Рабочая программа по астрономии 10-11 класс

1

Содержание
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Астрономия»
Раздел 2. Содержание учебного предмета
Раздел 3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы
воспитания, с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

2

Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Астрономия»
1.1 Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему
миру, живой природе:
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости
науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
- экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам
России и мира;
- понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов;
- умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям,
приносящим вред экологии.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими
людьми:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности
к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости,
милосердия и дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности.
1.2. Планируемые метапредметные результаты
Метапредметные результаты представлены тремя группами универсальных учебных
действий (УУД).
1)
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2)
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
3

- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать
и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3)
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми,
подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.
1.3. Планируемые предметные результаты представлены в содержании курса по
темам.

Астрономия, ее значение и связь с другими науками
Роль астрономии в развитии цивилизации. Астрономия, ее связь с другими науками.
Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования.
Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.
Предметные результаты освоения темы позволяют:
- воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и
математикой;
- использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы
телескопа.

Практические основы астрономии
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на
различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение
Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и
календарь.
Предметные результаты изучения данной темы позволяют:
- воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация
звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);
- объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;
4

- объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных
географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;
- применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.

Строение Солнечной системы
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление
гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости.
Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера.
Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный
параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы
небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в
Солнечной системе.
Предметные результаты освоения данной темы позволяют:
- воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической
системы мира;
- воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический
и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры
объекта, астрономическая единица);
- вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по
угловым размерам и расстоянию;
- формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего
(уточненного) закона Кеплера;
- описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения
по орбитам с различным эксцентриситетом;
- объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел
Солнечной системы;
- характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для
исследования тел Солнечной системы.

Природа тел Солнечной системы
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна —
двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты
на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты,
их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики,
кометы. Метеоры, болиды и метеориты.
Предметные результаты изучение темы позволяют:
- формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о
формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;
- определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты
земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планетыкарлики, кометы, метеориты, метеоры, болиды, метеориты);
- описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;
- перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять
причины их возникновения;
- проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и
составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;
- объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и
сохранения уникальной природы Земли;
- описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;
- характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их
значительных различий;
- описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при
движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;
5

- описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
- объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее
предотвращения.

Солнце и звезды
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии.
Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие
солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и
температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр—светимость». Массы и
размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки
Вселенной. Эволюция звезд различной массы.
Предметные результаты освоения темы позволяют:
- определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой
год);
- характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;
- описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к
поверхности;
- объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;
- описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;
- вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
- называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей
на диаграмме «спектр - светимость»;
- сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
- объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
- описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых;
- оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
- описывать этапы формирования и эволюции звезды;
- характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии
эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.

Строение и эволюция Вселенной
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная
среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования.
Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары.
Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное
смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв.
Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и анти
тяготение.
Жизнь и разум во Вселенной. Проблема существования жизни вне Земли. Условия,
необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы.
Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и
радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других
звезд. Человечество заявляет о своем существовании.
Предметные результаты изучения темы позволяют:
- объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв,
реликтовое излучение);
- характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и
кинематика);
- определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе
зависимости «период — светимость»;
- распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);
- сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;
6

- обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного
смещения» в спектрах галактик;
- формулировать закон Хаббла;
- определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости Сверхновых;
- оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
- интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу
гипотезы Горячей Вселенной;
- классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее
расширения — Большого взрыва;
- интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как
результата действия анти тяготения «темной энергии», природа которой еще не известна;
- систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы
существования жизни во Вселенной.
Перечень наблюдений
 Наблюдения невооруженным глазом
 Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего
неба. Изменение их положения с течением времени.
 Движение Луны и смена ее фаз.
Раздел 2. Содержание учебного предмета
Предмет астрономии
Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на
Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов
познания в астрономии. Практическое применение астрономических исследований.
История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли,
полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики.
Основы практической астрономии
НЕБЕСНАЯ СФЕРА. ОСОБЫЕ ТОЧКИ НЕБЕСНОЙ СФЕРЫ. НЕБЕСНЫЕ
КООРДИНАТЫ. Звездная карта, созвездия, использование компьютерных приложений
для отображения звездного неба. Видимая звездная величина. Суточное движение светил.
СВЯЗЬ ВИДИМОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ ОБЪЕКТОВ НА НЕБЕ И ГЕОГРАФИЧЕСКИХ
КООРДИНАТ НАБЛЮДАТЕЛЯ. Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение и
фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь.
Законы движения небесных тел Структура и масштабы Солнечной системы.
Конфигурация и условия видимости планет. Методы определения расстояний до тел
Солнечной системы и их размеров. НЕБЕСНАЯ МЕХАНИКА. ЗАКОНЫ КЕПЛЕРА.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАСС НЕБЕСНЫХ ТЕЛ. ДВИЖЕНИЕ ИСКУССТВЕННЫХ
НЕБЕСНЫХ ТЕЛ.
Солнечная система
Происхождение Солнечной системы. Система Земля - Луна. Планеты земной
группы. Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет. Малые тела Солнечной системы.
АСТЕРОИДНАЯ ОПАСНОСТЬ.
Методы
астрономических
исследований
Электромагнитное
излучение,
космические лучи и ГРАВИТАЦИОННЫЕ ВОЛНЫ как источник информации о природе
и свойствах небесных тел. Наземные и космические телескопы, принцип их работы.
Космические аппараты. Спектральный анализ. Эффект Доплера. ЗАКОН СМЕЩЕНИЯ
ВИНА. ЗАКОН СТЕФАНА-БОЛЬЦМАНА.
Звезды
Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь.
Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до
звезд, параллакс. ДВОЙНЫЕ И КРАТНЫЕ ЗВЕЗДЫ. Внесолнечные планеты.
ПРОБЛЕМА СУЩЕСТВОВАНИЯ ЖИЗНИ ВО ВСЕЛЕННОЙ. Внутреннее строение и
7

