Программа дополнительного образования МАОУ-СОШ № 2 на 2023-2024 уч.год

Содержание
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Нормативно-правовая база
2. Актуальность и педагогическая целесообразность
3. Принципы реализации ДОД
4. Цели и задачи.
II. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В МАОУ-СОШ № 2
1. Эффективность и результативность работы
2. Проблемы организации дополнительного образования детей
3. Перспектива развития дополнительного образования
4. Модель интеграции общего и дополнительного образования в МАОУСОШ № 2 на современном этапе развития
5. Содержание и организация образовательной деятельности в системе
дополнительного образования МАОУ-CОШ № 2
I I I . ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК
1. Пояснительная записка к учебному плану дополнительного образования
2. Дополнительные образовательные программы
3. Результативность образовательного блока
IV.СОДЕРЖАНИЕ
И
ОРГАНИЗАЦИЯ
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Предназначение культурно-досуговой деятельности
2. Отличия культурно-досуговой программы
3. Виды культурно-досуговых программ.
4. Принципы и методы
5. Ожидаемые результаты культурно-досуговых программ
V. ПАРТНЁРСТВО В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
VI. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
1. Критерии результативности
2. Контроль результативности
3. Методики изучения эффективности процесса интеграции
VII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. «Нормативно-правовая база»
Программа составлена в соответствии со следующими нормативными
документами:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями).
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(проект).
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015г. № 996-р.
4. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для
детей», утвержденный 30 ноября 2016 г. протоколом заседания президиума
при Президенте РФ.
5. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 декабря
2018 г.
6. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020г. № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».
7. Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
8. Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета
при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24.12.2018 г. № 16)).
9. Приказ Министерства просвещения РФ от 15 апреля 2019 г. № 170 «Об
утверждении

методики

расчета

показателя

национального

проекта

«Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных
дополнительным образованием».
10. Приказ Министерства экономического развития РФ Федеральной службы
Государственной статистики от 31 августа 2018 г. № 534 «Об утверждении

статистического

инструментария

для

организации

федерального

статистического наблюдения за дополнительным образованием детей».
11. Целевая модель развития региональной системы дополнительного
образования детей (приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября
2019 г. № 467).
12. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. №2
«Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ».
13. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и
норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания».
14. Приказ Минтруда России от 05 мая 2018 г. № 298н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых» (зарегистрирован Минюстом России 28 августа 2018 г.,
регистрационный № 25016).
15.Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических рекомендаций по
организации независимой оценки качества дополнительного образования
детей» № ВК-1232/09 от 28 апреля 2017 г.
16. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных

общеразвивающих

программ

от

18.11.2015

г.

Министерства образования и науки РФ.
17. Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04
«О направлении методических рекомендаций».
18. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных
Рыбалѐва И.А.) 2020

общеразвивающих

программ

(автор-составитель:

19. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30
сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и
осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным программам».
20. Устав МАОУ-СОШ № 2
21. Локальные акты МАОУ-СОШ № 2
2.Актуальность и педагогическая целесообразность.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" существует отдельный
вид образования - дополнительное. Оно направлено на формирование и
развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их
индивидуальных

потребностей

в

интеллектуальном,

нравственном

и

физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и
безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их
свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их
адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также
выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
Дополнительное образование детей - целенаправленный процесс воспитания,
развития личности и обучения посредством реализации дополнительных
образовательных программ, оказания дополнительных образовательных
услуг и информационно-образовательной деятельности
за пределами основных образовательных программ в интересах человека,
государства.
Основное предназначение дополнительного образования - удовлетворение
многообразных потребностей детей в познании и общении, которые далеко
не всегда могут быть реализованы в рамках предметного обучения в школе.
Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая
составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном
российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного
внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование,

органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности
ребенка. Основу современного дополнительного образования детей, и это
существенно отличает его от традиционной внешкольной работы, составляет
масштабный образовательный блок. Здесь обучение детей осуществляется на
основе образовательных программ, разработанных, как правило, самими
педагогами. "Изюминка" дополнительного образования состоит в том, что
все его программы предлагаются детям по выбору, в соответствии с их
интересами, природными склонностями и способностями.
Многие дополнительные образовательные программы являются прямым
продолжением базовых образовательных программ и дают при этом детям
необходимые для жизни практические навыки. Уникальный образовательный
потенциал дополнительного образования в дальнейшем может активно
использоваться в процессе введения профильного обучения на старшей
ступени общего образования.
Широк спектр возможностей дополнительного образования в плане
организации внеурочной деятельности детей за пределами времени,
отведенного на основные школьные предметы. На базе дополнительных
образовательных программ, разработанных по различным направлениям
творческой деятельности детей, в школе действуют кружки, спортивные
секции, соответствующие многообразию интересов обучающихся. Это
позволяет активизировать личностную составляющую обучения, увидеть в
детях

не

только

обучающихся,

но

и

живых

людей

со

своими

предпочтениями, интересами, склонностями, способностями.
Используя

разнообразные

культурно-досуговые

программы,

педагоги

обучают детей и подростков интересно и содержательно проводить свой
досуг.
Участие школьников в творческих коллективах по интересам позволяет
каждому ребенку реализовать себя в иных, не учебных сферах деятельности,
где-то непременно добиться успеха и на этой основе повысить собственную
самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов, родителей.

Занятость обучающихся во внеурочное время способствует укреплению
самодисциплины, самоорганизованности, умению планировать свое время.
Большое количество детских коллективов, не связанных напрямую с учебной
деятельностью, создает благоприятную возможность для расширения поля
межличностного взаимодействия обучающихся разного возраста и сплочения
на этой основе узнавших друг друга детей в единый школьный коллектив. А
массовое участие детей в регулярно проводимых в школе праздниках,
конкурсно-игровых программах, спортивных состязаниях приобщает их к
процессу появления школьных традиций, формированию корпоративного
духа «своей» школы, чувства гордости за нее.
Нужно отметить ещѐ одну уникальную особенность дополнительного
образования - дать растущему человеку возможность проявить себя,
пережить ситуацию успеха и притом неоднократно. Поскольку в системе
дополнительного образования палитра выбора детьми сферы приложения
интересов чрезвычайно широка, практически каждый обучающийся может
найти себя и достигнуть определенного успеха в том или ином виде
деятельности. Этот момент чрезвычайно важен для любого ребенка, а
особенно для детей, неуверенных в себе, страдающих теми или иными
комплексами, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин.
3. Принципы реализации ДОД.
При организации дополнительного образования детей школа опирается на
следующие приоритетные принципы:
2.1.Принцип доступности. Дополнительное образование - образование
доступное. Здесь могут заниматься любые дети, еще не нашедшие своего
особого призвания, одаренные, с отклонениями в развитии, в поведении, дети
с ОВЗ. При этом система дополнительного образования детей является
своего

рода

механизмом

социального

выравнивания

возможностей

получения персонифицированного образования. Одной из главных гарантий
реализации принципа равенства образовательных возможностей является
бесплатность предоставляемых школой услуг.

