Программа курса внеурочной деятельности Мир профессий 5 класс Абдурахманова А.В. 2023-2024 уч. г

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2

Программа курса
внеурочной деятельности
«Мир профессий»

г. Богданович, 2023 г.

Содержание
Пояснительная записка ……………………………………….3
Раздел 1. Ожидаемые результаты освоения программы курса
внеурочной деятельности ………………………………………4
Раздел 2. Содержание программы курса внеурочной
деятельности……………………………………………………..5
Раздел 3. Тематическое планирование программы курса
внеурочной деятельности……………………………………….6
Приложение № 1
Литература……………………………………………………….7
Интернет-ресурсы……………………………………………….7

Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе следующих документов:
Нормативно-правовая основа:
Приказ Минпросвещения России от 18.07.2022 № 569 "О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286"
Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования"
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
Приказ Минобрнауки России № 845, Минпросвещения России № 369 от 30.07.2020 "Об
утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность,
результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики,
дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих
образовательную деятельность"
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022 № ТВ-1290/03 "О
направлении методических рекомендаций"
Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 "Об организации занятий "Разговоры о
важном"
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ-976/04 "О
реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации,
дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных
технологий"
Письмо Министерства просвещения РФ от 05.09.2018 г. № 03-ПГ-МП-42216 "Об участии учеников
муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности"
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017 г. № 09-1672 «О направлении
методических рекомендаций»
Положение о внеурочной деятельности в рамках реализации федеральной образовательной
программы основного общего образования МАОУ-СОШ № 2.
Положение о порядке зачета МАОУ-СОШ № 2 результатов освоения обучающимися учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в
других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Положение о рабочей программе курса внеурочной деятельности в МАОУ-СОШ № 2
План мероприятий по обеспечению условий для организации внеурочной деятельности.
Чек-лист самодиагностики готовности образовательной организации к реализации внеурочной
деятельности в рамках обновленного ФГОС ООО.
Актуальность ведения данного курса в школе
Профессиональная ориентации школьников на ступени основного общего образования является
одной из основных образовательных задач общеобразовательного учреждения и одним из
ключевых результатов освоения образовательной программы ступени основного общего
образования. Формирование полноценных граждан своей страны во многом зависит от того, чем
будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они выберут и где будут
работать. Учащиеся на основе своей творческой, игровой деятельности приобретают возможность
узнать о многих профессиях.
Цель программы:
расширить знания о мире профессий, подготовить к восприятию многообразия профессий,
актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся за счет специальной
организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессий.
Задачи программы:
познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
формировать интерес и способность выбора будущей профессии;
исследовать собственные познавательные интересы, склонности, способности;
формировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности,

уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их
соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия,
пробуждения потребности в самосовершенствовании.
Срок реализации программы:
На реализацию программы «Все профессии важны» отводится 34 ч. в год; 1 часа в неделю в
течение года.
Профессиональная ориентация обучающихся реализует следующие принципы:
- доступность, познавательность и наглядность;
- учет возрастных особенностей;
- сочетание теоретических и практических форм деятельности;
- психологическая комфортность.
На этом возрастном этапе важно не определить, кем стать в профессии, а только подвести
школьника к формированию готовности и способности к самостоятельному выбору
профессиональной деятельности и/ или направления профильного образования.
Формы обучения
- индивидуальная и групповая работа;
- обсуждение и наблюдение;
- учебные фильмы и мультимедийные презентации;
- использование средств массовой информации;
- открытые беседы-интервью;
- опросники профессиональной мотивации;
- опросники профессиональных способностей;
- «личностные» опросники;
- личностные тесты;
- использование различных игровых ситуаций, где моделируются различные аспекты
профессиональной деятельности;
- группы общения;
- составление и решение профориентационных кроссвордов и тестовые задания.
- различные тренинги (развитие коммуникативных навыков, профессиональное самоопределение,
постановка целей и т. д.)
Виды деятельности
презентация, блиц-опрос, беседа, эссе, игра, дискуссия, создание энциклопедии, составление карты
города по профессиям, экскурсия, проект, доклад.
Раздел 1. Ожидаемые результаты освоение программы курса внеурочной деятельности
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к
результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного
стандарта. Содержание программы курса «Все профессии важны», формы и методы работы
позволят достичь следующих результатов:
Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы
«Мир профессий» можно считать следующее:
овладение начальными сведениями об особенностях различных профессий, их происхождении и
назначении;
формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек,
природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия: предвосхищать результат; адекватно
воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению
допущенных ошибок; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений;
стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия: ставить вопросы; обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; определять цели,
функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей
в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; координировать и
принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия: ставить и формулировать проблемы;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе
творческого и исследовательского характера; узнавать, называть и определять объекты и явления
окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов; запись,
фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ; установление
причинно-следственных связей.
Раздел 2. Содержание программы курса внеурочной деятельности
Вводное занятие. «В мире профессий». Разнообразие профессий, школьные предметы в
различных профессиях. Актуализация посещения кружка.
Кем я вижу себя в будущем. Как выбор профессии влияет на будущее. Как высокая
мотивация к обучению влияет на возможность выбора профессии в будущем.
Профессии бывают разные: классификация профессий по различным признакам. Краткая
характеристика наиболее распространѐнных профессий.
Профессии моих родственников
Составление карты профессий
Редкие профессии: примеры и краткая характеристика. Мои ценности. Новые профессии 21 века:
примеры и краткая характеристика.
Мои ценности. Понятие ценностей, ценности в понимании школьников.
Характеристики профессий
Характеристики, признаки, объединяющие разные профессии: условия
труда, орудия труда, предметы труда. Игры: «Алфавит профессий», «Снежный
ком» (по профессиям), «Семь нот», «Чем пахнут ремесла?», «Отгадай
профессию по действию».
Энциклопедия профессий. Составление энциклопедии профессий.
Профессиональная карта города Богданович: какие профессии распространены в городе и как
ониразмещаются на карте города. Выполнение работы на карте.
Тип профессий «Человек-Техника»
Игры: «Словарь профессий – ЧТ», «Слова-слова – ЧТ», «Четвертый лишний –
ЧТ», «Синонимы – ЧТ», «Самая-самая – ЧТ» Упражнение «Пантомима»
Ребусы – ЧТ, анаграммы – ЧТ, загадки – ЧТ Кроссворд по профессиям типа
ЧТ. Викторина «Профессии типа ЧТ» по принципу интеллектуального телешоу
«Своя игра» (возможные рубрики: Люди, прославившие свою профессии,
Атрибуты профессий, Профессии литературных героев, Пословицы и
поговорки о труде, Профессии в фильмах и др.).
Тип профессий «Человек-Художественный образ»
Игры: «Словарь профессий – ЧХ», «Слова-слова – ЧХ», «Четвертый лишний
– ЧХ», «Синонимы – ЧХ», «Самая-самая – ЧХ» Упражнение «Пантомима»
Ребусы – ЧХ, анаграммы – ЧХ, загадки – ЧХ Кроссворд по профессиям типа ЧХ.
Викторина «Профессии типа ЧХ» по принципу интеллектуального
телешоу «Своя игра» (возможные рубрики: Люди, прославившие свою
профессии, Атрибуты профессий, Профессии литературных героев,
Пословицы и поговорки о труде, Профессии в фильмах и др.).
Тип профессий «Человек-Человек»
Игры: «Словарь профессий – ЧЧ», «Слова-слова – ЧЧ», «Четвертый
лишний – ЧЧ», «Синонимы – ЧЧ», «Самая-самая – ЧЧ» Упражнение
«Пантомима» Ребусы – ЧЧ, анаграммы – ЧЧ, загадки – ЧЧ Кроссворд по
профессиям типа ЧЧ. Викторина «Профессии типа ЧЧ» по принципу интеллектуального
телешоу «Своя игра» (возможные рубрики: Люди, прославившие свою

