РП Основы финансовой грамотности 10-11 кл

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами выпускников, формируемыми при
изучении содержания курса, должны стать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством
собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного
сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире,
готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения,
способность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии,дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного
и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа
жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно- оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек:
курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к
физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других

людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей
реализации
собственных
жизненных
планов;
отношение
к
профессиональной деятельности как возможности участия в решении
личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты изучения проявляются в:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применениюразличных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в
различных
источниках
информации,
критически
оценивать
и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых
и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных
институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения,
определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных
ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и
средств их достижения.

Предметные результаты:
Выпускник научится:
10) характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами
группы потребностей человека;
11) различать экономические явления и процессы общественной
жизни;
12) выполнять несложные практические задания по анализу состояния
личных финансов;понимать влияние инфляции на повседневную жизнь;
13) применять способы анализа индекса потребительских цен;
14) анализировать несложные ситуации, связанные с гражданскими,
трудовыми правоотношениями в области личных финансов;
15) объяснять проблему ограниченности финансовых ресурсов;
16) знать и конкретизировать примерами виды налогов;
17) различать сферы применения различных форм денег;
18) характеризовать экономику семьи; анализировать структуру
семейного бюджета;
19) формулировать финансовые цели, предварительно оценивать их
достижимость;
20) грамотно обращаться с деньгами в повседневной жизни;
21) различать виды ценных бумаг;
22) находить, извлекать и осмысливать информацию правового
характера относительно личной финансовой безопасности, полученную из
доступных источников, систематизировать, анализировать полученные
данные;
23) определять практическое назначение основных элементов
банковской системы;
24) различать виды кредитов и сферу их использования;
25) уметь рассчитывать процентные ставки по кредиту;
26) разумному и безопасному финансовому поведению;
27) применять правовые нормы по защите прав потребителей
финансовых услуг;
28) выявлять признаки мошенничества на финансовом рынке в
отношении физических лиц.
Содержание учебного предмета
Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни
Базовые понятия и знания
Банковская система, коммерческий банк, депозит, система
страхования вкладов, кредит, кредитная история, процент, ипотека,
кредитная карта, автокредитование, потребительское кредитование
Понятие банковской системы, виды депозитов, порядок
начисления простых и сложных процентов, порядок возмещения
вкладов, основные параметры депозита, виды кредитов, характеристики
кредита, параметры выбора необходимого вида кредита.
Личностные характеристики и установки
Понимание
особенностей
функционирования
банка
как

финансового посредника, взаимосвязей риск – процентная ставка по
депозиту, вид кредита – процентная ставка по кредиту, ключевых
характеристик выбора депозита и кредита.
Умения
Выбирать подходящий вид вложения денежных средств в банке,
сравнивать банковские вклады и кредиты, защищать свои права,
проводить предварительные расчѐты по платежам по кредиту с
использованием формулы простых и сложных процентов, оценивать
стоимость привлечения средств в различных финансовых организациях.
Компетенции
Выбирать
оптимальный
вид
инвестирования
средств
с
использованием банков, рассчитывать собственную долговую нагрузку,
подбирать оптимальный вид кредитования, знать свои права и порядок
их защиты, сравнивать различные варианты вложения денежных средств
в банке.
Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста
доходов
Базовые понятия и знания
Фондовый рынок, ценная бумага, акция, облигация, вексель, пай,
паевой инвестиционный фонд, общий фонд банковского управления,
брокер, дилер, валюта, валютный курс, рынок FOREX.
Понятие фондового рынка, виды ценных бумаг, разновидности
паевых инвестиционных фондов, отличия паевых инвестиционных
фондов
от
общих
фондов
банковского
управления,
виды
профессиональных участников ценных бумаг, типы валютных сделок.
Личностные характеристики и установки
Понимание порядка функционирования фондового рынка,
функций участников рынка, особенностей работы граждан с
инструментами такого рынка, осознание рисков, с которыми
сталкиваются участники фондового рынка в процессе его
функционирования, понимание структуры и порядка работы
валютного рынка.
Умения
Выбирать подходящий инструмент инвестирования на фондовом
рынке, выявлять риски, сопутствующие инвестированию денег на рынке
ценных бумаг, рассчитывать уровень доходности по инвестициям,
анализировать информацию для принятия решений на фондовом рынке.
Компетенции
Знание и выбор инструментов фондового рынка, работа с
информационными потоками для принятия оптимальных финансовых
решений на рынке, рас- чѐт необходимых показателей эффективности
работы на фондовом рынке, определение и нейтрализация основных
рисков, связанных с работой на фондовом рынке.
Модуль 3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата
Базовые понятия и знания

