– определять судебную компетенцию, стратегию и тактику ведения
процесса.
Содержание учебного предмета
Углубленный уровень
Теория государства и права
Теории происхождения государства и права. Признаки государства. Теории

сущности государства. Внутренние и внешние функции государства. Формы
государств. Форма правления: монархия и республика. Формы государственного
устройства: унитарные и федеративные государства. Конфедерация.
Политический режим: демократический, антидемократический. Государственный
механизм: структура и принципы. Гражданское общество. Правовое государство.
Право в объективном и субъективном смысле. Признаки права. Функции права.
Система права. Предмет правового регулирования. Метод правового
регулирования. Источники права. Правовые системы (семьи). Нормативноправовой акт. Виды нормативно-правовых актов. Действие нормативно-правовых
актов. Социальные нормы. Структура и классификация правовых норм. Система
российского права. Юридическая техника. Формы реализации права. Виды и
способы толкования права. Субъекты и объекты правоотношения.
Правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Юридические факты.
Гарантии законности и правопорядка. Правосознание. Правовая культура.
Правовой нигилизм. Правовое воспитание. Понятие коррупции и коррупционных
правонарушений. Опасность коррупции для гражданина, общества и государства.
Антикоррупционные меры, принимаемые на государственном уровне. Признаки и
виды
правонарушений.
Юридическая
ответственность.
Презумпция
невиновности.
Конституционное право
Конституционное право. Виды конституций. Конституция Российской
Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Форма
государственного
устройства
Российской
Федерации.
Источники
конституционного права Российской Федерации. Гражданство Российской
Федерации: основания приобретения, принципы, основания прекращения
гражданства. Права и свободы гражданина Российской Федерации.
Уполномоченный по правам человека. Конституционные обязанности гражданина
РФ. Воинская обязанность и альтернативная гражданская служба. Система
органов государственной власти Российской Федерации. Президент Российской
Федерации: правовой статус, функции и полномочия. Виды парламентов.
Федеральное Собрание Российской Федерации: структура, полномочия и
функции. Правительство Российской Федерации: порядок формирования, области
деятельности, структура. Структура судебной системы Российской Федерации.
Демократические
принципы
судопроизводства.
Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный Суд Российской
Федерации. Система и функции правоохранительных органов Российской
Федерации. Принципы и виды правотворчества. Законодательный процесс:
субъекты законодательной инициативы, стадии законодательного процесса в
Российской Федерации. Избирательное право и избирательный процесс в
Российской Федерации. Виды и особенности избирательных систем. Стадии
избирательного процесса. Выборы. Референдум. Система органов местного
самоуправления. Принципы местного самоуправления. Сферы деятельности
органов местного самоуправления.

Международное право
Основные принципы и источники международного права. Субъекты
международного права. Международно-правовое признание. Мирное
разрешение международных споров. Источники и основания международноправовой ответственности. Права человека: сущность, структура, история.
Классификация прав человека. Право на благоприятную окружающую среду.
Права ребенка. Нарушения прав человека. Международные договоры о
защите прав человека. Международная система защиты прав человека в
рамках Организации Объединенных Наций. Региональная система защиты
прав человека. Рассмотрение жалоб в Европейском суде по правам человека.
Международная защита прав человека в условиях военного времени.
Источники и принципы международного гуманитарного
права.
Международный Комитет Красного Креста. Участники вооруженных
конфликтов: комбатанты и некомбатанты. Защита жертв войны. Защита
гражданских объектов и культурных ценностей. Запрещенные средства и
методы ведения военных действий.
Основные отрасли российского права
Гражданское право: предмет, метод, источники, принципы. Виды
гражданско-правовых отношений. Субъекты гражданских правоотношений.
Физические лица. Признаки и виды юридических лиц. Гражданская право- и
дееспособность. Организационно-правовые формы предпринимательской
деятельности. Право собственности. Виды правомочий собственника. Формы
собственности. Обязательственное право. Виды и формы сделок. Условия
недействительности сделок. Реституция. Гражданско-правовой договор.
Порядок заключения договора: оферта и акцепт. Наследование. Завещание.
Страхование и его виды. Формы защиты гражданских прав. Гражданскоправовая ответственность. Защита прав потребителей. Непреодолимая сила.
Право на результаты интеллектуальной деятельности: авторские и смежные
права, патентное право, ноу-хау. Предмет, метод, источники и принципы
семейного права. Семья и брак. Правовое регулирование отношений
супругов. Брачный договор. Условия вступления в брак. Порядок
регистрации и расторжения брака. Права и обязанности членов семьи.
Лишение родительских прав. Ответственность родителей по воспитанию
детей. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
Усыновление. Опека и попечительство. Приемная семья. Источники
трудового права. Участники трудовых правоотношений: работник и
работодатель. Права и обязанности работника. Порядок приема на работу.
Трудовой договор: признаки, виды, порядок заключения и прекращения.
Рабочее время и время отдыха. Сверхурочная работа. Виды времени отдыха.
Заработная плата. Особенности правового регулирования труда
несовершеннолетних. Трудовые споры. Дисциплинарная ответственности.
Источники и субъекты административного права. Метод административного
регулирования. Признаки и виды административного правонарушения.
Административная ответственность и административные наказания.