2.2.Принцип природосообразности. В дополнительном образовании детей все
программы отвечают тем или иным потребностям и интересам детей, они как
бы «идут за ребенком», в отличие от школы, которая вынуждена «подгонять»
ученика под программу (федеральный и региональный стандарт)
2.3.Принцип индивидуальности. Дополнительное образование реализует
право ребенка на овладение знаниями и умениями в индивидуальном темпе и
объеме, на смену в ходе образовательного процесса предмета и вида
деятельности, конкретного объединения и даже педагога. При этом успехи
ребенка принято сравнивать в первую очередь с предыдущим уровнем его
знаний и умений, а стиль, темп, качество его работы - не подвергать
порицаниям.
Тесно взаимосвязаны между собой

принцип

свободного выбора и

ответственности и принцип развития.
свободного

2.4.Принцип
обучающемуся

и

выбора

педагогу

и

ответственности

возможность

выбора

предоставляет
и

построения

индивидуального образовательного маршрута: программы, содержания,
методов и форм деятельности, скорости, темпа продвижения и т.п.,
максимально отвечающей особенностям личностного развития каждого и
оптимально

удовлетворяющих

интересы,

потребности,

возможности

творческой самореализации.
2.5.Принцип развития. Данный принцип подразумевает создание среды
образования, которая обеспечивает развитие индивидуального личностного
потенциала каждого обучающегося, совершенствование педагогической
системы, содержания, форм и методов дополнительного образования в
целостном образовательном процессе школы. Смысловой статус системы
дополнительного

образования

-

развитие

личности

воспитанника.

Образование, осуществляющееся в процессе организованной деятельности,
интересной ребенку, еще более мотивирует его, стимулирует к активному
самостоятельному поиску, подталкивает к самообразованию.

2.6.Принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновении
базового и дополнительного образования.
Органическая связь общего, дополнительного образования и образовательнокультурного досуга детей способствует обогащению образовательной среды
школы новыми возможностями созидательно-творческой деятельности.
Интеграция всех видов образования, несомненно, становится важным
условием перехода на новый стандарт.
2.7.Принцип социализации и личной значимости предполагает создание
необходимых условий для адаптации детей, подростков, молодежи к жизни в
современном обществе и в условиях ценностей, норм, установок и образов
поведения, присущих российскому и мировому обществу.
2.8.Принцип личностной значимости подразумевает под собой динамичное
реагирование дополнительного образования на изменяющиеся потребности
детей,

своевременную

корректировку

содержания

образовательных

программ. А это, как известно, и есть самый мощный стимул поддержания
постоянного интереса к изучаемому предмету.
Именно в системе дополнительного образования детей существую такие
программы, которые позволяют прибрести

ребенку не абстрактную

информацию, нередко далекую от реальной жизни, а практически
ориентированные знания и навыки, которые на деле помогают ему
адаптироваться в многообразии окружающей жизни.
2.9.Принцип ориентации на приоритеты духовности и нравственности
предполагает формирование нравственно-ценностных ориентаций личности,
развитие

чувственно-эмоциональной

сферы

ученика,

нравственно-

творческого отношения и является доминантой программ дополнительного
образования,

всей

жизнедеятельности

воспитанников,

педагогов,

образовательной среды.
2.10.Принцип диалога культур. Ориентация на данный принцип означает не
только формирование условий для развития общей культуры личности, но и
через диалог культур, организацию системы непрерывного постижения

эстетических и этических ценностей поликультурного пространства. В
системе
траектория

дополнительного
эстетического

воспитания,

образования
восприятия

и

переживания

прекрасного, понимания творчества по законам красоты развивается к
созданию культурных ценностей, как в искусстве, так и вне его. Например, в
сфере познавательной и трудовой деятельностей, быту, спорте, поступках и
поведении,

человеческих

взаимоотношениях.

Результатом

данной

ориентации являются эстетическо-ценностные и эстетическо-творческие
возможности воспитанников.
2.11.Принцип деятельностного подхода.
Через систему мероприятий (дел, акций) обучающиеся включаются в
различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха
для каждого ребѐнка.
2.12.Принцип

творчества

в

реализации

системы

дополнительного

образования означает, что творчество рассматривается как универсальный
механизм развития личности, обеспечивающий не только еѐ вхождение в мир
культуры, формирование социально значимой модели существования в
современном мире, но и реализацию внутренней потребности личности к
самовыражению, самопрезентации. Для реализации этого приоритета важно
создание атмосферы, стимулирующей всех субъектов образовательного
процесса к творчеству в любом его проявлении. Каждое дело, занятие
(создание проекта, исполнение песни, роли в спектакле, спортивная игра и
т.д.) - творчество обучающегося (или коллектива обучающихся) и педагогов.
2.13.Принцип разновозрастного единства.
Существующая

система

дополнительного

образования

обеспечивает

сотрудничество обучающихся разных возрастов и педагогов. Особенно в
разновозрастных объединениях ребята могут проявить свою инициативу,
самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе,
учитывая интересы других.
2.14.Принцип поддержки инициативности и активности

Реализация дополнительного образования предполагает инициирование,
активизацию, поддержку и поощрение любых начинаний обучающихся.
2.15.Принцип открытости системы.
Совместная работа школы, семьи, учреждений культуры и образования
направлена на обеспечение

каждому

ребѐнку

максимально

благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического
развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.
4. Цели и задачи.
Основная цель дополнительного образования - развитие мотиваций личности
к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных
программ и внеурочной деятельности в интересах личности.
Задачи:
1.

Сформировать

систему

дополнительного

образования

в

школе,

способную дать возможность каждому ребенку выбрать себе занятие по
душе, позволяющую создать условия для полной занятости обучающихся.
2.

Охватить максимальное количество обучающихся дополнительным

образованием.
3.

Сформировать условия для успешности обучающихся.

4.

Организовать социально-значимый досуг.

5.

Разработать и реализовать дополнительные образовательные, культурно-

досуговые программы и программы внеурочной деятельности, максимально
удовлетворяющие запросам обучающихся.
6.

Привить

обучающимся

навыки

проектной

и

исследовательской

деятельности.
7.

Способствовать

интеллектуальному,

творческому,

физическому

развитию детей и подростков.
8.

Предупредить

асоциальное

поведение

обучающихся,

внеурочную занятость подростков «группы риска».

обеспечить

9.

