Программа курса внеурочной деятельности Функциональная грамотность 5 класс Абдурахманова А.В. 2023-2024 уч. г

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 2

Программа курса
внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
(5 класс)

г. Богданович, 2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Раздел 1. Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной
деятельности
Раздел 2. Содержание программы курса внеурочной деятельности с
указанием форм организации и видов деятельности
Раздел 3. Тематическое планирование программы курса внеурочной
деятельности
Приложение № 1
Аннотация к программе курса внеурочной деятельности

Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Приказ Минпросвещения России от 18.07.2022 № 569 "О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31 мая 2021 г. № 286"
Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования"
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования"
Приказ Минобрнауки России № 845, Минпросвещения России № 369 от 30.07.2020
"Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную
деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других
организациях, осуществляющих образовательную деятельность"
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022 № ТВ1290/03 "О направлении методических рекомендаций"
Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 "Об организации
занятий "Разговоры о важном"
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ976/04 "О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и
социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием
дистанционных образовательных технологий"
Письмо Министерства просвещения РФ от 05.09.2018 г. № 03-ПГ-МП-42216 "Об
участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной
деятельности"
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017 г. № 09-1672 «О
направлении методических рекомендаций»
Положение о внеурочной деятельности в рамках реализации федеральной
образовательной программы основного общего образования МАОУ-СОШ № 2.
Положение о порядке зачета МАОУ-СОШ № 2 результатов освоения
обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики,
дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих
образовательную деятельность.
Положение о рабочей программе курса внеурочной деятельности в МАОУ-СОШ
№ 2 План мероприятий по обеспечению условий для организации внеурочной
деятельности.
Чек-лист самодиагностики готовности образовательной организации к реализации
внеурочной деятельности в рамках обновленного ФГОС ООО
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
рассчитана на один год. Согласно учебному плану ОО на освоение данного курса
отводится 1 часа в неделю, что при 34 учебных неделях составляет 34 часа в год.

Программа «Функциональная грамотность» предназначена для организации
внеурочной деятельности в 5-х классах на уровне основного общего образования по
общеинтеллектуальному направлению развития личности.
Актуальность программы курса внеурочной деятельности определяется
изменением требований реальности к человеку, получающему образование и реализующему себя в современном социуме. Эти изменения включают расширение спектра
стоящих перед личностью задач, ее включенности в различные социальные сферы и
социальные отношения. Для успешного функционирования в обществе нужно уметь
использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в
изменяющихся условиях, а для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, осмысливать
информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать конструктивные решения.
Необходимо планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку,
взаимодействовать с другими, действовать в ситуации неопределенности.
Основной целью программы курса является формирование функционально грамотной
личности, ее готовности и способности «использовать все постоянно приобретаемые в
течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона
жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и
социальных отношений»
Задачи программы:
• развитие способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и
совершенствовании идей, направленных на получение инновационных (новых,
новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных
(действенных, результативных, экономичных, оптимальных) решений, и/или нового
знания, и/или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного,
удивительного и т.п.) выражения воображения (креативное мышление);
• развитие способности принимать эффективные решения в разнообразных
финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия
личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни (финансовая
грамотность);
• развитие способности формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах; включать математические рассуждения, использовать
математические понятия, процедуры, факты и инструменты для описания, объяснения и
предсказания явления; понимания роли математики в мире; высказывать хорошо
обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,
активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);
• развитие способности критически рассматривать с различных точек зрения вопросы
и ситуации глобального характера и межкультурного взаимодействия и эффективно
действовать в этих ситуациях; осознавать, каким образом культурные, религиозные,
политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие,
суждения и взгляды; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие
с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству
(глобальные компетенции).
Формы работы: самостоятельное чтение, беседа, диалог, дискуссия, круглый стол,
моделирование, игра, викторина, аналитическая беседа, тестирование, мини-проекты.
Раздел 1. Результаты освоения программы курса внеурочной деятельности