источники энергии звезд. Происхождение химических элементов. ПЕРЕМЕННЫЕ И
ВСПЫХИВАЮЩИЕ ЗВЕЗДЫ. Коричневые карлики. Эволюция звезд, ее этапы и
конечные стадии.
Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявления солнечной активности:
пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. РОЛЬ
МАГНИТНЫХ ПОЛЕЙ НА СОЛНЦЕ. Солнечно-земные связи.
Наша Галактика - Млечный Путь Состав и структура Галактики. ЗВЕЗДНЫЕ
СКОПЛЕНИЯ. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. ТЕМНАЯ МАТЕРИЯ.
Галактики. Строение и эволюция Вселенной Открытие других галактик.
Многообразие галактик и их основные характеристики. Сверхмассивные черные дыры и
активность галактик.
Представление о космологии. Красное смещение. Закон Хаббла. ЭВОЛЮЦИЯ
ВСЕЛЕННОЙ. БОЛЬШОЙ ВЗРЫВ. Реликтовое излучение. ТЕМНАЯ ЭНЕРГИЯ.

Тематическое планирование
№
урока

Раздел/тема урока

Количество
часов

Предмет астрономии
1

2

Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов
человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая
системы
Особенности методов познания в астрономии. Практическое
применение астрономических исследований. История развития
отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник
Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной
космонавтики.

2
1

1

Основы практической астрономии
3
4

5

6
7

8
9
10
11
12
13
14

НЕБЕСНАЯ СФЕРА. ОСОБЫЕ ТОЧКИ НЕБЕСНОЙ СФЕРЫ.
НЕБЕСНЫЕ КООРДИНАТЫ.
Звездная карта, созвездия, использование компьютерных
приложений для отображения звездного неба. Видимая звездная
величина.
Суточное движение светил. СВЯЗЬ ВИДИМОГО
РАСПОЛОЖЕНИЯ ОБЪЕКТОВ НА НЕБЕ И ГЕОГРАФИЧЕСКИХ
КООРДИНАТ НАБЛЮДАТЕЛЯ
Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение и фазы Луны.
Солнечные и лунные затмения. Время и календарь. Контрольная
работа № 1 «Практические основы астрономии».
СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
Структура и масштабы Солнечной системы.
Конфигурация и условия видимости планет.
НЕБЕСНАЯ МЕХАНИКА. ЗАКОНЫ КЕПЛЕРА.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАСС НЕБЕСНЫХ ТЕЛ.
Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их
размеров.
ДВИЖЕНИЕ ИСКУССТВЕННЫХ НЕБЕСНЫХ ТЕЛ.
Контрольная работа № 2 «Строение Солнечной системы».
ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

5
1
1

1

1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
8
8

15
16
17
18
19
20
21
22

23
24
25
26

27
28

29
30
31
32

33

34
35

Происхождение Солнечной системы. Система «Земля — Луна»
Природа Луны. Исследования Луны космическими аппаратами.
Пилотируемые полеты на Луну.
Планеты земной группы.
Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет.
Малые тела Солнечной системы. АСТЕРОИДНАЯ ОПАСНОСТЬ.
Практическая работа «Две группы планет Солнечной системы».
Контрольная работа № 3 «Природа планет Солнечной
системы»
СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ
Звезды: основные физико-химические характеристики и их
взаимная связь. Разнообразие звездных характеристик и их
закономерности.
Определение расстояния до звезд, параллакс.
ДВОЙНЫЕ И КРАТНЫЕ ЗВЕЗДЫ.
Внесолнечные планеты. ПРОБЛЕМА СУЩЕСТВОВАНИЯ
ЖИЗНИ ВО ВСЕЛЕННОЙ.
Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение
химических элементов. ПЕРЕМЕННЫЕ И ВСПЫХИВАЮЩИЕ
ЗВЕЗДЫ. Коричневые карлики. Эволюция звезд, ее этапы и
конечные стадии.
Контрольная работа № 4 «Солнце и звезды»
СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ
Состав и структура Галактики. ЗВЕЗДНЫЕ СКОПЛЕНИЯ.
Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. ТЕМНАЯ
МАТЕРИЯ.
Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные
характеристики.
Сверхмассивные черные дыры и активность галактик
Представление о космологии. Красное смещение. Закон Хаббла.
ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ. БОЛЬШОЙ ВЗРЫВ. Реликтовое
излучение. ТЕМНАЯ ЭНЕРГИЯ.
ЖИЗНЬ И РАЗУМ ВО ВСЕЛЕННОЙ
Жизнь и разум во Вселенной. Современные возможности
космонавтики и радиоастрономии для связи с другими
цивилизациями.
Итоговая контрольная работа за курс астрономии
Урок-конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?»

1
1
1
1
1
1
1
6

1
1
1
1

1
5
1

1
1
1
1
2
1

1

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».