профессии, Атрибуты профессий, Профессии литературных героев,
Пословицы и поговорки о труде, Профессии в фильмах и др.).
Тип профессий «Человек-Природа»
Игры: «Словарь профессий – ЧП», «Слова-слова – ЧП», «Четвертый
лишний – ЧП», «Синонимы – ЧП», «Самая-самая – ЧП» Упражнение
«Пантомима» Ребусы – ЧП, анаграммы – ЧП, загадки – ЧП Кроссворд по
профессиям типа ЧП. Викторина «Профессии типа ЧП» по принципу интеллектуального
телешоу «Своя игра» (возможные рубрики: Люди, прославившие свою
профессии, Атрибуты профессий, Профессии литературных героев,
Пословицы и поговорки о труде, Профессии в фильмах и др.)
Тип профессий «Человек-Знаковая система»
Игры: «Словарь профессий – ЧЗ», «Слова-слова – ЧЗ», «Четвертый лишний –
ЧЗ», «Синонимы – ЧЗ», «Самая-самая – ЧЗ» Упражнение «Пантомима».
Ребусы – ЧЗ, анаграммы – ЧЗ, загадки – ЧЗ Кроссворд по профессиям типа ЧЗ.
Викторина «Профессии типа ЧЗ» по принципу интеллектуального
телешоу «Своя игра» (возможные рубрики: Люди, прославившие свою
профессии, Атрибуты профессий, Профессии литературных героев,
Пословицы и поговорки о труде, Профессии в фильмах и др.).
Моя любимая профессия: рассказ о профессии, которая наиболее интересна учащемуся.
Конкурс «Профессии от А до Я» (интеллектуальный марафон) (1ч.)
Викторина по принципу интеллектуального телешоу «Своя игра»
(возможные рубрики: Люди, прославившие свою профессии, Атрибуты
профессий, Профессии литературных героев, Пословицы и поговорки о труде,
Ребусы, Анаграммы, Синонимы и др.).
Раздел 3. Тематическое планирование программы курса внеурочной деятельности
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
всего

Тема
Вводное занятие. «В мире профессий»
Кем я вижу себя в будущем
Профессии бывают разные
Профессии моих родственников
Редкие профессии
Мои ценности
Характеристики профессий
Профессиональная карта города Богданович
Энциклопедия профессий.
Тип профессий «Человек-Художественный образ»
Профессиональная карта города Богданович
Тип профессий «Человек-Техника»
Тип профессий «Человек-Художественный образ»
Тип профессий «Человек-Человек»
Тип профессий «Человек-Природа»
Тип профессий «Человек-Знаковая система»
Моя любимая профессия:
Конкурс «Профессии от А до Я» (интеллектуальный
марафон)

Кол-во часов
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
34
Приложение № 1

Литература
«Академия развития» 1996г.
Багрова О.Е., Федоркина Н.Г. Введение в мир профессий. Классные часы, игры, конкурсы. 1-4
классы: Волгоград, 2009 г.
Методическая газета для педагогов-психологов «Школьный психолог»: Издательский дом
«Первое сентября», 2004г.
Психология. Учебное пособие для начальной школы./ под ред. проф. Дубровиной И.В. /:
Москва, «Гардарика» 1998г.
Развитие интеллектуальных способностей школьника. Тихомирова Л.Ф., Ярославль,
Развитие творческого мышления детей. Симановский А.Э.: Ярославль, «Академия развития»
1996г.
Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей. Винокурова Н.:
Москва, «ИМПЭТО» 1995г.
Сухаревская Е.Ю. «Мир профессий»: Ростов-на Дону, издательство ИПК и ПРО,2008г
Интернет ресурсы
http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2015/08/18/klassnyy-chas-v-mire-professiy-v-5klasse-s- классный час


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».