Повысить творческий потенциал педагогических кадров, обеспечить

использование инновационных

педагогических идей, образовательных

моделей, технологий, создать методическую копилку дополнительного
образования в школе. С учѐтом возрастных, психологических особенностей
обучающихся на каждом этапе обучения меняются задачи дополнительного
образования.
II. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В МАОУ-СОШ № 2
Главной специфической чертой развития дополнительного образования в
школе должна быть опора на содержание среднего образования. Интеграция
среднего и дополнительного образования может обеспечить:
• целостность всей образовательной системы школы со всем еѐ
многообразием;
• определѐнную стабильность и постоянное развитие;
• необходимый уровень знаний, умений, навыков обучающихся и
развитие

их

эмоционально-образной

сферы,

формирование

духовно-

нравственных качеств, социальной активности;
• сохранение определенного консерватизма системы и более активного
использования инновационных педагогических идей, образовательных
моделей, технологий;
• поддержку существующих школьных традиций и поиск новых путей
организации жизни ученического и педагогического коллективов.
1. Эффективность и результативность работы.
Основными показателями эффективности и результативности работы
педагогов дополнительного образования в МАОУ-СОШ № 2 являются:
•

заинтересованность обучающихся и их родителей (лиц их заменяющих)
в реализации дополнительного образования в школе;

•

творческие достижения обучающихся (результаты участия в выставках
декоративно-прикладного творчества, спортивных соревнованиях, научнопрактических конференциях, интеллектуальных олимпиадах и творческих

конкурсах) муниципального и областного, российского и международного
уровней;
•

связь с социумом (ДиКЦ, ДЮСШ, ЦДТ «Креатив», ДШИ, ДХШ,
городская библиотека, краеведческий музей ГО Богданович, «Олимп»,
Парк культуры им. М. Горького ГО Богданович и др.);

2. Проблемы организации дополнительного образования детей
В ходе анализа организации дополнительного образования можно выявить
следующие проблемы:
•

выстраивание
дополнительного

педагогами

занятия

образования

по

в

своих

классно-урочному

объединениях
принципу.

В

результате в школьный блок дополнительного образования автоматически
переносятся средства, методы, подходы из традиционной школьной
педагогики. В итоге вместо творческого занятия по интересам ребенок
оказывается снова на уроке, пусть несколько модифицированном, но по
своей сути представляющем обучение по конкретному предмету;
•

в ОУ не хватает узких специалистов по дополнительному образованию,
особенно для работы с мальчиками и юношами. Профессионалы не

готовы работать на малом количестве часов (в среднем 1 - 2 часа в
неделю), соответственно, за небольшую зарплату;
•

необходимы новые требования к программам дополнительного
образования в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения,
особое

внимание

ориентированным

следует
на

уделить

получение

интегрированным

предметных,

программам,

метапредметных

и

личностных и результатов.
•

нехватка

методических

деятельности

учреждения

рекомендаций
в

режиме

по

оценке

интеграции

результатов
общего

и

дополнительного образования (мониторинговые исследования, критерии,
методики изучения, и т.п.)
•

не в полной мере изучается заказ детей и родителей на дополнительное
образование, не всегда учитываются их пожелания при составлении
вариативной части базисного учебного плана школы;

•

незаинтересованность обучающихся «группы риска» в получении
дополнительного образования в школе.

•

реализация

дополнительного

образования

главным

образом

замыкается в стенах школы, класса.
•

материально-техническая база ОУ требует развития.

3. Перспектива развития дополнительного образования
Перспективой развития дополнительного образования в МАОУ-СОШ № 2
является:
•

расширение спектра услуг дополнительного образования и интеграция

среднего и дополнительного образования;
•

изменение

позиции

педагога

дополнительного

образования

и

школьного учителя в вопросах построения образовательного процесса,
больше внимания уделять технологиям интеграции.
•

улучшение материально-технической базы ОУ для осуществления

качественной

реализации

программ

дополнительного

образования

и

внеурочной деятельности за счѐт реализации платных дополнительных
образовательных услуг, добровольных пожертвований, спонсорских средств.
•

организация методического сопровождения педагогов по вопросам

организации дополнительного образования в школе, интеграции общего и
дополнительного

образования:

методические

объединения,

семинары,

практикумы, мастер-классы и т.д.
4. Модель интеграции общего и дополнительного образования в МАОУСОШ № 2 на современном этапе развития
Главный принцип ФГОС НОО, ООО, СОО - принцип вариативности
образования, предполагающий создание «личных пространств» на основе
выбора. Инновации стандартов могут быть обеспечены только в процессе
интеграции общего, дополнительного и профессионального образования,
соединения обязательного (стандарта) и желательного (социального заказа).
В данный момент в МАОУ-СОШ № 2 реализуется следующая модель
интеграции: «Урок - занятия объединений дополнительного образования
детей - воспитательная деятельность - внеурочная деятельность в рамках
ФГОС».
Процесс внутренней интеграции дополнительного и других сфер общего
образования реализуется через осуществление межпредметных связей,
включение в образовательные занятия элементов досуговой деятельности,
реализацию проектов по воспитанию и дополнительному образованию.
Но существует ещѐ одно важное звено в данной системе. Это макросоциум,
который влияет на образование ребѐнка, который предлагает свои
образовательные услуги, тем самым, расширяя спектр дополнительного
образования детей и подростков и, конечно же, положительно влияя на рост
личности во всех еѐ проявлениях.
Модель

органично сочетает

способствует

созданию

возможности

инфраструктуры

условиях конкретной среды.

обоих

видов

внеурочной

образования,

деятельности

в

Общее
образование
(общеобразовательные программы)

Внеурочная деятельность в
рамках ФГОС по направлениям:
 духовно-нравственная
 общекультурная
 общеинтеллектуальная
 социальная
 спортивно-оздоровительная

ОБРАЗОВАНИЕ

Дополнительное
образование
по направленностям:
 физкультурноспортивная
 художественная
 туристскокраеведческая
 естественнонаучная
 социальнопедагогическая
 техническая

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
МАКРОСОЦИУМ
Участие
в конкурсах
и олимпиадах
различного
уровня и
направленности.

Воспитательные
мероприятия
различного
уровня и
направленности.

Совместная
деятельность
семьи и школы














Детская Школа Искусств
Детская художественная
школа
Детская Юношеская
Спортивная Школа
Центр Детского Творчества
«Креатив»
Деловой и Культурный Центр
Областной Центр Социальной
Помощи Семье и Детям
МАДОУ № 9, 10, 18, 45, 11, 1, 2
Городская и детская
библиотеки
Краеведческий музей
Парк культуры и отдыха им.
Горького
Политехникум
ОО ГО Богданович

5. Содержание и организация образовательной деятельности в системе
дополнительного образования МАОУ-СОШ № 2
Виды детских объединений по интересам.
Образовательная

деятельность

в

дополнительном

образовании

осуществляется через различные объединения детей по интересам. Это
кружки, студии, секции и др.
При этом основным способом организации деятельности детей является их
объединение в учебные группы, т.е. группы учащихся с общими интересами,
которые совместно обучаются по единой образовательной программе в
течение учебного года. Учебная группа (в той или иной ее разновидности)
является основным способом организации деятельности детей практически в
любом из видов детских объединений.
В них могут заниматься дети от 6, 6 до 18 лет. Каждый ребенок может
заниматься в одной или нескольких группах. Обычно учебный год в детских
группах и коллективах начинается 1 сентября и заканчивается 15 мая
текущего года. В период школьных каникул занятия могут проводиться по
специальному

расписанию

с

переменным

составом

учащихся.