Принципы и источники уголовного права. Действие уголовного закона.
Признаки, виды и состав преступления.
Уголовная ответственность. Виды наказаний в уголовном праве. Уголовная
ответственность несовершеннолетних. Финансовое право. Правовое
регулирование банковской деятельности. Структура банковской системы РФ.
Права и обязанности вкладчиков. Источники налогового права. Субъекты и
объекты
налоговых
правоотношений.
Права
и
обязанности
налогоплательщика. Финансовый аудит. Виды налогов. Налоговые
правонарушения. Ответственность за уклонение от уплаты налогов.
Жилищные правоотношения. Образовательное право. Права и обязанности
участников образовательного процесса.
Основы российского судопроизводства
Конституционное судопроизводство. Предмет, источники и принципы
гражданского процессуального права. Стадии гражданского процесса.
Арбитражное процессуальное право. Принципы и субъекты уголовного
судопроизводства. Особенности процессуальных действий с участием
несовершеннолетних. Стадии уголовного процесса. Меры процессуального
принуждения. Суд присяжных заседателей. Особенности судебного
производства по делам об административных правонарушениях.
Юридические профессии: судьи, адвокаты, прокуроры, нотариусы,
следователи. Особенностипрофессиональной деятельности юриста.
Тематическое планирование
Тематическое планирование по «праву» 10-11 классы составлено с
учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного
предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов
воспитания обучающихся СОО:
Создание благоприятных условий для развития социально значимых
отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений:
-опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
-трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
-опыт дел, направленных на пользу своему родному городу, стране в
целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
-опыт природоохранных дел;
-опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома
или на улице;
-опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения
научных исследований, опыт проектной деятельности;
-опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия
человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт
творческого самовыражения;
-опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других
людей;
-опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых
людях, волонтерский опыт;

-опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого
самовыражения и самореализации.
10 класс
№
урока
1

Наименование раздела.
Ведение
Часть 1. ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

2

Количество
часов
1
17

3

Тема I. Из истории государства и права.

9

4

Тема II. Вопросы теории государства и права.

8

5

Часть 2. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

50

6

Тема III. Конституция Российской Федерации .

24

7

Тема IV. Права человека.

20

8

Тема V. Избирательное право и избирательный процесс.

6

9

итого

68

11 класс
№
урока
1
2

Наименование раздела
Часть 3. ОСНОВНЫЕ ОТРАЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА
Тема VI. Гражданское право .

Количество
часов
68
16

3

Тема VII. Законодательство о налогах.

10

4

Тема VIII. Семейное право (8 ч)

8

5

Тема IХ. Трудовое право (10 ч)

10

6

Тема Х. Административное право (6 ч)

6

7

Тема XI. Уголовное право (11 ч)

11

8

Тема XII. Основы судопроизводства (3 ч)

3

9

Тема XIII. Правовая культура и правосознание (3 ч)

4

ИТОГО:

68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».