Личностные результаты будут сформированы:
• формулирует и объясняет собственную позицию в конкретных ситуациях
общественной жизни на основе полученных знаний;
• оценивает действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и
общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина.
Метапредметные результаты
• находит и извлекает информацию в различном контексте;
• объясняет и описывает явления на основе полученной информации;
• анализирует и интегрирует полученную информацию;
• формулирует проблему, интерпретирует и оценивает её;
• делает выводы, строит прогнозы, предлагает пути решения.
Предметные
результаты обучающийся
научится:
• самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для
решения различной сложности практических задач;
обучающийся получит возможность:
• находить и извлекать информацию различного предметного содержания из
текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так
и электронных носителях, используя тексты различные по оформлению,
стилистике, форме и в различном контексте;
• применять полученные предметные знания для решения разного рода проблем
и практических задач;
• формулировать проблему на основе анализа ситуации;
• анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного
предметного содержания в разном контексте; овладеть универсальными способами
анализа информации и ее интеграции в единое целое;
• оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы
в рамках предметного содержания;
• интерпретировать и оценивать полученные результаты в различном контексте
лично значимой, национальной или глобальной ситуации, проблемы;
• оценивать проблемы, делать выводы, строить прогнозы, предлагать различные
пути их решения.
Реализация программы курса предполагает использование форм работы, которые
предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание
индивидуальной и групповой работы, проектную и исследовательскую
деятельность, деловые игры, организацию социальных практик. Таким образом,
вовлеченность школьников в данную внеурочную деятельность позволит
обеспечить их самоопределение, расширить зоны поиска своих интересов в
различных сферах прикладных знаний, переосмыслить свои связи с окружающими,
свое место среди других людей. В целом реализация программы вносит вклад в
нравственное и социальное формирование личности
Раздел 2. Содержание программы курса внеурочной деятельности
№
п/п

Содержание курса
(реферативное описание разделов

Формы организации
учебных занятий

Характеристика видов
деятельности обучающихся

1

и тем программы курса)
Введение.
Обсуждение понятий
«функциональная грамотность»,
«составляющие функциональной
грамотности (читательская,
математическая, естественнонаучная, финансовая грамотность,
глобальные компетенции, креативное мышление).

Игры и упражнения,
помогающие
объединить участников
программы, которые
будут посещать занятия.
Беседа, работа в группах, планирование
работы

2

Модуль: Читательская
грамотность. «Читаем, соединяем
текстовую и графическую
информацию»
Путешествуем и познаем мир.
Путешествие по России. Работаем
над проектом (Школьная жизнь).
Хотим участвовать в конкурсе. По
страницам биографий. Великие
люди нашей страны. Мир моего
города. Человек и технический
прогресс.

Работа в группах, Играрасследование. Деловая
игра. Самостоятельное
выполнение работы с
последующим
обсуждение ответов на
задания

3

Модуль: Естественнонаучная
грамотность «Наука рядом»
Мои увлечения. Растения и
животные в нашей жизни.
Загадочные явления.

Работа индивидуально
или в парах.
Обсуждение
результатов выполнения
заданий. Презентация
Результатов
исследования.

4

Модуль: Креативное мышление
«Учимся мыслить креативно»
Модели и ситуации. Общее
представление о креативности. Знакомство с содержательными и
тематическими областями.
Выдвижение разнообразных идей.
Для чего нужно выдвигать разные
идеи и варианты. Разные, похожие,
одинаковые. Выдвижение
креативных идей и их доработка.
Нестандартные идеи. Креативные
идеи. От выдвижения до доработки
идей. Создание продукта. Выполнение проекта на основе
комплексного задания.

Работа индивидуально
или в парах.
Обсуждение
результатов выполнения
заданий. Презентация
Результатов
исследования.
Совместное чтение
текста заданий.
Маркировка текста с
целью выделения
основных требований.
Выдвижение идей и
обсуждение причин, по
которым требуется
проявлять беглость