Комплектование учебных групп начинается в сентябре.
Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях
разного профиля, однако, в соответствии с СанПиН, посещение ребенком
занятий более чем в 2-х объединениях (секций, студий и т.д.) не
рекомендуется. Предпочтительно совмещение занятий спортивного и
неспортивного профиля. Кратность посещения занятий одного профиля
рекомендуется не более 2 раз в неделю.
Занятия детей в системе дополнительного образования могут проводиться в
любой день недели (исключая воскресные дни) и каникулы. Между
учебными

занятиями

и

посещением

объединений

дополнительного

образования детей должен быть перерыв для отдыха не менее часа.
Деятельность детей осуществляется по группам, индивидуально или всем
составом объединения, как в одновозрастных, так и в разновозрастных

объединениях по интересам (клубы, студии и т.п.), в которых могут
заниматься учащиеся в возрасте от 6,6 до 18 лет. В работе объединений могут
принимать участие родители, без включения в списочный состав и по
согласованию с педагогом.
Численный состав детских объединений определяется уставом школы и,
соответственно,

программой

педагога

в

зависимости

от

возраста

обучающихся, года обучения, специфики деятельности данной группы.
В случае снижения фактической посещаемости в течение года группы
должны быть объединены или расформированы. Высвобожденные в этом
случае средства могут быть использованы на открытие новых детских
объединений.
Учебные группы создаются для обучающихся одного возраста или разных
возрастов. Учитывая
группы,

особенности

и

исходя из педагогической

проводить

занятия

со

всем

содержание

работы

учебной

целесообразности, педагог может

составом

коллектива,

по

группам

и

индивидуально; может вести индивидуальные занятия с детьми-инвалидами
по месту жительства.
В постановлении от 28 сентября 2020 года № 28
санитарных

правил

СП

2.4.3648-20

Об утверждении

«Санитарно-эпидемиологические

требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи» продолжительность занятий детей в объединениях
дополнительного образования не должна превышать:
в учебные дни – не более 3-х академических часов в день;
в каникулярные дни – не более 4 академических часов в день.
После 30-45 мин. занятий необходимо устраивать перерыв длительностью не
менее10 мин. для отдыха детей и проветривания помещений.
Объем

максимальной

аудиторной

нагрузки

для

обучающихся

по

дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств не
должен превышать 14 часов в неделю.

Объем

максимальной

аудиторной

нагрузки

для

обучающихся

по

дополнительным общеразвивающим программам в области искусств не
должен превышать 10 часов в неделю. Занятия с использованием
компьютерной техники организуются в соответствии с гигиеническими
требованиями к персональным электронно-вычислительным машинам и
организации работы. Продолжительность непрерывного использования на
занятиях интерактивной доски для детей 7-9 лет составляет не более 20
минут, старше 9 лет - не более 30 минут.
Занятия,

направленность

которых

предусматривает

трудовую

деятельность, организуются и проводятся в соответствии с санитарноэпидемиологическими

требованиями

к

безопасности

условий

труда

работников, не достигших 18-летнего возраста.
Зачисление

детей

для

обучения

по

дополнительным

общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта
осуществляется

при

отсутствии

противопоказаний

к

занятию

соответствующим видом спорта.
Продолжительность занятия зависит также от возраста обучающихся.
Можно рекомендовать следующую продолжительность учебного занятия:
• для младших школьников - от 1часа до 2-х часов;
• для школьников среднего и старшего возраста - от 1,5 до 3-х часов.
В зависимости от специфики объединений возможно уменьшение или
увеличение

продолжительности

одного

занятия,

что

должно

особо

оговариваться в программе педагога. «Санитарно-эпидемиологическим
требованиям к учреждениям дополнительного образования...» рекомендуют
разный режим занятий детей в объединениях различного профиля.
Рекомендуемая продолжительность индивидуальных занятий с детьми от 30 до 60 минут 2 раза в неделю. Продолжительность и периодичность
индивидуальных занятий устанавливается и обосновывается Уставом
учреждения и программой педагога.

Особое внимание следует обратить на рекомендацию о том, чтобы
заканчивались занятия в системе дополнительного образования детей не
позднее 19.00.
Нарушение СанПин влечет дисциплинарную,

административную

и

уголовную ответственность.
Цели, задачи и содержание деятельности учебных групп определяются на
основе

примерных

образовательных

программ,

предложенных

Министерством образования РФ или программ педагогов дополнительного
образования, разработанных ими самостоятельно. Программа реализуется
педагогом через учебный план занятий, который составляется на весь период
обучения. Обучающиеся, показавшие высокий уровень достижений и
результатов, могут заниматься по индивидуальным программам.
Работа

учащихся

сотрудничества

и

в

учебной

группе

самоуправления,

строится

сочетания

на

принципах

коллективной

и

индивидуальной деятельности.
III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ

"Об

образовании

в

Российской

Федерации",

предопределяет

необходимость и обязательность учебного плана в качестве нормативнорегулирующего средства деятельности всех типов и видов учреждений
образования. Закон предоставляет право самостоятельного выбора формы
учебного плана в соответствии с целями, концепцией, содержанием
образовательных программ.
Работа школы по дополнительному образованию также осуществляется
согласно расписанию занятий.
Расписание
регулирующий

занятий

-

организацию

нормативный,
учебных

управленческий

занятий

и

документ,

обеспечивающий

реализацию учебных планов и программ.
Составление расписания регулируется следующими документами:
«Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей»,

уставом
педагогов.

школы,

учебным

При

составлении

планом,

образовательными

расписания

учитывается

программами
загруженность

кабинетов и учебных помещений, возраст обучающихся, год занятий по
программе. В расписании указываются: ФИО педагога, его нагрузка в
неделю,

учебный

предмет,

название

учебной

группы,

время

и

продолжительность занятий, место проведения, возраст детей.
1. Пояснительная записка к учебному плану дополнительного образования
Учебный

план

дополнительного

образования

разработан

в

соответствии с нормативно-правовой документацией:
Нормативно-правовые акты федерального уровня:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями).
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(проект).
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015г. № 996-р.
4. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для
детей», утвержденный 30 ноября 2016 г. протоколом заседания президиума
при Президенте РФ.
5. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 декабря
2018 г.
6. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020г. № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года».
7. Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
8. Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета
при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24.12.2018 г. № 16)).

9. Приказ Министерства просвещения РФ от 15 апреля 2019 г. № 170 «Об
утверждении

методики

расчета

показателя

национального

проекта

«Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных
дополнительным образованием».
10. Приказ Министерства экономического развития РФ Федеральной службы
Государственной статистики от 31 августа 2018 г. № 534 «Об утверждении
статистического

инструментария

для

организации

федерального

статистического наблюдения за дополнительным образованием детей».
11. Целевая модель развития региональной системы дополнительного
образования детей (приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября
2019 г. № 467).
12. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. №2
«Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ».
13. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и
норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания».
14. Приказ Минтруда России от 05 мая 2018 г. № 298н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей
и взрослых» (зарегистрирован Минюстом России 28 августа 2018 г.,
регистрационный № 25016).
15.Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических рекомендаций по
организации независимой оценки качества дополнительного образования
детей» № ВК-1232/09 от 28 апреля 2017 г.
16. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных

общеразвивающих

Министерства образования и науки РФ.

программ

от

18.11.2015

г.

17. Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04
«О направлении методических рекомендаций».
18. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных

общеразвивающих

программ

(автор-составитель:

Рыбалѐва И.А.) 2020
19. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30
сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и
осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным программам».
20. Устав МАОУ-СОШ № 2
21. Локальные акты МАОУ-СОШ № 2
Приложение к ФОП

НОО,

ООО, СОО Программа дополнительного

образования МАОУ-СОШ № 2 на 2022-2023 учебный год.
Учебный план дополнительного образования МАОУ-СОШ № 2 на 2022-2023
учебный год.
Расписание занятий кружков, секций дополнительного образования МАОУСОШ № 2 на 2023-2024 учебный год.
В основу учебного плана дополнительного образования положены принципы
гуманистического обучения и воспитания, интегрирования основного и
дополнительного образования в целях создания такой образовательной
среды, которая бы в полной мере удовлетворяла потребности детей в их
самореализации.
Цель

дополнительного

изменяющихся

образования

индивидуальных

-

удовлетворение

социокультурных

и

постоянно

образовательных

потребностей детей.
Дополнительное образование детей в МАОУ – СОШ № 2 рассматривается,
как средство реализации прав ребенка на доступ к информации, отдых и
досуг, свободное участие в культурной жизни и занятия искусством, участие
в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту,

предусмотренных Международной Конвенцией о правах ребенка, принятой
Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1982 года.
Содержание и структура построения учебного плана дополнительного
образования отражают задачи образовательной программы школы:
• укрепление здоровья обучающихся;
• формирование у них мотивационной сферы гигиенического поведения и
физического

саморазвития,

потребность

к

регулярным

занятиям

образования,

развитие

физической культурой и спортом;
• приобщение к здоровому образу жизни;
• повышение

эффективности

и

качества

интеллектуальных и творческих способностей обучающихся с учетом их
индивидуальных особенностей;
• формирование навыков культурного поведения посредством занятий в
блоке дополнительного образования;
• развитие эстетического вкуса;
• расширение кругозора обучающихся.
Продолжительность учебного года в рамках дополнительного образования
составляет в 1 классах -33 часа, во 2-11 классах 34 учебных недели.
В этом учебном году на дополнительное образование в 1-11 классах
выделено 81 час в неделю, работа осуществляется по следующим
направленностям:

Направленность:
Техническая направленность
Художественная направленность
Физкультурно-спортивная направленность
Туристско-краеведческая направленность
Естественнонаучная направленность
Социально-гуманитарная направленность

Система дополнительного образования МАОУ – СОШ № 2 работает 6 дней в
неделю с понедельника по субботу, занятия начинаются с 14.00. часов,
заканчиваются в 18.00. часов. Работает 32 кружка, секций, клубов.
Наполняемость учебных групп творческих объединений от 15 человек.
Художественная

направленность

реализуется

2

образовательными

программами: ИЗО-студией «Акварелька», «Мастерская праздника», «Театр
на английском языке», «Мастерская чудес», Мастерская модельера»,
«Обучение игре на гитаре», школьная театральная студия «Дебют».
Программы

способствуют

развитию

познавательной

и

творческой

активности, художественного вкуса, образного мышления, выразительности.
Она

направлена

на

усиление

эстетического

развития

современного

школьника и повышение его общей культуры, на формирование у
школьников

навыков

восприятия

музыки, пения,

инструментального

музицирования, музыкально - пластического интонирования, которые
необходимы для успешного художественно-эстетического развития.
Программы социально-гуманитарной направленности:
«Юные Инспектора Движения», «Юный спасатель», Волонтерский отряд
«Синергия», «Здоровое питание» ориентированы на создание у школьников
правильного представления о личной безопасности, на расширение знаний и
приобретение

практических

навыков

поведения

при

попадании

в

экстремальные и чрезвычайные ситуации, на создание у школьников
правильного

представления

о

профессии

пожарного

и

спасателя;

приобретение учащимися основных теоретических знаний по истории
создания различных

видов стрелкового оружия, типах

и системах

отечественного стрелкового оружия, мерах безопасного обращения со
стрелковым оружием, а также приобретения практических навыков ухода за
стрелковым оружием, выполнения правил его хранения и использования.
Программы способствуют воспитанию патриотизма, становлению личности
школьников, их самореализации в современном обществе, формированию
профессиональных интересов в процессе разнообразной деятельности. Они

направлены на формирование активной жизненной позиции, развитие
коммуникабельности,

творческих

и

познавательных

способностей

обучающихся.
Программы физкультурно-спортивной направленности секции «Баскетбол»,
«Легкая атлетика», «Юный спасатель», «ДЮП (Дружина Юных Пожарных)»,
«Юный стрелок», «Пожарно-прикладной спорт», «Школа безопасности»,
«Шахматы в школе» содействует формированию и развитию способностей,
позволяющих реализовать индивидуальные возможности, критичности
мышления и объективности самооценки, навыков здорового образа жизни,
развитию способности планировать собственные действия. Она предлагает
попробовать проявить свои способности в различных видах тренировки и
определиться, какой вид спорта является для каждого наиболее приемлемым.
Программы технической направленности: «3D моделирование», «Трехмерное
моделирование», «Квадрокоптер», Школа медиа «СМИшка», «В мире
информатики», «Юный фотограф», «Робостар», «Робот Dobot», «Первые
шаги

в

робототехнику»,

«Виртуальная

реальность»,

«Основы

деревообработки», «Школьная радиокомпания». Программы базируются на
материале информатики базового уровня, в более детальном рассмотрении и
носит профессиональную направленность. Изучение этого курса призвано
углубить знания и умения ученика в данной области информатики,
расширить представление о возможностях новых компьютерных технологий
и их практической значимости, помочь сориентироваться в выборе
информационно–технологического

профиля,

а

также

познакомить

с

основами моделирования, программирования.
Программы
грамотной,

направлены

гармонично

на

развитой

подготовку творческой, технически
личности,

обладающей

логическим

мышлением, способной анализировать и решать задачи в команде в области
информационных и аэротехнологий, решать ситуационные кейсовые задания,
основанные на групповых проектах.

Занятия по данным программам

рассчитаны на общенаучную

подготовку обучающихся, развитие их мышления, логики, математических
способностей, исследовательских навыков.
Программы направлены на изучение основ программирования на языке
Python и программирование автономных квадрокоптеров.
В

рамках

программ

обучающиеся

смогут

познакомиться

с

физическими, техническими и математическими понятиями. Приобретѐнные
знания будут применимы в творческих проектах.
Программа «3D моделирование» - это изучение основ компьютерного
моделирования и изготовления изделий с применением 3D-принтера.
Программа

туристско-краеведческой

направленности

туристско-

краеведческий клуб «Юный краевед» учит детей гражданственности,
ориентации в жизни, учит быть добрыми, любить главное чудо природы человека. Эта программа воспитывает в детях чувство патриотизма и
сопричастности к прошлому своей малой Родины.

План дополнительного образования в МАОУ-СОШ № 2
на 2023-2024 учебный год

№
п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.