Налоговая система, налоги, пошлины, сборы, ИНН, налоговый
вычет, пеня по налогам, налоговая декларация.
Основания взимания налогов с граждан, налоги, уплачиваемые
гражданами, необходимость получения ИНН и порядок его получения,
случаи, в которых необходимо заполнять налоговую декларацию,
знание случаев и способов получения налоговых вычетов.
Личностные характеристики и установки
Осознание необходимости уплаты налогов, понимание своих
прав и обязанностей в сфере налогообложения, ориентация в
действующей системе налогообложения.
Умения
Пользоваться личным кабинетом на сайте налоговой инспекции и
получать актуальную информацию о начисленных налогах и
задолженности, заполнять налоговую декларацию, оформлять заявление
на получение налогового вычета, рассчитывать сумму налогов к уплате.
Компетенции
Организовывать свои отношения с налоговыми органами,
своевременно реагировать на изменения в налоговом законодательстве.
Модуль 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в
беду
Базовые понятия и знания
Страхование, страховой полис, имущественное страхование,
личное страхование, страхование ответственности, страховой случай,
страховая выплата, обязательное и добровольное страхование,
франшиза, страховая сумма, страховая стоимость, страховая премия.
Страховой рынок, основные участники страхового рынка,
особенности развития страхового рынка в России, классификация
страховых продуктов, условия осуществления различных видов
страхования, алгоритм действий при наступлении страховых
случаев, особенности выбора страховой компании.
Личностные характеристики и установки
Осознать цель, задачи и принципы страхования, понимать
важность при- обретения страховых услуг, уметь правильно выбирать
страховые продукты, знать преимущества и недостатки условий
договоров страхования.
Умения
Понимать содержание договора страхования, уметь работать с
правила- ми страхования, уметь актуализировать страховую
информацию, уметь правильно выбрать условия страхования, уметь
оперировать страховой терминологией, разбираться в критериях
выбора страховой компании.
Компетенции
Понимать нужность и важность процедуры страхования, проводить
сравнение страховых продуктов, принимать правильные решения о
страховании на основе проведения анализа жизненной ситуации,

оценивать надѐжность страховой компании, оценивать правильность и
прозрачность условий страхования.
Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять
Базовые понятия и знания
Бизнес, уставный капитал, привлечѐнный капитал, бизнес-план,
доходы, расходы, прибыль, бухгалтерский учѐт, маркетинг,
менеджмент, налоги, риски, малый и средний бизнес.
Понятие малого и среднего бизнеса, порядок формирования
уставного капитала, структура доходов и расходов, порядок расчѐта
прибыли, необходимость и назначение бухгалтерского учѐта, функции
маркетинга и менеджмента в работе предприятия, порядок расчѐта и
уплаты налогов в малом и среднем бизнесе, определение рисков и их
снижение.
Личностные характеристики и установки
Понимание порядка функционирования предприятия, роли
уставного и привлечѐнного капиталов в его развитии, необходимости
учѐта доходов и расходов в процессе ведения бизнеса.
Умения
Определять потребность в капитале для развития бизнеса,
составлять бизнес-план, рассчитывать прибыль, налоги, знать порядок
уплаты налогов в малом и среднем бизнесе, строить структуру
управления на предприятии.
Компетенции
Знание ключевых этапов создания бизнеса, структуры бизнесплана, финансовых расчѐтов, необходимых для ведения бизнеса,
знание основ маркетинга и менеджмента, необходимых для
управления вновь созданным предприятием.
Модуль 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения
Базовые понятия и знания
Инвестиции, инвестирование, инвестиционный
портфель,
стратегия
инвестирования,
инвестиционный
инструмент,
диверсификация инвестиционного портфеля, финансовый риск,
доходность, срок инвестирования, сумма инвестирования, финансовая
пирамида, Хайп, фишинг, фарминг.
Виды рисков при осуществлении финансовых операций, способы
защиты от финансовых мошенничеств, знания о признаках финансовой
пирамиды.
Личностные характеристики и установки
Понимание взаимосвязей риск – доходность инвестиционных
инструментов,
ключевых
характеристик
выбора
стратегии
инвестирования, особенностей функционирования мошеннических
финансовых схем.
Умения
Различать стратегии инвестирования, выбирать приемлемую
для себя стратегию инвестирования с позиции приемлемого уровня