Развить мотивацию к
целенаправленной социально
значимой деятельности;
стремление быть полезным,
интерес к социальному
сотрудничеству. Сформировать
внутреннюю позицию личности
как особого ценностного
отношения к себе, окружающим
людям и жизни в целом.
Сформировать установку на
активное участие в решении
практических задач,
Соотносить визуальное
изображение с вербальным
текстом. Понимать
фактологическую информацию
Использовать информацию из
текста для
решения практической задачи.
Интегрировать и
интерпретировать информацию,
представленную в
разной форме и в разных частях
текста. Выявление роли
визуальных объектов для
понимания сплошного текста
Получение выводов на основе
интерпретации данных
(графических, чисовых),
построение рассуждений.
Объяснение явлений с
использованием
Приобретенных знаний. Анализ
результатов экспериментов
(описанных или проведенных
самостоятельно).
Совместное чтение текста
заданий. Маркировка текста с
целью выделения
главного. Совместная
деятельность
по анализу предложенных
ситуаций.
Выдвижение идей и обсуждение
различных способов проявления
креативности:
-самовыражение с помощью
текстов, рисунков, мимики и
пластики, танца и др.
- решение проблем социального
и научного
характера.

Диагностика и рефлексия.
Самооценка. Выполнение итоговой
работы.
Модуль: Математическая
грамотность «Математика в
повседневной жизни»
Путешествия и отдых.
Развлечение и хобби. Транспорт.
Здоровье. Домашнее хозяйство

мышления, гибкость и разнообразие
мышления.
Беседа, групповая
работа,
индивидуальная работа

6

Модуль: Финансовая
грамотность «Школа
финансовых решений»
Собираемся за покупками: что
важно знать. Делаем покупки: как
правильно выбирать товары.
Приобретаем услуги: знаем, умеем,
практикуем. Самое главное о
правилах поведении грамотного
покупателя. «Деньги - не щепки,
счетом крепки»

Решение ситуативных и
проблемных задач.
Беседа. Дискуссия.
Проект. Игра.

7

Модуль: Глобальные
компетенции «Роскошь общения.
Ты, я, мы отвечаем за планету.
Мы учимся взаимодействовать и
знакомимся с глобальными

5

Беседа, обсуждение,
игровая деятельность,
решение
познавательных задач и
разбор ситуаций

Извлекать анализировать,
интерпретировать информацию
(из текста, таблицы,
диаграммы), распознавать
математические объекты, (числа,
величины, фигуры),
Описывать ход и результаты
действий,
Предлагать и обсуждать способы
решения, Прикидывать,
оценивать, вычислять результат,
Устанавливать и использовать
зависимости между величинами,
данными, Читать, представлять,
сравнивать математические
объекты (числа, величины,
фигуры), Применять правила,
свойства (вычислений,
нахождения результата),
Применять приемы проверки
результата, Интерпретировать
ответ, данные, Выдвигать и
обосновывать гипотезу,
Формулировать обобщения и
выводы, Распознавать истинные
и ложные высказывания об
объектах, Строить высказывания,
Приводить примеры и контр
примеры, Выявлять сходства и
различия объектов, Измерять
объекты, Моделировать
ситуацию математически.
Планировать
ход решения задачи в 2-3
действия.
Выявлять и анализировать
финансовую информацию.
Оценивать финансовые
проблемы. Применять
финансовые знания. Финансовая
грамотность: Финансы.
Финансовая выгода. Финансовый
риск.
Финансовое планирование
Выявлять и оценивать различные
мнения и точки зрения о
взаимодействии в школьном
коллективе. Объяснять причины
возникновения конфликтных

ситуаций в школьном
коллективе. Обосновывать
способы их решения. Описывать
ситуации проявления глобальных
проблем на местном (локальном)
уровне. Оценивать влияние
глобальных проблем на жизнь
каждого человека, на развитие
общества.

проблемами»
Мы умеем дружить. Общаемся с
одноклассниками и живем
интересно. Какие проблемы
называют глобальными? Что значит
быть глобально компетентным?
Можем ли мы решать глобальные
проблемы? Начинаем действовать.
Идея: на материале заданий
«Покупаем новое» и «Не
выбрасывайте продукты»
интеграция с финансовой
грамотностью по теме «Покупки»
8

Групповая работа

Подведение итогов.

Самооценка результатов
деятельности на занятиях.
Подготовка к итоговому
занятию
9

Итоговое занятие.
Демонстрация итогов внеурочных
занятий по ФГ (открытое
мероприятие для школы и
родителей).