Кол-во часов в неделю
КЛАССЫ
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Социально-гуманитарная направленность
Волонтерский отряд «Синергия»
1
«Юные Инспектора Движения» «ЮИД»
1 1
«Здоровое питание»
1
Художественная направленность
«Театр на английском языке»
2
«Мастерская праздника»
1 1 1
«Мастерская чудес»
1 1 1 1
«Обучение на гитаре»
1 1 1 1 1
Школьная театральная студия «Дебют»
0,5 0,5
«Мастерская модельера»
1 1
ИЗО-студия «Акварелька»
1 1 1 1
Физкультурно-спортивная направленность
«Юный спасатель»
0,5 0,5
«ДЮП» (Дружина Юных Пожарных)
0,5 0,5
«Юный стрелок»
0,5 0,5
«Пожарно-прикладной спорт»
0,5 0,5
«Баскетбол»
0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
«Школа безопасности»
0,5 0,5
«Легкая атлетика»
0,5 0,5 0,5 0,5
«Шахматы в школе»
0,5 0,5 0,5 0,5
Туристско-краеведческая направленность
Клуб «Юный краевед»
1 1 1 1
Естественнонаучная направленность
«Юные англичане»
2 2
«Финансовая грамотность»
1 1 1 1 1 1 1 1 1
Техническая направленность
«Школа медиа СМИшка»
0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
«В мире информатики»
1
«Юный фотограф»
1 1 1
«Квадрокоптер»
1 1
«Робостар»
1 1
«Робот Dobot»
0,5 1 0,5
«Первые шаги в робототехнику»
1 1 1 1
«Трехмерное моделирование»
1 1
«Виртуальная реальность»
1 0,5 0,5
«3D моделирование»
0,5 0,5
«Основы деревообработки»
1 1
«Школьная радиокомпания»
0,5 0,5
Итого: (81 ч.)
Максимальная допустимая недельная
10* 10* 10* 10* 10* 10* 10* 10* 10* 10* 10*
нагрузка на обучающегося
(*) – из предложенного перечня обучающийся выбирает не более 10 часов.
Названия
Кружков, секций, клубов

Кол-во
часов

4 часа

21 час

13
часов

4 часа
13
часов

26
часов

81 час
*110

3. Дополнительные образовательные программы.
Программа (греч. - распоряжение) - это нормативная модель совместной
деятельности людей, определяющих последовательности действий по
достижению поставленной цели.
В целях повышения качества педагогической деятельности в системе
дополнительного

образования

детей

необходимо

соблюдать

общие

требования, которым должны отвечать образовательные программы.
Во-первых,

программы

дополнительного

образования

детей

должны

соответствовать Закону Российской Федерации «Об образовании» и
Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного
образования детей.
Во-вторых, программы дополнительного образования, реализуемые в
свободное от основной учебной нагрузки время, должны исключать общее
повышение учебной нагрузки и утомляемости детей за счет:
• обеспечения личностно-мотивированного участия детей в интересной и
доступной деятельности, свободы выбора личностно-значимого содержания
образования, форм деятельности и общения;
• организации естественных для соответствующего возраста форм детской
активности (познание, труд, самодеятельность, общение, игра);
•использования

интерактивных

материала. Данное
школе

требование

способов
исходит

усвоения
из

того,

образовательного
что

занятия

в

обеспечивают в полном объеме максимальный уровень учебной

нагрузки на ребенка школьного возраста, установленный Базисным учебным
планом.
В-третьих,

образовательные

программы,

реализуемые

в

системе

дополнительного образования детей, должны обладать рядом качеств; в их
числе:
• актуальность (ориентирована на решение наиболее значимых проблем
для внешкольного образования);

• прогностичность (отражает требования не только сегодняшнего, но и
завтрашнего дня; способна соответствовать изменяющимся условиям и
требованиям к реализации программы);
• реалистичность

(определяет

цели,

способы

их

достижения

и

имеющиеся ресурсы для получения максимально полезного результата);
• чувствительность к сбоям (возможность своевременно обнаруживать
отклонения реального положения дел от предусмотренных программой);
• целостность (полнота и согласованность действий, необходимых для
достижения целей);
• контролируемость (наличие способа проверки реально полученных
результатов на их соответствие промежуточным и конечным целям);
• преемственность

и

согласованность

ее

содержания

с

образовательными программами общеобразовательной школы;
• практическая

значимость,

технологичность

(доступность

для

использования в педагогической практике);
• сбалансированность по всем ресурсам (кадровым, финансовым,
материально-техническим, научно-методическим).
Программа отражает некие обязательства, которые берет на себя педагог,
обязательства внести конкретный вклад в обучение, воспитание и развитие
обучающегося средствами своего учебного курса.
Разрабатывая, модифицируя и адаптируя программы дополнительного
образования, педагоги должны ориентироваться на

«Примерные

требования к программам дополнительного образования детей» (Приложение
к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной
поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844), соблюдать
все рекомендации.
Перечень дополнительных образовательных программ (см. Приложение)
4. Результативность образовательного блока

Определяя

результаты

реализации

дополнительных

образовательных

программ, необходимо различать среди них следующие:
-выделенные

по

времени

фиксирования:

конечные

(итоговые),

промежуточные, текущие;
-по

факту

преднамеренности:

планируемые

(запланированные,

предусмотренные) и стихийно полученные (незапланированные, случайные,
непреднамеренные);
-по отношению к целям (по соотношению с целями): "целесообразные" и
"нецелесообразные (т.е. соответствующие поставленным целям и задачам и
не соответствующие им полностью или частично);
-по качеству: позитивные (достижения) и негативные (неудачи, ошибки);
-по степени значимости: значимые (социально, личностно, профессионально)
в высокой, средней, низкой степени и малозначимые (незначимые).
Оценка образовательной деятельности ребенка должна осуществляться по
учебным (чаще всего предметным) параметрам. При этом о результатах
образования детей судят, прежде всего, по итогам их участия в конкурсах,
смотрах, олимпиадах; получению спортивных разрядов, награждению
грамотами и другими знаками отличия. И это вполне понятно: такие
результаты наиболее ощутимы и очевидны.
Но далеко не каждый ребѐнок способен подняться до уровня грамот и
призовых мест. Также фиксация преимущественно предметных результатов
зачастую искажает диапазон истинных достижений ребенка, поскольку вне
поля зрения остаются его личностные результаты.
Конечно, формирование личностных качеств - процесс длительный, он носит
отсроченный характер, их гораздо сложнее выявить и оценить. Тем не менее,
выявлять результаты образовательной деятельности детей, причем во всей их
полноте, необходимо каждому педагогу. Это обусловлено самой спецификой
дополнительного образования детей.
Таким образом, поскольку образовательная

деятельность

в

системе

дополнительного образования предполагает не только обучение детей

определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных
личностных качеств обучающихся. О ее результатах необходимо судить по
двум группам показателей:
• предметным (фиксирующим приобретенные ребенком в процессе освоения
образовательной программы предметные и общеучебные знания, умения,
навыки);
• личностным (выражающим изменения личностных качеств ребенка под
влиянием занятий в данном кружке, студии, секции).
Для ребенка большое значение имеет оценка его труда родителями,
поэтому педагогу надо продумать систему работы с родителями. В
частности, контрольные мероприятия можно совмещать с родительскими
собраниями, чтобы родители могли по итоговым работам видеть рост своего
ребенка в течение года.
Формы проведения аттестации детей по программе могут быть самыми
разнообразными: зачет, соревнование, турнир, открытое итоговое занятие,
выставка,