риска
и
доходности,
рассчитать
доходность
инвестиций,
диверсифицировать инвестиционный портфель с точки зрения
минимизации рисков и приемлемости доходности, распознать
финансовую
пирамиду
среди
множества
инвестиционных
предложений, отличить фишинговый сайт от подлинного, защитить
себя от фарминга и фишинга.
Компетенции
Сравнивать и выбирать оптимальный вариант размещения своего
капитала в различные инвестиционные инструменты, оценивать
доходность
своих
инвестиций,
определять
уровень
риска
инвестиционного портфеля.
Модуль 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного
накопления
Базовые понятия и знания
Пенсия, пенсионная система, пенсионный фонд, управляющая
компания, негосударственное пенсионное обеспечение.
Способы финансового обеспечения в старости, основания
получения пенсии по старости, знание о существующих программах
пенсионного обеспечения.
Личностные характеристики и установки
Осознание факторов, влияющих на размер будущей пенсии,
рисков, присущих различным программам пенсионного обеспечения,
понимание личной ответственности в пенсионном обеспечении.
Умения
Влиять на размер собственной будущей пенсии, с помощью
калькулятора, размещѐнного на сайте Пенсионного фонда России,
рассчитывать размер пенсии, выбирать негосударственный пенсионный
фонд.
Компетенции
Управление собственными пенсионными накоплениями, выбор
оптимального направления инвестирования накопительной части своей
будущей пенсии, выбор негосударственного пенсионного фонда с точки
зрения надѐжности и доходности.
Тематическое планирование
Тематическое планирование по
предмету «Основы финансовой
грамотности» 10-11 классы составлено с учетом рабочей программы
воспитания. Воспитательный потенциал данного предмета обеспечивает
реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся
СОО:
Создание благоприятных условий для развития социально значимых
отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений:
-опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
-трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;

-опыт дел, направленных на пользу своему родному городу, стране в
целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
-опыт природоохранных дел;
-опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома
или на улице;
-опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения
научных исследований, опыт проектной деятельности;
-опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия
человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт
творческого самовыражения;
-опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других
людей;
-опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых
людях, волонтерский опыт;
-опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого
самовыражения и самореализации.
10 класс
№
1
2
3

Тема / раздел
Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в
жизни.
Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать для
роста доходов
Модуль 3. Налоги: почему их надо платить и чем
грозит неуплата
Всего:

Количество
часов
12
13
9
34

11 класс
№
1
2
3
4

Тема / раздел
Модуль 4. Страхование: что и как надо страховать,
чтобы не попасть в беду
Модуль
5. Собственный бизнес: как создать и не
потерять
Модуль 6. Риски в мире денег: как защититься от
разорения
Модуль 7. Обеспеченная старость: возможности
пенсионного накопления
Всего:

Количество
часов
9
10
8
7
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».