Театрализованное
представление,
фестиваль, выставка
работ

Оценивать результаты своей
деятельности. Аргументировать и
обосновывать свою позицию.
Осуществлять сотрудничество со
сверстниками. Учитывать
разные мнения.
Решение практических задач,
успешное межличностного
общение в совместной
деятельности, активное участие в
коллективных учебноисследовательских, проектных и
других творческих работах.
Просмотр слайд- шоу с
фотографиями и видео,
сделанными педагогами и детьми
во время занятий. Благодарности
друг другу за совместную работу.

Раздел 3. Тематическое планирование программы курса внеурочной деятельности
№
п/п

Название раздела

1

Введение.

2

Модуль: Читательская
грамотность. «Читаем,
соединяем текстовую и
графическую информацию»

Тема урока

Колво
часов
1

Обсуждение понятий
«функциональная грамотность», «составляющие функциональной
грамотности (читательская,
математическая, естественнонаучная, финансовая грамотность,
глобальные компетенции, креативное мышление).
Путешествуем и познаем мир.
5
Путешествие по России. Работаем
над проектом (Школьная жизнь).
Хотим участвовать в конкурсе. По
страницам биографий. Великие
люди нашей страны. Мир моего
города. Человек и технический
прогресс.

В том числе
Теория Практика
1

0

1

4

3

4

5

6

7

8

9

Модуль: Естественнонаучная грамотность
«Наука рядом»
Модуль: Креативное
мышление «Учимся
мыслить креативно»

Модуль: Математическая
грамотность «Математика в
повседневной жизни»
Модуль: Финансовая
грамотность «Школа
финансовых решений»

Модуль: Глобальные
компетенции «Роскошь
общения. Ты, я, мы
отвечаем за планету. Мы
учимся взаимодействовать
и знакомимся с
глобальными проблемами»

Подведение итогов.
Подготовка к итоговому
занятию
Итоговое занятие
ИТОГО

Мои увлечения. Растения и
животные в нашей жизни.
Загадочные явления.
Модели и ситуации. Общее
представление о креативности. Знакомство с содержательными и
тематическими областями.
Выдвижение разнообразных идей.
Для чего нужно выдвигать разные
идеи и варианты. Разные, похожие,
одинаковые. Выдвижение
креативных идей и их доработка.
Нестандартные идеи. Креативные
идеи. От выдвижения до доработки
идей. Создание продукта. Выполнение проекта на основе
комплексного задания. Диагностика
и рефлексия. Самооценка.
Выполнение итоговой работы.
Путешествия и отдых. Транспорт.
Здоровье. Домашнее хозяйство

5

1

4

5

1

4

5

1

4

Собираемся за покупками: что важно 5
знать. Делаем покупки: как
правильно выбирать товары.
Приобретаем услуги: знаем, умеем,
практикуем. Самое главное о
правилах поведении грамотного
покупателя. «Деньги - не щепки,
счетом крепки»
5
Мы умеем дружить. Общаемся с

1

4

1

4

2

0

1

1

0

1

34

7

27

одноклассниками и живем
интересно. Какие проблемы
называют глобальными? Что значит
быть глобально компетентным?
Можем ли мы решать глобальные
проблемы? Начинаем действовать.
Идея: на материале заданий
«Покупаем новое» и «Не
выбрасывайте продукты»
интеграция с финансовой
грамотностью по теме «Покупки»
Демонстрация итогов внеурочных
занятий по ФГ
Открытое мероприятие для школы и
родителей.

Календарно-тематическое планирование программы
курса внеурочной деятельности

№
п/п

1

2
3
4
5
6
7
8
9
10

Раздел/Тема урока
Введение.
Обсуждение понятий «функциональная грамотность», «составляющие функциональной
грамотности (читательская, математическая, естественно-научная, финансовая грамотность,
глобальные компетенции, креативное мышление).
Модуль: Читательская грамотность. «Читаем, соединяем текстовую и графическую
информацию»
Путешествуем и познаем мир. Путешествие по России.
Работаем над проектом (Школьная жизнь).
Хотим участвовать в конкурсе. (Школьная жизнь).
По страницам биографий. Великие люди нашей страны.
Мир моего города. Человек и технический прогресс.
Модуль: естественнонаучная грамотность «Наука рядом»
Мои увлечения.
Растения и животные в нашей жизни. Выполнение заданий «Чем питаются растения»
Растения и животные в нашей жизни. Выполнение заданий «Чем питаются хищные птицы»»
Загадочные явления. Выполнение заданий «Лазерная указка и фонарик»

