Программа курса внеурочной деятельности Мир химии 9 класс Шаркова Т.А. 2023-2024 г.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 2

Программа
курса внеурочной деятельности
«Мир химии»
(9 класс)

г. Богданович, 2023 г.

Содержание
Пояснительная записка
РАЗДЕЛ
1.
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ.
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
РАЗДЕЛ 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ ПРОГРАММЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана на основе следующих документов:
Нормативно-правовая основа:
Приказ Минпросвещения России от 18.07.2022 № 569 "О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286"
Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования"
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
Приказ Минобрнауки России № 845, Минпросвещения России № 369 от 30.07.2020 "Об
утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность,
результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики,
дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих
образовательную деятельность"
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022 № ТВ-1290/03 "О
направлении методических рекомендаций"
Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 "Об организации занятий "Разговоры о
важном"
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ-976/04 "О
реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации,
дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных
технологий"
Письмо Министерства просвещения РФ от 05.09.2018 г. № 03-ПГ-МП-42216 "Об участии учеников
муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности"
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017 г. № 09-1672 «О направлении
методических рекомендаций»
Положение о внеурочной деятельности в рамках реализации федеральной образовательной
программы основного общего образования МАОУ-СОШ № 2.
Положение о порядке зачета МАОУ-СОШ № 2 результатов освоения обучающимися учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в
других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Положение о рабочей программе курса внеурочной деятельности в МАОУ-СОШ № 2
План мероприятий по обеспечению условий для организации внеурочной деятельности.
Чек-лист самодиагностики готовности образовательной организации к реализации внеурочной
деятельности в рамках обновленного ФГОС ООО.
РАЗДЕЛ 1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ.
Планируемые результаты
На занятиях внеурочной деятельности «Мир химии» обучающиеся дополнят свои знания по химии,
повысят свой уровень теоретической и экспериментальной подготовки. Занятия призваны
пробудить у учащихся интерес к химической науки, стимулировать дальнейшее изучение химии.
Химические знания, сформированные на внеурочных занятиях, помогут обучающимся в подготовке
к экзамену по химии и в дальнейшем осознанно выбрать направление профильного обучения.
Предметными результатами освоения программы являются:
- в познавательной сфере: описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные
эксперименты, используя для этого русский язык и язык химии; наблюдать демонстрируемые и
самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;
- в ценностно-ориентационной сфере: строить свое поведение в соответствии с принципами
бережного отношения к природе;

- в трудовой сфере: планировать и осуществлять самостоятельную работу по повторению и
освоению теоретической части, планировать и проводить химический эксперимент; использовать
вещества в соответствии с их предназначением и свойствами;
- в сфере безопасности жизнедеятельности: оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и
других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Личностными результатами являются:
- в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за российскую науку, отношение к труду,
целеустремленность, самоконтроль и самооценка;
- в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
- в познавательной сфере: мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельности.
Метапредметными результатами являются:
- владение универсальными естественно-научными способами деятельности: наблюдение,
измерение, эксперимент, учебное исследование;
- умение генерировать идеи, определять средства, необходимые для их реализации;
- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять
их на практике;
- использовать различные источники для получения химической информации.
Освоение программы внеурочной деятельности обучающимися позволит получить следующие
результаты:
В сфере развития личностных универсальных учебных действий в рамках:
1. Когнитивного компонента будут сформированы:
- основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и
взаимодействий;
- экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; правил
поведения в чрезвычайных ситуациях.
2. Ценностного и эмоционального компонентов будет сформирована:
- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.
3. Деятельностного компонента будут сформированы:
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
- устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного
мотива;
- готовность выбора профильного образования.
2. Обучающийся получить возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
- готовности к самообразованию и самовоспитанию.
В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий обучающийся
1. Научится:
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в
познавательную;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем
ориентиров действия в новом учебном материале;
- планировать пути достижения целей.
2. Получить возможность научиться:
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
- при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства
их достижения.
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий обучающийся
1. Научится:
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и
взрослыми.
2. Получить возможность научиться:
- брать на себя инициативу в организации совместного действия;
- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной
деятельности.
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий обучающийся
1. Научится:
- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- проводить наблюдения и эксперимент под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета.
2. Получит возможность научиться:
- ставить проблему, аргументировать ее актуальность;
- самостоятельно проводить исследования на основе применения методов наблюдения и
эксперимента;
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях процессов;
- организовать исследование с целью проверки гипотезы;
- делать умозаключения и выводы на основе аргументации.
Программа внеурочной деятельности «Мир химии» рассчитана на учащихся 9 классов (34 часа).
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Программа занятий состоит из четырѐх разделов:
1. Особенности ОГЭ по химии.
2. Повторение и углубление теоретического материала, методика решения заданий разного уровня
сложности.
3. Тестовый практикум.
4. Выполнение проектно-исследовательских работ.
Основное содержание
Раздел 0. Входной срез КИМ за 2020 г.
Раздел 1. Особенности ОГЭ по химии в 2021 г. – 2 ч.
– кодификатор элементов содержания
– спецификация Кимов ОГЭ по химии
– информационные ресурсы ОГЭ
Раздел 2. «Мир химии» – теоретический материал по неорганической химии и первоначальным
представлениям по органической химии, методика решения заданий разного уровня сложности – 16
ч. Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов ПСХЭ
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
Строение молекул. Химическая связь: ковалентная (неполярная, полярная), ионная, металлическая.
Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов.
Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических соединений. Номенклатура
неорганических соединений.
Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения.
Закон сохранения массы веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам: количеству и составу исходных и
полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и
выделению энергии.
Вычисление массовой доли химического элемента в веществе.
Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот,
щелочей, солей (средних)
Реакции ионного обмена и условия их осуществления.
Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных.
Химические свойства оснований и кислот.

