МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 2 Программа курса внеурочной деятельности «Мир химии» (9 класс) г. Богданович, 2023 г. Содержание Пояснительная записка РАЗДЕЛ 1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ. РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗДЕЛ 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа разработана на основе следующих документов: Нормативно-правовая основа: Приказ Минпросвещения России от 18.07.2022 № 569 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286" Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" Приказ Минобрнауки России № 845, Минпросвещения России № 369 от 30.07.2020 "Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность" Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022 № ТВ-1290/03 "О направлении методических рекомендаций" Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 "Об организации занятий "Разговоры о важном" Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ-976/04 "О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий" Письмо Министерства просвещения РФ от 05.09.2018 г. № 03-ПГ-МП-42216 "Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности" Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017 г. № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций» Положение о внеурочной деятельности в рамках реализации федеральной образовательной программы основного общего образования МАОУ-СОШ № 2. Положение о порядке зачета МАОУ-СОШ № 2 результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Положение о рабочей программе курса внеурочной деятельности в МАОУ-СОШ № 2 План мероприятий по обеспечению условий для организации внеурочной деятельности. Чек-лист самодиагностики готовности образовательной организации к реализации внеурочной деятельности в рамках обновленного ФГОС ООО. РАЗДЕЛ 1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ. Планируемые результаты На занятиях внеурочной деятельности «Мир химии» обучающиеся дополнят свои знания по химии, повысят свой уровень теоретической и экспериментальной подготовки. Занятия призваны пробудить у учащихся интерес к химической науки, стимулировать дальнейшее изучение химии. Химические знания, сформированные на внеурочных занятиях, помогут обучающимся в подготовке к экзамену по химии и в дальнейшем осознанно выбрать направление профильного обучения. Предметными результатами освоения программы являются: - в познавательной сфере: описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого русский язык и язык химии; наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту; - в ценностно-ориентационной сфере: строить свое поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе; - в трудовой сфере: планировать и осуществлять самостоятельную работу по повторению и освоению теоретической части, планировать и проводить химический эксперимент; использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами; - в сфере безопасности жизнедеятельности: оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием. Личностными результатами являются: - в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за российскую науку, отношение к труду, целеустремленность, самоконтроль и самооценка; - в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории; - в познавательной сфере: мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельности. Метапредметными результатами являются: - владение универсальными естественно-научными способами деятельности: наблюдение, измерение, эксперимент, учебное исследование; - умение генерировать идеи, определять средства, необходимые для их реализации; - умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; - использовать различные источники для получения химической информации. Освоение программы внеурочной деятельности обучающимися позволит получить следующие результаты: В сфере развития личностных универсальных учебных действий в рамках: 1. Когнитивного компонента будут сформированы: - основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий; - экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; правил поведения в чрезвычайных ситуациях. 2. Ценностного и эмоционального компонентов будет сформирована: - потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании. 3. Деятельностного компонента будут сформированы: - умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; - устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; - готовность выбора профильного образования. 2. Обучающийся получить возможность для формирования: - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; - готовности к самообразованию и самовоспитанию. В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий обучающийся 1. Научится: - целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; - самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; - планировать пути достижения целей. 2. Получить возможность научиться: - самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; - при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения. В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий обучающийся 1. Научится: - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание; - организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; - интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. 2. Получить возможность научиться: - брать на себя инициативу в организации совместного действия; - оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности. В сфере развития познавательных универсальных учебных действий обучающийся 1. Научится: - основам реализации проектно-исследовательской деятельности; - проводить наблюдения и эксперимент под руководством учителя; - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. 2. Получит возможность научиться: - ставить проблему, аргументировать ее актуальность; - самостоятельно проводить исследования на основе применения методов наблюдения и эксперимента; - выдвигать гипотезы о связях и закономерностях процессов; - организовать исследование с целью проверки гипотезы; - делать умозаключения и выводы на основе аргументации. Программа внеурочной деятельности «Мир химии» рассчитана на учащихся 9 классов (34 часа). РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Программа занятий состоит из четырѐх разделов: 1. Особенности ОГЭ по химии. 2. Повторение и углубление теоретического материала, методика решения заданий разного уровня сложности. 3. Тестовый практикум. 4. Выполнение проектно-исследовательских работ. Основное содержание Раздел 0. Входной срез КИМ за 2020 г. Раздел 1. Особенности ОГЭ по химии в 2021 г. – 2 ч. – кодификатор элементов содержания – спецификация Кимов ОГЭ по химии – информационные ресурсы ОГЭ Раздел 2. «Мир химии» – теоретический материал по неорганической химии и первоначальным представлениям по органической химии, методика решения заданий разного уровня сложности – 16 ч. Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов ПСХЭ Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева Строение молекул. Химическая связь: ковалентная (неполярная, полярная), ионная, металлическая. Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических соединений. Номенклатура неорганических соединений. Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Закон сохранения массы веществ. Классификация химических реакций по различным признакам: количеству и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе. Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей, солей (средних) Реакции ионного обмена и условия их осуществления. Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных. Химические свойства оснований и кислот. Химические свойства амфотерных гидроксидов. Химические свойства солей (средних) Химические свойства простых веществ неметаллов: галогенов, кислорода, серы. Химические свойства простых веществ неметаллов: азота, фосфора, углерода, кремния Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Человек в мире веществ. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Вычисление массовой доли растворѐнного вещества в растворе. Вычисления по химическому уравнению. (№ 21) Расчѐтные задачи: вычисление массовой доли химического элемента в веществе, вычисления по химическому уравнению с использованием массовой доли растворѐнного вещества в растворе. (№ 15, 21) Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Реакции ионного обмена. Химические свойства простых веществ металлов: щелочных, щелочноземельных, магния и их соединений, железа и его соединений, алюминия, его соединений. Определение характера среды растворов кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на анионы в растворе (Cl-, Br-, I-, S2-, SO32-, SO42-, NO3 -, PO4 3-, CO3 2-, SiO3 2-) Качественные реакции на катионы в растворе (NH4 +, Na+, K+, Ca2+, Mg2+, Fe2+, Fe3+, Al3+, Cu2+, Zn2+) Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак) Первоначальные сведения об органических веществах: предельных и непредельных углеводородах (метане, этане, этилене, ацетилене) Первоначальные сведения об органических веществах: спиртах (метаноле, этаноле, глицерине), карбоновых кислотах (муравьиной, уксусной, стеариновой). Биологически важные вещества: белки, жиры, углеводы. Раздел включает работу по тренировочным заданиям для определения готовности школьников к экзамену по тому или иному разделу с последующим анализом и методическими рекомендациями. Раздел 3. Тестовый практикум. – 10 ч. Включает непосредственно тестирование и работу с бланками ответов. Раздел 4. Выполнение проектно-исследовательских работ. – 6 ч. Раздел включает работу обучающихся по выбранным темам проекта по химии, консультации учителя. РАЗДЕЛ 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. № п/ п 0 Тема Всего часов Входной срез КИМ 2023 г - 1 Раздел 1. Особенности ОГЭ по химии в 2024г. 1 2 Раздел 2. «Мир химии» 22 Планируемые результаты (УУД) Определить маршруты, в том числе индивидуальные, повторения и закрепления тем. Знает особенности ОГЭ 2024г, кодификатор элементов содержания, спецификация Кимов ОГЭ по химии, информационные ресурсы ОГЭ; научится использовать различные источники для получения химической информации Научится определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; различать вещества разных классов простых и сложных веществ, определять их химические свойства, в том числе и изученных органических веществ; различать по качественным реакциям предложенные 3 Раздел 3. практикум. Тестовый 10 4 Раздел 4. Выполнение проектноисследовательских работ. 1 Календарно-тематическое деятельности № п/ п 1 2 3 4 катионы и анионы; описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного и лабораторного экспериментов. делать выводы из результатов проведѐнных химических экспериментов; объяснять генетическую связь между веществами разных классов неорганических веществ; Составлять схему электронного баланса к окислительно-восстановительным реакциям, правильно расставлять коэффициенты на основе составленной схемы, определять окислитель и восстановитель; рассчитывать массовые доли химических элементов в веществах; производить вычисления по химическому уравнению с использованием массовой доли растворѐнного вещества в растворе. Правильность оценки своих возможностей при выполнении заданий теста; умение безошибочно заполнять бланки. Научится определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; использовать различные источники для получения химической информации; научиться адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; формирование выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации и интереса к учению; готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории. планирование программы курса внеурочной Тема занятия Примечания Входной срез КИМ 2023 г. Раздел 1. Особенности ОГЭ по химии в 2021г. (1 часа) Особенности ОГЭ по химии в 2024г. кодификатор элементов содержания, спецификация Кимов ОГЭ по химии, демонстрационный КИМ 2024г., информационные ресурсы ОГЭ; Раздел 2. «Мир химии» (22часов) Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов ПСХЭ. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева Строение молекул. Химическая связь: ковалентная (неполярная, полярная), ионная, металлическая. Валентность химических элементов. Степень окисления 1 1 1 1 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 химических элементов. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических соединений. Номенклатура неорганических соединений. Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Закон сохранения массы веществ. Классификация химических реакций по различным признакам: количеству и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе. Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей, солей (средних) Реакции ионного обмена и условия их осуществления. Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных. Химические свойства оснований и кислот. Химические свойства амфотерных гидроксидов. Химические свойства солей (средних). Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Реакции ионного обмена. (№22) Химические свойства простых веществ неметаллов: галогенов, кислорода, серы. Химические свойства простых веществ неметаллов: азота, фосфора, углерода, кремния Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Человек в мире веществ. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. (№14, 20) Вычисление массовой доли растворѐнного вещества в растворе. Вычисления по химическому уравнению. (№21) Расчѐтные задачи: вычисление массовой доли химического элемента в веществе, вычисления по химическому уравнению с использованием массовой доли растворѐнного вещества в растворе. (№15, 21) Химические свойства простых веществ металлов: щелочных, щелочноземельных, магния и их соединений, железа и его соединений, алюминия, его соединений. Определение характера среды растворов кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на анионы в растворе (Cl-, Br-, I-, S2-, SO32-, SO42-, NO3 -, PO4 3-, CO3 2-, SiO3 2) Качественные реакции на катионы в растворе (NH4 +, Na+, K+, Ca2+, Mg2+, Fe2+, Fe3+, Al3+, Cu2+, Zn2+). Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак) Первоначальные сведения об органических веществах: предельных и непредельных углеводородах (метане, этане, этилене, ацетилене) Первоначальные сведения об органических веществах: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 24 25 26 27 спиртах (метаноле, этаноле, глицерине), карбоновых кислотах (муравьиной, уксусной, стеариновой). Биологически важные вещества: белки, жиры, углеводы. 1 Раздел 3. Тестовый практикум. (20 часов) Диагностическая работа 10 Раздел 4. Выполнение проектно-исследовательских работ (1 час) Работа обучающихся по выбранным темам проекта, 1 консультации учителя. ИТОГО: 34