11

Загадочные явления. Выполнение заданий «Что такое снег»
Модуль: Креативное мышление «Учимся мыслить креативно»
Модели и ситуации. Общее представление о креативности. Знакомство с содержательными и
12
тематическими областями
Выдвижение разнообразных идей. Для чего нужно выдвигать разные идеи и варианты.
13
Разные, похожие, одинаковые
14 Выдвижение креативных идей и их доработка. Нестандартные идеи. Креативные идеи.
От выдвижения до доработки идей. Создание продукта. Выполнение проекта на основе
15
комплексного задания.
16 Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой работы.
Модуль: Математическая грамотность «Математика в повседневной жизни»
17 Путешествия и отдых.
18 Развлечение и хобби.
19 Транспорт.
20 Здоровье.
21 Домашнее хозяйство
Модуль: Финансовая грамотность «Школа финансовых решений»
22 Собираемся за покупками: что важно знать.
23 Делаем покупки: как правильно выбирать товары.
24 Приобретаем услуги: знаем, умеем, практикуем.
25 Самое главное о правилах поведении грамотного покупателя
26 «Деньги - не щепки, счетом крепки»
Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы
учимся взаимодействовать и знакомимся с глобальными проблемами»
27 Мы умеем дружить.
28

Общаемся с одноклассниками и живем интересно

29

Какие проблемы называют глобальными? Что значит быть глобально компетентным?

30

Можем ли мы решать глобальные проблемы? Начинаем действовать.

31

Идея: на материале заданий «Покупаем новое» и «Не выбрасывайте продукты» интеграция с
финансовой грамотностью по теме «Покупки»

32

Подведение итогов.

33

Подготовка к итоговому занятию

34

Итоговое занятие

Приложение № 1
Аннотация к программе курса внеурочной деятельности
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на один
год. Согласно учебному плану ОО на освоение данного курса отводится 1 часа в неделю, что при
34 учебных неделях составляет 34 часа в год
Программа «Функциональная грамотность» предназначена для организации внеурочной
деятельности в 5-х классах на уровне основного общего образования по общеинтеллектуальному
направлению развития личности.
Основной целью курса является формирование функционально грамотной личности, ее
готовности и способности «использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания,
умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных
сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
Задачи программы:
•
развитие способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и
совершенствовании идей, направленных на получение инновационных (новых, новаторских,
оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных,
экономичных, оптимальных) решений, и/или нового знания, и/или эффектного (впечатляющего,
вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения (креативное
мышление);
•
развитие способности принимать эффективные решения в разнообразных финансовых
ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а
также возможности участия в экономической жизни (финансовая грамотность);
•
развитие способности формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных
контекстах;
включать
математические
рассуждения,
использовать
математические понятия, процедуры, факты и инструменты для описания, объяснения и
предсказания явления; понимания роли математики в мире; высказывать хорошо обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему гражданину (математическая грамотность);
•
развитие способности критически рассматривать с различных точек зрения вопросы и
ситуации глобального характера и межкультурного взаимодействия и эффективно действовать в
этих ситуациях; осознавать, каким образом культурные, религиозные, политические, расовые и
иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды; вступать в
открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе
разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству (глобальные компетенции).
Формы работы: самостоятельное чтение, беседа, диалог, дискуссия, круглый стол,
моделирование, игра, викторина, аналитическая беседа, тестирование, мини-проекты.
Методическим обеспечением программы курса являются задания разработанного банка для
формирования и оценки функциональной грамотности, размещенные на портале Российской
электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/), портале ФГБНУ ИСРО РАО (http://skiv. instrao.
ru/),
электронном
образовательном
ресурсе
издательства
«Просвещение»
(https://media.prosv.ru/func/), материалы из пособий «Функциональная грамотность. Учимся для
жизни» (17 сборников) издательства «Просвещение», а также разрабатываемые методические
материалы в помощь учителям, помогающие грамотно организовать работу всего коллектива
школьников, а также их индивидуальную и групповую работу


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».