Химические свойства амфотерных гидроксидов.
Химические свойства солей (средних)
Химические свойства простых веществ неметаллов: галогенов, кислорода, серы.
Химические свойства простых веществ неметаллов: азота, фосфора, углерода, кремния
Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Человек в мире
веществ.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.
Вычисление массовой доли растворѐнного вещества в растворе. Вычисления по химическому
уравнению. (№ 21)
Расчѐтные задачи: вычисление массовой доли химического элемента в веществе, вычисления по
химическому уравнению с использованием массовой доли растворѐнного вещества в растворе. (№
15, 21)
Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Реакции ионного обмена.
Химические свойства простых веществ металлов: щелочных, щелочноземельных, магния и их
соединений, железа и его соединений, алюминия, его соединений.
Определение характера среды растворов кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные
реакции на анионы в растворе (Cl-, Br-, I-, S2-, SO32-, SO42-, NO3 -, PO4 3-, CO3 2-, SiO3 2-)
Качественные реакции на катионы в растворе (NH4 +, Na+, K+, Ca2+, Mg2+, Fe2+, Fe3+, Al3+, Cu2+, Zn2+)
Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород,
водород, углекислый газ, аммиак)
Первоначальные сведения об органических веществах: предельных и непредельных углеводородах
(метане, этане, этилене, ацетилене)
Первоначальные сведения об органических веществах: спиртах (метаноле, этаноле, глицерине),
карбоновых кислотах (муравьиной, уксусной, стеариновой).
Биологически важные вещества: белки, жиры, углеводы.
Раздел включает работу по тренировочным заданиям для определения готовности школьников к
экзамену по тому или иному разделу с последующим анализом и методическими рекомендациями.
Раздел 3. Тестовый практикум. – 10 ч.
Включает непосредственно тестирование и работу с бланками ответов.
Раздел 4. Выполнение проектно-исследовательских работ. – 6 ч.
Раздел включает работу обучающихся по выбранным темам проекта по химии, консультации
учителя.
РАЗДЕЛ 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
№
п/
п
0

Тема

Всего
часов

Входной срез КИМ 2023 г

-

1

Раздел 1. Особенности
ОГЭ по химии в 2024г.

1

2

Раздел 2. «Мир химии»

22

Планируемые результаты (УУД)
Определить маршруты, в том числе индивидуальные,
повторения и закрепления тем.
Знает особенности ОГЭ 2024г, кодификатор элементов
содержания, спецификация Кимов ОГЭ по химии,
информационные ресурсы ОГЭ;
научится использовать различные источники для
получения химической информации
Научится определять цели и задачи деятельности,
выбирать средства реализации цели и применять их на
практике;
различать вещества разных классов простых и сложных
веществ, определять их химические свойства, в том
числе и изученных органических веществ;
различать по качественным реакциям предложенные

3

Раздел
3.
практикум.

Тестовый

10

4

Раздел 4. Выполнение
проектноисследовательских работ.

