МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 2 Программа курса внеурочной деятельности «Цветная фантазия» для обучающихся 5-8 классов г. Богданович, 2023 г. Содержание: Пояснительная записка Раздел 1. Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности Раздел 2. Содержание программы курса внеурочной деятельности Раздел 3. Тематическое планирование программы курса внеурочной деятельности Приложение № 1 Формы аттестации и контроля Интернет-ресурсы ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ); Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N. 996-p); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил CП 2.4.3648-20 «Санитарно—эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее — СанПиН); Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 3я 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее — Порядок); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 N. 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № AK—2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ». Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № BK-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 1б2-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Раздел 1. Планируемые результаты программы внеурочной деятельности Направленность Программа имеет общекультурную, художественную и эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству и творчеству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки рукоделия. Представляемая в настоящем модернизированном варианте – расширенная по тематике, углубленная по содержанию, данная программа предлагает детям базовое систематизированное образование по развитию творческих способностей с перспективой последующей специализации в отдельных видах художественного творчества. Таким образом, программа дополнительного образования «Кукольная мастерская» по тематической направленности является художественно-эстетической. Актуальность программы Ритм сегодняшней обыденной жизни, искусственная индустриальная среда городов создают дисбаланс природной и социальной среды. Поэтому сегодня назрела необходимость обратиться к нравственному опыту нашего народа и использовать потенциал народной педагогики. По данной программе дети имеют возможность не только обучаться изготовлению кукол, но и изучать быт, обряды, отдельные предметы культуры. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Кукольная мастерская» ориентирует на решение задач декоративноприкладного образования, эстетического и семейного воспитания, т.е. рассматривает обучение и воспитание как единое целое. Программа направлена на возрождение традиций изготовления куклы по новым технологиям, развитие творческих способностей, художественного вкуса, создание условий для самореализации личности ребенка. Данная программа разработана также на основе опыта отечественных мастеров кукольников, методической литературы, работ мастеров на сайте «Страна мастеров» и собственного опыта. Новизна программы Программа вводит ребенка в удивительный мир кукол, дает возможность поверить в себя, в свои способности. В содержании широко раскрывается художественный образ куклы, слова, связь народной художественной культуры с духовными ценностями. Осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности. Детям предоставляется возможность своими руками изготовить куклу и «оживить» её в совместной сюжетно-ролевой игре. Отличительные особенности программы Отличительной особенностью содержания программы является то, что программа предполагает изготовление кукол из подручного материала – капрона. (носки, чулки, подследники). Программа основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью. Адресат программы Программа «Кукольная мастерская» предназначена для школьников 11-14 лет. Младшие школьники склонны к разнообразным, сменяющим друг друга увлечениям. Появляется потребность в активном, самостоятельном, творческом познании. Важно помочь ребенку не завязнуть в примитивном виде увлечений, а поддержать его в интеллектуально-эстетических видах деятельности. Продолжает развиваться интеллектуальная сфера: теоретическое рефлексивное мышление (умение оперировать гипотезами, анализировать абстрактные идеи). Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству, творческому самовыражению. Данная программа ориентирована на то, чтобы дети приобрели определённые знания художественного мастерства, а также основополагающие практические умения и навыки в данной сфере. Последние в дальнейшем станут хорошей основой для продолжения занятий в тех видах деятельности, которые окажутся наиболее привлекательными для конкретного ребёнка и будут выбраны им для дальнейших углублённых занятий по изготовлению тряпичной куклы. Таким образом, данная программа «Кукольная мастерская» не только дает основательную базу по изготовлению куклы, своего рода «школу» по данному виду художественной деятельности Объем программы Организационные условия реализации программы. Программа составлена для учеников 5-8 классов. Срок её реализации 1 год, общее количество часов 34 часа. Занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу. Группа: 15 человек. Принципы построения занятий: создание психологически благоприятной атмосферы; соответствие индивидуальным особенностям учащихся; адекватность требований и нагрузок; доброжелательность; безоценочность, оценка косвенная, которая характеризует только положительный результат; заинтересованность и активность самого учащегося; содружество взрослого и учащегося. Занятия проводятся в различных видах: занятия, сочетающие теоретическую и практическую деятельность; рассказ и практические занятия. Цель программы: формирование у обучающихся интереса к декоративноприкладному творчеству в процессе изготовления кукол. Развитие навыков шитья. Задачи программы: Обучающие: • формировать у детей навыки ручного труда; • обучить основам кройки и шитья для кукол; • расширить знания об истории игрушки. • работать с капроном и синтепоном. Вспомогательными материалами. Развивающие: • развивать творческие способности • развивать у детей способность к восприятию прекрасного в себе и в окружающем мире; • обеспечивать положительную мотивацию воспитанников в преодолении трудностей; Воспитательные: • приобщить обучающихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры; • воспитать интерес обучающихся к художественной культуре и дизайну; Раздел 1. Планируемые результаты дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Личностные результаты: • у детей возникнет интерес к процессу изготовления кукол, сформируется желание научиться шить; • дети научатся основным технологическим операциям, применяемым при изготовлении кукол и одежды; • смогут самостоятельно изготавливать изученные в программе виды кукол; • научатся создавать, пользуясь полученными знаниями, Формирование установки на безопасный труд. Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. Занятия проводятся 1 раза в неделю по 40 мин. Таким образом, продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарноэпидемиологическими правилами и нормами». Раздел 2. Содержание программы курса внеурочной деятельности 7 сентября Введение. Безопасность труда. Знакомство с планом работы и с образцами различных кукол. Материалы и инструменты. Техника безопасности при работе с основными инструментами (игла, ножницы). 14 сентября История куклы призентация. Материалы: синтепон, капрон, вата. Их свойства, что такое клейстер. 21 сентября Практическая работа: Изготовление куклы «Пупс». Прикрепляем голову пупса к проволоке. 28 сентября 5,12 октября Проволоку обматываем ватой с клейстером. Придаем форму рук и ног. 19,26 октября Покраска изделия. 2 ноября Практическая работа: Изготовление куклы «Кот». Набиваем капроновый подследник синтепоном. 9,16 ноября, Методом «стяжки» утягиваем мордочку кота. Приклеиваем глазки и пришиваем ушки. 23,30 ноября,7 декабря Скрепляем проволоку. Обматываем синтепоном. Обшиваем капроном части тела кота. 14, 21 придаем образ изделию: кот в сапогах, тетя кошка и т.д. Шьем платья, шляпы, штаны. 28 декабря. Подведение итогов за полугодие. Выставка. 11 января Практическая работа: Изготовление куклы «Бабочка». Знакомство с порядком работы. 18 января на концы проволоки делаем капельки клея. Проволоку сворачиваем в форме крыльев и приклеиваем материал органза. 25 января на проволоку наматываем синтепон, чтоб получился носик и стягиваем нитками изделие. Приклеиваем глазки. 1, 8 февраля прикрепляем к проволоке крылышки и голову. Лапки: наматываем нитки на проволоку и прикрепляем скотчем к основной проволоке(туловищу). Обматываем синтепоном основную проволоку (туловище) и обшиваем капроном. 15 февраля Прикрепляем усики и нитки. Делаем веточку: на проволоку прикрепляем листок и цветок. 22 февраля Практическая работа: Изготовление куклы «Гном». Знакомство с порядком работы. 29 февраля набиваем капроновый подследник синтепоном. Методом «стяжки» утягиваем лицо. Пришиваем бороду . 7 марта. Выкраиваем и сшиваем из капрона уши. Набиваем синтепоном и пришиваем к голове. Приклеиваем глазки и пришиваем волосы. 14 марта делаем руки. На проволоку наматываем синтепон и обшиваем капроном. Стягиваем пальчики. 21 марта делаем ножки. На проволоку наматываем синтепон и обшиваем капроном. Стягиваем пальчики. 28 марта на проволоку закрепляем при помощи скотча или изоленты руки и ноги. 4 апреля пришиваем голову к изделию. 11, 18, 25 апреля. Выкраиваем :рубашку штаны жилетку и башмаки. Сшиваем изделия 16 мая в конце учебного года проводится комплексный анализ достижений учащегося, после чего делается вывод о степени освоения ребенком программного материала. При аттестации учитываются результаты участия в выставках и конкурсах. Раздел 3. Тематическое деятельности Дата планирование программы Темы занятий курса внеурочной Кол-во часов 7 сентября 14 сентября 21 сентября 28 сентября 5,12 октября 19,26 октября 2 ноября 9,16 ноября 23,30 ноября 7 декабря 14 ,21декабря 28 декабря 11 января 18 января 25 января 1,8 февраля 15февраля 22 февраля 29 февраля 7 марта 14 марта 21 марта 28 марта 4 апреля 11,18 ,25 апреля 16 мая Знакомство с членами кружка. План кружковых занятий. Режим работы кружка. Инструктаж по ТБ. История куклы. Знакомство с материалами и их свойствами. Изготовлении игрушки «Пупс». Крепление головы к проволоке. 1 ч. 1 ч. 1 ч. Изготовление туловища игрушки 3 ч. Покраска изделия. Изготовление игрушки «кот» Изготовление головы кота. 2 ч. 1 ч. 2 ч. Изготовление туловища кота 3 ч. Декоративное оформление игрушки Подведение итогов за полугодие .Выставка. Изготовление игрушки «Бабочка» Изготовление усиков и крылышек бабочки. Изготовление головы бабочки Изготовление туловища и лапок Декоративное оформление игрушки Изготовление игрушки «Гном» Утягиваем лицо «Гнома» Изготавливаем и пришиваем уши. Приклеиваем глаза . Пришиваем волосы. Изготовление рук «Гнома» Изготовление ног «Гнома» Изготовление туловища «Гнома» Пришиваем голову Изготовление одежды (платье, платок, жилетка и т.д.) Изготовление обуви для изделия. Декорирование изделия бусами серьгами и т. д Подведение итогов Итого: 2ч. 1ч 1 ч. 1 ч. 1 ч. 2 ч. 1 ч. 1 ч. 1ч 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 3 ч. 1 ч. 34 часа Приложение № 1 Формы аттестации и контроля. Итоговая аттестация проходит в форме организации выставок. Проверка знаний обучающихся в период прохождения программы проводится в форме: опроса , выполнение учащимися практических и творческих заданий. Интернет-ресурсы https://pptcloud.ru/tehnologi/sinteticheskoe-volokno-kapron-kukla-iz-kapronovyhnoskov-krosha-kaprosha#http://stranamasterov.ru Страна мастеров http://www.treeland.ru История народной куклы http://www.kukolnihdelmaster.ru История кукол http://www.rukukla.ru Народные куклы. http://www.slideshare.net/ Marianna35/ss-7525960 http://www.karusel-ca.ru http://letopisi.ru/index.php/Проект_ наши_ куклы/Обрядовые_ куклы http://www.og.ru/news/2008/10/28/41835.shtml,Общая Газета. RU http://best-mother.ru/mother/Vsjo_dlja_malysha/384 http://kukland.ru/igry/tryapichnaya-kukla-zakrutka