олимпиада,

конкурс,

концертное

прослушивание,

защита

творческой работы, сдача нормативов, конференция и т.п.
Главные требования при выборе формы - она должна быть понятна
детям; отражать реальный уровень их подготовки; не вызывать у них страха
и чувства неуверенности, не формировать у ребенка позицию неудачника, не
способного достичь определенного успеха.
IV.СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Предназначение культурно-досуговой деятельности.
Организация культурно-досуговой деятельности школьников - наряду с
образовательной деятельностью - входит в число важнейших задач
современного дополнительного образования. Сегодня как никогда актуальна
проблема овладения детьми и подростками способами организации своего
свободного времени, умением содержательно и интересно проводить свой
досуг.

Любой досуг способен выполнять четыре главные функции: отдых,
развлечение, общение, саморазвитие.
Между

тем,

обучающиеся

развлекательные

способы

ориентированы
проведения

преимущественно

свободного

времени,

на
что

оборачивается снижением общего уровня культуры детей и подростков,
усвоением

примитивных

способов

общения,

ростом

асоциальных

проявлений.
Вот

почему

так

важно

научить

детей

соединять

развлечения

с

саморазвитием, делать свой досуг содержательным, «работающим» на
совершенствование личности.
Дополнительное образование призвано наполнить досуг детей социально
значимым содержанием. На это нацелены обе его составляющие - и
образовательная, и собственно культурно-досуговая деятельность. При этом
образовательная деятельность выполняет, прежде всего, познавательную и
ориентационную

функции,

культурно-досуговая

деятельность

-

рекреационную и коммуникативную. В то же время оба вида деятельности
создают реальные возможности и для самопознания, самоопределения,
самореализации ребенка, правда, делают это различными способами.
В состав культурно-досуговой деятельности следует включать не только
фестивали, конкурсы, соревнования, тематические дни и недели, вечера,
экскурсии и т.п., но и семейные и индивидуальные способы организации
детского досуга - от совместных с родителями форм проведения свободного
времени (посещение музеев, театров, семейный туризм и др.) до
индивидуальных занятий ребенка по интересам (хобби, компьютерные игры
и т.п.).
Педагогически правильная организация культурно-досуговой деятельности
может обеспечить достижение вполне определенных целей не только в плане
организации отдыха и развлечения детей, но и в отношении их обучения,
воспитания, самореализации, приобщения к культуре, в том числе к культуре

общения и поведения. Без «обучающих» результатов культурно-досуговая
деятельность не может быть сегодня признана в полной мере эффективной.
Полноценное

использование

богатого

социально-педагогического

потенциала культурно-досуговой деятельности предполагает переход от ее
планирования к программированию, т.е. построению этого вида деятельности
на основе специальных культурно-досуговых программ.
2. Отличия культурно-досуговой программы.
Отличия

культурно-досуговой

программы

от

дополнительной

образовательной программы состоят в следующем:
 содержание культурно-досуговой программы не изучается в ходе
специально организованных занятий по какому-либо конкретному курсу,
а реализуется в процессе подготовки и проведения массовых досуговых
мероприятий (дел);
 овладение предусмотренными в ней знаниями и умениями происходит в
процессе самостоятельной работы вне занятий и во взаимодействии со
взрослыми и детьми в досуговое время;
 источниками

образовательной

информации

и

социального

опыта,

субъектами досуговой деятельности являются как педагоги, так и сами
дети и их родители (законные представители);
 в ходе реализации культурно-досуговой программы предусмотрен целый
спектр
 нетрадиционных
исполнитель,

позиций

зритель,

(ролей)

соавтор,

обучающихся

художник,

-

организатор,

костюмер,

дизайнер,

музыкальный оформитель, осветитель, работник сцены, ведущий, член
жюри и др.
3. Виды культурно-досуговых программ
В МАОУ-СОШ № 2 практикуется организация и проведение следующих
видов культурно-досуговых программ:

* разовая игровая программа (не требует подготовки участников. Дети
включаются в игру непосредственно в ходе «действа». При этом
предлагаемые

детям

игры

могут

быть

самыми

разнообразными:

интеллектуальные игры за столом, забавы в игротеке, подвижные игры и
конкурсы в кругу, в зале, на дискотеке);
* конкурсно-игровая программа по заданной тематике (это может быть
турнир, КВН, всевозможные интеллектуальные игры и др. Образовательный
и воспитательный смысл таких программ состоит именно в подготовке,
придумывании, совместном творчестве детей);
* игра-спектакль (необходима группа ведущих игровой программы. Сюжет
спектакля строится таким образом, что его сторонние участники без
предварительной подготовки могут играть небольшие роли или выполнять
задания, от которых будто бы зависит судьба героев спектакля);
* театрализованная игра (требует погружения артистов и зрителей в
определенную атмосферу, имеет четкую конструкцию игровой ситуации,
достаточно длительный период подготовки);
* зрелище (концерт, литературно-музыкальная композиция, спортивное
состязание и др.) характеризуется наличием исполнителей и зрителей);
* праздник (слеты, смотры, конкурсы, творческие отчеты, фестивали
детского творчества, церемонии, гулянья, физкультурные праздники,
тематические дни, недели. Особо значимый и трудоемкий по подготовке и
организации

тип

досуговой

программы.

Он

предполагает

большое

разнообразие видов деятельности и приемов постановки с активным
участием всех детей);
* длительная досуговая программа (рассчитана на постоянный состав
участников (кружок, клуб, класс, школьная параллель, лагерная смена и т.д.)
и может продолжаться в течение нескольких дней или недель, а то и в
течение года и более. наличие развивающей социальной идеи (сюжета).
Подразумевает наличие коллективной творческой деятельности детей (в
качестве системообразующего фактора), разнообразие игровых ролей, их

свободный выбор и смена (для самовыражения личности), создание и
закрепление в игре положительных моделей поведения, конструирование
защитной игровой среды, смягчающей воздействие обыденной жизни и
диктат взрослых).
4. Принципы и методы
Принципы и методы, лежащие в основе массовых мероприятий с детьми
лежащие в основе массовых мероприятий с детьми:
1. Принцип

информационной

насыщенности

предполагает

наличие в содержании проводимого дела (в зависимости от его целевой
установки) исторических, краеведческих, этнических, научно-технических,
художественно-культурных, этических и других сведений и фактов. Такая
информационная насыщенность предлагаемых детям видов деятельности
обеспечивает не просто их развлечение, а реальное пополнение знаний и
практических навыков школьников, расширяет диапазон их актуальной
культуры.
2. Принцип массовости предусматривает участие в досуговых мероприятиях
всех желающих. Обеспечить массовость может применение следующих
приемов: проведение единых тематических общешкольных мероприятий, в
которых могут одновременно участвовать школьники одной или нескольких
параллелей;
3. Привлечение детей (особенно это касается подростков) ко всем фазам
досуговых мероприятий - от разработки сценария, оформления школьного
вестибюля, зала, сцены до участия в реализации конкретного мероприятия в
самых разных ролях.
4. Принцип диалогичности означает равноправное взаимодействие педагогов
и обучающихся в подготовке и реализации всех досуговых мероприятий.
Подобное объединение взрослых и детей одной общей идеей способствует
сплочению