1

Календарно-тематическое
деятельности
№
п/
п
1
2

3

4

катионы и анионы;
описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе
демонстрационного и лабораторного экспериментов.
делать
выводы
из
результатов
проведѐнных
химических экспериментов;
объяснять генетическую связь между веществами
разных классов неорганических веществ;
Составлять
схему
электронного
баланса
к
окислительно-восстановительным реакциям, правильно
расставлять коэффициенты на основе составленной
схемы, определять окислитель и восстановитель;
рассчитывать массовые доли химических элементов в
веществах;
производить вычисления по химическому уравнению с
использованием массовой доли растворѐнного вещества
в растворе.
Правильность оценки своих возможностей при
выполнении заданий теста;
умение безошибочно заполнять бланки.
Научится определять цели и задачи деятельности,
выбирать средства реализации цели и применять их на
практике;
использовать различные источники для получения
химической информации;
научиться адекватно использовать речевые средства
для решения различных коммуникативных задач;
формирование выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации и интереса к учению;
готовность к осознанному выбору дальнейшей
образовательной траектории.

планирование

программы

курса

внеурочной

Тема занятия

Примечания

Входной срез КИМ 2023 г.
Раздел 1. Особенности ОГЭ по химии в 2021г. (1 часа)
Особенности ОГЭ по химии в 2024г.
кодификатор элементов содержания, спецификация Кимов
ОГЭ по химии, демонстрационный КИМ 2024г.,
информационные ресурсы ОГЭ;
Раздел 2. «Мир химии» (22часов)
Строение атома. Строение электронных оболочек атомов
первых 20 элементов ПСХЭ. Периодический закон и
периодическая система химических элементов Д.И.
Менделеева
Строение молекул.
Химическая
связь:
ковалентная
(неполярная, полярная), ионная, металлическая.
Валентность химических элементов. Степень окисления

1

1

1

1

5

6

7
8

9
10
11
12

13
14
15
16
17
18

19

20

21

22

23

химических элементов.
Простые и сложные вещества. Основные классы
неорганических соединений. Номенклатура неорганических
соединений.
Химическая реакция. Условия и признаки протекания
химических реакций. Химические уравнения. Закон
сохранения массы веществ.
Классификация химических реакций по различным
признакам: количеству и составу исходных и полученных
веществ; изменению степеней окисления химических
элементов, поглощению и выделению энергии.
Вычисление массовой доли химического элемента в веществе.
Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы.
Электролитическая диссоциация кислот, щелочей, солей
(средних)
Реакции ионного обмена и условия их осуществления.
Химические свойства оксидов: основных, амфотерных,
кислотных.
Химические свойства оснований и кислот.
Химические свойства амфотерных гидроксидов.
Химические свойства солей (средних). Взаимосвязь
различных классов неорганических веществ. Реакции ионного
обмена. (№22)
Химические свойства простых веществ неметаллов:
галогенов, кислорода, серы.
Химические свойства простых веществ неметаллов: азота,
фосфора, углерода, кремния
Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в
школьной лаборатории. Человек в мире веществ.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и
восстановитель. (№14, 20)
Вычисление массовой доли растворѐнного вещества в
растворе. Вычисления по химическому уравнению. (№21)
Расчѐтные задачи: вычисление массовой доли химического
элемента в веществе, вычисления по химическому уравнению
с использованием массовой доли растворѐнного вещества в
растворе. (№15, 21)
Химические свойства простых веществ металлов: щелочных,
щелочноземельных, магния и их соединений, железа и его
соединений, алюминия, его соединений.
Определение характера среды растворов кислот и щелочей с
помощью индикаторов. Качественные реакции на анионы в
растворе (Cl-, Br-, I-, S2-, SO32-, SO42-, NO3 -, PO4 3-, CO3 2-, SiO3
2) Качественные реакции на катионы в растворе (NH4 +, Na+,
K+, Ca2+, Mg2+, Fe2+, Fe3+, Al3+, Cu2+, Zn2+).
Получение газообразных веществ. Качественные реакции на
газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ,
аммиак)
Первоначальные сведения об органических веществах:
предельных и непредельных углеводородах (метане, этане,
этилене, ацетилене)
Первоначальные сведения об органических веществах:

1

1

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1

1

1

1
1

24
25
26
27

спиртах (метаноле, этаноле, глицерине), карбоновых кислотах
(муравьиной, уксусной, стеариновой).
Биологически важные вещества: белки, жиры, углеводы.
1
Раздел 3. Тестовый практикум. (20 часов)
Диагностическая работа
10
Раздел 4. Выполнение проектно-исследовательских работ (1 час)
Работа обучающихся по выбранным темам проекта,
1
консультации учителя.
ИТОГО:
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».