школьного

сообщества,

формированию

ответственности, единения, гордости за свою школу.
Методы осуществления культурно-досуговых программ:

у

учащихся

• игровые методы,
• упражнения.
• обсуждения,
• создание, проигрывание и анализ ситуаций,
• творческие задания (на внимание, ловкость, сообразительность, быстроту
реакции, логику, эрудицию и т.д.),
• театрализации.
Следует

понимать,

реализованная

что

правильно

культурно-досуговая

разработанная

программа

может

и

полноценно
содействовать

введению детей в мир культуры, развитию их творческого мышления,
приобретению опыта самореализации в совместной со сверстниками
творческой деятельности.
5. Ожидаемые результаты культурно-досуговых программ.
• осмысление детьми (в рамках своего возраста) досуга как ценности, его
значимости для развития и самореализации личности;
• осознание детьми своих возможностей и способностей, путей и способов
их реализации в свободное от учебы время;
• изменение установок детей на способы и формы проведения своего
досуга;
• приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел,
умения содержательно и разнообразно проводить свободное время;
• освоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры;
• повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во
взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
• изменение атмосферы в классе, детском объединении, учреждении в
целом на основе массового участия детей в совместных досуговых
мероприятиях;
• формирование традиций образовательного учреждения.
Отслеживание результатов реализации культурно-досуговых программ
можно осуществлять с помощью:

Систематических наблюдений за детьми и фиксации происходящих в них
изменений;
Проведения социологических опросов детей и родителей;
Бесед с родителями; организации самодиагностики детей и отслеживания
изменений в их самооценке (самохарактеристике);
Анализа творческих работ школьников.
С помощью этих приемов можно достаточно адекватно оценить изменения
культурного уровня участников досуговых программ.
V.

ПАРТНЕРСТВО

В

РАМКАХ

РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Одним из путей повышения качества дополнительного образования
коллектив школы видит в установлении прочных связей с социумом.
Сотрудничество

с

каждым

учреждением

строится

с

определением

конкретных задач по развитию обучающихся и конкретной деятельности.
Развитие социальных связей дает дополнительный импульс для духовного
развития и обогащения личности ребенка с первого класса, совершенствует
конструктивные

взаимоотношения

с

родителями

(законными

представителями), строящиеся на идее социального партнерства. Процесс
взаимодействия

с

социальными

партнерами

способствует

росту

профессионального мастерства всех педагогов, поднимает статус нашего
учреждения. Коллектив школы строит связи с социумом на основе
следующих принципов:
добровольность, равноправие сторон, уважение интересов друг друга,
соблюдение законов и иных нормативных актов, обязательность исполнения
договоренности, ответственность за нарушение соглашений.
VI.

ОЖИДАЕМЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ

ПРОГРАММЫ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Критерии результативности.
В ходе мониторинга планируется положительная динамика по следующим
критериям:

• рост мотивации обучающихся в сфере познавательной и развивающейся
деятельности;
• удельный вес обучающихся, готовых к саморазвитию;
• удельный вес обучающихся, готовых к успешной адаптация в социуме;
• положительная

динамика

физического

и

психического

здоровья

школьников;
• удельный вес родителей, вовлеченных в процесс воспитания и развития
школьников;
• рост

числа

обучающихся,

охваченных

содержательно-досуговой

деятельностью;
• уменьшение количества обучающихся, состоящих на учете в ПДН, ТКДН и
ЗП, на внутришкольном контроле;
• увеличение числа педагогов в ОУ, вовлеченных в процесс формирования
творческой

личности

школьников

в

пространстве

дополнительного

образования. В ходе мониторинга необходима корректировка планов
воспитательной работы педагогов, классных руководителей, консультации
психолога для педагогов, родителей (лиц их заменяющих), детей. Процесс
интеграции общего и дополнительного образования предусматривает
доработку и обновление критериев эффективности.
2. Контроль результативности.
Контроль результативности дополнительного образования в школе, его
интеграции

с

общим

образованием

коллектив

школы

планирует

осуществлять путем проведения мониторинговых исследований, диагностики
обучающихся и их родителей (лиц их заменяющих).
3. Методики изучения эффективности процесса интеграции
В

результате

анализа

выбраны

следующие

методики

изучения

эффективности процесса интеграции различных видов обучения в ОУ:
Мониторинг

результатов

обучения

ребенка

по

дополнительной

образовательной программе (Буйлова Л.Н., Клѐнова Н.В.). Тест Н.Е.
Щурковой «Размышление о жизненном опыте». А.А. Андреева «Изучение

удовлетворенности учащихся школьной жизнью», Е.Н. Степанова «Изучение
удовлетворенности

педагогов

жизнедеятельностью

в

образовательном

учреждении», Е.Н. Степанова «Изучение удовлетворенности родителей
работой образовательного учреждения», А.Н. Лутошкина по изучению
уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив»,
Д.В. Григорьева «Социометрического изучения межличностных отношений в
детском коллективе». Оценка Портфолио обучающихся и др. Диагностику
планируется

проводить

педагогами

дополнительного

образования

и

классными руководителями 1 раз в год.
VII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Простейшие арифметические подсчеты показывают, что не менее 150 дней в
году ученик свободен от школьных занятий, оставшиеся дни года, еще треть
его времени, не занята уроками. Но ребенок никогда не бывает свободен от
самого себя. Растущий человек ждет от мира разнообразия, и среди тех
возможностей выбора, которых ему предоставляют естественное течение
жизни, среди ценностей и приоритетов быта, вполне могут быть и ценности
дополнительного образования. Никто не имеет права лишать ребенка
возможности предпочесть среду, где он может проявить себя. Достаточно
выбрать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения ребенка и
можно развивать его способности в самых разных направлениях, причем
делать это прямо в школе, не обрекая ребенка и его родителей на поиск
дополнительных услуг на стороне. При этом, в отличие от общего
образования, дополнительное образование не имеет фиксированных сроков
завершения, его можно начать на любом возрастном этапе и в принципе в
любое время учебного года, последовательно переходя от одной ступени к
другой. Его результатом может стать хобби на всю жизнь, и даже
определение его будущей профессии. Наступило время, когда нельзя
рассчитывать только на учебный процесс, пора преодолеть стереотип
восприятия дополнительного образования как второстепенного и понять, что
оно объективно обладает возможностью объединять в единый процесс

обучение, воспитание и развитие ребенка. Дополнительное образование
призвано

обеспечить

дополнительные

возможности

для

духовного,

интеллектуального, физического развития, удовлетворению творческих и
образовательных потребностей современного человека.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».